Тема 1
ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА;ЕГО НОРМЫ

1.1. Понятия международного права

1.2 Предмет международного права

1.3. Процесс создания норм международного права

1.4. Создание обычных норм  международного права; нормотворческая деятельность международных организаций и конференций.

1.5.Классификацмя норм международного права

 

1.1. Понятие международного права

Международное право представляет собой самостоятельную комплексную нормативную систему, совокупность норм, создаваемых совместно государствами путем согласования их воль. Цель международного права — регулирование отношений между государствами в сфере их общих интересов. Как совокупность юридических норм и регулятор определенных общественных отношений, международное право родственно национальному праву. Прообразом современного международного права можно считать одну из правовых систем римского права — право народов (iusgentium).

На самом деле существует не международное, а именно межгосударственное право, поскольку оно создается не народами и не регулирует отношения между ними. Международное право создается государствами как суверенными образованиями и ориентировано на регулиро­вание межгосударственных взаимоотношений. Специфика терминологии связана, во-первых, с наличием привычного, устоявшегося понятия «международное право» и, во-вторых, с необходимостью терминологического отграничения международного права от международного частного права (являющегося отраслью национальной правовой системы). С этой целью довольно часто употребляется понятие «международное публичное право». Наиболее распространен и удобен, однако, термин «международное право».

Международное право — подсистема межгосударственной системы, которая отличается от любой внутригосударственной правовой системы по всем параметрам. Главными компонентами межгосударственной системы являются государства как суверенные образования.
Все остальные компоненты этой системы представляют собой образования, так или иначе созданные государствами.

В межгосударственной системе и в международных отношениях отсутствует общая глобальная законодательная, исполнительная и су­дебная власть, нет и не может быть какой-либо верховной власти. Отсутствие международного законодательного органа приводит к тому, что создание норм международного права является непосредственной задачей самих государств. Нормы международного права создаются его же субъектами путем согласования воль. На основе соглашения государства сами для себя определяют правила поведения и фиксиру­ют их юридически обязательный характер (т.е. добровольно принима­ют на себя обязанность их соблюдения). В связи с этим нормы между­народного права имеют серьезную специфику — они обладают согла­сительным, координационным характером.

Отсутствие международного исполнительного органа влечет за со­бой обязанность самих государств обеспечить исполнение ими же са­мими созданных норм. Государства играют главную роль в функционировании, реализации и применении норм международного права. Государства сами создают нормы международного права, фиксируют их юридическую обязательность, сами себе их адресуют и берут на себя обязанность их реализации. Как создание, так и исполнение норм международного права представляет собой деятельность государств как главных компонентов межгосударственной системы.

Отсутствие глобальной судебной власти приводит к тому, что при­влечение к ответственности нарушителей норм международного пра­ва также осуществляется государствами. В международной системе имеется довольно большое количество судебных органов, но все они созданы государствами, функционируют на основе их волеизъявле­ния, и ни один из них (даже Международный Суд ООН) не может пре­тендовать на роль верховного международного суда. Государства сами создают нормы международного права, берут на себя обязательства их исполнять и добровольно соглашаются нести ответственность за их нарушения. Если государство добровольно не исполняет своих меж­дународных обязательств, то оно может быть привлечено к ответст­венности другими государствами.

Современное международное право является основой междуна­родного правопорядка, который обеспечивается индивидуальными и коллективными действиями государств. В системе Совета Безопасно­сти ООН и региональных организаций безопасности создан механизм международных санкций. Международный санкционный механизм взаимодействует с национальным. Нормы международного права мо­гут содержать санкции, — в результате нарушения международного правила поведения должна наступать ответственность. Применение санкций представляет собой самое слабое место в современном меж­дународном праве, поскольку на практике отсутствуют институты, на­целенные именно на обеспечение соблюдения норм международного права и применение санкций. В связи с этим в настоящее время особенно острой является проблема создания действительно общего, гло­бального, обязательного для всех государств международного права.

