ОГЛАВЛЕHИЕ



7.2. ПЕРЕХОДНАЯ СТАДИЯ

Особенности переходной стадии работы группы и задачи терапевта

Эта стадия означает переход группы к довольно бурному этапу жизни, которому свойственны конфликты, негативные переживания. Из-за этого могут усилиться тревога, страхи, сопротивление работе. Конфликты могут возникнуть как между участниками, так и между ними и терапевтом. В группе происходит процесс иерархизации, "борьба за власть", деление участников на активных и пассивных, доминирующих и подчиняющихся и др. В связи с этим появляется больше критических высказываний, отрицательных оценок и комментариев. Часты требования участников друг к другу – "должен", "обязан". Именно на этом этапе работы группы бывает самый большой "отсев" участников – из-за усилившегося напряжения, конфликтов и др.

Однако в процессе выяснения взаимоотношений, конфликтов происходит объединение участников группы в психотерапевтически потенциальный сплав, который и называется группой. Это неизбежная фаза жизни группы перед переходом в зрелую стадию работы. Не преодолев полосы кризиса и конфликтов отрочества, не становятся взрослыми.

Рис. 3A       Рис. 3B

Т – терапевт   У – участник

Рис. 3. Отношения между участниками на переходной стадии работы

B.Levine (1979) представил графическое обобщение переходной стадии группы (рис. 3, А и В). Для этой стадии характерна неравномерность отношений между участниками, появление подгрупп. Как уже упоминалось, одной из важнейших черт этой стадии является усиление тревоги и защитных реакций. Это отражается в вопросах и сомнениях участников:

Тревога связана со страхом "впускать" других участников в свой внутренний мир. Однако попытки участников раскрыться, показать более глубокие пласты своей жизни и являются вехами на пути в переходную стадию работы группы. На этом этапе участники часто колеблются между стремлением сохранить анонимность, чувствовать себя в безопасности и желанием рисковать, открыто реагируя на других и говоря о себе. Это желание тормозят психологическая защита и сопротивление работе группы, цель которых – уменьшение тревоги. Поэтому одна из важнейших задач терапевта – помочь участникам преодолеть эти барьеры, побуждать их как можно больше говорить о своих страхах, тревогах, однако осторожно, без насилия, уважая их самоопределение.

Обобщив основные задачи терапевта на переходной стадии работы, можно выделить следующие:

Конфликты между участниками группы

Как уже упоминалось, одним из важнейших элементов переходного этапа группы являются конфликты между участниками и с терапевтом.

Как и в любых группах людей, в психотерапевтической группе конфликты неизбежны. Именно отсутствие конфликтов свидетельствует о нарушении развития группы.

Хотя конфликты в группе могут возникать по разным причинам, наиболее частая их причина – вопросы контроля и конкуренции на переходной стадии работы. S.H.Foulkes и S.I.Anthony (1971) указывают 4 основных источника конфликтов.

  1. Дилемма конформизма и автономии (стремление лавировать между подчинением нормам группы и желанием сохранить автономность).

  2. Сопротивление авторитетам (терапевту).

  3. Противоречие между желанием быть независимым и неспособностью быть реально независимым.

  4. Сопротивление изменениям (противоречие между желанием измениться и все оставить так, как есть).

C.Rogers (1970) заметил, что первым проявлением значимых чувств в группе чаще всего бывают негативные чувства к другому участнику или терапевту. Они и составляют завязку конфликта в группе. С отрицательными чувствами связана и потенциальная психотерапевтическая сила такого конфликта – выражая их, участник как бы проверяет, сколько в группе свободы и доверия, достаточно ли безопасно возражать, чувствовать и выражать любые чувства, конфликтовать. Иными словами проверяется, насколько можешь быть понятым и принятым, "не будучи приятным".

От того, как конфликт выявляется, воспринимается и решается в группе, зависит конструктивность ее дальнейшего развития. Утаивание, подавление конфликтов, попытка загладить их разрушают психотерапевтический процесс в группе. Невыявленные и необсужденные конфликты отражаются в поведении участников – увеличиваются защитные реакции, снижается взаимное доверие, общение становится формальным.

На переходном этапе работы группы особенно важно учить участников открыто говорить о возникающих в группе конфликтах и конструктивно их решать. Целью группы является не разрешение, а решение конфликтов. Это не значит, что не важен результат, однако еще более важен сам процесс. Приведем пример (отрывок из дискуссии в группе).

А: Здесь есть люди, которые никогда ничего не говорят.
В (защищаясь): Не каждый может быть таким болтливым, как ты.
С: Ты так много говоришь, что у меня нет возможности включиться в разговор.
D: Я хотел бы, чтобы вы были более дружелюбны по отношению друг к другу и прекратили этот ненужный спор.

В этой ситуации терапевту не следует:

Присоединение терапевта к позиции одного из участников может вызвать защитную реакцию и сопротивление других участников. Его усилия должны быть направлены на выявление и рассмотрение конфликта. Более конструктивными были бы такие реплики:

Утверждение А является защитой и направлено на группу вообще. Реакция других участников также защитная. Зачастую важнее обратить внимание не на критикуемого (хотя это тоже может быть важным), а на критикующего, так как в психотерапевтической группе продуктивнее анализировать себя, а не пытаться изменить других. Итак, задача терапевта в конфликтной ситуации не прерывать развитие конфликта, но облегчить непосредственное выражение чувств.

