Тема 21 МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО
21.1. Понятие и предмет международного экологического право
21.2. Источники и принципы международного экологического права
21.3. Концепция международной экологической безопасности
21.4.Международные организации в области охраны окружающей среды
21.5. Защита природной среды в различных международных пространствах
21.1. Понятие и предмет международного экологического права
Международное экологическое право представляет собой совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих отношения между субъектами международного права по поводу охраны природной среды, ее рационального использования и воспроизводства, обеспечения существования благоприятной для жизни человека экосистемы.
Первое природоохранное соглашение было заключено в XIX в. — Соглашение об охране морских котиков 1897 г. Качественный скачок в развитии международного экологического права произошел после 1972 г. Этот скачок связан с работой Стокгольмской конференции ООН по проблемам окружающей человека среды.
До сих пор в науке международного права не существует единого, общепринятого термина для обозначения отрасли международного права, предметом которой является охрана окружающей среды. Кроме термина «международное экологическое право», употребляются названия «международное право окружающей среды», «международно-правовая охрана природы», «сотрудничество государств в области охраны окружающей среды».
Представляется, что термин «международное экологическое право» является наиболее удобным вследствие его лаконичности и наиболее корректным с точки зрения будущего права (de lege ferenda), — в настоящее время еще нельзя говорить о наличии международного экологического права как полностью сложившейся отрасли международного права, но процесс становления и развития этой отрасли идет быстрыми темпами.
Отсутствие терминологической унификации свидетельствует о том, что структурное формирование международного экологического права еще не завершено. Некоторые принципы и нормы, касающиеся защиты окружающей среды, включены в другие отрасли международного права — морское, воздушное, космическое, право международной безопасности. Кроме того, специальные принципы и нормы международного экологического права еще недостаточно конкретизированы.
Международное экологическое право не кодифировано. Его нормы закреплены в многочисленных международно-правовых актах имеющих комплексный характер. Для окончательного формирования международного экологического права как самостоятельной отрасли международного права необходима его кодификация. Эта проблема является постоянным предметом обсуждения в рамках Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП). Принятие универсального кодификационного акта по международному экологическому праву (по аналогии с другими отраслями международного права) позволило бы систематизировать сложившиеся в этой сфере принципы и нормы, закрепить принцип равноправного и взаимовыгодного сотрудничества государств в целях обеспечения экологической безопасности.
Уже довольно давно в порядке формирования международно-правового обычая происходит становление принципа охраны окружающей среды в качестве когентного принципа общего международного права. Однако до сих пор этот принцип не получил всеобщего opinio iuris и нигде не зафиксирован в качестве сверх императивной нормы международного права.
Международное экологическое право представляет собой одну из наиболее динамично развивающихся отраслей современного международного права. Главные направления правового регулирования в области охраны окружающей среды:
1. Предотвращение и ограничение вредного воздействия на окружающую природную среду.
2. Обеспечение рационального (экономически целесообразного) использования природных ресурсов.
Вредное воздействие на природную среду в основном связано с различными видами ее загрязнения, которые отличаются по своей природе (химическое, радиоактивное, шумовое) и по объектам воздействия (морская среда, пресные воды, воздушное и космическое пространство, атмосфера, почва).
При регулировании ресурсопользования необходимо стремиться как к сохранению самих ресурсов, так и предотвращению неблагоприятных последствий их эксплуатации для иных природных объектов.
Система международно-правового регулирования защиты окружающей среды хотя и находится в стадии становления, но уже обладает внутренней структурой, устойчивыми взаимосвязями, собственной нормативной основой, источниками права и собственными институтами. Это лишний раз подтверждает целесообразность и своевременность введения в международно-правовой оборот термина «международное экологическое право».
Международное экологическое право имеет единый объект регулирования — окружающая природная среда как комплекс материальных благ, основных производных от нее материальных и нематериальных благ, условий и гарантий физической и экономической жизни человека. Международно-правовая охрана охватывает те элементы окружающей среды, которые непосредственно влияют на существование человечества и состояние которых зависит от поведения государств. К таким элементам относятся Мировой океан и его природные ресурсы, атмосфера, флора и фауна, уникальные природные комплексы, околоземное воздушное пространство, пресноводные ресурсы, генетический фонд Земли, т.е. те природные ресурсы и объекты, которые являются достоянием всего международного сообщества или нескольких государств.
Категории мировых природных ресурсов с точки зрения международного права можно разделить на национальные и международные.
Национальные природные ресурсы (объекты) находятся под суверенитетом или юрисдикцией отдельных государств. Государства обладают суверенитетом над национальными природными ресурсами в пределах своей территории. Принцип неотъемлемости суверенитета закреплен в резолюции Генеральной ассамблеи ООН «Неотъемлемость естественных ресурсов» 1962 г. и в Декларации Стокгольмской конференции по проблемам окружающей среды 1972 г.: «Государства имеют суверенное право разрабатывать свои естественные ресурсы согласно своей национальной политике в области окружающей среды».
