Тема 20 МЕЖДУНАРОДНОЕ КОСМИЧЕСКОЕ ПРАВО

 

20.1.Понятие, источники и основные принципы международного космического права

20.2.Правовое положение космического пространства и небесных тел

20.3.Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г.

20.4.Правовой режим космических объектов и космических экипажей

20.5.Международно-правовой режим специальных прикладных видов космической деятельности

20.6.Ответственность в международном космическом прав

20.7.Деятельность международных космических организаций

20.1. Понятие, источники и основные принципы международного космического права

Неземное пространство делится на воздушное и космическое. Та­кое деление предопределено различными техническими принципами передвижения летательных аппаратов. Космическая деятельность затрагивает интересы всего человечества, поэтому космическое про­странство по аналогии с воздушным нельзя разделить на националь­ное и международное. Все космическое пространство в целом является международной территорией, не подлежит национальному присвое­нию и установлению суверенитета какого-либо государства, находит­ся в общем пользовании. К космическому пространству применяется понятие общего наследия человечества.

Международное космическое право представляет собой отрасль международного права, сформировавшуюся в процессе освоения го­сударствами космического пространства. Международное космиче­ское право — это совокупность норм, регулирующих международные правоотношения относительно статуса космического пространства как особой внеземной среды и деятельность государств по его иссле­дованию и использованию. Это совокупность международно-право­вых норм, устанавливающих режим космического пространства и не­бесных тел и регламентирующих отношения субъектов международ­ного права в связи с использованием космоса.

Предметом международного космического-права являются между­народные отношения в процессе космической деятельности. Объект международного космического права — деятельность его субъектов, связанная с исследованием и использованием космоса, планет Сол­нечной системы, Луны, иных небесных тел, космических объектов и т.п. Космическое право регулирует не только деятельность госу­дарств в космосе, но и деятельность на Земле, связанную с изучением и освоением космоса. Субъектами международного космического права выступают и традиционные, и нетрадиционные субъекты меж­дународного публичного права: государства, международные межправительственные и неправительственные организации, юридические лица.

До разработки первого универсального Договора о космосе 1967 г. основные правила космической деятельности имели статус обычно-правовых норм (например, принцип нераспространения государст­венного суверенитета на космическое пространство). До сих пор в ме­ждународном космическом праве действует большой конгломерат именно обычных норм, сформировавшихся в практике государств (100—110 км от поверхности Океана — граница между воздушным и космическим пространством). Кроме того, многие положения косми­ческого права закреплены в двусторонних договоренностях между ос­новными космическими державами — США и СССР. Другие государ­ства придерживаются установленных в этих соглашениях правил на уровне международного обычая.

Особенности международных обычных норм в космическом пра­ве — они сформировались в течение достаточно короткого времени (с начала 60-х и до середины 70-х гг. XX в.).

В сфере космического права принято большое число универсаль­ных международных соглашений. Основным является Договор о принципах деятельности государств по использованию и исследова­нию космического пространства, включая Луну и другие небесные те­ла, 1967 г. (Договор о космосе). Этот Договор устанавливает наиболее общие международно-правовые принципы космической деятельно­сти (участники — около 100 государств мира).

Другие универсальные соглашения по международному космиче­скому праву: Договор о запрещении использования ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 г.; Согла­шение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвра­щении объектов, запущенных в космическое пространство, 1968 г.; Конвенция о международной ответственности за ущерб, причинен­ный космическими объектами, 1972 г.; Конвенция о регистрации объ­ектов, запущенных в космическое пространство, 1975 г.; Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г.

Круг государств, на которые распространяются нормы космиче­ского права, шире «космического клуба», т.е. круга государств, кото­рые непосредственно участвуют в освоении и использовании косми­ческого пространства. При этом общепризнанные принципы между­народного космического права распространяются на все государства, независимо от их участия в космической деятельности.

В регулировании международного космического права важную роль играют резолюции-рекомендации международных организаций (прежде всего, Генеральной Ассамблеи ООН): Декларация правовых принципов, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства, 1963 г.; Принципы ис­пользования государствами некоторых спутников Земли для между­народного непосредственного телевещания 1982 г.; Принципы, ка­сающиеся дистанционного зондирования Земли из космического пространства, 1986 г.; Принципы использования ядерных источников энергии на борту космических объектов 1992 г.; Декларация о между­народном сотрудничестве в исследовании и использовании космиче­ского пространства на благо и в интересах всех государств с особым учетом потребностей развивающихся стран 1996 г.

Совместную деятельность государств в космосе регламентируют в основном международные научно-технические соглашения — учреди­тельные акты международных неправительственных организаций: ИНМАРСАТ, ИНТЕЛСАТ, Европейского космического агентства, Интерпути. Важную роль в этой сфере играют деятельность юридиче­ского и научно-технического подкомитетов ООН, Комитета ООН по использованию космического права в мирных целях и его рабочих групп.

Основные принципы международного космического права закреп­лены в Декларации правовых принципов, регулирующих деятель­ность государств по исследованию и использованию космического пространства, 1963 г. и в Договоре о принципах деятельности госу­дарств по исследованию и использованию космического пространст­ва, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г.:

1.   Нераспространение государственного суверенитета на космиче­ское пространство.

2.   Исследование и использование космического пространства на благо всего человечества.

