Тема 2. ИСТОЧНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
2.1. Понятие и виды источников международного права
2.2.Основные традиционные вспомогательные источники международного права
2.3.Традиционные вспомогательные источники международного права
2.4.Нетрадиционные источники международного права
2.1. Понятие и виды источников международного права
Источник международного права — это установленная в процессе согласования воль государств форма воплощения их согласованных решений, форма существования международно-правовых норм. Источник международного права представляет собой конечный результат процесса согласования воль субъектов международного права. Согласие всех государств по поводу источников международного права выражено в ст. 38 Статута Международного Суда ООН: Суд обязан решать переданные ему споры на основе международного права, применяя:
1. Международные конвенции, общие и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами.
2. Международные обычаи как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы.
3. Общие принципы права, свойственные цивилизованным нациям.
4. С оговоркой ст. 59 судебные решения и доктрину наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву разных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.
Перечень источников международного права по ст. 38 Статута Международного Суда не имеет исчерпывающего, закрытого характера. В нем перечисляются основные и вспомогательные источники. Традиционными основными источниками являются международные договоры и обычаи, общие принципы права цивилизованных народов. В настоящее время в международном праве сложились новые, нетрадиционные источники, не указанные в Статуте: акты международных конференций и международных организаций.
Нетрадиционные источники международного права имеют ограниченное значение: далеко не все акты международных организаций и конференций приобретают значение источников права. В первую очередь источниками международного права являются нормативные акты международных организаций, обязательные для государств-Членов. Статья 38 Статута говорит о судебных решениях и доктрине как о документах, не имеющих нормативного характера. Они являются вспомогательными средствами для определения правовых норм, т.е. ориентиром при толковании права, но не средством закрепления правовых норм и не формой их существования.
Современное состояние международно-правового регулирования характеризуется наличием пяти разновидностей источников международного права: международный договор, международный обычай, общие принципы права, акты международных конференций, резолюции международных организаций.
Национальное законодательство не является источником международного права, но влияет на создание его норм. Наличие в нескольких государствах родственных по содержанию законов в сфере, близкой к предмету международно-правового регулирования, может свидетельствовать о становлении международного обычая. Надлежащая реализация большинства международно-правовых норм обусловлена согласованностью с ними национальных законов.
2.2. Основные традиционные источники международного права
Традиционными основными источниками международного права являются международный договор, международный обычай и общие принципы права. Международный договор — это основной, главный источник международного права. Пункт «а» ст. 38 Статута Международного Суда определяет международные договоры как «...международные конвенции, общие и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами».
Главным источником права международных договоров является Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. В соответствии с ее положениями, международный договор представляет собой международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулирующее международные правоотношения.
Сторонами международного договора могут быть не только государства, но и другие традиционные субъекты международного права. Договор не обязательно должен быть заключен в письменной форме. Конвенция 1969 г. предусматривает возможность устной формы международного договора (джентльменское соглашение). Особое значение имеют многосторонние международные договоры, призванные регулировать отношения, представляющие интерес для всего человечества. Причины главенствующей роли международного договора среди источников международного права:
1. Договорная форма позволяет четко формулировать права и обязанности сторон, что благоприятствует толкованию и применению договорных норм.
2. В настоящее время все сферы международных отношений урегулированы на договорном уровне.
3. Договор наилучшим образом обеспечивает согласованность и взаимодействие международных норм и национального законодательства.
Международный обычай также представляет собой основной традиционный источник международного права. Пункт «b» ст. 38 Статута Международного Суда определяет международный обычай как «... доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы». Положения Статута подчеркивают роль международной практики и opinio iuris в формировании обычая. Обычай приобретает юридическое значение в результате однородных или идентичных действий государств и определенным образом выраженного намерения придать таким действиям нормативное значение.
Специфика международного обычая заключается в том, что он не является официальным документом с явно выраженными государством формулировками. Обычай, как правило, фиксируется во внешнеполитических актах государства, в его дипломатической переписке.
