ОГЛАВЛЕHИЕ



4.4. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ ГРУППОВОГО ТЕРАПЕВТА

Черты личности терапевта, о которых говорилось, являются важными, но все же недостаточными для эффективной работы в группе. Для этого нужны определенные микронавыки, умение выражать свои чувства, разрешать кризисные ситуации в группе, хорошее понимание и интерпретация невербального поведения, наконец, глубокое понимание, поощрение и освещение происходящего "здесь и теперь" процесса в группе. Система этих профессиональных навыков в сочетании с личностью терапевта составляет суть настоящего профессионализма.

Микронавыки

Они "пришли" в групповую психотерапию из индивидуальной работы и предназначены для создания сплоченности группы. Многие из них более подробно описаны ранее (Р.Кочюнас, 1999). Здесь мы также будем опираться на описание микронавыков, данное E.Nolan (1978).

  1. Активное слушание. Слушание другого человека зависит от наших установок. Слушая участников группы, терапевт должен хотеть понять, как они видят мир и конкретные ситуации в нем. Эта установка противоположна желанию изменить взгляды другого человека. Правильное слушание опирается на установку "Позволь мне попытаться понять, как ты видишь ситуацию", а не "Ты должен по-другому смотреть на ситуацию". Хороший слушатель слышит лишь то, что говорится, и не привносит свои мысли в слова собеседника. Научиться правильно выслушивать можно, идентифицируя в себе барьеры, мешающие быть полностью внимательным к словам другого человека. Например, слушая, мы нередко любим думать, что и как ответить, и пропускаем мимо ушей часть того, что говорится, или не столько слушаем, сколько заботимся о том, как выглядим в глазах других. Устранение этих препятствий может помочь терапевту группы стать более внимательным слушателем.

  2. Переформулировка утверждений. Это повторение терапевтом своими словами утверждения участника группы без искажения его мысли с целью удостовериться, правильно ли терапевт понимает его слова. Это навык, очень хорошо дополняющий умение активно выслушивать.

  3. Объяснение. Выделение сути высказывания участника группы посредством упрощения этого высказывания. Это помогает участникам лучше разобраться в неопределенных и противоречивых чувствах и мыслях, а также лучше понять, о чем говорится. Объяснение особенно ценно на начальной стадии работы группы при формулировке проблем, требующих решения, и индивидуальных целей в группе.

  4. Обобщение. Связывание отдельных моментов межличностного взаимодействия и отдельных элементов работы группы. Оно придает направление работе группы, делает ее более последовательной. Обобщение особенно ценно после обсуждения отдельных тем, при окончании занятий группы. В последнем случае обобщение может сделать не только терапевт, но и участники ("Хотелось бы, чтобы каждый из вас сказал несколько слов о своем сегодняшнем опыте").

  5. Вопросы. Прежде всего имеются в виду открытые вопросы, побуждающие к самоанализу. С их помощью можно поощрять дальнейшую беседу, получать информацию, стимулировать мышление. Однако ценность частого расспрашивания сомнительна. Интенсивность процесса работы группы особенно уменьшают вопросы "почему?" (например, "Почему вы чувствуете это?"). Поскольку наши чувства и поведение имеют много истоков и причин, попытка найти ответ на вопросы типа "почему?" заставляет хвататься за рационализацию, интеллектуализацию, т.е. защищаться. В работе группы значительно эффективнее вопросы "кто?", "что?" и "как?" ("Что самое плохое может с вами случиться, если вы расскажете об этом?"" "Как вы испытываете страх отвержения в этой группе?").

