§ 12. МЕЖДУНАРОДНОЕ КОНКУРСНОЕ ПРАВО
А. Основные принципы привязки
I. Коллизионное регулирование банкротств
1. Число трансграничных банкротств неуклонно растет. В связи с этим все чаще стремятся найти наиболее эффективный способ решения основной и общепризнанной международным деловым сообществом проблемы производств по делам о несостоятельности, а именно как избежать случайных предпочтений и добиться максимально справедливого удовлетворения кредиторов. Вопрос о применимом праве при банкротствах ставится, прежде всего, в тех случаях, когда имущество должника расположено в иной стране, чем та, в которой имеет место производство по делу о несостоятельности'. На практике наиболее остро этот вопрос стоит в двух ситуациях, а именно в рамках национального конкурсного производства какой-либо страны (юрисдикция суда по банкротствам, полномочия управляющего конкурсной массой (ликвидатора) в отношении имущества, расположенного за границей), а также в случаях, когда необходимо оценить последствия производства по делам о банкротстве за границей для местного имущества (например, процесс одного кредитора против несостоятельного должника нескольких кредиторов).
Поэтому совершенно очевидно, что конкурсное право также нуждается в собственных коллизионных нормах. Таковой, в частности, можно назвать lex fori concursus, в соответствии с которой компетентным является право государства, в котором имеет место конкурсное производство. Разумеется, одна только эта коллизионная норма не может ответить на вопрос, касающийся последствий заграничного конкурсного производства: признается ли иностранное конкурсное производство идентичным национальному с соответствующими последствиями в отношении ограничений, касающихся распоряжения конкурсной массой и изъятия из нее определенного имущества или функций ликвидатора?
2. Состояние источников немецкого международного конкурсного права в настоящее время вследствие воссоединения Германии (которое, вопреки здравому смыслу, привело к значительному усилению различий в области конкурсного права) и в связи с вступлением в силу в 1999 г. Положения о банкротствах довольно запутанное:
— действующий в «старых» федеральных землях Конкурсный устав (КУ) содержит в § 237 и 238 фрагментарное регулирование банкротств в Германии и за границей (см. ниже, II.2);
— действующее в новых федеральных землях Положение о предприятиях предусматривает в § 22 дифференцированное регулирование в отношении «Общего исполнения судебных решений по делам о банкротстве с иностранным элементом»;
— вступившее в силу с 1.01.99 г. единое для всей Германии Положение о банкротствах не содержит норм о международном конкурсном праве в надежде (скорее всего тщетной) на европейскую Конвенцию о банкротствах.
Ниже будут рассмотрены отдельные вопросы регулирования в Данной сфере согласно Конкурсному уставу (КУ) с обращением в необходимых случаях к Положению о предприятиях (ПоП).
П. Отдельные вопросы
1.Процессуальное право
а) Международная подсудность
Если немецкий кредитор швейцарского предприятия констатирует неплатежеспособность своего должника и на этом основании хочет начать конкурсное производство, он может сделать это в Германии лишь при условии, что должник имеет на ее территории зависимую от принадлежащего ему несостоятельного предприятия хозяйственную структуру или, в отсутствие таковой обладает там общей подсудностью (§ 71 КУ; § 1, абз. 2 ПоП) В данном случае также международную подсудность выводят из территориальной (см. выше, § 2.А.И.2.Ь.) (2)). Под зависимой от несостоятельного предприятия хозяйственной структурой для целей § 71 КУ понимают головную зависимую хозяйственную структуру; в отношении вторичных зависимых хозяйственных структур в § 238, абз. 1 КУ предусматривается специальное регулирование (см. ниже, П. 2)\ При определении юрисдикции немецких судов руководствуются также немецким процессуальным правом в соответствии с принципом lex fori.
b) Правовое положение управляющего конкурсной массой (ликвидатора) в процессе. Правовое положение управляющего конкурсной массой, равно как и несостоятельного должника, при рассмотрении исков о банкротствах следует определять согласно принципу lex fori concursus, поскольку это — вопросы процессуального права. В месте открытия конкурсного производства должен быть также решен вопрос о полномочиях управляющего конкурсной массой по дальнейшему ведению дел им от собственного имени. Разумеется, могут возникнуть предварительные вопросы материально-правового характера (правоспособность, распорядительные правомочия), требующие самостоятельной привязки (например, отсылка в § 50(1) и 51(1) ГПК Германии к материальному праву).
