Тема 1
ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА;ЕГО НОРМЫ
1.1. Понятия международного права
1.2 Предмет международного права
1.3. Процесс создания норм международного права
1.5.Классификацмя норм международного права
1.1. Понятие международного права
Международное право представляет собой самостоятельную комплексную нормативную систему, совокупность норм, создаваемых совместно государствами путем согласования их воль. Цель международного права — регулирование отношений между государствами в сфере их общих интересов. Как совокупность юридических норм и регулятор определенных общественных отношений, международное право родственно национальному праву. Прообразом современного международного права можно считать одну из правовых систем римского права — право народов (iusgentium).
На самом деле существует не международное, а именно межгосударственное право, поскольку оно создается не народами и не регулирует отношения между ними. Международное право создается государствами как суверенными образованиями и ориентировано на регулирование межгосударственных взаимоотношений. Специфика терминологии связана, во-первых, с наличием привычного, устоявшегося понятия «международное право» и, во-вторых, с необходимостью терминологического отграничения международного права от международного частного права (являющегося отраслью национальной правовой системы). С этой целью довольно часто употребляется понятие «международное публичное право». Наиболее распространен и удобен, однако, термин «международное право».
Международное право — подсистема межгосударственной системы, которая отличается от любой внутригосударственной правовой системы по всем параметрам. Главными компонентами межгосударственной системы являются государства как суверенные образования.
Все остальные компоненты этой системы представляют собой образования, так или иначе созданные государствами.
В межгосударственной системе и в международных отношениях отсутствует общая глобальная законодательная, исполнительная и судебная власть, нет и не может быть какой-либо верховной власти. Отсутствие международного законодательного органа приводит к тому, что создание норм международного права является непосредственной задачей самих государств. Нормы международного права создаются его же субъектами путем согласования воль. На основе соглашения государства сами для себя определяют правила поведения и фиксируют их юридически обязательный характер (т.е. добровольно принимают на себя обязанность их соблюдения). В связи с этим нормы международного права имеют серьезную специфику — они обладают согласительным, координационным характером.
Отсутствие международного исполнительного органа влечет за собой обязанность самих государств обеспечить исполнение ими же самими созданных норм. Государства играют главную роль в функционировании, реализации и применении норм международного права. Государства сами создают нормы международного права, фиксируют их юридическую обязательность, сами себе их адресуют и берут на себя обязанность их реализации. Как создание, так и исполнение норм международного права представляет собой деятельность государств как главных компонентов межгосударственной системы.
Отсутствие глобальной судебной власти приводит к тому, что привлечение к ответственности нарушителей норм международного права также осуществляется государствами. В международной системе имеется довольно большое количество судебных органов, но все они созданы государствами, функционируют на основе их волеизъявления, и ни один из них (даже Международный Суд ООН) не может претендовать на роль верховного международного суда. Государства сами создают нормы международного права, берут на себя обязательства их исполнять и добровольно соглашаются нести ответственность за их нарушения. Если государство добровольно не исполняет своих международных обязательств, то оно может быть привлечено к ответственности другими государствами.
Современное международное право является основой международного правопорядка, который обеспечивается индивидуальными и коллективными действиями государств. В системе Совета Безопасности ООН и региональных организаций безопасности создан механизм международных санкций. Международный санкционный механизм взаимодействует с национальным. Нормы международного права могут содержать санкции, — в результате нарушения международного правила поведения должна наступать ответственность. Применение санкций представляет собой самое слабое место в современном международном праве, поскольку на практике отсутствуют институты, нацеленные именно на обеспечение соблюдения норм международного права и применение санкций. В связи с этим в настоящее время особенно острой является проблема создания действительно общего, глобального, обязательного для всех государств международного права.