  6. Интерпретация. С ее помощью терапевт группы объясняет поведение, чувства и мысли участников, их взаимосвязи. Интерпретация побуждает участников к более глубокому самоанализу, предоставляет им новую перспективу понимания своего поведения. Но интерпретации терапевта могут быть и неточными, заставляющими участников защищаться. Поэтому перед интерпретацией терапевт должен ответить себе на два вопроса:

    Если интерпретация терапевта неправильна и если он слишком уверен в своих интерпретациях, участник группы вынужден думать, что он неправильно осознает и понимает себя и то, что происходит в группе. Это явно противоречит психотерапевтическим целям группы. Интерпретации терапевта малоценны, если адресат их не принимает. С другой стороны, интерпретации легче принять, если они формулируются в форме допущений, если участники видят в них не стремление терапевта дать им оценку, "приклеить ярлык", а желание помочь. Всегда бывает трудно принимать даже правильные, но носящие критический характер интерпретации, содержащие категорические обобщения и глобальные оценки.

    То же самое случается, когда интерпретация бывает правильной, но дается не вовремя. Участник может ее отвергнуть или, даже принимая, чувствовать себя задетым и оскорбленным.

    Терапевт не должен злоупотреблять интерпретациями, какими бы гениальными они ни казались ему, а должен больше позволять участникам группы самим разбираться в себе. S.H.Foulkes и E.J.Anthony (1971) отмечают: "Бывает так, что терапевт обязан попирать свою мудрость, принимать блуждания и ждать, пока группа сама не придет к решению". Терапевт может высказать свои замечания, а объяснять и комментировать их попросить участников. Или может объяснить, что происходит, и предложить всем вместе поделиться чувствами. Когда они совпадают с чувствами участников группы, последние могут глубже понять свой опыт и принять его.

  7. Конфронтация. Это побуждение участников обратить внимание на противоречия в их словах и действиях, между отдельными утверждениями, на несовпадение вербального и невербального поведения. Конфронтация, помогающая осознать противоречия, может помочь участникам группы искреннее анализировать себя. Конфронтация ни в коем случае не означает нападок на участника группы. Во время конфронтации должна оцениваться не личность участника, а его поступки. Исследования (R.R.Dies, 1994) показывают, что участники группы ценят только позитивную конфронтацию терапевта.

  8. Отражение чувств. Это раскрытие содержания чувств участникам. Оно позволяет участникам группы знать, что терапевт услышал их и понял то, что скрыто за словами.

  9. Оказание поддержки. Оно означает ободрение участников группы, что помогает создавать безопасную атмосферу в группе, поощряет доверие. Однако не следует забывать, что оказание поддержки может быть не только психотерапевтичным, но и непродуктивным и даже антитерапевтичным. Довольно частая ошибка терапевтов – спешить на помощь, оказывать участнику поддержку до того, как он сможет полностью пережить конфликт или определенные чувства. Хотя намерения терапевта могут быть самыми лучшими, однако добрыми намерениями может быть "вымощена дорога в ад", потому что у участников может быть отнята возможность испытать полноту чувств. Поспешная и чрезмерная помощь может означать, что терапевт не доверяет способности самих участников помочь себе. Другая возможная ошибка – поддерживать стремление жалующегося участника манипулировать другими. Например, когда участник группы говорит о том, какой он несчастный и беспомощный, не всегда следует торопиться утешать его, так как довольно часто люди посредством своих мнимых несчастий манипулируют окружающими. Поддержка обязательно нужна, когда участник переживает кризис, когда он пытается меняться и сомневается в плодотворности и конструктивности своих усилий и т.п.

  10. Эмпатия. Это отождествление с участниками группы, способность увидеть события через призму их субъективного мира. Оно стимулирует сплоченность группы, показывает усилия терапевта понять участников. Конечно, нереально точно знать, что чувствует и испытывает другой человек, тем не менее умеющий вчувствоваться терапевт может сделать удачное предположение.

  11. Фасилитация. Это поощрение открытого общения в группе, помощь участникам в постепенном возлагании на себя все большей ответственности за ход работы в группе. Терапевт помогает участникам открыто выражать свои ожидания и страхи, создает атмосферу взаимного доверия, в которой оказывается поддержка участникам, пытающимся меняться или открывающим свои глубокие проблемы. Вместе с тем как можно больше участников включается в групповое взаимодействие, уменьшается их зависимость от терапевта.

