Тема 17 ТЕРРИТОРИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ

 

17.1.Международно-правовое понятие территории; виды территории

17.2.Правовой режим государственной территории

17.3.Государственная граница

17.4.Международное речное право

17.5.Международно-правовой режим Антарктики

17.6.Международно-правовой режим Арктики

17.1. Международно-правовое понятие территории; виды территории

Территория — это часть географической среды, материальная ос­нова жизни общества. С точки зрения правового режима можно выде­лить три вида территории:

1. Государственная территория. Юридическая природа государст­венной территории — это географическое пространство, в пределах которого государство осуществляет свою верховную власть (суверени­тет). Территория является неотъемлемой частью государственного су­веренитета. Основной признак государственной территории — ее принадлежность определенному государству и его верховенство.

Правовой режим государственной территории в целом и ее отдель­ных частей устанавливается внутригосударственным законодательст­вом и правилами международных договоров данного государства (ис­пользование воздушного пространства, внутренних и территориаль­ных вод). Состав государственной территории: сухопутное, водное и воздушное пространство, недра.

2. Международная территория — это пространства, не находящие­ся под суверенитетом какого-либо государства (Антарктика, открытое море, космос). Международная территория представляет собой все географические пространства, расположенные за пределами нацио­

Ранее в международном праве эти пространства и их ресурсы раcсматривались через призму римского права — как ничейные веши (res nullius) либо как вещи, находящиеся в общей собственности (res communis). Однако применение гражданско-правовых категорий нее всегда корректно для определения правового статуса земных пространств. В настоящее время сложилась устойчивая тенденция рассматривать международные пространства как объект общего пользования, общее наследие человечества.

Основные принципы правового статуса международной территории: неподчинение суверенитету отдельного государства; охрана и рациальное использование этих территорий и находящихся там ресурсов на благо всех народов.

Общность правового статуса международных пространств не означает тождества их правового режима. Режим этих пространств опреде­ляется различными международно-правовыми актами: Женевскими инвенциями по морскому праву 1958 г. и Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г., Вашингтонским договором об Антарктиде 1959 г., Договором по космосу 1967 г. и соглашением о Луне и других небес­ных телах 1979 г.

3. Территории со смешанным правовым режимом — международ­ное реки, проливы и каналы, архипелажные воды, континентальный шельф, исключительная экономическая зона. До заключения между­народных соглашений об их особом правовом режиме континенталь­ный шельф и исключительная экономическая зона считались частью международной территории (открытого моря).

Особый правовой режим континентального шельфа и исключи­тельной экономической зоны проявляется в том, что прибрежное го­сударство наделено исключительными суверенными правами по раз­ведке и разработке ресурсов этих территорий; одновременно между­народное право закрепляет и определенные права других государств (свобода судоходства, свобода полетов, прокладки кабелей и трубо­проводов, проведения научных исследований).

17.2. Правовой режим государственной территории

Отличительная черта государственной территории — это принцип территориального верховенства государства. Данная территория принадлежать определенному государству, т.е. находится под его суверенн­ом. Суверенитет государства является основой принципа неприкосновенности государственной территории.

Сухопутная государственная территория — это материк, острова и главы. Анклав представляет собой часть сухопутной государственный территории, охваченной со всех сторон сухопутной территорией другого государства и не имеющей выхода к морю (территория Заира— округ Кабинда, принадлежащий Анголе; территория Армении — Нахичеванская область, принадлежащая Азербайджану). Есть и пол­стью островные (Япония, Великобритания, Мадагаскар) или архипелажные (Индонезия) государства.

В состав водной территории входят воды рек, озер, проливов, каналов, водные пути, расположенные в пределах границ данного государства, внутренние морские воды и территориальное море. Государственное воздушное пространство представляет об столб воздуха над сухопутной и водной территорией государства в которым данное государство осуществляет свой суверенитет. Высотные пределы воздушного пространства одновременно являются лини" ей разграничения воздушного и космического пространств (приблизительно 100—110 км над уровнем моря).

Недра под сухопутной и водной территорией государства всецело находятся под его суверенитетом без каких-либо ограничений по глубине.

Условная территория государства — это расположенные вне преде­лов государственной территории принадлежащие этому государству или его лицам объекты: воздушные, речные, морские суда, космиче­ские объекты, суда и станции, искусственные острова и установки в Мировом океане и на его дне, научно-исследовательские станции в Антарктиде, помещения дипломатических и консульских представи­тельств.

Характерная черта государственной территории — исключитель­ность власти конкретного государства в пределах его границ. Террито­риальное верховенство представляет собой неотъемлемую часть госу­дарственного суверенитета, его материальное проявление. На госу­дарственной территории исключено действие публичных властей иностранного государства.

Территориальное верховенство может быть ограничено в тех же случаях, что и государственный суверенитет (ответственность за аг­рессию). Исключение из территориального верховенства может иметь место и по соглашению между государствами: Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. исключает из-под действия на­ционального законодательства государства пребывания дипломатиче­ских представителей других государств и членов их семей.

Государство определяет режим своей территории по своему усмот­рению. На основании международных соглашений государство может передать определенные права по использованию отдельных частей своей территории другому государству, иностранным физическим и юридическим лицам. В международном праве существуют ограниче­ния и запреты относительно использования государственной территории в определенных целях: например, запрещена организация на тер­ритории одного государства террористических банд для засылки их территорию других государств.

Основные черты территориального верховенства государства:

1. Власть государства является высшей по отношению ко всем физическим и юридическим лицам, находящимся на государственной  территории.

2. Государство не может быть насильно лишено принадлежащей ему территории или ее части, государственные границы нерушимы и прикосновенны.

3.  Верховная власть государства осуществляется через систему его законодательных, исполнительных, судебных и административных органов.

4.  Юрисдикция государства в отдельных случаях может распро­страняться и за пределы его территории.

5.  Земля и природные ресурсы государства не могут использовать­ся другими государствами без явно выраженного согласия территори­ального суверена.

Территориальное верховенство выражается в том, что на своей тер­ритории государство может применять все дозволенные международ­ным правом средства властного принуждения. Действие законов го­сударства может распространяться и за пределы его территории, а применение властного принуждения ограничено исключительно соб­ственной территорией. Государство не вправе применять свои средст­ва властного принуждения на территории иностранных государств. Территориальное верховенство включает в себя и юрисдикцию госу­дарства, — право его судебных и административных органов рассмат­ривать и разрешать все споры на данной территории.