2. Трансграничные последствия открытия конкурсного производства
Распорядительные полномочия ликвидатора и должника в случае транснационального банкротства представляют особый интерес в тех случаях, когда заграничное имущество должника включается в конкурсную массу: распространяются ли последствия ареста конкурсной массы на заграничное имущество должника? Это вопрос не только процессуальный. Он касается прежде всего материального права. И потому его решение лишь на основе принципа lex fori недостаточно.
а) Заграничное конкурсное производство и принцип территориальности. Немецкий Конкурсный устав (КУ) в § 237(1) прямо ограничивает регулирование банкротств территориальными рамками. Иностранное конкурсное производство не может служить препятствием для раздельного исполнения в отношении находящегося в Германии имущества должника. Отсюда судебная практика вплоть до последнего времени делала вывод о том, что иностранное конкурсное производство в основном не затрагивает местное имущество (так называемый принцип территориальности)5. В Европейском союзе следование этой точке зрения должно было бы привести, учитывая действующие там принципы свободного создания торгово-промышленных предприятий и свободы движения товаров, к выхолащиванию основной цели регулирования банкротств — максимально полного и справедливого удовлетворения кредиторов6. Наряду с разработкой в Европейском Союзе Конвенции о банкротствах, допускающей трансграничное действие конкурсных производств, Федеральный суд в одном из своих важных решений прямо отказался от применения принципа территориальности, когда предоставил иностранному (бельгийскому) ликвидатору право реализовать требование кредитора к конкурсной массе немецкого должника, а также право включить его «имущество на территории Германии в конкурсную массу»8. Тем самым в Германии было признано иностранное конкурсное производство (но не по § 328 ГПК Германии, так как речь не идет о судебном решении спора)9.
Прежде всего, исходя из текста § 237(1) КУ, надо определить рамки действия такого признания. Затем следует проверить, согласно § 71(1) и 238 КУ, обладает ли иностранный суд (властный орган) юрисдикцией. Наконец, подлежит выяснению вопрос о том, не нарушает ли признание немецкий публичный порядок10. Аналогичным образом § 22 Положения о предприятиях (ПоП) признает действие иностранного конкурсного производства, за исключением случаев, когда иностранный суд не обладает юрисдикцией или производство по делу о банкротстве в стране местонахождения суда противоречит основополагающим принципам правопорядка в Германии.
Ь) Национальное конкурсное производство и принцип универсализма. В случае, если конкурсное производство имеет место в Германии, а имущество несостоятельного должника расположено за границей, в доктрине с давних пор выдвигается требование о применении принципа универсализма, а именно: в конкурсную массу должно включаться совокупное имущество Должника, как находящееся в Германии, так и за границей". Однако действие этого принципа ограничивается прежде всего § 238 КУ: если должник имеет в Германии торгово-промышленное предприятие (или место жительства), но не обладает общей Подсудностью в этой стране, то конкурсное производство будет ограничено лишь находящимся там имуществом. Кроме того, реализация принципа универсализма зависит от того, признается ли этот принцип за границей. Как следствие этого, судебная практика признает раздельное исполнение конкурсного производства, открытого в Германии, в отношении иностранного имущества должника по делам о несостоятельности, если в стране местонахождения этого имущества принцип универсализма не признается. Однако в 1983 г. Верховный федеральный суд впервые признал требование местного ликвидатора о возврате неосновательного обогащения к иностранному кредитору, который добился исполнения судебного решения в отношении заграничного имущества должника и тем самым нарушил процедуру местного конкурсного производства. Судебная практика последних лет также стремится в целом следовать принципу универсализма в интересах максимально справедливого удовлетворения национальных и иностранных кредиторов и формулировать его не только как одностороннее требование, направленное на расширение сферы действия немецкого процессуального права и его последствий.