Обычно-правовые нормы чаще всего встречаются в праве внешних сношений (главу правительства одного государства встречает глава правительства другого государства) и морском праве (торговое судно одного государства приветствует военное судно другого государства первым путем приспускания флага до половины флагштока).
Договор и обычай в равной мере обязательны для государств, на которые они распространяются. Для международного права типична ситуация, когда по одному и тому же вопросу применяются и договор, и обычай, но каждый для «своей» группы государств (например, Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.). В договоре сконцентрирована определенная совокупность тематически однородных норм, а обычай — это всегда одна норма, одно правило поведения.
Традиционным и основным источником международного права являются общие принципы права цивилизованных народов. Пункт «с» ст. 38 Статута Международного Суда содержит формулировку: «...общие принципы права, признанные цивилизованными нациями». В доктрине международного права по вопросу определения природы общих принципов права до сих пор высказываются различные точки зрения.
В.М. Корецкий (бывший судья Международного Суда ООН) считал, что общие принципы права тождественны общим принципам международного права. Однако для того, чтобы стать общим принципом международного права, какой-либо правовой постулат должен быть признан государствами как норма международного права, а не как форма существования его норм. Далеко на все принципы права, свойственные цивилизованным правовым системам, могут иметь характер норм международного права (например, равенство государства и частных лиц в гражданско-правовых отношениях).
Господствующая концепция относительно природы общих принципов права — эти принципы представляют собой общие юридические правила, которые используются при применении конкретных правовых норм, при определении прав и обязанностей субъектов права. Это традиционные правовые постулаты, приемы юридической техники, некие юридические максимы, выработанные римскими классическими юристами: закон не имеет обратной силы, бремя доказывания лежит на истце, специальный закон имеет преимущество перед общим, принципы охраны приобретенных прав и незлоупотребления правом и т.д. Точное число общих принципов права назвать невозможно, так же как невозможно дать их исчерпывающий перечень.
Особое значение среди общих принципов права имеет принцип справедливости и доброй совести. Статья 38 Статута устанавливает обязанность Международного Суда принимать решение на основе международного права, но при этом не ограничивается его право разрешать дело по справедливости и доброй совести (ex aequo et bono), если стороны с этим согласны. Понятие «цивилизованные нации» имеет в виду те государства, чьи правовые системы основаны на рецепированном римском праве.
Общие принципы права как источник международного права обладают серьезной спецификой. Далеко не все принципы права, общие для национальных правовых систем, могут применяться в международном праве и являться его источником. Для применения в международном праве в качестве общего принципа права и его источника любой правовой постулат, общий для национальных правовых систем, должен быть признан государствами как юридически обязательный именно в международном праве.
Основное отличие общих принципов права от общих принципов международного права заключается в следующем: общие принципы права — это источник международного права, форма существования его правовых норм; общие принципы международного права представляют собой один из институтов международного права. Общие принципы международного права не являются формой существования его правовых норм, а сами закреплены в соответствующих источниках международного права.
2.3. Традиционные вспомогательные источники международного права
Традиционными вспомогательными источниками международного права являются судебные решения и доктрина международного права. Судебные решения понимаются как решения и консультативные заключения самого Международного Суда ООН. Пункт «d» ст. 38 Статута устанавливает, что Суд применяет «...с оговоркой ст. 59, судебные решения... в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм». Международный Суд обязан рассматривать дела на основе действующего международного права. Международный Суд не уполномочен вносить изменения в действующее международное право, а должен им руководствоваться.
Статут отвергает концепцию судебного прецедента. Статья 59 Статута — решение суда обязательно только для спорящих сторон и только по данному делу. С этой оговоркой Международный Суд может использовать свои решения как вспомогательное средство для определения правовых норм, их отыскания и толкования. Решения Международного Суда не являются частью процесса создания или изменения норм международного права, но оказывают на него большое влияние. Международный Суд уполномочен принимать решения по аналогии со своими предыдущими решениями, вынесенными при рассмотрении аналогичных дел.
