Тема 19
МЕЖДУНАРОДНОЕ ВОЗДУШНОЕ ПРАВО

 

19.1.Понятие, источники и основные принципы международного воздушного права
19.2.Правовое регулирование международных полетов над государственной территорией
19.3.Правовое регулирование полетов в международном воздушном пространстве
19.4 Правовое регулирование международных воздушных сообщений и воздушной коммерческой деятельности
19.5.Правовой статус воздушного судна и экипажа; международные авиационные организации
19.6.Ответственность в международном воздушном праве

19.1. Понятие, источники и основные принципы международного воздушного права

Международное воздушное право — это совокупность норм, регу­лирующих отношения государств в сфере использования воздушного пространства, организации воздушного сообщения, коммерческой деятельности и обеспечения безопасности гражданской авиации. Международное воздушное право охватывает два аспекта правового регулирования:

1.   Полеты в воздушном пространстве, находящемся над территорией государств.

2.   Полеты в международном воздушном пространстве: две группы
норм — регулирующие международное передвижение (режим воздушно­го пространства и международных полетов) и регулирующие коммерче­скую деятельность воздушного транспорта (международные сообщения).

Международное воздушное право регулирует аэронавигационные аспекты использования воздушного пространства и не распространя­ется на природоохранительные отношения, использование солнечной энергии, воздействие на атмосферные процессы, космическую дея­тельность в воздушном пространстве, использование военной авиа­ции. В настоящее время имеет место расширение сферы действия ме­ждународного воздушного права — регулирование всех аэронавигаци­онных процессов в целом, т.е. создание единой системы управления и военными, и гражданскими (в том числе государственными) летатель­ными аппаратами.

В Чикагской конвенции о международной гражданской авиации 1944 г. дано определение государственного летательного аппарата — это воздушное судно, состоящее на государственной, таможенной Я полицейской службе. Конвенция по морскому праву 1982 г. подчерки­вает, что государственные летательные аппараты должны соблюдать правила ИКАО при транзитных полетах через проливы и при архипелажных полетах.

Международная организация гражданской авиации (ИКАО) разработала глобальную систему управления воздушным движением для гражданских и военных воздушных судов. На Стокгольмской конфе­ренции по мерам доверия СБСЕ 1986 г. были разработаны комплекс­ные меры воздушного доверия в военной области, в том числе осуще­ствление воздушного контроля (инспекций). Проведение таких ин­спекций регламентирует Страсбургский договор по открытому небу [992 г. По образцу Страсбургского договора государствами Южной Америки разработан Андский проект по открытому небу.

Вашингтонский договор об Антарктике 1959 г. предусматривает возможность воздушного контроля с помощью военных воздушных судов.

Начало международно-правового регулирования воздушного про­странства имело место в XIX в. — Брюссельская декларация о право­вом статусе воздухоплавателей 1874 г. В 1919 г. была принята Париж­ская конвенция о воздушной навигации, которая установила:

1.  Отказ от теории свободы воздуха, признание исключительного и полного суверенитета государства над воздушным пространством, на­ходящимся в пределах его сухопутной и водной территории. Воздуш­ное пространство в этих пределах — неотъемлемая часть территории  государства.

2.  Право мирного пролета (по аналогии с правом мирного прохода) иностранных воздушных судов в воздушном пространстве других го­сударств.

В 1928 г. была принята Панамериканская конвенция о коммерче­ской авиации, в 1929 г. — Варшавская конвенция для унификации не­которых правил, касающихся международных воздушных перевозок. С 50-х гг. и до конца XX в. к Варшавской конвенции 1929 г. принято большое количество дополнений: Гаагский протокол 1955 г., Гвадалахарская конвенция 1961 г., Гватемальский протокол 1971 г., Монреаль­ские протоколы 1975 и 1999 гг. Варшавская конвенция и принятые к ней дополнения образуют Варшавскую систему регулирования меж­дународных воздушных перевозок.

Основным универсальным соглашением в области воздушного Права является Чикагская конвенция о международной гражданской авиации 1944 г. (участники — почти 200 государств). Чикагская кон­венция устанавливает общие принципы сотрудничества в области Международных полетов, регулирования деятельности воздушного транспорта, обеспечения его безопасности, суверенитета государств и правил полета над территорией государств-участников. Сфера приме­нения Конвенции — любые гражданские воздушные суда (в том числе государственные). Положения Конвенции не применяются к военным и     таможенным и полицейским судам.

В соответствии с нормами Чикагской конвенции создана Между­народная организация гражданской авиации (ИКАО), определены функции и порядок ее деятельности.

На Чикагской конференции были приняты и другие документы являющиеся источниками международного воздушного права:

1.  Заключительный акт Конференции, содержащий Типовую фор­му соглашений о предоставлении воздушных линий (соглашения чи­кагского типа). Типовая форма регулирует воздушную коммерческую
деятельность в объеме установленных в Чикагской конвенции свобод воздуха.