Участники группы нередко пытаются подавлять конфликты, так как в ситуации конфронтации чувствуют себя незащищенно, неприятно и неуверенно. Высказанные отрицательные мнения неприятны, но здесь можно усмотреть и позитивные стороны. Когда участники конфликтуют, это означает, что они являются значимыми друг для друга. Не зря злость иногда называется "трудной любовью". Люди, которые ничего не значат друг для друга, просто игнорируют друг друга. Часто в конфликтах друг другу высказываются хотя и болезненные, однако справедливые вещи.

Участники, которые не могут или не умеют выражать злость, могут использовать группу как испытательный полигон, где можно рискнуть вести себя необычным образом – злиться, конфликтовать, высказывать отрицательные чувства. Ситуации конфронтации тем и ценны, что в них можно учиться противостоять давлению и нападкам, искать и находить аргументы в защиту своей позиции, общаться, несмотря на высказанные отрицательные чувства.

Конфликт, как и любая другая ситуация в работе группы, приобретает психотерапевтическую ценность, если является двухступенчатым процессом, т.е. когда он не только переживается, но происходит и анализ переживаемого. Терапевт должен заботиться и о направлении работы группы от одной ступени к другой, от переживания к пониманию.

Конфликты участников с терапевтом

Конфронтация с терапевтом возможна в течение всей работы группы, но на переходном этапе она возникает чаще всего. На него могут нападать как на профессионала и как на человека. Это трудные и неприятные для него ситуации, однако они дают возможность терапевту показать участникам, что проявление агрессивности, враждебности не обязательно пагубно – агрессия может быть понята и принята.

Непосредственная, открытая конфронтация с терапевтом имеет большое значение для развития психотерапевтической группы. Практически все теоретики психотерапевтических групп согласны с тем, что "борьба с властью" является одним из наиболее важных и существенных аспектов развития группы. Как отмечает B.Levine (1979), разрешение кризиса власти является для участников началом отделения от терапевта и позволяет позднее отделить себя и от других участников группы. Правильное решение конфликтных ситуаций с терапевтом углубляет чувство автономности участников и способствует развитию взаимоотношений. Уменьшение зависимости от терапевта означает, что участники перенимают часть контрольных функций, а тем самым и часть ответственности за развитие группы. Это особенно важный признак зрелости группы.

Конфронтация и конфликты с терапевтом могут быть вызваны разными причинами. I.D.Yalom (1985) и G.Corey с сотр. (1988) указывают наиболее часто встречающиеся.

  1. Возросшее сопротивление участников к самоанализу и самораскрытию в переходной стадии работы группы.

  2. Неисполнившиеся ожидания участников группы. Вознеся терапевта в начальной стадии работы на пьедестал, они сейчас начинают понимать, что ни один из них так и не стал его любимым и опекаемым "ребенком". Уже после индивидуальной беседы во время отбора большинство участников приходит в группу с надеждой, что терапевт будет его терапевтом. Однако, когда в ходе работы выясняется, что терапевт одинаково относится ко всем участникам, возникает раздражение, даже враждебность, желание сопротивляться тому, что он говорит и делает.

  3. Недостаточное личностное проявление терапевта, когда он остается в рамках профессиональной роли. Это может стать причиной претензий со стороны некоторых участников. Однако терапевт может и должен объяснить участникам, что в отличие от них у него нет психотерапевтических целей в группе. Терапевту не следует извиняться за свою профессиональную роль. С другой стороны, ему не следует вести себя так, будто он является воплощением совершенства, у которого все есть и который не нуждается в помощи. Терапевт мог бы сказать, что иногда и он сталкивается с жизненными проблемами, однако не собирается решать их в этой группе. Психотерапевтическая группа не является местом обсуждения его проблем; участники должны понять и принять это.

  4. Обвинения в том, что работа группы проходит как-то не так или что терапевт делает что-то не так. Некоторые участники иногда выражают это косвенно – к примеру, начинают вспоминать, что другая группа, в работе которой он участвовал, была лучше, что ее терапевт был другим (следует понимать – работал более эффективно). Особенно важна правильная реакция терапевта на подобные претензии. Когда участник говорит: "Мне здесь скучно; мне хотелось бы, чтобы вы в группе что-то делали", – не следует отвечать так: "Ты полагаешь, что на моем месте смог бы справиться лучше?" Терапевт должен реагировать по-другому: "Объясни подробнее, чего ты хотел бы от меня и что я, по-твоему, должен делать иначе?" или: "Что ты сам смог бы сделать для того, чтобы эта группа стала для тебя более полезной?" Не следует "плясать под дудочку участников", сразу подчиняться их требованиям, лучше их выслушать, позволить высказать свою неудовлетворенность. Терапевт также может сказать, с какими претензиями он согласен, а с какими – нет.