В доктрине международного права, в международной политике и международных отношениях точка зрения о существовании общего (универсального) международного права является общепризнанной. При этом и на теоретическом, и на практическом уровнях безусловно признаются сложности его существования и функционирования. Обязательства в общем международном праве имеют особый харак­тер — это обязательства поведения и обязательства результата. По­скольку действие международно-правовой системы полностью опо­средовано деятельностью государств, их политическими и экономи­ческими интересами, то проблема обязательной силы международных норм представляет собой наибольшую сложность в реализации меж­дународного права. В последнее время большое значение стала иметь возможность «непосредственного» действия международных норм в национальной правовой системе.

Общее международное право можно определить как систему юри­дических норм, созданных государствами (и частично другими субъ­ектами международного права) путем согласования их воль и регули­рующих определенные общественные отношения. Соблюдение этих норм в случае необходимости обеспечивается принуждением, которое осуществляется государствами и международными организациями, уполномоченными государствами.

1.2. Предмет международного права

Отношения, которые регулируются международным правом, при­нято отождествлять с понятием «международные правоотношения». Такие отношения можно подразделить на несколько основных групп:

1.  Отношения между государствами (двусторонние, локальные многосторонние, универсальные). Особое значение имеют отноше­ния, затрагивающие интересы всего международного сообщества в целом.

2.  Отношения между государствами и международными межправи­тельственными организациями. Эти отношения возникают прежде всего в связи с членством государств в таких организациях.

3.  Отношения между государствами и государство подобными об­разованиями, имеющими относительно самостоятельный междуна­родный статус (частично суверенные образования).

Отношения между государствами и нациями, борющимися за независимость (точнее, отношения между государствами и национальными политическими организациями, возглавляющими борьбу наций за независимость).

5.   Отношения международных организаций друг с другом.

6.   Отношения между нациями, борющимися за независимость, и государство подобными образованиями с международными организа­циями.

Все эти виды отношений представляют собой межгосударственные отношения, поскольку они так или иначе опосредованы государства­ми. Межгосударственные отношения можно определить как любые властные публичные отношения с участием государства. Наряду с ме­ждународными межгосударственными отношениями предметом регу­лирования международного права является определенная группа международных отношений негосударственного характера (отношения между международными неправительственными организациями, между индивидами и такими организациями).

Самыми сложными с точки зрения правового регулирования явля­ются смешанные международные отношения государственно-негосу­дарственного характера (диагональные отношения). Это отношения между государствами и нетрадиционными субъектами международно­го права: между государством и физическими лицами, государствами и международными неправительственными организациями. Такие от­ношения возникают прежде всего в связи с реализацией нетрадици­онными субъектами международного права качества их международ­ной правосубъектности. Особая сложность этих отношений заключа­ется в том, что их участниками выступают заведомо неравноправные партнеры — суверенные государства (основные субъекты междуна­родного права, обладающие международной правосубъектностью в максимальном объеме) и, например, индивиды, обладающие ограни­ченным объемом международной правосубъектности.

Правоотношения приобретают характер международных межгосу­дарственных вследствие того, что по своему содержанию они выходят за пределы компетенции и юрисдикции какого-либо одного государ­ства, становятся объектом совместной компетенции и юрисдикции двух и более государств, либо всего международного сообщества в це­лом. Такие отношения всегда имеют публично-правовой характер.

Международные межгосударственные отношения, являющиеся предметом регулирования международного права, можно разделить на несколько групп в зависимости от затрагиваемых проблем:

1. Проблемы, являющиеся межгосударственными по своей сути, объективно не входящие в компетенцию внутригосударственных ор­ганов, связанные с общечеловеческими ценностями и интересами. По определению не могут быть разрешены в национальном порядке — международная безопасность, разоружение, глобальные экологиче­ские процессы, режим международных территорий (космоса, откры­того моря, Антарктики).

2.  Проблемы, не связанные с общечеловеческими ценностями, но объективно являющиеся межгосударственными. Их решение возмож­но только при наличии сотрудничества двух и более государств — ус­тановление государственных границ, оказание правовой помощи,
двойное гражданство, визовый или безвизовый порядок въезда и т.п.

