Тема 13 НАСЕЛЕНИЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

 

13.1.Международно-правовая регламентация положения населения

13.2.Международно-правовые вопросы гражданства

13.3.Правовой статус бипатридов и апатридов

13.4.Правовое положение иностранных граждан

13.5.Правовой статус беженцев и перемещенных лиц

13.6.Право убежища в международном праве

13.1. Международно-правовая регламентация положения населения

Государство как субъект международного права характеризуется наличием двух материальных компонентов: территории и населения. Население — это совокупность индивидов, проживающих (и пребы­вающих) в данный момент на территории того или иного государства. Правовое положение населения определяется объемом его прав и обя­занностей и возможностью их реализации.

Государство и индивид имеют взаимные права и обязанности по отношению друг к другу. Эти взаимные права и обязанности опреде­лены национальным законодательством, которое согласно Итоговому документу Венской встречи СБСЕ 1989 г. должно быть приведено в соответствие с действующими нормами международного права.

В бывшем СССР полностью исключались обязанности государства по отношению к человеку. Правовая связь индивида и государства сводилась к обладанию «определенными правами и обязанностями» гражданина по отношению к государству и подчинению гражданина суверенной власти государства. Само же государство не имело ника­ких обязательств перед отдельным человеком. В современной Кон­ституции РФ 1993 г. (ст. 2) закреплено, что «человек, его права и сво­боды являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».

Правовые категории населения: граждане данного государства, иностранцы (имеются в виду «обычные» иностранцы, т.е. граждане других государств, не пользующиеся привилегиями и иммунитетами), лица без гражданства (апатриды). Промежуточная категория: лица с Двойным или множественным гражданством (бипатриды); входят в число граждан соответствующих государств.

Международное право, в принципе, не должно оказывать непосредственного регулятивного воздействия на положение населения, но в современном международном праве имеются договорные и обычные нормы, прямо или косвенно относящиеся к населению (институты гражданства, правовое положение иностранцев, право убежища, выдача преступников). Международное право обязывает государств предпринимать определенные действия в сфере его внутренней компетенции, в том числе принимать правовые акты, касающиеся положения населения.

В одних случаях нормы международного права устанавливают стандарты правового статуса индивида, в других — являются непо­средственным основанием для возникновения субъективных прав и обязанностей. Форма воздействия международно-правовых норм на правовое положение населения в каждом государстве зависит от при­нятой в нем концепции соотношения внутригосударственного и меж­дународного права и понимании международной правосубъектности. В доктрине существует несколько теорий воздействия междуна­родного права на юридическую регламентацию положения насе­ления:

1.   Радикально монистическая теория: международное право непо­средственно регулирует правовой статус населения. Основной тезис: индивид — это единственный субъект международного права.

2.   Умеренно монистическая и умеренно дуалистическая теории: международное право может непосредственно регулировать внутриго­сударственные отношения и определять правовой статус населения и отдельных категорий физических лиц, если налицо подобное волеизъ­явление конкретных государств. Существует специальный конгломе­рат договорных норм, в которых участники данных международных договоров выразили желание распространить действие этих соглаше­ний непосредственно на индивидов.

3.   Последовательно дуалистическая теория: международное право не является непосредственным регулятором правового положения на­селения. Это объективно невозможно, поскольку международное пра­во предназначено для регламентации межгосударственных отно­шений.

В современном мире наиболее распространенными являются умеренно монистическая и умеренно дуалистическая теории. Практиче­ски общепризнанно, что предоставление индивидам права доступа в международные судебные органы в качестве стороны в процессе явля­ется одним из основных доказательств возможности прямого регули­рования международным правом положения населения.

В российской доктрине высказываются самые различные концепции:

1. Принципиальное и полное отрицание возможности непосредственного регулирования международным правом статуса населения. Эта концепция основана на старой советской доктрине отрицания международной правосубъектности индивидов. Соглашения, предоставляющие индивиду право непосредственного доступа в международ­ные судебные органы, создают только взаимные права и обязанности для их участников (т.е. государств). Эти соглашения не наделяют индивидов международной правосубъектностью, не подчиняют физиче­ских лиц непосредственно воздействию международно-правовых норм, поскольку индивид в принципе не может участвовать в между­народных публичных правоотношениях.

2. Индивиды обладают международной правосубъектностью, но она имеет производный и ограниченный характер и не должна проти­вопоставляться государственному суверенитету. Международная пра­восубъектность индивида — это исключение, которое имеет место
только в отношении права доступа физических лиц в международные судебные органы. Соглашения, предусматривающие подобное право­мочие физических лиц, нетипичны и не могут изменить общего пра­вила, — международное право не регулирует правовой статус индивидов.

3.     Индивиды являются субъектами международного права, субъек­тами нетипичными, нетрадиционными, производными, однако от­дельные отрасли международного права непосредственно регламен­тируют именно правовое положение населения.

13.2. Международно-правовые вопросы гражданства

Правоотношение гражданства образует основу правового статуса индивида. Гражданство — это политико-правовая связь индивида с определенным государством. Эта связь предполагает наличие взаим­ных прав и обязанностей. Связь между гражданином и государством имеет устойчивый характер во времени и пространстве: она не пре­кращается с истечением определенного времени или при пребывании гражданина на территории иностранного государства, в открытом мо-Ре или в космическом пространстве. Гражданство означает юридиче­скую принадлежность индивида к определенному государству.

Термин «гражданство» характерен для государств с республикан­ской формой правления. В монархических государствах используется Равнозначное понятие — подданство. Однако в настоящее время в Конституциях многих монархических стран используется термин «гра­жданство» (Бельгия, Испания, Нидерланды), что представляет собой одно из проявлений принципа равноправия всех членов общества. Гражданство как правовая категория представляет собой институт национального конституционного права (Конституция РФ — ст. 6, 61, 62 > Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации». В Законе о гражданстве РФ содержатся многочисленные отсылки к международным договорам Российской Федерации; в обоб­щенном виде определено их применение в российском праве; установлен принцип верховенства международного права и применение его норм в случае их противоречия с российским законодательством Статья 2 Закона содержит указание, что вопросы гражданства регули­руются не только Конституцией РФ и другими федеральными закона­ми, но и международными договорами Российской Федерации.

Предоставление гражданских прав в полном объеме связано с ка­тегорией гражданства. В международном праве закреплены нормы, в соответствии с которыми каждый человек имеет право на гражданство (ст. 15 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., ст. 24 Международ­ного пакта о гражданских и политических правах 1966 г., ст. 7 Конвен­ции о правах ребенка 1989 г.).

Приобретение гражданства может иметь место в общем и в исклю­чительном порядке. Основной и самый распространенный способ приобретения гражданства в общем порядке — это приобретение гра­жданства по рождению (филиация), т.е. рождение на определенной территории от родителей-граждан определенного государства, не за­висящее от волеизъявления самого индивида.

