ОГЛАВЛЕHИЕ



Глава 9

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЭТИКИ
В ГРУППОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИ


У большинства профессиональных организаций, объединяющих терапевтов психотерапевтических групп, кодексы профессиональной этики схожи прежде всего тем, что переняты из индивидуальной психотерапии (консультирование) и отражают модель отношений двух людей. Однако работа с несколькими людьми (напр., семейная терапия) или психотерапевтической группой является более сложной и вызывает специфические проблемы (M.Lakin, 1994). В этом разделе назовем основные этические требования, предъявляемые к терапевту, более подробно обсудим проблему недобровольного участия в группе, вопросы конфиденциальности и информирования участников.

9.1. ОБЩИЕ ЭТИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ГРУППОВОМУ ТЕРАПЕВТУ

Групповой терапевт обязан:

  1. Иметь развитое чувство личной идентичности, знать свои психологические потребности (напр., что дает ему работа с группами), стиль поведения, их влияние на участников и работу всей группы.

  2. Ясно понимать свои роль и функции в группе; ознакомить с этим участников.

  3. Быть достаточно подготовленным к работе с группами определенного характера, т.е. иметь подготовку, соответствующую требованиям профессиональной квалификации.

  4. Знать и понимать теоретические принципы работы с психотерапевтическими группами. Это означает умение терапевта объяснить участникам и коллегам, почему он так или иначе ведет себя в группе, к каким изменениям побуждает участников, как понимает работу группы и ее результаты.

  5. Знать систему своих ценностей и не навязывать ее участникам; уважать право участников быть уникальными, самостоятельно мыслить.

  6. Ознакомить участников с целями группы и разъяснить их. Стремиться к тому, чтобы используемые методы работы соответствовали этим целям.

  7. Быть всегда психологически и физически готовым к работе, чтобы каждая встреча была для участников продуктивной.

  8. Не делать в группе того, к чему не готов, не имеет опыта ни как участник, ни как терапевт группы.

  9. Обеспечить и уважать права участников: позволять им выбирать, когда и о чем говорить в группе; предотвратить любые формы давления на группу, нарушающие право самоопределения участников; пресекать попытки высмеивания, унижения, вытеснения из группы участников.

  10. Воздержаться от эксплуатации участников группы в целях удовлетворения своих психологических потребностей и доверять их способности распоряжаться и направлять свою жизнь.

  11. Избегать "привязывания" группы к себе, манипулирования участниками, эротических и сексуальных связей с ними.

  12. Предупредить участников о возможном психологическом риске, связанном с применением отдельных методов.

  13. Строго соблюдать принцип конфиденциальности, вместе с группой обсудить границы конфиденциальности – как свои, так и участников – на весь период работы группы.

  14. Принять на себя ответственность за более объективную оценку эффективности используемых методов.

9.2. НЕДОБРОВОЛЬНОЕ УЧАСТИЕ В ГРУППЕ

Одно из важнейших условий эффективности психотерапевтической группы, как и любой психотерапии, – свободное и добровольное самоопределение, согласие участвовать в работе группы, а также возможность покинуть ее. Только тогда участники могут принять на себя ответственность за результаты своей работы в психотерапевтической группе.

Однако встречаются случаи, особенно в психотерапевтических стационарах, когда групповая психотерапия является основным методом помощи и у человека нет выбора. Он обязан 4-5 раз в неделю посещать занятия психотерапевтической группы. В таких случаях очень важно дать возможность участникам свободно высказать чувства по поводу такой "обязательности". Это дает возможность более открыто говорить о страхах и сопротивлении. Терапевт должен позволить участвующим не по своей воле выбрать, как использовать время встречи (молчать, обсуждать только те вопросы, которые, по их мнению, можно обсуждать в группе и др.). Иными словами, недобровольно участвующие в группе лица должны знать, что и в таком случае сохраняются их права. В любом случае у человека есть выбор – остаться в таком стационаре или искать другие возможности помощи.

