Причины и условия автотранспортных преступлений
 

1. Криминогенные условия автотранспортных преступлений структурируются по системе: человек — машина — дорога.

Условия, связанные с человеческим фактором, то есть участниками дорожного движения, заключены, в первую очередь, в безнаказанности за прежние административные правонарушения и преступления. Существенно влияют на криминогенность личностного фактора автотранспортных преступлений психофизиологические свойства лиц, управляющих транспортными средствами (расхлябанность, безответственность, пренебрежение к запретам и отсутствие самодисциплины).
Слабая профессиональная подготовка водителей в автошколах, а для пешеходов - пропаганда правил безопасности в образовательных учреждениях, трудовых коллективах и по месту жительства, недостатки системы переподготовки водителей в обществах автолюбителей и автохозяйствах также оказывают воздействие на формирование низкой культуры поведения на дорогах.

2. К числу условий, способствующих созданию и реализации аварийной обстановки, которые относятся к машине и дороге, принадлежат:

  • ненадлежащее содержание дорог; нарушение безопасных нормативов ширины проезжей части, разметки, развязок, переходов;
  • недостатки конструкции автотранспортных средств, затрудняющие управление, ограничивающие возможности наблюдения, вызывающие повышенную усталость водителя;
  • долговременная эксплуатация транспортного средства;
  • неиспользование водителем и пассажирами приспособлений, уменьшающих риск аварийной обстановки или ее тяжких последствий;
  • ошибки в выборе режима регулирования движением и технических средств для этого;
  • нарушения нормативов рабочего времени водителей;
  • недостаточный контроль за состоянием автотранспортных средств, за состоянием дорог и технических средств регулирования движения;
  • недостатки дисциплинарной, административно-правовой и уголовно-правовой борьбы с нарушениями правил безопасности движения;
  • неправильное поведение пешеходов;
  • несвоевременное оказание сотрудниками ГИБДД и водителями доврачебной медицинской помощи пострадавшим на месте аварий;
  • отсутствие необходимых средств для эвакуации пострадавших и поврежденного автотранспорта;
  • коррупция среди сотрудников ГИБДД.