  12. Выдвижение целей. Формулировка конкретных целей группы и помощь участникам в определении конкретных личных целей. Это придает более определенное направление активности группы (о формулировании целей более подробно будет говориться при обсуждении работы терапевта на начальной стадии работы группы).

  13. Оценка. Это постоянная оценка происходящего группового процесса и индивидуальной динамики участников. После каждой встречи группы следует оценить, что произошло с отдельными участниками и между ними, что должно происходить во время следующей встречи. Терапевт должен постоянно спрашивать себя, какие изменения происходят в группе, какие психотерапевтические и антитерапевтические силы действуют в группе и т.п. Следует побуждать и самих участников оценивать то, что происходит в группе. Это расширяет самосознание участников и помогает лучше понять, что происходит в группе.

  14. Реагирование (обратная связь). Терапевт группы обязан конкретно и откровенно реагировать на поступки, чувства, высказанные мысли участников. Это помогает им создать более ясное представление о том, как их поведение видят другие, и тем самым поощряет расширение самосознания (о реагировании более подробно пойдет речь при обсуждении работы группы на начальной стадии).

  15. Информирование. Это умение вовремя предоставить участникам группы нужные знания или дать советы, помогающие найти альтернативные способы поведения. Об этом более подробно уже говорилось при обсуждении информирования как одного из психотерапевтических факторов группы.

  16. (Шестнадцатый пункт в оригинале отсутствует – прим. ред. HTML-версии)

  17. Предохранение. Это защита участников от ненужного психологического риска в работе группы, удерживание от необдуманных поступков, слишком глубокого самораскрытия, когда другие участники группы не готовы к достаточному пониманию.

  18. Самораскрытие. Открытое эмоциональное реагирование терапевта группы на "здесь и теперь" происходящие события. Это способствует более глубокому общению в группе, повышает взаимное доверие, помогает участникам понять, как можно должным образом показать себя. Раскрытие терапевта в группе более подробно будет обсуждаться ниже.

  19. Моделирование. Демонстрация терапевтом своими действиями желательного поведения в группе. Такое поведение терапевта способствует более продуктивному поведению участников.

  20. Использование пауз молчания. Возникающие по инициативе терапевта паузы молчания помогают участникам сконцентрироваться, глубже пережить эмоционально интенсивные события в группе, лучше разобраться в себе и в групповом процессе.

  21. Блокирование. Это остановка непродуктивного поведения в группе, например, постоянного спрашивания, болтовни, вмешательства в личную жизнь других участников, непродуктивных пауз и т.п. Очень важно правильно остановить непродуктивный ход событий в группе. Блокирование подобно действиям регулировщика движения – если они неправильные, создаются транспортные пробки, правильные же действия обеспечивают последовательное движение вперед. Блокирование не только обеспечивает более целеустремленную работу группы, но и охраняет участников от неадекватных действий других участников.

  22. Завершение. Это помощь участникам группы в завершении отдельной встречи или всего курса групповой психотерапии. Терапевт группы должен:

Правильное выражение чувств

Терапевту группы очень важно осознавать, знать, называть свои чувства, однако этого недостаточно. Он должен уметь правильно и искренне выражать свои чувства. Это не так просто, потому что, проявляя свои чувства, терапевт становится так же уязвим, как и участники.

Выше уже упоминалось, что терапевт должен быть искренним, но выражать свои чувства обдуманно. Его чувства, как и любые другие действия, воспринимаются в группе как более значимые, по сравнению с действиями других ее участников. Но терапевт сам должен понимать, что, независимо от того, как его чувства воспринимают участники, объективно они не имеют большего веса, чем чувства участников группы.

Особенно осторожно следует выражать интенсивные чувства – злость и симпатию по отношению к участникам группы, так как именно эти его чувства в глазах участников группы имеют больший вес, чем аналогичные чувства участников. Здесь терапевт сталкивается с дилеммой – как одновременно быть искренним и не провоцировать своими чувствами ненужное напряжение в процессе работы группы. Сочетать эти вещи может помочь соблюдение определенных правил (R.Naar, 1982). Во-первых, терапевт должен объяснить свои негативные чувства. Во-вторых, объектом отрицательных чувств должно быть поведение участников группы, а не личности. Терапевту также не следует искать поддержки своим отрицательным чувствам по отношению к какому-либо участнику группы среди других участников.