Международный Суд в своих решениях неоднократно отмечал, что он не является законодательным органом; его обязанность заключается в том, чтобы применять право таким, какое оно есть, а не создавать его. Однако значение актов суда выходит за эти формальные рамки. Суд не создает прецедентного права, но сам ссылается на свои предыдущие решения. Государственный секретарь США Д. Раек высказал точку зрения: «Возникает традиция воспринимать мнения Суда как право и поступать в соответствии с ним». Решения Международного Суда не могут игнорироваться национальными судами при рассмотрении дел, связанных с международным правом.
Международный Суд изложил понимание прав и обязанностей государств, вытекающих из общепризнанных принципов международного права: неприменение силы и угрозы силой, невмешательство во внутренние дела других государств, свобода международного судоходства. Он разграничил применение силы и акты агрессии, уточнил содержание и границы права государств на самооборону. Судом была сформулирована концепция параллельного действия обычной и договорной норм международного права. Он оказал непосредственное влияние на становление некоторых ключевых положений международного морского права: делимитацию континентального шельфа и установление морских границ.
Решение Верховного суда Норвегии по делу «Король против Купера» 1953 г. основывалось на решении Международного Суда, который незадолго до этого подтвердил правомерность границ Норвегии. В своем решении по делу «Права граждан США в Марокко» 1952 г. Международный Суд установил, что консульская юрисдикция США в Марокко ограничена спорами между американскими гражданами и что, соответственно, юрисдикция марокканских судов ограничивалась только в этих пределах. В дальнейшем суды Марокко при определении своей юрисдикции ссылались на решение Международного Суда и отклоняли возражения против их компетенции, не соответствовавшие этому решению.
Поскольку Статут закрепляет перечень источников международного права только в самой общей форме, то вполне корректно предположить, что в современном мире решения других международных судов и арбитражей (как универсальных, так и региональных, и даже разовых — созданных для рассмотрения только одного конкретного дела) также могут служить вспомогательными источниками международного права, использоваться для установления, толкования и применения его норм.
Доктрина международного права также считается вспомогательным источником международного права. Доктрина права понимается как концепции наиболее квалифицированных специалистов в области публичного права. Пункт «d» ст. 38 Статута содержит положение: «.... с оговоркой ст. 59 ... доктрина наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм». Эта норма устанавливает право Международного Суда применять положения доктрины при разрешении дел.
Толкование данной нормы Статута позволяет утверждать, что доктриной, являющейся вспомогательным источником международного права, могут считаться высказывания далеко не всех специалистов по международному праву. Прежде всего вспомогательным источником международного права должны считаться теоретические разработки, признанные на официальном уровне (экспертные заключения ученых, их официальные ответы на запросы судебных и других компетентных органов). При этом необходимо учитывать, что во всех цивилизованных государствах существует ius contraversum (право разногласий) — право ученых свободно высказывать и отстаивать различные позиции по любым юридическим проблемам. Если суды пользуются доктриной как вспомогательным источником права, то выбор той или иной научной концепции осуществляется на основе судейского усмотрения.
В Статуте подчеркивается требование справедливого географического представительства — «доктрина ... специалистов ... разных наций». В настоящее время серьезные доктринальные разработки в области международного права осуществляются в рамках Института международного права и Комиссии международного права.
Еще в начале XX в. международное право рассматривалось как сугубо доктринальное право, право ученых. Науке международного права приписывалась не только констатирующая и аналитическая, но и правосоздающая роль. В современных международных отношениях можно отметить тенденцию к уменьшению роли доктрины как средства установления норм международного права и их толкования. Эта тенденция связана с процессом «открытой» международной практики государств — опубликованием международных договоров, кодификацией международных обычаев, опубликованием дипломатической переписки и других официальных документов. Статут говорит только о роли доктрины в применении международного права, но сейчас гораздо большее значение доктрина имеет в прогрессивном развитии международного права.
2.4. Нетрадиционные источники международного права
Нетрадиционными источниками международного права, не названными в Статуте Международного Суда ООН, являются акты международных организаций и конференций. Эти новые источники международного права, имеющие ограниченное значение, появились после Второй мировой войны. Общее требование к подобным источникам — они должны отвечать установленным началам процесса международного нормообразования, т.е. в них должна быть выражена согласованная воля государств.
