Производство по исполнению постановлений  о наложении административного взыскания

1. Исполнение решений по делам об административных правонарушениях: общая характеристика.

2. Производство по исполнению постановлений по вынесению предупреждений.

3. … о наложении штрафа.

4. …о возмездном изъятии предмета.

5. …о конфискации предмета.

6. …о лишении специального права.

7. …об исправительных работах.

8. …об административном аресте.

9. …об административном выдворении за пределы РФ.

 

1. Исполнение постановлений о наложении административных взысканий является заключительной стадией административного права. Оно состоит из этапов:

1) обращение постановления к исполнению

На данном этапе юридический орган должен своевременно направить постановление органу-исполнителю. В содержание этой деятельности входят также осуществление контроля за правильным исполнением постановлений и разрешение всех связанных с ним вопросов. Прекращение исполнения постановления по установленным законодательством основаниям.

2) фактическое исполнение

Деятельность государственных органов по приведению в исполнение направленных им постановлений имеет своей целью непосредственную реализацию административных взысканий. Она производится посредством действий, которые причиняют наказанному соответствующее лишение и правоограничения в установленных постановлением пределах. В производство по некоторым нарушениям юрисдикционный орган, вынесший постановление, уполномочен сам привести его в исполнение. Эти же органы и исполняют вынесенные ими постановления. В случае вынесения нескольких постановлений о наложении административных взысканий в отношении 1 лица каждое постановление приводится в исполнение самостоятельно. При обжаловании или опротестовании постановления о наложении административного взыскания, оно подлежит исполнению после оставления жалобы или протеста без удовлетворения, за исключением постановлений о применении мер взыскания в виде предупреждения, а также в случаях наложения штрафа, взимаемого на месте совершения административного правонарушения.

ст. 280

ч. 1 ст. 282, 281

3. окончание дела

После реального исполнения или в случаях, если невозможно выполнить постановление (несостоятельность лица, отсутствие вещей, подлежащих конфискации, окончание срока давности и т.д.) исполнение должно быть прекращено, дело возвращено органу, вынесшему постановление. Окончание исполнения означает окончание производства по делу. Административное дело становится архивным делом.

2. повт. понятия предупр., ст. 284

Так процедура оформления предупреждения, выносимого на месте совершения нарушения правил дорожного движения регламентировано инструкцией по организации в ОВД производства по делам об административных правонарушениях правил дорожного движения и иных норм, действующих в сфере безопасности дорожного движения. Согласно данной инструкции нарушителю вручается официальное письменное предупреждение, в котором указываются:

1) ФИО нарушителя

2) статья н/а, предуматривающая ответственность за нарушение правил дорожного движения

3) должность, ФИО, № нагрудного знака должностного лица, наложившего взыскание

4) дата наложения взыскания

5) подпись соответствующего должностного лица

6) подпись нарушителя, свидетельствующая о том, что он не оспаривает факт допущенного им нарушения и наложение взыскания.

1. ст. 203, 115 п. 8

2. ст. 157, 209 ч. 3

3. ст. 204, 76, 222

Одновременно с вручением официального письменного предупреждения водителю, нарушившему правила дорожного движения производятся соответствующие отметки о нарушении правил и начисленных штрафных баллов, фиксирующиеся в разрешении на праве управления транспортными средствами.

 

3. ст. 27

ст. 285

ст. 287

ст. 280

ст. 288

Орг. (дл), вынесшее постановление о наложении штрафа, получило постановление о том, что взыскание произведено полностью.

Завершает оформление дела об административном правонарушении.

Выдача нарушителю квитанции установленного образца в случае исполнения постановления о наложении штрафа, взыскиваемого на месте преступления, является окончанием производства по исполнению постановления о наложении штрафа.

4. ст. 28

Возможному изъятию подлежат:

1) вещества и предметы, опасные для перевозки на воздушном транспорте

2) огнестрельное гладкоствольное охотничье и нарезное оружие и боеприпасы

Вещи и документы, являющиеся орудием или непосредственным объектом правонарушения, обнаруженные при задержании, личном досмотре или досмотре вещей изымаются должностными или соответствующими органами.

