Тема 13 НАСЕЛЕНИЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
13.1.Международно-правовая регламентация положения населения
13.2.Международно-правовые вопросы гражданства
13.3.Правовой статус бипатридов и апатридов
13.4.Правовое положение иностранных граждан
13.5.Правовой статус беженцев и перемещенных лиц
13.6.Право убежища в международном праве
13.1. Международно-правовая регламентация положения населения
Государство как субъект международного права характеризуется наличием двух материальных компонентов: территории и населения. Население — это совокупность индивидов, проживающих (и пребывающих) в данный момент на территории того или иного государства. Правовое положение населения определяется объемом его прав и обязанностей и возможностью их реализации.
Государство и индивид имеют взаимные права и обязанности по отношению друг к другу. Эти взаимные права и обязанности определены национальным законодательством, которое согласно Итоговому документу Венской встречи СБСЕ 1989 г. должно быть приведено в соответствие с действующими нормами международного права.
В бывшем СССР полностью исключались обязанности государства по отношению к человеку. Правовая связь индивида и государства сводилась к обладанию «определенными правами и обязанностями» гражданина по отношению к государству и подчинению гражданина суверенной власти государства. Само же государство не имело никаких обязательств перед отдельным человеком. В современной Конституции РФ 1993 г. (ст. 2) закреплено, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».
Правовые категории населения: граждане данного государства, иностранцы (имеются в виду «обычные» иностранцы, т.е. граждане других государств, не пользующиеся привилегиями и иммунитетами), лица без гражданства (апатриды). Промежуточная категория: лица с Двойным или множественным гражданством (бипатриды); входят в число граждан соответствующих государств.
Международное право, в принципе, не должно оказывать непосредственного регулятивного воздействия на положение населения, но в современном международном праве имеются договорные и обычные нормы, прямо или косвенно относящиеся к населению (институты гражданства, правовое положение иностранцев, право убежища, выдача преступников). Международное право обязывает государств предпринимать определенные действия в сфере его внутренней компетенции, в том числе принимать правовые акты, касающиеся положения населения.
В одних случаях нормы международного права устанавливают стандарты правового статуса индивида, в других — являются непосредственным основанием для возникновения субъективных прав и обязанностей. Форма воздействия международно-правовых норм на правовое положение населения в каждом государстве зависит от принятой в нем концепции соотношения внутригосударственного и международного права и понимании международной правосубъектности. В доктрине существует несколько теорий воздействия международного права на юридическую регламентацию положения населения:
1. Радикально монистическая теория: международное право непосредственно регулирует правовой статус населения. Основной тезис: индивид — это единственный субъект международного права.
2. Умеренно монистическая и умеренно дуалистическая теории: международное право может непосредственно регулировать внутригосударственные отношения и определять правовой статус населения и отдельных категорий физических лиц, если налицо подобное волеизъявление конкретных государств. Существует специальный конгломерат договорных норм, в которых участники данных международных договоров выразили желание распространить действие этих соглашений непосредственно на индивидов.
3. Последовательно дуалистическая теория: международное право не является непосредственным регулятором правового положения населения. Это объективно невозможно, поскольку международное право предназначено для регламентации межгосударственных отношений.
В современном мире наиболее распространенными являются умеренно монистическая и умеренно дуалистическая теории. Практически общепризнанно, что предоставление индивидам права доступа в международные судебные органы в качестве стороны в процессе является одним из основных доказательств возможности прямого регулирования международным правом положения населения.
В российской доктрине высказываются самые различные концепции:
1. Принципиальное и полное отрицание возможности непосредственного регулирования международным правом статуса населения. Эта концепция основана на старой советской доктрине отрицания международной правосубъектности индивидов. Соглашения, предоставляющие индивиду право непосредственного доступа в международные судебные органы, создают только взаимные права и обязанности для их участников (т.е. государств). Эти соглашения не наделяют индивидов международной правосубъектностью, не подчиняют физических лиц непосредственно воздействию международно-правовых норм, поскольку индивид в принципе не может участвовать в международных публичных правоотношениях.
2. Индивиды обладают международной правосубъектностью, но она имеет производный и ограниченный характер и не должна противопоставляться государственному суверенитету. Международная правосубъектность индивида — это исключение, которое имеет место
только в отношении права доступа физических лиц в международные судебные органы. Соглашения, предусматривающие подобное правомочие физических лиц, нетипичны и не могут изменить общего правила, — международное право не регулирует правовой статус индивидов.
3. Индивиды являются субъектами международного права, субъектами нетипичными, нетрадиционными, производными, однако отдельные отрасли международного права непосредственно регламентируют именно правовое положение населения.
13.2. Международно-правовые вопросы гражданства
Правоотношение гражданства образует основу правового статуса индивида. Гражданство — это политико-правовая связь индивида с определенным государством. Эта связь предполагает наличие взаимных прав и обязанностей. Связь между гражданином и государством имеет устойчивый характер во времени и пространстве: она не прекращается с истечением определенного времени или при пребывании гражданина на территории иностранного государства, в открытом мо-Ре или в космическом пространстве. Гражданство означает юридическую принадлежность индивида к определенному государству.
Термин «гражданство» характерен для государств с республиканской формой правления. В монархических государствах используется Равнозначное понятие — подданство. Однако в настоящее время в Конституциях многих монархических стран используется термин «гражданство» (Бельгия, Испания, Нидерланды), что представляет собой одно из проявлений принципа равноправия всех членов общества. Гражданство как правовая категория представляет собой институт национального конституционного права (Конституция РФ — ст. 6, 61, 62 > Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации». В Законе о гражданстве РФ содержатся многочисленные отсылки к международным договорам Российской Федерации; в обобщенном виде определено их применение в российском праве; установлен принцип верховенства международного права и применение его норм в случае их противоречия с российским законодательством Статья 2 Закона содержит указание, что вопросы гражданства регулируются не только Конституцией РФ и другими федеральными законами, но и международными договорами Российской Федерации.
Предоставление гражданских прав в полном объеме связано с категорией гражданства. В международном праве закреплены нормы, в соответствии с которыми каждый человек имеет право на гражданство (ст. 15 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., ст. 24 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г., ст. 7 Конвенции о правах ребенка 1989 г.).
Приобретение гражданства может иметь место в общем и в исключительном порядке. Основной и самый распространенный способ приобретения гражданства в общем порядке — это приобретение гражданства по рождению (филиация), т.е. рождение на определенной территории от родителей-граждан определенного государства, не зависящее от волеизъявления самого индивида.