Понятие территориального верховенства шире понятия юрисдик­ции, так как территориальное верховенство выражает полноту госу­дарственной власти во всех ее конституционных формах. Однако полнота и исключительность государственной власти ограничена пре­делами его территории, а юрисдикция может иметь и экстерритори­альное действие — в водах открытого моря, на континентальном шельфе; она распространяется и на вооруженные силы государства, сходящиеся за границей, и на его граждан, входящих в состав воору­женных сил иностранного государства. Юрисдикция распространяет­ся и на условные территории данного государства.

Государственная территория представляет собой не только про­странство, находящееся под территориальным верховенством, но и природную среду, и ее компоненты — природные ресурсы. Природная среда и ее ресурсы — это материальное содержание государственной территории. Никто не вправе насильственно лишить государство при­надлежащей ему территории и природных ресурсов. Незаконная добыча природных ресурсов или рыболовство в иностранных террито­риальных водах без разрешения соответствующего государства представляют собой посягательство на его суверенитет. Это положение креплено в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН относительно -суверенитета государств над их природными ресурсами. Любое государство свободно распоряжается принадлежащими  природными ресурсами и своей территорией в принципе. Государств свободно заключать концессионные соглашения, т.е. выдавать разрешение на эксплуатацию своих природных ресурсов иностранным лицам. Достаточно часто встречается и международно-правовая аренда территории: на основе международного договора одно государство пе­редает другому право владения и пользования каким-то участком сво­ей территории на оговоренный срок и за соответствующую плату Арендованный участок остается в собственности государства-арендо­дателя, но на основании договора об аренде юрисдикция осуществля­ется государством-арендатором (по Договору 1962 г. СССР передал Финляндии в аренду советскую часть Сайленского канала).

Принцип целостности и неприкосновенности государственной территории является одним из когентных принципов общего между­народного права, но этот принцип не абсолютно, а частично когентный. Международное право допускает возможность и необходимость территориальных изменений. Главное правовое основание территори­альных изменений — это право наций на самоопределение. В резуль­тате реализации этого права возможны не только частичные измене­ния государственной территории, но и образование новых государств в результате их разделения или объединения. Право нации на самооп­ределение может быть осуществлено путем плебисцита.

Плебисцит — это выявление воли нации при решении вопроса о государственной принадлежности спорной территории. Плебисцит представляет собой всенародное голосование среди населения, про­живающего на спорной территории, по поводу ее передачи или при­соединения. Основой плебисцита являются как национальное зако­нодательство, так и международные договоры. Институт плебисцита появился в международном праве во времена Великой французской революции XVIII в. Посредством использования этого института в 1944 г. Исландия получила независимость от Дании, в 1945 г. Монго­лия сохранила независимость от Китая, в 1969 г. Западный Иран вос­соединился с Индонезией, в 1993 г. из Эфиопии как самостоятельное государство выделилась провинция Эритрея.

Плебисцит практически равнозначен референдуму, однако референдум проводится в отношении конституции, других законов, политического устройства государства, а плебисцит — только в отношений территориальных вопросов.

Право наций на самоопределение должно осуществляться в увязке с другими когентными принципами общего международного права не может им противоречить (прежде всего, принципу территорий ной целостности государства). В связи с этим принцип права наций на самопределение вызывает серьезные сложности в международной действительности и порождает политику «двойных стандартов»: на­пример, конфликт между Арменией и Азербайджаном по поводу госу­дарственной принадлежности Нагорного Карабаха (с точки зрения Армении — это реализация права нации на самоопределение, с точки зрения Азербайджана — нарушение территориальной целостности и политического единства государства).

Кроме права нации на самоопределение существует еще ряд законных оснований изменения принадлежности государственной терри­тории: цессия, обмен территориями, меры в отношении государства-агрессора. Любые территориальные изменения оформляются между­народными соглашениями.

Цессия (уступка или продажа территории) — это передача участков территории одним государством другому с учетом географических факторов на основе договора. Например, в 1867 г. Россия за 7 млн. долл. продала Аляску США, поскольку не могла осуществлять эффек­тивный контроль над данной территорией. В 1946 г. СССР уступил Афганистану часть водной территории реки Амударья.

Обмен территориями (разновидность цессии) — это обмен неболь­шими участками территории между сопредельными государствами с целью установления более удобного положения линии границ на ме­стности: в 1951 г. состоялся обмен территориальными участками меж­ду СССР и ПНР в районе Львовской области; в 1954 г. аналогичный обмен был произведен между СССР и Ираном.

Обмен территориями может производиться и при демаркации или редемаркации границы, если на отдельных участках существует необ­ходимость ее «выпрямления»: в 1967 г. между СССР и Норвегией со­стоялся обмен равноценными участками приграничных территорий; в 1967 г. то же самое имело место между СССР и Турцией при проведе­нии новой границы. При проведении новых границ должны быть ис­ключены территориальные потери сторон.

Территориальные изменения, предпринимаемые в отношении тер­ритории государства-агрессора, представляют собой санкцию за агрессию и меры против ее повторения. Это исключительная мера, санкция пенитенциарного характера, которая в современном между­народном праве не считается аннексией (незаконное отторжение территории государством-победителем). Наиболее серьезные территориальные изменения такого рода имели место после Второй мировой войны в отношении Германии и Японии как меры международно-правовой ответственности за агрессию.

Территориальные споры в основном возникают из-за разногласий сторон относительно норм международного права, определяющих юридическую принадлежность определенных участков территории В территориальных спорах речь идет именно о юридической принадлежности территории, а не о фактическом владении ею. Признание территориального спора означает признание существования определенной территории, юридическая принадлежность которой точно или окончательно не установлена.

Типичные случаи территориальных споров:

. 1. Отсутствует делимитация или демаркация границы, и речь идет о ее установлении.

2.   Существуют две противоположные делимитации, основанные на разных международных соглашениях, и спор идет о правомерности одного из них.

3.   Государства по-разному толкуют нормы международного согла­шения о делимитации границы.

4.   Не установлена принадлежность определенных участков терри­тории, главным образом, островов.

Не все территориальные разногласия образуют территориальные споры:

1.  Разногласия по вопросам демаркации границ могут разрешаться смешанной комиссией сторон по демаркации.

2.  Односторонние территориальные претензии — заявляющее пре­тензии государство не оспаривает норм международного права, опре­деляющих линию границ, но считает, что территория принадлежит именно ему.

Территориальные споры являются одним из наиболее опасных ви­дов международных споров, поскольку могут привести к серьезному вооруженному конфликту.

Доказательства истинной юридической принадлежности спорной территории:

1.   Соглашение о прохождении границ.

2.   Географические карты, главную роль среди которых играют те, которые непосредственно прилагаются к договору о делимитации. Иные географические карты, как правило, не принимаются во вни­мание.