3. Личный статут компаний
Необходимо также учитывать отношение предпринимателей к трансграничным банкротствам. В отношении правовых последствий, определяющих судьбу компании после начала конкурсного производства, а также в отношении исполнения ликвидатором функции представительства и наделения его распорядительскими полномочиями (касающимися компаний!) компетентен статут компаний.
По праву страны местонахождения административного центра (правления) компании (см. выше, § 8А III 2) решается также вопрос о том, может ли управляющий конкурсной массой действовать как руководящий орган этой компании (что предусматривается в странах романской правовой семьи) в противоположность немецкому регулированию, согласно которому ликвидатор (по долгу службы) ведет дела обанкротившейся компании от собственного имени.
В. Учебные примеры
Пример 1. Итальянский управляющий конкурсной массой вчиняет иск в Германии
Немецкое коммандитное товарищество «Раймунд» с местонахождением в г. Мюнхене (далее — КТ «Раймунд») в течение многих лет закупает у итальянского АО «Армандо» (г. Турин) фрукты и овощи. Однако случилось так, что АО «Арманда» выполнило заказ немецкой фирмы, но та не заплатила за полученный товар. Вскоре это привело к неплатежеспособности ^0 «Армандо». Как следствие этого, АО «Армандо» было подчинено административному управлению и «управляющим» (комиссаром) был назначен некий «сеньор Альберти». Он-то и вчинил в компетентном земельном суде г. Мюнхена иск о взыскании с КТ «Раймунд» неуплаченной суммы. КТ «Раймунд» ставит под сомнение представительские полномочия г-на Альберти и субсидиарно осуществляет зачет (бесспорного) встречного требования, которое оно приобрело в цессионном порядке у одного из поставщиков АО «Армандо» после введения процедуры административного управления. Как следует решить это дело?
Дополнительные материалы
О чрезвычайном административном управлении на обанкротившихся фирмах в Италии см. Декрет № 26I95 от 30.01I03.04.79.
Положение о конкурсном производстве Италии, Декрет § 267 от 16.03.42:
Ст. 201. Последствия ликвидации конкурсной массы для кредиторов и действующих правоотношений. Со дня принятия распоряжения о ликвидации применяются положения Титула 2, 3, разд. 2, ч. 2 (ст. 51 и ел.), и ч. 4 (ст. 72 и ел.), равно как и все положения ст. 66.
Ст. 51. Запрет обращения принудительного исполнения на отдельные вещи. Без ущерба для других законодательных норм после открытия конкурсного производства на имущество, составляющее конкурсную массу и зарегистрированное заказчиком (ст. 120, абз. 2, 168) принудительное исполнение в отношении отдельно взятых вещей, которые входят в эту конкурсную массу, не может быть ни начато, ни продолжено.
Ст. 56. Зачет в конкурсном производстве. Кредитор наделяется правом зачета собственных требований к должнику в счет своей задолженности ему при условии, что срок исполнения этих требований не истек до открытия конкурсного производства (ст. 1243 ГК Италии).
Однако зачет требований, не просроченных исполнением, не разрешается, если эти требования были приобретены кредитором после открытия конкурсного производства или если с момента приобретения кредитором этих требований посредством сделки между живыми не прошло одного года.
Декрет № 26/95 от 30.01.79I03.04.79:
Ст. 1. Предприятие, подлежащее административному конкурсному производству, и применимые нормы. Предприятия, перечисленные в абз. 1 ст. 1 Королевского декрета от 16.03.42 г. № 267 о регулировали конкурсного производства, выплаты компенсаций, надзора за ведением дел и о принудительной ликвидации в административном порядке подлежат, за исключением находящихся в конкурсном производстве' процедуре чрезвычайного административного управления.
Эта процедура осуществляется одним или тремя комиссарами под контролем министра промышленности, торговли и ремесел и в той мере, поскольку данный декрет не предусматривает иного, регулируется согласно ст. 195 и ел., а также ст. 237 Закона о банкротстве.