Принципы определения гражданства по рождению:
1. Принцип крови (ius sanguinis) — гражданство новорожденного определяется по гражданству его родителей независимо от места рождения ребенка (арабские государства, Афганистан).
7. Принцип почвы (ius soli) — определяющим является место рождения ребенка, а гражданство его родителей не имеет значения (США, латиноамериканские государства). Этот принцип закреплен в ст. 20 Американской конвенции о защите прав человека, в ст. 1 Закона о гражданстве Аргентины. В определенной степени принцип почвы всегда дополняется принципом крови, — как правило, в отношении детей граждан данных государств, родившихся за границей.
3. Синтез обоих принципов (большинство государств мира) — превалирующее значение имеет принцип крови, но если родители неизвестны или являются лицами без гражданства, то применяется принцип почвы (Индия, Франция, Великобритания, Россия, Китай — ст. 4, 5, 6 Закона о гражданстве КНР).
Вторым способом приобретения гражданства в общем порядке является натурализация (прием в гражданство). Натурализация (укоренение) — это индивидуальный прием в гражданство по просьбе заинтересованного лица. Процедура натурализации регулируется национальным законодательством, которое не должно противоречить общепризнанным принципам международного права. Как правило для натурализации необходим определенный срок проживания в данном государстве (Россия, Франция, США — пять лет, Великобритания и Норвегия — семь лет, Испания — 10 лет), знание государственного языка (США, Эстония), достижение определенного возраста (18 лет— Россия, США), определенный образовательный и имущественный ценз, наличие законных источников существования, лояльность по отношению к данному государству (Россия, США). Европейская конвенция о гражданстве 1997 г. устанавливает, что срок прожития, необходимый для натурализации, не должен превышать 10 лет.
Посредством натурализации гражданство могут получить и лица без гражданства, и граждане иностранных государств. Всеобщая декларация прав человека закрепляет принцип свободы выбора гражданства (ст. 15). Натурализация — это строго добровольный акт; принудительная натурализация противоречит международному праву (в XIX в. латиноамериканские государства автоматически распространяли свое гражданство на иностранцев, долгое время проживающих на их территории).
Виды процедуры натурализации:
1. Осуществляется высшими органами государственной власти (Россия).
2. Осуществляется органами государственного управления (правительством, специальным ведомством, органами внутренних дел — Великобритания).
3. Осуществляется местными органами государственной власти (очень редко).
4. Осуществляется в судебном порядке (очень редко — США).
5. Осуществляется в упрощенном порядке (разновидность натурализации). Упрощенный порядок приема в гражданство предусмотрен для определенных категорий лиц: усыновление (удочерение) и узаконение детей, вступление в брак, автоматическая натурализация несовершеннолетних в связи с приемом в гражданство их родителей. Подобная натурализация представляет собой семейный порядок приобретения гражданства.
Ранее при вступлении в брак с иностранцем женщина автоматически теряла свое гражданство и приобретала гражданство мужа. В настоящее время общепризнанно, что гражданство женщины не меняется в связи со вступлением в брак (Конвенция о гражданстве замужней женщины 1957 г.). Конвенция предусматривает, что гражданство женщины не подлежит автоматическому изменению в случае ее вступления брак с иностранцем, расторжения такого брака, изменения гражданства мужа во время брака. При желании женщина может приобрести гражданство мужа «в специальном упрощенном порядке натурализации». Аналогичные нормы содержатся и в Европейской конвенции гражданстве 1997 г.
Упрощенный порядок натурализации может быть предусмотрен не только для «семейной» натурализации. Например, Соглашение Между Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства 1999 г. закрепляет право приобретения гражданства в регистрационном порядке, предоставляемое гражданам соответствующих государств при наличии определенных условий. Аналогичные нормы содержатся и в Конвенции СНГ об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами государств — членов СНГ 1996 г.
Достаточно редко, но все-таки встречается еще один способ приобретения гражданства в общем порядке: пожалование гражданства. Пожалование гражданства осуществляется по инициативе компетентных органов государства, а не по просьбе заинтересованного лица, и гражданство предоставляется индивиду как награда за особые заслуги перед данным государством.
Коллективная натурализация — наделение статусом граждан населения какой-либо территории в упрощенном порядке, либо предоставление в упрощенном порядке гражданства беженцам или переселенцам. Частный случай коллективной натурализации — трансферт: при передаче территории (части территории) одного государства другому население автоматически следует за территорией, т.е. граждане приобретают гражданство того государства, к которому отошла данная территория. В недавнем прошлом фактически трансферт имел место при объединении ГДР и ФРГ.
Автоматический трансферт господствовал в старом международном праве; в настоящее время трансферт корректируется правом оптации (выбора гражданства). Оптация — это добровольный выбор гражданства при территориальных изменениях: индивид по собственному желанию имеет право либо сохранить свое прежнее гражданство, либо перейти в гражданство государство, к которому отошла соответствующая территория.
Например, на основе Мирного договора с Италией 1947 г. часть итальянской территории отходила к Югославии и Греции. Итальянские граждане на этих землях теряли итальянское гражданство и приобретали югославское или греческое, но в течение одного года после вступления Договора в силу могли остаться в итальянском гражданстве, сделав об этом специальное заявление. Право оптации было применено в 1945 г. по Договору между СССР и ЧССР в связи с изменением государственной принадлежности Закарпатской Украины. В соответствии с Соглашением о репатриации между СССР и Польшей 1957г. репатриированные из СССР лица с момента пересечения советско-польской границы утрачивали советское гражданство и приобретали гражданство Польши.
Реинтеграция представляет собой восстановление в гражданстве лица, утратившего такое гражданство по какой-либо причине. Реинтеграция имеет особое значение для тех государств, в законодательстве которых предусмотрен усложненный порядок предоставления гражданства.
Утрата гражданства (денатурализация) в основном регулируется национальным законодательством. Отдельные положения об этом наличествуют и в международных договорах.
Автоматическая утрата гражданства наступает, если индивид совершает действия, которые несовместимы с гражданством данного государства. Например, в США самой типичной формой утраты американского гражданства является натурализация американского гражданина в другом государстве. В данной ситуации лицо автоматически утрачивает гражданство США (кроме этого, автоматическая потеря американского гражданства имеет место, если лицо участвует в выборах в иностранном государстве или поступает там на военную службу).