Терапевт должен осторожно раскрывать в группе и интенсивные положительные чувства. Отрицательным чувствам можно противодействовать, их можно отвергать, а положительные чувства "обезоруживают" и делают их адресата более уязвимым. Поэтому их демонстрация не должна быть слишком прямолинейной, чтобы не вызвать у участников тревогу, защитную реакцию, а в крайних случаях и враждебность.

Навыки невербального общения

Уровни вербального и невербального общения постоянно переплетаются и оказывают влияние друг на друга. Невербальное поведение может изменить смысл слов, обогатить словесное содержание, иллюстрировать слова или даже их заменить. Полагают, что из этих двух компонентов общения невербальный является более важным. Как отмечает R.Birdwhistell (цит. по G.M.Gazda, 1989), "слова, используемые в речи, включают в себя не более 35% социальных смыслов, высказываемых в общении". Поэтому очевидно, что терапевту особенно важно ориентироваться в том, что в группе не высказывается словами, но выражается невербально.

Навыки невербального поведения приобретаются в повседневной жизни (F.Davis, 1973). Ими пользуемся и "читаем" невербальное поведение других людей автоматически, не осознавая этого. Поэтому, как бы мы ни хотели порой скрыть истинный смысл того, о чем говорим, нас выдают невербальные реакции, скрытые за словами. Вот почему групповому терапевту важно не только уметь угадывать смысл невербальных сигналов участников, но и ориентироваться в своих невербальных реакциях, а лучше всего стараться, чтобы слова соответствовали чувствам. Не следует забывать, что участники группы в общении также более или менее успешно "читают" невербальные знаки.

Исследования показывают, что в общении больше доверяют невербальной информации, чем вербальной. Когда замечаем противоречия между вербальными и невербальными реакциями, даже не осознавая последних, мы им доверяем больше (с этим бывают связаны наши сомнения в высказываниях собеседника – "что-то не так в его словах").

Как указывает G.M.Gazda (1989), невербальные реакции помогают реализовать немало важных целей в общении.

  1. Помогают выразить чувства. Выполненный A.Mehrabian и S.R.Ferris (1967) статистический анализ эффективности каналов вербального и невербального общения показал, что распределение по эффективности таково: вербальное выражение – 7%, голос – 38% и выражение лица – 55%.

  2. Дополняют, меняют, иллюстрируют и обогащают вербальные высказывания.

  3. Регулируют участие в общении. Невербальными сигналами мы выражаем как свое желание продолжать беседу, так и стремление закончить или избежать ее.

  4. Формируют определенные чувства у партнера при общении.

  5. Являются важной формой реагирования в межличностных отношениях.

  6. Выражают внимание в общении. Невербальные элементы особенно важны для правильного слушания собеседника. Своим невербальным поведением мы можем демонстрировать как заинтересованность и внимание, так и равнодушие. Поэтому групповому терапевту очень важно знать, какие невербальные сигналы могут передать участникам его установку на внимание, а какие – невнимательное слушание. Это хорошо иллюстрируют данные таблицы 3.

Таблица 3. Внимательное и невнимательное невербальное поведение
(по R.P. Walters, 1980)

Невербальное поведение Невнимательное поведение
(демонстрирование некоторых из названных вещей подавляет беседу или побуждает закончить ее)
Внимательное поведение
(поощряет беседу, так как выражает установку принятия и уважения собеседника)
Внимание Рассеянное Полностью сосредоточен на собеседнике
Пространство Большое расстояние; замкнутость На расстоянии вытянутой руки
Поза Сгорбленная; скованная; сидение откинувшись Расслабленная, но внимательная; сидение склонившись к собеседнику
Контакт глаз Отсутствует; вызывающий; нервный Постоянный
Время Занимается тем, чем и до беседы; спешка Время уделяется собеседнику
Мебель Используется как барьер Используется для сближения собеседников
Выражение лица Невыразительное; мрачное; пустой взгляд Соответствует чувствам; улыбка
Жесты Противоречивые Усиливающие слова; спокойные
Голос; тон Слишком громкий или слишком тихий Ясно слышимый
Голос; темп Очень медленный, нерешительный; нетерпеливый Средний или несколько ускоренный
Уровень энергии Апатия; сонливость; нервозность; давление Бодрость во время всей беседы