Обычно на участника, стремящегося к конфронтации с терапевтом, другие смотрят с симпатией, хотя некоторым бывает трудно и страшно сопротивляться авторитету терапевта. Последние склонны защищать его. Однако идея "бунта" всегда кому-то кажется привлекательной. В любом случае очень важно, чтобы реагирование терапевта было профессиональным, психотерапевтическим. Он должен позволить свободно развиваться конфликту и искать конструктивные способы его решения. Это помогает участникам учиться конструктивно вести себя в конфликтных ситуациях. Общение во время конфликта должно быть искренним, открытым и прямым. Как пишет B.Levine (1979): "Если терапевт игнорирует, не обращает внимания или сопротивляется вызову участников, группе становится ясно: терапевт не хочет позволить участникам чувствовать себя независимыми... Тогда у них остаются два выхода: дальше бороться за свою автономию или вернуться назад, а это значит остаться там же". Если группа остается на прежнем месте – это означает остановку психотерапевтического прогресса, тупик.

Конфронтация терапевта с участниками выгодна для него еще в одном аспекте. Конфронтируя с ним, участники раскрываются, и он может увидеть новые стороны их личности. Обратив внимание на тех, кто нападает и кто защищает его, важно обсудить как поведение конфликтующих, его причины и характер, так и мотивы защищающих терапевта.

В любом случае терапевт должен понимать, что группа без него не может существовать, что участники стремятся не отделиться от него, а изменить жизнь группы и свою жизнь в ней. А это и является смыслом существования психотерапевтической группы.

Подгруппы в группе

Наряду с конфликтами важным динамическим компонентом в переходной стадии работы группы является формирование подгрупп.

Как утверждают некоторые теоретики, важнейшими "строительными элементами" групп являются индивид, пара и триада. Любая группа состоит из этих элементов (T.Douglas, 1991). Не исключение и психотерапевтическая группа, поэтому формирование в ней подгрупп является неизбежным.

Подгруппы возникают при объединении участников на основании общих ценностей, установок, интересов, взаимных симпатий, прежних знакомств. Они могут существовать как временные коалиции участников, например, объединившихся против кого-нибудь в группе, и как постоянно существующие структурные образования.

Возникновение подгрупп стимулирует потребность решения проблем троякого рода: чувство незащищенности, потребность показать силу и "борьба" за сферы влияния в группе.

В начальной стадии работы группы подгруппы возникают в поисках более безопасных способов пребывания в ней. Пока участники не убеждаются, что группа является достаточно безопасным местом для самовыражения; безопасности и доверия ищут в меньших группках, возникающих на основе взаимных симпатий. Это совершенно естественный и психотерапевтически оправданный процесс. Эти малые системы взаимопомощи при возрастании доверия и сплоченности в группе становятся системой взаимоподдержки в масштабе всей группы.

На переходном этапе работы группы потребность в подгруппах возникает в "борьбе" за распределение сфер влияния в группе и при конфронтации с терапевтом. Возникновению подгрупп также способствует авторитарный стиль руководства группой. Не имея возможности выразить негативные чувства непосредственно терапевту, участники объединяются в подгруппы.

Подгруппы обычно сплачиваются вокруг доминирующих и обладающих большим авторитетом участников. Как указывает T.Douglas (1991), участники, имеющие высокий статус в группе, обычно и вне группы занимают более высокое положение; они хорошо ориентируются в групповом процессе и активно участвуют в нем, подают больше новых идей и, кроме того, могут обладать чертами харизматической личности.

Большинство теоретиков групповой психотерапии (I.D. Yalom, 1985 и др.) подчеркивают отрицательное влияние подгрупп на групповой процесс, особенно в переходной и продуктивной стадиях работы группы. Чаще всего наделяются следующие отрицательные аспекты подгрупп:

Таким образом, в подгруппах по существу игнорируются психотерапевтические цели участия в группе, она используется не для решения проблем, а, например, для поиска друзей.

Еще больше, чем наличие подгрупп, психотерапевтический процесс группы разрушает замалчивание их существования. Поэтому терапевт должен быть инициатором обсуждения в группе контактов, существующих за пределами группы. Нужно не критиковать и обвинять, а обсудить причины возникновения подгрупп. Терапевт должен высказать свою точку зрения и чувства по поводу подгрупп, поскольку они нередко бывают направлены против терапевта и отражают сопротивление психотерапевтической работе.

Отдельным вариантом подгрупп являются эротические и сексуальные пары участников группы. В этом случае два человека взаимные отношения ставят выше, чем работу в группе, игнорируя психотерапевтические цели группы, разрушая психотерапевтический процесс. Хотя, как отмечает G.Corey (1990), эротические чувства следует выражать и обсуждать, как и другие чувства, однако следует избегать реальных сексуальных связей между участниками. Существование сексуальных пар создает в группе некоторый покров тайны – остальные участники, даже подозревая, что пару связывает что-то интимное, избегают говорить об этом, не желая вмешиваться в личную жизнь других. Так, часть отношений участников оказывается вне зоны гласности и работы группы.