Подобная позиция обоснована доктриной свободной экспатриации: в международном праве якобы существует норма, что лицо, натурализованное в одном государстве, должно считаться утратившим свое прежнее гражданство. На практике большинство государств не придерживаются доктрины свободной экспатриации (Великобритания отказалась от нее в 1948 г.). В качестве международно-правовой нормы свобода экспатриации может выступать в том случае, если она непосредственно предусмотрена в международном соглашении и только для его участников.
Выход из гражданства — это утрата гражданства по решению компетентного органа государства, вынесенному по просьбе заинтересованного лица. Индивид по, собственной инициативе возбуждает перед компетентными органами своего государства вопрос о своем выходе из гражданства. Порядок выхода регламентируется национальным законодательством.
Согласно Закону о гражданстве Российской Федерации 2002 г. (ст.19), выход из российского гражданства лица, проживающего на территории Российской Федерации, осуществляется на основе его свободного волеизъявления в общем порядке, а лица, проживающего вне пределов Российской Федерации, — в упрощенном порядке. Выход из гражданства Российской Федерации не допускается:
1. Российский гражданин имеет не выполненные перед Российской Федерации обязательства, установленные законом.
2.Гражданин привлечен компетентными органами Российской Федерации к уголовной ответственности либо в отношении него имеет вступивший в законную силу и подлежащий исполнению приговора суда.
3. Лицо не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения (ст. 20).
4. После получения повестки о призыве на срочную военную или альтернативную службу и до ее окончания.
Лишение гражданства осуществляется по инициативе государства если индивид совершает действия, наносящие ущерб государству в целом, его суверенитету и безопасности. Лишение гражданства — это санкция, оно содержит в себе элемент наказания. Произвольное лишение гражданства недопустимо, такое решение может быть принято только по законным основаниям. Например, основаниями для лишения гражданства в США являются натурализация обманным путем и совершение некоторых особо тяжких уголовных преступлений (Свод законов США).
В СССР ранее широко практиковалась такая форма расправы с диссидентами (Солженицын, Любимов, Ростропович, Владимов, Аксенов и др.). В современном российском законодательстве лишение гражданства как форма утраты гражданства не предусмотрена. Напротив, в Конституции РФ предусмотрено, что гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства или права изменить его (ст. 6), он не может быть выслан за пределы Российской Федерации (ст. 61).
Положения о недопустимости лишения гражданства сформулированы в российском законодательстве более категорично, чем это имеет место в международно-правовых актах. Всеобщая декларация прав и свобод человека 1948 г. (ст. 15) запрещает «произвольное» лишение гражданства. Термин «произвольное» означает, что лишение в принципе допустимо, но может иметь место только по законному основанию. В соответствии с российским законодательством гражданин Российской Федерации ни при каких обстоятельствах не может быть лишен своего гражданства.
Во многих государствах приняты конституционные и специальные нормы относительно обязанности государства обеспечить за границей охрану законных прав и интересов своих граждан. Основой такого подхода является ст. 16 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г.: «Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности». Гражданин одного государства, проживающий на территории другого, подчиняете юрисдикции государства пребывания, но при этом не теряет правовой связи с государством своего гражданства, что и проявляется в соответствующих полномочиях этого государства.
Соответствующие должностные лица имеют право:
1. Встречаться с гражданами своего государства, давать советы и
указывать содействие, включая оказание правовой помощи.
2. Посещать граждан, арестованных, задержанных или отбывающих срок тюремного заключения, оказывать им правовую помощь.
Власти государства пребывания обязаны уведомить представительство об аресте или задержании гражданина и оказать содействие в организации встречи с ним. Посещение граждан, отбывающих наказание в местах лишения свободы, обеспечивается на периодической основе.
13.3. Правовой статус бипатридов и апатридов
Бипатриды — это лица с двойным или множественным гражданством. Термин «множественное гражданство» является более точным, однако поскольку на практике в основном распространено двойное гражданство, то значительно чаще используется термин «двойное гражданство». Возникновение данного явления может быть связано с коллизией законов, по-разному решающих вопросы гражданства (например, у родителей, национальный закон которых основан на принципе крови, ребенок родился на территории другого государства, законодательство которого основано на принципе почвы). То же самое может иметь место при усыновлении, вступлении в брак и натурализации.
Двойное гражданство представляет собой усложненный правовой статус, поскольку одно лицо одновременно имеет и права, и обязанности по отношению к двум государствам (двойная дипломатическая и консульская защита, но и двойная воинская повинность). Статус бипатрида узаконен в международном праве, однако его наличие Предполагает сочетание двух юридических компонентов — национального закона и международного договора.
Для определения личного закона бипатрида применяется, как правило, принцип эффективного гражданства, — критерий наиболее тесной правовой связи лица с каким-либо из государств, гражданством которых оно обладает (в основном, это государство места постоянного или обычного проживания). В Статуте Международного Суда ООН(ст. 3) предусмотрено, что лицо, которое может рассматриваться как гражданин более чем одного государства, считается гражданином того государства, в котором оно обычно пользуется гражданскими и политическими правами.
На практике применяется правило, вытекающее из государственного суверенитета: государство, гражданин которого имеет также гражданство другого Государства, рассматривает такое лицо как своего гражданина, игнорируя при этом статус лица как бипатрида. Такой практики придерживаются большинство государств мира (наиболее типичное исключение — это США, где натурализация за границей является автоматическим основанием для утраты американского гражданства).
В Европейскую конвенцию о гражданстве 1997 г. включена глав о множественном гражданстве, положения которой узаконивают подобный статус индивидов (в частности, бипатриды по рождении Граждане государства-участника, имеющие и гражданство другого государства, пользуются на территории государства места своего проживания теми же правами и обязанностями, что и другие граждане э г государства.
Бипатриды проходят военную службу в том государстве, на территории которого они постоянно проживают в момент призыва. Ли1 уже прошедшие обязательную военную службу в одном государи должны освобождаться от призыва в другом государстве. Это положение закреплено в Европейской конвенции 1997 г., однако к соответствующим статьям государства-участники вправе делать оговорки, дипломатическая защита бипатридов осуществляется органами государства места жительства.