В доктрине международного права, в международной политике и международных отношениях точка зрения о существовании общего (универсального) международного права является общепризнанной. При этом и на теоретическом, и на практическом уровнях безусловно признаются сложности его существования и функционирования. Обязательства в общем международном праве имеют особый характер — это обязательства поведения и обязательства результата. Поскольку действие международно-правовой системы полностью опосредовано деятельностью государств, их политическими и экономическими интересами, то проблема обязательной силы международных норм представляет собой наибольшую сложность в реализации международного права. В последнее время большое значение стала иметь возможность «непосредственного» действия международных норм в национальной правовой системе.
Общее международное право можно определить как систему юридических норм, созданных государствами (и частично другими субъектами международного права) путем согласования их воль и регулирующих определенные общественные отношения. Соблюдение этих норм в случае необходимости обеспечивается принуждением, которое осуществляется государствами и международными организациями, уполномоченными государствами.
1.2. Предмет международного права
Отношения, которые регулируются международным правом, принято отождествлять с понятием «международные правоотношения». Такие отношения можно подразделить на несколько основных групп:
1. Отношения между государствами (двусторонние, локальные многосторонние, универсальные). Особое значение имеют отношения, затрагивающие интересы всего международного сообщества в целом.
2. Отношения между государствами и международными межправительственными организациями. Эти отношения возникают прежде всего в связи с членством государств в таких организациях.
3. Отношения между государствами и государство подобными образованиями, имеющими относительно самостоятельный международный статус (частично суверенные образования).
Отношения между государствами и нациями, борющимися за независимость (точнее, отношения между государствами и национальными политическими организациями, возглавляющими борьбу наций за независимость).
5. Отношения международных организаций друг с другом.
6. Отношения между нациями, борющимися за независимость, и государство подобными образованиями с международными организациями.
Все эти виды отношений представляют собой межгосударственные отношения, поскольку они так или иначе опосредованы государствами. Межгосударственные отношения можно определить как любые властные публичные отношения с участием государства. Наряду с международными межгосударственными отношениями предметом регулирования международного права является определенная группа международных отношений негосударственного характера (отношения между международными неправительственными организациями, между индивидами и такими организациями).
Самыми сложными с точки зрения правового регулирования являются смешанные международные отношения государственно-негосударственного характера (диагональные отношения). Это отношения между государствами и нетрадиционными субъектами международного права: между государством и физическими лицами, государствами и международными неправительственными организациями. Такие отношения возникают прежде всего в связи с реализацией нетрадиционными субъектами международного права качества их международной правосубъектности. Особая сложность этих отношений заключается в том, что их участниками выступают заведомо неравноправные партнеры — суверенные государства (основные субъекты международного права, обладающие международной правосубъектностью в максимальном объеме) и, например, индивиды, обладающие ограниченным объемом международной правосубъектности.
Правоотношения приобретают характер международных межгосударственных вследствие того, что по своему содержанию они выходят за пределы компетенции и юрисдикции какого-либо одного государства, становятся объектом совместной компетенции и юрисдикции двух и более государств, либо всего международного сообщества в целом. Такие отношения всегда имеют публично-правовой характер.
Международные межгосударственные отношения, являющиеся предметом регулирования международного права, можно разделить на несколько групп в зависимости от затрагиваемых проблем:
1. Проблемы, являющиеся межгосударственными по своей сути, объективно не входящие в компетенцию внутригосударственных органов, связанные с общечеловеческими ценностями и интересами. По определению не могут быть разрешены в национальном порядке — международная безопасность, разоружение, глобальные экологические процессы, режим международных территорий (космоса, открытого моря, Антарктики).
2. Проблемы, не связанные с общечеловеческими ценностями, но объективно являющиеся межгосударственными. Их решение возможно только при наличии сотрудничества двух и более государств — установление государственных границ, оказание правовой помощи,
двойное гражданство, визовый или безвизовый порядок въезда и т.п.
