1. В зависимости от
масштабов и целей применения профилактических мер уровни предупреждения
преступности разделяются на общесоциальный и специально-криминологический.
2. Общесоциальный уровень предупреждения
преступности характеризуется тем, что составляющие его меры являются
необходимым элементом социально-экономического строительства, улучшения
нравственно-психологической и духовной сфер общества. Обычно данные меры
направлены на улучшение условий труда и отдыха трудящихся, повышение уровня
их материальной обеспеченности, укрепление дисциплины и организованности,
а также другие положительные изменения в обществе.
В настоящее время общесоциалйный уровень в значительной мере ослаблен
из-за наличия различных социально-экономических негативных процессов,
осложняющих жизнеобеспеченность членов нашего общества.
3. Специально-криминологический
уровень предупреждения преступности характеризуется совокупностью
мер, специально направленных на устранение причин преступности или конкретных
преступных проявлений. Масштаб их применения меньше, чем общесоциальных
мер, хотя в некоторых случаях он приобретает значительные размеры и охватывает
целые отрасли народного хозяйства или распространяется на отдельные категории
лиц (несовершеннолетних преступников, рецидивистов и т. д.).
Специальное криминологическое предупреждение требует специальных криминологических
знаний, которые необходимы при разработке комплексных планов, при выработке
мер предупреждения отдельных видов преступлений и т. д.
В большей степени, чем общесоциальный, этот уровень определяется субъективными
факторами. Отсюда большая потребность в управлении специальным предупреждением
преступлений. Последнее предполагает использование специфических критериев
принятия решений, особой системы оценок социальной полезности и эффективности
этой деятельности.
4. Уровни предупреждения преступности на основе вертикальной
дифференциации представляют собой следующее:
- первый уровень (высший) предусматривает
решение значительных социальных, экономических и иных проблем жизнедеятельности
общества, выражающееся в социально-экономических преобразованиях, усилении
воспитательной и идеологической работы, а в целом — в совершенствовании
общественных отношений на данном этапе развития общества;
- второй уровень (средний) включает в себя
предупредительно-профилактическое воздействие на конкретные социальные
группы и общественные слои населения, подвергнутые влиянию отрицательных
тенденций;
- третий уровень (низший) связан с индивидуально-профилактическим
воздействием на конкретных лиц. Задача такого воздействия состоит в
позитивном изменении системы ценностных ориентации человека, в преодолении
его антиобщественных взглядов и установок, переориентации поведения
в социально одобряемом направлении.
|