В принципе, право и обязанность дипломатической защиты бипатридов имеют все государства, в гражданстве которых состоит дан m лицо. В связи с этим могут возникнуть определенные сложности. Им пример, на территории государства, гражданство которого имеет бипатрид, другое государство, в чьем гражданстве также состоит » лицо, пытается оказать ему дипломатическую защиту. В данной ситуации такая защита будет отклонена на том основании, что соответствующее лицо является гражданином государства, против которое оказывается защита. Конкуренция дипломатической защиты мох иметь место и на территории третьего государства. В этом случае, правило, учитывается принцип эффективного гражданства.
Международное сотрудничество идет по линии сокращения случаев двойного и множественного гражданства. Национальное законодательства большинства государств не предусматривает возможность получения двойного гражданства (США), но в законах отдельных и государств есть нормы, разрешающие иметь двойное граждане и». (Франция, Израиль, ФРГ). Например, ст. 11 Конституции Испании устанавливает, что Испания может заключать договоры о предоставлении двойного гражданства с государствами Латинской Америки или см ими государствами, имеющими особые связи с Испанией. II Конституции РФ 1993 г. (ст. 62) закреплено право российских граждан параллельно иметь гражданство других государств на основе федерального закона или международного договора. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства. Иное может быть предусмотрено федеральным законом или международным договором. Пояснение о том, что федеральный закон может изменить конституционную норму, само по себе является неконституционным, поскольку какой федеральный закон не может изменять или отменять конституционные установления. Предпосылкой и основанием юридического признания двойного гражданства является наличие специального договора о двойном гражданстве.
На практике гражданин Российской Федерации может приобрести гражданство иностранного государства не только на основании российского закона или международного договора. Российское законодательство не содержит запретов в отношении натурализации российских граждан за границей, такая натурализация не является основанием утраты российского гражданства и не влечет за собой ответственен индивида. Гражданин Российской Федерации, получивший гражданство иностранного государства и не оформивший выход из ее и некого гражданства, автоматически становится бипатридом. Международные соглашения, посвященные вопросам двойного гражданства, можно разделить на две группы:
1.Договоры, направленные на устранение последствий двойного гражданства (дипломатическая защита, воинская повинность), — универсальная Гаагская конвенция о некоторых вопросах, касающихся коллизий законов о гражданстве, 1930 г., Европейская (Страсбург-М) конвенция о множественном гражданстве 1963 г., Конвенция Лиги арабских государств о двойном гражданстве 1954 г. В Гаагской конвенции 1930 г. участвует всего 20 государств, но некоторые ее положения приобрели статус обычных норм международного права и закреплены в других международных соглашениях (норма ст. 5 Конвенции о принципе эффективного гражданства рецепирована в ст. 3 Статута Международного Суда ООН). Комиссия международного права разработала два проекта Конвенции о сокращении случаев двойного Гражданства и об искоренении двойного гражданства в будущем. Система двусторонних соглашений в основном регулирует вопросы военными службы бипатридов (решение основано на принципе эффективною гражданства).
2. Договоры, направленные на ликвидацию двойного гражданства, — Соглашение между СССР и Монголией 1937 г., двусторонние договоры СССР с государствами Восточной Европы 1956—1958 гг. Соглашение между Российской Федерации и Казахстаном 1995 г. предусматривает упрощенный порядок приобретения гражданства и выхода из него (путем регистрации) при переезде на постоянное место жительства в одно из государств-участников.
Договоры о предотвращении случаев возникновения двойного гражданства, заключенные СССР с государствами Восточной Европы регламентировали вопросы гражданства ребенка, родившего от смешанного брака. Если родители по обоюдному согласию не подали заявление в компетентные органы государства, гражданство которого они избрали для ребенка, то он считается гражданином той страны, на территории которой, а если ребенок родился на территории третьей страны, то он считается гражданином того договаривающегося государства, в котором родители имели совместное место жительства до своего выезда.
В этих договорах имелась норма, что если граждане одного из государств до вступления в силу данного договора приобрели гражданство и другого договаривающегося государства, то с момента вступления договора в силу такие лица считаются гражданами государства своего места жительства. Если такие граждане постоянно проживают на территории третьего государства, то они считаются гражданами того из договаривающихся государств, чье гражданство было приобретено позднее. Кроме того, договаривающиеся государства обязались не принимать в свое гражданство лиц, имеющих гражданство другой договаривающейся стороны, без согласия ее компетентных органов.
Апатриды (лица без гражданства) — это особое правовое состояние индивида. Как правило, является следствием коллизий национальных законов о гражданстве. Это правовой статус, который характеризуется отсутствием у лица гражданства какого-либо государства. Безгражданство считается правовой аномалией, поскольку в международном праве закреплено право лица на гражданство.
Безгражданство может быть абсолютным (апатрид по рождению) и относительным (утрата гражданства). Например, рождение у родителей, государство гражданства которых придерживается принцип почвы, ребенка на территории государства, законодательство которого основано на принципе крови; вступление в брак с иностранцев женщины, национальный закон которой предусматривает в таких случаях автоматическую утрату гражданства, а национальный закон мужа не предусматривает автоматического приобретения гражданства.
Апатриды подчиняются юрисдикции того государства, на территории которого они имеют постоянное место жительства. По своему' правовому положению они приравнены к иностранным гражданам, но при этом не пользуются защитой и покровительством какого-либо государства. Апатриды обладают меньшим объемом гражданских прав Л свобод, чем граждане государства пребывания (отсутствие конституционных и политических прав, лишение возможности обратиться к консульской или дипломатической защите). Как и иностранные граждане, апатриды не несут воинской обязанности, на них распространяются те же профессиональные ограничения.
Конституция РФ (ст. 62) содержит норму, в соответствии с которой иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором.
Международное сотрудничество демонстрирует тенденцию к сокращению количества апатридов и к установлению определенного правового статуса этих лиц. Конвенция о статусе апатридов 1954 г. закрепляет обязанность государств предоставлять апатридам такой же статус, что и иностранным гражданам. Цель Конвенции 1954 г. — не устранение самого явления безгражданства, а установление для апатридов определенного правового режима. Защищаются их личный статус, имущественные права, свобода предпринимательства, право на труд и образование.
В Конвенции 1954 г. подчеркивается, что у каждого апатрида существуют обязательства в отношении страны места нахождения; он должен подчиняться ее законам и постановлениям (ст. 2). Личный статус апатрида определяется законами страны его домицилия или законами страны его проживания (ст. 12). В некоторых вопросах (авторские и промышленные права, доступ к правосудию, правовая помощь) апатридам должен быть предоставлен национальный режим.