3. Проблемы, объективно относящиеся к внутренней компетенции государства, но представляющие интерес для всего международного сообщества. Урегулирование этих проблем возможно в рамках самостоятельной деятельности отдельных государств, но неизмеримо более эффективно решение таких вопросов на уровне международного сотрудничества — защита прав человека, уголовная юрисдикция в отношении международных преступлений, помощь в случае ядерной аварии или радиационной катастрофы.
Таким образом, предметом международного права являются любые публично-правовые отношения, в той или иной форме непосредственно затрагивающие интересы государств.
Функции международного права неразрывно связаны с предметом его регулирования; это основные направления его воздействия на межгосударственную социальную среду, определяющие его общественное назначение:
1. Упрочнение стабильной системы международных отношений — главная социальная функция международного права. При реализации этой функции наиболее рельефно проявляется связь международного права и политики, их соотношение и взаимозависимость.
2. Правовое регулирование международных отношений — главная юридическая функция международного права. Здесь особо велико значение международных договоров и международных обычаев.
3. Противодействие появлению в международных отношениях тенденций дестабилизации, применения силы, совершения международных преступлений — главная охранительная функция международного права.
4. Расширение и углубление связей между государствами, развитие международного разделения труда, международного рынка товаров, Услуг и рабочей силы.
5. Информационная функция международного права — передача
накопленного опыта рационального поведения государств.
1.3. Процесс создания норм международного права
Норма международного права — это общеобязательное правило поведения государств и других субъектов международного права. Эти нормы обладают особенностями, позволяющими выделить их в особую правовую систему:
1. Специфика предмета регулирования — межгосударственные отношения и связанные с ними другие международные отношения.
2. Процесс создания — согласование воль государств.
3. Форма закрепления — соответствующие согласительному характеру правовые акты (международные договоры и обычаи, акты международных конференций и организаций).
4. Согласительный, координационный характер. Поскольку в международных отношениях отсутствует специальный нормотворческий
орган, то нормы международного права создаются его основными
субъектами (государствами).
Нормы международного права можно определить как обобщающие, общеобязательные правила поведения, адресованные государству в целом. Юридическая обязательность — главная особенность норм международного права, которая отличает их от всех иных социальных норм в межгосударственной системе.
Процесс создания норм международного права представляет собой процесс согласования воль государств. В доктрине международного права уже довольно давно разработана теория согласования воль. Авторы этой теории — Триппель, Виралли, Г.И.Тункин. Процесс согласования воль государств имеет две стадии: согласование воль государств относительно содержания правила поведения и согласование воль государств относительно признания этого правила поведения юридически обязательным, имеющим характер нормы права.
Содержание воли государства — это его международно-правовая позиция, т.е. отношение государства к международному праву. Для создания норм международного права необходимо именно согласование, а не совпадение (идентичность) воль. Достаточно, чтобы воли были согласованы в том, что касается правила поведения и признания его юридически обязательным. При этом нужно учитывать разницу между волей и волеизъявлением. Воля — это внутреннее убеждение, внутренняя позиция государства; волеизъявление — это формализованная воля, т.е. воля, выраженная вовне. Для создания нормы международного права не требуется полного совпадения воли и волеизъявления. В большинстве случаев на практике воля государства и его волеизъявление не совпадают. Концепция Триппеля — только высшая по сравнению с волей одного субъекта права (государства) воля может создать норму международного права. Общая (согласованная) воля представляет собой результат слияния идентичных воль отдельных государств. Общая воля имеет высший характер, стоит над волей каждого отдельного государства. В процессе согласования воль происходит их слияние и возникает некая новая общая воля, высшая по сравнению с волей каждого субъекта процесса согласования. Только высшая воля может служить источником обязательных для государств норм права. В советской литературе концепция Триппеля поддерживалась учеными-международниками Алексидзе и Усенко.