Групповой терапевт должен постоянно следить за невербальным поведением участников. Это помогает лучше, точнее понять участников и их взаимоотношения, обнаружить скрытые установки и мотивы, влияющие на их поведение. Невербальное поведение следовало бы оценивать в контексте ситуации жизни группы и не быть категоричным, приписывая те или иные смыслы невербальным реакциям участников группы.

Неправильное использование навыков и наиболее частые ошибки

Нередко случается, что успехи психотерапевтической группы участники чаще всего приписывают происходящему в группе взаимному общению, а неудачи – терапевту (R.R.Dies, 1983). Поэтому очень важно правильно использовать имеющиеся навыки.

Когда терапевт склонен командовать, требовать, запрещать, указывать, участники начинают себя чувствовать небезопасно, считают обязанными делать нечто, к чему не готовы или чего не хотят.

Можно назвать и другие возможные ошибки терапевта, связанные с неправильным использованием имеющихся навыков (G.Corey с сотр., 1988):

Как отмечает R.R.Dies (1994), начинающие групповые терапевты имеют склонность часто повторять одни и те же ошибки – задают слишком много вопросов, уделяют слишком много или слишком мало времени обсуждению какой-либо проблемы группы или участника, недостаточно точно прогнозируют воздействие и последствия своих высказываний в группе, не до конца обдумывают последовательность своих действий и из-за этого бывают непоследовательными в группе, блокируют обсуждение некоторых потенциально продуктивных и важных тем стремлением поскорей "решить проблему" или поспешными интерпретациями.

Работа группового терапевта "здесь и теперь": развитие и объяснение группового процесса

Одной из важнейших особенностей психотерапевтической группы является ее ориентация на настоящее время. Это "здесь и теперь" разворачивающийся процесс. "Здесь и теперь" означает, что в центре внимания группы находятся не столько воспоминания о прошлом или планы на будущее, сколько перманентно и непосредственно переходящее в будущее настоящее.

Жизнь группы "здесь и теперь" составляет групповой процесс (R.Naar, 1982). Это способ общения в группе. Содержание работы группы составляют утверждения, действия, чувства участников. Содержание меняется, а процесс является непрерывным, даже когда в группе все молчат, потому что и в тишине что-то происходит. В групповой психотерапии всегда ориентируются на процесс, т.е. не столько на содержание высказываний участников группы, сколько на то, как и почему произносятся слова, как они отражают взаимоотношения участников.

Принцип "здесь и теперь" в группе иногда осуществляется в слишком узком понимании, когда из содержания работы группы устраняется все, что непосредственно не связано с настоящим группы. Но в реальной жизни участников происходят важные события, которые не могут не оказывать влияния на то, что происходит в группе. Поэтому мы полагаем, что в работе группы нельзя игнорировать того, что происходит с ее участниками в реальной жизни, в реальных отношениях, их успехи и неудачи. Без этого работа группы была бы далекой от реальности, поверхностной, похожей на "игру в бисер" (Г.Гессе). События, происшедшие вне группы, прошлые могут быть не менее живыми, чем происходящие в группе. Незавершенность прошлых ситуаций может тормозить решение проблем участников в группе. Когда происходившие в прошлом или за пределами группы события связаны с групповыми ситуациями, то их обсуждение в группе не нарушает принципа "здесь и теперь". С другой стороны, если участники в группе делятся только прошлыми воспоминаниями, то это может быть психологической защитой от неприятных, пугающих чувств и событий в группе. Принятие такого поведения участников было бы отступлением от жизни группы в "здесь и теперь".