Принципы определения гражданства по рождению:

1. Принцип крови (ius sanguinis) — гражданство новорожденного определяется по гражданству его родителей независимо от места рож­дения ребенка (арабские государства, Афганистан).

7. Принцип почвы (ius soli) — определяющим является место рож­дения ребенка, а гражданство его родителей не имеет значения (США, латиноамериканские государства). Этот принцип закреплен в ст. 20 Американской конвенции о защите прав человека, в ст. 1 Закона о гражданстве Аргентины. В определенной степени принцип почвы всегда дополняется принципом крови, — как правило, в отношении детей граждан данных государств, родившихся за границей.

3. Синтез обоих принципов (большинство государств мира) — пре­валирующее значение имеет принцип крови, но если родители неиз­вестны или являются лицами без гражданства, то применяется прин­цип почвы (Индия, Франция, Великобритания, Россия, Китай — ст. 4, 5, 6 Закона о гражданстве КНР).

Вторым способом приобретения гражданства в общем порядке является натурализация (прием в гражданство). Натурализация (укоренение) — это индивидуальный прием в гражданство по просьбе за­интересованного лица. Процедура натурализации регулируется на­циональным законодательством, которое не должно противоречить общепризнанным принципам международного права. Как правило для натурализации необходим определенный срок проживания в данном государстве (Россия, Франция, США — пять лет, Великобрита­ния и Норвегия — семь лет, Испания — 10 лет), знание государствен­ного языка (США, Эстония), достижение определенного возраста (18 лет— Россия, США), определенный образовательный и имущественный ценз, наличие законных источников существования, лояль­ность по отношению к данному государству (Россия, США). Европей­ская конвенция о гражданстве 1997 г. устанавливает, что срок прожи­тия, необходимый для натурализации, не должен превышать 10 лет.

Посредством натурализации гражданство могут получить и лица без гражданства, и граждане иностранных государств. Всеобщая дек­ларация прав человека закрепляет принцип свободы выбора граждан­ства (ст. 15). Натурализация — это строго добровольный акт; принуди­тельная натурализация противоречит международному праву (в XIX в. латиноамериканские государства автоматически распространяли свое гражданство на иностранцев, долгое время проживающих на их тер­ритории).

Виды процедуры натурализации:

1. Осуществляется высшими органами государственной власти (Россия).

2.  Осуществляется органами государственного управления (прави­тельством, специальным ведомством, органами внутренних дел — Ве­ликобритания).

3.  Осуществляется местными органами государственной власти (очень редко).

4.  Осуществляется в судебном порядке (очень редко — США).

5.  Осуществляется в упрощенном порядке (разновидность натура­лизации). Упрощенный порядок приема в гражданство предусмотрен для определенных категорий лиц: усыновление (удочерение) и узако­нение детей, вступление в брак, автоматическая натурализация несовершеннолетних в связи с приемом в гражданство их родителей. По­добная натурализация представляет собой семейный порядок приоб­ретения гражданства.

         Ранее при вступлении в брак с иностранцем женщина автоматиче­ски теряла свое гражданство и приобретала гражданство мужа. В на­стоящее время общепризнанно, что гражданство женщины не меняет­ся в связи со вступлением в брак (Конвенция о гражданстве замужней женщины 1957 г.). Конвенция предусматривает, что гражданство жен­щины не подлежит автоматическому изменению в случае ее вступления брак с иностранцем, расторжения такого брака, изменения гражданства мужа во время брака. При желании женщина может приобрести гражданство мужа «в специальном упрощенном порядке натурализации». Аналогичные нормы содержатся и в Европейской конвенции гражданстве 1997 г.

Упрощенный порядок натурализации может быть предусмотрен не только для «семейной» натурализации. Например, Соглашение Между Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства 1999 г. закрепляет право приобретения гражданства в регистрационном порядке, пре­доставляемое гражданам соответствующих государств при наличии определенных условий. Аналогичные нормы содержатся и в Конвен­ции СНГ об упрощенном порядке приобретения гражданства гражда­нами государств — членов СНГ 1996 г.

Достаточно редко, но все-таки встречается еще один способ при­обретения гражданства в общем порядке: пожалование гражданства. Пожалование гражданства осуществляется по инициативе компетент­ных органов государства, а не по просьбе заинтересованного лица, и гражданство предоставляется индивиду как награда за особые заслуги перед данным государством.

Коллективная натурализация — наделение статусом граждан насе­ления какой-либо территории в упрощенном порядке, либо предос­тавление в упрощенном порядке гражданства беженцам или пересе­ленцам. Частный случай коллективной натурализации — трансферт: при передаче территории (части территории) одного государства дру­гому население автоматически следует за территорией, т.е. граждане приобретают гражданство того государства, к которому отошла дан­ная территория. В недавнем прошлом фактически трансферт имел ме­сто при объединении ГДР и ФРГ.

Автоматический трансферт господствовал в старом международ­ном праве; в настоящее время трансферт корректируется правом опта­ции (выбора гражданства). Оптация — это добровольный выбор граж­данства при территориальных изменениях: индивид по собственному желанию имеет право либо сохранить свое прежнее гражданство, либо перейти в гражданство государство, к которому отошла соответствую­щая территория.

Например, на основе Мирного договора с Италией 1947 г. часть итальянской территории отходила к Югославии и Греции. Итальян­ские граждане на этих землях теряли итальянское гражданство и приобретали югославское или греческое, но в течение одного года после  вступления Договора в силу могли остаться в итальянском гражданстве, сделав об этом специальное заявление. Право оптации было применено в 1945 г. по Договору между СССР и ЧССР в связи с изменением государственной принадлежности Закарпатской Украины. В соответствии с Соглашением о репатриации между СССР и Польшей 1957г.  репатриированные из СССР лица с момента пересечения советско-польской границы утрачивали советское гражданство и приобретали гражданство Польши.

Реинтеграция представляет собой восстановление в гражданстве лица, утратившего такое гражданство по какой-либо причине. Реинтеграция имеет особое значение для тех государств, в законодательст­ве которых предусмотрен усложненный порядок предоставления гра­жданства.

Утрата гражданства (денатурализация) в основном регулируется национальным законодательством. Отдельные положения об этом на­личествуют и в международных договорах.

Автоматическая утрата гражданства наступает, если индивид со­вершает действия, которые несовместимы с гражданством данного го­сударства. Например, в США самой типичной формой утраты амери­канского гражданства является натурализация американского гражда­нина в другом государстве. В данной ситуации лицо автоматически утрачивает гражданство США (кроме этого, автоматическая потеря американского гражданства имеет место, если лицо участвует в выбо­рах в иностранном государстве или поступает там на военную службу).

