1. Криминологическая
характеристика личности участников неосторожных дорожно-транспортных преступлений
показывает, что большинство из них можно отнести к категориям ситуативных
и неустойчивых преступников. Вместе с тем, определенная их часть, как
и лиц, совершающих неосторожные преступления других видов, близка по своим
личностным качествам, систематичности и злостности нарушений к типу злостных
преступников.
2. По полу среди водителей
преобладают мужчины (97 - 98%). В последние годы отмечается тенденция
возрастания доли женщин среди водителей, совершающих неосторожные преступления,
за счет увеличения числа женщин-водителей автомобилей индивидуального
пользования.
Тем не менее межполовые различия в структуре контингента участников автотранспортных
преступлений относительно стабильны, так как связаны с психологией женщин-водителей.
Последние обычно предпочитают остановить автомобиль, нежели участвовать
в нарастании риска аварийной обстановки, отличаются меньшей частотой случаев
управления в состоянии опьянения, более строгим соблюдением правил дорожного
движения.
3. По возрасту наибольшую
долю среди водителей, совершивших автотранспортные преступления, составляют
лица в возрасте 18-24 лет. Это объясняется небольшим опытом вождения машины
в сочетании с завышенной уверенностью в своих психофизиологических возможностях,
склонностью к лихачеству как средству демонстрации своих возможностей,
более частым потреблением спиртных напитков.
4. По образованию и профессиональной
подготовке среди преступников-водителей преобладают лица с неполным
средним образованием и пониженной профессиональной квалификацией. Особенно
слаба профес-
сиональная квалификация у водителей личных автомобилей, на долю которых
приходится 60% ДТП. 62% водителей частного автотранспорта и 52% водителей
мотоциклов допустили ДТП в нетрезвом состоянии.
5. По социально-ролевой характеристике
участники автотранспортных преступлений не имеют существенных отличий
от законопослушных участников движения. Отмечается лишь высокая доля лиц
среди водителей-профессионалов, неоднократно менявших место работы. Доля
лиц, не занятых общественно полезным трудом, среди водителей невелика
- 3%.
|