Тема 20 МЕЖДУНАРОДНОЕ КОСМИЧЕСКОЕ ПРАВО
20.1.Понятие, источники и основные принципы международного космического права
20.2.Правовое положение космического пространства и небесных тел
20.4.Правовой режим космических объектов и космических экипажей
20.5.Международно-правовой режим специальных прикладных видов космической деятельности
20.6.Ответственность в международном космическом прав
20.7.Деятельность международных космических организаций
20.1. Понятие, источники и основные принципы международного космического права
Неземное пространство делится на воздушное и космическое. Такое деление предопределено различными техническими принципами передвижения летательных аппаратов. Космическая деятельность затрагивает интересы всего человечества, поэтому космическое пространство по аналогии с воздушным нельзя разделить на национальное и международное. Все космическое пространство в целом является международной территорией, не подлежит национальному присвоению и установлению суверенитета какого-либо государства, находится в общем пользовании. К космическому пространству применяется понятие общего наследия человечества.
Международное космическое право представляет собой отрасль международного права, сформировавшуюся в процессе освоения государствами космического пространства. Международное космическое право — это совокупность норм, регулирующих международные правоотношения относительно статуса космического пространства как особой внеземной среды и деятельность государств по его исследованию и использованию. Это совокупность международно-правовых норм, устанавливающих режим космического пространства и небесных тел и регламентирующих отношения субъектов международного права в связи с использованием космоса.
Предметом международного космического-права являются международные отношения в процессе космической деятельности. Объект международного космического права — деятельность его субъектов, связанная с исследованием и использованием космоса, планет Солнечной системы, Луны, иных небесных тел, космических объектов и т.п. Космическое право регулирует не только деятельность государств в космосе, но и деятельность на Земле, связанную с изучением и освоением космоса. Субъектами международного космического права выступают и традиционные, и нетрадиционные субъекты международного публичного права: государства, международные межправительственные и неправительственные организации, юридические лица.
До разработки первого универсального Договора о космосе 1967 г. основные правила космической деятельности имели статус обычно-правовых норм (например, принцип нераспространения государственного суверенитета на космическое пространство). До сих пор в международном космическом праве действует большой конгломерат именно обычных норм, сформировавшихся в практике государств (100—110 км от поверхности Океана — граница между воздушным и космическим пространством). Кроме того, многие положения космического права закреплены в двусторонних договоренностях между основными космическими державами — США и СССР. Другие государства придерживаются установленных в этих соглашениях правил на уровне международного обычая.
Особенности международных обычных норм в космическом праве — они сформировались в течение достаточно короткого времени (с начала 60-х и до середины 70-х гг. XX в.).
В сфере космического права принято большое число универсальных международных соглашений. Основным является Договор о принципах деятельности государств по использованию и исследованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г. (Договор о космосе). Этот Договор устанавливает наиболее общие международно-правовые принципы космической деятельности (участники — около 100 государств мира).
Другие универсальные соглашения по международному космическому праву: Договор о запрещении использования ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 г.; Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, 1968 г.; Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 г.; Конвенция о регистрации объектов, запущенных в космическое пространство, 1975 г.; Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г.
Круг государств, на которые распространяются нормы космического права, шире «космического клуба», т.е. круга государств, которые непосредственно участвуют в освоении и использовании космического пространства. При этом общепризнанные принципы международного космического права распространяются на все государства, независимо от их участия в космической деятельности.
В регулировании международного космического права важную роль играют резолюции-рекомендации международных организаций (прежде всего, Генеральной Ассамблеи ООН): Декларация правовых принципов, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства, 1963 г.; Принципы использования государствами некоторых спутников Земли для международного непосредственного телевещания 1982 г.; Принципы, касающиеся дистанционного зондирования Земли из космического пространства, 1986 г.; Принципы использования ядерных источников энергии на борту космических объектов 1992 г.; Декларация о международном сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства на благо и в интересах всех государств с особым учетом потребностей развивающихся стран 1996 г.
Совместную деятельность государств в космосе регламентируют в основном международные научно-технические соглашения — учредительные акты международных неправительственных организаций: ИНМАРСАТ, ИНТЕЛСАТ, Европейского космического агентства, Интерпути. Важную роль в этой сфере играют деятельность юридического и научно-технического подкомитетов ООН, Комитета ООН по использованию космического права в мирных целях и его рабочих групп.
Основные принципы международного космического права закреплены в Декларации правовых принципов, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства, 1963 г. и в Договоре о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г.:
1. Нераспространение государственного суверенитета на космическое пространство.
2. Исследование и использование космического пространства на благо всего человечества.
3. Равные права всех государств по исследованию и использованию космического пространства.
4. Запрещение национального присвоения космоса.
5. Соответствие космической деятельности общепризнанным принципам и нормам международного права.
6. Свобода космоса для научных исследований.
7. Использование Луны и других небесных тел только в мирных целях.
8. Международная ответственность государств за всю национальную космическую деятельность.