Конвенция о сокращении случаев безгражданства 1961 г. предусматривает, что лицу, родившемуся на территории государства (в том числе найденышу), должно быть предоставлено гражданство этого государства, если в противном случае такое лицо может стать апатридам; утрата гражданства в связи с изменениями в личном статусе быть связана с условием получения нового гражданства; лишение гражданства не может иметь места, если это может привести к безгражданству (ст. 1,2). Государство не вправе лишать никакое лицо или группу лиц их гражданства по расовым, этническим, религиозным или политическим основаниям (ст. 9).
Особенность Конвенции 1961 г. — создание международного органа, в который лица без гражданства могут обращаться с жалобами на невыполнение участниками Конвенции ее норм. Функции такого органа возложены на Верховного комиссара ООН по делам беженцев Апатриды могут обращаться к Верховному комиссару с требованиями о помощи (ст. 11).
Европейская конвенция о гражданстве 1997 г. содержит положения, направленные на сокращение случаев безгражданства. Например, государство-участник может разрешить лицу выход из своего гражданства только в том случае, если это не приведет к утрате лицом гражданства вообще.
Закон о гражданстве Российской Федерации 2002 г. отражает общую тенденцию к сокращению случаев безгражданства. Российская Федерация поощряет приобретение российского гражданства апатридами (ст. 4). Российское гражданство ребенка не может быть прекращено, если в результате этого он станет лицом без гражданства.
13.4. Правовое положение иностранных граждан
Иностранец — это физическое лицо, находящееся на территории государства, гражданином которого оно не является, и имеющее доказательства своей правовой связи с другим государством, своей принадлежности к его гражданам. Правовое положение иностранцев определяется совокупностью правовых норм, определяющих права и обязанности иностранных граждан. Эти нормы содержатся как в национальном законодательстве, так и в международно-правовых актах.
Основными международными документами, регулирующими правовой статус иностранцев, являются Международные пакты о правах человека 1966 г. В обоих Пактах (ст. 2) зафиксировано, что каждое государство обязано обеспечивать всем находящимся в пределах его территории и под его юрисдикцией лицам признаваемые в Пакте права без какого бы то ни было различия. Статья 13 Пакта о гражданских и политических правах содержит специальную норму об основаниях высылки иностранцев, законно находящихся на территории какого-либо государства. Коллективная высылка иностранцев запрещена.
В Российской Федерации действует Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации 2002 г. Иностранный гражданин — это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательство наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Законно находящимся на территории Российской Федерации иностранным гражданином является лицо, имеющее действительные вид жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу, либо иные документы, предусмотренные федеральным законом или международным договором, подтверждающие его право на пребывание в Российской Федерации.
На территории государства пребывания иностранные граждане пользуются определенными режимами. Правовой статус иностранцев, определяющий объем их прав и обязанностей, обозначается термином «режим иностранцев». ; Виды режимов, установленных для иностранцев:
1. Национальный режим предполагает уравнивание иностранцев в правах и обязанностях с местным населением (ст. 62 Конституции РФ). Формулировка российского законодательства типична и имеет множество аналогов в зарубежном законодательстве. Абсолютный и полный национальный режим иностранцам не предоставляется ни в одном государстве, — иностранные граждане лишены избирательных прав в другом государстве, права занимать государственные должности и т.п. Такое положение вещей не представляет собой дискриминации. Однако в международном праве не существует запрета предоставления избирательных прав иностранным гражданам. В законодательстве отдельных государств можно найти примеры наделения иностранцев избирательными правами. Иностранцы не могут быть в принудительном порядке привлечены в другом государстве на военную службу. Исходное начало этого запрета — индивид не может быть поставлен в положение, когда он будет вынужден поднять оружие против своего государства (в некоторых национальных законах есть отступления от этого принципа).
2. Специальный режим предполагает предоставление иностранным гражданам определенных прав, установленных для них в национальном законе или международном договоре. Общепринято предоставление иностранцам национального режима в сфере экономических, социальных, гражданско-процессуальных и частично гражданских прав, специального режима — в сфере политических, трудовых, административных, семейных и частично гражданских прав. Специальный режим предполагает наделение иностранцев правами и обязанностями, отличными от прав и обязанностей местных граждан.
Специальный режим может носить негативный характер, и в этом случае он представляет собой совокупность правовых ограничений, вторые распространяются только на иностранцев (практически во всех странах иностранцы не могут быть капитанами водных судов и членами экипажей воздушных судов).
Специальный режим может иметь позитивный (преференциальный) характер, т.е. иностранные граждане в целом или граждане отдельных государств обладают преимуществами в какой-либо сфере деятельности (безвизовый въезд жителей пограничных областей на территорию соседнего государства, беспошлинная приграничная торговля и т.п.). Принято предоставление преференциального режима для иностранцев по сравнению с гражданами из других государств, но не по сравнению с собственными гражданами.
3. Режим наибольшего благоприятствования представляет собой уравнивание граждан всех иностранных государств в правах и обязанностях друг с другом в какой-то определенной области на территории определенного государства. Права и привилегии, которыми пользуются граждане одного государства, на данной территории автоматически распространяются на граждан всех остальных государств. В современном мире предоставление режима наибольшего благоприятствования для иностранцев — наиболее распространенное явление.
Любой из перечисленных режимов предполагает возможность введения по распоряжению властей соответствующего государства ограничений и изъятий, особенно в случае применения реторсий — ответных ограничительных мер по отношению к гражданам тех государств, на территории которых граждане данного государства подвергаются какой-либо дискриминации.
В международном праве господствует тенденция уравнивания в правах всех иностранцев, проживающих на территории данного государства, с местным населением, приближение их правового статуса к статусу собственных граждан.
В Декларации Генеральной Ассамблеи ООН о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, 1985 г. содержатся следующие положения:
1. Государства устанавливают правовой режим для иностранцев, учитывая свои международные обязательства.
2. Иностранцы обязаны соблюдать законы государства места нахождения; нарушение законов предполагает ответственность иностранцев наравне с местными гражданами.
3. Иностранцы на территории других государств пользуются определенным объемом гражданских прав и свобод, установленных в национальном законодательстве и в международных договорах.
4. Не допускается массовая высылка иностранцев, законно находящихся на территории данного государства; индивидуальная высылка возможна только во исполнение официального решения и по основаниям, предусмотренным в законе.