3.   Признание одной из сторон фактической принадлежности тер­ритории другой стороне приводит к прекращению спора. Такое при­знание может быть явно выраженным (заключение соглашения о происхождении границы) или молчаливым. Концепция молчаливого признания — это отсутствие явно выраженного протеста даже при наличии оснований для его предъявления. Концепция молчаливо признания используется в судебной и арбитражной практике как доказательство при разбирательстве территориальных споров.

4.   Концепция эстоппеля связана с концепцией молчаливого при­дания: государство должно быть последовательным и не оспаривать уже признанный факт (общий принцип права — нельзя отрицать то, что уже признано).

Доказательствами отсутствия признания существования границы или принадлежности территории служат заявления и протесты госу­дарств. Протест — это средство утверждения позиций государства в территориальном споре, не разрешенном по существу. Протест выра­жает юридически обоснованные позиции сторон в отношении поло­жения границ или конкретной принадлежности территории.

В XIX в. в русской литературе была выработана теория, согласно которой государственная территория — это не вещь, а пространствен­ные пределы, где государство существует и действует в качестве поли­тического органа власти. Данная концепция лежит в основе совре­менного российского законодательства по вопросам государственной, территории.

17.3. Государственная граница

Государственная граница — это линия и проходящая по ней верти­кальная поверхность, определяющие пределы государственной терри­тории (сухопутное, водное и воздушное пространство, недра). Грани­ца устанавливается на основании международного договора между со­предельными государствами.

Согласно ст. 11 Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров правопреемство не затрагивает установленные договором границы и пограничный режим. Договоры о государствен­ных границах должны соблюдаться государством-преемником и могут быть изменены только на основании новых соглашений с сопредель­ными странами. К таким договорам не применяется концепция tabularasa. Данное правило действует и при образовании новых независимыx государств. К договорам о государственных границах не применяется и положение о коренном изменении обстоятельств (ст. 2, 62 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.).

Виды границ:

1.Сухопутные — это линии, проходящие по характерным точкам рельефа местности (например, по горам) или через определенные точки географических координат, по параллелям и меридианам.

2. Водные — проходят по рекам, озерам, другим водоемам, морям. Речные границы устанавливаются по соглашению между государствами: На судоходных реках — по тальвегу (линия наибольших глубин) или по середине главного фарватера, на несудоходных — по середине реки. С речными границами связано понятие подвижных границ; денудация (текущий водный поток) может привести к изменению фарватера реки, — при изменении фарватера меняются и границы.

Границы по озерам и другим водоемам устанавливаются по прямым линиям, соединяющим выступающие участки сухопутной границы вдоль берега. Морские границы — это внешние пределы территориальных вод или линии разграничения территориального моря меж­ду смежными или противолежащими государствами.

3.   Воздушные — это боковые и высотные пределы воздушного про­странства государства, т.е. воображаемая плоскость, поставленная вертикально и проходящая через сухопутные и водные границы. Бо­ковые пределы — это вертикальная плоскость, проходящая по сухо­путным и водным границам государства. Верхний предел, отделяю­щий воздушное пространство государства от космического простран­ства, установлен на основании обычной нормы — 100—110 км от
поверхности Земли.

4.   Недра — продолжение вниз воображаемой вертикальной плос­кости по сухопутным и водным границам государства определяет гра­ницы недр. Нижний предел государственных границ не установлен ни правом, ни практикой.

5.   Исторически сложившиеся границы — их точное прохождение не определено и не закреплено в договоре между сопредельными стра­нами, но в течение длительного времени границы соблюдаются на ме­стности, либо так или иначе признаются государствами. Подобное признание создает норму международно-правового обычая относи­тельно положения таких границ и делает их юридически обязательны­ми для сопредельных стран.

Порядок установления границ:

1.  Делимитация — это установление линии государственной грани­цы, которое осуществляется по крупномасштабным картам с подроб­ным изображением рельефа, указанием населенных пунктов и других физико-географических объектов. Карта с нанесенной на ней линией границ является составной частью договора о делимитации границ, в котором дается словесное описание границы. Карта подписывается или парафируется договаривающимися государствами. Договор о делимитации границ содержит также обязательства о демаркации.

2.  Демаркация — это установление линии границы на местности. Демаркация осуществляется смешанными комиссиями, созданным на паритетных началах из представителей договаривающихся стран. Комиссии обозначают границы ясно видимыми на местности пограничными знаками. Результаты демаркации фиксируются в специальных документах, основной из которых — это протокол-список линии. Документы о демаркации вступают в силу после их утвер­ждения правительствами обоих государств.

Для обеспечения неприкосновенности границ сопредельные госу­дарства устанавливают режим государственных границ, который определяется совокупностью международно-правовых и внутригосударственных норм. Понятие режима границ:

1.  Содержание государственной границы — порядок сохранения и поддержания в надлежащем состоянии пограничных знаков и т.п.

2.  Сухопутные границы — установление специальных пунктов пе­рехода. Морские границы — иностранные суда заходят в территори­альные воды государства (пересечение границы по морю) только с целью мирного прохода. Воздушные границы — устанавливаются спе­циальные коридоры полетов. Вынужденное пересечение границы в силу чрезвычайных обстоятельств — несчастный случай, авария, сти­хийное бедствие, буксировка поврежденного судна, доставка спасен­ных людей — не является нарушением правил пересечения границы.

3.  Пересечение границы грузами, лицами, товарами, животными осуществляется в специальных пропускных пунктах. Пропуск через государственную границу — это признание законности ее пересе­чения.

4.  Ведение на государственной границе хозяйственной, промысло­вой и иной деятельности не должно причинять ущерб территории со­предельного государства, наносить экологический ущерб, создавать
помехи в обеспечении безопасности государственной границы.

5.  Порядок урегулирования с соседними государствами погранич­ных инцидентов, споров и конфликтов предполагает использование института пограничных комиссий (пограничных представителей). Наиболее серьезные конфликты разрешаются в дипломатическом порядке.

Пограничный режим — это специальный режим, установленный в приграничных районах (иное понятие, нежели режим государственной границы). Пограничный режим предполагает определение специальных правил въезда, выезда, проживания, пребывания в таких мест­ностях. Этот режим может быть вообще не установлен, может смягчаться или отменяться.

Особая стабильность договоров о государственной границе прояв­ляется в том, что они не прекращают своего действия обычными для других договоров способами. Договоры о границах заключаются с це­лью окончательной делимитации, поэтому они всегда имеют бессрочный характер. Господствующей в современном международном праве является концепция, что установление границ всегда подразумевает окончательность и стабильность определения юридической принадлежности территории. Договоры о границах характеризуются следующими чертами:

1.   Бессрочный характер.

2.   Не подлежат денонсации.

3.   Не могут содержать никаких отменительных условий.

