ОГЛАВЛЕHИЕ



Глава 15

РАЗВИТИЕ СЦЕНАРИЯ


До сих пор в IV Части книги мы рассматривали, что составляет содержание жизненного сценария. В этой и следующей главе мы рассмотрим, как протекает сценарий, то есть как он осуществляется во времени.

Анализ жизненного сценария обнаружил один удивительный факт. Он состоит в том, что существует, по-видимому, всего шесть основных схем развития сценария. Независимо от того, кто я -- китаец, африканец или американец, -- я буду осуществлять свой сценарий по одной или нескольким из этих шести схем. Мой возраст, пол, образование и воспитание при этом также значения не имеют.

Впервые эти шесть типов или схем развития сценария были перечислены Берном.[1] Впоследствии несколькими теоретиками ТА, особенно Тейби Кейлером, в его классификацию были внесены некоторые изменения.[2]

ШЕСТЬ СХЕМ РАЗВИТИЯ СЦЕНАРИЯ

Вот они:

Прежде
После
Никогда
Всегда
Почти
Неопределенный сценарий.

Каждой схеме соответствует определенная тема, описывающая, как человек проживает свой сценарий во времени. Берн, который любил обращаться к классике, проиллюстрировал каждую из этих тем каким-то древнегреческим мифом.

Схема "Прежде"

Если я проживаю свой сценарий по схеме "Прежде", лозунг моей жизни таков: "Я не могу веселиться, прежде чем не закончу работу". Существуют многочисленные варианты этого лозунга, но во всех них содержится одна мысль: "нечто хорошее недопустимо, прежде чем не будет закончено что-то менее хорошее".

"Я должен до конца понять себя, прежде чем что-либо в себе менять."
"Жизнь начинается после сорока."
"Когда я выйду на пенсию, то смогу путешествовать."
"В следующей жизни мне воздастся."

Как и все схемы развития сценария, тема "Прежде" проживается как в долгосрочном, так и краткосрочном плане. Джонатан верит: "Когда дети вырастут и покинут дом, я смогу отдохнуть и займусь тем, чем мне всегда хотелось заняться". Днем за днем ожидая завершения этого "Прежде" длиною в жизнь, он воспроизводит ту же схему и на более коротких дистанциях. Он может говорить своей жене: "Ладно, сейчас приду к тебе и тяпнем по рюмочке, только подожди немного, я прежде вымою посуду".

Схема "Прежде" проявляется у Джонатана даже в структуре высказываний. Он часто пользуется вводными предложениями. Например: "Я сказал жене, -- и, обратите внимание, то же самое я говорил вчера дочери, -- нам нужно что-то делать с домом". Он прерывает себя посреди предложения, чтобы вставить еще одну пришедшую на ум мысль. Иными словами, он строит фразу по той же схеме "Прежде": "Прежде чем я смогу закончить, я должен упомянуть все".

По этой схеме действовал древнегреческий герой Геракл. Прежде чем стать полубогом, он должен был выполнить целый ряд трудных задач, одна из которых состояла в очищении Авгиевых конюшен от гор навоза.

Схема "После"

Схема "После" представляет собой перевертыш (obverse) схемы "Прежде". Человек, действующий по этой схеме, живет под лозунгом: "Сегодня я могу веселиться, но завтра мне придется за это заплатить".

"Отличная вечеринка! Но завтра голова у меня будет раскалываться."
"После женитьбы жизнь превращается в одну сплошную обязанность."
"Мне нравится вставать с первыми лучами солнца, но к вечеру я устаю."

Люди, которые живут по схеме "После", нередко строят предложения так, как показано в первом и третьем из приведенных выше примеров. Предложение начинается "за здравие". В середине его появляется слово "но". Окончание произносится "за упокой". Такого рода фразы воспроизводят схему "После" в миниатюре.