3.   Равные права всех государств по исследованию и использованию космического пространства.

4.   Запрещение национального присвоения космоса.

5.   Соответствие  космической деятельности общепризнанным принципам и нормам международного права.

6.   Свобода космоса для научных исследований.

7.   Использование Луны и других небесных тел только в мирных це­лях.

8.   Международная ответственность государств за всю националь­ную космическую деятельность.

9.   Международная ответственность государств за ущерб, причи­ненный космическими объектами.

10.Сотрудничество и взаимопомощь государств при исследовании
и использовании космоса. Сохранение государственной юрисдикции и контроля над государственными космическими объектами. Обязанность государств предотвращать загрязнение космоса.

20.2. Правовое положение космического пространства и небесных тел

Основная специфика правового положения космического про­странства — нераспространение на него суверенитета какого-либо го­сударства. Это пространство открыто и свободно для исследования и использования всем государствам. Космос является достоянием всего человечества (это относится и к результатам космической деятельно­сти, которые должны быть открыты для всего мирового сообщества).

Договор о космосе 1967 г. объявляет Луну и ее природные ресурсы общим наследием человечества. Понятие общего наследия человече­ства подразумевает, что космос и небесные тела не рассматриваются как общая вещь или общая собственность человечества. Космическое пространства находится в общем пользовании мирового сообщества. Объекты, имеющие статус общего наследия человечества, не подле­жат национальному присвоению и должны использоваться всеми на равной и справедливой основе. Концепция общего наследия челове­чества призвана обеспечить равенство всех государств в использова­нии таких объектов.

Объектами общего наследия человечества являются не только Луна и другие небесные тела, но и их природные ресурсы (как добытые, так и не добытые). Свобода космоса не означает возможности произвола в космической деятельности. Ограничивающим началом выступают положения Договора о космосе 1967 г. (ст. 3), — любая космическая деятельность должна осуществляться в строгом соответствии с прин­ципами общего международного права.

Гарантией свободы космоса является запрет национального при­своения космического пространства и небесных тел как путем провоз­глашения на них суверенитета, так и путем использования или окку­пации другими средствами (ст. 2 Договора о космосе, ст. 11 Соглашения 0 Луне 1979 г.). Соглашение о Луне 1979 г. конкретизирует и развивает положения Договора о космосе в отношении этого небесного тела.

Соглашение 1979 г. провозглашает свободу проведения космиче­ских научных исследований на принципах равенства всех государств-Участников без какой-либо дискриминации. Концепция общего Наследия человечества предполагает необходимость разработки спе­циального режима для регулирования эксплуатации минеральных ре­сурсов Луны и других небесных тел, когда станет очевидно, что такая эксплуатация возможна. Государства имеют право собирать на Луне образцы минеральных ресурсов, вывозить их с Луны, но обязаны принимать во внимание желательность предоставления этих образцов другим государствам.  

Концепция общего наследия человечества, отраженная в Соглашении о Луне, породила теорию, согласно которой субъектом международного космического права является человечество в целом. Эта теория представляется несостоятельной, поскольку нельзя вообразить человечество в целом как носителя единых прав и обязанностей. В на­стоящее время субъектами космического права являются только госу­дарства и международные организации.

Одним из важнейших элементов международного космического права является установление частичной демилитаризации космиче­ского пространства и полной демилитаризации небесных тел. Госу­дарства — участники Договора о космосе 1967 г. не вправе выводить на орбиту Земли любой объект с ядерным оружием или другими видами оружия массового уничтожения, устанавливать такое оружие на не­бесных телах и размещать в космическом пространстве. Космос объ­явлен полностью безъядерной зоной.

Луна и другие небесные тела подчиняются режиму полной демили­таризации: запрещены создание военных баз, сооружений и укрепле­ний, испытания любого оружия, проведение военных маневров. В Со­глашении о Луне закреплены запрет применения силы или угрозы ее применения, любых враждебных действий или угрозы их совершения. Дополнительно подчеркивается противоправность выведения оружия массового уничтожения на орбиту вокруг Луны.

Московский договор о запрещении использования ядерного ору­жия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 г. за­прещает производство испытательных взрывов ядерного оружия в космическом пространстве. Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г. устанавливает недопустимость использования в военных целях средств воздействия на космическое пространство и из космического пространства на природную среду Земли.

Допускается ограниченная военная деятельность государств в космосе: разрешено использовать космическое пространство в неагрессивных военных целях (для отражения агрессии или в целях поддержания международного мира и безопасности по Уставу ООН).

В 1981 г. СССР выступил с инициативой полной демилитаризаций и нейтрализации космического пространства. В Договоре между СССР и США об ограничении систем противоракетной обор 1972 г. (ст. 5) содержится положение о запрете испытаний и развертывания противоракетных систем и их компонентов космического бази­рования.

Международно-правовые акты регулируют отдельные аспекты ис­пользования космического пространства в военных целях; этого не­достаточно для предотвращения появления в космосе других видов оружия. Превращение космического пространства в театр военных действий таит в себе угрозу нарушения стратегической стабильности и международной безопасности.

На 56-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (2001) Россия пред­ложила начать выработку всеобъемлющей договоренности о предот­вращении размещения в космосе оружия любого вида, неприменении силы или угрозы силой в отношении космических объектов, ввести мораторий на размещение в космосе боевых средств до достижения такой договоренности. В 2002 г. Россия заявила о готовности заблаго­временно предоставлять информацию о предстоящих запусках косми­ческих объектов и их предназначении.

