1. Предупреждение
насильственных преступлений и хулиганства зависит от происходящих
в стране преобразований социально-экономического и политического характера,
связанных с утверждением общечеловеческих ценностей, гуманизацией нравственного
климата, реализацией принципов социальной справедливости. Решение этих
общесоциальных задач создает предпосылки для успешной борьбы с насильственными
преступлениями и хулиганством.
2. Основными направлениями специально-криминологической
профилактики в сфере насильственных преступлений и хулиганства
являются:
- последовательная борьба с пьянством и наркоманией;
- своевременность реагирования на правонарушения, совершаемые на почве
бытовых конфликтов и могущих перерасти в преступления;
- обеспечение эффективной охраны общественного порядка в общественных
местах;
- усиление борьбы с разжиганием расовой и межнациональной розни;
- пресечение криминогенных влияний рецидивистов и профессиональных
преступников на несовершеннолетних и молодежь;
- активизация деятельности по выявлению и разобщению антиобщественных
молодежных группировок;
- своевременность профилактического воздействия на лиц с повышенной
степенью виктимности;
- активизация борьбы с фактами незаконного изготовления, сбыта, хранения
и ношения холодного и огнестрельного оружия;
- обеспечение справедливой ответственности за насильственные преступления
и хулиганство на основе ее дифференциации и индивидуализации;
- противодействие пропаганде жестокости и насилия средствами массовой
информации.
3. В системе мер борьбы с насильственными
преступлениями и хулиганством различают меры общей, групповой и
индивидуальной профилактики. Меры профилактического характера подразделяются
на:
- организационные — связанные с организацией предупредительной деятельности;
- функциональные — по ее непосредственному осуществлению.
К числу организационных мер относятся:
- изучение и анализ информации об уровне, структуре и динамике насильственной
преступности и хулиганства в регионе;
- криминологическое планирование;
- профилактическая отработка отдельных территорий и объектов и т. д.
К функциональным относятся меры по осуществлению профилактического контроля
и воздействия в соответствующей микросреде:
- систематическое обследование меот, где наиболее часто совершаются
преступления против личности и общественного порядка;
- обеспечение дислокации милицейских служб с учетом места и времени
совершения большинства деяний;
- проведение специальных профилактических рейдов, проверок;
- осуществление мероприятий, направленных на выявление и изъятие незаконно
хранимого оружия;
- правовое воспитание граждан и т. д.
4. При осуществлении профилактики необходимо
в соответствии с конкретной ситуацией избрать форму реагирования:
- эпизодическую;
- длящуюся;
- неотложную;
- экстренную.
Если для конфликтной ситуации характерны периодические обострения
и улучшения без резких колебаний, используется эпизодическое (KQit тральное)
реагирование. Оно осуществляется участковым инспектором милиции и представителями
общественности. В качестве мер профилактического воздействия можно применять:
советы, беседы, оказание необходимой помощи, нейтрализация неблагоприятных
факторов окружающей среды.
Если конфликтная ситуация ухудшается в течение продолжительного времени,
применяется длящееся реагирование. К мерам воздействия относятся: профилактические
беседы в милиции, обсуждение поведения на собрании трудового коллектива,
собрании граждан по месту жительства, вызов в орган милиции для разъяснения
правовых последствий антиобщественного поведения в быту и т. д.
Неотложное реагирование осуществляется
в условиях резко обострившейся конфликтной ситуации - часто повторяющихся
ссорах, скандалах, драках, угрозах, антиобщественном поведении пьяниц,
наркоманов.
В таких случаях могут быть использованы меры правового принуждения: лишение
родительских прав; принудительный обмен жилой площади или выселение за
невозможностью совместного проживания; ограничение дееспособности; принудительное
лечение в психиатрической больнице; привлечение к административной и уголовной
ответственности.
Экстренное реагирование требуется
в случаях бурного, агрессивного поведения нарушителя. Оно осуществляется
непосредственно в момент хулиганских действий, драк, реальных угроз физической
расправой и т. д. Его выполняют дежурные части органов внутренних дел.
Реагирование в таких случаях предполагает: активную защиту граждан, которые
могут пострадать от агрессивных действий; подавление сопротивления правонарушителей;
изъятие у них оружия; их задержание и т. п. После этого решается вопрос
о привлечении данных лиц к уголовной или административной ответственности. |