Данную схему развития сценария можно проиллюстрировать мифом о Дамокле. Этот древнегреческий царь проводил свою жизнь в пирах и развлечениях. Но над головой у него на конском волоске все время висел меч. Однажды Дамокл увидел его, и с тех пор не находил себе покоя. Он жил в постоянном страхе, что меч этот может упасть. Подобным же образом и человек, который живет по сценарию "После", полагает, что может веселиться сегодня лишь за счет того, что завтра на него падет дамоклов меч судьбы.

Схема "Никогда"

Эта тема звучит так: "Я никогда не могу получить то, чего мне хочется больше всего". Эндрю часто говорит, что хотел бы иметь постоянные отношения с какой-нибудь женщиной. Но таких отношений у него никогда не было. На самом деле он, похоже, даже не пытался начать посещать места, где мог бы с кем-то познакомиться. Он нередко подумывает о том, чтобы вернуться в институт и доучиться до диплома. Но все никак не соберется подать заявление.

Действуя по схеме "Никогда", Эндрю подобен древнегреческому Танталу, обреченному стоять в центре бассейна. По одну руку на краю бассейна у него было блюдо с яствами, по другую -- кувшин с водой. Но поскольку Тантал не мог дотянуться ни до блюда, ни до кувшина, он вечно страдал от голода и жажды.

Мифический Тантал не сознавал, что мог бы достать и пищу и воду, стоило ему лишь сделать шаг в сторону. Так ведет себя и человек по сценарию "Никогда". Он мог бы получить то, что ему нужно, сделав шаг в этом направлении. Но он его не делает.

Для этой сценарной схемы не было обнаружено характерных конструкций высказываний. Однако люди, действующие по схеме "Никогда", нередко склонны повторяться, рассказывая об отрицательных особенностях своего сценария на манер "испорченной пластинки". Они поведают вам свою грустную историю, а на следующий день, как ни в чем ни бывало, поведают ее опять.

Схема "Всегда"

Человек, действующий по схеме "Всегда", задается вопросом: "Почему со мной всегда это случается?" Этой схеме соответствует древнегреческий миф об искусной ткачихе Арахне. Несколько опрометчиво она вызвала на состязание в ткаческом ремесле богиню Минерву. Оскорбленное божество превратило ее в паука, обреченного вечно ткать свою паутину.

Марта живет по схеме сценария "Всегда". Она три раза выходила замуж и два раза разводилась. Первый раз она вышла замуж за тихого, скромного и не очень общительного человека. Марта его бросила, сказав друзьям, что хочет жить с более энергичным мужчиной. К их удивлению, вскоре она объявила о помолвке с другим человеком, точной копией первого мужа. Их брак также длился недолго. Третий муж Марты -- человек скромный, тихий и не очень общительный, и она уже начинает жаловаться на него друзьям.

Люди, которые живут по схеме "Всегда", могут, подобно Марте, все время менять одни неудовлетворяющие их отношения, работу, место жительства и т.д. на другие, удовлетворяющие их не в большей степени. Вариант этого сценария состоит в том, чтобы придерживаться первоначального неудовлетворительного выбора вместо того, чтобы выбрать что-то получше. По схеме "Всегда" человек может сказать: "Мне мало что дала работа с этим психотерапевтом. Да ладно, буду наверно и дальше ходить к нему, -- глядишь, может чего и выйдет".

Марта часто строит свои высказывания по схеме, характерной для этого типа развития сценария. Она начинает о чем-то говорить, прерывает фразу и перескакивает на другое, затем на третье и так далее. "Значит так, я зашла к тебе, чтобы... ах да, по дороге сюда встретила одну подругу, которая... -- о, кстати, у меня с собой немного денег..."

Схема "Почти"

Сизиф также прогневал вспыльчивых греческих богов. Он был навечно обречен вкатывать на гору огромный камень. Каждый раз, когда он почти достигал вершины, камень выскальзывал у него из рук и катился вниз к самому подножью. Действуя по схеме "Почти", человек наших дней говорит, подобно Сизифу: "На этот раз мне это почти удалось".