Подобная позиция обоснована доктриной свободной экспатриа­ции: в международном праве якобы существует норма, что лицо, нату­рализованное в одном государстве, должно считаться утратившим свое прежнее гражданство. На практике большинство государств не придерживаются доктрины свободной экспатриации (Великобрита­ния отказалась от нее в 1948 г.). В качестве международно-правовой нормы свобода экспатриации может выступать в том случае, если она непосредственно предусмотрена в международном соглашении и только для его участников.

Выход из гражданства — это утрата гражданства по решению ком­петентного органа государства, вынесенному по просьбе заинтересо­ванного лица. Индивид по, собственной инициативе возбуждает перед компетентными органами своего государства вопрос о своем выходе из гражданства. Порядок выхода регламентируется национальным за­конодательством.

Согласно Закону о гражданстве Российской Федерации 2002 г. (ст.19), выход из российского гражданства лица, проживающего на территории Российской Федерации, осуществляется на основе его свободного волеизъявления в общем порядке, а лица, проживающего вне пределов Российской Федерации, — в упрощенном порядке. Выход из гражданства Российской Федерации не допускается:

1. Российский гражданин имеет не выполненные перед Российской Федерации обязательства, установленные законом.

2.Гражданин привлечен компетентными органами Российской Федерации к уголовной ответственности либо в отношении него имеет вступивший в законную силу и подлежащий исполнению приговора суда.

3.   Лицо не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения (ст. 20).

4.   После получения повестки о призыве на срочную военную или альтернативную службу и до ее окончания.

Лишение гражданства осуществляется по инициативе государства если индивид совершает действия, наносящие ущерб государству в целом, его суверенитету и безопасности. Лишение гражданства — это санкция, оно содержит в себе элемент наказания. Произвольное ли­шение гражданства недопустимо, такое решение может быть принято только по законным основаниям. Например, основаниями для лише­ния гражданства в США являются натурализация обманным путем и совершение некоторых особо тяжких уголовных преступлений (Свод законов США).

В СССР ранее широко практиковалась такая форма расправы с диссидентами (Солженицын, Любимов, Ростропович, Владимов, Ак­сенов и др.). В современном российском законодательстве лишение гражданства как форма утраты гражданства не предусмотрена. Напро­тив, в Конституции РФ предусмотрено, что гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства или права изменить его (ст. 6), он не может быть выслан за пределы Российской Федерации (ст. 61).

Положения о недопустимости лишения гражданства сформулиро­ваны в российском законодательстве более категорично, чем это име­ет место в международно-правовых актах. Всеобщая декларация прав и свобод человека 1948 г. (ст. 15) запрещает «произвольное» лишение гражданства. Термин «произвольное» означает, что лишение в прин­ципе допустимо, но может иметь место только по законному основа­нию. В соответствии с российским законодательством гражданин Российской Федерации ни при каких обстоятельствах не может быть лишен своего гражданства.

Во многих государствах приняты конституционные и специальные нормы относительно обязанности государства обеспечить за границей охрану законных прав и интересов своих граждан. Основой такого подхода является ст. 16 Международного пакта о гражданских и поли­тических правах 1966 г.: «Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности». Гражданин одного государства, проживающий на территории другого, подчиняете юрисдикции государства пребывания, но при этом не теряет правовой связи с государством своего гражданства, что и проявляется в соответ­ствующих полномочиях этого государства.

Соответствующие должностные лица имеют право:

1.   Встречаться с гражданами своего государства, давать советы и
указывать содействие, включая оказание правовой помощи.

2.   Посещать граждан, арестованных, задержанных или отбывающих срок тюремного заключения, оказывать им правовую помощь.

Власти государства пребывания обязаны уведомить представитель­ство об аресте или задержании гражданина и оказать содействие в ор­ганизации встречи с ним. Посещение граждан, отбывающих наказа­ние в местах лишения свободы, обеспечивается на периодической ос­нове.

13.3. Правовой статус бипатридов и апатридов

Бипатриды — это лица с двойным или множественным гражданст­вом. Термин «множественное гражданство» является более точным, однако поскольку на практике в основном распространено двойное гражданство, то значительно чаще используется термин «двойное гражданство». Возникновение данного явления может быть связано с коллизией законов, по-разному решающих вопросы гражданства (на­пример, у родителей, национальный закон которых основан на прин­ципе крови, ребенок родился на территории другого государства, за­конодательство которого основано на принципе почвы). То же самое может иметь место при усыновлении, вступлении в брак и натурали­зации.

Двойное гражданство представляет собой усложненный правовой статус, поскольку одно лицо одновременно имеет и права, и обязан­ности по отношению к двум государствам (двойная дипломатическая и консульская защита, но и двойная воинская повинность). Статус бипатрида узаконен в международном праве, однако его наличие Предполагает сочетание двух юридических компонентов — нацио­нального закона и международного договора.

Для определения личного закона бипатрида применяется, как пра­вило, принцип эффективного гражданства, — критерий наиболее тесной правовой связи лица с каким-либо из государств, гражданством которых оно обладает (в основном, это государство места постоянного или обычного проживания). В Статуте Международного Суда ООН(ст. 3) предусмотрено, что лицо, которое может рассматриваться как гражданин более чем одного государства, считается гражданином того государства, в котором оно обычно пользуется гражданскими и политическими правами.

На практике применяется правило, вытекающее из государственного суверенитета: государство, гражданин которого имеет также гражданство другого Государства, рассматривает такое лицо как своего гражданина, игнорируя при этом статус лица как бипатрида. Такой практики придерживаются большинство государств мира (наиболее типичное исключение — это США, где натурализация за границей является автоматическим основанием для утраты американского гражданства).

В Европейскую конвенцию о гражданстве 1997 г. включена глав о множественном гражданстве, положения которой узаконивают подобный статус индивидов (в частности, бипатриды по рождении Граждане государства-участника, имеющие и гражданство другого государства, пользуются на территории государства места своего проживания теми же правами и обязанностями, что и другие граждане э г государства.

Бипатриды проходят военную службу в том государстве, на территории которого они постоянно проживают в момент призыва. Ли1 уже прошедшие обязательную военную службу в одном государи должны освобождаться от призыва в другом государстве. Это положение закреплено в Европейской конвенции 1997 г., однако к соответствующим статьям государства-участники вправе делать оговорки, дипломатическая защита бипатридов осуществляется органами государства места жительства.

В принципе, право и обязанность дипломатической защиты бипатридов имеют все государства, в гражданстве которых состоит дан m лицо. В связи с этим могут возникнуть определенные сложности. Им пример, на территории государства, гражданство которого имеет бипатрид, другое государство, в чьем гражданстве также состоит » лицо, пытается оказать ему дипломатическую защиту. В данной ситуации такая защита будет отклонена на том основании, что соответствующее лицо является гражданином государства, против которое оказывается защита. Конкуренция дипломатической защиты мох иметь место и на территории третьего государства. В этом случае, правило, учитывается принцип эффективного гражданства.