9. Международная ответственность государств за ущерб, причиненный космическими объектами.
10.Сотрудничество и взаимопомощь государств при исследовании
и использовании космоса. Сохранение государственной юрисдикции и контроля над государственными космическими объектами. Обязанность государств предотвращать загрязнение космоса.
20.2. Правовое положение космического пространства и небесных тел
Основная специфика правового положения космического пространства — нераспространение на него суверенитета какого-либо государства. Это пространство открыто и свободно для исследования и использования всем государствам. Космос является достоянием всего человечества (это относится и к результатам космической деятельности, которые должны быть открыты для всего мирового сообщества).
Договор о космосе 1967 г. объявляет Луну и ее природные ресурсы общим наследием человечества. Понятие общего наследия человечества подразумевает, что космос и небесные тела не рассматриваются как общая вещь или общая собственность человечества. Космическое пространства находится в общем пользовании мирового сообщества. Объекты, имеющие статус общего наследия человечества, не подлежат национальному присвоению и должны использоваться всеми на равной и справедливой основе. Концепция общего наследия человечества призвана обеспечить равенство всех государств в использовании таких объектов.
Объектами общего наследия человечества являются не только Луна и другие небесные тела, но и их природные ресурсы (как добытые, так и не добытые). Свобода космоса не означает возможности произвола в космической деятельности. Ограничивающим началом выступают положения Договора о космосе 1967 г. (ст. 3), — любая космическая деятельность должна осуществляться в строгом соответствии с принципами общего международного права.
Гарантией свободы космоса является запрет национального присвоения космического пространства и небесных тел как путем провозглашения на них суверенитета, так и путем использования или оккупации другими средствами (ст. 2 Договора о космосе, ст. 11 Соглашения 0 Луне 1979 г.). Соглашение о Луне 1979 г. конкретизирует и развивает положения Договора о космосе в отношении этого небесного тела.
Соглашение 1979 г. провозглашает свободу проведения космических научных исследований на принципах равенства всех государств-Участников без какой-либо дискриминации. Концепция общего Наследия человечества предполагает необходимость разработки специального режима для регулирования эксплуатации минеральных ресурсов Луны и других небесных тел, когда станет очевидно, что такая эксплуатация возможна. Государства имеют право собирать на Луне образцы минеральных ресурсов, вывозить их с Луны, но обязаны принимать во внимание желательность предоставления этих образцов другим государствам.
Концепция общего наследия человечества, отраженная в Соглашении о Луне, породила теорию, согласно которой субъектом международного космического права является человечество в целом. Эта теория представляется несостоятельной, поскольку нельзя вообразить человечество в целом как носителя единых прав и обязанностей. В настоящее время субъектами космического права являются только государства и международные организации.
Одним из важнейших элементов международного космического права является установление частичной демилитаризации космического пространства и полной демилитаризации небесных тел. Государства — участники Договора о космосе 1967 г. не вправе выводить на орбиту Земли любой объект с ядерным оружием или другими видами оружия массового уничтожения, устанавливать такое оружие на небесных телах и размещать в космическом пространстве. Космос объявлен полностью безъядерной зоной.
Луна и другие небесные тела подчиняются режиму полной демилитаризации: запрещены создание военных баз, сооружений и укреплений, испытания любого оружия, проведение военных маневров. В Соглашении о Луне закреплены запрет применения силы или угрозы ее применения, любых враждебных действий или угрозы их совершения. Дополнительно подчеркивается противоправность выведения оружия массового уничтожения на орбиту вокруг Луны.
Московский договор о запрещении использования ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 г. запрещает производство испытательных взрывов ядерного оружия в космическом пространстве. Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г. устанавливает недопустимость использования в военных целях средств воздействия на космическое пространство и из космического пространства на природную среду Земли.
Допускается ограниченная военная деятельность государств в космосе: разрешено использовать космическое пространство в неагрессивных военных целях (для отражения агрессии или в целях поддержания международного мира и безопасности по Уставу ООН).
В 1981 г. СССР выступил с инициативой полной демилитаризаций и нейтрализации космического пространства. В Договоре между СССР и США об ограничении систем противоракетной обор 1972 г. (ст. 5) содержится положение о запрете испытаний и развертывания противоракетных систем и их компонентов космического базирования.
Международно-правовые акты регулируют отдельные аспекты использования космического пространства в военных целях; этого недостаточно для предотвращения появления в космосе других видов оружия. Превращение космического пространства в театр военных действий таит в себе угрозу нарушения стратегической стабильности и международной безопасности.
На 56-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (2001) Россия предложила начать выработку всеобъемлющей договоренности о предотвращении размещения в космосе оружия любого вида, неприменении силы или угрозы силой в отношении космических объектов, ввести мораторий на размещение в космосе боевых средств до достижения такой договоренности. В 2002 г. Россия заявила о готовности заблаговременно предоставлять информацию о предстоящих запусках космических объектов и их предназначении.
