§ 12. МЕЖДУНАРОДНОЕ КОНКУРСНОЕ ПРАВО

А. Основные принципы привязки

I. Коллизионное регулирование банкротств

1. Число трансграничных банкротств неуклонно растет. В связи с этим все чаще стремятся найти наиболее эффективный способ решения основной и общепризнанной международным деловым сообществом проблемы производств по делам о несо­стоятельности, а именно как избежать случайных предпочтений и добиться максимально справедливого удовлетворения креди­торов. Вопрос о применимом праве при банкротствах ставится, прежде всего, в тех случаях, когда имущество должника располо­жено в иной стране, чем та, в которой имеет место производство по делу о несостоятельности'. На практике наиболее остро этот вопрос стоит в двух ситуациях, а именно в рамках национального конкурсного производства какой-либо страны (юрисдикция суда по банкротствам, полномочия управляющего конкурсной массой (ликвидатора) в отношении имущества, расположенного за гра­ницей), а также в случаях, когда необходимо оценить последст­вия производства по делам о банкротстве за границей для местного имущества (например, процесс одного кредитора против несостоятельного должника нескольких кредиторов).

Поэтому совершенно очевидно, что конкурсное право также нуждается в собственных коллизионных нормах. Таковой, в частности, можно назвать lex fori concursus, в соответствии с которой компетентным является право государства, в котором имеет место конкурсное производство. Разумеется, одна только эта коллизионная норма не может ответить на вопрос, касающий­ся последствий заграничного конкурсного производства: при­знается ли иностранное конкурсное производство идентичным национальному с соответствующими последствиями в отноше­нии ограничений, касающихся распоряжения конкурсной мас­сой и изъятия из нее определенного имущества или функций ликвидатора?

2. Состояние источников немецкого международного кон­курсного права в настоящее время вследствие воссоединения Германии (которое, вопреки здравому смыслу, привело к значи­тельному усилению различий в области конкурсного права) и в связи с вступлением в силу в 1999 г. Положения о банкротствах довольно запутанное:

    действующий в «старых» федеральных землях Конкурс­ный устав (КУ) содержит в § 237 и 238 фрагментарное регулиро­вание банкротств в Германии и за границей (см. ниже, II.2);

    действующее в новых федеральных землях Положение о предприятиях предусматривает в § 22 дифференцированное ре­гулирование в отношении «Общего исполнения судебных реше­ний по делам о банкротстве с иностранным элементом»;

    вступившее в силу с 1.01.99 г. единое для всей Германии Положение о банкротствах не содержит норм о международном конкурсном праве в надежде (скорее всего тщетной) на европей­скую Конвенцию о банкротствах.

Ниже будут рассмотрены отдельные вопросы регулирования в Данной сфере согласно Конкурсному уставу (КУ) с обращением в необходимых случаях к Положению о предприятиях (ПоП).

 

П. Отдельные вопросы
 

 

1.Процессуальное право


 

а) Международная подсудность

Если немецкий кредитор швейцарского предприятия конста­тирует неплатежеспособность своего должника и на этом основании хочет начать конкурсное производство, он может сделать это в Германии лишь при условии, что должник имеет на ее территории зависимую от принадлежащего ему несостоятельного предприятия хозяйственную структуру или, в отсутствие таковой обладает там общей подсудностью (§ 71 КУ; § 1, абз. 2 ПоП) В данном случае также международную подсудность выводят из территориальной (см. выше, § 2.А.И.2.Ь.) (2)). Под зависимой от несостоятельного предприятия хозяйственной структурой для целей § 71 КУ понимают головную зависимую хозяйственную структуру; в отношении вторичных зависимых хозяйственных структур в § 238, абз. 1 КУ предусматривается специальное ре­гулирование (см. ниже, П. 2)\ При определении юрисдикции не­мецких судов руководствуются также немецким процессуальным правом в соответствии с принципом lex fori.

b) Правовое положение управляющего конкурсной массой (ликвидатора) в процессе. Правовое положение управляющего конкурсной массой, равно как и несостоятельного должника, при рассмотрении исков о банкротствах следует определять согласно принципу lex fori concursus, поскольку это — вопросы процес­суального права. В месте открытия конкурсного производства должен быть также решен вопрос о полномочиях управляюще­го конкурсной массой по дальнейшему ведению дел им от собст­венного имени. Разумеется, могут возникнуть предварительные вопросы материально-правового характера (правоспособность, распорядительные правомочия), требующие самостоятельной при­вязки (например, отсылка в § 50(1) и 51(1) ГПК Германии к ма­териальному праву).