2.  Чикагское соглашение о международном воздушном транзитном сообщении.

3. Чикагское соглашение о международном воздушном транс­порте.

К Чикагской конвенции приняты 18 приложений (например, При­ложение II устанавливает обязательные правила полетов над откры­тым морем). Приложения к Конвенции приравниваются к стандартам и рекомендациям ИКАО и представляют собой международный авиа­ционный регламент.

Соглашения «бермудского типа» (Договор между США и Велико­британией 1946 г. — Бермуды-I) закрепляют право государств на осу­ществление воздушной коммерческой деятельности в объеме закон­ных свобод воздуха. В 1977 г. соглашение Бермуды-I было пересмотре­но и принято соглашение Бермуды II — новый вариант соглашений бермудского типа, представляющий собой основу для многосторонних соглашений о регулировании международных воздушных сообщений.

Проблемы признания прав на воздушные суда регламентируются в Женевской конвенции о признании прав на воздушное судно 1948 г. Римская конвенция о возмещении вреда, причиненного иностран­ным воздушным судном третьим лицам на поверхности Земли, 1952 г. и Монреальский протокол к ней 1978 г. (заменили Римскую конвен­цию 1933 г. и Протокол к ней 1938 г.) предусматривают абсолютную ответственность собственников воздушных судов за ущерб, причи­ненный в результате их использования. Страсбургский типовой проект 1959 г. закрепляет типовые положения административного и технического характера относительно деятельности гражданской авиации.

Международно-правовой обычай также является источником меж­дународного воздушного права, в особенности для государств, не уча­ствующих в Парижской конвенции 1919 г. и Чикагской конвенций 1944 г. Для таких государств нормами международного обычая явля­ются следующие положения:

1.  Принцип государственного суверенитета относительно воздуш­ного пространства над сухопутной и водной территорией государства.

2.  За пределами государственной территории сохраняется юрис0КЦИЯ государства флага воздушного судна, внесенного в его реестр.

3.  В случае бедствия воздушное судно вправе осуществить несанк­ционированный влет в пределы воздушного пространства иностран­ного государства с целью совершения аварийной посадки.

Основным принципом международного воздушного права является полный и исключительный суверенитет государства над его воздуш­ным пространством (ст. 1 Чикагской конвенции 1944 г.). Государство самостоятельно устанавливает режим своего воздушного пространст­ва. В основном для иностранных судов предусмотрен разрешительный порядок полетов. Государство обязано обеспечить осуществление прав других государств в пределах своего воздушного пространства.

Специальные правила установлены для транзитных пролетов через международные проливы, перекрываемые территориальными вода­ми, и для осуществления пролета над архипелажными водами.

Принципом международного воздушного права является также свобода полетов в открытом воздушном пространстве судов всех госу­дарств. Открытое воздушное пространство представляет собой между­народную территорию и расположено за пределами территориальных вод: над открытым морем, исключительной экономической зоной, Антарктикой, международными проливами.

В открытом воздушном пространстве все воздушные суда подчи­няются только юрисдикции государства флага. Они обязаны воздер­живаться от действий, которые могут неблагоприятно отразиться на использовании свободы полетов другими государствами. Все суда в открытом воздушном пространстве должны соблюдать правила, уста­новленные ИКАО. В Чикагской конвенции подчеркивается, что пра­вила полетов, разработанные ИКАО, действуют без каких-либо ис­ключений над открытым морем.

Обеспечение безопасности международной гражданской авиации представляет собой еще один принцип воздушного права. Государства обязаны принимать меры по обеспечению технической надежности авиатехники, аэропортов, вспомогательных служб и т.п. Государства обязаны бороться с любыми актами незаконного вмешательства в Деятельность международной гражданской авиации.

Чикагская конвенция устанавливает единые требования к технике безопасности аэронавигации, которые разрабатываются в воздушных Регламентах ИКАО. Приложение XVII к Чикагской конвенции «Безо­пасность» обязывает государства защищать гражданскую авиацию от любых актов незаконного вмешательства, поскольку безопасность пассажиров и экипажа имеет первостепенное значение. К актам конного вмешательства в деятельность гражданской авиации должны применяться самые суровые меры наказания.

19.2. Правовое регулирование международных полетов над государственной территорией

Режим международных полетов над государственной территорией регулируется Чикагской конвенцией 1944 г. и национальным воздуш­ным законодательством. Государственный суверенитет над воздушным пространством ограничен пределами самого воздушного пространст­ва и не может простираться далее этих пределов. В международном праве отсутствует общепризнанная договорная норма о высотной гра­нице суверенитета государств над его воздушным пространством.

В 1978 г. СССР выступил с предложением установить высотные пределы воздушного пространства, т.е. границу между воздушным и космическим пространствами на высоте 100—110 км над уровнем океана. Это предложение не было принято, однако к настоящему вре­мени сложилась международная обычная норма о высотном разграничении космического и воздушного пространств — нижняя орбита по­летов искусственных спутников (100—110 км).