3.  Проблемы, объективно относящиеся к внутренней компетенции государства, но представляющие интерес для всего международного сообщества. Урегулирование этих проблем возможно в рамках самостоятельной деятельности отдельных государств, но неизмеримо бо­лее эффективно решение таких вопросов на уровне международного сотрудничества — защита прав человека, уголовная юрисдикция в от­ношении международных преступлений, помощь в случае ядерной аварии или радиационной катастрофы.

Таким образом, предметом международного права являются любые публично-правовые отношения, в той или иной форме непосредст­венно затрагивающие интересы государств.

Функции международного права неразрывно связаны с предметом его регулирования; это основные направления его воздействия на межгосударственную социальную среду, определяющие его общест­венное назначение:

1.  Упрочнение стабильной системы международных отношений — главная социальная функция международного права. При реализации этой функции наиболее рельефно проявляется связь международного права и политики, их соотношение и взаимозависимость.

2.  Правовое регулирование международных отношений — главная юридическая функция международного права. Здесь особо велико значение международных договоров и международных обычаев.

3.  Противодействие появлению в международных отношениях тенденций дестабилизации, применения силы, совершения междуна­родных преступлений — главная охранительная функция междуна­родного права.

4.  Расширение и углубление связей между государствами, развитие международного разделения труда, международного рынка товаров, Услуг и рабочей силы.

5.  Информационная функция международного права — передача
накопленного опыта рационального поведения государств.

 

1.3. Процесс создания норм международного права

Норма международного права — это общеобязательное правило поведения государств и других субъектов международного права. Эти нормы обладают особенностями, позволяющими выделить их в осо­бую правовую систему:

1.  Специфика предмета регулирования — межгосударственные от­ношения и связанные с ними другие международные отношения.

2.  Процесс создания — согласование воль государств.

3.  Форма закрепления — соответствующие согласительному харак­теру правовые акты (международные договоры и обычаи, акты между­народных конференций и организаций).

4.  Согласительный, координационный характер. Поскольку в меж­дународных отношениях отсутствует специальный нормотворческий
орган, то нормы международного права создаются его основными
субъектами (государствами).

Нормы международного права можно определить как обобщаю­щие, общеобязательные правила поведения, адресованные государст­ву в целом. Юридическая обязательность — главная особенность норм международного права, которая отличает их от всех иных социальных норм в межгосударственной системе.

Процесс создания норм международного права представляет собой процесс согласования воль государств. В доктрине международного права уже довольно давно разработана теория согласования воль. Ав­торы этой теории — Триппель, Виралли, Г.И.Тункин. Процесс согла­сования воль государств имеет две стадии: согласование воль госу­дарств относительно содержания правила поведения и согласование воль государств относительно признания этого правила поведения юридически обязательным, имеющим характер нормы права.

Содержание воли государства — это его международно-правовая позиция, т.е. отношение государства к международному праву. Для создания норм международного права необходимо именно согласова­ние, а не совпадение (идентичность) воль. Достаточно, чтобы воли были согласованы в том, что касается правила поведения и признания его юридически обязательным. При этом нужно учитывать разницу между волей и волеизъявлением. Воля — это внутреннее убеждение, внутренняя позиция государства; волеизъявление — это формализо­ванная воля, т.е. воля, выраженная вовне. Для создания нормы между­народного права не требуется полного совпадения воли и волеизъяв­ления. В большинстве случаев на практике воля государства и его во­леизъявление не совпадают. Концепция Триппеля — только высшая по сравнению с волей од­ного субъекта права (государства) воля может создать норму междуна­родного права. Общая (согласованная) воля представляет собой ре­зультат слияния идентичных воль отдельных государств. Общая воля имеет высший характер, стоит над волей каждого отдельного государ­ства. В процессе согласования воль происходит их слияние и возника­ет некая новая общая воля, высшая по сравнению с волей каждого субъекта процесса согласования. Только высшая воля может служить источником обязательных для государств норм права. В советской ли­тературе концепция Триппеля поддерживалась учеными-междуна­родниками Алексидзе и Усенко.

Более последовательной и обоснованной является концепция Г. И. Тункина: если государства желают создать какое-то правило пове­дения, то в этом смысле их воли являются едиными, одинаковыми, идентичными. Поскольку воли государств согласованы в отношении создания правила поведения и признания его в качестве правовой нор­мы, то их можно считать едиными. Согласованная воля государств — это их общая, одинаковая воля. Однако процесс согласования воль не предполагает возникновения новой, высшей воли, поскольку субъекты волеизъявления остаются прежними и сохраняют свои прежние воли.