Хотя преобладает мнение, что сексуальные связи между участниками искажают психотерапевтический процесс группы, не всегда бывает ясно, что должен делать терапевт в этой ситуации. Представители психодинамической ориентации категорически высказываются за раскрытие и обсуждение таких случаев в группе (H.Mullan, M.Rosenbaum, 1978; D.Flapan, G.H.Fenshel, 1983; S.Rutan, W.Stone, 1984); рекомендуется даже исключение из группы, если пара отказывается говорить о своих связях (S.Rutan, W.Stone, 1984). Существуют и более умеренные мнения. К примеру, G.M.Gazda (1989) полагает, что вмешательство терапевта в сексуальную жизнь участников неэтично. G.Corey (1990) указывает, что хотя терапевт и не должен контролировать жизнь участников вне группы, однако обязан говорить о нежелательности сексуальных отношений между участниками и создаваемых ими проблем в группе. В любом случае терапевту следует избегать морализации и поучений, так как регулирование моральной сферы жизни людей не является целью психотерапии.

В психотерапевтических стационарах существует строгое правило, запрещающее сексуальные связи между пациентами; нарушившие этот запрет выписываются из стационара.

7.3. ПРОДУКТИВНАЯ СТАДИЯ

Особенности продуктивной стадии группы и задачи терапевта

На этой стадии происходит продуктивный анализ проблем участников и реальное изменение себя и своего поведения, исходя из предпосылки, что никто иной, а только сам участник отвечает за свою жизнь. Как отмечает B.Levine (1979), в идеальном случае на этой стадии все общаются со всеми, а терапевт только изредка оказывает поддержку участникам. Идеальная модель таких взаимоотношений участников на этом этапе представлена на рис. 4 (B.Levine, 1979).

Это не значит, что в стадии продуктивной работы исчезает тревога, не возникают негативные чувства или конфликты. Однако участники не избегают их, а открыто выражают и обсуждают возникающие в группе проблемы.

Рис. 4

Т – терапевт   У – участник

Рис. 4. Отношения между участниками группы в стадии продуктивной работы

Основные компоненты работы группы на этой стадии можно охарактеризовать указанием различий между продуктивной и непродуктивной психотерапевтической группой (табл. 6) (M.S.Corey, G.Corey, 1987).

Таблица 6. Чем отличается продуктивная психотерапевтическая группа от непродуктивной

Продуктивная группа Непродуктивная группа
Участники доверяют друг другу и терапевту или по крайней мере откровенно говорят о недостатке доверия; есть желание делиться непосредственно возникающими чувствами. Недоверие друг к другу, скрытая враждебность; участники избегают выражать чувства и мысли.
Цели ясные и конкретные, они сформулированы общими усилиями участников и терапевта; работа группы ориентирована на реализацию этих целей. Цели группы неясные и абстрактные; личные цели участников либо неясные, либо вообще отсутствуют.
Большинство участников чувствуют себя включившимися в группу; пассивные участники побуждаются был более активными; общение между большинством участников открытое; участники пытаются точно выражать то, что чувствуют. Многие участники ощущают себя вне группы, не могут отождествляться с другими участниками; группа раскалывается на подгруппы; участники боятся проявлять свои чувства.
В группе обсуждаются события, происходящие "здесь и теперь", участники прямо высказывают друг другу, что думают и чувствуют. В группе обсуждаются ситуации и события прошлого, участники склонны говорить не о себе, а о других; сопротивляются обсуждению реакций по отношению друг к другу.
Терапевт и участники делят функции руководства группой; участники активно выбирают темы дискуссий. Участники склонны слушаться терапевта и зависимы от него; существует конфликт власти между участниками и между ними и терапевтом.
Готовность раскрыть наболевшее; участники взаимно открыты. Участники "прячутся" друг от друга; самораскрытие минимальное.
Группа сплоченная; между участниками близкие эмоциональные связи; они отождествляются друг с другом; при взаимной поддержке пробуются новые способы поведения. Группа расколота; участники ощущают дистанцию между собой; не хватает взаимной заботы и сочувствия; участники не хотят испробовать новые способы поведения, поэтому в группе воспроизводятся лишь обычные стереотипы поведения.
Называются, обсуждаются и часто разрешаются конфликты между участниками и между ними и терапевтом. Игнорируются конфликты и отрицательные чувства; они либо отвергаются, либо их избегают.
Участники берут на себя ответственность за решение своих проблем. Участники винят друг друга в личных трудностях и ничего не хотят менять.
Участники свободно реагируют друг на друга; не защищаются. Взаимные реакции редки и зачастую не принимаются, отсутствуют забота и сочувствие.
Даже если психотерапевтические изменения малозаметны, участники верят в их возможность; они надеются измениться в желаемом направлении. Участники испытывают чувство отчаяния и бессилия, ощущают себя попавшими в западню.
Конфронтация воспринимается как предложение изменить поведение, а не как нападки. Конфронтируют враждебно, нападая на участника, который чувствует себя отвергнутым; идут поиски "козла отпущения".
Общение непосредственное и ясное. Общение косвенное и туманное.
Участники используют друг друга как дополнительный источник возможностей, интересуются друг другом. Участники интересуются только собой.
Участники чувствуют себя сильными и делятся силой с другими; силу стараются использовать не для контроля над другими, а для выявления своих внутренних ресурсов. Участники или терапевт используют силу для подчинения себе других.
Групповой процесс осознается, и участники знают, что делает работу группы продуктивной или непродуктивной. Участники безучастны к тому, что происходит в группе; редко обсуждается динамика группы.
Поощряется различие, уважаются индивидуальные отличия. Поощряется конформизм, обесцениваются индивидуальные различия.
Нормы группы устанавливает терапевт вместе с участниками; они ясные, их назначение – помочь участникам достичь своих целей. Нормы навязывает терапевт; они могут быть неясными.
Сочетание выражения чувств и мыслей; Подчеркивается важность выражения мыслей, участники избегают говорить об эмоциональном опыте.
Участники пытаются перенести опыт решения проблем в группе в жизнь вне группы. Находясь вне группы, участники очень мало думают о ней.