Основой допуска иностранных воздушных судов на территорию другого государства является специальный международный договор или соответствующее разрешение. Специфика международных поле­тов: воздушное судно должно пересекать границы более одного госу­дарства.

Категории международных полетов:

1.   Регулярные — осуществляются специально назначенными госу­дарственными авиапредприятиями по воздушным линиям, установ­ленным в международных договорах. В 1952 г. Совет ИКАО офици­ально определил понятие «международные регулярные воздушные сообщения» — это серийные полеты через воздушное пространство более чем одного государства с целью выполнения за вознаграждение
перевозок пассажиров, почты, грузов и багажа при условии, что все рейсы открыты для общего пользования с опубликованием расписа­ния, с частотой и регулярностью, составляющими систематические
серийные рейсы.

2.   Нерегулярные — это все полеты, которые не отвечают условиям, предъявляемым к регулярным полетам. Нерегулярные полеты осуще­ствляются с различными целями: перевозка пассажиров, багажа, грузов, почты, проведение научно-исследовательских работ, поиск и спа­сание, разведка природных ресурсов, производство сельскохозяйственных работ. Основная цель нерегулярных полетов — осуществление перевозок. В современных условиях наиболее распространены нере­гулярные авиаперевозки по чартеру.

Специальное разрешение требуется для регулярных международ­ных полетов. Чикагская конвенция о международной гражданской авиации 1944 г. устанавливает (ст. 5), что воздушные суда государств-участников имеют право совершать полеты на территорию другого государства-участника или беспосадочные перелеты через его терри­торию и без обязательного предварительного разрешения. Чикагская конвенция в целом представляет для участвующих в ней государств специальное разрешение на свободу полетов через их территорию воз­душных судов других государств-участников. Международные догово­ры являются особой формой специальных разрешений для осуществ­ления международных воздушных полетов.

Как правило, разрешительный порядок для нерегулярных полетов действует в упрощенной форме — в форме диспетчерского уведомле­ния. В 1956 г: было заключено Парижское соглашение о коммерческих правилах при нерегулярных воздушных сообщениях в Европе (участ­ники — государства — члены Европейской конференции гражданской авиации). Соглашение устанавливает особый режим для нерегуляр­ных международных полетов: облегченный порядок получения разре­шений.

В настоящее время господствует точка зрения, что вследствие рос­та объема и значения чартерных перевозок их режим должен быть не менее строгим, чем режим регулярных полетов (чартерные перевозки составляют более Уз общего объема перевозок).

Чикагская конвенция 1944 г. устанавливает общие правовые нор­мы, распространяющиеся на международные воздушные полеты госу­дарственной над территорией: допуск иностранных воздушных судов в воздушное пространство других государств, порядок и условия нави­гации воздушных судов, вылеты воздушных судов за пределы террито­рии иностранного государства.

В международном воздушном праве отсутствуют единообразные правила относительно порядка влета на территорию иностранного го­сударства. Этот порядок регулируется национальным законодательст­вом с учетом положений ст. 11 Чикагской конвенции, Приложений к Ней и Международных стандартов 1944 г. На воздушные суда, находя­щиеся в воздушном пространстве иностранного государства, распро­страняется юрисдикция этого государства, его таможенный, валют­ный и карантинный контроль.

Если воздушное судно терпит бедствие, то государство, на террито­рии которого находится данное воздушное судно, обязано оказать ему помощь и вправе расследовать обстоятельства происшествия, послу­жившего причиной бедствия (ст. 26 Чикагской конвенции). Чикагская конвенция (ст. 11) устанавливает принцип недискриминации в отно­шении применения правил о воздушных передвижениях к судам всех государств.

В 1984 г. в Чикагской конвенции было принято Дополнение (ст. ЗЬ) -- государство при перехвате нарушившего его границы ино­странного воздушного судна обязано действовать так, чтобы не ста­вить под угрозу жизнь пассажиров и экипажа и безопасность самого судна. Это дополнение было принято в связи с гибелью южнокорей­ского пассажирского «Боинга-77», сбитого в 1983 г. в советском воз­душном пространстве.

Согласие государства на осуществление международных воздуш­ных полетов над его территорией не дает иностранным воздушным су­дам права на свободу передвижения в пределах этой территории. Ино­странные летательные аппараты должны соблюдать внутригосударст­венные правила влета и вылета, проверки полетов (ст. 12 Чикагской конвенции). Государство имеет право произвести досмотр совершив­шего на его территории посадку иностранного воздушного судна (ст. 16).

Влет на территорию иностранного государства без разрешения (за исключением обстоятельств, возникших в результате действия непре­одолимой силы) является правонарушением (незаконным пересече­нием государственной границы), влекущим административную, уголовную, дисциплинарную ответственность экипажа (командира) воздушного судна и международно-правовую ответственность госу­дарства регистрации воздушного судна.