Основные элементы договоренности о предотвращении размеще­ния в космосе оружия любого вида были представлены Россией и Ки­таем на Конференциях по разоружению в 2002 и 2004 гг.:

1.  Не выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с любыми видами оружия, не устанавливать такое оружие на небесных телах и не размещать такое оружие в космическом пространстве каким-либо иным образом.

2.  Не прибегать к применению силы или угрозе силой в отношении космических объектов.

Россия предложила проект резолюции Генеральной Ассамблеи ООН о мерах по обеспечению транспарентности и укреплению дове­рия в космической деятельности. Этот документ подтверждает ключе­вые положения резолюции ГА ООН о предотвращении гонки воору­жений в космическом пространстве. На 59-й сессии ГА ООН (2004) Россия заявила, что она не будет первой размещать оружие любого вида в космическом пространстве, и призвала все государства, обладаю­щие космическим потенциалом, последовать ее примеру в целях сохранения мирного статуса космоса. Международная конференция на тему «Обеспечение космической безопасности: предотвращение гонки вооружений в космическом пространстве» (2005) продемонстрировала обеспокоенность междуна­родного сообщества в связи с опасностью размещения оружия в кос­мическом пространстве. Предотвращение вывода оружия в космос было названо важной задачей современности.

 

20.3. Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г.

Договор по космосу 1967 г. до сих пор является основным источни­ком международного космического права. Договор содержит управомочивающие и обязывающие нормы, а также нормы-запреты.

Государства имеют право:

1.   Осуществлять исследование и использование космического про­странства и небесные тела без дискриминации, на основе равенства, при свободном доступе во все районы небесных тел.

2.   Свободу проводить в космическом пространстве и на небесных телах научные исследования.

3.   Использовать любые средства или оборудование и военный пер­сонал для проведения научных исследований небесных тел.

4.   Сохранять юрисдикцию и контроль за запущенными космиче­скими объектами и их экипажами, право собственности в отношении
космических объектов вне зависимости от их места нахождения.

5.   Обращаться с просьбой о предоставлении возможности для на­блюдения за полетами своих космических объектов (т.е. размещать на территории других государств станции слежения).

6.   Посещать на основе взаимности и после заблаговременного уве­домления все станции, установки и космические корабли на небесных телах.

Государства обязаны:

1.   Содействовать международному сотрудничеству в научном ис­следовании космоса.

2.   Исследовать и использовать космос в соответствии с международ­ным правом, обязанностями по поддержанию мира и безопасности.

3.   Оказывать космонавтам других государств помощь в случае бед­ствия и вынужденной посадки (в любом месте за пределами запускаю­щего государства) и незамедлительно возвращать их в государство ре­гистрации космического судна.

4.   Незамедлительно информировать другие государства или Гене­рального секретаря ООН о наличии космического явления, которое может угрожать космонавтам.

5.   Нести международную ответственность за деятельность в космо­се своих правительственных организаций и неправительственных юридических лиц.

6.   Нести международную ответственность за ущерб, причиненный космическими объектами этого государства.

7.   Возвращать запускающему государству по его просьбе космиче­ские объекты, обнаруженные за пределами этого государства.

7.  При исследовании космического пространства соблюдать инте­ресы других государств.

8.  Принимать меры по предотвращению загрязнения космоса и не­ благоприятных изменений природной среды.

 

10.   На равных основаниях рассматривать просьбы других госу­дарств о предоставлении им возможности для наблюдения за полета­ми их космических объектов (т.е. рассматривать просьбы о размеще­нии станций слежения).

11.   В максимально полной форме информировать Генерального секретаря ООН и мировое сообщество о своей космической деятель­ности.

12.   Открывать на основе взаимности для космонавтов других госу­дарств все станции, установки и космические корабли на небесных телах.

Государствам запрещается:

1.   Провозглашать суверенитет на космическое пространство, осу­ществлять его национальное присвоение и оккупацию.

2.   Выводить на орбиту и устанавливать на небесных телах любые объекты с ядерным оружием и другими видами оружия массового уничтожения.

3.   Использовать Луну и другие небесные тела в немирных целях.

4.   Присваивать космические объекты других государств вне зави­симости от места их обнаружения.

5.   Проводить консультации с государствами, планировать деятель­ность или эксплуатацию в космосе, если есть основания полагать, что это может создать помехи деятельности других государств в космиче­ском пространстве.

Особое значение для прикладной космической деятельности имеет часть космического пространства, известная как геостационарная ор­бита (ГСО), — пространственное кольцо на высоте около 36 тыс. км в плоскости экватора. В 1976 г. экваториальные страны приняли Боготскую декларацию, заявив свои национальные притязания, на сегмен­ты ГСО, соответствующие их территории. В Декларации закреплено, что другие государства, использующие соответствующие сегменты ГСО, обязаны получить разрешение государства, над чьей территори­ей находится данный сегмент, и выплачивать денежную компенсацию за пользование ГСО.

Боготская декларация находится в полном противоречии с прин­ципом неприсвоения космического пространства, не признается и не принимается во внимание государствами, использующими ГСО для своей космической деятельности.