5. Иностранец имеет право на защиту со стороны государства своего гражданства. Это норма обычного происхождения, в настоящее время закрепленная в международно-договорном порядке на универсальном уровне: Венские конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. и о консульских сношениях 1963 г. Данное положение закрепило и в большинстве национальных законов (ст. 61 Конституции РФ). Иностранцам предоставлено право свободного доступа в дипломатические и консульские представительства своего государства.
На иностранцев распространяются все законы государства пребывания. Кроме лиц с особым статусом (особые иностранцы — лица, пользующиеся привилегиями и иммунитетами), все иностранные граждане подлежат уголовной, административной и гражданской юрисдикции государства места нахождения. За совершение уголовных преступлений вне территории государства пребывания иностранцы привлекаются к ответственности на основании международных обязательств и национальных законов данного государства. В национальном уголовном праве любого государства предусмотрены составы уголовных преступлений и административных правонарушений, субъектами которых могут быть только иностранцы (шпионаж, нарушения режима пребывания в данном государстве).
С точки зрения международного права иностранцы находятся в двойном подчинении, подчиняются двум различным началам — территориальному (юрисдикция государства пребывания) и экстерриториальному (юрисдикция государства гражданства). При противоречии законов государства места нахождения лица законам государства его гражданства может возникнуть ситуация конкурирующей юрисдикции. При этом общепризнанно, что иностранец может выполнять обязанности или пользоваться правами, соответствующими его национальному праву, только в той мере, в какой это не противоречит суверенитету, безопасности и законодательству государства пребывания.
В международном праве существуют минимальные стандартные правила обращения с иностранцами, т.е. тот правовой уровень, которому минимально должно соответствовать национальное законодательство, касающееся правового статуса иностранцев. Эти минимальные стандарты представляют собой совпадающие установления договорной практики и международных обычаев. Общепризнанных стандартных правил обращения с иностранцами на международно-правовом уровне пока не выработано, но присутствует тенденция связи этих стандартов с минимальными стандартами в области прав человека. Это касается политических прав иностранцев, их военной службы, регулирования въезда и выезда, установления пределов уголовной юрисдикции государства пребывания и защиты со стороны государства гражданства.
13.5. Правовой статус беженцев и перемещенных лиц
Проблему беженцев порождает массовый уход (исход) населения (mass exodus), связанный с нарушениями прав человека и экономической миграцией населения. В наибольшей степени беженцы являются жертвами вооруженных конфликтов и стихийных бедствий. Сохраняется также насильственное перемещение лиц из регионов постоянного проживания на какую-либо иную территорию. Беженцы — это de facto лица без гражданства, т.е. их статус почти ничем не отличается от статуса апатридов. Особую категорию беженцев составляют политические беженцы (эмигранты). Правовой статус беженцев и перемещенных лиц урегулирован в международном праве на универсальном уровне — Конвенция о статусе беженцев 1951 г., Протокол, касающийся статуса беженцев, 1966 г., Соглашение о моряках-беженцах 1957 г. с Протоколом к нему 1973 г.
Беженцы — это лица, вынужденно покинувшие территорию государства своего гражданства или постоянного Места жительства по следующим причинам:
1. Обоснованные опасения стать жертвами преследования по признаку расы, национальности, принадлежности к определенной социальной группе, политических или религиозных убеждений; отсутствие возможности и желания вернуться в соответствующее государство вследствие таких опасений.
2. Внешняя агрессия, оккупация, иностранное господство или события, серьезно изменившие публичный порядок в государстве или на определенной части его территории.
3. Явления природного характера (землетрясение, наводнение, засуха и т.п.), подорвавшие материальные основы существования населения.
В соответствии с Конвенцией 1951 г. беженцам предоставляется такой же режим, как и другим иностранным гражданам, если только специально для беженцев не предусмотрено более благоприятного правового статуса. В некоторых областях беженцы пользуются национальным режимом, т.е. уравниваются в правах с местным населением (начальное образование, размер вознаграждения за труд, медицинское обслуживание). Личным законом беженца является закон страны убежища, — ст. 12 Конвенции предусматривает, что личный статус беженца определяет закон государства его домицилия (юридически оформленного места проживания), а если такого нет, то закон страны его фактического пребывания.
В области имущественных отношений беженцам должен быть предоставлен режим наибольшего благоприятствования (как минимум). На территории всех государств — участников Конвенции 1951 г. (ст.16) беженцы имеют право свободного доступа в суды. Государства-участники взяли на себя обязательство по возможности обеспечить ассимиляцию беженцев и их натурализацию, т.е. способствовать получению беженцами местного гражданства (ст. 34).
Конвенция 1951 г. запрещает высылку беженцев или их принудительное возвращение в страну, из которой они прибыли. Государство убежища не облагает беженцев налогами, кроме тех, которые могут взиматься с собственных граждан.
На региональном уровне проблема беженцев затрагивается во многих международных соглашениях: например, Принципы обращения с беженцами 1966 г. (одобрены Афро-Азиатским юридическим консультативным комитетом), Конвенция ОАЕ в отношении специфических аспектов проблемы беженцев в Африке 1969 г., Соглашение СНГ о помощи беженцам и вынужденным переселенцам 1995 г.
В современном мире существует немало международных организаций по делам беженцев. Одним из вспомогательных органов ООН является Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев, имеющее обеспечительные и контрольные функции. Устав Управления утвержден в 1950 г. Проблемой беженцев на региональной основе в основном занимаются региональные организации по правам человека.
Верховный комиссар по делам беженцев избирается Генеральной Ассамблеей ООН на три года по представлению Генерального Секретаря ООН. Верховный комиссар обеспечивает беженцам международную защиту, содействует их добровольной репатриации в новые страны и их ассимиляции. В конце XX в. в мире насчитывалось почти 30 млн. беженцев.
Лица, рассматриваемые в качестве беженцев по Уставу Управления, называются «мандатные беженцы». Эти лица пользуются защитой ООН, обеспечиваемой Верховным комиссаром, независимо от того, присоединилась ли страна такого лица к Конвенции 1951 г. или Протоколу 1967 г., и признается ли оно беженцем в данной стране. Лица, признанные беженцами на основе Конвенции 1951 г. и Устава Правления, с точки зрения международно-правовых последствий приравниваются к политическим эмигрантам. Во внутреннем законодательстве может быть закреплен иной подход: в Российской Федерации политическое убежище предоставляется по Указу Президента, а статус беженца — на ведомственном уровне. В Российской Федерации действует Федеральный закон «О беженцах» 1993 г. Беженцами считаются прибывшие или желающие прибыть на территорию Российской Федерации лица, не имеющие гражданства Российской Федерации, вынужденные вследствие насилия или преследований покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства. Лица, признанные беженцами, Пользуются всеми правами граждан Российской Федерации. Правовой статус беженцев гарантирован законом.