В соответствии с Чикагской конвенцией любое государство в одностороннем порядке может запретить перевозить через свою тер­риторию на иностранных воздушных судах военное снаряжение и ма­териалы, любые иные материалы, но только без различия между ино­странными и национальными воздушными судами. Государство впра­ве полностью запретить полеты над определенными зонами своей территории по соображениям военной необходимости или общест­венной безопасности, но без различия между своими регулярными полетами и полетами иностранных воздушных судов. Размеры и место расположения запретных зон должны быть «разумными» и не созда­вать помех для международной аэронавигации.

Государство вправе в период военного или чрезвычайного положе­ния полностью запретить полеты иностранных воздушных судов над своей территорией, ввести временные ограничения, но только для всех иностранных судов независимо от их национальной принадлеж­ности.

В рамках СБСЕ — ОБСЕ разработана концепция открытого не­ба, — государства на взаимной и равноправной основе осуществляют полеты невооруженных воздушных судов над территорией других го­сударств для наблюдения за их военной деятельностью. Основной смысл концепции открытого неба — укрепление доверия между госу­дарствами, соблюдение обязательств по разоружению и ограничению вооружений. Концепция основана на строгом соблюдении принципа равного для всех государств режима инспекций.

В соответствии с Договором по открытому небу СБСЕ 1992 г. на­блюдательные полеты имеют приоритет по отношению к любым регу­лярным воздушным полетам. Данные наблюдательных полетов пере­даются всем государствам-участникам Договора и в Консультативную комиссию по открытому небу, которая принимает рекомендации на основе консенсуса.

19.3. Правовое регулирование полетов в международном воздушном пространстве

Международное воздушное пространство расположено над откры­тым морем, исключительной экономической зоной, международны­ми проливами, архипелажными водами и Антарктикой. Принцип сво­боды открытого моря предполагает существование принципа откры­того воздушного пространства над ним. Принцип свободы полетов над открытым морем представляет собой своеобразную реализацию принципа свободы открытого моря.

Все государства независимо от того, являются ли они прибрежны­ми или внутриконтинентальными, имеют право на свободу полетов, т.е. право без чьего-либо разрешения осуществлять воздухоплавание над открытым морем. Государства не вправе претендовать на установ­ление каких-либо суверенных прав над международным воздушным пространством.

Принцип свободы полетов закреплен в Женевской конвенции об открытом море 1958 г. (ст. 2) и в Конвенции по морскому праву 1982 г. (ст. 87), но в соответствии с данной Конвенцией свобода полетов огра­ничена.

Государство сохраняет свою юрисдикцию по отношению к зареги­стрированному в нем воздушному судну, которое осуществляет поле­ты в международном воздушном пространстве. Власть другого госу­дарства на данное воздушное судно не распространяется, что означает недопустимость вмешательства в полеты воздушных судов.

Государство обязано не допускать, чтобы его воздушные суда Соз давали угрозу безопасности полетов воздушным судам других госу­дарств и безопасности мореплавания. В этих целях государства заклю чают соглашения о предотвращении инцидентов в открытом море и воздушном пространстве над ним. Не допускаются имитация атак имитация применения оружия по самолетам и кораблям, выполнение военными самолетами опасных облетов иностранных морских судов иные действия, представляющие опасность для полетов в воздушном пространстве или судоходства в открытом море.

Каждое воздушное судно, занятое в международной аэронавига­ции, должно иметь национальность и регистрационные знаки. Воз­душное судно имеет национальность того государства, в чей государ­ственный реестр оно занесено. Государство, под юрисдикцией кото­рого находится воздушное или морское судно, ставшее объектом нападения или опасных маневров, вправе поставить вопрос об ответ­ственности того государства, воздушное судно которого допустило опасные действия.

Некоторые государства установили зоны безопасности или зоны опознания, при полете в которых воздушные суда других государств обязаны соблюдать особые требования. Такие зоны установлены США над прибрежными водами открытого моря Тихого и Атлантиче­ского океанов. Воздушные суда, направляющиеся в США со стороны моря, должны сообщать о своем месте нахождения, направлении и плане полета в зоне безопасности. Такие же зоны установлены Греци­ей, Канадой, Южной Кореей (воздушное судно, не сообщившее необ­ходимых данных, может быть признано нарушителем воздушного пространства Южной Кореи).

Упорядочение режима полетов над открытом морем входит в ком­петенцию ИКАО. В рамках этой организации разрабатываются уни­фицированные летно-технические нормы. Нормы Приложения II к Чикагской конвенции «Правила полетов» должны соблюдаться воз­душными судами всех государств при полетах над открытым морем-В этом пространстве нормы Приложения действуют без каких-либо исключений. Единый режим международных полетов над открытым морем необходимо поддерживать в целях обеспечения безопасности воздухоплавания. Приложение II устанавливает основные, наиболее общие требования к международным полетам. В отдельных районах открытого моря применяются национальные правила, принятые при­брежными государствами.