Более последовательной и обоснованной является концепция Г. И. Тункина: если государства желают создать какое-то правило поведения, то в этом смысле их воли являются едиными, одинаковыми, идентичными. Поскольку воли государств согласованы в отношении создания правила поведения и признания его в качестве правовой нормы, то их можно считать едиными. Согласованная воля государств — это их общая, одинаковая воля. Однако процесс согласования воль не предполагает возникновения новой, высшей воли, поскольку субъекты волеизъявления остаются прежними и сохраняют свои прежние воли.
Согласованная воля государств — результат компромиссов, взаимных уступок и договоренностей. Это не новая воля, а видоизмененное волеизъявление каждого участника переговорного процесса. Норма международного права — это продукт согласования воль, а не появления какой-то новой, высшей воли. Согласованная воля государств не является высшей, не стоит над волей каждого отдельного государства, а выражает их общее желание выработать единое правило поведения. Отличие нормы международного права от нормы национального права заключается в том, что международная норма представляет собой результат процесса согласования воль государств.
Процесс согласования воль государств, завершающийся созданием нормы международного права, включает в себя взаимообусловленность этих воль, — согласие какого-либо государства на признание правила поведения в качестве правовой нормы дается под условием аналогичного согласия других государств. Каждое государство, принимая какую-либо норму международного права и признавая обязанность ее соблюдения, рассчитывает, что и другие государства признают обязанность соблюдения этой нормы.
Основные черты процесса создания норм международного права:
1. Согласованность воль государств, которая свидетельствует о направленности воли на признание определенного правила поведения в качестве правовой нормы. 2. Взаимообусловленность воль государств — их взаимосвязанность, выражение принципа взаимности, который лежит в основе создания норм международного права и проявляется в процессе их реализации.
В процессе создания норм международного права государства выступают как суверенные и равноправные субъекты, поэтому их воли имеют юридически равнозначный характер. Юридическое равенство государств означает, что большинство государств не может создавать нормы, обязательные для меньшинства, не имеют права навязывать такие нормы другим государствам против их воли и согласия. Исключением являются юридически обязательные резолюции международных организаций, принимаемые большинством голосов. Однако в основе создания подобных норм также лежит соглашение — международный договор (устав данной организации), наделяющий ее определенными нормотворческими полномочиями.
На процесс согласования воль влияют фактические обстоятельства, которые определяют международно-правовую позицию государств. Например, при разработке международно-правовых норм, касающихся ядерного разоружения, решающая роль принадлежит государствам, обладающим ядерным оружием. Еще пример: на Третьей конференции ООН по морскому праву определяющую роль сыграли развивающиеся страны в силу своей многочисленности, хотя их участие в использовании Мирового океана незначительно.
Каждое государство стремится к тому, чтобы его интересы были максимально отражены в норме права. Однако любое государство понимает, что если оно будет настаивать только на своей позиции, соглашение не состоится. Односторонний отказ государства от какой-либо части своих требований (уступка) или в связи с соответствующим отказом другого государства (компромисс) означают частичное отступление от своих требований ради достижения соглашения.
В соглашении достигнутое тождество позиций закрепляется в виде совпадающих прав и обязанностей государств — участников соглашения. Согласие может быть достигнуто и путем баланса — сочетания прав и обязанностей государств, т.е. одно государство наделяется одними правами и обязанностями, другое государство — иными правами и обязанностями. Например, Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой 1963 г. предусматривает совпадение прав и обязанностей государств, — такой запрет распространяется на все государства-участники. Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г. закрепляет баланс (сочетание) прав и обязанностей государств: ядерные державы не вправе передавать неядерным ядерное оружие и технологии, не ядерные — не вправе приобретать такое оружие и технологии. Таким образом, обязательства ядерных государств имеют иное содержание, нежели обязательства неядерных, но добросовестное соблюдение каждым участником своих обязательств обеспечивает достижение общей цели — нераспространения ядерного оружия.
При создании договорных норм международного права первую стадию этого процесса составляет согласование воль участников переговоров относительно содержания правила поведения. Окончание первой стадии — подписание международного договора.