Согласованная воля государств — результат компромиссов, взаим­ных уступок и договоренностей. Это не новая воля, а видоизмененное волеизъявление каждого участника переговорного процесса. Норма международного права — это продукт согласования воль, а не появле­ния какой-то новой, высшей воли. Согласованная воля государств не является высшей, не стоит над волей каждого отдельного государства, а выражает их общее желание выработать единое правило поведения. Отличие нормы международного права от нормы национального пра­ва заключается в том, что международная норма представляет собой результат процесса согласования воль государств.

Процесс согласования воль государств, завершающийся созданием нормы международного права, включает в себя взаимообусловлен­ность этих воль, — согласие какого-либо государства на признание правила поведения в качестве правовой нормы дается под условием аналогичного согласия других государств. Каждое государство, при­нимая какую-либо норму международного права и признавая обязан­ность ее соблюдения, рассчитывает, что и другие государства призна­ют обязанность соблюдения этой нормы.

 

Основные черты процесса создания норм международного права:

1. Согласованность воль государств, которая свидетельствует о на­правленности воли на признание определенного правила поведения в качестве правовой нормы. 2. Взаимообусловленность воль государств — их взаимосвязан­ность, выражение принципа взаимности, который лежит в основе соз­дания норм международного права и проявляется в процессе их реа­лизации.

В процессе создания норм международного права государства вы­ступают как суверенные и равноправные субъекты, поэтому их воли имеют юридически равнозначный характер. Юридическое равенство государств означает, что большинство государств не может создавать нормы, обязательные для меньшинства, не имеют права навязывать такие нормы другим государствам против их воли и согласия. Исклю­чением являются юридически обязательные резолюции международ­ных организаций, принимаемые большинством голосов. Однако в основе создания подобных норм также лежит соглашение — междуна­родный договор (устав данной организации), наделяющий ее опреде­ленными нормотворческими полномочиями.

На процесс согласования воль влияют фактические обстоятельст­ва, которые определяют международно-правовую позицию госу­дарств. Например, при разработке международно-правовых норм, ка­сающихся ядерного разоружения, решающая роль принадлежит госу­дарствам, обладающим ядерным оружием. Еще пример: на Третьей конференции ООН по морскому праву определяющую роль сыграли развивающиеся страны в силу своей многочисленности, хотя их уча­стие в использовании Мирового океана незначительно.

Каждое государство стремится к тому, чтобы его интересы были максимально отражены в норме права. Однако любое государство по­нимает, что если оно будет настаивать только на своей позиции, со­глашение не состоится. Односторонний отказ государства от какой-либо части своих требований (уступка) или в связи с соответствую­щим отказом другого государства (компромисс) означают частичное отступление от своих требований ради достижения соглашения.

В соглашении достигнутое тождество позиций закрепляется в виде совпадающих прав и обязанностей государств — участников соглаше­ния. Согласие может быть достигнуто и путем баланса — сочетания прав и обязанностей государств, т.е. одно государство наделяется од­ними правами и обязанностями, другое государство — иными права­ми и обязанностями. Например, Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой 1963 г. предусматривает совпадение прав и обязанностей госу­дарств, — такой запрет распространяется на все государства-участни­ки. Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г. закрепляет баланс (сочетание) прав и обязанностей государств: ядерные державы не вправе передавать неядерным ядерное оружие и технологии, не ядерные — не вправе приобретать такое оружие и технологии. Таким образом, обязательства ядерных государств имеют иное содержание, нежели обязательства неядерных, но добросовестное соблюдение ка­ждым участником своих обязательств обеспечивает достижение об­щей цели — нераспространения ядерного оружия.

При создании договорных норм международного права первую стадию этого процесса составляет согласование воль участников пере­говоров относительно содержания правила поведения. Окончание первой стадии — подписание международного договора.