Международное сотрудничество идет по линии сокращения случаев двойного и множественного гражданства. Национальное законодательства большинства государств не предусматривает возможность получения двойного гражданства (США), но в законах отдельных и государств есть нормы, разрешающие иметь двойное граждане и». (Франция, Израиль, ФРГ). Например, ст. 11 Конституции Испании устанавливает, что Испания может заключать договоры о предоставлении двойного гражданства с государствами Латинской Америки или см ими государствами, имеющими особые связи с Испанией. II Конституции РФ 1993 г. (ст. 62) закреплено право российских граждан параллельно иметь гражданство других государств на основе федерального закона или международного договора. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства. Иное может быть предусмотрено федеральным законом или международным договором. Пояснение о том, что федеральный закон может изменить конституционную норму, само по себе является неконституционным, поскольку какой федеральный закон не может изменять или отменять конституционные установления. Предпосылкой и основанием юридического признания двойного гражданства является наличие специального договора о двойном гражданстве.

На практике гражданин Российской Федерации может приобрести гражданство иностранного государства не только на основании российского закона или международного договора. Российское законодательство не содержит запретов в отношении натурализации российских граждан за границей, такая натурализация не является основанием утраты российского гражданства и не влечет за собой ответствен­ен индивида. Гражданин Российской Федерации, получивший гражданство иностранного государства и не оформивший выход из ее и некого гражданства, автоматически становится бипатридом. Международные соглашения, посвященные вопросам двойного гражданства, можно разделить на две группы:

1.Договоры, направленные на устранение последствий двойного гражданства (дипломатическая защита, воинская повинность), — универсальная  Гаагская конвенция о некоторых вопросах, касающихся коллизий законов о гражданстве, 1930 г., Европейская (Страсбург-М) конвенция о множественном гражданстве 1963 г., Конвенция Лиги арабских государств о двойном гражданстве 1954 г. В Гаагской конвенции 1930 г. участвует всего 20 государств, но некоторые ее положения приобрели статус обычных норм международного права и закреплены в других международных соглашениях (норма ст. 5 Конвен­ции о принципе эффективного гражданства рецепирована в ст. 3 Статута Международного Суда ООН). Комиссия международного права разработала два проекта Конвенции о сокращении случаев двойного  Гражданства и об искоренении двойного гражданства в будущем. Система двусторонних соглашений в основном регулирует вопросы военными службы бипатридов (решение основано на принципе эффектив­ною гражданства).

2. Договоры, направленные на ликвидацию двойного гражданст­ва, — Соглашение между СССР и Монголией 1937 г., двусторонние договоры СССР с государствами Восточной Европы 1956—1958 гг. Соглашение между Российской Федерации и Казахстаном 1995 г. пре­дусматривает упрощенный порядок приобретения гражданства и вы­хода из него (путем регистрации) при переезде на постоянное место жительства в одно из государств-участников.

Договоры о предотвращении случаев возникновения двойного гра­жданства, заключенные СССР с государствами Восточной Европы регламентировали вопросы гражданства ребенка, родившего от сме­шанного брака. Если родители по обоюдному согласию не подали за­явление в компетентные органы государства, гражданство которого они избрали для ребенка, то он считается гражданином той страны, на территории которой, а если ребенок родился на территории третьей страны, то он считается гражданином того договаривающегося госу­дарства, в котором родители имели совместное место жительства до своего выезда.

В этих договорах имелась норма, что если граждане одного из госу­дарств до вступления в силу данного договора приобрели гражданство и другого договаривающегося государства, то с момента вступления договора в силу такие лица считаются гражданами государства своего места жительства. Если такие граждане постоянно проживают на тер­ритории третьего государства, то они считаются гражданами того из договаривающихся государств, чье гражданство было приобретено позднее. Кроме того, договаривающиеся государства обязались не принимать в свое гражданство лиц, имеющих гражданство другой до­говаривающейся стороны, без согласия ее компетентных органов.

Апатриды (лица без гражданства) — это особое правовое состояние индивида. Как правило, является следствием коллизий национальных законов о гражданстве. Это правовой статус, который характеризуется отсутствием у лица гражданства какого-либо государства. Безгражданство считается правовой аномалией, поскольку в международном праве закреплено право лица на гражданство.

Безгражданство может быть абсолютным (апатрид по рождению) и относительным (утрата гражданства). Например, рождение у родите­лей, государство гражданства которых придерживается принцип почвы, ребенка на территории государства, законодательство которо­го основано на принципе крови; вступление в брак с иностранцев женщины, национальный закон которой предусматривает в таких случаях автоматическую утрату гражданства, а национальный закон мужа не предусматривает автоматического приобретения гражданства.

Апатриды подчиняются юрисдикции того государства, на террито­рии которого они имеют постоянное место жительства. По своему' правовому положению они приравнены к иностранным гражданам, но при этом не пользуются защитой и покровительством какого-либо государства. Апатриды обладают меньшим объемом гражданских прав Л свобод, чем граждане государства пребывания (отсутствие конститу­ционных и политических прав, лишение возможности обратиться к консульской или дипломатической защите). Как и иностранные граж­дане, апатриды не несут воинской обязанности, на них распространя­ются те же профессиональные ограничения.

Конституция РФ (ст. 62) содержит норму, в соответствии с которой иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Россий­ской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором.

Международное сотрудничество демонстрирует тенденцию к со­кращению количества апатридов и к установлению определенного правового статуса этих лиц. Конвенция о статусе апатридов 1954 г. за­крепляет обязанность государств предоставлять апатридам такой же статус, что и иностранным гражданам. Цель Конвенции 1954 г. — не устранение самого явления безгражданства, а установление для апат­ридов определенного правового режима. Защищаются их личный ста­тус, имущественные права, свобода предпринимательства, право на труд и образование.

В Конвенции 1954 г. подчеркивается, что у каждого апатрида суще­ствуют обязательства в отношении страны места нахождения; он дол­жен подчиняться ее законам и постановлениям (ст. 2). Личный статус апатрида определяется законами страны его домицилия или законами страны его проживания (ст. 12). В некоторых вопросах (авторские и промышленные права, доступ к правосудию, правовая помощь) апатридам должен быть предоставлен национальный режим.

Конвенция о сокращении случаев безгражданства 1961 г. преду­сматривает, что лицу, родившемуся на территории государства (в том числе найденышу), должно быть предоставлено гражданство этого государства, если в противном случае такое лицо может стать апатридам; утрата гражданства в связи с изменениями в личном статусе  быть связана с условием получения нового гражданства; лишение гражданства не может иметь места, если это может привести к безгражданству (ст. 1,2). Государство не вправе лишать никакое лицо или группу лиц их гражданства по расовым, этническим, религиозным или политическим основаниям (ст. 9).

