Предупреждение организованной преступности (преступлений)
 

1. Предупреждение организованной преступности (преступлений) как направление профилактической деятельности предполагает.

  • концептуальную и понятийную характеристику этой преступности и борьбы с ней в современный период;
  • достаточную правовую базу; специализацию кадров, ведущих борьбу с этой преступностью и их подготовку;
  • достаточное ресурсное обеспечение; современную информационную базу;
  • комплексное программирование; знание реального состояния и тенденций организованной преступности, обоснованные прогнозные оценки.

2. Концептуальные основы предупреждения организованной преступности
(преступлений)
предполагают выделение приоритетов борьбы с ней, исходя из структуры и тенденций организованной преступности, опасности последствий отдельных ее видов.
В законодательстве о борьбе с организованной преступностью и в практике этой борьбы необходим учет ее специфики, связанной с широкомасштабной коллективной преступной деятельностью и опорой на огромные средства, добытые преступным путем. Также значимы законодательные и управленческие меры, противодействующие отмыванию преступно нажитых средств, меры по расширению возможности выявления незаконных доходов и изъятию приобретенного на них имущества.

3. Общесоциальной основой предупреждения организованной преступности и максимального ограничения возможностей для ее функционирования и воспроизводства является преодоление кризисных явлений в стране: в экономике, политике, в общественной идеологии и психологии, социальной сфере, правоохранительной деятельности.
Необходимо издание законов о борьбе с коррупцией, об ответственности за легализацию преступных доходов, о государственном финансовом контроле, которые расширят возможности для подрыва экономической базы и системы безопасности, выработанной организованными преступными структурами.

На достижение этих целей направлены меры по:

  • ликвидации льгот и других условий, способствующих коррупции и произволу в отношении хозяйствующих субъектов;
  • переходу к распределению государственных заказов через открытый конкурс с публикацией предъявляемых требований;
  • переходу на международные стандарты бухгалтерского учета.

4. Программа по усилению борьбы с преступностью включает следующие меры противодействия организованной преступности и коррупции:

  • всероссийские оперативно-профилактические и целевые операции по выявлению и пресечению "воровских" сходок, деятельности "воров в законе", лидеров и активных участников этнических преступных группировок;
  • проверки соблюдения законности в деятельности охранно-сыскных предприятий и служб безопасности частных структур;
  • проверки соблюдения банками порядка кредитования негосударственных структур;
  • подготовка правовых актов о мерах обеспечения безопасности лиц, оказывающих негласную помощь в борьбе с организованной преступностью;
  • выборочные проверки предприятий по добыче и переработке нефти, газа, цветных и редких металлов, отгружающих продукцию за рубеж;
  • разработка мероприятий, препятствующих криминальной деятельности организованных преступных групп и коррумпированных должностных лиц в этих отраслях;
  • мероприятия, препятствующие проникновению организованной преступности в органы государственной власти, в том числе правоохранительные органы;
  • проведение конференций по проблемам совершенствования борьбы с организованной преступностью.

5. Профилактика организованных преступлений является одним из ведущих направлений международного сотрудничества России в сфере борьбы с преступностью.

Россия — член Интерпола, участник' разработки ряда международно-правовых документов по борьбе с организованной преступностью. Расширяется круг государств, с которыми имеются договоры об оказании правовой помощи, в том числе в розыске, изобличении и экстрадиции
участников организованных преступных групп и сообществ, выявлении преступно нажитого имущества.
При вступлении в Совет Европы (СЕ) Россия обязалась подписать и ратифицировать многосторонние конвенции, касающиеся выдачи преступников, взаимной помощи в уголовно-правовой сфере, борьбы с отмыванием доходов от преступной деятельности и др., и с момента вступления в СЕ соблюдать принципы, закрепленные в этих конвенциях. Расширяется взаимодействие и в рамках СНГ. Предусмотрены взаимный обмен оперативной, справочной и иной информацией, проведение совместных мероприятий, обмен опытом, обмен нормативными материалами, взаимодействие в обучении специализированных кадров и научных исследований.
Создано Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными преступлениями на территории СНГ. Бюро располагает специализированным банком данных и оказывает содействие в осуществлении межгосударственного розыска участников организованных преступных структур, в проведении согласованных оперативно-розыскных мероприятий, разрабатывает рекомендации по борьбе с транснациональной преступностью.