Помимо свободы полетов воздушных судов над открытым морем существуют свобода научных исследований, проводимых при помощи воздушных судов; свобода использования летательных аппаратов для обеспечения рыболовства и возведения искусственных островов и ус­тановок.

Для установления критериев при обслуживании международных полетов над открытым морем (аэронавигационный контроль и обес­печение полетной информации) в рамках ИКАО определены основ­ные категории воздушного пространства над открытым морем:

1.  Консультативное воздушное пространство — это район над от­крытым морем, удаленный от береговой линии настолько, что диспет­черские службы не могут управлять воздушным движением, а при­брежное государство не может нести ответственности за безопасность международных полетов.

2.  Контролируемое воздушное пространство — это район открыто­го моря, в пределах которого диспетчерские службы обеспечивают управление воздушным движением, а прибрежное государство несет
ответственность за безопасность международных полетов. В контро­
лируемом воздушном пространстве устанавливаются международные воздушные трассы и контролируемые аэродромные зоны.

3.  Опасная зона — это район открытого моря, в пределах которого регулярно может возникать опасность для полетов воздушных судов.

4.  Зона ограниченного режима полетов — это воздушное простран­ство над открытым морем, в пределах которого осуществление поле­тов временно ограничено (испытания межконтинентальных балли­стических ракет).

5.  Зона безопасности — это воздушное пространство над открытым морем, где прибрежное государство устанавливает особый режим полетов (уведомительный порядок, сообщение маршрута и плана по­лета).

При регулировании международных полетов над открытым морем ИКАО определяет наиболее экономичные международные воздуш­ные трассы, промежуточные порты посадки (международные аэро­порты). Для отдельных районов устанавливаются специальные аэро­навигационные планы: Африка — Индийский океан, Восточная Азия — Средиземное море, Северная Атлантика — Северная Амери­ка — Тихий океан, Карибское море — Северная Америка, Европа — Средиземное море.

Регулирование полетов над международными проливами отлича­ется особой спецификой. На Земле около 300 морских проливов, но только небольшая часть из них имеет значение для международной аэронавигаиии: Балтийские проливы, Гибралтар, Ла-Манш, Мозамбикский и Корейский проливы, пролив Дрейка, Сингапурский, Ма­гелланов и Баб-эль-Мандебский проливы, Па-де-Кале, Черномор­ские проливы.

Если пролив не перекрывается территориальными водами при брежных государств, то его режим подчиняется правилам, действующим в отношении открытого моря. Если перекрывается, то воздушные суда (летательные аппараты) пользуются правом транзитного пролета, под которым понимается осуществление свободного полета с целью непрерывного и быстрого транзита через пролив (ст. 87 Кон­венции по морскому праву 1982 г.).

Правовой режим проливов, соединяющих открытое море с закры­тым морем и являющихся единственным выходом из него (Черномор­ские, Балтийские), регламентируется специальными международны­ми соглашениями — Конвенция Монтрё о режиме Черноморских проливов 1936 г.; международные соглашения и специальные правила о режиме Балтийских проливов, изданные Данией.

Режим пролетов над архипелажными водами практически иденти­чен режиму транзитного пролета. Правом на архипелажный пролет обладают все воздушные суда. Архипелажный пролет осуществляется либо над традиционными морскими путями, либо в пределах специ­альных воздушных коридоров, устанавливаемых государством-архипелагом.

Режим воздушного пространства над Антарктикой и полетов над ней определен Вашингтонским договором об Антарктике 1959 г. (ст. VI), — все государства независимо от участия в Договоре, имеют право свободно осуществлять полеты над Антарктикой гражданских воздушных судов по правилам ИКАО. Воздушное пространство Ан­тарктики используется только в мирных целях. Военные летательные аппараты могут осуществлять полеты над Антарктикой для контроля за соблюдением положений Договора (ст. VII), для доставки и вывоза персонала, оснащения станций.

19.4. Правовое регулирование международных воздушных сообщений и воздушной коммерческой деятельности

Одной из основных проблем международных воздушных сообще­ний является вопрос о коммерческих правах на воздушном транспор­те. Коммерческие права на международном воздушном транспорте заключаются в предоставлении авиапредприятиям возможности осу­ществлять перевозки пассажиров, грузов, багажа и почты. Коммерче­ский характер такой деятельности проявляется в том, что она имеет возмездный характер.

Предоставление коммерческих прав принадлежит государству И связано с его суверенитетом. Коммерческая деятельность на воздушном транспорте имеет различный объем. В зависимости от объема выделяются различные уровни коммерческих прав, т.е. категории общих Прав на осуществление коммерческой деятельности (коммерческие свободы воздуха — термин впервые употреблен в Чикагской конвен­ции о международной гражданской авиации 1944 г.).

Первоначально в международной практике сложились пять ком­мерческих свобод воздуха, которые впоследствии были закреплены в Чикагской конвенции 1944 г.:

1.  Право транзитных беспосадочных полетов через территорию го­сударства, которое предоставляет это право.