9.3. ИНФОРМИРОВАНИЕ УЧАСТНИКОВ

Перед началом работы с психотерапевтической группой терапевт должен информировать участников об их обязанностях, правах и условиях будущей работы. Участники группы должны знать:

  1. Цели группы, предлагаемые терапевтом способы работы и важнейшие правила.

  2. Образование и квалификацию терапевта.

  3. Возможность свободно выбрать, участвовать или не участвовать в предлагаемых терапевтом действиях группы, подчиняться или не подчиняться давлению группы или желаниям других участников.

  4. В группе запрещено физическое и психическое насилие по отношению друг к другу.

  5. Терапевт обязан заранее предупредить участников о выполняемых в группе исследованиях, участии наблюдателей, о наблюдении за работой группы с помощью зеркала одностороннего видения или записью работы группы.

  6. Границы конфиденциальности (см. 9.4).

Одной из важнейших вещей, о которой должны знать участники, является возможный психологический риск, связанный с участием в группе, и способы его снижения. В группе действуют мощные силы. Их воздействие может быть конструктивным, побуждающим к позитивным изменениям установок и поведения участников, однако может быть и рискованным. Поэтому следует предупредить участников о возможных опасностях, с которыми они могут столкнуться в психотерапевтической группе (G.Corey, 1990).

  1. Участие в группе может нарушить повседневную жизнь участника вне группы. Больше и глубже познавая себя, хочется измениться, а изменения, которые позднее могут вызвать позитивные последствия, во время работы группы могут стать причиной внутренних или межличностных кризисов.

  2. Давление на участников может заставить сказать о себе больше, чем хотелось бы, чрезмерно раскрыться. Это может нарушить приватность личной жизни участника.

  3. Поощряемое поведение в группе – открытое и искреннее высказывание своих мыслей и чувств о других и о себе, испытание новых способов поведения – в реальной жизни не всегда приводит к желаемым результатам.

  4. Иногда в группе нападают на одного из участников, участники могут получить от других враждебные реакции и негативные оценки.

  5. Всегда существует опасность, что кто-нибудь может не придерживаться требований конфиденциальности.

Все эти опасности нельзя полностью исключить, поэтому терапевт должен способствовать уменьшению вероятности их появления. В группе следует обсудить возможность такого риска и способы его предотвращения.

9.4. КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ

Это краеугольный камень профессиональной этики психотерапии (а также и групповой). Терапевт группы должен постоянно подчеркивать требование конфиденциальности, начиная с предварительной беседы. Если выясняется, что кто-либо из участников нарушает данное требование, это должно стать предметом обсуждения в группе.

Вполне понятно, что участники хотят поделиться приобретенным в группе опытом с близкими людьми. Не считаются нарушением конфиденциальности случаи, когда участник рассказывает посторонним людям о том, чему он научился на групповых встречах. Но требование конфиденциальности нарушается, когда участник рассказывает другим людям, как учился и что конкретно происходит в группе. Также категорически запрещается делиться с кем-либо информацией о действиях других участников в группе или передавать раскрытые ими сведения о себе.

С другой стороны, требование конфиденциальности не является абсолютным принципом. В некоторых случаях терапевт группы не связан этим принципом:

  1. Когда намерения или действия участника представляют опасность для него или для других людей.

  2. Когда существует угроза насилия по отношению к детям.

  3. Когда получено специальное письменное разрешение участника.

Вопрос конфиденциальности имеет определенные особенности в детских психотерапевтических группах (M.S.Corey, G.Corey, 1987). Родители могут интересоваться, о чем их дети говорят в группах. Терапевт отвечает за сохранение конфиденциальности, но вместе с тем не может не считаться с желанием родителей знать, что происходит с их детьми. Родителям можно рассказать о целях группы, а также в общих чертах о поведении детей в группе, но не следует раскрывать, о чем конкретно говорят дети. Желательно, чтобы в разговоре о ребенке в группе участвовал и он сам.