Переход в стадию продуктивной работы группы, даже в самых успешных случаях, не является последовательным. Это путь со множеством подъемов, падений и ловушек. Даже по достижении этапа продуктивной работы развитие группы не останавливается. Появление вышеуказанных черт в эффективной группе означает не окончание, а начало настоящей продуктивной психотерапевтической работы. Иногда группа, достигнув продуктивной стадии, останавливается в развитии, а спустя некоторое время может и регрессировать в предыдущие стадии. К примеру, достигнутое однажды доверие в группе не является состоянием, которое сохраняется до окончания работы группы. Вопрос доверия возникает постоянно, так как изменяющаяся в группе ситуация часто требует более глубокого доверия. Иными словами, создание доверия в группе является непрерывным процессом.

Даже на продуктивном этапе работы группы может случиться так, что некоторые участники уходят в себя, поскольку начинают сомневаться в истинности своего эмоционального опыта, либо их пугают интенсивные положительные или отрицательные чувства, раскрытие болезненных переживаний. И в продуктивно работающей группе бывают короткие остановки, моменты застоя. Жизнь психотерапевтической группы похожа на близкие, интимные отношения людей. Они никогда не могут быть и не являются статичными, в них никогда не достигается утопический уровень блаженства; нередко их спокойное течение сменяют бури и отливы, и требуется много усилий для осмысленного развития этих отношений.

Иногда психотерапевтическая группа так и не достигает стадии продуктивной работы. Возможные причины этого:

Зачастую бывает достаточно даже одной из них, чтобы помешать эффективной психотерапевтической работе в группе.

Таким образом, важнейшими задачами терапевта группы на продуктивной стадии ее работы являются:

Основным фактором динамики группы в продуктивной стадии развития является самораскрытие участников. Без него вообще невозможна психотерапевтическая работа. Ниже более подробно обсудим этот компонент группового процесса.

Самораскрытие участников

В продуктивной стадии работы группы возникают благоприятные условия для более частого личностного самораскрытия участников. B.Bloch и E.Crouch (1985) определяют самораскрытие как "рассказ о фактах своей личной жизни и переживаниях другим участникам". Хотя некоторые теоретики групповой психотерапии (к примеру, G.Egan, 1976) пытаются ограничить самораскрытие лишь непосредственно в группе возникающими переживаниями и чувствами, однако смысл этого понятия значительно шире. Самораскрытие охватывает как настоящие, так и произошедшие в прошлом события жизни, чувства, переживания, фантазии, надежды и мечты. По данным исследований D.E.Orlinsky и K.I.Howard (1986), чем личностнее и глубже самораскрытие, тем лучше результаты психотерапии в группе.

Самораскрытие участников очень тесно связано со сплоченностью группы: сплоченность создает благоприятные условия для самораскрытия, а последнее усиливает сплоченность.

Самораскрытие прежде всего важно как способ открытого общения в группе. Если участники говорят только о повседневных заботах, не касающихся их личности, работа в группе будет поверхностной. Самораскрытие в группе также помогает участникам лучше понять друг друга – чтобы быть понятым, надо позволить познать себя таким, какой ты есть. Как отмечает G.Corey (1990), очень важно, чтобы участники группы могли отличить правильное самораскрытие от неправильного. Не все, что говорится о себе, является психотерапевтически полезным самораскрытием. Самым эффективным в группе является:

  1. высказывание своих переживаний в ситуациях в группе;
  2. рассказ о своих внутренних конфликтах, нерешенных личных проблемах, болезненных переживаниях, слабых и сильных сторонах, радостях, надеждах, ожиданиях.

Однако раскрытие своих интимнейших тайн, а также слишком подробный, вплоть до мелочей, рассказ о своей жизни не является психотерапевтичным. Прежде чем говорить о себе, участник должен подумать, насколько то, о чем он собирается рассказать, связано с его настоящими проблемами.

С самого начала работы группы терапевт должен показывать пример самораскрытия. Если терапевт на вопросы участников отвечает прямо и открыто, если не скрывает своих чувств, в группе постепенно установится норма самораскрытия.

Каждое самораскрытие – это риск. Степень риска зависит от того, о чем говорится. Участник очень рискует, когда решается рассказать об очень личных вещах, отличающихся большой эмоциональной нагрузкой, все еще для него актуальных, о которых он никому раньше не рассказывал. Однако при достаточном доверии к участникам и поддержке терапевта такое самораскрытие может быть значимым переживанием не только для участника, но и для других и привести к важным позитивным последствиям. Риск самораскрытия несколько меньше, если рассказывается о вещах, с которыми сталкивались и другие участники.