Основные элементы договоренности о предотвращении размещения в космосе оружия любого вида были представлены Россией и Китаем на Конференциях по разоружению в 2002 и 2004 гг.:
1. Не выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с любыми видами оружия, не устанавливать такое оружие на небесных телах и не размещать такое оружие в космическом пространстве каким-либо иным образом.
2. Не прибегать к применению силы или угрозе силой в отношении космических объектов.
Россия предложила проект резолюции Генеральной Ассамблеи ООН о мерах по обеспечению транспарентности и укреплению доверия в космической деятельности. Этот документ подтверждает ключевые положения резолюции ГА ООН о предотвращении гонки вооружений в космическом пространстве. На 59-й сессии ГА ООН (2004) Россия заявила, что она не будет первой размещать оружие любого вида в космическом пространстве, и призвала все государства, обладающие космическим потенциалом, последовать ее примеру в целях сохранения мирного статуса космоса. Международная конференция на тему «Обеспечение космической безопасности: предотвращение гонки вооружений в космическом пространстве» (2005) продемонстрировала обеспокоенность международного сообщества в связи с опасностью размещения оружия в космическом пространстве. Предотвращение вывода оружия в космос было названо важной задачей современности.
Договор по космосу 1967 г. до сих пор является основным источником международного космического права. Договор содержит управомочивающие и обязывающие нормы, а также нормы-запреты.
Государства имеют право:
1. Осуществлять исследование и использование космического пространства и небесные тела без дискриминации, на основе равенства, при свободном доступе во все районы небесных тел.
2. Свободу проводить в космическом пространстве и на небесных телах научные исследования.
3. Использовать любые средства или оборудование и военный персонал для проведения научных исследований небесных тел.
4. Сохранять юрисдикцию и контроль за запущенными космическими объектами и их экипажами, право собственности в отношении
космических объектов вне зависимости от их места нахождения.
5. Обращаться с просьбой о предоставлении возможности для наблюдения за полетами своих космических объектов (т.е. размещать на территории других государств станции слежения).
6. Посещать на основе взаимности и после заблаговременного уведомления все станции, установки и космические корабли на небесных телах.
Государства обязаны:
1. Содействовать международному сотрудничеству в научном исследовании космоса.
2. Исследовать и использовать космос в соответствии с международным правом, обязанностями по поддержанию мира и безопасности.
3. Оказывать космонавтам других государств помощь в случае бедствия и вынужденной посадки (в любом месте за пределами запускающего государства) и незамедлительно возвращать их в государство регистрации космического судна.
4. Незамедлительно информировать другие государства или Генерального секретаря ООН о наличии космического явления, которое может угрожать космонавтам.
5. Нести международную ответственность за деятельность в космосе своих правительственных организаций и неправительственных юридических лиц.
6. Нести международную ответственность за ущерб, причиненный космическими объектами этого государства.
7. Возвращать запускающему государству по его просьбе космические объекты, обнаруженные за пределами этого государства.
7. При исследовании космического пространства соблюдать интересы других государств.
8. Принимать меры по предотвращению загрязнения космоса и не благоприятных изменений природной среды.
10. На равных основаниях рассматривать просьбы других государств о предоставлении им возможности для наблюдения за полетами их космических объектов (т.е. рассматривать просьбы о размещении станций слежения).
11. В максимально полной форме информировать Генерального секретаря ООН и мировое сообщество о своей космической деятельности.
12. Открывать на основе взаимности для космонавтов других государств все станции, установки и космические корабли на небесных телах.
Государствам запрещается:
1. Провозглашать суверенитет на космическое пространство, осуществлять его национальное присвоение и оккупацию.
2. Выводить на орбиту и устанавливать на небесных телах любые объекты с ядерным оружием и другими видами оружия массового уничтожения.
3. Использовать Луну и другие небесные тела в немирных целях.
4. Присваивать космические объекты других государств вне зависимости от места их обнаружения.
5. Проводить консультации с государствами, планировать деятельность или эксплуатацию в космосе, если есть основания полагать, что это может создать помехи деятельности других государств в космическом пространстве.
Особое значение для прикладной космической деятельности имеет часть космического пространства, известная как геостационарная орбита (ГСО), — пространственное кольцо на высоте около 36 тыс. км в плоскости экватора. В 1976 г. экваториальные страны приняли Боготскую декларацию, заявив свои национальные притязания, на сегменты ГСО, соответствующие их территории. В Декларации закреплено, что другие государства, использующие соответствующие сегменты ГСО, обязаны получить разрешение государства, над чьей территорией находится данный сегмент, и выплачивать денежную компенсацию за пользование ГСО.
Боготская декларация находится в полном противоречии с принципом неприсвоения космического пространства, не признается и не принимается во внимание государствами, использующими ГСО для своей космической деятельности.
20.4. Правовой режим космических объектов и космических экипажей
Космические объекты — это космические аппараты различного назначения и их составные части (искусственные спутники, корабли, ракеты). Особая разновидность космических объектов — это космические корабли, предназначенные для перемещения в космическом пространстве людей и грузов. Космические объекты принадлежат государствам (одному или нескольким), международным организациям (правительственным и неправительственным), юридическим и физическим лицам.