2.  Право на транзитный полет через территорию иностранного го­сударства с правом технических посадок на иностранной территории без коммерческой деятельности, т.е. для заправки, сервисного обслу­живания и т.п.

3.  Право государства регистрации воздушного судна высаживать на иностранной территории пассажиров, выгружать почту и грузы, взя­тые на территории государства флага воздушного судна.

4.  Право государства принимать на своей территории иностранное воздушное судно с пассажирами, почтой и грузами, следующее на тер­риторию государства флага воздушного судна.

5.  Право государства принимать на своей территории пассажиров, почту и грузы, которые должны быть доставлены на территорию третьего государства; право государства регистрации воздушного суд­
на высаживать пассажиров, выгружать почту и грузы, следующие из третьего государства. В международной практике свобода перевозок в третьи страны не предоставляется, так как снижает конкурентоспо­собность национальных авиапредприятий по перевозке пассажиров, грузов и почты.

Вскоре после подписания Чикагской конвенции в некоторых меж­дународных соглашениях и в международной практике были установ­лены дополнительные свободы воздуха, не перечисленные в Чикаг­ской конвенции:

1.  Право государства осуществлять перевозки пассажиров, почты и грузов между двумя иностранными государствами через собственную территорию (Соглашение о транзите 1944 г.).

2.  Право государства использовать воздушные суда своей нацио­нальности для осуществления перевозок пассажиров, почты и грузов, Минуя свою собственную территорию.

До принятия Чикагской конвенции 1944 г. в международном воздушном праве существовала свобода каботажа: право государства осу­ществлять перевозки, начало и окончание которых — пределы одного и того же иностранного государства. Каботажем занимались авиапредприятия развитых государств. Чикагская конвенция запретила каботажные перевозки на исключительной основе, так как они могут причинить ущерб экономике государства, в пределах территории ко­торого осуществляется каботаж, — воспрепятствовать развитию его собственной авиационной индустрии. Однако на основе двусторонне­го соглашения между заинтересованными государствами каботажные перевозки имеют правомерный характер (например, Соглашение ме­жду Российской Федерацией и Индией).

Коммерческие свободы воздуха применяются не только к государ­ствам регистрации воздушных судов, но и к государствам-эксплуатантам (арендаторам воздушных судов). Такие государства самостоя­тельно договариваются о коммерческих правилах перевозок на воз­душных судах.

Основную роль в правовом регулировании коммерческих воздуш­ных сообщений играют двусторонние соглашения о воздушном транс­порте. Такие соглашения заключаются по образцам, содержащимся в типовых проектах, — Чикагской конвенции 1944 г. и Страсбургской конвенции .1959 г. Большинство транспортных соглашений представля­ют собой соглашения чикагского типа. Заключительный акт Чикагской конвенции содержит стандартную форму двусторонних соглашений об обмене коммерческими правами при регулировании международ­ных воздушных сообщений, предусматривающую взаимное предос­тавление основных свобод воздуха (чикагская стандартная форма).

На содержание современных воздушных транспортных конвенций большое влияние оказали соглашения бермудского типа (по образцу соглашений между США и Великобританией — Бермуды-I и Бермуды-II), устанавливающие тарифные ставки и определяющие объемы перевозок. Многие государства заключают соглашения смешанного характера (чикагско-бермудского типа).

С 70-х гг. XX в. на рынке авиаперевозок обострилась конкурентная борьба. В 1976 г. в США появилась концепция «дерегулирования», в основе которой лежит либерализация чартерных перевозок, свобода доступа к рынкам, гибкая тарифная система, конкуренция между авиакомпаниями, минимальное вмешательство государств в воздуш­ную коммерческую деятельность. В 1976 г. Великобритания денонси­ровала Соглашение Бермуды-I, а в 1978 г. в США был принят Закон о дерегулировании деятельности авиапредприятий на внутренних авиа­линиях. В 1979 г. Закон о конкуренции на международном воздушном транспорте распространил действие Закона о дерегулировании на ме­ждународные воздушные перевозки.

Законодательство о дерегулировании предусматривает применение к государствам, не согласным распространять методы свободной кон­куренции на воздушный транспорт, санкций в виде приостановления, прекращения или изменения порядка выдачи разрешений иностран­ным перевозчикам на полеты через территорию США.

Договоры, заключенные США в 80—90-х гг. XX в. с Нидерландами, Перу, ФРГ, Бельгией, Южной Кореей, Сингапуром, Таиландом, Ямайкой, Чили и другими государствами, основаны на принципах по­литики дерегулирования. Соглашение между США и ФРГ предусмат­ривает, что небо США открыто без ограничений на всех маршрутах ФРГ — США на основе признания и соблюдения принципов Закона о дерегулировании. В Соглашении между США И Бельгией установле­но, что самолеты бельгийских авиакомпаний в небе США пользуются коммерческими свободами только в области грузоперевозок.