Самораскрытие одного участника чаще всего стимулирует самораскрытие других. Ответ откровенностью на откровенность является самой эффективной реакцией в психотерапевтической группе. Это подтверждают данные исследований (R.Stockton, D.K.Morran. 1982). Обоюдное самораскрытие делает участников одинаково уязвимыми, поэтому их взаимосвязь становится более тесной и глубокой. Когда кто-то говорит о себе, у других появляется возможность глубже познать себя, более интенсивно переживать свои проблемы. Самораскрытие помогает участникам группы более личностно познать друг друга. Замкнутые, не говорящие о себе участники рискуют быть неправильно понятыми, так как людям, которых мало знаем, мы склонны приписывать свои чувства, установки, мысли.

Как отмечает W.H.Friedman (1989), результат самораскрытия зависит от реакции других на него. Если участника, поделившегося чем-то личным с другими, критикуют, это подавляет желание других участников говорить о себе. Отсутствие какой-либо реакции на самораскрытие воспринимается как негативная реакция. Лучшая реакция – поддержка, ободрение, самораскрытие.

Самораскрытие оказывает влияние на оптимальное социальное и психологическое приспособление – как слишком малая, так и слишком большая откровенность может вызвать серьезные межличностные проблемы.

Как отмечает G.Egan (1976), в нас имеется множество барьеров, удерживающих от откровенных высказываний другим. Это страх перед интимностью, которая часто сопровождает самораскрытие, желание избежать ответственности и изменений, чувство вины и стыда, страх быть отвергнутым, а иногда и культурно-этические барьеры. Как уже упоминалось, у замкнутых, избегающих говорить о себе людей намного меньше шансов дождаться искренней поддержки и понимания от других участников. Поэтому терапевт должен помочь таким участникам заговорить о себе, но в удобное для них время и удобным способом.

С другой стороны, неприемлемо и слишком глубокое, безграничное самораскрытие. Некоторые участники думают, что если в группе желательна откровенность, то она должна быть как можно большей. Однако в таком случае игнорируется возможное воздействие своего поведения на других участников. Они могут быть еще не готовыми к слишком глубокому самораскрытию человека. Когда кто-либо раскрывается слишком глубоко и рано, окружающие либо не реагируют, либо недостаточно реагируют и раскрывшийся человек становится очень уязвимым. Иногда из-за этого он покидает группу с негативным результатом.

Итак, самораскрытие является сложным социальным действием, требующим большой ответственности. В психотерапевтической группе важно, что, когда, как, насколько много и кому открывать. Иначе говоря, важно принять во внимание место, время и окружающих людей. Ведь, к примеру, что приемлемо в психотерапевтической группе, будет совсем неадекватным в формальной социальной ситуации. Невозможно быть откровенным всегда и везде. То, что подходит для одной стадии развития группы, не подходит для другой; что подходит для одних групп, может не подходить для других. Поэтому терапевт должен учить участников группы ответственному самовыражению и ответственной откровенности.

P.C.Cozby (1973), обсуждая самораскрытие, делает вывод, что для духовного здоровья важно быть достаточно открытым с несколькими значимыми людьми и сдержанно открытым – с остальными. Как известно, невротичные индивиды раскрываются либо слишком мало, либо слишком много, не учитывая того, кто их собеседник.

7.4. ЗАВЕРШАЮЩАЯ СТАДИЯ

Особенности завершающей стадии работы и задачи терапевта

Конец работы психотерапевтической группы – это значительно большее, чем завершение курса психотерапии. Это составная часть психотерапевтического процесса. Как отмечает L.C.Hansen с сотр. (1980), "завершение является одним из важнейших аспектов группового процесса. Если оно организовано недостаточно хорошо, участники могут не только закончить группу без эффективных изменений, но и не станут больше прибегать к психотерапевтической помощи, даже если бы и нуждались в ней. Сам процесс завершения может побудить участников к новым способам поведения". Важнейшие задачи заключительного этапа групповой психотерапии таковы:

  1. Обсуждение чувств, вызванных расставанием;
  2. Оценка результатов работы группы;
  3. Консолидация достигнутых результатов;
  4. Подготовка к жизни без группы;
  5. Обмен участников оценками группового опыта.

Эти цели можно успешно реализовать, лишь начав заключительный этап работы группы значительно раньше наступления последней встречи.

Чувства, вызванные окончанием работы группы и расставанием, могут быть довольно интенсивными.

S.A.Appelbaum (1975) отмечает:

"Чтобы понять конец, мы должны вспомнить экзистенциальный смысл времени, и тогда сталкиваемся со смертью. Когда терапевт мысленно или непосредственно один за другим срывает листы календаря, пациент, хотя и неосознанно, надеется, что терапевт никогда не дойдет до последнего листа. Прощание, преодоление утраты и смирение с неизбежностью окончания является самой трудной задачей для нас как пациентов и как людей".

