Основы менеджмента - Конспект лекций содержит основные положения теории управления, обобщение практики менеджмента фирмы в условиях рыночной экономики, а также изложение методов управления фирмой как субъектом рынка

Библиотека Воеводина ... Главная страница    "Управление персоналом " _ Оглавление


Тексты принадлежат их владельцам и размещены на сайте для ознакомления

Тема 5
ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ

5.1. Система вознаграждения
Вознаграждения, и заработная плата в особенности, представляют собой в большинстве случаев один из самых значительных аспектов в управлении персоналом. Соглашаясь выполнять определенный объем работы для организации, сотрудник соглашается и на получение определенного вознаграждения за это. Соглашение "усилие - вознаграждение" должно рассматриваться обеими сторонами как справедливое, в противном случае могут возникнуть некоторые проблемы, поскольку зарплата и вознаграждения занимают существенное место в жизни людей. Деньги важны не только потому, что на них можно что-то купить, но и потому, что они служат показателем ценности сотрудника для организации.
Системы оплаты обычно являются сферой компетентности специалистов. Однако все больше возрастает необходимость в таких системах, которые могут легко изменяться в зависимости от изменения условий как внутри данной организации, так и за пределами нее. Поскольку Вы можете быть одной из заинтересованных в этом вопросе сторон, Вы должны понимать основные принципы, сильные и слабые стороны общепринятых систем оплаты. Возможно, Вам нет необходимости знать все нюансы существующей в Вашей организации системы оплаты и других систем.
В целом, под системой вознаграждения мы понимаем набор правил или процедур для определения заработной платы и других видов вознаграждений, которые должен получать каждый сотрудник.
Системы вознаграждения в большинстве организаций преследуют собственные цели, и, возможно, из-за определенных сложностей разработки многоцелевой системы они очень часто имеют непредвиденные побочные последствия. Обычно вознаграждения выполняют следующие основные функции:
[ ] позволяют привлечь ценных сотрудников в организацию, что особенно важно для отраслей, для работы в которых требуются очень редкие навыки и умения;
[ ] стимулируют сотрудников к достижению поставленных целей;
[ ] позволяют сохранить в организации тех сотрудников, в которых она нуждается.
Дополнительные цели могут включать в себя следующие:
[ ] стимулировать сотрудников отработать необходимое организации время;
[ ] поощрять сотрудников в зависимости от их вклада в деятельность организации;
[ ] стимулировать развитие навыков;
[ ] способствовать проявлению гибкости в выполнении работы;
[ ] создавать у людей потребность в дальнейшем продвижении по службе.
Изучая этот раздел, Вы должны помнить два очень важных момента. Во-первых, что оплата является лишь некоторым выражением взаимоотношений между руководством и сотрудниками. Если взаимоотношения между ними антагонистические, то могут возникнуть многочисленные споры относительно оплаты, не всегда оправданные, поскольку зарплата - это только одна часть существующей проблемы. И наоборот, если отношения носят конструктивный характер сотрудничества, система оплаты с большой вероятностью будет развиваться с учетом мнений сотрудников и успешно функционировать.
Ваша система вознаграждения должна вносить позитивный вклад в эффективную работу всей организации и не должна быть сама по себе причиной каких-либо проблем. Прежде чем сделать вывод, что именно система вознаграждения является причиной определенных возникших в организации проблем (даже в тех случаях, когда это кажется явным), Вам всегда следует взглянуть на ситуацию в целом и определить все факторы, вносящие в нее свой вклад.
Рис. 1. Факторы, оказывающие влияние на систему вознаграждения.
!!!TABLE!!! 30

Система вознаграждения

  • законодательство (доходы, равные возможности)
  • рынок труда
  • социальные факторы
  • другие организации
  • национальные соглашения
  • рекомендации правительства
  • рынки продукции

внешние факторы

внутренние факторы

  • тип продукции/услуги
  • ценности организации
  • имеющиеся соглашения
  • прибыльность
  • установки сотрудников
  • структуры карьеры