2. Трансграничные последствия открытия конкурсного произ­водства

Распорядительные полномочия ликвидатора и должника в случае транснационального банкротства представляют особый интерес в тех случаях, когда заграничное имущество должника включается в конкурсную массу: распространяются ли последст­вия ареста конкурсной массы на заграничное имущество долж­ника? Это вопрос не только процессуальный. Он касается преж­де всего материального права. И потому его решение лишь на основе принципа lex fori недостаточно.

а) Заграничное конкурсное производство и принцип тер­риториальности. Немецкий Конкурсный устав (КУ) в § 237(1) прямо ограничивает регулирование банкротств территориальны­ми рамками. Иностранное конкурсное производство не может служить препятствием для раздельного исполнения в отношении находящегося в Германии имущества должника. Отсюда судебная практика вплоть до последнего времени делала вывод о том, что иностранное конкурсное производство в основном не затрагивает местное имущество (так называемый принцип территори­альности)5. В Европейском союзе следование этой точке зрения должно было бы привести, учитывая действующие там принципы свободного создания торгово-промышленных предприятий и сво­боды движения товаров, к выхолащиванию основной цели регу­лирования банкротств — максимально полного и справедливого удовлетворения кредиторов6. Наряду с разработкой в Европей­ском Союзе Конвенции о банкротствах, допускающей трансгра­ничное действие конкурсных производств, Федеральный суд в одном из своих важных решений прямо отказался от применения принципа территориальности, когда предоставил иностранному (бельгийскому) ликвидатору право реализовать требование кре­дитора к конкурсной массе немецкого должника, а также право включить его «имущество на территории Германии в конкурсную массу»8. Тем самым в Германии было признано иностранное кон­курсное производство (но не по § 328 ГПК Германии, так как речь не идет о судебном решении спора)9.

Прежде всего, исходя из текста § 237(1) КУ, надо определить рамки действия такого признания. Затем следует проверить, со­гласно § 71(1) и 238 КУ, обладает ли иностранный суд (властный орган) юрисдикцией. Наконец, подлежит выяснению вопрос о том, не нарушает ли признание немецкий публичный порядок10. Аналогичным образом § 22 Положения о предприятиях (ПоП) признает действие иностранного конкурсного производства, за исключением случаев, когда иностранный суд не обладает юрис­дикцией или производство по делу о банкротстве в стране место­нахождения суда противоречит основополагающим принципам правопорядка в Германии.

Ь) Национальное конкурсное производство и принцип универсализма. В случае, если конкурсное производство имеет место в Германии, а имущество несостоятельного должника рас­положено за границей, в доктрине с давних пор выдвигается требование о применении принципа универсализма, а именно: в конкурсную массу должно включаться совокупное имущество Должника, как находящееся в Германии, так и за границей". Однако действие этого принципа ограничивается прежде всего § 238 КУ: если должник имеет в Германии торгово-промышленное предприятие (или место жительства), но не обладает общей Подсудностью в этой стране, то конкурсное производство будет ограничено лишь находящимся там имуществом. Кроме того, реа­лизация принципа универсализма зависит от того, признается ли этот принцип за границей. Как следствие этого, судебная прак­тика признает раздельное исполнение конкурсного производства, открытого в Германии, в отношении иностранного имущества должника по делам о несостоятельности, если в стране место­нахождения этого имущества принцип универсализма не при­знается. Однако в 1983 г. Верховный федеральный суд впервые признал требование местного ликвидатора о возврате неоснова­тельного обогащения к иностранному кредитору, который до­бился исполнения судебного решения в отношении заграничного имущества должника и тем самым нарушил процедуру местно­го конкурсного производства. Судебная практика последних лет также стремится в целом следовать принципу универсализ­ма в интересах максимально справедливого удовлетворения на­циональных и иностранных кредиторов и формулировать его не только как одностороннее требование, направленное на расши­рение сферы действия немецкого процессуального права и его последствий.