Особенность Конвенции 1961 г. — создание международного органа, в который лица без гражданства могут обращаться с жалобами на невыполнение участниками Конвенции ее норм. Функции такого органа возложены на Верховного комиссара ООН по делам беженцев Апатриды могут обращаться к Верховному комиссару с требованиями о помощи (ст. 11).

Европейская конвенция о гражданстве 1997 г. содержит положе­ния, направленные на сокращение случаев безгражданства. Напри­мер, государство-участник может разрешить лицу выход из своего гра­жданства только в том случае, если это не приведет к утрате лицом гражданства вообще.

Закон о гражданстве Российской Федерации 2002 г. отражает об­щую тенденцию к сокращению случаев безгражданства. Российская Федерация поощряет приобретение российского гражданства апатри­дами (ст. 4). Российское гражданство ребенка не может быть прекра­щено, если в результате этого он станет лицом без гражданства.

13.4. Правовое положение иностранных граждан

Иностранец — это физическое лицо, находящееся на территории государства, гражданином которого оно не является, и имеющее дока­зательства своей правовой связи с другим государством, своей при­надлежности к его гражданам. Правовое положение иностранцев оп­ределяется совокупностью правовых норм, определяющих права и обязанности иностранных граждан. Эти нормы содержатся как в на­циональном законодательстве, так и в международно-правовых актах.

Основными международными документами, регулирующими пра­вовой статус иностранцев, являются Международные пакты о правах человека 1966 г. В обоих Пактах (ст. 2) зафиксировано, что каждое го­сударство обязано обеспечивать всем находящимся в пределах его тер­ритории и под его юрисдикцией лицам признаваемые в Пакте права без какого бы то ни было различия. Статья 13 Пакта о гражданских и политических правах содержит специальную норму об основаниях высылки иностранцев, законно находящихся на территории какого-либо государства. Коллективная высылка иностранцев запрещена.

В Российской Федерации действует Федеральный закон «О право­вом положении иностранных граждан в Российской Федерации 2002 г. Иностранный гражданин — это физическое лицо, не являю­щееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательст­во наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Законно находящимся на территории Российской Федерации иностранным гражданином является лицо, имеющее действительные вид жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу, либо иные документы, предусмотренные федеральным законом или международным договором, подтверждающие его право на пребыва­ние в Российской Федерации.

 На территории государства пребывания иностранные граждане пользуются определенными режимами. Правовой статус иностран­цев, определяющий объем их прав и обязанностей, обозначается термином «режим иностранцев». ; Виды режимов, установленных для иностранцев:

 1. Национальный режим предполагает уравнивание иностранцев в правах и обязанностях с местным населением (ст. 62 Конституции РФ). Формулировка российского законодательства типична и имеет множество аналогов в зарубежном законодательстве. Абсолютный и полный национальный режим иностранцам не предоставляется ни в одном государстве, — иностранные граждане лишены избирательных прав в другом государстве, права занимать государственные должно­сти и т.п. Такое положение вещей не представляет собой дискримина­ции. Однако в международном праве не существует запрета предос­тавления избирательных прав иностранным гражданам. В законода­тельстве отдельных государств можно найти примеры наделения иностранцев избирательными правами. Иностранцы не могут быть в принудительном порядке привлечены в другом государстве на воен­ную службу. Исходное начало этого запрета — индивид не может быть поставлен в положение, когда он будет вынужден поднять оружие против своего государства (в некоторых национальных законах есть отступления от этого принципа).

2. Специальный режим предполагает предоставление иностранным гражданам определенных прав, установленных для них в националь­ном законе или международном договоре. Общепринято предоставле­ние иностранцам национального режима в сфере экономических, со­циальных, гражданско-процессуальных и частично гражданских прав, специального режима — в сфере политических, трудовых, админист­ративных, семейных и частично гражданских прав. Специальный режим предполагает наделение иностранцев правами и обязанностями, отличными от прав и обязанностей местных граждан.

Специальный режим может носить негативный характер, и в этом случае он представляет собой совокупность правовых ограничений, вторые распространяются только на иностранцев (практически во всех странах иностранцы не могут быть капитанами водных судов и членами экипажей воздушных судов).

Специальный режим может иметь позитивный (преференциальный) характер, т.е. иностранные граждане в целом или граждане отдельных государств обладают преимуществами в какой-либо сфере деятельности (безвизовый въезд жителей пограничных областей на территорию соседнего государства, беспошлинная приграничная торговля и т.п.). Принято предоставление преференциального режима для иностранцев по сравнению с гражданами из других государств, но не по сравнению с собственными гражданами.

3. Режим наибольшего благоприятствования представляет собой уравнивание граждан всех иностранных государств в правах и обязан­ностях друг с другом в какой-то определенной области на территории определенного государства. Права и привилегии, которыми пользу­ются граждане одного государства, на данной территории автоматически распространяются на граждан всех остальных государств. В современ­ном мире предоставление режима наибольшего благоприятствования для иностранцев — наиболее распространенное явление.

Любой из перечисленных режимов предполагает возможность вве­дения по распоряжению властей соответствующего государства огра­ничений и изъятий, особенно в случае применения реторсий — ответ­ных ограничительных мер по отношению к гражданам тех государств, на территории которых граждане данного государства подвергаются какой-либо дискриминации.

В международном праве господствует тенденция уравнивания в правах всех иностранцев, проживающих на территории данного госу­дарства, с местным населением, приближение их правового статуса к статусу собственных граждан.

В Декларации Генеральной Ассамблеи ООН о правах человека в от­ношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, 1985 г. содержатся следующие положения:

1.   Государства устанавливают правовой режим для иностранцев, учитывая свои международные обязательства.

2.   Иностранцы обязаны соблюдать законы государства места нахо­ждения; нарушение законов предполагает ответственность иностран­цев наравне с местными гражданами.

3.   Иностранцы на территории других государств пользуются опре­деленным объемом гражданских прав и свобод, установленных в на­циональном законодательстве и в международных договорах.

4.   Не допускается массовая высылка иностранцев, законно находя­щихся на территории данного государства; индивидуальная высылка возможна только во исполнение официального решения и по основа­ниям, предусмотренным в законе.

5.   Иностранец имеет право на защиту со стороны государства сво­его гражданства. Это норма обычного происхождения, в настоящее время закрепленная в международно-договорном порядке на универсальном  уровне: Венские конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. и о консульских сношениях 1963 г. Данное положение закреп­ило и в большинстве национальных законов (ст. 61 Конституции РФ). Иностранцам предоставлено право свободного доступа в дипло­матические и консульские представительства своего государства.