Национальное право по-разному регулирует правовой статус космических объектов. В Российской Федерации они не являются оборотными вещами и не могут находиться в собственности частных лиц. В США космические объекты — это оборотные вещи, которые могут принадлежать как государству, так и частным физическим и юридическим лицам.
Международное космическое право регулирует деятельность, связанную с космическими объектами, с момента их запуска или сооружения в космическом пространстве (в том числе и на небесных телах). До этого момента вся деятельность по сооружению и запуску космических объектов входит в сферу действия национального права. С 1961 г. в ООН функционирует Центр регистрации запущенных космических объектов.
Конвенция о регистрации объектов, запущенных в космическое пространство, 1975 г. устанавливает обязательный порядок их регистрации. Космические объекты должны заноситься в национальные государственные реестры и в реестр ООН. Государство регистрации космического объекта сохраняет свою юрисдикцию и контроль над ним и его экипажем во время его нахождения в космическом пространстве. Объект представляет собой условную территорию государства регистрации. Право собственности распространяется как на сам космический объект, так и на его составные части.
Правовые последствия регистрации космических объектов закреплены и в Договоре о космосе 1967 г. (ст. 8), — государства сохраняют свои суверенные права в отношении космических объектов и их экипажей во время их пребывания в космическом пространстве и на небесных телах. Договор устанавливает, что право собственности на космические объекты остается незатронутым как во время их нахождения в космическом пространстве, так и после возвращения на Землю. Космические объекты и их составные части во время пребывания в космосе и возвращения на Землю принадлежат тем же государствам, организациям, физическим и юридическим лицам, которым принадлежали до запуска.
Международное космическое право регулирует порядок нахождения космических объектов на Луне и других небесных телах. Государства вправе осуществлять посадку своих космических объектов на Луне, их запуск с Луны; размещать свой персонал, космические аппараты, оборудование и сооружения в любом месте Луны и в ее недрах. Персонал свободен в передвижениях по поверхности Луны. Данная деятельность не должна создавать помех космической деятельности других государств.
Договор о космосе (ст. 12) и Соглашение о Луне (ст. 15) предусматривают, что все космические корабли, установки, станции и оборудование, расположенные на Луне и других небесных телах, открыты для посещения представителям других государств на основе взаимности и после предварительного извещения. Право посещения в открытом космическом пространстве имеет ограниченный характер: оно не распространяется на орбитальные космические станции и другие космические объекты за пределами Луны и небесных тел.
Договор о космосе 1967 г. закрепляет правило о возвращении космических объектов: если такие объекты и их составные части после возвращения на Землю обнаружены за пределами государства регистрации, они должны быть возвращены этому государству.
Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, 1968 г. устанавливает, что каждое государство, на чьей территории или под чьей юрисдикцией оказались космические объекты и их составные части после возвращения на Землю, либо обнаруженные в открытом море или другом месте вне пределов национальной юрисдикции, обязано информировать об этом власти запускающего государства и Генерального секретаря ООН. По просьбе властей, осуществивших запуск, государство обнаружения принимает меры для спасания космического объекта и его возвращения. Под «властями, осуществившими запуск», понимаются как государства регистрации космических объектов, так и международные организации.
Договор о космосе 1967 г. (ст. 5) определяет космонавтов как «посланцев человечества в космосе». Космонавты не имеют какого-либо наднационального статуса, они являются гражданами своего государства, подчиняются его юрисдикции и контролируются государством Регистрации космического корабля. Международное космическое право подробно регламентирует вопросы спасания и возвращения космонавтов в случае аварии, бедствия, вынужденной посадки за пределами их государства (Договор о космосе 1967 г., Соглашение о Луне 1979 г., Соглашение о спасании космонавтов 1968 г.)
Соглашение о спасании космонавтов 1968 г. определяет, что обязанности государств по спасанию и возвращению космонавтов отличаются от их обязанностей по возвращению космических объектов. Космические объекты спасаются и возвращаются властям; осуществившим запуск, только по их просьбе и за их счет. По отношению к космонавтам государство обнаружения должно принять все возможные меры для их спасания.
Для спасания экипажа космического корабля, приземлившегося на чужой территории в результате аварии, бедствия, вынужденной или непредвиденной посадки, государство обязано принять все меры и оказать космонавтам необходимую помощь. Экипаж незамедлительно возвращается властям, осуществившим запуск. Космонавтам, совершившим вынужденную посадку, должна быть обеспечена безопасность.
В космическом пространстве, на Луне и других небесных телах космонавты одного государства обязаны оказывать помощь космонавтам других государств. Лицам, терпящим бедствие на Луне, предоставляется право укрыться на станциях, установках и сооружениях, принадлежащим другим государствам-участникам Соглашения о Луне 1979 г.