4.   Не прекращают своего действия во время войны.

5.   Односторонняя отмена является противоправной.

6.   Новация может производиться только по взаимному соглаше­нию сторон.

Договоры о делимитации имеют особое значение для поддержания международного мира и безопасности. В частности, в Резолюции СБ ООН № 1640 (2005) подчеркивается, что «прочный мир между Эфио­пией и Эритреей, а также и в регионе, не может быть достигнут без полной демаркации границы между сторонами».

17.4. Международное речное право

Международные реки относятся к международной водной системе или к международному водотоку. В отличие от национальных, находя­щихся в пределах одного государства, международные (многонацио­нальные) реки разделяют территорию двух и более государств или протекают по территории двух и более государств. Особую роль игра­ют реки, имеющие связь с морем и используемые для мореплавания различными государствами, в том числе и не имеющими выхода к мо­рю. В Европе такими реками являются Дунай и Рейн, в Африке -Нил, Конго, Сенегал, Нигер, озеро Чад, в Южной Америке — Парана, Уругвай, Амазонка, в Северной Америке — Великие озера, в Азии -Евфрат, Меконг, Брахмапутра, Амур.

Виды международных рек:

1.   Пересекающие территорию нескольких государств.

2.   Пограничные — разделяющие территории нескольких госу­дарств.

Эта классификация имеет условный характер, так как одна и та же река на одном участке может пересекать территорию нескольких госу­дарств, а на другом - разделять их.

Международно-правовой режим рек ранее всегда связывался с международным судоходством. На Венском конгрессе 1815 г. была провозглашена свобода судоходства по всем рекам Западной Европы-В XIX в. началось формирование международного речного права: в 1814 и в 1868 гг. были заключены специальные соглашения о судоходстве по Рейну, Парижский мирный договор 1856 г. установил специальные правила регулирования судоходства на Дунае, в 1885 г. был определен международно-правовой режим рек Конго и Нигер. По данном ООН, за всю историю было заключено более 3600 соглашений,  отношение к воде. С середины XIX в. принято не менее 400 соглашений, регулирующих использование воды как природного ресурса. В настоящее время основным критерием международной реки является не ее судоходный характер, а пересечение территории двух и более государств. Правовой режим несудоходных международ­ных рек частично регулирует Женевская конвенция о гидроэнергии водных потоков 1923 г.

Международные реки составляют единый природный комплекс, разделенный государственными границами. Использование таких рек требует согласованного подхода со стороны прибрежных и других за­интересованных государств. Международное речное право не коди­фицировано.

В современном международном речном праве действует комплекс региональных многосторонних соглашений, устанавливающих прави­ла использования международных рек: Акт о судоходстве и экономи­ческом сотрудничестве между государствами бассейна реки Нигер 1963 г., Конвенция о развитии бассейна реки Чад 1964 г., Договор о бассейне реки Ла-Плата 1969 г., Договор об Амазонии 1978 г., Барсе­лонская конвенция о судоходных водных путях, имеющих междуна­родное значение, 1921 г., Договоры о судоходстве по реке Рейн 1919 и 1979 гг., Пересмотренный протокол по разделяемым водотокам Со­общества развития Южной Африки (СРЮА) 2000 г.

Основная тенденция настоящего времени - принятие соглашений бассейнового типа, сфера действия которых распространяется на тер­риторию всего водосборного бассейна (Конвенция о защите реки Рейн 1998 г.) или его часть, находящуюся в пределах территорий госу­дарств-участников (Соглашение о сотрудничестве по устойчивому развитию бассейна реки Меконг 1995 г.). Многие международные со­глашения преследуют цель защиты водотоков от загрязнения и улуч­шения их экологического состояния (Конвенция о сотрудничестве по защите и устойчивому развитию реки Дунай 1994 г.).

Государства в регионах с дефицитом воды особое внимание обра­щают на урегулирование вопросов вододеления, — Договор 1996 г. Между Индией и Бангладеш, устанавливающий механизм распределе­ния вод Ганга в зависимости от времени года на основании принципа справедливого» вододеления.

Пример успешного многостороннего сотрудничества по использованию системы международного водотока: Соглашение по реке Меконг 1995 г. (Вьетнам, Камбоджа, Таиланд, Лаос). В основе соглашении лежит идея комплексного управления водными ресурсами. Взаимоотношения сторон должны строиться на принципах разумного и справедливого использования, предотвращения и прекращения вредного воздействия, ответственности за причинение трансграничного ущерба и свободы судоходства.

В Европе моделью успешного многонационального сотрудничест­ва по охране и использованию трансграничных вод является Конвен­ция по Рейну 1998 г. Цель Конвенции — развитие экосистем бассейна улучшение качества воды, сокращение загрязнения, охрана видового разнообразия, обеспечение рационального управления водными ре­сурсами. Конвенция призвана обеспечить использование вод бассей­на для питьевого водоснабжения, предотвращение наводнений и за­щиту от них, способствовать восстановлению морской среды Север­ного моря.

В соответствии с Конвенцией создана Международная комиссия, которая занимается реализацией Программы по устойчивому разви­тию Рейна - «Рейн 2020» (продолжающей Программу действий 1987— 2000 гг.). Ключевые направления Программы: выполнение Экологи­ческого плана для реки Рейн (1991), Плана действий по защите от на­воднений (1993), улучшение качества вод и защита подземных водных ресурсов.

Для стран Восточной Европы и Черноморского бассейна особый интерес представляет правовой режим Дуная, который регулируется Конвенцией о режиме судоходства на Дунае 1948 г. (участники - Рос­сия, Украина, Болгария, Чехия, Венгрия, Австрия, Румыния). В каче­стве дополнения к Конвенции в 1985 г. была принята Декларация о со­трудничестве придунайских государств по вопросам водного хозяйст­ва реки Дунай и охране его вод от загрязнения.

Правовой режим Дуная основан на принципе свободы и открыто­сти для граждан, торговых судов и товаров на основе равенства в отно­шении сборов и условий судоходства. Навигационная свобода предос­тавлена гражданам, торговым судам и товарам всех без исключения государств. Военные, полицейские и таможенные суда прибрежных государств пользуются свободой судоходства в пределах собственной территории, а на других участках Дуная — с согласия прибрежного го­сударства. Военные суда неприбрежных стран не имеют права судо­ходства по Дунаю (ст. 30). Контроль за соблюдением положений Кон­венции возложен на Дунайскую комиссию, в составе которой представлены все государства — участники этого Соглашения.