3. Личный статут компаний

Необходимо также учитывать отношение предпринимателей к трансграничным банкротствам. В отношении правовых послед­ствий, определяющих судьбу компании после начала конкурсно­го производства, а также в отношении исполнения ликвидатором функции представительства и наделения его распорядительски­ми полномочиями (касающимися компаний!) компетентен ста­тут компаний.

По праву страны местонахождения административного цент­ра (правления) компании (см. выше, § 8А III 2) решается также вопрос о том, может ли управляющий конкурсной массой дейст­вовать как руководящий орган этой компании (что предусмат­ривается в странах романской правовой семьи) в противополож­ность немецкому регулированию, согласно которому ликвидатор (по долгу службы) ведет дела обанкротившейся компании от собственного имени.

 

В. Учебные примеры

Пример 1. Итальянский управляющий конкурсной массой вчи­няет иск в Германии

Немецкое коммандитное товарищество «Раймунд» с местона­хождением в г. Мюнхене (далее — КТ «Раймунд») в течение многих лет закупает у итальянского АО «Армандо» (г. Турин) фрукты и овощи. Однако случилось так, что АО «Арманда» выполнило заказ немецкой фирмы, но та не заплатила за полу­ченный товар. Вскоре это привело к неплатежеспособности ^0 «Армандо». Как следствие этого, АО «Армандо» было подчи­нено административному управлению и «управляющим» (комис­саром) был назначен некий «сеньор Альберти». Он-то и вчинил  в компетентном земельном суде г. Мюнхена иск о взыскании с КТ «Раймунд» неуплаченной суммы. КТ «Раймунд» ставит под сомнение представительские полномочия г-на Альберти и суб­сидиарно осуществляет зачет (бесспорного) встречного требова­ния, которое оно приобрело в цессионном порядке у одного из поставщиков АО «Армандо» после введения процедуры админи­стративного управления. Как следует решить это дело?

Дополнительные материалы

О чрезвычайном административном управлении на обанкротивших­ся фирмах в Италии см. Декрет № 26I95 от 30.01I03.04.79.

Положение о конкурсном производстве Италии, Декрет § 267 от 16.03.42:

Ст. 201. Последствия ликвидации конкурсной массы для кредито­ров и действующих правоотношений. Со дня принятия распоряжения о ликвидации применяются положения Титула 2, 3, разд. 2, ч. 2 (ст. 51 и ел.), и ч. 4 (ст. 72 и ел.), равно как и все положения ст. 66.

Ст. 51. Запрет обращения принудительного исполнения на отдель­ные вещи. Без ущерба для других законодательных норм после откры­тия конкурсного производства на имущество, составляющее конкурсную массу и зарегистрированное заказчиком (ст. 120, абз. 2, 168) принуди­тельное исполнение в отношении отдельно взятых вещей, которые вхо­дят в эту конкурсную массу, не может быть ни начато, ни продол­жено.

Ст. 56. Зачет в конкурсном производстве. Кредитор наделяется правом зачета собственных требований к должнику в счет своей задол­женности ему при условии, что срок исполнения этих требований не истек до открытия конкурсного производства (ст. 1243 ГК Италии).

Однако зачет требований, не просроченных исполнением, не разре­шается, если эти требования были приобретены кредитором после от­крытия конкурсного производства или если с момента приобретения кредитором этих требований посредством сделки между живыми не прошло одного года.

Декрет № 26/95 от 30.01.79I03.04.79:

Ст. 1. Предприятие, подлежащее административному конкурсному производству, и применимые нормы. Предприятия, перечисленные в абз. 1 ст. 1 Королевского декрета от 16.03.42 г. № 267 о регулирова­ли конкурсного производства, выплаты компенсаций, надзора за ведением дел и о принудительной ликвидации в административном порядке подлежат, за исключением находящихся в конкурсном производстве' процедуре чрезвычайного административного управления.

Эта процедура осуществляется одним или тремя комиссарами под контролем министра промышленности, торговли и ремесел и в той мере, поскольку данный декрет не предусматривает иного, регулирует­ся согласно ст. 195 и ел., а также ст. 237 Закона о банкротстве.