20.4. Правовой режим космических объектов и космических экипажей

Космические объекты — это космические аппараты различного назначения и их составные части (искусственные спутники, корабли, ракеты). Особая разновидность космических объектов — это космиче­ские корабли, предназначенные для перемещения в космическом пространстве людей и грузов. Космические объекты принадлежат го­сударствам (одному или нескольким), международным организациям (правительственным и неправительственным), юридическим и физи­ческим лицам.

Национальное право по-разному регулирует правовой статус кос­мических объектов. В Российской Федерации они не являются обо­ротными вещами и не могут находиться в собственности частных лиц. В США космические объекты — это оборотные вещи, которые могут принадлежать как государству, так и частным физическим и юридиче­ским лицам.

Международное космическое право регулирует деятельность, свя­занную с космическими объектами, с момента их запуска или соору­жения в космическом пространстве (в том числе и на небесных телах). До этого момента вся деятельность по сооружению и запуску косми­ческих объектов входит в сферу действия национального права. С 1961 г. в ООН функционирует Центр регистрации запущенных кос­мических объектов.

Конвенция о регистрации объектов, запущенных в космическое пространство, 1975 г. устанавливает обязательный порядок их регист­рации. Космические объекты должны заноситься в национальные го­сударственные реестры и в реестр ООН. Государство регистрации кос­мического объекта сохраняет свою юрисдикцию и контроль над ним и его экипажем во время его нахождения в космическом пространстве. Объект представляет собой условную территорию государства регист­рации. Право собственности распространяется как на сам космиче­ский объект, так и на его составные части.

Правовые последствия регистрации космических объектов закреп­лены и в Договоре о космосе 1967 г. (ст. 8), — государства сохраняют свои суверенные права в отношении космических объектов и их эки­пажей во время их пребывания в космическом пространстве и на не­бесных телах. Договор устанавливает, что право собственности на кос­мические объекты остается незатронутым как во время их нахождения в космическом пространстве, так и после возвращения на Землю. Космические объекты и их составные части во время пребывания в космосе и возвращения на Землю принадлежат тем же государствам, организациям, физическим и юридическим лицам, которым принад­лежали до запуска.

Международное космическое право регулирует порядок нахожде­ния космических объектов на Луне и других небесных телах. Государ­ства вправе осуществлять посадку своих космических объектов на Лу­не, их запуск с Луны; размещать свой персонал, космические аппара­ты, оборудование и сооружения в любом месте Луны и в ее недрах. Персонал свободен в передвижениях по поверхности Луны. Данная деятельность не должна создавать помех космической деятельности других государств.

Договор о космосе (ст. 12) и Соглашение о Луне (ст. 15) предусмат­ривают, что все космические корабли, установки, станции и оборудо­вание, расположенные на Луне и других небесных телах, открыты для посещения представителям других государств на основе взаимности и после предварительного извещения. Право посещения в открытом космическом пространстве имеет ограниченный характер: оно не рас­пространяется на орбитальные космические станции и другие косми­ческие объекты за пределами Луны и небесных тел.

Договор о космосе 1967 г. закрепляет правило о возвращении кос­мических объектов: если такие объекты и их составные части после возвращения на Землю обнаружены за пределами государства регист­рации, они должны быть возвращены этому государству.

Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, 1968 г. устанавливает, что каждое государство, на чьей территории или под чьей юрисдикцией оказались космические объекты и их состав­ные части после возвращения на Землю, либо обнаруженные в откры­том море или другом месте вне пределов национальной юрисдикции, обязано информировать об этом власти запускающего государства и Генерального секретаря ООН. По просьбе властей, осуществивших за­пуск, государство обнаружения принимает меры для спасания косми­ческого объекта и его возвращения. Под «властями, осуществившими запуск», понимаются как государства регистрации космических объ­ектов, так и международные организации.

Договор о космосе 1967 г. (ст. 5) определяет космонавтов как «по­сланцев человечества в космосе». Космонавты не имеют какого-либо наднационального статуса, они являются гражданами своего государ­ства, подчиняются его юрисдикции и контролируются государством Регистрации космического корабля. Международное космическое право подробно регламентирует вопросы спасания и возвращения космонавтов в случае аварии, бедствия, вынужденной посадки за пре­делами их государства (Договор о космосе 1967 г., Соглашение о Луне 1979 г., Соглашение о спасании космонавтов 1968 г.)

Соглашение о спасании космонавтов 1968 г. определяет, что обя­занности государств по спасанию и возвращению космонавтов отли­чаются от их обязанностей по возвращению космических объектов. Космические объекты спасаются и возвращаются властям; осущест­вившим запуск, только по их просьбе и за их счет. По отношению к космонавтам государство обнаружения должно принять все возмож­ные меры для их спасания.

Для спасания экипажа космического корабля, приземлившегося на чужой территории в результате аварии, бедствия, вынужденной или непредвиденной посадки, государство обязано принять все меры и оказать космонавтам необходимую помощь. Экипаж незамедлительно возвращается властям, осуществившим запуск. Космонавтам, совер­шившим вынужденную посадку, должна быть обеспечена безопас­ность.

В космическом пространстве, на Луне и других небесных телах космонавты одного государства обязаны оказывать помощь космо­навтам других государств. Лицам, терпящим бедствие на Луне, пре­доставляется право укрыться на станциях, установках и сооружениях, принадлежащим другим государствам-участникам Соглашения о Лу­не 1979 г.

