Предупреждение преступлений в армии
 

1. Основными направлениями профилактики преступлений в войсках являются:

  • социально-экономическое;
  • воспитательное;
  • организационно-управленческое
  • уголовно-правовое.

Некоторые из этих направлений реализуются на общесоциальном уровне, другие — на общесоциальном и специально-криминологическом, третьи - только на специально-криминологическом.

2. Социально-экономические меры реализуются на общесоциальном уровне. Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования используют социально-экономические возможности государства для устранения или минимизации соответствующих причин преступности военнослужащих, для улучшения их жизни, деятельности, воспитания, быта, отдыха. Рассматриваемые меры не имеют в войсках особой специфики.
Реальное улучшение жизнедеятельности войск связано с освобождением их от несвойственных им функций, с профессионализацией армии, с определением ее места в государственной структуре, с коренным улучшением социального и материального положения военнослужащих.

3. Меры воспитательного характера представляют собой совокупность средств и способов воздействия на сознание человека при строгом соблюдении конституционных прав и свобод личности. Основа воспитания личного состава в целях предупреждения преступлений и фоновых правонарушений — формирование социально полезных интересов и потребностей у военнослужащих, предоставление им возможностей для их удовлетворения, оказание оступившемуся педагогической, психологической и социальной помощи.

Этот путь является оперативным и перспективным. Оперативным — потому что его реализация возможна в любых условиях жизни и деятельности военнослужащего; а перспективным ~ потому что только позитивная корректировка социальной направленности личности может считаться надежной гарантией нравственного, правового и воинского воспитания.

Командиры и начальники, формируя у подчиненных полезные потребности и интересы, приобщая их к профессии, знаниям, культуре, могут способствовать изменению социальной направленности военнослужащих и вытеснению криминальных побуждений.

Важной мерой воспитательного воздействия на подчиненных является личный пример командиров и начальников в строжайшем соблюдении действующего законодательства. Поэтому укрепление дисциплины и предупреждение преступлений должны сочетаться с борьбой с аморальным и противоправным поведением воинских должностных лиц.

4. Существенная роль в предупреждении преступного поведения военнослужащих принадлежит организационно-управленческим мерам.

Строгое соблюдение уставных требований в жизни и деятельности частей и подразделений — важнейшая организационная мера по предупреждению правонарушений среди военнослужащих. Борясь за укрепление воинской дисциплины, командир должен действовать только по закону и уставу.

Особо следует указать на строгое соблюдение правового положения военнослужащих, на проявление постоянной заботы о здоровье, питании, материально-бытовых условиях жизни личного состава, на изучение и удовлетворение их правомерных нужд и потребностей, защиту от "дедовщины" и обеспечение уголовной ответственности виновных. Элементами социального контроля в армейских условиях являются:

  • научно обоснованные и отвечающие международным стандартам правовые нормы, изложенные в законах, уставах, наставлениях, положениях и приказах начальников (нормативный элемент);
  • реальный уровень контроля за соблюдением военнослужащими этих норм со стороны командиров (начальников) и применяемая ими практика стимулирования и принуждения к выполнению действующего военного законодательства (организационный элемент);
  • общественное мнение, ожидания, оценки и суждения о соблюдении действующих норм, формируемые в воинских коллективах (социально-психологический элемент);
  • индивидуальное отношение военнослужащих к правовому и противоправному поведению (психологический элемент).

Системное использование этих элементов социального контроля в укреплении воинской дисциплины помогает решать профилактические задачи.

5. Особое место в предупреждении преступлений в воинских частях и подразделениях принадлежит уголовно-правовым мерам. Уголовно-правовые меры не устраняют социальных причин преступного поведения. Они влияют лишь на психику людей, стимулируя должное поведение человека, или угрозой неминуемого наказания удерживают его от общественно опасного поведения.

За совершение преступлений виновные должны нести личную уголовную ответственность. Ее нельзя перекладывать на командиров и начальников, провоцируя их к укрывательству преступлений. Командир должен нести ответственность за прямые упущения по службе, которые реально способствовали совершению преступных деяний подчиненными, но при условии, если будет доказана его личная вина. И эта ответственность должна быть соизмерима с его объективными и субъективными возможностями.
Эффективность предупреждения новых преступлений с помощью уголовно-правовых средств зависит от содержания уголовных законов, уровня правоприменительной деятельности и качества работы органов военной юстиции.