Вторая стадия процесса создания норм — согласование воль госу­дарств относительно признания правила поведения юридически обя­зательной правовой нормой (выражение своего opinio iuris). Две ста­дии международного нормотворчества могут быть неразрывны во вре­мени, если договор вступает в силу с момента подписания. В этом случае окончание обеих стадий процесса согласования полностью совпадает: подписание договора означает согласие государства с со­держанием правила поведения и одновременно — согласие соблюдать это правило поведения как юридически обязательное, согласие нести международно-правовую ответственность за его нарушение. Догово­ры, вступающие в силу с момента подписания, — редкое явление в со­временном международном праве. В основном все международные договоры подлежат ратификации.

Если для выражения согласия государства на обязательность пра­вила поведения требуется специальная процедура (ратификация, ут­верждение, принятие), то между двумя стадиями имеется разрыв во времени. В этом случае стадии процесса согласования воль хроноло­гически не совпадают. Окончание первой стадии — это подписание договора. Ратификация договора представляет собой выражение opinio iuris, согласия считать норму поведения юридически обязатель­ной. Между подписанием и ратификацией может пройти несколько десятков лет, и все это время подписанный государством международ­ный договор не является для него обязательным. Отсутствие ратифи­кации означает, что государство согласно с новым правилом поведе­ния, но еще не готово соблюдать его как юридически обязательное и нести ответственность за его нарушение. Государство вправе подпи­сать международный договор (выразить свое согласие с содержанием правил поведения), но так никогда и не ратифицировать его (не выра­зить своего opinio iuris).

Отказ от ратификации не считается недружественным актом в Международных отношениях. Примеры: Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. была подписана СССР в 1969 г., а Ратифицирована только в 1986 г.; Договор между СССР и США об ограничении подземных испытаний ядерного оружия был подписан обеими сторонами в 1971 г., а ратифицирован в 1990 г.

1.4. Создание обычных норм международного права; нормотворческая деятельность международных организаций и конференций

Основная особенность создания обычных норм международного права — правило поведения складывается в результате единообразной деятельности государств, их практики и точно так же приобретает юридически обязательный характер. Наиболее сложная теоретическая проблема — есть ли здесь согласование воль, т.е. создаются ли нормы международного обычного права путем взаимодействия воль госу­дарств, либо международно-правовой обычай появляется без участия воль государств.

В западной доктрине права распространена концепция, выска­занная итальянским ученым Виралли, — обычная норма междуна­родного права возникает без участия воль государств. Элементы обычной нормы — практика и opinio iuris (убеждение, что правило поведения является юридически обязательным). Отечественная док­трина международного права придерживается концепции Г.И. Тункина, — процесс создания обычной нормы международного права отличается от создания норм международного договора, но суть оди­накова: это согласование воль государств в целях создания норм ме­ждународного права.

Процесс создания обычных норм регулируется международным правом, однако единственным общепризнанным документом по это­му вопросу является ст. 38 Статута Международного Суда ООН, где дано определение международного обычая как доказательства всеоб­щей практики, признанной в качестве правовой нормы. Норма Стату­та говорит о всеобщей практике как первоначальной основе создания обычных норм международного права. Выражение «всеобщая практи­ка» не означает практику всех государств. Например, государства, у которых нет морского побережья, объективно не могут иметь никакой практики по вопросу ширины территориальных вод.

На первой стадии согласования воль государств при создании международно-правового обычая происходит формирование между­народного обыкновения, т.е. правила поведения, которому государст­ва обычно следуют, но которое еще не является правовой нормой. Обыкновение — это международная практика (например, морские це­ремониалы). Однако одинаковое поведение может и не привести к созданию международного обыкновения. Специфика создания обыкновения — правило поведения складывается в результате единообраз­ной деятельности государств, их устойчивой практики. Элементы обыкновения — устойчивость, повторяемость, регулярность примене­ния, освоенность, длительность. Обыкновение — это обязательно ус­тойчивая, регулярная практика. Согласование воль государств на пер­вой стадии формирования обычая проявляется молчаливо, посредст­вом единообразного поведения. Для того чтобы появилась обычная норма права, необходима вто­рая стадия, — согласование воль государств относительно признания международного обыкновения в качестве правовой нормы. Как и в договорном процессе, эта стадия обязательна; без нее обыкновение не может приобрести юридического характера, стать нормой права. При­знание государством какого-то обычая в качестве нормы права озна­чает выражение воли этого государства, его согласие соблюдать дан­ное правило как юридически обязательное. Это положение вытекает из ст. 38 Статута Международного Суда, — практика, признанная в качестве правовой нормы.