Изъятые вещи и документы хранятся впредь до рассмотрения дела об административном правонарушении в местах, определенных органами д.л., которым предоставлено право производить изъятие вещей и документов, а после рассмотрения дела в случае вынесения постановления о возмездном изъятии предметы реализуются.

ст. 289

После завершения исполнения постановления о возмездном изъятии огнестрельного оружия и боеприпасов ОВД направляет постановление с отметкой об исполнении органу, вынесшему постановление (соответствующей администрационной комиссии, главе поселкового, сельского органа самоуправления).

ст. 29

5. Вещи и документы, являющиеся орудием или непосредственным объектом правонарушения, которые были обнаружены при задержании или личном досмотре или досмотре вещей изым-ся д.л. соотв. их орг.

ст. 290

Изъятые предметы хранятся в местах, определяемых данными организациями до рассмотрения дела.

Реализация конфискованных предметов осуществляется в соответствии с положением "О порядке учета, оценки и реализации конфискованного бесхозяйного имущества, перешедшего по праву наследования к государству и кладов".

Конфискованные предметы реализуются в комиссионных или иных специально  определенных для этого магазинах. Средства, полученные от реализации конфискованных предметов, явившихся орудием или непосредственным объектом правонарушения, перечисляются в бюджет государства. Постановление о конфискации предметов, явившихся орудием или непосредственным объектом правонарушения, следует считать исполненным после передачи конфискованного предмета представителю финансового органа и оформления акта приемки-передачи.

 

5. ст. 90

ст. 295

ст. 296

ст. 296. 1

ст. 291

ст. 298

 

7. ст. 31

ст. 299

ст. 300

ст. 301

ст. 302

 

8. ст. 32

Немедленное исполнение постановления об административном аресте означает, что сразу после его объявления лицо, подвергнутое административному аресту, доставляется работником милиции в ОВД для отбывания взыскания, если на постановление об аресте принесен протест прокурора, то исполнение его приостанавливается до  рассмотрения протеста.

1. В принудительном помещении лица, в отношении которого вынесено постановление о наложении административного взыскания, в специально предназначенное для этой цели учреждение ОВД (специальные приемники, изоляторы).

2. Содержание лица, в отношении которого вынесено постановление о наложении данного административного взыскания под стражей в течение срока, определенного в постановлении судьи в условиях специального правового режима.

3. Применение к лицу, в отношении которого вынесено постановление о наложении данного административного взыскания, мер воспитания и трудового воздействия.

ст. 304

Режим содержания обеспечивает:

1) строгую изоляцию, охрану и постоянный надзор за арестованными с целью предотвращения совершения ими новых преступлений.

2) раздельное содержание арестованных в зависимости от пола нарушителя и вида совершенного преступления.

3) соблюдение внутреннего распорядка специальных учреждений ОВД, предназначенного для содержания арестованных

4) применение средств исправления (воспитательная работа, трудовое использование).

9. повт. понятие адм. выдв. за пр. РФ, ст. 32 прим.

Исполнение постановления об административном выдворении за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства осуществляется следующими способами:

1) путем официальной передачи иностранного гражданина или лица без гражданства представителю властей иностранного государства, на территорию которого указанное лицо выдворяется.

2) выдворение нарушителей за пределы РФ в определенных пограничных войсками РФ местах в случаях, если передача нарушителя властям иностранного государства не предусмотрена договором РФ с этим государством.

3) отправка иностранных граждан и лиц без гражданства незаконно вывезенных перевозчиками на территорию РФ без установленных для выезда документов в пункт, где эти лица начали свою поездку или в любое другое место, куда выезд им разрешен.

Власти иностранного государства, на (через) территорию которой указанное лицо выдворяется, если выдворение предусмотрено договором РФ с указанным государством, уведомляется о выдворении из пункта пропуска через государственную границу РФ.