На иностранцев распространяются все законы государства пребы­вания. Кроме лиц с особым статусом (особые иностранцы — лица, пользующиеся привилегиями и иммунитетами), все иностранные граждане подлежат уголовной, административной и гражданской юрисдикции государства места нахождения. За совершение уголов­ных преступлений вне территории государства пребывания иностран­цы привлекаются к ответственности на основании международных обязательств и национальных законов данного государства. В нацио­нальном уголовном праве любого государства предусмотрены составы уголовных преступлений и административных правонарушений, субъектами которых могут быть только иностранцы (шпионаж, нару­шения режима пребывания в данном государстве).

С точки зрения международного права иностранцы находятся в двойном подчинении, подчиняются двум различным началам — тер­риториальному (юрисдикция государства пребывания) и экстеррито­риальному (юрисдикция государства гражданства). При противоре­чии законов государства места нахождения лица законам государства его гражданства может возникнуть ситуация конкурирующей юрис­дикции. При этом общепризнанно, что иностранец может выполнять обязанности или пользоваться правами, соответствующими его на­циональному праву, только в той мере, в какой это не противоречит суверенитету, безопасности и законодательству государства пребы­вания.

В международном праве существуют минимальные стандартные правила обращения с иностранцами, т.е. тот правовой уровень, кото­рому минимально должно соответствовать национальное законода­тельство, касающееся правового статуса иностранцев. Эти минималь­ные стандарты представляют собой совпадающие установления договорной практики и международных обычаев. Общепризнанных стандартных правил обращения с иностранцами на международно-правовом уровне пока не выработано, но присутствует тенденция свя­зи этих стандартов с минимальными стандартами в области прав человека. Это касается политических прав иностранцев, их военной службы, регулирования въезда и выезда, установления пределов уголовной юрисдикции государства пребывания и защиты со стороны государства гражданства.

13.5. Правовой статус беженцев и перемещенных лиц

Проблему беженцев порождает массовый уход (исход) населения (mass exodus), связанный с нарушениями прав человека и экономиче­ской миграцией населения. В наибольшей степени беженцы являются жертвами вооруженных конфликтов и стихийных бедствий. Сохраня­ется также насильственное перемещение лиц из регионов постоянно­го проживания на какую-либо иную территорию. Беженцы — это de facto лица без гражданства, т.е. их статус почти ничем не отличается от статуса апатридов. Особую категорию беженцев составляют политиче­ские беженцы (эмигранты). Правовой статус беженцев и перемещен­ных лиц урегулирован в международном праве на универсальном уровне — Конвенция о статусе беженцев 1951 г., Протокол, касаю­щийся статуса беженцев, 1966 г., Соглашение о моряках-беженцах 1957 г. с Протоколом к нему 1973 г.

Беженцы — это лица, вынужденно покинувшие территорию госу­дарства своего гражданства или постоянного Места жительства по сле­дующим причинам:

1.   Обоснованные опасения стать жертвами преследования по при­знаку расы, национальности, принадлежности к определенной соци­альной группе, политических или религиозных убеждений; отсутствие возможности и желания вернуться в соответствующее государство вследствие таких опасений.

2.   Внешняя агрессия, оккупация, иностранное господство или со­бытия, серьезно изменившие публичный порядок в государстве или на определенной части его территории.

3.   Явления природного характера (землетрясение, наводнение, за­суха и т.п.), подорвавшие материальные основы существования насе­ления.

         В соответствии с Конвенцией 1951 г. беженцам предоставляется та­кой же режим, как и другим иностранным гражданам, если только специально для беженцев не предусмотрено более благоприятного правового статуса. В некоторых областях беженцы пользуются нацио­нальным режимом, т.е. уравниваются в правах с местным населением (начальное образование, размер вознаграждения за труд, медицин­ское обслуживание). Личным законом беженца является закон страны убежища, — ст. 12 Конвенции предусматривает, что личный статус бе­женца определяет закон государства его домицилия (юридически оформленного места проживания), а если такого нет, то закон страны его фактического пребывания.

         В области имущественных отношений беженцам должен быть пре­доставлен режим наибольшего благоприятствования (как минимум). На территории всех государств — участников Конвенции 1951 г. (ст.16) беженцы имеют право свободного доступа в суды. Государства-участники взяли на себя обязательство по возможности обеспечить ассимиляцию беженцев и их натурализацию, т.е. способствовать полу­чению беженцами местного гражданства (ст. 34).

Конвенция 1951 г. запрещает высылку беженцев или их принуди­тельное возвращение в страну, из которой они прибыли. Государство убежища не облагает беженцев налогами, кроме тех, которые могут взиматься с собственных граждан.

На региональном уровне проблема беженцев затрагивается во мно­гих международных соглашениях: например, Принципы обращения с беженцами 1966 г. (одобрены Афро-Азиатским юридическим консуль­тативным комитетом), Конвенция ОАЕ в отношении специфических аспектов проблемы беженцев в Африке 1969 г., Соглашение СНГ о по­мощи беженцам и вынужденным переселенцам 1995 г.

В современном мире существует немало международных организа­ций по делам беженцев. Одним из вспомогательных органов ООН яв­ляется Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев, имеющее обеспечительные и контрольные функции. Устав Управле­ния утвержден в 1950 г. Проблемой беженцев на региональной основе в основном занимаются региональные организации по правам чело­века.

Верховный комиссар по делам беженцев избирается Генеральной Ассамблеей ООН на три года по представлению Генерального Секре­таря ООН. Верховный комиссар обеспечивает беженцам международ­ную защиту, содействует их добровольной репатриации в новые стра­ны и их ассимиляции. В конце XX в. в мире насчитывалось почти 30 млн. беженцев.

Лица, рассматриваемые в качестве беженцев по Уставу Управле­ния, называются «мандатные беженцы». Эти лица пользуются защи­той ООН, обеспечиваемой Верховным комиссаром, независимо от то­го, присоединилась ли страна такого лица к Конвенции 1951 г. или Протоколу 1967 г., и признается ли оно беженцем в данной стране. Лица, признанные беженцами на основе Конвенции 1951 г. и Устава Правления, с точки зрения международно-правовых последствий приравниваются к политическим эмигрантам. Во внутреннем законо­дательстве может быть закреплен иной подход: в Российской Федера­ции политическое убежище предоставляется по Указу Президента, а статус беженца — на ведомственном уровне. В Российской Федерации действует Федеральный закон «О беженцах» 1993 г. Беженцами считаются прибывшие или желающие прибыть на территорию Российской Федерации лица, не имеющие гражданства Российской Федерации, вынужденные вследствие насилия или преследований покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства. Лица, признанные беженцами, Поль­зуются всеми правами граждан Российской Федерации. Правовой статус беженцев гарантирован законом.