Вторая стадия процесса создания норм — согласование воль государств относительно признания правила поведения юридически обязательной правовой нормой (выражение своего opinio iuris). Две стадии международного нормотворчества могут быть неразрывны во времени, если договор вступает в силу с момента подписания. В этом случае окончание обеих стадий процесса согласования полностью совпадает: подписание договора означает согласие государства с содержанием правила поведения и одновременно — согласие соблюдать это правило поведения как юридически обязательное, согласие нести международно-правовую ответственность за его нарушение. Договоры, вступающие в силу с момента подписания, — редкое явление в современном международном праве. В основном все международные договоры подлежат ратификации.
Если для выражения согласия государства на обязательность правила поведения требуется специальная процедура (ратификация, утверждение, принятие), то между двумя стадиями имеется разрыв во времени. В этом случае стадии процесса согласования воль хронологически не совпадают. Окончание первой стадии — это подписание договора. Ратификация договора представляет собой выражение opinio iuris, согласия считать норму поведения юридически обязательной. Между подписанием и ратификацией может пройти несколько десятков лет, и все это время подписанный государством международный договор не является для него обязательным. Отсутствие ратификации означает, что государство согласно с новым правилом поведения, но еще не готово соблюдать его как юридически обязательное и нести ответственность за его нарушение. Государство вправе подписать международный договор (выразить свое согласие с содержанием правил поведения), но так никогда и не ратифицировать его (не выразить своего opinio iuris).
Отказ от ратификации не считается недружественным актом в Международных отношениях. Примеры: Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. была подписана СССР в 1969 г., а Ратифицирована только в 1986 г.; Договор между СССР и США об ограничении подземных испытаний ядерного оружия был подписан обеими сторонами в 1971 г., а ратифицирован в 1990 г.
Основная особенность создания обычных норм международного права — правило поведения складывается в результате единообразной деятельности государств, их практики и точно так же приобретает юридически обязательный характер. Наиболее сложная теоретическая проблема — есть ли здесь согласование воль, т.е. создаются ли нормы международного обычного права путем взаимодействия воль государств, либо международно-правовой обычай появляется без участия воль государств.
В западной доктрине права распространена концепция, высказанная итальянским ученым Виралли, — обычная норма международного права возникает без участия воль государств. Элементы обычной нормы — практика и opinio iuris (убеждение, что правило поведения является юридически обязательным). Отечественная доктрина международного права придерживается концепции Г.И. Тункина, — процесс создания обычной нормы международного права отличается от создания норм международного договора, но суть одинакова: это согласование воль государств в целях создания норм международного права.
Процесс создания обычных норм регулируется международным правом, однако единственным общепризнанным документом по этому вопросу является ст. 38 Статута Международного Суда ООН, где дано определение международного обычая как доказательства всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы. Норма Статута говорит о всеобщей практике как первоначальной основе создания обычных норм международного права. Выражение «всеобщая практика» не означает практику всех государств. Например, государства, у которых нет морского побережья, объективно не могут иметь никакой практики по вопросу ширины территориальных вод.
На первой стадии согласования воль государств при создании международно-правового обычая происходит формирование международного обыкновения, т.е. правила поведения, которому государства обычно следуют, но которое еще не является правовой нормой. Обыкновение — это международная практика (например, морские церемониалы). Однако одинаковое поведение может и не привести к созданию международного обыкновения. Специфика создания обыкновения — правило поведения складывается в результате единообразной деятельности государств, их устойчивой практики. Элементы обыкновения — устойчивость, повторяемость, регулярность применения, освоенность, длительность. Обыкновение — это обязательно устойчивая, регулярная практика. Согласование воль государств на первой стадии формирования обычая проявляется молчаливо, посредством единообразного поведения. Для того чтобы появилась обычная норма права, необходима вторая стадия, — согласование воль государств относительно признания международного обыкновения в качестве правовой нормы. Как и в договорном процессе, эта стадия обязательна; без нее обыкновение не может приобрести юридического характера, стать нормой права. Признание государством какого-то обычая в качестве нормы права означает выражение воли этого государства, его согласие соблюдать данное правило как юридически обязательное. Это положение вытекает из ст. 38 Статута Международного Суда, — практика, признанная в качестве правовой нормы.