Чтобы работа группы "здесь и теперь" была психотерапевтически эффективной, в ней обязательно должны быть две ступени – поощрение выражения чувств (развитие процесса "здесь и теперь") и объяснение чувств (процесса "здесь и теперь") (I.D.Yalom, 1985; S.Vinogradov, I.D.Yalom, 1989).

Первая ступень – это весь спектр переживаний участников группы: их чувства друг к другу, к терапевту, к группе. Но эти чувства приобретают психотерапевтический смысл только тогда, когда они постоянно объясняются (вторая ступень). Если бы существовала только первая ступень – непосредственный опыт, – переживания участников были бы интенсивными, даже внушительными, но без их объяснения не существовало бы никаких когнитивных точек отсчета для обобщения, сохранения и применения этого опыта в реальной жизни. С другой стороны, если бы в группе преобладал только детальный анализ каждого события, ее жизнь потеряла бы живость и превратилась бы в сухую интеллектуальную игру. Поэтому психотерапевтически эффективная жизнь группы является двоякой – группа живет "здесь и теперь", а вместе с тем происходит анализ этой жизни. С этим связаны и две важнейшие задачи терапевта- вести группу в рамках "здесь и теперь", поощрять процесс эмоционального переживания и руководить объяснением, анализом группового процесса. Особенно важной является вторая задача.

Теперь более подробно обсудим задачи группового терапевта на каждом этапе процесса "здесь и теперь".

Что может помочь терапевту развивать групповой процесс, вести группу "здесь и теперь"? Прежде всего ему следует мыслить категориями "здесь и теперь" и постоянно следить и анализировать ход работы группы. Очень важно в групповых ситуациях найти аналоги актуальных проблем в реальной жизни участников. Задача терапевта – постоянно направлять группу от дискуссий о внегрупповом опыте к обсуждению взаимоотношений. На это особенно много времени приходится тратить в начале работы группы. С самых первых встреч терапевт должен направлять участников от абстрактных проблем к конкретным, от общечеловеческих вопросов – к личным. Например, если участник группы говорит, что ему лучше помолчать, потому что он всегда говорит глупости, терапевт, ориентируя участника на "здесь и теперь", может спросить, какие глупости он сказал на сегодняшнем занятии группы. Если участница говорит, что она стесняется говорить о некоторых вещах в группе, терапевт может спросить, что самое ужасное может произойти, если она решится рассказать об этом. Если участник группы выражает опасение по поводу того, что другие будут смеяться над ним, терапевт может спросить: "Кто конкретно в группе может смеяться над тобой?" и т.д.

Групповой процесс развивает и требование к участникам непосредственно обращаться друг к другу, смотреть на собеседника, говорить от своего имени, начиная "я...", а не "мы...".

Усилия терапевта по развитию процесса "здесь и теперь" могут быть обобщены сформулированной I.D.Yalom (1985) задачей – помочь участникам группы превратить намерение в решение, а решение – в действие, обобщать групповой опыт и переносить его в реальную жизнь.

Чтобы помочь участникам разобраться в групповом процессе, терапевт сам должен хорошо понимать его. Опытный терапевт делает это естественно и без усилий. Как отмечает M.F.Ettin (1992), терапевт группы, наблюдая, как участники общаются, борются между собой, составляет все более полное представление о каждом участнике и, объединяя все эти элементы в целое, получает "картину" группового процесса. Таким образом, пониманию группового процесса может способствовать наблюдение многих, порой незаметных деталей.

Можно было бы назвать и другие элементы, важные для группового процесса. Однако и упомянутых уже достаточно для понимания того, каким внимательным и наблюдательным должен быть терапевт, если он хочет понять происходящее в группе. Другим важным средством для ориентации в групповом процессе наряду с наблюдательностью являются собственные чувства терапевта. Как метко заметил I.D.Yalom (1985), "для опытного психотерапевта его чувства – словно микроскоп для микробиолога".