На завершающем этапе работы группы важно обозначить и обсудить чувства, вызванные расставанием, поскольку участники нередко избегают делать это. Если в начале работы группы участников просили говорить о страхах, связанных с "вхождением" в группу, то теперь терапевт должен побуждать участников открыто говорить о страхах, связанных с окончанием работы группы. Они могут проявляться по-разному. У некоторых участников возобновляются симптомы – так они "протестуют" против окончания работы группы. Нежелание заканчивать ее выражается и в возврате к ранее обсуждаемым темам. Иногда напряженность ожидания завершения работы группы подталкивает некоторых участников преждевременно закончить занятия ("если окончание неизбежно, то лучше сразу закончить"). Это напоминает символичное самоубийство. Терапевт должен помочь таким участникам понять, что это самый неподходящий способ завершения работы группы. Прекращение значимых отношений является неотъемлемой частью этих отношений. Поэтому и в группе важно должным образом сказать всем "всего хорошего". Как указывает I.D.Yalom (1985), терапевт должен помочь участникам примириться с реальностью расставания с группой и понять смысл завершения работы группы. Окончание группы – это реальная потеря для участников, и эта утрата на заключительном этапе работы должна постепенно осознаваться. Важно, чтобы участники пришли к пониманию того, что если они будут и дальше встречаться, все равно группы уже не будет.

Терапевт может сказать и о своих чувствах, так как для него окончание работы группы тоже означает расставание с одним из "творений", в которое он вложил много души и энергии. По словам I.D.Yalom (1985), "терапевт, говоря участникам "всего хорошего", говорит "всего хорошего" и значительной части своей личности". Хотелось бы обратить внимание на то, что подобные переживания терапевта представляют некоторую опасность, так как у него может возникнуть соблазн продолжить работу группы, обосновывая это необходимостью до конца решить проблемы участников (хотя это нереально) или пытаясь найти иной предлог для продолжения ее работы.

Помочь участникам группы преодолеть чувство разлуки можно, побуждая их искать поддержку и значимые отношения вне группы. Важно напомнить им, что сложившаяся в группе атмосфера – взаимная близость и доверие, забота друг о друге – не случайна: ее создали сами участники. В конце работы группы они должны помнить, как это делали. Поступая подобным образом, таких результатов можно добиться и в повседневной жизни.

Заканчивая работу группы, важно оценить достигнутые результаты, т.е. назвать и конкретизировать их, а также обсудить, как участники группы намереваются воплотить в жизнь приобретенный в группе опыт. Хотя участников постоянно учили избегать общих утверждений, однако в заключительной стадии конкретность особенно важна. Когда отзывы о группе восторженные, но неконкретные, например, "эта группа дала мне очень много!", "я многому научилась здесь и очень изменилась", терапевт обязательно должен задать уточняющие вопросы: "А что конкретно дала группа?", "Что означает "много"?", "Чему конкретно научилась?", "Что значит "значительно измениться"?" и т.п. Если к концу работы группы ответы на такие вопросы бывают конкретными, велика вероятность того, что всё, полученное участниками, действительно станет частью их жизни.

Оценить результаты работы группы может помочь возврат к подписанным психотерапевтическим контрактам – можно сравнить изначальные цели с достигнутыми результатами. Что удалось из того, что намечалось, что – нет. Почему? Оценка выполнения контракта в группе может помочь оценить не только эффект группы, но и еще раз вернуться к проблеме реалистичности желаний, формулировке желаемых изменений в будущем.

В конце работы важно не только оценить достигнутые в группе результаты, но и затвердить, консолидировать их. Следует заново пересмотреть всю работу группы, сказать о самых важных и значительных вещах группового опыта. Если имеются записи групповых встреч (видео- или звукозаписи или записи наблюдателя), их можно использовать, чтобы участники могли ощутить не только пройденный путь, но и более наглядно увидеть, что изменилось в них за время работы группы. Возврат к важнейшим конфликтам в группе, мгновениям близости и теплоты, к эпизодам боли, напряжения, тревоги может помочь еще раз уточнить, что участники узнали о себе и других в эти значительные эпизоды жизни. Это повышает возможность интеграции накопленного в группе опыта и его использования в повседневной жизни.

В конце работы группы следует еще раз обсудить, как участники будут применять достигнутые результаты в ситуациях повседневной жизни. Для этого может пригодиться "репетирование" разных способов поведения, ролевые игры, психодраматические техники. L.Libo (1977) предупреждает, что успешно закончившие психотерапевтическую группу участники имеют склонность пытаться энергично менять окружающих людей. Терапевт должен предупредить их о таком "соблазне", помочь им понять, что они могут менять лишь себя, а не других. По словам вышеупомянутого L.Libo, "если вы меняетесь, другие люди в вашей жизни тоже будут меняться. Если хотите больше любви, сами больше любите". Может быть и так, что, испытав в группе ценность глубокого, открытого, искреннего общения, участники становятся нетерпимыми к своим близким, требуют, чтобы и они изменились или хотя бы приспосабливались к ним.

На последней встрече группы можно попросить участников коротко охарактеризовать, какие проблемы и конфликты стали яснее, как они собираются использовать то, что получили в группе, какими видят других участников в конце общей работы. Эта заключительная беседа должна быть конкретной, в ней не должно быть оценок, особенно отрицательных. Здесь намного важнее обобщение и оценка приобретенного опыта. Это как бы обмен последними "подарками" в группе.

