1. Соотношение социальных
и биологических факторов в возникновении и дальнейшем развитии
(генезисе) преступного поведения имеет теоретическое и практическое значение:
акцент в ту или иную сторону определяет цели и методы борьбы с преступностью.
Суть в том, чтобы правильно оценить как биологическое, так и социальное
в причинной цепочке криминального поведения.
Сложность проблемы состоит в том, что соотношение социального и биологического
в поведении человека не является постоянным и одинаковым. Оно различно
в разных звеньях причинной цепочки: в начальной стадии развития человека,
ведущей к акту сознательного поведения; в процессе развития конкретного
организма и жизни индивидуума; в процессе общественного развития.
2. Первое звено причинной цепочки относится к начальной
стадии развития человеческого организма и далеко от преступного
поведения. С криминологической точки зрения важно установить, действуют
ли на данном этапе какие-либо биологические факторы, которые в дальнейшем
могут повлиять на развитие личности в криминогенном направлении.
Здесь необходимо учитывать, что биологическое развитие
индивидуума является сложным взаимодействием трех групп факторов: генетических
(наследственных), экологических (влияние внешней среды) и индивидуальных,
которые являются продуктом взаимодействия названных факторов.
Современной наукой не доказано существование каких-либо прирожденных
программ социально одобряемого или преступного поведения. Не установлены
также наследственные признаки такого поведения. Генетика доказала, что
приобретенные при жизни признаки наследовать невозможно.
Однако это не означает, что при изучении причин конкретного преступления
следует избегать всего, что относится к биологической структуре личности
преступника. Нельзя отрицать, что человек не только социальное, но и биологическое
существо. В его поведении, в том числе и преступном, всегда имеют место
не только социальные, но и биологические элементы.
3. Второе звено связано с соотношением
социального и биологического в процессе формирования
личности. Биологический элемент в этом звене выражен гораздо слабее,
чем в предыдущем, а социальный — значительно сильнее.
Из числа биологических качеств
в процессе формирования личности существенное значение имеют пол,
возраст, состояние физического и психического здоровья, а также наличие
патологических отклонений.
Наибольшее влияние на формирование личности оказывают возрастные признаки.
На разных возрастных этапах воздействие социальной среды на личность не
одинаково. Так, незрелость нервной системы в раннем возрасте, неподготовленность
организма ко многим психическим проявлениям, особенности юношеского восприятия
окружающей действительности, повышенная эмоциональность и неумение реально
оценить возможные последствия при неблагоприятных обстоятельствах могут
способствовать совершению преступления.
4. Третье звено преступного поведения связано с зарождением
преступного намерения и реализацией преступного замысла. В этом звене
взаимодействуют два социальных фактора: конкретная
жизненная ситуация, имеющая значение для повода к совершению преступления,
и личность преступника со сложившейся криминогенной мотивацией. Это звено
ближе всех других стоит к акту преступного поведения.
В поведение человека включаются воля, творчество, эмоциональная сфера.
Для индивидуальной специфики поведенческой реакции существенное значение
имеют особенности биологии человека.
|