В 1992 г. была принята Хельсинкская конвенция ЕЭК ООН по ох­ране и использованию трансграничных водотоков и международных озер (Водная конвенция 1992 г.). ЕЭК ООН ведет активную работу над Проектом «Укрепление потенциала водного сотрудничества в Восточной Европе, на Кавказе и в Центральной Азии» (Проект ПВС). Дан­ный Проект входит в систему Водной конвенции 1992 г.

Водная конвенция 1992 г. - это первый документ, создавший пра­вовую базу сотрудничества по защите и рациональному использова­нию трансграничных вод в пределах целого региона (страны Европы, Северной Америки, Центральной Азии и Израиль). Цели Конвенции:

1.  Предотвращение, ограничение и сокращение загрязнения.

2.  Экологически обоснованное управление трансграничными во­дами.

3.  Справедливое использование трансграничных вод.

4. Сохранение и восстановление экосистем.
Конвенция содержит две категории обязательств:

1.  Обязательства общего характера, которые касаются всех госу­дарств-участников.

2.  оды. Они должны заключать соглашения в отношении конкретных вОДОТОКОВ.

Подобно другим соглашениям рамочного типа, правовой режим, остановленный Водной конвенцией, постоянно совершенствуется по­средством принятия дополнительных международно-правовых актов. Протокол по проблемам воды и здоровья 1999 г. (Лондон) направлен на предотвращение, ограничение и сокращение распространения за­болеваний, связанных с водой. Его цель - охрана здоровья и благопо­лучия человека при помощи совершенствования управления водохо­зяйственной деятельностью.

Протокол о гражданской ответственности и компенсации за Ущерб, причиненный трансграничным воздействием промышленных аварий на трансграничные воды, 2003 г. (Киев) устанавливает режим возмещения экологического вреда в результате аварийного загрязне­ния трансграничных пресных вод. Особенность Протокола об ответ­аварий и ликвидацию их последствий, имеющих трансграничный ха­­рактер.

Долгое время единственным документом универсального характера являлись Хельсинкские правила использования вод международ­ных рек 1966 г., разработанные Ассоциацией международного права.

Правилах сформулированы основополагающие принципы между­народного речного права:

1.   Суверенитет государства в той части водного бассейна, которая находится в пределах его территории.

2.   Справедливое водопользование, получение каждым прибрежным государством справедливой доли при использовании ресурсов международной реки.

3. Непричинение ущерба природной среде или интересам других государств при использовании вод международного речного бассейна.

         После принятия Хельсинкских правил Ассоциация международ­ного права выработала еще ряд правил:

1.  Контроля наводнений (Нью-Йорк, 1972).

2.  Предотвращения загрязнения морской среды из наземных ис­точников (Нью-Йорк, 1972).

3.  Поддержания и улучшения состояния естественных навигаци­онных путей трансграничного характера (Нью-Дели, 1974/1975).

4.  Защиты водных ресурсов и водохозяйственных сооружений в пе­риод вооруженного конфликта (Мадрид, 1976).

 

5.     Управления международными водными ресурсами (Мадрид, 1976).

6.     Регулирования течения международных водотоков (Белград, 1980).

7.     Взаимодействия международных водных ресурсов с другими природными ресурсами и элементами окружающей среды (Белград, 1980).

 

8.   Предотвращения загрязнения вод международного водосборно­го бассейна (Монреаль, 1982).

9.   Использования международных подземных вод (Сеул, 1986).

 

10.   Использования международных водных ресурсов (Сеул, 1986).

11.   Применения частноправовых средств возмещения трансгра­ничного ущерба при использовании международных водотоков (Хельсинки, 1996).

12.   Борьбы с загрязнением (Хельсинки, 1996).

Эти нормы обобщены в документе «Консолидация правил АМП относительно международных водных ресурсов» 1999 г. В 2004 г. на Берлинской конференции Ассоциации были приняты новые Прави­ла, касающиеся водных ресурсов. Правила не являются международ­ным договором, их положения имеют рекомендательный характер. Данные документы рассматриваются как совокупность норм международного обычного права. Эти правила - основа двух и многосто­ронних соглашений, включая Конвенцию ООН о несудоходном использовании международных водотоков 1997 г.

Конвенция ООН 1997 г. - результат почти 30-летней работы &° миссии международного права ООН. Это рамочное соглашение. Положения Конвенции определяют взаимные права » обязанности госу­дарств при использовании вод «международного водотока», части ко­торого находятся в пределах их территорий. Водоток означает систему поверхностных и подземных вод, составляющих единое целое. Кон­венция 1997 г. устанавливает как «материальные», так и «процедур­ные» нормы, которым государства-участники обязаны следовать в своих взаимоотношениях по поводу водопользования. Она рекомен­дует заключать соглашения, которые приспосабливают конвенцион­ные положения к специфическим характеристикам данного водотока. В силу рамочной природы Конвенции 1997 г. ее положения имеют общий характер и предназначены служить моделью для разработки более детальных соглашений по конкретным водотокам. Такими со­глашениями являются Хельсинкская водная конвенция ЕЭК ООН 1972 г. и Пересмотренный протокол по разделяемым водотокам СРЮА 2000 г.

В настоящее время в международном праве принята концепция интегрированного управления водными ресурсами (ИУВР):

1.  Управление водой должно осуществляться в пределах гидро­графических границ в соответствии с морфологией конкретного бас­сейна.

2.  Управление должно включать учет всех видов вод (поверхност­ных, подземных, возвратных).

3.  Должно быть обеспечено общественное участие в управлении, планировании и развитии водных ресурсов.

4.  Управление водой должно осуществляться в условиях адекватно­го информационного обеспечения, открытости и «прозрачности».

5.  В деятельности водохозяйственных органов приоритет должен отдаваться человеческим нуждам и природным требованиям.

ИУВР — это процесс, основанный на учете всех наличных водных источников и ресурсов, вовлечении всех заинтересованных сторон в Принятие решений, на эффективном использовании воды в интересах благосостояния общества и экологической безопасности. Цель ИУВР — Устойчивое, справедливое и эффективное обеспечение водой.

Основные элементы «среды, способствующей применению ИУВР» (определение Глобального водного партнерства):

1.     Политические решения (водная политика).

2.  Правовая основа («водная политика, облаченная в правовые формы»).

3.     Финансирование и стимулирование (финансовые ресурсы).

Праву отводится особая роль в обеспечении реализации принци­пов ИУВР. Без наличия соответствующей правовой базы ни одно по­литическое решение не сможет быть выполнено.

 

17.5. Международно-правовой режим Антарктики

Антарктика представляет собой район земного шара, расположен­ный вокруг Южного полюса. Это материк Антарктида, прилежащие к нему острова, части Тихого, Атлантического и Индийского океанов Общая площадь составляет около 10% площади нашей планеты. Ан­тарктика — это международная территория, не находящаяся под юрисдикцией ни одного государства.