Закон о гражданстве РФ 2002 г. предусматривает упрощенную процедуру натурализации беженцев. Обычным условием приема в гражданство Российской Федерации иностранных граждан и апатридов является проживание на территории Российской Федерации непрерывно в течение пяти лет до обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации. Для беженцев, признанных таковыми законом или международными договорами Российской Федерации, этот срок сокращен до одного года.
Проблема беженцев тесно связана с проблемой мигрантов. Основная сложность заключается в разграничении этих понятий. Фактически беженец — это тоже мигрант, поскольку и тот, и другой перемещаются из одного места в другое; однако мигрант — это лицо, которое по иным причинам, нежели беженец, добровольно покидает свою страну и переезжает в другое место.
Существует легальная и нелегальная миграция. Нелегальные иммигранты — это лица, которые въехали в страну нелегально, либо находятся в ней после истечения указанного в визе срока, либо устроились на работу, имея только туристическую или гостевую визу. Транзитные мигранты пересекают территорию государства с намерением эмигрировать в третью страну. Трудовые мигранты меняют место жительства в поисках трудоустройства. Этнические мигранты покидают страну места жительства с целью переезда в то государство, которое они воспринимают как родину. Этнические мигранты наиболее часто ассоциируются с беженцами.
Статус беженца обладает серьезными преимуществами по сравнению со статусом мигрантов. Решение вопроса о том, какое правовое положение имеет соответствующее лицо — мигранта или беженца, принадлежит государству убежища.
Среди беженцев выделяется особая категория лиц — вынужденные переселенцы (внутренние беженцы). Это лица, недобровольно покинувшие какую-либо часть своей страны и вынужденные переселиться в другую ее часть. В Российской Федерации действует Федеральный закон «О вынужденных переселенцах» 1993 г. К категории вынужденных переселенцев отнесены граждане Российской Федерации, которые по тем же причинам, что и беженцы, вынуждены покинуть свое
постоянное место жительства на территории Российской Федерации за границей и переселиться в другую часть Российской Федерации или в другое государство. К категории вынужденных переселенцев могут относиться иностранцы и апатриды, вынужденные покинуть место своего постоянного жительства на территории Российской Федерации и переселиться в другую часть Российской Федерации.
В соответствии с Соглашением СНГ 1995 г. вынужденными переселенцами признаются граждане страны убежища, которые были вынуждены покинуть место своего постоянного жительства на территории другой договаривающейся стороны вследствие совершения в отношении них или их семей насилия или преследования, либо реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, политических убеждений, принадлежности к определенной социальной группе в связи с вооруженными и межнациональными конфликтами (ст. 2).
Государства выезда обязались:
1. Осуществлять эвакуацию населения из зон вооруженных и межнациональных конфликтов, предоставлять возможность для его беспрепятственного выезда на территорию одной из сторон Соглашения.
2. Обеспечивать личную и имущественную безопасность эвакуирующихся, добиваясь прекращения огня и соблюдения охраны общественного порядка во время эвакуации.
3. Решать вопросы финансового, материально-технического, продовольственного, медицинского и транспортного обеспечения эвакуирующихся.
4. Возмещать беженцам и вынужденным переселенцам стоимость оставленного или утраченного жилья и другого имущества, компенсировать ущерб здоровью и потерю заработка.
Государства въезда обеспечивают беженцам и вынужденным переселенцам в местах их временного размещения необходимые социально-бытовые условия; оказывает содействие в трудоустройстве; в истребовании и получении необходимых документов.
В международно-правовых документах вынужденные переселенцы, как правило, обозначаются термином «перемещенные лица». Это Снятие встречается во многих резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, в которых отмечается, что положение перемещенных лиц сходно Положением беженцев, поскольку ситуация, в которой они оказались, сложилась в результате «стихийных бедствий, вызванных человеком». В понятие «перемещенные лица» включаются индивиды и находящиеся в своей стране, и вне ее пределов. В 1975 г. Генеральная Ассамблея санкционировала оказание гуманитарной помощи перемещенным лицам из Индокитая, т.е. зафиксировала международный аспект понятия «перемещенные лица», признавая факт внешнего перемещения.
Большинство государств придерживается мнения, что беженцы -это лица, которые пересекли государственную границу, а перемещенные лица — нет. Понятие «перемещенные лица» в основном отождествляется с понятием внутренних беженцев (вынужденных переселенцев)
13.6. Право убежища в международном праве
Право убежища представляет собой возможность индивида получить разрешение на проживание в предоставившем убежище государстве; это предоставление государством какому-либо лицу возможности укрыться на его территории от преследования по политическим мотивам в государстве своего гражданства или постоянного места жительства. К политическим мотивам относятся не только собственно политические убеждения, но и общественная деятельность, религиозные убеждения, расовая или национальная принадлежность. Право на предоставление убежища является одним из суверенных прав государства.
Впервые в международном праве право убежища было закреплено в Конституции якобинской Франции 1793 г. В настоящее время в законодательстве практически всех государств имеется аналогичная норма. Определяя право убежища, национальное законодательство исходит из различных постулатов: право личности на получение убежища (конституции Италии и Франции) либо право государства на предоставление убежища (ст. 63 Конституции РФ).
В соответствии с Положением о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища 1997 г. такое убежище предоставляется лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или от реальной угрозы в стране своей гражданской принадлежности или обычного места жительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным международным правом и мировым сообществом.
В современном международном праве право убежища понимается в двух аспектах:
1. Право индивида на убежище, т.е. право личности искать и пользоваться убежищем. Такая позиция закреплена в ст. 14 Всеобщей Декларации прав человека 1948 г.
Право государства предоставлять убежище в осуществление своего суверенитета — ст. 1 Декларации о территориальном убежище 1967 г.
Убежище предоставляется только в экстренных случаях и только на период, необходимый для обеспечения безопасности лица. О предоставлении убежища уведомляется МИД государства, гражданином которого является соответствующее лицо. Политическое убежище превращается, если исчезли обстоятельства, вынудившие лицо искать убежище или если лицо натурализовалось в государстве убежища.
