Содержание
|
Понятия «мир», «реальность», «картина
мира». Условия формирования картины мира и её изменение
|
| |
| |
| Бытие (существование) — одна из исходных категорий для научного
мышления которая трактуется по разному в разное время. |
| Для материалистов— «бытие» —материальный мир,
с которым человечество имеет познание и практику. |
| «Бытие» у Гегеля — бытие мирового разума. |
| Религиозное мировоззрение— «бытие Божее». |
| Все постулаты являются фактами культуры и искусства, но такое
нематериальное бытие является объектом веры. При осмыслении единства мира
использовалось понятие «материи». |
| В античной философии стремились найти общую первооснову вещей.
Одно из решений античной философии о «кирпичиках» и строении
всего мира из них стала основой научного знания вплоть до XX века. |
| Для материи указывались конкретные характеристики: существование
массы, непроницаемость, т.е. предполагалось, что существуют не только неделимые
«кирпичики мироздания», но и определенные абсолютные свойства
присущие всему мирозданию. |
| Такая трактовка пережила кризис научной революции начала
XX века. При научной революции обнаружилось, что реальный мир многообразен
и не существует свойств присущих всем без исключения объектам. |
| В этот период распространился другой поджод к трактовке материи.
Он существует еще с XVIII века, но наибольшее обоснование он получил в марксистской
философии. |
| Суть его в том, что в основу категории материи, в основу
осмысления единства мира были положены субъективно — объективные отношения,
взятые в наиболее общей форме. Поскольку мир бесконечно многообразен, то
оценить его можно относительно нашего сознания («материя — данная
реальность через ощущения»). |
| Она указывает на многообразие мира и является антидогматической.
В принципе возможно определить материю как бесконечную совокупность объектов,
способную проявлять себя во взаимодействии. |
| Способность объекта отражаться в сознании, есть частный случай
проявления общей характеристики реального бытия. При этом материальный мир
оставаясь бесконечно многообразным обнаруживает некоторое внутреннее единство.
Это единство проявляется в том, что все объекты при определенных условиях
вза им оп ре вращаются друг в друга. |
| Взаимодействуя объекты производят изменения друг в друге,
поэтому мир взаимодействующий объектов это изменяющийся мир и вся совокупность
происходящих изменений в философии обозначается понятием движения. |
| Реальное движение материально, так как это является процессом
изменения материального мира. Движение абсолютно в том смысле, что она существует
всегда, так как нет изменения объектов и оно бесконечно многообразно. Движение
объективно противоречиво, ибо любой объекг одновременно и «прибывает»
и « изменяется». Всеобщее взаимодействие и изменчивость есть
важнейшая характеристика «бытия». |
| На протяжении XX века картина мира претерпела глубокие изменения.
В классической науке мир представлялся как построенный: |
- из неизменных кирпичиков;
- на однозначных причинных связях.
|
| Мир представляется гигантской машиной и одно из следствий
такого взгляда, это неспособность мира к саморазвитию, нет случайностей,
нет человеческой свободы. |
| Пересмотр этой картины мира потребовал уточнения или изменения
традиционных философских категорий, в которых отражены общие связи. |
| |
| |