В операциях по поиску и спасанию космонавтов, совершивших вынужденную посадку на территории чужого государства, могут принимать участие власти, осуществившие запуск, под контролем и руководством государства, осуществляющего юрисдикцию над территорией, где проводятся поисковые и спасательные работы.
В 1990 г. США, ФРГ и Российская Федерация предложили мировому сообществу проект Конвенции о пилотируемых космических полетах. В Проекте содержится определение экипажа космического корабля — это лица, осуществляющие профессиональную деятельность в ходе космических полетов. Другие лица — это персонал космического корабля. В Проекте разработан также перечень полномочий командира космического корабля. Государства обязаны в максимальной степени обязаны обеспечивать безопасность лиц, исследующих космическое пространство. Космические экипажи в космическом пространстве должны оказывать помощь друг другу
20.5. Международно-правовой режим специальных прикладных видов космической деятельности
Общие нормы международного космического права регламентируют все виды космической деятельности. В настоящее время особое значение имеет прикладная космическая деятельность, т.е. имеющая непосредственное практическое значение на Земле. Например, спутники прикладного значения используются не для исследования космоса как такового, а в связи с деятельностью на Земле. Государства по своему усмотрению применяют такие спутники для решения задач национальной хозяйственной деятельности.
Использование спутников может затрагивать суверенные права и законные интересы других государств. В подобных случаях свобода космоса не может служить основанием для деятельности, нарушающей принцип уважения государственного суверенитета.
В международном космическом праве сложилась система общепризнанных принципов и норм, специально предназначенных для регулирования прикладных видов космической деятельности:
1. Непосредственное телевещание через спутники НТВ. В 1982 г. была принята резолюция Генеральной ассамблеи ООН «Принципы использования государствами искусственных спутников Земли для международного непосредственного телевизионного вещания». Толкование и конкретизация этих Принципов произведены Комитетом ООН по космосу. НТВ на территорию иностранного государства может осуществляться только на основе договора или соглашения с этим
государством. США и другие развитые государства отказались подписать эту резолюцию. При голосовании 107 государств проголосовали за ее принятие, 13 — против и 13 воздержались.
2. Применение космических средств для исследования Земли из космоса (дистанционное зондирование Земли — ДЗЗ). Принципы дистанционного зондирования Земли были приняты в 1986 г. Генеральной ассамблеей ООН. Резолюция явилась результатом сложного компромисса, хотя и была принята единогласно (США и некоторые другие государство выступали против какого-либо регулирования этой деятельности в принципе). Принципы ДЗЗ устанавливают: деятельность по ДЗЗ осуществляется таким образом, чтобы не нанести Ущерб законным правам и интересам зондируемых государств. Развивающимся государствам должен быть облегчен доступ к результатам
Дистанционного зондирования; этим государствам следует оказывать помощь в области ДЗЗ. Дистанционное зондирование следует использовать в целях охраны окружающей среды и защиты от стихийных бедствий. Зондирующее государство должно предоставить зондируемому государству первичную информацию и обработанные данные относящиеся к его территории.
3. Использование ядерных источников энергии (ЯИЭ) в космическом праве. Возникновение этой проблемы связано с инцидентом с советским спутником Космос-954 с ядерным реактором на борту остатки которого в 1978 г. упали на территорию Канады. Международная группа экспертов ООН пришла к выводу, что использование ядерных источников энергии может безопасно осуществляться на космических объектах при соблюдении максимальных мер предосторожности. В 1992 г. Генеральная ассамблея ООН на основе консенсуса приняла резолюцию «Принципы использования ядерных источников энергии». Принципы устанавливают технические критерии безопасности использования ЯИЭ; порядок уведомления в случаях, если возникает опасность возвращения радиоактивных материалов на Землю: оказание помощи пострадавшему государству и ответственность властей, осуществивших запуск.
4. Использование геостационарной орбиты (ГСО). Одно государство без помощи со стороны других стран может разместить на ГСО только ограниченное число спутников. В связи с этим существует необходимость разработки научно-технических и правовых мер, гарантирующих всем государствам доступ к ГСО. Такие попытки регулярно предпринимаются в рамках Международного союза электросвязи (МСЭ). В Уставе МСЭ, принятом в 1992 г. (ст. 44), установлено,
что частоты и орбиты геостационарных спутников представляют собой ограниченные естественные ресурсы, которые надлежит использовать эффективно и экономно, обеспечивая справедливый доступ к ним с учетом особых потребностей развивающихся государств и географического положения отдельных стран. Комиссия ООН по космосу разработала проект Принципов общего характера, обеспечивающих справедливое использование ГСО всеми государствами в настоящем и будущем.
Большое значение имеет сотрудничество в использовании навигационных спутниковых систем и позиционирования. У России есть система ГЛОНАСС. Ее конкурент — американская система НАВСТАР. Обе системы разрабатывались для военных целей. С 1996 г. они являются компонентами глобальной навигационной спутниковой системы. Сейчас разрабатывается европейская гражданская навигационная спутниковая система ГАЛИЛЕО.