В операциях по поиску и спасанию космонавтов, совершивших вынужденную посадку на территории чужого государства, могут при­нимать участие власти, осуществившие запуск, под контролем и руко­водством государства, осуществляющего юрисдикцию над территори­ей, где проводятся поисковые и спасательные работы.

В 1990 г. США, ФРГ и Российская Федерация предложили мирово­му сообществу проект Конвенции о пилотируемых космических поле­тах. В Проекте содержится определение экипажа космического кораб­ля — это лица, осуществляющие профессиональную деятельность в ходе космических полетов. Другие лица — это персонал космического корабля. В Проекте разработан также перечень полномочий команди­ра космического корабля. Государства обязаны в максимальной степе­ни обязаны обеспечивать безопасность лиц, исследующих космиче­ское пространство. Космические экипажи в космическом пространст­ве должны оказывать помощь друг другу

 

20.5. Международно-правовой режим специальных прикладных видов космической деятельности

Общие нормы международного космического права регламентиру­ют все виды космической деятельности. В настоящее время особое значение имеет прикладная космическая деятельность, т.е. имеющая непосредственное практическое значение на Земле. Например, спутники прикладного значения используются не для исследования кос­моса как такового, а в связи с деятельностью на Земле. Государства по своему усмотрению применяют такие спутники для решения задач на­циональной хозяйственной деятельности.

Использование спутников может затрагивать суверенные права и законные интересы других государств. В подобных случаях свобода космоса не может служить основанием для деятельности, нарушаю­щей принцип уважения государственного суверенитета.

В международном космическом праве сложилась система обще­признанных принципов и норм, специально предназначенных для ре­гулирования прикладных видов космической деятельности:

1.    Непосредственное телевещание через спутники НТВ. В 1982 г. была принята резолюция Генеральной ассамблеи ООН «Принципы использования государствами искусственных спутников Земли для международного непосредственного телевизионного вещания». Тол­кование и конкретизация этих Принципов произведены Комитетом ООН по космосу. НТВ на территорию иностранного государства мо­жет осуществляться только на основе договора или соглашения с этим
государством. США и другие развитые государства отказались подпи­
сать эту резолюцию. При голосовании 107 государств проголосовали за ее принятие, 13 — против и 13 воздержались.

2.    Применение космических средств для исследования Земли из космоса (дистанционное зондирование Земли — ДЗЗ). Принципы дистанционного зондирования Земли были приняты в 1986 г. Гене­ральной ассамблеей ООН. Резолюция явилась результатом сложного компромисса, хотя и была принята единогласно (США и некоторые другие государство выступали против какого-либо регулирования этой деятельности в принципе). Принципы ДЗЗ устанавливают: дея­тельность по ДЗЗ осуществляется таким образом, чтобы не нанести Ущерб законным правам и интересам зондируемых государств. Разви­вающимся государствам должен быть облегчен доступ к результатам
Дистанционного зондирования; этим государствам следует оказывать помощь в области ДЗЗ. Дистанционное зондирование следует исполь­зовать в целях охраны окружающей среды и защиты от стихийных бедствий. Зондирующее государство должно предоставить зондируемому государству первичную информацию и обработанные данные относящиеся к его территории.

3.    Использование ядерных источников энергии (ЯИЭ) в космиче­ском праве. Возникновение этой проблемы связано с инцидентом с советским спутником Космос-954 с ядерным реактором на борту остатки которого в 1978 г. упали на территорию Канады. Международ­ная группа экспертов ООН пришла к выводу, что использование ядер­ных источников энергии может безопасно осуществляться на косми­ческих объектах при соблюдении максимальных мер предосторожно­сти. В 1992 г. Генеральная ассамблея ООН на основе консенсуса приняла резолюцию «Принципы использования ядерных источников энергии». Принципы устанавливают технические критерии безопас­ности использования ЯИЭ; порядок уведомления в случаях, если воз­никает опасность возвращения радиоактивных материалов на Землю: оказание помощи пострадавшему государству и ответственность вла­стей, осуществивших запуск.

4.    Использование геостационарной орбиты (ГСО). Одно государ­ство без помощи со стороны других стран может разместить на ГСО только ограниченное число спутников. В связи с этим существу­ет необходимость разработки научно-технических и правовых мер, га­рантирующих всем государствам доступ к ГСО. Такие попытки регу­лярно предпринимаются в рамках Международного союза электро­связи (МСЭ). В Уставе МСЭ, принятом в 1992 г. (ст. 44), установлено,
что частоты и орбиты геостационарных спутников представляют со­бой ограниченные естественные ресурсы, которые надлежит исполь­зовать эффективно и экономно, обеспечивая справедливый доступ к ним с учетом особых потребностей развивающихся государств и гео­графического положения отдельных стран. Комиссия ООН по космо­су разработала проект Принципов общего характера, обеспечиваю­щих справедливое использование ГСО всеми государствами в настоя­щем и будущем.

Большое значение имеет сотрудничество в использовании навига­ционных спутниковых систем и позиционирования. У России есть система ГЛОНАСС. Ее конкурент — американская система НАВСТАР. Обе системы разрабатывались для военных целей. С 1996 г. они явля­ются компонентами глобальной навигационной спутниковой систе­мы. Сейчас разрабатывается европейская гражданская навигационная спутниковая система ГАЛИЛЕО.