Фред берет у приятеля почитать книгу. Отдавая ее назад, он говорит: "Спасибо за книгу. Прочел ее от корки до корки, кроме последней главы". Когда Фред моет машину, она у него получается почти чистой, не считая нескольких грязных пятен, которые он не заметил. В долгосрочном плане Фред, согласно со своей сценарной схемой, почти продвинулся по службе. Он дослужился до кресла начальника, правда не совсем в него сел. Каждый раз он оказывается в первых рядах списка кандидатов, и каждый раз у него на собеседовании что-то не складывается.

Берн называл этот тип развития сценария "Опять и Опять ". Однако позднейшие авторы указали, что все сценарные схемы проживаются опять и опять. Поэтому было принято название "Почти".

Тейби Кейлер выдвинул идею о существовании двух типов этого сценария. Описанную выше схему он называет "Почти Первого Типа". В случае "Почти Второго Типа" человек действительно достигает вершины. Но вместо того, чтобы поставить свой камень на прикол, сесть и насладиться видом, такой человек даже не замечает, что он достиг цели. Не останавливаясь, он отыскивает взором гору повыше, и тут же начинает толкать на нее камень. А затолкав его туда, озирается в поисках новой вершины.

Человек, живущий по схеме "Почти Второго Типа", нередко достигает значительных успехов в своих начинаниях. Джанет, например, закончила школу с отличием и без экзаменов поступила в университет. Еще до защиты диплома она начала готовиться к аспирантуре. Защитив кандидатскую, она много работает, чтобы стать членом научного общества. Несмотря на зависть коллег, Джанет вовсе не считает, что чего-то "достигла". Став членом общества, говорит она им, я возьмусь за докторскую. Разумеется, работать придется еще больше, но времени на общение с друзьями у нее и так никогда не было.

Для сценария "Почти" характерны две конструкции предложений. Человек может начать говорить об одном, а затем сменить тему и закончить другим. "Сегодня мы будем говорить о... да, кстати, у меня тут есть кое-какой материал, который я вам сейчас раздам".

Во втором случае человек может сделать несколько положительных высказываний, за которыми следует одно отрицательное, например: "Да, осенью деревья прекрасны. И солнце такое яркое. Воздух правда прохладный".

Неопределенный сценарий

Эта схема развития сценария напоминает схемы "Прежде" и "После", так как в ней присутствует поворотный пункт, после которого все меняется. Но для человека с неопределенным сценарием после этого поворотного пункта ничего нет. Совсем как в случае, когда последние страницы рукописи театрального сценария оказываются утеряны.

Альфред после 40 лет службы недавно вышел на пенсию. Он проводит время дома, рассматривая свои грамоты и часы с монограммой за выслугу лет. Он предвкушал эту возможность неограниченного досуга. Но вместо того, чтобы наслаждаться им, он почему-то чувствует себя неуютно. Чем заняться? Как заполнить время?

Марджери прощается с младшим из четырех детей, когда тот, повзрослев, покидает дом навсегда. Она с облегчением вздыхает. После долгих лет суеты и нервотрепки, какая благодать! Однако спустя несколько дней Марджери слегка приуныла. Без этой бесконечной стирки, без этих грязных вещей, разбросанных по всему дому, она не знает, что ей дальше делать.

Неопределенный сценарий может проигрываться и на коротких временных дистанциях. Некоторые люди вообще ставят перед собой только краткосрочные цели. Достигнув их, они не знают, что делать дальше, и мечутся, пока не подвернется что-нибудь еще. Тогда они ставят перед собой следующую краткосрочную цель и все повторяется.

Лозунг неопределенного сценария: "Достигнув этого, я не буду знать, что мне дальше с собой делать"…

Комбинация разных схем развития сценария

У каждого из нас сценарий время от времени протекает по каждой из упомянутых шести схем. Но у большинства из нас какая-то из этих схем преобладает. У Джонатана сценарий разворачивался главным образом по схеме "Прежде", Марта несомненно жила по схеме "Всегда" и так далее.