Условия действительности актов международных организаций и конференций:
1.Они не должны противоречить общепризнанным принципам международного права, его сверх императивным нормам.
2.Эти акты распространяются только на те государства, которые их принимали. Международные межгосударственные конференции заканчиваются принятием итоговых документов, юридическая природа которых различна.
1. Конференция созвана специально для принятия нового между народного договора: ее итоговый документ — резолюция о принятии договора и открытии его для подписания. Эта резолюция имеет толь
ко процедурное значение, а источник права — сам международный договор. Например, на дипломатической конференции ООН по учреждению Международного уголовного суда 998 г. был принят и открыт для подписания Римский статут Международного уголовного суда
(который и является источником международного права).
2. Конференция посвящена проверке действия международного договора: итоговый документ — рекомендации государствам, которые могут стать источником международного права. Например, конференции по проверке действия Договора о нераспространении ядерного оружия проводятся один раз в пять лет.
3. Конференция посвящена решению абсолютно новых проблем: итоговые документы разнопланового содержания — рекомендации государствам, разработка новых правил поведения и взаимоотношений между государствами (итоговые документы Потсдамской конференции 1945 г., Заключительный акт СБСЕ 1975 г.). Нормативный и юридически обязательный характер этих документов не вызывает сомнения. В частности, в Протоколе Потсдамской конференции 1945 г.
зафиксировано установление нового порядка в Германии, закреплены принципы политики «трех Д» и территориальные изменения, установлена ответственность главных военных преступников. Заключительные акты Хельсинкской конференции СБСЕ 1975 г. и Стокгольмской конференции СБСЕ 1986 г. содержат политические и юридические обязательства государств. Юридический аспект этих обязательств проявляется в том, что они связаны с регулированием отношений между государствами — участниками СБСЕ; имеют общий характер и подлежат реализации; используемые формулировки имеют форму долженствования; установлены меры контроля за выполнением обязательств.
В современном международном праве акты международных конференций приобретают значение источников права в зависимости от своего содержания, важности принятых решений для всего человечества.
Статус актов международных межправительственных организаций определяется их уставом. В пределах своей компетенции органы данной организации принимают акты рекомендательного и правоприменительного характера (ст. 10, 11, 13, 25 Устава ООН). Сами межправительственные организации не вправе претендовать на роль международного законодателя, но государства — члены организации вправе использовать ее для нормотворческой деятельности. Например, резолюция Генеральной Ассамблеи ООН, одобряющая заключенный в самках ООН международный договор, — именно сам договор, а не резолюция является источником права.
Характер источников права приобретают те нормативные акты международных организаций, которые в соответствии с их уставом обязательны для государств-членов. Особое юридическое значение имеют такие акты международных организаций, которым сами государства-члены придают нормативный характер. Текст подобной резолюции принимается главным органом организации, и если осуществление резолюции невозможно без создания новой нормы международного права, — принятая резолюция становится источником права (декларации Генеральной Ассамблеи ООН I960, 1970 гг. и др., Определение агрессии 1974 г.):
Например, Декларация Генеральной Ассамблеи ООН о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г. имеет общепризнанную обязательную юридическую силу, поскольку устанавливает новую императивную норму, полностью запрещающую колониализм. Источником международного права является и Декларация Генеральной Ассамблеи ООН о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, 1970 г., которая конкретизирует принципы Устава, формулирует связанные с ними права и обязанности государств и является проявлением нормотворчества международной организации.
Резолюция Совета Безопасности ООН № 827 1993 г., утвердившая Статут Международного трибунала с целью судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права на территории бывшей Югославии, безусловно имеет характер источника международного права. В соответствии в этой резолюцией создан новый международный орган, управомоченный привлекать к ответственности физических лиц, совершивших международные преступления.
Как и акты международных организаций, резолюции международных организаций приобретают значение источника международного права в зависимости от глобальной важности затронутых в них вопросов.