Ориентировочное решение примера 1

I. Представительские полномочия комиссара

1.      Квалификация: возможности

a)     Процессуально-правовая квалификация. Исключается: ГПК Германии в § 51, абз. 1, отсылает к «гражданскому», то есть ма­териальному, праву.

b)    Квалификация с точки зрения конкурсного права под­тверждает лишь полномочия управляющего конкурсной массой вести процесс от собственного имени. Однако в данном приме­ре речь не идет об этом полномочии. Управляющий (Commis-sario) вчиняет иск не от собственного имени, а как «представи­тель».. Поэтому должна иметь место:

c)    квалификация с точки зрения права компаний: полномочия представлять компанию.

2.      Статут компании

Местонахождение АО «Армандо» — Италия. Соответствен­но, итальянское право компетентно определять представитель­ские полномочия. «Чрезвычайное административное управление» (Amministrazione straordinaria) связано с продолжением ведения дел компании управляющим (ст. 21 Декрета от 1979 г.), который одновременно представляет ее.

II. Зачет

1. Допустимость зачета требований после открытия кон­курсного производства:

    право страны основного требования (обычная практика при зачетах) или

    право страны, в которой открылось конкурсное производ­ство?

В пользу права страны, в которой открылось конкурсное про­изводство, говорят нормы, которые подлежат применению при регулировании отношений несостоятельного должника и креди­тора и ограничений, касающихся взаимного зачета требований.


 

2.      Итальянское право

Отсылка в ст. 1 V Декрета 1979 г. к Положению о конкурсном производстве Италии (ст. 195 и ел.), которое, в свою очередь, от­сылает (ст. 201 I) к ст. 51 и ел.

Ст. 56 II: запрещает зачет встречных требований, приобретен­ных после начала конкурсного производства (соответствует § 55 № 2 немецкого КУ).

Отсюда следует, что зачет не допускается.

3.      Признание в Германии итальянского конкурсного производства

Не допускается лишь в случае, если должно соблюдаться итальянское регулирование банкротств.

    Согласно судебной практике до 1985 г. основную роль играл принцип территориальности и итальянское регулирование банкротств не соблюдалось.

    После решения Федерального суда по делу 95256 ино­странное регулирование несостоятельности соблюдается, когда:

 

a)     имеет место конкурсное производство. В данном случае это вызывает сомнения, поскольку речь идет о «чрезвычайном адми­нистративном управлении» обанкротившейся компанией. Но в любом случае взаимозачет запрещается;

b)    признание юрисдикции итальянских судовIвластей воз­можно лишь, если она соответствует немецким законам: § 71 Конкурсного устава, принцип «зеркального отражения»;

c)    нарушения публичного порядка нет.

4.      Материально-правовое обоснование зачета: статут договора (ст. 32, абз. 1, № 4 Вводного закона к ГГУ).

 

Пример 2. Конкурс в Германии и швейцарские банковские счета

К.В. — управляющий конкурсной массой обанкротившейся фирмы «А-Бауштоффе ГмбХ и К°КГ» (г. Карлсруэ); (ГмбХ — общество с ограниченной ответственностью (ООО), КГ — ком­мандитное товарищество (КТ). Конкурсное производство откры­лось 1.11.87 г.

Фирма А обслуживала в собственном семейном банке, «Б-Банку АГ» (АГ — акционерное общество, АО), несколько коммер­ческих счетов, дебиторская задолженность которых составляла Уже с начала 1987 г. в целом 1 млн. марок. В первых числах октября 1987 г. д-р Г., коммерческий директор ГмбХ, являвшегося неограниченно ответственным компаньоном фирмы А. (А. —управленческое ГмбХ), перевел более 1 млн. марок из ликвидных средств фирмы «А-Бауштоффе» на частный банковский счет в Цюрихе. «Б-Банк АГ» возбудил 14.10.87 г. ходатайство о банк­ротстве фирмы «А-Бауштоффе». После открытия конкурсного производства в отношении имущества фирмы «А-Бауштоффе» 1.11.87 г. последовало 4.11.87 г. открытие конкурсного производ­ства в отношении имущества д-ра Г. «Б-Банк» добился от швей­царского суда исполнительного документа о взыскании с д-ра Г. более 1 млн. марок, которые и были получены банком в полном объеме из переведенных денег.