Обыкновение не может стать нормой международного права, если его правовой характер признан только одним государством. Необходимо согласование воль двух и более государств, их взаимное признание международной практики нормой права. Такое признание является проявлением взаимообусловленности воль государств, — каждое из них дает согласие соблюдать обыкновение как норму международного права и нести ответственность за ее нарушение при условии, что и другие государства также будут признавать это обыкновение нормой международного права.
Обычные нормы всегда возникают в практике ограниченного числа государств. Если обыкновение признано в качестве правовой нормы хотя бы двумя государствами, оно уже является локальной нормой международного права. Чтобы стать нормой общего международного права, обыкновение должно получить юридическое признание со стороны большинства государств. Процесс согласования воль государств относительно признания какого-либо обыкновения международно-правовой нормой — это процесс расширения круга государств, которые признают данную практику юридически обязательной. Специфика признания обычая правовой нормой заключается в том, что opinio luris должно быть выражено ненормативным путем: в судебной практике государства, в его односторонних внешнеполитических заявлениях и декларациях, в дипломатической переписке (нотификации).
При формировании обычной нормы элемент времени (в отличие от формирования обыкновения) не играет существенной роли. Обычная норма может складываться в течение длительного времени, а может образовываться достаточно быстро (обычные нормы в области космического права).
Договорный и обычный процессы создания норм международного права связаны между собой, находятся во взаимосвязи и взаимодействии. Основа их взаимодействия — и договорные, и обычные нормы представляют собой результат согласования воль государств. Расширение сферы действия международного обычая аналогично расширению сферы действия международного договора: государства, не участвовавшие в создании какого-либо договора, могут впоследствии присоединиться к нему; государства, не участвовавшие в создании обычной нормы международного права, могут признать ее юридически обязательной.
Главенствующую роль в создании норм международного права играет договорный процесс. Факт появления договорной нормы международного права четко фиксируется; для установления содержания обычной нормы необходимо изучить деятельность государств, поскольку обычай обязан своим происхождением сложившейся практике. При заключении международного договора есть возможность обсуждения создаваемых норм, их четких формулировок, взаимных уступок. Договорный процесс идет более быстро, процесс создания обычных норм идет медленнее, и его результаты менее ясны.
Обычные нормы развиваются и отменяются договорным путем. Вместе с тем, международный обычай расширяет сферу действия международных договоров (Женевский протокол о запрещении применения химического и бактериологического оружия 1925 г., Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. и т.д.). Участники этих соглашений — незначительное число государств, однако их нормы являются нормами общего международного права, признаны всеми государствами и обязательны для всех как нормы международного обычая.
Процесс согласования воль государств имеет место и при принятии резолюций международных организаций. Юридически обязательные резолюции международных организаций также представляют собой результат согласования воль государств, которое происходит в соответствии с положениями устава данной международной организации. Основное отличие от договорного процесса создания норм международного права — резолюции международных организаций, принятые большинством голосов, обязательны для всех членов этих организаций, даже голосовавших против.
Нормативные резолюции-рекомендации международных организаций оказывают влияние на процесс создания обычных и договорных норм международного права. Многие резолюции служат отправной точкой для начала договорного процесса (Всеобщая декларация прав человека 1948 г. — исходный пункт для разработки Пактов о правах человека 1966 г.). Резолюции-рекомендации могут быть и первой стадией образования обычных норм международного права, т.е. согласования воль государств относительно правила поведения. Вторая стадия в данном случае — в ходе своей международной практики государства постепенно признают такие резолюции в качестве юридически обязательных норм права.