Между Канадой, Францией, Российской Федерацией и США за­ключено Соглашение о Международной программе КОСПАС-САРСАТ. Международная программа КОСПАС-САРСАТ использует спутники и сеть наземных станций для обнаружения и передачи сиг­налов бедствия от морских, воздушных и наземных пользователей, со­действует достижению целей ИМО и ИКАО в отношении поисково-спасательных операций.

20.6. Ответственность в международном космическом праве

Ответственность государства распространяется на любую нацио­нальную деятельность в космическом пространстве, независимо от того, ведется ли она самим государством, его частными лицами, пра­вительственными или неправительственными юридическими лицами (ст. 6 Договора о космосе 1967 г.). Космическая деятельность всегда предполагает международно-правовую ответственность государства.

Деятельность в космическом пространстве неправительственных юридических лиц может осуществляться только с разрешения и под постоянным контролем со стороны государства. Если космической деятельностью занимается международная межправительственная ор­ганизация, то наступает совместная (солидарная) ответственность са­мой организации и ее государств-членов.

Особенность института ответственности в международном косми­ческом праве заключается в том, что государство несет материальную ответственность без совершения правонарушения, т.е. отвечает за причинение ущерба в ходе правомерной космической деятельности (аварийное падение спутника на территорию иностранного государст­ва). Ответственность в международном космическом праве имеет аб­солютный характер и основана на принципе объективного вменения (ответственность без вины). Это связано с тем, что космическая дея­тельность и космические технологии представляют собой источник повышенной опасности и несут в себе риск причинения материально­го ущерба на Земле, в водном, воздушном и космическом простран­ствах.

Основания ответственности в международном космическом праве:

1.   Космическая деятельность государства соответствует международному праву, но причиняет ущерб другому государству, — ответст­венность наступает за правомерную деятельность, связанную с ис­пользованием источников повышенной опасности и повлекшую на­ступление неблагоприятных последствий на поверхности Земли.

2.   Космическая деятельность государства противоречит междуна­родному праву, и вред является следствием совершения международ­ного правонарушения.

В международном космическом праве детально регламентируются вопросы материальной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами (ст. 7 Договора о космосе 1967 г. и Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космиче­скими объектами, 1972 г.). Материальная ответственность за ущерб, причиненный космическими объектами, имеет международно-право­вой характер, т.е. ее субъектами являются государства, а не физиче­ские или юридические лица.

Конвенция 1972 г. специально посвящена вопросам ответственно­сти за осуществление деятельности в космосе. Конвенция закрепляет принцип абсолютной (объективной) ответственности запускающего государства за ущерб, причиненный его космическими объектами на поверхности Земли или воздушному судну, находящемуся в полете. На принципе презюмируемои вины основана ответственность за ущерб, причиненный космическим объектом либо лицами или имуществом на его борту в любом месте за пределами поверхности Земли.

Претензии о компенсации за причиненный ущерб предъявляются запускающему государству тем государством, которому (либо его фи­зическим или юридическим лицам) причинен ущерб. При совмест­ном запуске космического объекта наступает солидарная ответствен­ность всех властей, осуществивших запуск.

В космическом праве правоотношения ответственности (прежде всего, материальной) возникают между субъектами международного права независимо от того, кто является потерпевшей стороной, или стороной, обязанной возместить ущерб, — само государство или его физические либо юридические лица. Интересы частных лиц в косми­ческом праве представляют и защищают государства.

Конвенция 1972 г. определяет ущерб как случайное лишение жиз­ни, причинение телесных повреждений и вреда здоровью, уничтоже­ние или повреждение имущества. Непременным условием наступления материальной ответственности государства является факт причи­нения космическим объектом этого государства хотя бы одного из видов такого ущерба.

Поскольку в Конвенции 1972 г. установлен принцип абсолютной, безвиновной ответственности запускающего государства, то освобож­дение от ответственности возможно только в случае, если данное го­сударство докажет, что ущерб является следствием грубой небрежно­сти либо деяния, совершенного с намерением нанести ущерб, со сто­роны потерпевшего государства, его физических или юридических лиц. Если ущерб причинен в результате неправомерной деятельности запускающего государства, то освобождение от ответственности не может иметь места ни при каких обстоятельствах, даже при наличии вины со стороны потерпевшего государства. В международном космическом праве предусматривается возмож­ность отступления от принципа абсолютной ответственности при вы­плате компенсации за причиненный ущерб: если космический объект одного государства причинил вред космическому объекту другого го­сударства во время их пребывания вне поверхности Земли, то наступ­ление ответственности предполагает наличие вины.

Конвенция 1972 г. определяет запускающее государство как госу­дарство, осуществляющее или организующее запуск космического корабля, либо государство, с территории или установок которого осу­ществлен запуск. В Конвенции установлен принцип солидарной от­ветственности за ущерб при совместном производстве запуска (ст. 5). Государство, возмещающее ущерб, имеет право регрессного требо­вания.

Положения Конвенции 1972 г. не применяются, если ущерб при­чинен космическим объектом запускающего государства его собст­венным гражданам иди юридическим лицам. Такие случаи не подпа­дают под действие международного космического права и регулиру­ются внутригосударственным законодательством.