Обыкновение не может стать нормой международного права, если его правовой характер признан только одним государством. Необхо­димо согласование воль двух и более государств, их взаимное призна­ние международной практики нормой права. Такое признание являет­ся проявлением взаимообусловленности воль государств, — каждое из них дает согласие соблюдать обыкновение как норму международного права и нести ответственность за ее нарушение при условии, что и другие государства также будут признавать это обыкновение нормой международного права.

Обычные нормы всегда возникают в практике ограниченного чис­ла государств. Если обыкновение признано в качестве правовой нор­мы хотя бы двумя государствами, оно уже является локальной нормой международного права. Чтобы стать нормой общего международного права, обыкновение должно получить юридическое признание со сто­роны большинства государств. Процесс согласования воль государств относительно признания какого-либо обыкновения международно-правовой нормой — это процесс расширения круга государств, кото­рые признают данную практику юридически обязательной. Специфи­ка признания обычая правовой нормой заключается в том, что opinio luris должно быть выражено ненормативным путем: в судебной прак­тике государства, в его односторонних внешнеполитических заявле­ниях и декларациях, в дипломатической переписке (нотификации).

При формировании обычной нормы элемент времени (в отличие от формирования обыкновения) не играет существенной роли. Обыч­ная норма может складываться в течение длительного времени, а может образовываться достаточно быстро (обычные нормы в области космического права).

Договорный и обычный процессы создания норм международного права связаны между собой, находятся во взаимосвязи и взаимодейст­вии. Основа их взаимодействия — и договорные, и обычные нормы представляют собой результат согласования воль государств. Расши­рение сферы действия международного обычая аналогично расшире­нию сферы действия международного договора: государства, не участ­вовавшие в создании какого-либо договора, могут впоследствии при­соединиться к нему; государства, не участвовавшие в создании обычной нормы международного права,  могут признать ее юридиче­ски обязательной.

Главенствующую роль в создании норм международного права иг­рает договорный процесс. Факт появления договорной нормы между­народного права четко фиксируется; для установления содержания обычной нормы необходимо изучить деятельность государств, по­скольку обычай обязан своим происхождением сложившейся практи­ке. При заключении международного договора есть возможность об­суждения создаваемых норм, их четких формулировок, взаимных ус­тупок. Договорный процесс идет более быстро, процесс создания обычных норм идет медленнее, и его результаты менее ясны.

Обычные нормы развиваются и отменяются договорным путем. Вместе с тем, международный обычай расширяет сферу действия ме­ждународных договоров (Женевский протокол о запрещении приме­нения химического и бактериологического оружия 1925 г., Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. и т.д.). Участники этих соглашений — незначительное число государств, однако их нор­мы являются нормами общего международного права, признаны все­ми государствами и обязательны для всех как нормы международного обычая.

Процесс согласования воль государств имеет место и при приня­тии резолюций международных организаций. Юридически обязатель­ные резолюции международных организаций также представляют со­бой результат согласования воль государств, которое происходит в соответствии с положениями устава данной международной организа­ции. Основное отличие от договорного процесса создания норм меж­дународного права — резолюции международных организаций, при­нятые большинством голосов, обязательны для всех членов этих орга­низаций, даже голосовавших против.

Нормативные резолюции-рекомендации международных органи­заций оказывают влияние на процесс создания обычных и договор­ных норм международного права. Многие резолюции служат отправной точкой для начала договорного процесса (Всеобщая декларация прав человека 1948 г. — исходный пункт для разработки Пактов о пра­вах человека 1966 г.). Резолюции-рекомендации могут быть и первой стадией образования обычных норм международного права, т.е. согла­сования воль государств относительно правила поведения. Вторая стадия в данном случае — в ходе своей международной практики госу­дарства постепенно признают такие резолюции в качестве юридически обязательных норм права.