1.5. Классификация норм международного права
В основу классификации норм международного права могут быть положены самые различные критерии:
1. Форма — документально закрепленные (зафиксированные в международных нормативных актах) и документально не закрепленные (международные обычаи, зафиксированные во внутренних или международных ненормативных актах) нормы международного права. Обычная норма может стать договорной в результате кодификации
международного права. Если не все участники международного обычая присоединяются к кодификационному акту, то одна и та же норма может иметь двойственный характер. Для участников договора — это норма договора, для неучастников — норма обычая.
2. Предмет регулирования — нормы отдельных отраслей международного права (права международных договоров, морского, воздушного, гуманитарного права и т.д.).
3. Функциональное назначение — регулятивные и охранительные (обеспечительные) нормы. Регулятивные нормы устанавливают конкретные права и обязанности (обязанность государств — участников ОБСЕ приглашать на военные учения наблюдателей; право государств
обмениваться дипломатическими представительствами). Охранительные нормы гарантируют реализацию регулятивных норм (нормы Устава ООН о мерах, принимаемых по решению Совета Безопасности).
4. Характер субъективных прав и обязанностей — обязывающие, запрещающие, управомочивающие. Обязывающие нормы устанавливают обязанность совершить какие-либо действия (оповестить о ядерной аварии). Запрещающие нормы предусматривают обязанность воздерживаться от совершения каких-либо действий (не производить бактериологического оружия). Управомочивающие нормы предоставляют какие-либо права (право всех государств на доступ к судоходству в открытом море).
5. Общая теория права — материальные и процессуальные нормы международного права. Материальные нормы закрепляют права и обязанности участников правоотношений, модель их поведения. Процессуальные нормы определяют процедурный аспект реализации материальных норм (порядок деятельности международных организаций, международных судебных учреждений, согласительных комиссий).
6. Адресат — нормы персонифицированные, относительно персонифицированные и неперсонифицированные. Нормы международного права — это правила поведения, обычно обращенные к персонально неопределенному кругу лиц. В основном это относится к нормам
общего международного права, обязательным для всех государств.
Универсальные нормы всегда имеют неперсонифицированный характер, поскольку их адресат — все члены мирового сообщества. Локальные региональные нормы имеют относительно персонифицированный характер, поскольку их адресат — все государства данного региона. Персонифицированные нормы международного права — это положения двусторонних договоров и многосторонних договоров закрытого типа, обращенные к определенным государствам.
7. Способ реализации — самоисполнимые и несамоисполнимые нормы. Самоисполнимые нормы международного права принимаются государствами, но адресованы национальным субъектам права, а не государству в целом. Такие нормы устанавливают конкретную модель поведения непосредственных участников правоотношения — физических и юридических лиц, правоприменительных органов. Самоисполнимые нормы международного права могут непосредственно применяться в национальных судах и арбитражах, для их имплементации в
национальное право не требуется вносить в него какие-либо изменения. Несамоисполнимые нормы адресованы государству. Их адресат — государство в целом, поэтому национально-правовая реализация несамоисполнимых норм предполагает принятие специальных внутригосударственных актов.
8. Субъектно-территориальная сфера действия — универсальные и локальные нормы международного права. Универсальные нормы — это правила, регулирующие отношения, объект которых представляет всеобщий интерес, и признаваемые подавляющим большинством государств. Сфера действия универсальных норм имеет глобальный характер. Все государства заинтересованы в объекте регулирования универсальных норм. Основой современного международного права являются прежде всего его универсальные нормы.
Особое место среди таких норм занимают сверхимперативные нормы (ius cogens — когентные нормы, неоспоримое право), общепризнанные принципы международного права. В Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. (ст. 53) сверхимперативные нормы определяются как нормы общего международного права, которые признаются международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо и которые могут быть изменены только посредством других норм общего международного права, также носящих когентный характер.