Урегулирование претензий производится в порядке дипломатиче­ских переговоров. Для рассмотрения претензий создаются специаль­ные комиссии. Эти комиссии являются не арбитражными, а согласи­тельными органами: решение комиссии окончательно и обязательно только при наличии соответствующей договоренности государств. При отсутствии такой договоренности комиссия выносит окончатель­ное определение рекомендательного характера, которое стороны рас­сматривают в «духе доброй воли» (ст. 19 Конвенции 1972 г.).

20.7. Деятельность международных космических организаций

В 1964 г. была создана Международная организация связи через ис­кусственные спутники Земли (ИНТЕЛCAT). Постоянное соглашение об ИНТЕЛ CAT подписано в 1971 г. (в настоящее время в нем участву­ют более 130 государств). Главная цель ИНТЕЛСАТ: осуществление на коммерческой основе проектирования, сооружения, эксплуатации и технического обслуживания глобальной системы связи с помощью искусственных спутников, «используемой в международных целях и Доступной для всех государств без какой-либо дискриминации». Од­нако в специальной литературе указывается, что свыше половины всех голосов принадлежит американской частной кампании КОМСАТ, Представляющей в ИНТЕЛСАТ интересы США. В связи с этим ИНТЕЛСАТ, по сути, представляет собой некое АО с участием ино­странного капитала. В 1971 г. создана Международная организация спутниковой свя­зи — Интерспутник. Функции — создание и эксплуатация системы связи через искусственные спутники Земли. Соглашение об Интер­спутнике было коренным образом пересмотрено в 1997 г.

Международная организация морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ) создана в целях улучшения морской связи с использо­ванием искусственных спутников Земли. Учредительные документы ИНМАРСАТ: Конвенция о Международной организации морской спутниковой связи, определяющая принципиальные положения соз­дания организации, и Эксплуатационное соглашение, регламенти­рующее технические и финансовые вопросы. Носителями прав и обя­занностей по Конвенции являются только государства. Эксплуатаци­онное соглашение предусматривает, что его субъектами могут быть либо государства, либо правительственные национальные органи­зации.

ИНМАРСАТ занимается космическими сегментами, необходимы­ми для улучшения морской связи в целях совершенствования системы оповещения о бедствиях и охране человеческой жизни на море, повы­шения эффективности работы судов и управления ими. Система ИНМАРСАТ включает космический сегмент, береговые земные стан­ции, судовые земные станции и систему контроля.

Космическими сегментами пользуются суда всех государств на ус­ловиях, установленных ИНМАРСАТ. Организация может быть собст­венником или арендатором космического сегмента. Земные станции на суше, работающие через космический сегмент ИНМАРСАТ, разме­щаются в пределах сухопутной территории под юрисдикцией какого-либо государства или Организации, и являются собственностью госу­дарства или Организации.

Отдельными аспектами космической деятельности занимаются некоторые специализированные учреждения ООН: МСЭ, ЮНЕСКО, ФАО, ВМО.

На региональном уровне созданы Европейская организация спут­никовой связи (ЕВТЕЛСАТ), Европейская организация по эксплуата­ции метеорологических спутников Земли (ЕВМЕТСАТ), Арабская ор­ганизация спутниковой связи (АРАБСАТ). Главная цель АРАБСАТ — создание и обслуживание системы дальней связи для всех стран-членов Лиги арабских государств.

С 1975 г. функционирует Европейское космическое агентство (ЕКА), созданное в результате слияния Европейской организации космических исследований и Европейской организации ракет-носителей. ЕКА действует в рамках Европейского союза. Норматив­ная основа деятельности — Конвенция о создании ЕКА 1975 г. Деятельность ЕКА направлена на обеспечение и развитие сотруд­ничества европейских государств в освоении космоса и применении достижений космонавтики в мирных целях. Главные задачи ЕКА:

1)  выработка и координация общей европейской космической поли­тики всех государств-членов и каждого государства в отдельности;

2)  разработка и претворение в жизнь общей европейской космической программы. Космические программы Агентства подразделяются на обязательные, финансируемые всеми государствами-членами, и фа­культативные, в финансировании которых принимают участие только
заинтересованные стороны. При ЕКА создан Европейский центр кос­мического права (ЕЦКП).

В 2003 г. между Российской Федерации и Европейским космиче­ским агентством было заключено Соглашение о сотрудничестве и партнерстве в исследовании и использовании космического про­странства в мирных целях. Сотрудничество России и ЕКА осуществ­ляется по следующим направлениям: фундаментальные и прикладные исследования космического пространства; космическая медицина и биология; дистанционное зондирование Земли; космическая связь; пилотируемые космические полеты; подготовка к исследованию пла­нет человеком; защита космической среды, включая контроль и сни­жение риска образования космического мусора.

Для реализации своих научных проектов ЕКА использует россий­ские ракетоносители «Союз» и «Протон». В 2002 г. с космодрома Бай­конур «Протоном» была выведена на орбиту европейская астрофизи­ческая обсерватория «Интеграл». Использование «Протона» обеспе­чило обсерватории наилучшие орбитальные возможности для наблюдений. Российские ученые получили право на первоочередное использование информации, добываемой в течение 27% общего вре­мени наблюдения приборами «Интеграла».