Между Канадой, Францией, Российской Федерацией и США заключено Соглашение о Международной программе КОСПАС-САРСАТ. Международная программа КОСПАС-САРСАТ использует спутники и сеть наземных станций для обнаружения и передачи сигналов бедствия от морских, воздушных и наземных пользователей, содействует достижению целей ИМО и ИКАО в отношении поисково-спасательных операций.
20.6. Ответственность в международном космическом праве
Ответственность государства распространяется на любую национальную деятельность в космическом пространстве, независимо от того, ведется ли она самим государством, его частными лицами, правительственными или неправительственными юридическими лицами (ст. 6 Договора о космосе 1967 г.). Космическая деятельность всегда предполагает международно-правовую ответственность государства.
Деятельность в космическом пространстве неправительственных юридических лиц может осуществляться только с разрешения и под постоянным контролем со стороны государства. Если космической деятельностью занимается международная межправительственная организация, то наступает совместная (солидарная) ответственность самой организации и ее государств-членов.
Особенность института ответственности в международном космическом праве заключается в том, что государство несет материальную ответственность без совершения правонарушения, т.е. отвечает за причинение ущерба в ходе правомерной космической деятельности (аварийное падение спутника на территорию иностранного государства). Ответственность в международном космическом праве имеет абсолютный характер и основана на принципе объективного вменения (ответственность без вины). Это связано с тем, что космическая деятельность и космические технологии представляют собой источник повышенной опасности и несут в себе риск причинения материального ущерба на Земле, в водном, воздушном и космическом пространствах.
Основания ответственности в международном космическом праве:
1. Космическая деятельность государства соответствует международному праву, но причиняет ущерб другому государству, — ответственность наступает за правомерную деятельность, связанную с использованием источников повышенной опасности и повлекшую наступление неблагоприятных последствий на поверхности Земли.
2. Космическая деятельность государства противоречит международному праву, и вред является следствием совершения международного правонарушения.
В международном космическом праве детально регламентируются вопросы материальной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами (ст. 7 Договора о космосе 1967 г. и Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 г.). Материальная ответственность за ущерб, причиненный космическими объектами, имеет международно-правовой характер, т.е. ее субъектами являются государства, а не физические или юридические лица.
Конвенция 1972 г. специально посвящена вопросам ответственности за осуществление деятельности в космосе. Конвенция закрепляет принцип абсолютной (объективной) ответственности запускающего государства за ущерб, причиненный его космическими объектами на поверхности Земли или воздушному судну, находящемуся в полете. На принципе презюмируемои вины основана ответственность за ущерб, причиненный космическим объектом либо лицами или имуществом на его борту в любом месте за пределами поверхности Земли.
Претензии о компенсации за причиненный ущерб предъявляются запускающему государству тем государством, которому (либо его физическим или юридическим лицам) причинен ущерб. При совместном запуске космического объекта наступает солидарная ответственность всех властей, осуществивших запуск.
В космическом праве правоотношения ответственности (прежде всего, материальной) возникают между субъектами международного права независимо от того, кто является потерпевшей стороной, или стороной, обязанной возместить ущерб, — само государство или его физические либо юридические лица. Интересы частных лиц в космическом праве представляют и защищают государства.
Конвенция 1972 г. определяет ущерб как случайное лишение жизни, причинение телесных повреждений и вреда здоровью, уничтожение или повреждение имущества. Непременным условием наступления материальной ответственности государства является факт причинения космическим объектом этого государства хотя бы одного из видов такого ущерба.
Поскольку в Конвенции 1972 г. установлен принцип абсолютной, безвиновной ответственности запускающего государства, то освобождение от ответственности возможно только в случае, если данное государство докажет, что ущерб является следствием грубой небрежности либо деяния, совершенного с намерением нанести ущерб, со стороны потерпевшего государства, его физических или юридических лиц. Если ущерб причинен в результате неправомерной деятельности запускающего государства, то освобождение от ответственности не может иметь места ни при каких обстоятельствах, даже при наличии вины со стороны потерпевшего государства. В международном космическом праве предусматривается возможность отступления от принципа абсолютной ответственности при выплате компенсации за причиненный ущерб: если космический объект одного государства причинил вред космическому объекту другого государства во время их пребывания вне поверхности Земли, то наступление ответственности предполагает наличие вины.
Конвенция 1972 г. определяет запускающее государство как государство, осуществляющее или организующее запуск космического корабля, либо государство, с территории или установок которого осуществлен запуск. В Конвенции установлен принцип солидарной ответственности за ущерб при совместном производстве запуска (ст. 5). Государство, возмещающее ущерб, имеет право регрессного требования.
Положения Конвенции 1972 г. не применяются, если ущерб причинен космическим объектом запускающего государства его собственным гражданам иди юридическим лицам. Такие случаи не подпадают под действие международного космического права и регулируются внутригосударственным законодательством.
