Предупреждение рецидивной преступности
 

1. В соответствии с классификацией причин и условий рецидивных преступлений можно выделить специальные меры предупреждения рецидива, связанные:

  • с оперативно-розыскной деятельностью, предварительным расследованием и назначением наказаний;
  • с исполнением наказаний;
  • с работой с рецидивоопасным контингентом после отбытия осужденными наказания.

2. Применительно к выявлению преступлений, дознанию, следствию и судебному разбирательству стоит задача обеспечить:

  • высокую вероятность наказания для преступников, стимулируя формирование представлений о риске и "невыгодности" преступлений;
  • исходные данные, необходимые для избрания меры, максимально соответствующей содеянному, личности виновного, мотивации преступления;
  • избрание мер пресечения, препятствующих продолжению преступной деятельности.

По материалам дела важно организовать профилактическую работу, направленную на то, чтобы пресечь существование притонов, разобщить группы лиц, склонных к правонарушениям, привлечь к установленной законом ответственности лиц, бездействие которых создало благоприятные условия для преступлений рецидивистов. Применительно к назначению мер наказания необходимо осуществление индивидуализации применяемых мер. При рецидиве суд должен учитывать обстоятельства, в силу которых исправительное воздействие предыдущего наказания оказалось недостаточным. Срок наказания рецидивистам не может быть ниже половины максимальной санкции за вменяемое преступление, при опасном рецидиве - не менее двух третей, при особо опасном рецидиве — не менее трех четвертей. В составах рецидивоопасных преступлений, имеющих тенденцию к профессионализации, например, кражи, мошенничество, фальшивомонетничество, вымогательство, УК РФ предусмотрел в качестве квалифицирующего обстоятельства судимость с соответствующим повышением санкций.

3. В целях устранения или нейтрализации рецидивоопасных детерминант, относящихся к стадии исполнения наказания, профилактика рецидивной преступности регламентирована в Уголовно-исполнительном кодексе РФ, который вступил в силу 1 июля 1997 года. Предусмотрен исключительно судебный контроль за решением вопросов условно-досрочного освобождения, досрочного освобождения, а также при заменах одного наказания другим либо вида исправительного учреждения. Это сделано для устранения нарушений законности сотрудниками исправительных учреждений при применении данных уголовно-правовых институтов. В УИК РФ регламентировано правовое положение осужденных, в том числе впервые предусмотрено их право на личную безопасность. Должностные лица исправительных учреждений обязаны принять незамедлительные меры к обеспечению личной безопасности осужденных при обращении их по этому поводу. Осужденный должен быть переведен в безопасное место либо должны быть приняты иные меры, устраняющие возможность совершения в отношении осужденного насилия. Такого рода законодательные установления нацелены на устранение насилия в колониях, диктата "авторитетов" преступной среды, нейтрализацию воровских традиций и неформальных кодексов, которые стали активно возрождаться. Для устранения злоупотреблений со стороны работников исправительных учреждений и военнослужащих внутренних войск в Уголовно-исполнительном кодексе нормативно определено, что признается злостным нарушением установленного порядка отбывания наказания. Для того чтобы адаптация осужденных к условиям жизнедеятельности на свободе после освобождения протекала бесконфликтно, Кодекс расширил возможности свиданий с родственниками и близкими в колонии и отпусков за ее пределы.

4. Эффективность постпенитенциарной профилактики определяется результативностью деятельности учреждений, призванных ресоциализировать и адаптировать к условиям свободной жизнедеятельности лиц, отбывших лишение свободы.

Основными субъектами специальной постпенитенциарной профилактики рецидива являются:

  • уголовно-исполнительные инспекции, участковые инспектора;
  • в органах местного самоуправления - наблюдательные комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних, административные комиссии, комиссии по законности, органы социального обслуживания;
  • общественные и религиозные учреждения: попечительские и родительские советы, шефствующие трудовые коллективы, персональные шефы и попечители, внебюджетные фонды поддержки осужденных и др.