Во всех соглашениях отражена политика не позволить иностран­ным перевозчикам конкурировать с американскими авиакомпания­ми. Подобные соглашения о дерегулировании ipso facto создали но­вую систему на рынке воздушных перевозок, — авиапредприятия раз­личных государств оказались в неравных условиях. Авиаперевозчики из стран, придерживающихся концепции дерегулирования, имеют возможность осуществлять перевозки без ограничений; все остальные авиаперевозчики ограничены традиционными чикагско-бермудски-ми условиями.

В 1983 г. Европейский совет ЕЭС санкционировал частичную либерализацию режима и применение принципов дерегулирования в отношении внутрирегиональных воздушных сообщений между госу­дарствами Западной Европы. В 1984 г. были заключены соглашения между Великобританией, ФРГ, Люксембургом и Нидерландами, пре­дусматривавшие принципы регулирования маршрутов на условиях де­регулирования.

Принцип взаимности является определяющим в регулировании маршрутов и пунктов посадок. Государства устанавливают специаль­ные линии для воздушных перевозок. Объем перевозок и частота дви­жения по договорным воздушным линиям осуществляются на основе двусторонних международных соглашений. Эти соглашения преду­сматривают и регулирование тарифов на перевозки. Правовые аспек­ты коммерческой деятельности в нерегулярном воздушном сообще­нии главным образом регулируются Пражским соглашением 1956 г.

19.5. Правовой статус воздушного судна и экипажа; международные авиационные организации

Воздушное судно обладает национальной принадлежностью по факту его регистрации в каком-либо государстве. Принцип нацио­нальной принадлежности создает публично-правовую связь между государством и воздушным судном, которое пользуется защитой этого государства. Важное значение имеет деление воздушных судов на тор­говые (гражданские) и государственные (используемые на военной таможенной и полицейской службе) — ст. 3 Чикагской конвенции 1944 г.

Члены экипажа являются представителями эксплуатанта (владель­ца судна), который отвечает за действия экипажа. Командир воздушного судна несет ответственность за экипаж, воздушное судно и проч. Общие требования к экипажу перечислены в ст. 32 и 33 Чикагской конвенции и Приложении I. Правовое положение экипажа регулиру­ется национальным законодательством государства флага. По общему правилу в состав экипажа воздушного судна не могут входить граж­дане иностранных государств (это положение связано с борьбой про­тив актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации).

Согласно Чикагской конвенции (ст. 25), каждое государство-участ­ник обязано оказывать помощь воздушному судну, терпящему бедст­вие на его территории, разрешать собственнику судна или властям го­сударства его регистрации оказывать такую помощь. Все государства должны сотрудничать в организации поиска пропавших судов.

Аналогичные положения содержатся и в других международно-правовых актах. Международная конвенция для унификации некото­рых правил относительно оказания помощи воздушным судам и их спасания на море или помощи и спасания на море посредством воз­душных судов 1938 г. закрепляет обязанность оказывать помощь ава­рийным воздушным судам, терпящим бедствие на море (ст. 2). Прило­жение XIII к Чикагской конвенции регламентирует оказание помощи воздушным судам.

Международно-правовая практика идет по пути регулирования оказания помощи воздушным судам, терпящим бедствие на море, на основе норм, содержащихся в международных соглашениях по мор­скому праву: Брюссельских конвенций 1910 г., Лондонской конвен­ции 1980 г., Женевских конвенций 1958 г., Конвенции по морскому праву 1982 г. Некоторые положения содержатся в Женевской конвен­ции об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших ко­раблекрушение, из состава вооруженных сил на море, 1949 г-(ст. 12), — понятие кораблекрушения включает в себя вынужденную посадку самолета в море или падение в море.

Основной межправительственной организацией в сфере сотрудни­чества государств в сфере воздушного права является Международная организация гражданской авиации (ИКАО). Организована на Чикаг­ской конференции по вопросам гражданской авиации; ч. II Чикагской конвенции — это Устав ИКАО. ИКАО — правопреемница меж­дународных организаций в области гражданской авиации, действо­вавших в период между двумя мировыми войнами: Международной комиссии по воздушной навигации и Международного комитета юристов-экспертов по вопросам воздушного права.

ИКАО разрабатывает принципы и методы международной аэрона­вигации; содействует планированию и развитию воздушного транс­порта; поощряет конструирование и эксплуатацию воздушных судов; предотвращает экономические потери, вызванные «неразумной» кон­куренцией; содействует унификации таможенных, иммиграционных и санитарных правил.

Одна из основных функций ИКАО — разработка проектов между­народных конвенций, принятие стандартов и оформление их в каче­стве приложений к Чикагской конвенции. 18 приложений к Чикаг­ской конвенции содержат более 4 тыс. стандартов и рекомендаций. В рамках этой организации подготовлено около 20 проектов междуна­родных документов: Женевская конвенция о международном призна­нии прав в отношении воздушных судов 1948 г., Римская конвенция о причинении ущерба иностранным воздушным судном третьим лицам на поверхности Земли 1952 г., Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения 1991 г. и др.