Управляющий конкурсной массой д-ра Г. уступил все требо­вания в отношении выплаченных в Швейцарии «Б-Банку» сумм г-ну К.В., ликвидатору имущества фирмы «А-Бауштоффе», а тот предъявил «Б-Банку» иск о возврате в конкурсную массу фирмы 1 млн. марок.

Дополнительные материалы: следует исходить из того, что по швейцарскому праву конкурсное производство, начатое в Германии, не имеет никаких правовых последствий для находящегося в Швейцарии имущества несостоятельного должника.

Ориентировочное решение примера 2

I. Иск г-на К.В. о возврате денег в конкурсную массу согласно §§ 37, 35 КУ; § 398 ГГУ?

Оспорим лишь те юридические действия, которые направле­ны на уменьшение конкурсной массы еще до открытия конкурс­ного производства (§ 29 КУ)

П. Требования из неосновательного обогащения, §§ 812, 398 ГГУ

Предпосылка: отсутствие правового основания для незакон­ного перевода средств «Б-Банку».

1.     § 14 КУ: запрет исполнения иностранного судебного реше­ния, касающегося отдельных элементов конкурсной массы, ли­шает операцию по переводу средств правовой базы.

2.     Является ли принудительное взыскание за границей пос­ле открытия конкурсного производства незаконным, лишенным правового основания?

 

a)    Текст § 14 КУ не содержит ограничений принудительному исполнению внутри страны.

b)    Принцип универсализма в § 1 КУ: иностранное имущество несостоятельного должника должно, как общее правило, включаться в конкурсную массу («должное действие» немецкого кон­курсного производства) (soll-Geltung).

с) Ограничение принципа универсализма путем использо­вания принципа территориальности (компетенция немецких властей не распространяется за границы Германии. Поэтому их указания о наложении ареста на заграничное имущество несо­стоятельного должника не может иметь трансграничных послед­ствий — «сущее действие» (Ist-Geltung) немецкого конкурсного производства).

аа) Требуется ли признание немецкого конкурсного производ­ства государством местонахождения зарубежного имущества не­состоятельного должника?

bb) Следует ли применять § 237 КУ в соответствии с принци­пом «зеркального отражения» (аналогия)? До сих пор этого мне­ния придерживалась большая часть доктрины20.

ее) Согласно ныне действующей практике Федерального суда положения § 237 КУ не являются двусторонней коллизионной нормой; принцип территориальности приобретает относитель­ный характер. Функция конкурсного производства, которая за­ключается также в удовлетворении в той же мере национальных кредиторов (§§ 50, 56 КУ), требует в рассматриваемом случае га­рантии возврата в конкурсную массу того, что было из нее изъято на основании отдельного судебного постановления о принуди­тельном взыскании.

Пример 3. Полномочия на ведение процесса датским управляющим конкурсной массой

Семейная пара В. из Киля оформила в датской фирме «Вий Хус» (г. Колдинг) заказ на постройку дома «под ключ». В догово­ре на постройку дома оговаривается действие немецкого права. Фирма «Вий Хус» (ВХ) взяла кредит в «Сбербанке Йилландс» (СИ) для финансирования строительного проекта.

После того как фирма «Вий Хус» обанкротилась, управляю­щий конкурсной массой уполномочил «Сбербанк Йилландс» (г. Хадерслев) взыскать в Германии со всех должников фирмы по непогашенным ими денежным обязательствам при необходимос­ти даже через суд.

Банк так и поступил. Он обратился в земельный суд г. Киля с иском к супругам В. о погашении ими своей задолженности перед фирмой «Вий Хус». Супруги В. возражают против наделения банка такими полномочиями и хотят заплатить непосредственно Фирме.


 

 

Дополнительные указания. При рассмотрении данного примера исходите из допущения, что датское конкурсное право в том, что каса­ется полномочий ликвидатора и трансграничных последствий судебных процессов по делам о банкротствах, соответствует немецкому.

Ориентировочное решение примера 3

 

Термин «наделение полномочиями» датского «Сбербанка Йилландс» при рассмотрении дела в немецком суде имеет два аспекта: речь идет о наделении правом вести дело от собственно­го имени, а с другой — о правовом статусе кредитора.