Некоторые люди совмещают в своем поведении две схемы. Обычно одна из них главная, а вторая подчиненная. Например, люди, которые живут по схеме "Почти Второго Типа", могут демонстрировать также схему "Прежде". Такая картина наблюдалась у Джанет. Ее неявный лозунг гласил: "Я не могу отдыхать, прежде чем не достигну вершины. И я никогда не достигну ее по-настоящему, так как всегда где-то есть вершина повыше. Поэтому я никогда не могу отдыхать".

Человек, который совмещает схемы "Прежде" и "Никогда", следует убеждению: "Я не могу веселиться, прежде чем не закончу работу. Но я ее никогда не закончу. Поэтому я никогда не могу веселиться".

Кроме того, часто встречаются сочетания схем "После" и "Почти Первого Типа", а также "Всегда" и "Никогда". Вы можете попробовать сами разработать лозунги, характерные для этих случаев.

ОТКУДА БЕРУТСЯ СЦЕHАРHЫЕ СХЕМЫ

Почему сценарий протекает только по шести схемам? Почему они неизменно присутствуют в различных культурах? Неизвестно. Поиск ответов на эти вопросы относится к области перспективным направлений исследований в ТА.

У нас есть некоторые предположения относительно того, как схемы развития сценария передается от родителей к детям. По-видимому, они представляют собой часть контрсценария, и передаются главным образом путем подражания родительскому примеру.

ПРЕОДОЛЕНИЕ СЦЕНАРНЫХ СХЕМ

Если вы недовольны схемой своего сценария, то можете из нее выйти. Из всех личностных изменений, возможных благодаря ТА, это достигается легче всего. Для начала нужно выявить основную схему, по которой разворачивается ваш сценарий. Осознав ее, вы берете управление в руки Взрослого, и ведете себя так, чтобы сломать существующую схему.

Если вы живете в основном по схеме "Прежде", то ломайте ее, позволяя себе веселиться еще до того, как закончили работу. (Дэниел Касриэль называет это "катаньем на пони, не дочистив конюшню".)

Для человека, который живет по схеме "После", преодоление ее состоит в том, чтобы радоваться сегодня, предварительно решив, что он будет радоваться и завтра. Например, если вы на вечеринке, пейте в свое удовольствие, но не слишком много, чтобы у вас завтра не болела голова.

Чтобы сломать схему "Никогда" решите, чего вы хотите. Составьте список из пяти пунктов, которые можете выполнить для того, чтобы осуществить свое желание. Затем выполняйте по одному из этих пунктов каждый день.

Если вы живете по схеме "Всегда", осознайте, что вы не обязаны повторять одни и те же ошибки, равно как и оставаться в ситуации, которая вас не удовлетворяет. При желании вы можете сменить работу, разорвать отношения или переехать жить в другое место.

Из схемы "Почти Первого Типа" можно выйти, взяв под контроль доведение начатых дел до конца. Если вы убираете комнату, убирайте ее полностью. Если читаете книгу, читайте все главы. Чтобы сломать схему "Почти Второго Типа", сделайте стадию признания достигнутого успеха обязательным элементом всех достижений. Составьте список своих целей. Достигнув какую-то из них, вычеркивайте ее из списка. Не устремляйтесь к следующей цели, не отпраздновав достижение предыдущей.

Если вы полагаете, что вам достался неопределенный сценарий, осознайте, что родители преподнесли вам тайный подарок. Так как последние страницы в вашем сценарии отсутствуют, вы вольны сами дописать любую концовку.

Действуя вразрез со схемой развития своего сценария, вы каждый раз ослабляете ее. Благодаря этому вам с каждым разом становится все легче освобождаться от ее зависимости.

*** СХЕМА РАЗВИТИЯ ВАШЕГО СЦЕНАРИЯ

Просмотрите приведенные выше описания разных схем развития сценария. Выберите наиболее типичную для себя схему или схемы.

Хотели бы вы и дальше жить по этим схемам?

Если нет, придумайте как минимум пять форм поведенческих проявлений, которые бы шли вразрез со схемой вашего сценария. С этого момента воплощайте в жизнь ежедневно как минимум одну из них. Продолжайте эту практику до тех пор, пока не будете удовлетворены происшедшими изменениями. ***