ИКАО занимается унификацией и стандартизацией национального законодательства в области развития гражданской авиации. Прило­жения к Чикагской конвенции составляют основу международных стандартов по воздушному праву: если государство-участник не зая­вило о своем несогласии со стандартом, последний становится для не­го обязательным (ст. 90 Чикагской конвенции).

Одна из функций ИКАО — это оказание помощи развивающимся странам: ежегодно 90 государств третьего мира безвозмездно пользу­ются помощью экспертов, получают возможность для подготовки специалистов и поставки аэронавигационного оборудования. Регио­нальные бюро ИКАО находятся в Европе, на Ближнем Востоке, в Аф­рике и Южной Америке.

Европейская конференция гражданской авиации (ЕКАК) — ре­гиональная международная межправительственная организация с консультативными функциями (члены — большинство европейских государств и Турция). Создана в 1954 г. Занимается изучением про­блем европейского воздушного транспорта и его развития.

Европейская организация по обеспечению безопасности аэрона­вигации (Евроконтроль) была создана в 1960 г. Основная функция — организация сотрудничества европейских государств по обеспечению безопасности полетов гражданских и военных воздушных судов.

Африканская комиссия гражданской авиации (АФКАК) создана в 1969 г. по образцу ЕКАК. Агентство по обеспечению безопасности в Африке и на Мадагаскаре (АСЕКНА) функционирует с 1959 г. с целью обеспечения регулирования и безопасности полетов над территория­ми государств-членов.

Латиноамериканская комиссия гражданской авиации (ЛАКАК) создана в 1973 г. для координации деятельности воздушного транс­порта государств-членов. Центральноамериканская корпорация по обслуживанию аэронавигации (КОКЕСНА) действует с 1960 г. для ор­ганизации обслуживания воздушным движением судов, принадлежа­щих государствам, юридическим и физическим лицам.

19.6. Ответственность в международном воздушном праве

Чикагская конвенция 1944 г. устанавливает политическую ответст­венность государств за нарушение принципов и норм международно­го воздушного права (ст. 88). Одна из санкций — приостановление права голоса в Ассамблее ИКАО.

Государство несет международно-правовую ответственность за на­рушение суверенитета иностранного государства над его воздушным пространством. Авиаперевозчик (физическое или юридическое лицо) несет гражданско-правовую ответственность за ущерб, причиненный пассажирам, багажу или грузу.

В 1952 г. была принята Римская конвенция о возмещении вреда, причиненного иностранным воздушным судном третьим лицам на поверхности Земли. Размер возмещения ограничен в зависимости от веса воздушного судна. Субъектами ответственности являются эксплуатанты воздушных судов (лица, в чьем пользовании находилось воздушное судно в момент причинения вреда).

Широкое понятие вреда — это смерть, телесные повреждения, вред, причиненный имуществу в результате физического воздействия конуса судна или выпавших из него предметов. В 1978 г. к Римской конвенции принят Монреальский протокол, увеличивший пределы ответственности и расширивший понятие вреда.

Единообразный подход к вопросам материальной ответственности авиаперевозчика разработан в договорах, входящих в Варшавскую конвенционную систему регулирования воздушных перевозок. Субъ­ектами ответственности являются стороны гражданско-правового контракта.

Варшавская конвенция для унификации некоторых правил, ка­сающихся международных воздушных перевозок, 1929 г. устанавлива­ет ответственность перевозчика за вред, выразившийся в смерти и любом телесном повреждении, причиненном пассажиру, в уничтожении, утере или повреждении багажа и груза, за опоздание при перевозке. Международные договоры, дополняющие Варшавскую конвенцию, предусматривают максимальные пределы ответственности авиапере­возчика (ограничение ответственности по сумме). Решение вопроса об ответственности основано на принципе презюмируемой вины.

Гвадалахарская конвенция относительно унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, выпол­няемых лицами иностранными, чем договаривающийся перевозчик, 1961 г. (дополнение к Варшавской конвенции 1929 г.) распространила основные принципы Варшавской конвенции об ответственности авиаперевозчика на перевозки иностранными арендаторами воздуш­ных судов (чартерные перевозки).

В настоящее время имеет место тенденция увеличения максималь­ного предела ответственности авиаперевозчиков (Монреальские со­глашения 1966—1999 гг.). Многие страны (например, США) допуска­ют в свое воздушное пространство суда только тех авиакомпаний, ко­торые соблюдают предписания этих соглашений и согласны с установленными повышенными пределами ответственности.

Гватемальский протокол 1971 г. к Варшавской конвенции 1929 г. увеличил пределы ответственности авиаперевозчика и установил принцип его объективной ответственности (вне зависимости от нали­чия вины). Принцип объективного вменения закреплен и в Монре­альских соглашениях (например, Монреальский протокол № 4 1975 г.).