Закон о гражданстве РФ 2002 г. предусматривает упрощенную про­цедуру натурализации беженцев. Обычным условием приема в граж­данство Российской Федерации иностранных граждан и апатридов является проживание на территории Российской Федерации непре­рывно в течение пяти лет до обращения с заявлением о приеме в граж­данство Российской Федерации. Для беженцев, признанных таковы­ми законом или международными договорами Российской Федера­ции, этот срок сокращен до одного года.

Проблема беженцев тесно связана с проблемой мигрантов. Основ­ная сложность заключается в разграничении этих понятий. Фактиче­ски беженец — это тоже мигрант, поскольку и тот, и другой перемеща­ются из одного места в другое; однако мигрант — это лицо, которое по иным причинам, нежели беженец, добровольно покидает свою страну и переезжает в другое место.

Существует легальная и нелегальная миграция. Нелегальные им­мигранты — это лица, которые въехали в страну нелегально, либо на­ходятся в ней после истечения указанного в визе срока, либо устрои­лись на работу, имея только туристическую или гостевую визу. Тран­зитные мигранты пересекают территорию государства с намерением эмигрировать в третью страну. Трудовые мигранты меняют место жи­тельства в поисках трудоустройства. Этнические мигранты покидают страну места жительства с целью переезда в то государство, которое они воспринимают как родину. Этнические мигранты наиболее часто ассоциируются с беженцами.

Статус беженца обладает серьезными преимуществами по сравне­нию со статусом мигрантов. Решение вопроса о том, какое правовое положение имеет соответствующее лицо — мигранта или беженца, принадлежит государству убежища.

Среди беженцев выделяется особая категория лиц — вынужденные переселенцы (внутренние беженцы). Это лица, недобровольно поки­нувшие какую-либо часть своей страны и вынужденные переселиться в другую ее часть. В Российской Федерации действует Федеральный закон «О вынужденных переселенцах» 1993 г. К категории вынужденных переселенцев отнесены граждане Российской Федерации, которые по тем же причинам, что и беженцы, вынуждены покинуть свое

постоянное место жительства на территории Российской Федерации  за границей и переселиться в другую часть Российской Федера­ции или в другое государство. К категории вынужденных переселен­цев могут относиться иностранцы и апатриды, вынужденные поки­нуть место своего постоянного жительства на территории Российской Федерации и переселиться в другую часть Российской Федерации.

В соответствии с Соглашением СНГ 1995 г. вынужденными переселенцами признаются граждане страны убежища, которые были выну­ждены покинуть место своего постоянного жительства на территории другой договаривающейся стороны вследствие совершения в отноше­нии них или их семей насилия или преследования, либо реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, политиче­ских убеждений, принадлежности к определенной социальной группе в связи с вооруженными и межнациональными конфликтами (ст. 2).

Государства выезда обязались:

1.   Осуществлять эвакуацию населения из зон вооруженных и меж­национальных конфликтов, предоставлять возможность для его бес­препятственного выезда на территорию одной из сторон Соглашения.

2.   Обеспечивать личную и имущественную безопасность эвакуи­рующихся, добиваясь прекращения огня и соблюдения охраны обще­ственного порядка во время эвакуации.

3.   Решать вопросы финансового, материально-технического, про­довольственного, медицинского и транспортного обеспечения эва­куирующихся.

4.   Возмещать беженцам и вынужденным переселенцам стоимость оставленного или утраченного жилья и другого имущества, компенси­ровать ущерб здоровью и потерю заработка.

Государства въезда обеспечивают беженцам и вынужденным пере­селенцам в местах их временного размещения необходимые социаль­но-бытовые условия; оказывает содействие в трудоустройстве; в ис­требовании и получении необходимых документов.

В международно-правовых документах вынужденные переселен­цы, как правило, обозначаются термином «перемещенные лица». Это Снятие встречается во многих резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, в которых отмечается, что положение перемещенных лиц сходно  Положением беженцев, поскольку ситуация, в которой они оказались, сложилась в результате «стихийных бедствий, вызванных человеком». В понятие «перемещенные лица» включаются индивиды и находящиеся в своей стране, и вне ее пределов. В 1975 г. Генеральная Ассамблея санкционировала оказание гуманитарной помощи перемещенным лицам из Индокитая, т.е. зафиксировала международный аспект понятия «перемещенные лица», признавая факт внешнего перемещения.

Большинство государств придерживается мнения, что беженцы -это лица, которые пересекли государственную границу, а перемещенные лица — нет. Понятие «перемещенные лица» в основном отождеств­ляется с понятием внутренних беженцев (вынужденных переселенцев)

13.6. Право убежища в международном праве

Право убежища представляет собой возможность индивида полу­чить разрешение на проживание в предоставившем убежище государ­стве; это предоставление государством какому-либо лицу возможно­сти укрыться на его территории от преследования по политическим мотивам в государстве своего гражданства или постоянного места жи­тельства. К политическим мотивам относятся не только собственно политические убеждения, но и общественная деятельность, религиоз­ные убеждения, расовая или национальная принадлежность. Право на предоставление убежища является одним из суверенных прав государ­ства.

Впервые в международном праве право убежища было закреплено в Конституции якобинской Франции 1793 г. В настоящее время в за­конодательстве практически всех государств имеется аналогичная норма. Определяя право убежища, национальное законодательство исходит из различных постулатов: право личности на получение убе­жища (конституции Италии и Франции) либо право государства на предоставление убежища (ст. 63 Конституции РФ).

В соответствии с Положением о порядке предоставления Россий­ской Федерацией политического убежища 1997 г. такое убежище пре­доставляется лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или от реальной угрозы в стране своей гражданской принадлежности или обычного места жительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным международным правом и мировым сооб­ществом.

В современном международном праве право убежища понимается в двух аспектах:

1.   Право индивида на убежище, т.е. право личности искать и поль­зоваться убежищем. Такая позиция закреплена в ст. 14 Всеобщей Декларации прав человека 1948 г.

Право государства предоставлять убежище в осуществление своего суверенитета — ст. 1 Декларации о территориальном убежище 1967 г.

Убежище предоставляется только в экстренных случаях и только на период, необходимый для обеспечения безопасности лица. О предос­тавлении убежища уведомляется МИД государства, гражданином ко­торого является соответствующее лицо. Политическое убежище пре­вращается, если исчезли обстоятельства, вынудившие лицо искать убежище или если лицо натурализовалось в государстве убежища.

