1. Предупреждение
преступности представляет собой многоуровневую систему целенаправленных
государственных и общественных мер по выявлению, устранению, ослаблению
и нейтрализации причин и условий преступности, отдельных видов преступлений
и конкретных преступлений, а также удержанию от перехода или возврата
на преступный путь людей, условия жизни и (или) поведение которых указывают
на такую возможность.
2. Профилактика преступности
должна отвечать принципам законности, демократизма, гуманизма, справедливости
и научности.
3. Законность деятельности по предупреждению
преступности предполагает наличие достаточного правового регулирования
на уровне законов и иных нормативных актов, задач, методов, форм профилактики,
прав и обязанностей субъектов (участников) этой работы, гарантий законных
интересов лиц, в отношении которых она осуществляется.
4. Демократизм в профилактике
преступности означает, что она осуществляется:
- под контролем органов представительной власти соответствующего уровня;
- при непосредственном участии и под контролем общественных объединений
и формирований, роль которых в этой связи нельзя сводить к роли "помощников"
государственных органов;
- с учетом результатов постоянного мониторинга общественного мнения.
5. Гуманизм и справедливость профилактической деятельности
означают, что:
- лица, в отношении которых она проводится, рассматриваются как субъекты
взаимодействия с органами профилактики, а не как бесправные объекты;
- ставится задача возможно раньше выявить и предупредить дальнейшее
развитие криминогенных процессов, чтобы минимизировать ущерб для личности,
общества и государства;
- профилактическое воздействие начинается с наиболее щадящих мер, и
лишь при их недостаточности осуществляется переход к более интенсивному
воздействию.
Говоря о гуманизме как принципе профилактической деятельности, нельзя
сводить его к требованию "не навреди" в отношении лиц, вовлекаемых
в сферу профилактики. Должен учитываться и другой аспект — значение профилактической
деятельности в целом, ее направлений, конкретных мер для обеспечения безопасности,
спокойствия, стабильности в обществе, прав, свобод и законных интересов
его граждан, которые могут стать потерпевшими от преступлений. Поэтому
минимизация предупредительного воздействия оправдывает себя лишь до того
момента, когда она вступает в противоречие с целями профилактической деятельности.
6. Научность как принцип
профилактики означает:
- наличие и востребование в программировании и планировании предупредительной
деятельности, правовом регулировании и управлении ею, а также в непосредственном
применении профилактических мер, научной концепции этой деятельности,
основанной на познании ее закономерностей и места в социальных системах;
- сопровождение всех уровней, этапов, направлений, видов профилактической
деятельности научно-методическим обеспечением, основанным на комплексном
использовании данных наук о борьбе с преступностью, объединяемых криминологией
и уголовной политикой; наличие при этом механизма внедрения научных
рекомендаций после их объективной оценки;
- использование на практике предоставляемых наукой знаний закономерностей
преступности для точной оценки ситуации в ретроспективе, настоящем времени
и перспективе и принятия обоснованных стратегических и тактических решений
по борьбе с нею;
- осознание практикой того обстоятельства, что попытки решить проблемы
концептуальной базы, правового регулирования, управления профилактикой
и т. д., требующие профессионального использования научных знаний, не
обращаясь к ним, а используя понятийный аппарат на уровне бытового словоупотребления,
приводят только к серьезным провалам; в этой связи должна быть осознана
и необходимость во всех программно-плановых документах выделять раздел
о научном обеспечении предупредительной деятельности;
- проведение криминологических или комплексных экспертиз законодательных
и управленческих актов, связанных с профилактикой преступности, в процессе
их подготовки.
|