Урегулирование претензий производится в порядке дипломатических переговоров. Для рассмотрения претензий создаются специальные комиссии. Эти комиссии являются не арбитражными, а согласительными органами: решение комиссии окончательно и обязательно только при наличии соответствующей договоренности государств. При отсутствии такой договоренности комиссия выносит окончательное определение рекомендательного характера, которое стороны рассматривают в «духе доброй воли» (ст. 19 Конвенции 1972 г.).
20.7. Деятельность международных космических организаций
В 1964 г. была создана Международная организация связи через искусственные спутники Земли (ИНТЕЛCAT). Постоянное соглашение об ИНТЕЛ CAT подписано в 1971 г. (в настоящее время в нем участвуют более 130 государств). Главная цель ИНТЕЛСАТ: осуществление на коммерческой основе проектирования, сооружения, эксплуатации и технического обслуживания глобальной системы связи с помощью искусственных спутников, «используемой в международных целях и Доступной для всех государств без какой-либо дискриминации». Однако в специальной литературе указывается, что свыше половины всех голосов принадлежит американской частной кампании КОМСАТ, Представляющей в ИНТЕЛСАТ интересы США. В связи с этим ИНТЕЛСАТ, по сути, представляет собой некое АО с участием иностранного капитала. В 1971 г. создана Международная организация спутниковой связи — Интерспутник. Функции — создание и эксплуатация системы связи через искусственные спутники Земли. Соглашение об Интерспутнике было коренным образом пересмотрено в 1997 г.
Международная организация морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ) создана в целях улучшения морской связи с использованием искусственных спутников Земли. Учредительные документы ИНМАРСАТ: Конвенция о Международной организации морской спутниковой связи, определяющая принципиальные положения создания организации, и Эксплуатационное соглашение, регламентирующее технические и финансовые вопросы. Носителями прав и обязанностей по Конвенции являются только государства. Эксплуатационное соглашение предусматривает, что его субъектами могут быть либо государства, либо правительственные национальные организации.
ИНМАРСАТ занимается космическими сегментами, необходимыми для улучшения морской связи в целях совершенствования системы оповещения о бедствиях и охране человеческой жизни на море, повышения эффективности работы судов и управления ими. Система ИНМАРСАТ включает космический сегмент, береговые земные станции, судовые земные станции и систему контроля.
Космическими сегментами пользуются суда всех государств на условиях, установленных ИНМАРСАТ. Организация может быть собственником или арендатором космического сегмента. Земные станции на суше, работающие через космический сегмент ИНМАРСАТ, размещаются в пределах сухопутной территории под юрисдикцией какого-либо государства или Организации, и являются собственностью государства или Организации.
Отдельными аспектами космической деятельности занимаются некоторые специализированные учреждения ООН: МСЭ, ЮНЕСКО, ФАО, ВМО.
На региональном уровне созданы Европейская организация спутниковой связи (ЕВТЕЛСАТ), Европейская организация по эксплуатации метеорологических спутников Земли (ЕВМЕТСАТ), Арабская организация спутниковой связи (АРАБСАТ). Главная цель АРАБСАТ — создание и обслуживание системы дальней связи для всех стран-членов Лиги арабских государств.
С 1975 г. функционирует Европейское космическое агентство (ЕКА), созданное в результате слияния Европейской организации космических исследований и Европейской организации ракет-носителей. ЕКА действует в рамках Европейского союза. Нормативная основа деятельности — Конвенция о создании ЕКА 1975 г. Деятельность ЕКА направлена на обеспечение и развитие сотрудничества европейских государств в освоении космоса и применении достижений космонавтики в мирных целях. Главные задачи ЕКА:
1) выработка и координация общей европейской космической политики всех государств-членов и каждого государства в отдельности;
2) разработка и претворение в жизнь общей европейской космической программы. Космические программы Агентства подразделяются на обязательные, финансируемые всеми государствами-членами, и факультативные, в финансировании которых принимают участие только
заинтересованные стороны. При ЕКА создан Европейский центр космического права (ЕЦКП).
В 2003 г. между Российской Федерации и Европейским космическим агентством было заключено Соглашение о сотрудничестве и партнерстве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях. Сотрудничество России и ЕКА осуществляется по следующим направлениям: фундаментальные и прикладные исследования космического пространства; космическая медицина и биология; дистанционное зондирование Земли; космическая связь; пилотируемые космические полеты; подготовка к исследованию планет человеком; защита космической среды, включая контроль и снижение риска образования космического мусора.
Для реализации своих научных проектов ЕКА использует российские ракетоносители «Союз» и «Протон». В 2002 г. с космодрома Байконур «Протоном» была выведена на орбиту европейская астрофизическая обсерватория «Интеграл». Использование «Протона» обеспечило обсерватории наилучшие орбитальные возможности для наблюдений. Российские ученые получили право на первоочередное использование информации, добываемой в течение 27% общего времени наблюдения приборами «Интеграла».
