Понятие и классификация субъектов профилактики преступности |
|
|
1. Субъектами предупреждения преступности (преступлений) являются органы, учреждения, организации, предприятия, а также должностные лица (служащие) и отдельные граждане, на которых законом возложены задачи и функции по выявлению, устранению, ослаблению, нейтрализации причин и условий, способствующих существованию и распространению преступности в целом, ее отдельных видов и конкретных преступлений, а равно удержанию от перехода на преступный путь и обеспечению ресоциализации лиц, склонных к совершению преступлений (рецидиву). 2. По месту в государственной и общественной системе субъекты профилактики могут быть классифицированы следующим образом:
По задачам, компетениии и содержанию деятельности, предупреждающей преступность, субъекты профилактики классифицируются на:
3. В соответствии с Конституцией обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, а следовательно, и предупреждение преступности находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (п. "б" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ). В совместном ведении находятся также охрана окружающей природной среды, общие вопросы воспитания и образования, координация вопросов здравоохранения, защита семьи и детства, социальная защита, административное, трудовое, семейное и ряд других отраслей законодательства, кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатура, нотариат. Эти направления правового регулирования и организационно-управленческой деятельности тесно связаны с предупреждением преступности. Представительные органы Российской Федерации и ее субъектов издают законы, составляющие правовую базу профилактики. В пределах своей компетенциии и органы местного самоуправления принимают нормативные акты, связанные с профилактикой преступлений, решая вопросы местного значения применительно к охране общественного порядка. Президент РФ и федеральное правительство издают в соответствии со своими полномочиями нормативные акты по предупреждению преступности, основываясь на Конституции и законодательстве. 4. Неспециализированные субъекты
профилактики преступности - это хозяйствующие структуры, учреждения культуры
и спорта, средства массовой информации; органы, регулирующие природопользование,
миграцию, осуществляющие трудоустройство, пенсионное обеспечение; жилищно-коммунальные
органы; учреждения, предоставляющие услуги по проведению досуга, и другие,
участвующие в различных областях жизнедеятельности общества. 5. К числу частично специализированных
органов предупреждения преступности относятся учреждения социального обслуживания,
образования, здравоохранения, а также природоохранные, контрольно-ревизионные
и аудиторские организации. 6. Специализированными субъектами предупреждения преступности являются правоохранительные органы, для которых задачи и функции профилактики относятся к числу главных, приоритетных задач. Это органы суда, прокуратуры, внутренних дел, налоговой полиции, государственной безопасности, юстиции, таможенная и пограничная службы, внутренние войска, научные и образовательные юридические учреждения. К системе правоохранительных органов примыкают некоторые специализированные общественные объединения (формирования), а также адвокатура, частные детективные и охранные службы. |