Криминологическая характеристика автотранспортных преступлений
 

1. Понятие автотранспортные преступления охватывает несколько составов преступлений:

  • нарушение правил дорожного движения и эксплуатации автомобилей, мотоциклов, тракторов и тому подобных транспортных средств управляющими ими лицами;
  • недоброкачественный ремонт и выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств;
  • нарушение "извне" (пешеходом, велосипедистом, погонщиком, ремонтником и т. д.) правил, обеспечивающих безопасную работу автотранспорта.

2. Структура автотранспортных преступлений имеет свою специфику. Выделяются:

  • преступления со смертельным исходом и ранениями
  • детский травматизм;
  • по чьей вине наступили общественно опасные последствия: по вине водителей или пешеходов;
  • по вине водителей автотранспорта, принадлежащего юридическим или физическим лицам;
  • тяжесть последствий, определяемая по количеству погибших на 100 пострадавших;
  • виктимологический показатель в виде социально-демографических характеристик погибших и травмированных;
  • региональное распространение преступлений;
  • временные особенности — плотность по месяцам года и времени суток;
  • соотношение видов нарушений правил дорожного движения, которые повлекли криминальные последствия;
  • распространенность по видам дорог.

Более 66% всех преступлений совершается по вине водителей, 25 - 30% -по вине пешеходов. На водителей индивидуальных автомобилей приходится свыше 60% всех смертей и травм. 20% ДТП допускают пьяные водители.

В течение 1985 - 1991 гг. на территории РФ было зарегистрировано около 1,2 млн ДТП. Всплеск дорожно-транспортной аварийности пришелся на 1991 г. За последние пять лет происходило медленное, но стабильное снижение аварийности. Среднее число пострадавших по коэффициенту на 100 тыс. населения составило 146 человек, количество ДТП на 10 тыс. транспортных единиц - 56 человек.

Пик автотранспортных преступлений приходится на апрель и сентябрь, в часах суток — 17—19 и 22—24 ч. В апреле происходит массовый выезд на трассы водителей индивидуального транспорта: автомобилистов, мотоциклистов, велосипедистов. Сентябрь — месяц возвращения из отпусков автолюбителей, начало занятий в школах, средних спецп;шьных и высших учебных заведениях, интенсификации сельхозперевозок.

Максимальная распространенность автотранспортных преступлений в абсолютном исчислении приходится на Центрально-Черноземный и Северо-Кавказский регионы. Менее всего их совершается на Дальнем Востоке.
Из-за неудовлетворительного состояния улиц и дорог совершается 11% всех ДТП. При этом на первом месте по количеству аварий находятся дороги республиканских, краевых и областных центров, на последнем — поселковые и районные.