Запуск российским носителем «Союз-ФГ» межпланетной автоматической станции «Марс-Экспресс» стал примером сотрудничества не только в выведении космического аппарата на орбиту, но и в совместной разработке бортовой научно-исследовательской аппаратуры. «Марс-Экспресс» расценивается как одна из эффективных, недорогих и быстрых экспедиций ЕКА. Название «Экспресс» она получила благодаря быстрым темпам по ее созданию и запуску. В таких же временных ограничениях велась подготовка к запуску межпланетной станции на Венеру. Новый проект реализуется в рамках долгосрочной программы совместных научных исследований в космосе Европейского космического агентства и Федерального космического агентства России. Основные цели миссии — исследования атмосферы Венеры, ее строения, состава, теплового баланса, химии облаков, свойств поверхности.
Все перечисленные организации являются международными межправительственными организациями. Из многочисленных международных неправительственных организаций, занимающихся космической деятельностью, наиболее авторитетными являются:
1. Комитет по исследованию космического пространства (КОСТАР), созданный в 1958 г. Содействует проведению научных исследований, связанных с использованием космической техники. Основная задача КОСТАР — «предоставление ученым всего мира возможности широкого использования спутников и космических зондов для научных исследований космического пространства и организация обмена информацией по результатам исследований на основе взаимности». Ее цель — содействие прогрессу в изучении космического пространства.
Члены КОСТАР — национальные академии наук и приравненные к ним национальные научные учреждения более чем из 40 государств мира.
2. Международная астронавтическая федерация (МАФ), функционирующая с 1950 г. В основе деятельности МАФ лежит Устав, принятый в 1961 г. с изменениями 1968 и 1974 гг. Деятельность МАФ направлена на то, чтобы способствовать развитию астронавтики, содействовать распространению информации о космических исследованиях, решать социально-правовые вопросы освоения космоса. В МАФ существует три категории членов: 1) национальные члены (астронавтические общества различных стран); 2) университеты, лаборатории, деятельность которых связана с подготовкой кадров или проведением исследований в области астронавтики; 3) международные организации, цели которых соответствуют задачам МАФ (более 110 членов).
Международный институт космического права (МИКП) создан вместо ранее существовавшего Постоянного правового комитета МАФ. Его задачи: 1) изучение правовых и социологических аспектов космической деятельности; 2) организация ежегодных коллоквиумов по космическому праву, которые проводятся одновременно с конгрессами МАФ; 3) проведение исследований и подготовка докладов по правовым вопросам освоения космоса; 4) публикация материалов по космическому праву. Институт занимается вопросами преподавания космического права. Он является единственной неправительственной организацией, в которой обсуждаются правовые проблемы освоения космоса. МИКП создан на основе индивидуального членства. Осуществляет представительство МАФ в Юридическом подкомитете Комитета ООН по космосу. Огромную роль в международной космической деятельности играет Национальное управление США по астронавтике и исследованию космического пространства (НАСА). Поддерживает обширные международные связи, пользуется мировым авторитетом. В 2005 г. директор НАСА объявил, что четверо астронавтов отправятся на Луну в 2018 г. и проведут там неделю. Пилотируемые полеты на Луну планируют Европейское космическое агентство, Китай, Япония, Индия и Малайзия. Российская федеральная космическая программа до 2015 г. предусматривает создание космических систем, которые могли бы исследовать Луну, Марс и другие планеты.
Договор о космосе 1967 г. разрешает осуществление космической деятельности неправительственным организациям с дозволения и под постоянным контролем со стороны государств — участников Договора. С начала 80-х гг. XX в. начался обширный процесс приватизации и коммерциализации космической деятельности (продажа участков на Луне, Венере, Марсе и Юпитере; создание «Лунного консульства» и «Лунной республики» Дэнниса Хоупа, который нажил на этом бизнесе огромное состояние). В конце XX — начале XXI вв. появилось понятие «космический туризм». Первый опыт в развитей этой деятельности принадлежит России, — «космический турист», гражданин США, побывал в космосе на российском космическом корабле. В настоящее время НАСА активно занимается подготовкой к началу массового космического туризма.
Необходимо отметить, что деятельность «Лунного консульства», продажа участков Луны и других планет противоречат нормам Соглашения о Луне 1979 г. (п. 3 ст. 11): «Поверхность или недра Луны не могут быть собственностью какого-либо государства, международной организации, национальной организации, неправительственного учреждения или любого физического лица».
3. В связи со всеми этими процессами появилась необходимость создания международного частного космического права, которое развивалось бы прежде всего на национальном уровне и регулировалось национальным законодательством. При этом необходимо иметь в виду, что космос представляет собой международное пространство, принадлежащее всему человечеству, не подлежит национальному присвоению и приватизации. Все государства имеют равные права в области освоения космоса, и деятельность лиц одного государства не должна причинять помех космической деятельности других государств. В любом случае ответственность за всю национальную космическую деятельность несет именно государство, а не физические и юридические лица или неправительственные организации. В настоящее время существует настоятельная необходимость создания Всемирной космической организации, которая занималась бы всем комплексом проблем по освоению космоса. В 1986 г. СССР выступил с предложением о создании такой организации, однако она до сих пор так и не создана.