Криминологическая характеристика личности участников неосторожных дорожно-транспортных преступлений
 

1. Криминологическая характеристика личности участников неосторожных дорожно-транспортных преступлений показывает, что большинство из них можно отнести к категориям ситуативных и неустойчивых преступников. Вместе с тем, определенная их часть, как и лиц, совершающих неосторожные преступления других видов, близка по своим личностным качествам, систематичности и злостности нарушений к типу злостных преступников.

2. По полу среди водителей преобладают мужчины (97 - 98%). В последние годы отмечается тенденция возрастания доли женщин среди водителей, совершающих неосторожные преступления, за счет увеличения числа женщин-водителей автомобилей индивидуального пользования.
Тем не менее межполовые различия в структуре контингента участников автотранспортных преступлений относительно стабильны, так как связаны с психологией женщин-водителей. Последние обычно предпочитают остановить автомобиль, нежели участвовать в нарастании риска аварийной обстановки, отличаются меньшей частотой случаев управления в состоянии опьянения, более строгим соблюдением правил дорожного движения.

3. По возрасту наибольшую долю среди водителей, совершивших автотранспортные преступления, составляют лица в возрасте 18-24 лет. Это объясняется небольшим опытом вождения машины в сочетании с завышенной уверенностью в своих психофизиологических возможностях, склонностью к лихачеству как средству демонстрации своих возможностей, более частым потреблением спиртных напитков.

4. По образованию и профессиональной подготовке среди преступников-водителей преобладают лица с неполным средним образованием и пониженной профессиональной квалификацией. Особенно слаба профес-
сиональная квалификация у водителей личных автомобилей, на долю которых приходится 60% ДТП. 62% водителей частного автотранспорта и 52% водителей мотоциклов допустили ДТП в нетрезвом состоянии.

5. По социально-ролевой характеристике участники автотранспортных преступлений не имеют существенных отличий от законопослушных участников движения. Отмечается лишь высокая доля лиц среди водителей-профессионалов, неоднократно менявших место работы. Доля лиц, не занятых общественно полезным трудом, среди водителей невелика - 3%.