Исполнение постановления об административном выдворении оформляется в виде:

1) 2-х стороннего акта (при официальной передаче нарушителя властям сотрудником государства).

2) одностороннего акта, который приобщается к указанному постановлению.

Выдворение нарушителя режима государственной границы и режима в пунктах пропуска через государственную границу РФ в те иностранные государства, с которыми передача нарушителя договором не предусмотрена, оканчивается посадкой таких лиц в транспортное средство и убытием их за пределы РФ.

ст. 310

 

 

Способы обеспечения законности в сфере исполнительной власти

 

1. Содержание и система способов обеспечения…

2. Государственный контроль и его виды

3. Суд. контроль

4. Общ. контроль

5. Прокурорский надзор

6. Административный надзор

7. Обращение граждан как средство контрольной деятельности

1. Действует особая система государственных органов и общественных организаций, на которые возложена обязанность по поддержанию и укреплению законности и дисциплины в деятельности органов исполнительной власти.

Способы обеспечения законности – это применяемые ими различные правовые и организационные формы и методы деятельности, практические приемы, операции.

Это-

- контроль

- надзор

- обжалование

Сущность контроля заключается:

1) в наблюдении за функционированием соотв. под. контр. объекта

2) в получении объективной и достоверной информации о состоянии законности и дисциплины

3) в принятии мер по предотвращению и устранению нарушений законности и дисциплины

4) в выявлении причин и условий, способствующих правонарушению

5) в принятии мер по привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении законности и дисциплины.

Признаки контроля:

1. между контролируемым органом и подконтрольным объектом существуют отношения подконтрольности.

2. объектом контроля является как законность, так и целесообразность деятельности контролируемого.

Контролирующий вправе вмешиваться в текущую хоз. деятельность контролируемого.

3. контролирующий часто наделяется правом отменять решения контролируемого.

4. контролирующий вправе применять меры воздействия к контролируемому за допущенные правонарушения.

Различный контроль: текущий, предварительный и последующий.

Надзор как способ обеспечения законности в сфере исполнительной власти заключается в постоянном систематичном наблюдении специальными государственными органами за деятельностью неподчиненных им органов или лиц с целью выявления нарушений законности.

Оценка деятельности поднадзорного объекта дается только с точки зрения законности, но не целесообразности, т.к. при надзоре в отличие от контроля вмешательство в текущую административно-хозяйственную деятельность подконтрольного не допускается.

Различают 2 вида надзора:

- прокурорский

- административный

Под обжалованием понимается реализация граждан своего права высказывать претензии органам и должностным лицам исполнительной власти.

 

2. Государственный контроль осуществляется органами законодательных, исполнительных и судебных властей.

Различный контроль:

- внешний (со стороны Президента, органов законодательной и судебной властей)

- внутренний, когда проверка осуществляется собственными силами министерств, ведомств и т.д.

Виды:

1. Президентский контроль

а) Президент осуществляет контрольные полномочия при формировании Правительства и других органов исполнительной власти, а также при назначении председателя правительства, его заместителя, федеральных министров, при формировании Совета Безопасности, Совета обороны, Администраций, при решении кадровых вопросов Президенту оказывает содействие Совет по кадровой политике при Президенте.

б) Президент осуществляет контроль за деятельностью Правительства и других органов исполнительной власти, т.к. возглавляет Совет Безопасности, Совет Обороны, вправе председательствовать на заседаниях Правительства.

в) Президент осуществляет постоянный контроль за законностью актов исполнительной власти. Им могут быть отменены постановления, распоряжения Правительства, если они против Конституции РФ, Федерального закона и Указаний Президента.

г) контроль за правильностью и своевременным опубликованием Федерального закона, указов и распоряжений Президента, осуществляет главное государственно-правовое управление Президента.

д) систематический контроль за исполнением Федерального закона и распоряжениями Президента осуществляет Главное контрольное управление Президента органов исполнительной власти, подразделений администрации, органов исполнительной власти субъектов РФ, организаций и их руководителей.