_______________________________________________________________

ЗАДАНИЕ А. Подумайте о том времени, когда Вас не устраивала Ваша зарплата и когда Вы были довольны ею. Перечислите факторы, которые повлияли на Ваши ощущения в том и другом случае.
Положительные факторы...........................................................................................................
Отрицательные факторы...........................................................................................................
__________________________________________________________________
Ваши чувства могут быть вызваны различными обстоятельствами:
o покупательной способностью - если зарплата была или не была достаточной для удовлетворения Ваших потребностей;
o непостоянством - размер оплаты так сильно меняется от недели к неделе, что затруднительно планировать свой бюджет;
o оценкой оплаты Вашего труда по отношению к оплате труда и усилиям окружающих - другие люди, не обладавшие большей квалификацией или не работающие с большим усердием, чем Вы, зарабатывали больше или меньше Вас.
Основное требование к характеру заработной платы состоит в том, что оплата должна восприниматься как справедливая - это ключевой фактор, который следует учитывать особенно тщательно, поскольку данная проблема чрезвычайно сложна и зависит от ценности и убеждений сотрудников, весьма отличающихся друг от друга. Несмотря на то что большинство систем вознаграждения содержат в себе требования справедливого вознаграждения сотрудников, однако в основном нарекания вызывает их несправедливость.
Если сотрудники считают, что их труд вознаграждается несправедливо, они могут либо покинуть организацию и поискать другое место работы, где эта пропорция будет более справедливой, либо, если такой возможности нет, вкладывать меньше усилий, чтобы уменьшить несбалансированность пропорции, либо они могут повлиять на руководство организации с целью увеличения вознаграждений.
Если этот последний способ действительно находит поддержку руководства, организация обычно идет навстречу сотрудникам и увеличивает вознаграждения, связанные с их работой. Однако вариант "снижение усилий" автоматически предполагает прием на работу дополнительного количества сотрудников, причем, возможно, с меньшим опытом или квалификацией. С учетом обстоятельств уместен как тот, так и другой способ действий.
Таким образом, можно отметить, что хорошая политика в области оплаты труда должна:
o обеспечивать сотрудников справедливым и удовлетворяющим их вознаграждением за вносимый ими вклад в виде затраченного времени, усилий, навыков;
o предоставлять отдельным менеджерам мощные средства вознаграждения и мотивации своих подчиненных;
o быть гибкой.
Она должна быть достигнута при разумных затратах со стороны организации, но вместе с тем все виды вознаграждений должны рассматриваться как очень важное вложение капитала в человеческие ресурсы. Мы понимаем, что зарплата - это только одна часть в общей системе вознаграждения сотрудников и баланс компонентов этой системы, как это проиллюстрировано пропорцией "усилие - вознаграждение", должен эффективно и продуктивно регулироваться.
Основные типы систем оплаты
Типы систем оплаты, описанные ниже, часто применяются в комбинации или модифицируются различными способами. Хотя они и описываются как "чистые типы", в действительности это далеко не так.
Рис. 2. Факторы определяющие восприятие вознаграждений как справедливые - пропорция "усилие - вознаграждение".
!!!TABLE!!! 31

 

Пропорция для других

 

факторы усилий

принимаемый риск

гибкость

составляющая оплаты

использованные навыки

квалификация

опыт

условия работы

умственные усилия

физические усилия

отработанное время

 

факторы вознаграждения

удовлетворение от работы

статус

социальные вознаграждения

выходные и отгулы

другие выгоды

переменная ответственность

базовая зарплата

Можно отметить, что хорошая политика в области оплаты труда должна:
o обеспечивать сотрудников справедливым и удовлетворяющим их вознаграждением за вносимый ими вклад в виде затраченного времени, усилий, навыков;
o предоставлять отдельным менеджерам мощные средства вознаграждения и мотивации своих подчиненных;
o быть гибкой.
Она должна быть достигнута при разумных затратах со стороны организации, но вместе с тем все виды вознаграждений должны рассматриваться как очень важное вложение капитала в человеческие ресурсы. Мы понимаем, что зарплата - это только одна часть в общей системе вознаграждения сотрудников и баланс компонентов этой системы, как это проиллюстрировано пропорцией "усилие - вознаграждение", должен эффективно и продуктивно регулироваться.

<< 4.7. Желание работать и мотивы
5.2. Основные типы систем оплаты >>

Библиотека Воеводина ... Главная страница    "Управление персоналом " _ Оглавление