Первые экспедиции (французские и английские) в район Антарк­тики были направлены в XVIII в. В 1820 г. экспедицией Белинсгаузена и Лазарева был открыт материк Антарктида.

Первые территориальные претензии по поводу юридической при­надлежности отдельных частей Антарктики были предъявлены в 1908 г.: правительство Великобритании приняло несколько нацио­нальных законов о суверенитете над отдельными островами, частью материка и водных территорий Антарктики. Аналогичные законы бы­ли приняты в Австралии, Новой Зеландии, Франции (1924), Норвегии (1930), Аргентине и Чили (1940). В связи с принятием этих законов в 1939 г. правительство СССР предъявило ноту протеста.

В 1959 г. в Вашингтоне состоялась международная конференция по Антарктике, в которой участвовали 12 государств. Австралия, Велико­британия, Новая Зеландия, Аргентина, Чили, Франция, Норвегия предъявляли территориальные претензии на части антарктической территории, а США, ЮАР, СССР, Бельгия и Япония не признавали этих претензий и не предъявляли своих. Все эти государства — перво­начальные участники Вашингтонского договора об Антарктике 1959 г.

В Вашингтонском договоре уставлены принципы использования Антарктики:

1.   Эта территория используется только в мирных целях — в Ан­тарктике установлен режим демилитаризации. Она является безъядер­ной и нейтрализованной территорией: в пределах Антарктики запре­щены любые мероприятия военного характера, включая строительст­во военных баз, проведение испытаний любого оружия и военных маневров, размещение радиоактивных отходов (ст. 1).

2.   Проблема территориального верховенства и юрисдикции в Ан­тарктике разрешена на основе принципа замораживания территори­альных претензий, — они не признаются, но и не отвергаются (ст. 4).

3.   Принцип свободы научных исследований. В Антарктике все го­сударства, независимо от их участия в Договоре, вправе создавать научные станции. Любые полученные данные должны быть доступны для всех заинтересованных сторон.

4.   Контроль за соблюдением положений Договора осуществляется в форме инспекций со стороны любого государства-участника.

Договор об Антарктике предусматривает создание специального международного механизма для координации деятельности госу­дарств — Консультативного совещания, членами которого являются государства — первоначальные участники Договора, и государства-участники, играющие большую роль в исследовании Антарктики (консультативные стороны). В компетенцию Консультативного сове­щания входят все вопросы, касающиеся Антарктики, проблемы юрис­дикции, защиты природы. Решения Консультативного совещания мо­гут иметь обязательную силу для государств-участников.

В настоящее время действует система договоров об Антарктике: Конвенция о сохранении тюленей Антарктики 1972 г. (определяет до­пустимый уровень добычи тюленей), Конвенция о сохранении живых ресурсов Антарктики 1980 г. (закрепляет меры по сохранению всех живых ресурсов этого региона), Конвенция по регулированию освое­ния минеральных ресурсов Антарктики 1988 г., Протокол 1991 г. по ох­ране окружающей среды к Договору об Антарктике. Центральное зве­но этой системы — Вашингтонский договор 1959 г. Кроме междуна­родных договоров, Вашингтонская нормативная система включает и все обязательные рекомендации Консультативного совещания.

В настоящее время участниками Вашингтонского договора явля­ются 45 государств. 12 государств являются его первоначальными уча­стниками, 28 государств — консультативными сторонами, участника­ми Консультативного совещания. В 2004 г. статус консультативной стороны получила Украина. Остальные государства-участники не вхо­дят в состав Консультативного совещания. За последние пять лет к Договору не присоединилось ни одно государство. Вашингтонский Договор представляет собой универсальное международное соглаше­ние, открытое для присоединения всем государствам — членам ООН и Другим государствам, но с согласия участников Договора. Вашингтон­ский договор имеет бессрочный характер.

Самая острая проблема Антарктики — проблема территориальных претензий — разрешена на основе компромисса: участники Договора не отказались ни от заявленных ранее претензий, ни от любых основа­ми для их заявления или опровержения. Однако разногласия госу­дарств относительно решения территориальных проблем заморожены на весь срок действия Договора: «Ничто не образует основания для поддержания или отрицания каких-либо претензий на государствен­ный суверенитет и не создает никаких прав для суверенитета. Пока договор в силе, никто не заявляет никаких новых претензий и не рас­ширяет существующих». Научно-исследовательские станции в Антарктике, их персонал наблюдатели находятся под юрисдикцией государств своего гражданства. Станции являются условными территориями государства флага Каждое государство — участник Консультативного совещания - вправе назначать неограниченное количество наблюдателей, которые имеют полную свободу доступа во все районы Антарктики в любое время. Все станции, устройства, суда должны быть открыты для ин­спекций в любое время.

В пределах территориальной сферы действия Договора есть части моря, на которые распространяется правовой режим открытого моря (ст. 6). Договор не ущемляет суверенных прав государств в отношении свобод открытого моря — судоходства, рыболовства, полетов, науч­ных исследований, которые могут осуществляться с обязательным со­блюдением положений ст. 1 Договора (только в мирных целях). Все споры относительно Антарктики разрешаются любыми мирными средствами. По соглашению между спорящими государствами спор может быть передан на рассмотрение Международного Суда ООН (ст. 11).

Конвенция о сохранении живых ресурсов Антарктики 1980 г. свя­зана с Вашингтонским договором, однако территориальная сфера действия Конвенции 1980 г. шире сферы действия Договора 1959 г.: Конвенция содержит положения о «специальном подчиненном Рай­оне», на который распространяется ее действие. В соответствии с Конвенцией 1980 г. создана Комиссия по охране живых ресурсов Ан­тарктики. Решения Комиссии принимаются на основе консенсуса. Конвенция 1980 г. имеет бессрочный характер; закреплено право сво­бодного выхода любого государства-участника.

Конвенция по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики 1988 г. является неотъемлемой частью Вашингтонской нормативной системы. В ней определены условия и порядок разра­ботки ископаемых антарктических ресурсов, установлен режим такой деятельности.

Сразу же после подписания Конвенции 1988 г. многие известные ученые выступили против ее вступления в силу, поскольку это могло бы причинить ущерб и привести к необратимым изменениям природной среды Антарктики. В частности, Жак-Ив Кусто выступил против Конвенции 1988 г., мотивируя свою позицию экологическими причи­нами.

В 1988 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, в кото­рой было выражено «сожаление по поводу принятия Конвенции о освоении минеральных ресурсов Антарктики, поскольку Конвенции не учитывает решения ООН о введении моратория на переговоры по освоению минеральных ресурсов до тех пор, пока все члены междуна­родного сообщества на равных правах не смогут участвовать в таких переговорах».