2. контроль на местах за выполнением Федерального закона и волей Президента осуществляют полномочные представители Президента в регионах федерации. Это должностные лица администрации Президента.

контроль законодательных (представительных) органов власти.

1) Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совета Федерации и Государственной Думы образуют счетную палату, которая проводит ревизии, проверки и иные контрольные мероприятия.

ст. 103 Конституции РФ (а, б, в, г, д, н)

3. Контроль в системе исполнительной власти

Существуют 3 вида контроля исполнительной власти:

а) общий контроль осуществляют органы исполнительной власти в общей компетенции

Правительство заслушивает на своих заседаниях отчеты и доклады руководителей о состоянии дел в руководимой им отрасли. Оно обладает полномочиями по отмене актов этих органов в случае противоречия их Конституции РФ и др. нормативным актам.

б) ведомственный осуществляют органы отраслевой компетенции в отношении подведомственных им объектов. Он состоит в проверке этими органами соблюдения и исполнения законов, подзаконных нормативных актов предприятиями, учреждениями, организациями.

в) специализированный контроль осуществляется органами межотраслевой компетенции. Они контролируют деятельность органов исполнительной власти предприятий, учреждений, организаций по определенным вопросам. Между субъектами и объектами отсутствует организационная подчиненность.

       

3. Субъектами судебного контроля являются:

1) Конституционный Суд РФ

контрольные полномочия Конституционного Суда РФ пред. ст. 125

2) Суды общей юрисдикции

осуществляют контрольные функции в процессе рассмотрения дел

При рассмотрении гражданских дел суд, признавая акты управления незаконными, отменяет или исправляет их. Обнаружив нарушения законности в работе органов исполнительной власти, суд выносит частное определение. По делам об административных правонарушениях (мелкое хулиганство, мелкое хищение) суд проверяет законность действий органа исполнительной власти по привлечению лица к административной ответственности. При необходимости суд дает оценку неправомерным действиям органа исполнительной власти и устраняет допущенные нарушения.

3) арбитражные суды

осуществляют судебную власть при разрешении возникающих в процессе предпринимаемой деятельности споров либо из пр-ний в сфере управления. Специфика обеспечения арбитражным судом законности в сфере исполнительной власти заключается в том, что суд признает полностью или частично недействительным акт, не имеющий нормативного характера и принимаемое решение на основе действующего законодательства.

 

4. Субъектами общественного контроля являются общественные объединения граждан, политические партии, профсоюзы, молодежные и другие организации, органы общественной самодеятельности, трудовые коллективы, а также отдельные граждане как частные лица.

Контрольные полномочия их, как правило, лишены юридически-властного характера.

Общественные объединения участвуют в формировании органов исполнительной власти и выработке ими решений, а также представляет и защищает права и законные интересы своих членов в государственных органах.

Профсоюзы имеют право осуществлять контроль за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде. В настоящее время воссоздаются общественные пункты охраны порядка, казачьи дружины и т.д.

 

5. В соответствии с законом "О прокуратуре РФ" от 17 ноября 1995г. предметом прокурорского надзора являются:

1) исполнение законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, их должностными лицами.

2) соответствие актов, издаваемых этими органами, Конституция РФ, федеральный закон.

3) соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (или законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В случае установления факта нарушения закона прокурор или его заместитель:

1) освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решения несудебных органов.

2) опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными.

Протест приносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, издавшему этот акт либо в суд. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее, чем в 10-дневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представи. закон. органа субъекта РФ или органа местного самоуправления – на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушений закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста.

О результатах рассмотрения протеста прокурору сообщается незамедлительно в письменной форме.

3) возбуждает уголовное дело или пр-во об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной, установленной законом, ответственности.

4) вносит представления об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, правомочным устранить нарушение закона.