1.5. Классификация норм международного права

В основу классификации норм международного права могут быть положены самые различные критерии:

1.  Форма — документально закрепленные (зафиксированные в меж­дународных нормативных актах) и документально не закрепленные (международные обычаи, зафиксированные во внутренних или меж­дународных ненормативных актах) нормы международного права. Обычная норма может стать договорной в результате кодификации
международного права. Если не все участники международного обы­чая присоединяются к кодификационному акту, то одна и та же норма может иметь двойственный характер. Для участников договора — это норма договора, для неучастников — норма обычая.

2.  Предмет регулирования — нормы отдельных отраслей междуна­родного права (права международных договоров, морского, воздуш­ного, гуманитарного права и т.д.).

3.  Функциональное назначение — регулятивные и охранительные (обеспечительные) нормы. Регулятивные нормы устанавливают кон­кретные права и обязанности (обязанность государств — участников ОБСЕ приглашать на военные учения наблюдателей; право государств
обмениваться дипломатическими представительствами). Охранитель­ные нормы гарантируют реализацию регулятивных норм (нормы Ус­тава ООН о мерах, принимаемых по решению Совета Безопасности).

4.  Характер субъективных прав и обязанностей — обязывающие, запрещающие, управомочивающие. Обязывающие нормы устанавли­вают обязанность совершить какие-либо действия (оповестить о ядер­ной аварии). Запрещающие нормы предусматривают обязанность воздерживаться от совершения каких-либо действий (не производить бактериологического оружия). Управомочивающие нормы предостав­ляют какие-либо права (право всех государств на доступ к судоходству в открытом море).

5.   Общая теория права — материальные и процессуальные нормы международного права. Материальные нормы закрепляют права и обязанности участников правоотношений, модель их поведения. Процес­суальные нормы определяют процедурный аспект реализации матери­альных норм (порядок деятельности международных организаций, ме­ждународных судебных учреждений, согласительных комиссий).

6.  Адресат — нормы персонифицированные, относительно персо­нифицированные и неперсонифицированные. Нормы международ­ного права — это правила поведения, обычно обращенные к персо­нально неопределенному кругу лиц. В основном это относится к нормам
общего международного права, обязательным для всех государств.
Универсальные нормы всегда имеют неперсонифицированный харак­тер, поскольку их адресат — все члены мирового сообщества. Локаль­ные региональные нормы имеют относительно персонифицирован­ный характер, поскольку их адресат — все государства данного регио­на. Персонифицированные нормы международного права — это положения двусторонних договоров и многосторонних договоров за­крытого типа, обращенные к определенным государствам.

7.  Способ реализации — самоисполнимые и несамоисполнимые нормы. Самоисполнимые нормы международного права принимают­ся государствами, но адресованы национальным субъектам права, а не государству в целом. Такие нормы устанавливают конкретную модель поведения непосредственных участников правоотношения — физиче­ских и юридических лиц, правоприменительных органов. Самоиспол­нимые нормы международного права могут непосредственно приме­няться в национальных судах и арбитражах, для их имплементации в
национальное право не требуется вносить в него какие-либо измене­ния. Несамоисполнимые нормы адресованы государству. Их адре­сат — государство в целом, поэтому национально-правовая реализа­ция несамоисполнимых норм предполагает принятие специальных внутригосударственных актов.

8.  Субъектно-территориальная сфера действия — универсальные и локальные нормы международного права. Универсальные нормы — это правила, регулирующие отношения, объект которых представляет всеобщий интерес, и признаваемые подавляющим большинством го­сударств. Сфера действия универсальных норм имеет глобальный ха­рактер. Все государства заинтересованы в объекте регулирования уни­версальных норм. Основой современного международного права яв­ляются прежде всего его универсальные нормы.

         Особое место среди таких норм занимают сверхимперативные нор­мы (ius cogens — когентные нормы, неоспоримое право), общепри­знанные принципы международного права. В Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. (ст. 53) сверхимперативные нормы определяются как нормы общего международного права, которые признаются международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо и которые могут быть изменены только посредством других норм общего международного права, также носящих когентный характер.