Контрольная встреча группы

Как отмечает большинство практиков групповой психотерапии, после завершения работы группы полезно организовать еще одну встречу спустя 2-3 месяца.

На ней можно оценить достигнутые в группе результаты уже в контексте реальной жизни. О смысле и целях такой встречи терапевт должен информировать участников во время последней встречи.

Контрольная встреча группы важна для более реальной оценки результатов психотерапии, так как чаще всего оценка непосредственных и отдаленных результатов не совпадает. Она помогает участникам лучше концептуализировать групповой опыт, а терапевту более реалистично оценить свою работу.

Во время контрольной встречи не только еще раз оцениваются достигнутые результаты, но и обсуждаются трудности в их воплощении в жизнь. Здесь еще раз напоминают участникам, что они ответственны за изменения в себе и в своей жизни, поэтому должны продолжать работу, начатую в психотерапевтической группе.

Некоторое время спустя после окончания работы группы возможны и индивидуальные контрольные встречи терапевта (на 30-40 мин.) с каждым участником. Их цель такая же, как и у контрольной встречи группы.

По окончании работы группы некоторое время могут быть полезными контакты между участниками, хотя групповая встреча нежелательна. Они дают определенную психологическую поддержку участникам, продолжающим начатую в группе работу.

Оценка эффективности работы группы

Это важный аспект работы терапевта, позволяющий яснее увидеть, что дала психотерапевтическая группа участникам, какой смысл имела его работа в группе как терапевта. Однако ситуация оценки психотерапевтического эффекта в группе является парадоксальной. Хотя общепризнано, что оценка эффективности психотерапевтической группы является важной, однако конкретных исследований мало. R.R.Dies (1993), рассмотрев 156 работ об эффекте групповой психотерапии, выполненных в 29 странах, установил, что довольно много говорится об изменении симптомов, меньше – о социальной приспособленности участников, изменении установок, самопонимания и о негативном воздействии психотерапевтической группы на участников и очень мало – о воздействии группы на их повседневную жизнь. А это как раз и является главным.

Большинство практиков групповой психотерапии избегает заниматься исследованиями, опасаясь разрушения "сети" межличностных отношений группы. Процедура исследования меняет процесс работы группы, поэтому терапевт сталкивается с дилеммой – исследование или работа? Кроме того, любое исследование носит оценочный характер, и это оказывает влияние на поведение терапевта в группе. Может быть поэтому терапевты редко сочетают работу с психотерапевтическими группами с исследованием своей работы.

Для оценки эффективности работы группы чаще всего используются методики индивидуального исследования личности, оценивающие индивидуальные изменения (Q-сортировка, метод решеток Kelly, различные опросники личности и анкеты). Однако их результаты вызывают сомнения, так как большинство методик исследования личности (возможно, за исключением нескольких проекционных тестов) нивелируют личность, "сводят" ее в более или менее, однако всегда ограниченное количество измерений, обедняют ее реальное богатство. Поэтому используемые в психологии традиционные эмпирические процедуры не очень подходят для исследования уникальных установок, чувств, изменений поведения людей, возникающих в психотерапевтической группе.

Мы склонны полагать, что изменение личности и ее поведения значительно точнее отражают субъективные оценки самих участников. Как отмечает C.Rogers (1970), личные, субъективные отчеты участников представляют собой глубокое отражение значения и смысла группового опыта. Феноменологичное исследование больше всего соответствует психологической реальности человека, позволяет значительно глубже, чем обычное тестирование, познать процесс работы группы и оценить его эффективность.

Ценным способом оценки эффективности группы может быть анализ дневников ее участников, написанных во время работы группы. После окончания работы группы можно попросить участников до контрольной встречи на 2-3 страницах обобщить свои дневниковые записи, отмечая основные произошедшие изменения, указать, с чем они их связывают. Сам процесс такого обобщения является психотерапевтическим, так как помогает участнику консолидировать групповой опыт.

Во время последней и контрольной встреч можно предложить участникам специально подготовленные короткие анкеты для оценки эффективности группы. Образец анкеты представлен в таблице 7.

Таблица 7. Анкета оценки эффективности группы

  1. Какое влияние на Вашу жизнь оказала работа в группе?

  2. Какие основные моменты работы группы можете назвать?

  3. Что конкретно узнали о себе в группе:

    1. об образе своей жизни?
    2. о своих основных жизненных установках?
    3. о своих отношениях с другими?

  4. Какие изменения в своей жизни хотя бы частично связываете с участием в группе?

  5. С какими проблемами столкнулись, когда пытались применить в жизни решения, найденные в группе?

  6. Какие вопросы задаете себе после окончания работы группы?

  7. Какое влияние оказало Ваше участие в группе на близких и значимых для Вас людей?

  8. Что хотели бы сказать о терапевте группы и его стиле работы?

  9. Что в поведении терапевта помогало Вам лучше понять себя и искать решение своих проблем?

  10. Что в поведении терапевта мешало Вам добиваться своих целей в группе?

  11. Какие отрицательные последствия Вы связываете с участием в группе?

  12. Какой фразой смогли бы высказать то, что значит для Вас группа?