Ориентировочное решение примера 1
I. Представительские полномочия комиссара
1. Квалификация: возможности
a) Процессуально-правовая квалификация. Исключается: ГПК Германии в § 51, абз. 1, отсылает к «гражданскому», то есть материальному, праву.
b) Квалификация с точки зрения конкурсного права подтверждает лишь полномочия управляющего конкурсной массой вести процесс от собственного имени. Однако в данном примере речь не идет об этом полномочии. Управляющий (Commis-sario) вчиняет иск не от собственного имени, а как «представитель».. Поэтому должна иметь место:
c) квалификация с точки зрения права компаний: полномочия представлять компанию.
2. Статут компании
Местонахождение АО «Армандо» — Италия. Соответственно, итальянское право компетентно определять представительские полномочия. «Чрезвычайное административное управление» (Amministrazione straordinaria) связано с продолжением ведения дел компании управляющим (ст. 21 Декрета от 1979 г.), который одновременно представляет ее.
II. Зачет
1. Допустимость зачета требований после открытия конкурсного производства:
— право страны основного требования (обычная практика при зачетах) или
— право страны, в которой открылось конкурсное производство?
В пользу права страны, в которой открылось конкурсное производство, говорят нормы, которые подлежат применению при регулировании отношений несостоятельного должника и кредитора и ограничений, касающихся взаимного зачета требований.
2. Итальянское право
Отсылка в ст. 1 V Декрета 1979 г. к Положению о конкурсном производстве Италии (ст. 195 и ел.), которое, в свою очередь, отсылает (ст. 201 I) к ст. 51 и ел.
Ст. 56 II: запрещает зачет встречных требований, приобретенных после начала конкурсного производства (соответствует § 55 № 2 немецкого КУ).
Отсюда следует, что зачет не допускается.
3. Признание в Германии итальянского конкурсного производства
Не допускается лишь в случае, если должно соблюдаться итальянское регулирование банкротств.
— Согласно судебной практике до 1985 г. основную роль играл принцип территориальности и итальянское регулирование банкротств не соблюдалось.
— После решения Федерального суда по делу 95256 иностранное регулирование несостоятельности соблюдается, когда:
a) имеет место конкурсное производство. В данном случае это вызывает сомнения, поскольку речь идет о «чрезвычайном административном управлении» обанкротившейся компанией. Но в любом случае взаимозачет запрещается;
b) признание юрисдикции итальянских судовIвластей возможно лишь, если она соответствует немецким законам: § 71 Конкурсного устава, принцип «зеркального отражения»;
c) нарушения публичного порядка нет.
4. Материально-правовое обоснование зачета: статут договора (ст. 32, абз. 1, № 4 Вводного закона к ГГУ).
Пример 2. Конкурс в Германии и швейцарские банковские счета
К.В. — управляющий конкурсной массой обанкротившейся фирмы «А-Бауштоффе ГмбХ и К°КГ» (г. Карлсруэ); (ГмбХ — общество с ограниченной ответственностью (ООО), КГ — коммандитное товарищество (КТ). Конкурсное производство открылось 1.11.87 г.
Фирма А обслуживала в собственном семейном банке, «Б-Банку АГ» (АГ — акционерное общество, АО), несколько коммерческих счетов, дебиторская задолженность которых составляла Уже с начала 1987 г. в целом 1 млн. марок. В первых числах октября 1987 г. д-р Г., коммерческий директор ГмбХ, являвшегося неограниченно ответственным компаньоном фирмы А. (А. —управленческое ГмбХ), перевел более 1 млн. марок из ликвидных средств фирмы «А-Бауштоффе» на частный банковский счет в Цюрихе. «Б-Банк АГ» возбудил 14.10.87 г. ходатайство о банкротстве фирмы «А-Бауштоффе». После открытия конкурсного производства в отношении имущества фирмы «А-Бауштоффе» 1.11.87 г. последовало 4.11.87 г. открытие конкурсного производства в отношении имущества д-ра Г. «Б-Банк» добился от швейцарского суда исполнительного документа о взыскании с д-ра Г. более 1 млн. марок, которые и были получены банком в полном объеме из переведенных денег.
