1. Правовое регулирование предупреждения
преступности состоит в нормот-ворческой деятельности государства и его
органов, определяющей в законах и иных нормативных актах цели и задачи
предупреждения преступности, круг субъектов, осуществляющих эту деятельность,
их компетенцию, основные формы и-методы работы.
2. Предупреждение преступности предполагает такое развитие
экономики, политики, идеологии, культуры и быта, которое способствовало
бы устранению или подавлению негативных сторон общественной жизни, могущих
проявиться в качестве причин и условий преступности. Такая организация
общественной жизни должна быть обеспечена надлежащим правовым регулированием.
Сущность правового регулирования состоит в том, что правовые нормы стимулируют
социально полезное поведение, противодействуя факторам, негативно влияющим
на формирование и жизнедеятельность личности, тем самым создавая условия
для оптимального осуществления предупредительной деятельности.
Наряду с этим правовые акты определяют задачи и меры предупреждения преступности,
порядок, формы и методы осуществления этой деятельности, функции различных
ее субъектов, координацию и взаимодействие между ними. Законы и иные нормативные
акты обеспечивают ответственность уполномоченных лиц за выполнение своих
обязанностей, строгое соблюдение личных и имущественных прав, законных
интересов граждан и учреждений, попадающих в сферу предупреждения преступности.
3. Предупредительная роль права состоит в таком регулировании
сфер общественной жизни, при котором существующие криминогенные факторы
либо устраняются, либо их действию ставится надежный заслон. Право не
может уничтожить экономические, социально-культурные причины и условия
преступности, но оно может воздействовать на их негативные проявления:
локализовать, блокировать, организовать надлежащее противодействие отрицательным
явлениям и процессам.
Проведение такой работы предполагает:
- улучшение законодательства, его совершенствование;
- точную и неуклонную реализацию законов и иных нормативных актов,
- наличие безупречно действующих механизмов, обеспечивающих такую реализацию.
4. Выделяют два основных направления правового регулирования
предупреждения преступности.
Первое направление носит "материальный" характер и заключается
в воздействии с помощью права на криминогенные факторы внешней среды,
прямо либо опосредованно детерминирующие преступное поведение, с целью
их устранения.
Второе направление носит "процессуальный" характер и состоит
в юридическом закреплении прав и обязанностей должностных лиц и граждан
— субъектов предупреждения преступности в установлении содержания и порядка
осуществления предупредительных мероприятий. |