I. Полномочие вести дело от собственного имени

Первоначально платежное требование к супругам В. принад­лежало обанкротившейся датской фирме ВХ. С момента откры­тия конкурсного производства право распоряжения принадлежит управляющему конкурсной массой.

1.    Управляющий конкурсной массой (ликвидатор). В его ком­петенции наделить по собственному усмотрению датский «Сбер­банк Йилландс» правом взыскания непогашенных обязательств, в том числе и посредством обращения с этой целью в суд от своего имени, но в защиту чужого права (интересов другого лица).

2.    Допустимость компетенции ликвидатора по собствен­ному усмотрению наделять кредитора правом выступать в суде от собственного имени в защиту интересов третьих лиц определя­ется по lex fori (возможность вести от собственного имени дело, касающееся иностранного права, может быть предоставлена толь­ко процессуальным правом страны суда)23.

В Германии такое ведение судебных дел от собственного име­ни в защиту чужого права признается при условии, что лицо, ведущее подобную тяжбу, имеет в ней самый непосредственный интерес, заслуживающий защиты.

В данном примере ликвидатор наделяет кредитора обанкро­тившейся фирмы правом вести дело от собственного имени с целью получить обратно ссуженные в кредит деньги из искового требования к должникам обанкротившейся фирмы. Это призна­ется в качестве собственного и заслуживающего исковой защиты интереса лица, ведущего тяжбу.

3.   Действительность делегированного уполномочил на ведение процесса от собственного имени.

Спорным остается вопрос о том, какое право подлежит при­менению в подобных случаях — lex fori или lex causae (статут требования).


 

 

В данном примере оба решения ведут к немецкому праву. Платежное требование также подлежит немецкому праву благо­даря согласованной сторонами оговорке в контракте.

Действительность формы полномочия на ведение процесса, делегированного управляющим конкурсной массой, с точки зре­ния немецкого права сомнения не вызывает.

4. Влияние датского процессуального законодательства, регулирующего производство по делам о несостоятельности, на делегирование управляющим конкурсной массой полномочия на ведение судебного дела о банкротстве (может ли ликвидатор пе­редавать право истцу на ведение дела от собственного имени):

a)     датское конкурсное производство включает также право требования к иностранным должникам (принцип универсализ­ма);

b)    право управляющего конкурсной массой делегировать пол­номочие на ведение дел о несостоятельности и тем самым (час­тично) освобождать (имущество должника) от ареста регулируется (датским) lex fori concursus при условии, что датское производство по делам о банкротстве признается в Германии (в противном случае не ликвидатор, а, вероятнее всего, сам несо­стоятельный должник имел бы право обладать полномочием вес­ти дело от собственного имени).

В данном примере иностранное конкурсное производство отвечает принципам признания его немецким правом: юрисдик­ция датского суда не противоречит нормам §§ 711, 238 КУ о международной подсудности. Публичный порядок также не на­рушен.

Так что датский управляющий конкурсным имуществом мог делегировать полномочие на ведение дел о банкротстве.

II. Полномочие «Сбербанка Йилландс» взыскивать с должника по платежным требованиям обанкротившейся фирмы

Хотя с точки зрения материального права платежное требова­ние принадлежит фирме «Вий Хус», находящейся в конкурсном производстве, «Сбербанк Йилландс» может сам добиваться вы­платы долговых обязательств в свою пользу, если ему делегиро­вано право принудительного взыскания.

I- Применимое право

а) В принципе полномочие на принудительное взыскание следует отличать от уступки требования. Однако с точки зрения международного частного права его квалифицируют как цессию, б обоих случаях правовое положение должника нельзя рассматривать в отрыве от статуса кредитора и третьего лица. Поэтому по аналогии со ст. 33 II Вводного закона к ГТУ компетентным является право страны долгового обязательства, уступленного для принудительного взыскания.

Ь) Что касается права ликвидатора наделять полномочием для принудительного взыскания по долговым обязательствам, см. выше, 1.4.

2. Немецкое право как статут долгового обязательства

Действительность полномочия осуществлять принудительное взыскание по долговому обязательству, делегированное управ­ляющим конкурсной массой «Сбербанку Йилландс», не должно вызывать сомнений, если этот управляющий управомочен на то датским конкурсным правом, подлежащим признанию в Герма­нии.