Управляющий конкурсной массой д-ра Г. уступил все требования в отношении выплаченных в Швейцарии «Б-Банку» сумм г-ну К.В., ликвидатору имущества фирмы «А-Бауштоффе», а тот предъявил «Б-Банку» иск о возврате в конкурсную массу фирмы 1 млн. марок.
Дополнительные материалы: следует исходить из того, что по швейцарскому праву конкурсное производство, начатое в Германии, не имеет никаких правовых последствий для находящегося в Швейцарии имущества несостоятельного должника.
Ориентировочное решение примера 2
I. Иск г-на К.В. о возврате денег в конкурсную массу согласно §§ 37, 35 КУ; § 398 ГГУ?
Оспорим лишь те юридические действия, которые направлены на уменьшение конкурсной массы еще до открытия конкурсного производства (§ 29 КУ)
П. Требования из неосновательного обогащения, §§ 812, 398 ГГУ
Предпосылка: отсутствие правового основания для незаконного перевода средств «Б-Банку».
1. § 14 КУ: запрет исполнения иностранного судебного решения, касающегося отдельных элементов конкурсной массы, лишает операцию по переводу средств правовой базы.
2. Является ли принудительное взыскание за границей после открытия конкурсного производства незаконным, лишенным правового основания?
a) Текст § 14 КУ не содержит ограничений принудительному исполнению внутри страны.
b) Принцип универсализма в § 1 КУ: иностранное имущество несостоятельного должника должно, как общее правило, включаться в конкурсную массу («должное действие» немецкого конкурсного производства) (soll-Geltung).
с) Ограничение принципа универсализма путем использования принципа территориальности (компетенция немецких властей не распространяется за границы Германии. Поэтому их указания о наложении ареста на заграничное имущество несостоятельного должника не может иметь трансграничных последствий — «сущее действие» (Ist-Geltung) немецкого конкурсного производства).
аа) Требуется ли признание немецкого конкурсного производства государством местонахождения зарубежного имущества несостоятельного должника?
bb) Следует ли применять § 237 КУ в соответствии с принципом «зеркального отражения» (аналогия)? До сих пор этого мнения придерживалась большая часть доктрины20.
ее) Согласно ныне действующей практике Федерального суда положения § 237 КУ не являются двусторонней коллизионной нормой; принцип территориальности приобретает относительный характер. Функция конкурсного производства, которая заключается также в удовлетворении в той же мере национальных кредиторов (§§ 50, 56 КУ), требует в рассматриваемом случае гарантии возврата в конкурсную массу того, что было из нее изъято на основании отдельного судебного постановления о принудительном взыскании.
Пример 3. Полномочия на ведение процесса датским управляющим конкурсной массой
Семейная пара В. из Киля оформила в датской фирме «Вий Хус» (г. Колдинг) заказ на постройку дома «под ключ». В договоре на постройку дома оговаривается действие немецкого права. Фирма «Вий Хус» (ВХ) взяла кредит в «Сбербанке Йилландс» (СИ) для финансирования строительного проекта.
После того как фирма «Вий Хус» обанкротилась, управляющий конкурсной массой уполномочил «Сбербанк Йилландс» (г. Хадерслев) взыскать в Германии со всех должников фирмы по непогашенным ими денежным обязательствам при необходимости даже через суд.
Банк так и поступил. Он обратился в земельный суд г. Киля с иском к супругам В. о погашении ими своей задолженности перед фирмой «Вий Хус». Супруги В. возражают против наделения банка такими полномочиями и хотят заплатить непосредственно Фирме.
Дополнительные указания. При рассмотрении данного примера исходите из допущения, что датское конкурсное право в том, что касается полномочий ликвидатора и трансграничных последствий судебных процессов по делам о банкротствах, соответствует немецкому.
Ориентировочное решение примера 3
Термин «наделение полномочиями» датского «Сбербанка Йилландс» при рассмотрении дела в немецком суде имеет два аспекта: речь идет о наделении правом вести дело от собственного имени, а с другой — о правовом статусе кредитора.