Недопустимость отклонения поведения государств от предписаний сверхимперативной нормы обусловлена характером ее объекта регулирования. Когентные нормы обладают высшей юридической силой; договор считается ничтожным, если он противоречит такой норме. При возникновении новой когентной нормы все противоречащие ей международные договоры становятся недействительными, их действие автоматически прекращается.
Локальные нормы международного права представляют собой правила поведения, регулирующие отношения в рамках определенной группы государств или между двумя государствами. Объект регулирования таких норм — это отношения, представляющие интерес для конкретного, ограниченного круга государств. Их субъектно-территориальная сфера действия ограничена отдельным регионом либо определенным кругом государств. Локальные нормы могут быть двусторонними и многосторонними.
Локальные нормы делятся на региональные и нерегиональные (субрегиональные) нормы. Локальные региональные нормы связывают государства определенного региона, регулируют сотрудничество в сфере их общих региональных интересов. Локальные субрегиональные нормы связывают конкретные государства разных регионов, регулируют сотрудничество в областях, представляющих интерес именно для данной группы государств.
Отдельные локальные нормы могут обладать универсальным эффектом, если их предмет регулирования затрагивает интересы всего международного сообщества, например, положения договоров между США и СССР о ликвидации их ракет средней и меньшей дальности 1987 г., о сокращении и ограничении стратегических и наступательных вооружений 1991 г. Юридическая сила локальных норм прямо зависит от их предмета регулирования.
Необходимо соответствие локальных норм универсальным, в особенности имеющим императивный характер. Соответствие не означает идентичности, — локальные нормы не могут быть точной копией Универсальных, а должны учитывать региональную и иную специфику- Локальные нормы, противоречащие когентным нормам общего международного права, являются недействительными. В международном праве действует принцип примата специального закона перед общим (универсальные нормы — это общий закон, локальные — специальный), однако в международной системе этот принцип имеет специфику, обусловленную особой важностью для всего мирового сообщества универсальных норм. Специальные нормы не должны затрагивать законных прав и интересов других государств — участников универсальных международных соглашений, противоречить их целям, т.е. приводить к несовместимости универсальных и локальных норм. Императивные локальные нормы имеют преимущественную силу по отношению к диспозитивным локальным нормам.
Специфика иерархии норм международного права: такая иерархия не означает, что одни нормы являются общими, а другие — нет. Соподчиненность норм международного права — это совместимость одних норм с другими, требование согласования интересов конкретных государств с интересами международного сообщества в целом.
Если соглашение базируется на общих интересах и потребностях подавляющего большинства государств либо имеет особо важный предмет регулирования, государства придают такой норме особое юридическое значение. Например, в соответствии со ст. 103 Устава ООН, если обязательства государства по какому-либо международному соглашению противоречат его обязательствам по Уставу ООН, то преимущественную силу имеют обязательства, закрепленные в Уставе. Сверхимперативные, когентные нормы являются нормативной основой всей международной правовой системы. Родственные им нормы внутреннего права — это нормы национального публичного порядка.
Императивные нормы международного права могут быть как универсальными, так и локальными. Если они не имеют когентного характера, то отступление от них может представлять собой не международное преступление, а международный деликт. Главное отличие императивных норм от когентных — императивные обязательны только для тех государств, которые прямо выразили свое согласие с их обязательным характером. Когентные нормы обязательны для всех государств без исключения. Императивные нормы не могут противоречить сверхимперативным. Отступление от императивных норм возможно по взаимному согласию государств. Императивные нормы международного права родственны императивным нормам национального права.
Диспозитивные нормы международного права также имеют юридически обязательный характер. Однако существует практически ничем не ограниченная возможность отступления от них, выбора иной модели поведения. При этом государства обязаны строго соблюдать диспозитивные нормы, если они согласованы в качестве регулятора соответствующих отношений. Диспозитивные нормы международного права аналогичны диспозитивным нормам национального права.