Понимание группового процесса – это лишь половина работы терапевта. Другая половина – передача этого понимания участникам группы. В отдельные моменты жизни группы (ситуации сопротивления, тупиковые ситуации, болезненные переживания, неожиданные развязки и т.п.) терапевт должен "вторгнуться" в групповой процесс, чтобы поднять важные вопросы, помогающие понять процесс (M.F.Ettin, 1992):

  1. Что сейчас происходит в группе?

  2. Как все это началось и поддерживалось и как чувствуют себя теперь участники группы?

  3. В каком направлении развивается групповой процесс и в каком направлении группа избегает идти?

  4. Почему все произошло так, как произошло, и почему трудно что-либо изменить?

Стремление искать ответы на эти вопросы дает возможность понять различные ситуации в жизни группы.

Объясняя групповой процесс, терапевт должен связывать объяснение с поведением конкретных участников. Когда участник, способен осознать, что с ним происходит в группе, терапевт может поднять важный, мы бы сказали, экзистенциальный вопрос: "Доволен ли ты тем своим миром, который сам создаешь?" Вот так ты ведешь себя с окружающими, так создаешь их мнение о себе, а в результате и свое мнение о самом себе, – "доволен ли ты тем, что делаешь?"

Все эти действия терапевта группы направлены на то, чтобы участники приняли решение изменить свое поведение, жизнь. Внутренней инстанцией человека, побуждающей к действию, превращающей намерение в решение, а последнее в действие, является воля (кстати, ее значение признает не так уж и много теоретиков психотерапии – O.Rank, R.May, S.Arieti, L.Farber, I.Yalom). Объясняя групповой процесс посредством поведения конкретных участников, терапевт "запускает" механизм их воли. Цель терапевта – проводить участников до той точки, где они начинают принимать одно, несколько или все эти базовые решения (I.D.Yalom, 1985):

  1. "Только я могу изменить мир, который сам создал".
  2. "В изменении нет никакой опасности".
  3. "Чтобы достигнуть того, чего мне действительно хочется, я должен измениться".
  4. "Я могу измениться; я достаточно сильный для этого".

Каждое из этих важных решений, принятых участником группы, является достаточным стимулом для реального волевого действия.

Кризисные ситуации в группе

Хотелось бы коротко обсудить несколько трудных ситуаций в жизни психотерапевтической группы, связанных с болезнью и смертью. Для этого воспользуемся рекомендациями H.Mullan и M.Rosenbaum (1978).

Если заболевает терапевт (а в продолжительных амбулаторных группах такая ситуация вероятна), он должен лично позвонить всем участникам и предупредить их о переносе встречи (если нет договоренности, что в отсутствие терапевта группа будет работать с ко-терапевтом или самостоятельно). Если о болезни терапевта участников информирует кто-либо другой, он должен коротко и ясно объяснить им, что случилось, насколько это серьезно и приблизительно сколько времени терапевт будет болеть.

Болезнь и госпитализация участника также вызывает озабоченность в группе, особенно в сплоченной. В этой ситуации терапевт должен поступить так, как подсказывают ему чувства; он может, к примеру, навестить участника в больнице, однако это не обязательно и тут следует не переусердствовать.

Особенно интенсивные и глубокие чувства в группе может вызвать тяжелая болезнь или смерть близких участников группы. Иногда испытавший это участник чувствует себя настолько подавленным, что может покинуть группу. В этом случае терапевт должен попытаться удержать его (ее): "Из-за своего горя тебе не следует покидать нас. Ты можешь поделиться своими чувствами по поводу смерти (болезни) с нами".

Иногда несчастье может случиться с терапевтом, когда умирает близкий или важный для него человек. Его поведение в подобной ситуации может быть двояким. Терапевт может на некоторое время (на сколько ему потребуется) прервать занятия группы или не делать этого, а поделиться в группе с участниками своим несчастьем и чувством утраты.

Последний способ, хотя и не простой, имеет больший смысл как для терапевта, так и для группы, так как терапевт показывает группе, что чувствует себя ее частичкой, доверяет ей. С другой стороны, не следует использовать группу для поисков утешения.