Недопустимость отклонения поведения государств от предписа­ний сверхимперативной нормы обусловлена характером ее объекта регулирования. Когентные нормы обладают высшей юридической си­лой; договор считается ничтожным, если он противоречит такой нор­ме. При возникновении новой когентной нормы все противоречащие ей международные договоры становятся недействительными, их дей­ствие автоматически прекращается.

Локальные нормы международного права представляют собой пра­вила поведения, регулирующие отношения в рамках определенной группы государств или между двумя государствами. Объект регулиро­вания таких норм — это отношения, представляющие интерес для конкретного, ограниченного круга государств. Их субъектно-территориальная сфера действия ограничена отдельным регионом либо опре­деленным кругом государств. Локальные нормы могут быть двусто­ронними и многосторонними.

Локальные нормы делятся на региональные и нерегиональные (субрегиональные) нормы. Локальные региональные нормы связыва­ют государства определенного региона, регулируют сотрудничество в сфере их общих региональных интересов. Локальные субрегиональ­ные нормы связывают конкретные государства разных регионов, ре­гулируют сотрудничество в областях, представляющих интерес имен­но для данной группы государств.

Отдельные локальные нормы могут обладать универсальным эф­фектом, если их предмет регулирования затрагивает интересы всего международного сообщества, например, положения договоров между США и СССР о ликвидации их ракет средней и меньшей дальности 1987 г., о сокращении и ограничении стратегических и наступатель­ных вооружений 1991 г. Юридическая сила локальных норм прямо за­висит от их предмета регулирования.

Необходимо соответствие локальных норм универсальным, в осо­бенности имеющим императивный характер. Соответствие не означа­ет идентичности, — локальные нормы не могут быть точной копией Универсальных, а должны учитывать региональную и иную специфи­ку- Локальные нормы, противоречащие когентным нормам общего международного права, являются недействительными. В международ­ном праве действует принцип примата специального закона перед общим (универсальные нормы — это общий закон, локальные — спе­циальный), однако в международной системе этот принцип имеет специфику, обусловленную особой важностью для всего мирового со­общества универсальных норм. Специальные нормы не должны за­трагивать законных прав и интересов других государств — участников универсальных международных соглашений, противоречить их це­лям, т.е. приводить к несовместимости универсальных и локальных норм. Императивные локальные нормы имеют преимущественную силу по отношению к диспозитивным локальным нормам.

Специфика иерархии норм международного права: такая  иерархия не означает, что одни нормы являются общими, а другие — нет. Соподчиненность норм международного права — это совместимость од­них норм с другими, требование согласования интересов конкретных государств с интересами международного сообщества в целом.

Если соглашение базируется на общих интересах и потребностях подавляющего большинства государств либо имеет особо важный предмет регулирования, государства придают такой норме особое юридическое значение. Например, в соответствии со ст. 103 Устава ООН, если обязательства государства по какому-либо международно­му соглашению противоречат его обязательствам по Уставу ООН, то преимущественную силу имеют обязательства, закрепленные в Уста­ве. Сверхимперативные, когентные нормы являются нормативной ос­новой всей международной правовой системы. Родственные им нор­мы внутреннего права — это нормы национального публичного по­рядка.

Императивные нормы международного права могут быть как уни­версальными, так и локальными. Если они не имеют когентного ха­рактера, то отступление от них может представлять собой не междуна­родное преступление, а международный деликт. Главное отличие им­перативных норм от когентных — императивные обязательны только для тех государств, которые прямо выразили свое согласие с их обяза­тельным характером. Когентные нормы обязательны для всех госу­дарств без исключения. Императивные нормы не могут противоре­чить сверхимперативным. Отступление от императивных норм воз­можно по взаимному согласию государств. Императивные нормы международного права родственны императивным нормам нацио­нального права.

Диспозитивные нормы международного права также имеют юри­дически обязательный характер. Однако существует практически ни­чем не ограниченная возможность отступления от них, выбора иной модели поведения. При этом государства обязаны строго соблюдать диспозитивные нормы, если они согласованы в качестве регулятора соответствующих отношений. Диспозитивные нормы международно­го права аналогичны диспозитивным нормам национального права.