Институт убежища имеет межотраслевой характер: его нормы зафиксированы и в дипломатическом, и в международном гуманитарном праве. В современном международном праве отсутствуют универсальные договорные нормы о праве убежища. Фундаментальные начала этого права закреплены в двух декларациях — рекомендациях Генеральной Ассамблеи ООН. Основные принципы права убежища:
1. Каждый человек имеет право искать убежище в другом государстве, спасаясь от преследований по политическим мотивам; государство в силу своего суверенитета закрепляет в своем национальном законодательстве принципы и порядок предоставления убежища.
2. Право убежища не предоставляется лицам, обвиняемым в совершении международных преступлений (преступлений против человечества) и преступлений, влекущих выдачу в соответствии с международными соглашениями (преступлений международного характера).
3. Предоставление убежища означает разрешение въезда и поселения, ограничение высылки и запрещение выдачи.
4. Предоставление убежища — это акт гуманизма, и другие государства не должны расценивать такое предоставление как недружественный акт.
Виды убежища — территориальное и дипломатическое. Территориальное убежище — это предоставление какому-либо липу возможности укрыться от политических преследований на своей территории, использование лицом территории другого государства. Дипломатическое убежище — это предоставление какому-либо лицу возможности Укрыться от политических преследований в дипломатическом, консульском представительстве или на военном корабле другого государства.
Общий принцип дипломатического и консульского права (ст. 41 Конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. и ст. 55 Конвенции о консульских сношениях 1963 г.): предоставление дипломатического Убежища в принципе запрещено. Однако существует региональное право дипломатического убежища в государствах Латинской Америки- Гаванская конвенция об убежище 1928 г. и Конвенция о дипломатическом убежище 1954 г. закрепляют правило о допустимости дипломатического убежища (в дипломатических и консульских представительствах и на военных кораблях), но только на определенное время и с обязательным последующим выездом с территории государства пребывания.
Поскольку правом убежища пользуются лица, преследуемые ц0 политическим мотивам, то общепринятым является термин «политическое» убежище. В Конституции РФ говорится именно о политическом убежище (ст. 63). В Российской Федерации получение политического убежища на ее территории считается обстоятельством, облегчающим прием в гражданство Российской Федерации (ст. 13 Закона о гражданстве РФ 2002 г.).
Политическое убежище имеет двойственную природу: это институт как внутригосударственного, так и международного права. Как институт национального права, убежище представляет собой совокупность внутригосударственных норм, относящихся к предоставлению политического убежища, и международных обязательств данного государства. Как институт международного права, предоставление политического убежища регулируется в основном обычными нормами. Этот институт общего международного права на универсальном уровне не кодифицирован. Единственным общим актом является Декларация о территориальном убежище 1967 г.
Декларация исходит из принципа, что предоставление убежища является суверенным правом каждого государства: убежище, предоставленное одним государством в порядке осуществления своего суверенитета, должно уважаться всеми остальными государствами (ст. 1).
Статусом политических эмигрантов пользуются лица, получившие политическое убежище. Правовое положение политических эмигрантов аналогично положению иностранных граждан и лиц без гражданства. Наиболее серьезное отличие заключается в предоставлении политэмигрантам определенных льгот (жилье, право на трудоустройство). Политэмигранты пользуются защитой со стороны государства убежища.
В Декларации 1967 г. закреплено (ст. 1), что право искать убежища и пользоваться им не признается за лицами, совершившими преступления против мира, военные преступления и преступления против человечности. Понятие этих преступлений закреплено в различных международных соглашениях: уставах международных военных трибуналов, в Женевских конвенциях 1949 г., в конвенциях о борьбе с геноцидом, апартеидом и расовой дискриминацией, в Конвенции о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1967 г.
В международном праве уже довольно давно сложилась норма о непредставлении политического убежища лицам, совершившие преступления международного характера. Такие преступления влекут выдачу на основании универсальных международных соглашений о борьбе с ними. В данном случае обязательство выдачи имеет преимущество по отношению к праву предоставления убежища. Убежище не предоставляется лицам, дезертировавшим из вооруженных сил, а также совершившим иные общеуголовные преступления.
Основные международно-правовые последствия предоставления политического убежища заключаются в обязанности государства не выдавать лицо, получившее такое убежище. Декларация 1967 г. закрепляет, что данная обязанность существует у государства убежища по отношению к международному сообществу, а не по отношению к физическим лицам. В Декларации установлен принцип, согласно которому вопрос о том, вправе ли индивид претендовать на статус политэмигранта, решается по закону государства убежища.
Принцип невыдачи политических эмигрантов раньше представлял собой одно из важнейших явлений в сфере международного уголовного права. В настоящее время наблюдается тенденция к утрате роли и значения этого принципа (хотя он достаточно часто применяется). Сотрудничество в сфере международного уголовного права касается только общеуголовных преступлений. Лица, обвиняемые в совершении политических преступлений, либо преследуемые по политическим мотивам, не подпадают под действие международных соглашений о борьбе с преступностью.
Принцип невыдачи политических эмигрантов появился и развивался в международном праве одновременно с правом убежища, являясь его регулятором. Становление принципа невыдачи политических эмигрантов началось во внутреннем праве (французская Декларация прав человека и гражданина 1791 г.). К середине XIX в. этот принцип получил международное признание и стал общепризнанным в международном праве.
Содержание института «право убежища» шире принципа невыдачи политических эмигрантов, который является только его составной частью. Институт права убежища охватывает довольно широкую категорию лиц (беженцы), а принцип невыдачи политических эмигрантов касается только тех из них, в отношении которых поступило требование о выдаче.
Общепризнанного определения понятия «политическое преступление» не существует. Международно-правовая практика идет по пути определения понятия этого преступления в негативном смысле, т.е. путем отрицания за теми или иными деяниями политического характера (как правило, в целях выдачи). Например, из смысла ст. 7 Монреальской конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, 1971 г. следует, что лица, совершившие данные преступления, подлежат выдаче и наказанию как в случае обычных преступлений серьезного характера.
(как на территории третьих государств, так и на территории их государства гражданства). Квазидипломатическая защита имеет внешнее сходство с дипломатической, но она не оказывается собственным гражданам данного государства. Такая защита обусловлена не гражданством, а специальным статусом лиц, получивших убежище.
Государство, предоставляющее политическое убежище, несет ответственность за деятельность лиц, получивших убежище. Такое государство обязано воспрепятствовать совершению актов насилия со стороны индивида по отношению к государству, из которого он бежал, до тех пор, пока такое лицо пользуется правом убежища.