1. Российские криминологи, в частности
Миньковский Г.М., выделяют следующие криминогенные
обстоятельства, которые играют решающую роль в формировании личности
несовершеннолетних, могущих в определенной ситуации совершить преступления:
- отрицательные влияния в семье. Существенные дефекты семейного воспитания
имеют место в большинстве случаев искаженного формирования личности
и последующего перехода на преступный путь конкретных подростков. В
30 - 40% случаев преступлений несовершеннолетних установлено отрицательное
влияние примера со стороны родителей и других старших членов семьи;
- отсутствие (временное или длящееся) родителей в кризисной ситуации
возможности обеспечивать минимально необходимые потребности детей. Около
30 млн. россиян имеют доход ниже прожиточного минимума. В таких семьях
порождаются настроения безнадежности, социальной зависти и озлобленности
из-за тяжелого материального положения. При отсутствии социальной помощи
эти обстоятельства формируют мотивацию преступлений — краж, хулиганства
и т. д.;
- отрицательные влияния в ближайшем окружении — бытовом, учебном и
т. п. со стороны сверстников или взрослых. Отрицательное влияние на
поведение подростка может оказать наблюдение действий и ситуаций, порождающих
у него неправильное представление о допустимости и безнаказанности преступных
действий; наблюдение действий, свидетельствующих о разрыве между словами
и поступками самих воспитателей и т. п.;
- подстрекательство со стороны взрослых преступников, которое имеет
место в 30% случаев. Оно нередко связано с предварительным вовлечением
в пьянство, азартные игры, другие формы допреступного антиобщественного
поведения в сочетании с пропагандой "преимуществ" жизни преступников;
- длительное отсутствие определенных занятий у несовершеннолетних,
оставивших учебу, также обусловливает возникновение антиобщественных
взглядов и привычек, могущих реализоваться в ситуационных преступлениях
или повлечь вхождение в преступную группу;
- проникновение в среду молодежи стандартов повседневного поведения,
не совместимых с ценностными ориентаииями нашего общества (культ силы,
жестокости, культ наркотиков и т. д.).
2. Наряду и во взаимодействии с указанными факторами
формированию криминогенной мотивации и ее проявлению в преступности несовершеннолетних
способствуют социальные факторы:
- безнадзорность как отсутствие должного контроля со стороны семьи и
образовательных учреждений за поведением, связями, времяпрепровождением
несовершеннолетних. Она отмечается в четырех пятых случаев преступлений
несовершеннолетних;
- безнадзорность несовершеннолетних-потерпевших, содействующая созданию
ситуации и поводов для преступлений;
- низкий уровень работы образовательных учреждений (формализм, нечестность,
непрофессионализм, отказ от индивидуального подхода и т. д.);
- распад системы трудоустройства подростков;
- отсутствие достаточной сети клубных учреждений для подростков;
- увеличение доли детей и подростков с отставанием в интеллектуальном
и волевом развитии.
|