В 1991 г. был создан специальный Консультативный совет по Договору об Антарктике 1959 г., который принял дополнение к Договору — протокол об охране окружающей среды. В Протоколе подчеркнут особый правовой и политический статус Антарктики, дано ее определение в качестве мирового природного заповедника. Протокол запре­тил проведение любой деятельности, связанной с освоением мине­ральных ресурсов, за исключением свободы научных исследований (ст. 7). Вступление в силу Конвенции 1988 г. было заморожено на 50 лет (срок действия Протокола).

По истечении 50 лет (с 2041 г.) государства вправе настаивать на пе­ресмотре Протокола. В настоящее время в Протокол могут быть вне­сены изменения и поправки по соглашению государств — консульта­тивных сторон. В Протоколе закреплено, что запрет на разработку ми­неральных ресурсов действует до тех пор, пока не вступят в силу юридически обязательные решения о праве освоения минеральных ресурсов Антарктики.

В последнее время развивающиеся государства выступают с пред­ложениями о замене Вашингтонской нормативной системы новым режимом, основанным на концепции общего наследия человечества. Принятие этих предложений неизбежно приведет к осложнению меж­дународной обстановки, поскольку Вашингтонская система функ­ционирует уже более 60 лет весьма эффективно, мирно и бескон­фликтно. Упразднение этой системы может вызвать возобновление территориальных споров, новый всплеск трений и разногласий по по­воду территориальных претензий. Представляется, что оптимальным способом решения проблем Антарктики является не денонсация Ва­шингтонского договора, а наоборот, расширение его субъектной сфе­ры действия — присоединение к Договору как можно большего числа государств.

17.6. Международно-правовой режим Арктики

Арктика — это северные полярные области земного шара, охватывающие Северный Ледовитый океан, примыкающие части Тихого и Атлантического океанов, окраину материков Северная Америка и Евразия в пределах полярного круга. Арктическими государствами явля­ется Россия, Канада, Норвегия, Дания (Гренландия). США стали арктическим государством с 1867 г. (покупка у России Аляски). Арк­тическими государствами считаются Швеция и Финляндия, обладающие небольшими территориальными участками, расположенными пределах полярного круга, а также Исландия, граничащая с Северным полярным кругом.

Освоение Северного Ледовитого океана началось в XII в. русским» мореплавателями. Арктические государства географически и истори­чески традиционно исходят из наличия у них особых интересов и пре­имуществ при использовании арктических пространств и определе­нии их правового режима.

В международной практике и международно-правовой доктрине ство обладает особыми правами в своем полярном секторе (треуголь­нике, основанием которого является арктическое побережье соответ­­ствующего государства, вершиной — Северный полюс, а сторонами — меридианы, проходящие от границ побережья к полюсу). Однако дан­ная теория не имеет общепризнанного характера. Существует значи­тельно более узкое толкование правомочий арктических стран, — власть прибрежного государства может распространяться только на земли и острова, но не все арктические пространства, примыкающие к побережью.

Секторальная теория является официальной позицией Канады и России. Это связано с тем, что данные государства обладают наиболее протяженным арктическим побережьем, т.е. их арктические сектора имеют наибольшую площадь. Остальные арктические страны не при­держиваются секторальной теории, поскольку их арктическое побере­жье (основание треугольника) неизмеримо меньше, чем у России или Канады.

В 1916 г. правительство России направило другим государствам официальную ноту-депешу об установлении своих суверенных прав в Арктике — о включении в состав Российской империи полярных тер­риторий, открытых русскими экспедициями. Ни одно государство не выразило своего несогласия с нотификацией России, т.е. мировое со­общество молчаливо признало правовой титул России на владение этими территориями и их включение в состав Российского государст­ва. В 1924 г. правительство СССР подтвердило ноту 1916 г.

В 1925 г. правительство Канады приняло особый акт «Закон о се­верных территориях», установивший канадский арктический сектор. Российский арктический сектор был установлен в 1926 г., — правительство ССР приняло Постановление «Об объявлении территории СССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитого океане». В Постановлении зафиксировано право СССР на все земли острова, уже открытые и еще не открытые в пределах советского полярного сектора. Остальные арктические государства — США, Дании, Норвегия — не установили своих полярных секторов и не признают секторальную теорию в целом, но и не оспаривают установление ка­надского и российского секторов. Различная практика государств не позволяет говорить о наличии в международном праве обычной нормы о секторальном делении Арктики.

Процесс территориального размежевания в Арктике длился до­вольно долго. Этот процесс сопровождался серьезными территори­альными разногласиями. В 1922 г. Норвегия создала на северо-востоке Гренландии (с 1916 г. оккупированной Данией) свою полярную стан­цию- В 1931 г. Норвегия провозгласила суверенитет над этой частью острова, обосновывая свое заявление тем, что Дания не осуществляет эффективной оккупации северо-востока Гренландии.

Спор между Норвегией и Данией по этому поводу рассматривался Постоянной палатой международного правосудия. В 1933 г. Палата вынесла решение о признании суверенитета Дании над всей Гренлан­дией, поскольку на северные полярные территории не могут распро­страняться обычные требования об эффективной оккупации в качест­ве основы для признания суверенных прав над ними.

Правовой статус острова Шпицберген урегулирован на универ­сальном уровне. До Первой мировой войны Шпицберген имел статус terra nullius (ничейной земли). В 1920 г. состоялась Конференция по Шпицбергену, итогом которой стало принятие Парижского договора о Шпицбергене, в котором участвуют более 40 государств Европы, Азии и Африки. Договор закрепил признание полного и абсолютного суверенитета Норвегии над этим островом. Для судов и граждан из го­сударств — участников Договора установлены особые права в области рыболовства и охоты. Норвегия обязана не препятствовать осуществ­лению этих прав.

В принципе, разграничение территориального суверенитета в бас­сейне Северного Ледовитого океана между заинтересованными госу­дарствами происходило в мирной форме — после спора 1933 г. о северо-востоке Гренландии не было ни одного серьезного межгосу­дарственного столкновения относительно юридической принадлеж­ности какой-либо арктической территории. В настоящее время вновь Появились территориальные разногласия в связи с установлением исключительной экономической зоны и определением границ континентального шельфа.

До сих пор не удалось достичь соглашения между Россией и Норвегией о делимитации континентального шельфа в Баренцевом море. Первые переговоры состоялись в 1970 г. Норвегия настаивает на применении «секторальной линии», установленной Декретом 1926 г. Переговорный процесс осложняется наличием на континентальном шельфе нефтегазовых месторождений.