Представление подлежит безотлагательному рассмотрению, не позднее, чем в месячный срок должны быть приняты конкретные меры и о результатах сообщено прокурору в письменной форме.

 

6. Административный надзор – это вид в правоохранительной деятельности ряда органов управления.

1) органы федерального надзора (Федеральный горный надзор, промышленный надзор).

2) государственные комитеты (по стандартам, литерологии, сертификации).

3) государственная инспекция (в федеральном министерстве и иных органах исполнительной власти санитарно-эпидемиологического, ветеринарного, рыбного, пожарного и геодезического надзора).

Компетенция органов административного надзора определяется соответствующими положениями о них:

1) полномочия по предупреждению правонарушений позволяют органам обнаружить и устранить правонарушения, принять меры по предупреждению и предотвращению правонарушений. Органы административного надзора вправе беспрепятственно посещать объекты и проводить на них проверки по вопросам, входящим в их компетентность, получать необходимые материалы, заслушивать руководителей.

1) полномочия по пресечению правонарушений применяют для принудительного прекращения правонарушения, предотвращения или уменьшения вредных последствий. Орган административного надзора выносит в адрес поднадзорных объектов обязательные для исполнения предписания об устранении обнаруженных нарушений.

3) полномочия по привлечению виновных лиц к административной ответственности

Органы административного надзора возбуждают и рассматривают дела об административных правонарушениях, налагают административные взыскания.

4) полномочия по нормотворчеству

Органы административного надзора самостоятельно разрабатывают и утверждают правовые, технические нормы и правила, а также подготавливают проекты нормативных актов, которые принимаются другими органами.

 

7. Жалобы – это обращения граждан по поводу нарушения их прав и свобод.

Предложения и заявления направлены на улучшения деятельности органов исполнительной власти, их должностных лиц, государственных служащих.

Существует 2 порядка рассмотрения и разрешения жалоб граждан:

1 – административный

2 – судебный

Административный

Гражданин вправе обратиться с жалобой в вышестоящий в порядке подчиненности государственный орган, орган местного самоуправления, общественное объединение предприятия, учреждения, организации, к должностному лицу, государственному служащему.

Вышестоящие субъекты обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок. Если в удовлетворении жалобы отказано или ответ не получен в течение 1 месяца, он вправе обратиться в суд.

Судебный

В соответствии с законом от 27 апреля 1993 г. "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" жалоба подается либо в суд по месту жительства либо в суд по месту нахождения органа, должностное лицу, государственному служащему.

Сроки обжалования:

1) 3 месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права

2) 1 месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе в удовлетворении жалобы

3) 1 месяц после подачи жалобы, если не получен ответ

Если обжалованные действия суд признает законными, он отказывает в удовлетворении жалобы. Если суд признает обжалованные действия незаконными, он обязывает удовлетворить требования гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает права и свободы. Решение суда направляется соответствующему органу, объединению или должностному лицу и гражданину не позднее 10 дней со дня вступления решения в законную силу. Об исполнении решения должно быть сообщено суду и гражданину не позднее, чем в 1 мес. срок со дня его получения.

1. Участковый инспектор милиции, преследуя преступника против воли граждан, проживающих в квартире, где скрылся преследуемый, взломал дверь и проник в квартиру. Рассмотрев поступившую жалобу на участкового, начальник управления внутренних дел не усмотрел в его действиях нарушения закона "О милиции". Тогда заявитель, проживавший в –квартире гражданин, считая, что положения закона "О милиции" нарушают конституционные права и свободы граждан обратился в конституционный суд РФ. Вправе ли он был это делать? В каких случаях граждане РФ могут обратиться в Конституционный Суд РФ? Каков порядок обжалования, предусмотренный законом?

3. Администрация области приняла постановление, в соответствии с которым жители области, призываемые на действительную военную службу, проходят ее в военных соединениях и военных частях, расположенных на территории области. Законно: Как должен поступить полномочный пред. РФ? Какими контрольными полномочиями обладает полн. пр. РФ?