Институт убежища имеет межотраслевой характер: его нормы за­фиксированы и в дипломатическом, и в международном гуманитар­ном праве. В современном международном праве отсутствуют универ­сальные договорные нормы о праве убежища. Фундаментальные на­чала этого права закреплены в двух декларациях — рекомендациях Генеральной Ассамблеи ООН. Основные принципы права убежища:

1.  Каждый человек имеет право искать убежище в другом государстве, спасаясь от преследований по политическим мотивам; государ­ство в силу своего суверенитета закрепляет в своем национальном за­конодательстве принципы и порядок предоставления убежища.

2.  Право убежища не предоставляется лицам, обвиняемым в совер­шении международных преступлений (преступлений против челове­чества) и преступлений, влекущих выдачу в соответствии с междуна­родными соглашениями (преступлений международного характера).

3.  Предоставление убежища означает разрешение въезда и поселе­ния, ограничение высылки и запрещение выдачи.

4.  Предоставление убежища — это акт гуманизма, и другие госу­дарства не должны расценивать такое предоставление как недружест­венный акт.

Виды убежища — территориальное и дипломатическое. Террито­риальное убежище — это предоставление какому-либо липу возмож­ности укрыться от политических преследований на своей территории, использование лицом территории другого государства. Дипломатиче­ское убежище — это предоставление какому-либо лицу возможности Укрыться от политических преследований в дипломатическом, кон­сульском представительстве или на военном корабле другого государ­ства.

Общий принцип дипломатического и консульского права (ст. 41 Конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. и ст. 55 Конвенции о консульских сношениях 1963 г.): предоставление дипломатического Убежища в принципе запрещено. Однако существует региональное право дипломатического убежища в государствах Латинской Амери­ки- Гаванская конвенция об убежище 1928 г. и Конвенция о диплома­тическом убежище 1954 г. закрепляют правило о допустимости дипло­матического убежища (в дипломатических и консульских представи­тельствах и на военных кораблях), но только на определенное время и  с обязательным последующим выездом с территории государства пре­бывания.

Поскольку правом убежища пользуются лица, преследуемые ц0 политическим мотивам, то общепринятым является термин «полити­ческое» убежище. В Конституции РФ говорится именно о политиче­ском убежище (ст. 63). В Российской Федерации получение политиче­ского убежища на ее территории считается обстоятельством, облег­чающим прием в гражданство Российской Федерации (ст. 13 Закона о гражданстве РФ 2002 г.).

Политическое убежище имеет двойственную природу: это инсти­тут как внутригосударственного, так и международного права. Как институт национального права, убежище представляет собой сово­купность внутригосударственных норм, относящихся к предоставле­нию политического убежища, и международных обязательств данного государства. Как институт международного права, предоставление по­литического убежища регулируется в основном обычными нормами. Этот институт общего международного права на универсальном уров­не не кодифицирован. Единственным общим актом является Декла­рация о территориальном убежище 1967 г.

Декларация исходит из принципа, что предоставление убежища является суверенным правом каждого государства: убежище, предос­тавленное одним государством в порядке осуществления своего суве­ренитета, должно уважаться всеми остальными государствами (ст. 1).

Статусом политических эмигрантов пользуются лица, получившие политическое убежище. Правовое положение политических эмигран­тов аналогично положению иностранных граждан и лиц без граждан­ства. Наиболее серьезное отличие заключается в предоставлении политэмигрантам определенных льгот (жилье, право на трудоустрой­ство). Политэмигранты пользуются защитой со стороны государства убежища.

В Декларации 1967 г. закреплено (ст. 1), что право искать убежища и пользоваться им не признается за лицами, совершившими преступ­ления против мира, военные преступления и преступления против че­ловечности. Понятие этих преступлений закреплено в различных международных соглашениях: уставах международных военных три­буналов, в Женевских конвенциях 1949 г., в конвенциях о борьбе с ге­ноцидом, апартеидом и расовой дискриминацией, в Конвенции о не­применимости срока давности к военным преступлениям и преступ­лениям против человечества 1967 г.

В международном праве уже довольно давно сложилась норма о непредставлении политического убежища лицам, совершившие  преступления международного характера. Такие преступления     влекут выдачу на основании универсальных международных соглашений о борьбе с ними. В данном случае обязательство выдачи имеет преиму­щество по отношению к праву предоставления убежища. Убежище не предоставляется лицам, дезертировавшим из вооруженных сил, а также совершившим иные общеуголовные преступления.

Основные международно-правовые последствия предоставления политического убежища заключаются в обязанности государства не выдавать лицо, получившее такое убежище. Декларация 1967 г. закре­пляет, что данная обязанность существует у государства убежища по отношению к международному сообществу, а не по отношению к фи­зическим лицам. В Декларации установлен принцип, согласно кото­рому вопрос о том, вправе ли индивид претендовать на статус полит­эмигранта, решается по закону государства убежища.

Принцип невыдачи политических эмигрантов раньше представлял собой одно из важнейших явлений в сфере международного уголовно­го права. В настоящее время наблюдается тенденция к утрате роли и значения этого принципа (хотя он достаточно часто применяется). Сотрудничество в сфере международного уголовного права касается только общеуголовных преступлений. Лица, обвиняемые в соверше­нии политических преступлений, либо преследуемые по политиче­ским мотивам, не подпадают под действие международных соглаше­ний о борьбе с преступностью.

Принцип невыдачи политических эмигрантов появился и разви­вался в международном праве одновременно с правом убежища, явля­ясь его регулятором. Становление принципа невыдачи политических эмигрантов началось во внутреннем праве (французская Декларация прав человека и гражданина 1791 г.). К середине XIX в. этот принцип получил международное признание и стал общепризнанным в между­народном праве.

Содержание института «право убежища» шире принципа невыдачи политических эмигрантов, который является только его составной ча­стью. Институт права убежища охватывает довольно широкую катего­рию лиц (беженцы), а принцип невыдачи политических эмигрантов касается только тех из них, в отношении которых поступило требование о выдаче.

Общепризнанного определения понятия «политическое преступ­ление» не существует. Международно-правовая практика идет по пути определения понятия этого преступления в негативном смысле, т.е. путем отрицания за теми или иными деяниями политического характера (как правило, в целях выдачи). Например, из смысла ст. 7 Монреальской конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, 1971 г. следует, что лица, совершившие данные преступления, подлежат выдаче и наказанию как в случае обычных преступлений серьезного характера.

(как на территории третьих государств, так и на территории их госу­дарства гражданства). Квазидипломатическая защита имеет внешнее сходство с дипломатической, но она не оказывается собственным гра­­жданам данного государства. Такая защита обусловлена не гражданст­вом, а специальным статусом лиц, получивших убежище.

Государство, предоставляющее политическое убежище, несет от­ветственность за деятельность лиц, получивших убежище. Такое госу­дарство обязано воспрепятствовать совершению актов насилия со стороны индивида по отношению к государству, из которого он бежал, до тех пор, пока такое лицо пользуется правом убежища.