В 50-х гг. XX в. Канада предъявила односторонние притязания на установление своего суверенитета над Северным полюсом. Международный Суд ООН постановил, что полюс может отойти к Канаде, если в течение 100 лет никто аргументировано не докажет, что дно Север­ного Ледовитого океана принадлежит ему. Россия предъявила претен­зии на расширенную шельфовую зону Арктики, вплоть до Северного полюса, где имеются огромные запасы нефти и газа. В 2001 г. Россий­ская Федерация подала в Комиссию ООН по шельфу заявку на юри­дическое право на эти территории, но заявка была отклонена. В 2002 г. на Северном полюсе был установлен российский пограничный столб. В 2004 г. Дания официально заявила, что Гренландия связана с Север­ным полюсом подводным хребтом Ломоносова (почти 2 тыс. км), а потому Северный полюс принадлежит Дании. Появление территори­альных притязаний связано с тем, что по данным научных исследова­ний в недрах арктического шельфа сосредоточено до 113 млрд. т угле­родного топлива.

В 2005 г. разгорелся спор между Канадой и Данией о территориаль­дии. На шельфе между Гренландией и Хансом были обнаружены крупные залежи нефти и газа, и обе страны претендуют на эти ресур­­сы. Правительство Гренландии подтвердило принадлежность острова Датскому королевству. Однако Канада не намерена уступать остров соседней стране.

В морских районах Арктики действует правовой режим, установ­ленный международным морским правом для различных морских пространств (территориальное море, исключительная экономическая зона, континентальный шельф, открытое море) и национальным за­конодательством прибрежных государств. Полярные моря тесно свя­заны с побережьем соответствующих государств и практически не ис­пользуются для международного судоходства. Особенность этих морей — институт национальных морских коммуникаций (Северо-западный проход в Канаде и Северный морской путь в России).

В 1970—1972 гг. США предприняли попытки созвать конференцию приарктических государств, посвященную решению вопроса о статусе полярных водных путей. Эти попытки не встретили поддержки со сто­роны других стран, и конференция не состоялась.

В 1990 г. правительством СССР были установлены новые правила плавания судов по Северному морскому пути. С 1991 г. этот путь от крыт для прохода иностранных судов в уведомительном порядке. Такое право предоставлено гражданским и торговым судам любой национальности на основе принципа недискриминации.

Судоходный морской путь Индерлея в 1951 г. был признан Между­народным Судом ООН внутренним морским путем Норвегии. Этот путь установлен по методу прямых исходных линий.

В 1986 г. Канада в одностороннем порядке определила правовой режим Северо-западного прохода. В 1988 г. между Канадой и США было заключено Соглашение, в соответствии с которым американ­ским торговым и гражданским судам необходимо разрешение канад­ских властей для пользования этим морским путем. Разрешительная система не распространяется на военные корабли и подводные лодки США (обязательства Канады в связи с членством в НАТО).

Международное право признает за арктическими государствами не только прерогативу быть сувереном на внутренних морских полярных магистралях, но и их права и правомочия на ледовые районы в исклю­чительной экономической зоне. Объем таких прав значительно пре­восходит объем правомочий прибрежных государств по охране окру­жающей среды и защите от загрязнения в территориальном море.

Концепция исключительной экономической зоны и континен­тального шельфа породила проблему делимитации морских полярных пространств, в частности, проблему арктических секторов в Баренце­вом море. В 1977 г. Норвегия в одностороннем порядке установила ис­ключительную экономическую зону вокруг Шпицбергена. Этот акт вызвал протесты со стороны СССР, Испании, Португалии и других государств. В 1978 г. удалось согласовать временное решение вопроса — становить «серую зону» (квоты для рыболовства и т.д.). Квота рыболовства действует в норвежской рыбоохранной зоне и устанавливается норвежскими властями с учетом прав и интересов других государств.

До недавнего времени в этом вопросе соблюдалось «джентльмен­ское соглашение»: де-юре эта зона существует, но де-факто норвеж­ская сторона не настаивает на строгом соблюдении установленных правил. В 2005 г. между Россией и Норвегией произошел конфликт с участием боевых кораблей, причиной которого стал российский ры­боловецкий траулер «Электрон», который ловил рыбу в районе Шпицбергена.

Охрана природных ресурсов Арктики в основном регулируется на­циональным законодательством арктических стран. В 1970 г. Канада приняла Закон о предупреждении загрязнения в канадском арктиче­ском секторе, в 1984 г. в СССР был принят Закон об усилении охраны природы, в том числе, и в арктических районах.

Правовой режим Арктики не урегулирован на универсальном уровне, поэтому международное сотрудничество основано на общих нормах Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. (право прибрежных государств принимать меры по предотвращению загрязнения в ледовых районах; устанавливать правила, обязательные для иностран­ных судов).

В Арктике действуют отдельные многосторонние и двусторонние соглашения: Соглашение о сохранении белых медведей 1973 г., рос­сийско-канадский Протокол о научно-техническом сотрудничестве в Арктике 1984 г., российско-американское Соглашение о сотрудниче­стве в борьбе с загрязнением в Беринговом и Чукотском морях 1990 г. В 1998 г. был принят Международный кодекс безопасности судов, осу­ществляющих плавание в полярных водах, — Полярный кодекс. Ко­декс призван обеспечить безопасность судоходства и предотвращение загрязнения в полярных водах.

Для Арктики не выработано международно-правового механизма, аналогичного Вашингтонской нормативной системе об Антарктике. призванная содействовать развитию сотрудничества в Арктике. В МАНК входят представители всех приарктических и северных госу­дарств.

В 1991 г. состоялась Первая межправительственная конференция по охране окружающей среды в Арктике (участвовали восемь север­ных государств). На Конференции была принята Декларация об охра­не окружающей среды Арктики и стратегии экологической защиты региона. В 1993 г. был учрежден Совет Баренцево-Евроарктического региона и принята Декларация всех арктических стран в области стра­­тегии защиты окружающей среды. В 1996 г. создан Арктический совет (Декларация об учреждении Арктического совета).

Учредителями и членами АС являются: Дания/Гренландия, Ислан­дия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Швеция. Наблю­датели: Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сиби­ри и Дальнего Востока Российской Федерации, Эскимосская припо­лярная конференция и Совет Саамов. Основная цель Арктического совета - охрана окружающей среды Арктики и ее устойчивое разви­тие, организация и координация сотрудничества арктических стран по вопросам, касающимся проблем региона. Рабочие структуры Арктического совета: Секретариат и Совещание старших должностные лиц. Решения Арктического совета принимаются странами-членами на основе консенсуса. В конце 2005 г. состоялось заседание Комитета старших должностных лиц Арктического совета, на котором обсуждались проектные инициативы Рабочей группы по устойчивому развитию в Арктике.