I. Полномочие вести дело от собственного имени
Первоначально платежное требование к супругам В. принадлежало обанкротившейся датской фирме ВХ. С момента открытия конкурсного производства право распоряжения принадлежит управляющему конкурсной массой.
1. Управляющий конкурсной массой (ликвидатор). В его компетенции наделить по собственному усмотрению датский «Сбербанк Йилландс» правом взыскания непогашенных обязательств, в том числе и посредством обращения с этой целью в суд от своего имени, но в защиту чужого права (интересов другого лица).
2. Допустимость компетенции ликвидатора по собственному усмотрению наделять кредитора правом выступать в суде от собственного имени в защиту интересов третьих лиц определяется по lex fori (возможность вести от собственного имени дело, касающееся иностранного права, может быть предоставлена только процессуальным правом страны суда)23.
В Германии такое ведение судебных дел от собственного имени в защиту чужого права признается при условии, что лицо, ведущее подобную тяжбу, имеет в ней самый непосредственный интерес, заслуживающий защиты.
В данном примере ликвидатор наделяет кредитора обанкротившейся фирмы правом вести дело от собственного имени с целью получить обратно ссуженные в кредит деньги из искового требования к должникам обанкротившейся фирмы. Это признается в качестве собственного и заслуживающего исковой защиты интереса лица, ведущего тяжбу.
3. Действительность делегированного уполномочил на ведение процесса от собственного имени.
Спорным остается вопрос о том, какое право подлежит применению в подобных случаях — lex fori или lex causae (статут требования).
В данном примере оба решения ведут к немецкому праву. Платежное требование также подлежит немецкому праву благодаря согласованной сторонами оговорке в контракте.
Действительность формы полномочия на ведение процесса, делегированного управляющим конкурсной массой, с точки зрения немецкого права сомнения не вызывает.
4. Влияние датского процессуального законодательства, регулирующего производство по делам о несостоятельности, на делегирование управляющим конкурсной массой полномочия на ведение судебного дела о банкротстве (может ли ликвидатор передавать право истцу на ведение дела от собственного имени):
a) датское конкурсное производство включает также право требования к иностранным должникам (принцип универсализма);
b) право управляющего конкурсной массой делегировать полномочие на ведение дел о несостоятельности и тем самым (частично) освобождать (имущество должника) от ареста регулируется (датским) lex fori concursus при условии, что датское производство по делам о банкротстве признается в Германии (в противном случае не ликвидатор, а, вероятнее всего, сам несостоятельный должник имел бы право обладать полномочием вести дело от собственного имени).
В данном примере иностранное конкурсное производство отвечает принципам признания его немецким правом: юрисдикция датского суда не противоречит нормам §§ 711, 238 КУ о международной подсудности. Публичный порядок также не нарушен.
Так что датский управляющий конкурсным имуществом мог делегировать полномочие на ведение дел о банкротстве.
II. Полномочие «Сбербанка Йилландс» взыскивать с должника по платежным требованиям обанкротившейся фирмы
Хотя с точки зрения материального права платежное требование принадлежит фирме «Вий Хус», находящейся в конкурсном производстве, «Сбербанк Йилландс» может сам добиваться выплаты долговых обязательств в свою пользу, если ему делегировано право принудительного взыскания.
I- Применимое право
а) В принципе полномочие на принудительное взыскание следует отличать от уступки требования. Однако с точки зрения международного частного права его квалифицируют как цессию, б обоих случаях правовое положение должника нельзя рассматривать в отрыве от статуса кредитора и третьего лица. Поэтому по аналогии со ст. 33 II Вводного закона к ГТУ компетентным является право страны долгового обязательства, уступленного для принудительного взыскания.
Ь) Что касается права ликвидатора наделять полномочием для принудительного взыскания по долговым обязательствам, см. выше, 1.4.
2. Немецкое право как статут долгового обязательства
Действительность полномочия осуществлять принудительное взыскание по долговому обязательству, делегированное управляющим конкурсной массой «Сбербанку Йилландс», не должно вызывать сомнений, если этот управляющий управомочен на то датским конкурсным правом, подлежащим признанию в Германии.