Запуск российским носителем «Союз-ФГ» межпланетной автома­тической станции «Марс-Экспресс» стал примером сотрудничества не только в выведении космического аппарата на орбиту, но и в совмест­ной разработке бортовой научно-исследовательской аппаратуры. «Марс-Экспресс» расценивается как одна из эффективных, недорогих и быстрых экспедиций ЕКА. Название «Экспресс» она получила бла­годаря быстрым темпам по ее созданию и запуску. В таких же времен­ных ограничениях велась подготовка к запуску межпланетной стан­ции на Венеру. Новый проект реализуется в рамках долгосрочной программы совместных научных исследований в космосе Европей­ского космического агентства и Федерального космического агентст­ва России. Основные цели миссии — исследования атмосферы Венеры, ее строения, состава, теплового баланса, химии облаков, свойств поверхности.

Все перечисленные организации являются международными меж­правительственными организациями. Из многочисленных междуна­родных неправительственных организаций, занимающихся космиче­ской деятельностью, наиболее авторитетными являются:

1.   Комитет по исследованию космического пространства (КОСТАР), созданный в 1958 г. Содействует проведению научных исследований, связанных с использованием космической техники. Основная задача КОСТАР — «предоставление ученым всего мира возможности широ­кого использования спутников и космических зондов для научных ис­следований космического пространства и организация обмена ин­формацией по результатам исследований на основе взаимности». Ее цель — содействие прогрессу в изучении космического пространства.
Члены КОСТАР — национальные академии наук и приравненные к ним национальные научные учреждения более чем из 40 государств мира.

2.   Международная астронавтическая федерация (МАФ), функцио­нирующая с 1950 г. В основе деятельности МАФ лежит Устав, приня­тый в 1961 г. с изменениями 1968 и 1974 гг. Деятельность МАФ направ­лена на то, чтобы способствовать развитию астронавтики, содейство­вать распространению информации о космических исследованиях, решать социально-правовые вопросы освоения космоса. В МАФ су­ществует три категории членов: 1) национальные члены (астронавтические общества различных стран); 2) университеты, лаборатории, деятельность которых связана с подготовкой кадров или проведением исследований в области астронавтики; 3) международные организа­ции, цели которых соответствуют задачам МАФ (более 110 членов).

         Международный институт космического права (МИКП) создан вместо ранее существовавшего Постоянного правового комитета МАФ. Его задачи: 1) изучение правовых и социологических аспектов космической деятельности; 2) организация ежегодных коллоквиумов по космическому праву, которые проводятся одновременно с конгрес­сами МАФ; 3) проведение исследований и подготовка докладов по правовым вопросам освоения космоса; 4) публикация материалов по космическому праву. Институт занимается вопросами преподавания космического права. Он является единственной неправительственной организацией, в которой обсуждаются правовые проблемы освоения космоса. МИКП создан на основе индивидуального членства. Осуще­ствляет представительство МАФ в Юридическом подкомитете Коми­тета ООН по космосу. Огромную роль в международной космической деятельности игра­ет Национальное управление США по астронавтике и исследованию космического пространства (НАСА). Поддерживает обширные меж­дународные связи, пользуется мировым авторитетом. В 2005 г. дирек­тор НАСА объявил, что четверо астронавтов отправятся на Луну в 2018 г. и проведут там неделю. Пилотируемые полеты на Луну плани­руют Европейское космическое агентство, Китай, Япония, Индия и Малайзия. Российская федеральная космическая программа до 2015 г. предусматривает создание космических систем, которые могли бы ис­следовать Луну, Марс и другие планеты.

Договор о космосе 1967 г. разрешает осуществление космической деятельности неправительственным организациям с дозволения и под постоянным контролем со стороны государств — участников Догово­ра. С начала 80-х гг. XX в. начался обширный процесс приватизации и коммерциализации космической деятельности (продажа участков на Луне, Венере, Марсе и Юпитере; создание «Лунного консульства» и «Лунной республики» Дэнниса Хоупа, который нажил на этом бизне­се огромное состояние). В конце XX — начале XXI вв. появилось по­нятие «космический туризм». Первый опыт в развитей этой деятель­ности принадлежит России, — «космический турист», гражданин США, побывал в космосе на российском космическом корабле. В на­стоящее время НАСА активно занимается подготовкой к началу мас­сового космического туризма.

Необходимо отметить, что деятельность «Лунного консульства», продажа участков Луны и других планет противоречат нормам Согла­шения о Луне 1979 г. (п. 3 ст. 11): «Поверхность или недра Луны не мо­гут быть собственностью какого-либо государства, международной организации, национальной организации, неправительственного уч­реждения или любого физического лица».

3.    В связи со всеми этими процессами появилась необходимость соз­дания международного частного космического права, которое разви­валось бы прежде всего на национальном уровне и регулировалось на­циональным законодательством. При этом необходимо иметь в виду, что космос представляет собой международное пространство, принад­лежащее всему человечеству, не подлежит национальному присвое­нию и приватизации. Все государства имеют равные права в области освоения космоса, и деятельность лиц одного государства не должна причинять помех космической деятельности других государств. В лю­бом случае ответственность за всю национальную космическую дея­тельность несет именно государство, а не физические и юридические лица или неправительственные организации. В настоящее время существует настоятельная необходимость соз­дания Всемирной космической организации, которая занималась бы всем комплексом проблем по освоению космоса. В 1986 г. СССР вы­ступил с предложением о создании такой организации, однако она до сих пор так и не создана.