Государства обязаны рационально использовать свои природные ресурсы, учитывать их потенциальные возможности, необходимость воспроизводства, не допускать необратимого негативного воздействия на природную среду. Государства не вправе изменять естественные природные ресурсы на своей территории, если это может оказать вредное воздействие на природу других государств. Это положение основано на общем принципе права, — пользоваться своим так, чтобы не вредить другим (так используй свое, чтобы не причинить ущерб чужому — sic utere tuo ut alienum non laedas).
Правовой режим национальных природных ресурсов в первую очередь определяется национальным законодательством. Многие нормы национального экологического права сформированы под воздействием положений международного права либо имплементированы в национальное законодательство из международных соглашений данного государства.
В Стокгольмской декларации 1972 г. закреплена обязанность государств нести ответственность за деятельность в рамках своей юрисдикции или контроля, причинившую ущерб природной среде других государств или районов, находящихся за пределами национальных юрисдикции. Этот принцип установлен также в Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного воздействия на природную среду 1977 г. и в Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г.
За причинение экологического ущерба государство обязано нести международно-правовую ответственность. Реализация этой ответственности воплощена в судебных и арбитражных решениях по межгосударственным спорам об ущербе в результате загрязнения.
С середины 70-х гг. XX в. в праве международной ответственности и в международном уголовном праве началось формирование новых составов международных преступлений — преступления против человеческой цивилизации. Среди этих составов: экоцид (преступные посягательства на окружающую природную среду), терроцид (уничтожение Земли как геологического тела), биоцид (уничтожение флоры и фауны планеты). Ответственность за экоцид предусмотрена в уголовном законодательстве многих государств (например, ст. 358 УК РФ). Биоцид и терроцид как международные преступления находятся в стадии становления.
Международные природные ресурсы (объекты) постоянно находятся вне пределов национальной юрисдикции какого-либо государства либо в процессе своего естественного цикла оказываются на территории различных государств. Универсальные природные ресурсы находятся в общем пользовании всего человечества (Антарктика, открытое море, морское дно за пределами континентального шельфа, космическое пространство и небесные тела; находящиеся в этих пространствах природные ресурсы). Многонациональные природные ресурсы принадлежат двум и более государствам и используются этими государствами (водные ресурсы международных рек, пограничные природные комплексы или месторождения полезных ископаемых, популяции мигрирующих видов животных).
Правовой режим охраны и использования международных природных ресурсов регулируется международным правом. Правовой статус универсальных ресурсов основан на принципе национального неприсвоения и общего пользования, который выражается в равном праве всех государств использовать такие ресурсы с учетом интересов других членов международного сообщества и требовать охраны окружающей среды.
21.2. Источники и принципы международного экологического права
На начальной стадии своего формирования международное экологическое право регламентировалось преимущественно нормами обычного права, — например, принцип запрещения причинять ущерб территории соседних государств в результате использования собственной территории и ее окружающей среды. В настоящее время международное экологическое право имеет в основном договорное регулирование, — действуют более 300 универсальных, региональных, субрегиональных и двусторонних соглашений, непосредственно затрагивающих проблемы охраны окружающей среды. Классификацию таких соглашений можно провести в зависимости от объекта (предмета) регулирования: универсальные природные ресурсы, Мировой океан, земная атмосфера, околоземное и космическое пространство, животный и растительный мир, экологические аспекты военной деятельности.
Наиболее важные универсальные международные соглашения по международному экологическому праву: Международная конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 г.; Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве места обитания водоплавающих птиц, 1971 г.; Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г.; Соглашение об охране полярных медведей 1973 г.; Конвенция ЮНЕСКО по охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г.; Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, 1973 г.; Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного воздействия на природную среду 1977 г.; Боннская конвенция об охране мигрирующих видов диких животных 1979 г.; Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.; Конвенция по охране морских живых ресурсов Антарктики 1982 г.; Венская конвенция по защите озонового слоя 1985 г.; Базельская конвенция о контроле за трансграничными перевозками опасных отходов и их удалении 1989 г.; Конвенция о биологическом разнообразии 1992 г.; Рамочная конвенция ООН об изменении климата 1992 г., Конвенция по борьбе с опустыниванием 1994 г., Конвенция по трансграничным и далеко мигрирующим рыбным запасам 1995 г.
Вопросам защиты глобальной окружающей среды от ядерного заражения посвящены Конвенция о физической защите ядерного материала 1980 г., Конвенция об оперативном оповещении в случае ядерной аварии или радиационной катастрофы 1986 г., Конвенция о помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации 1986 г:
Большую роль в международном экологическом праве играют локальные (региональные и субрегиональные) международные соглашения по отдельным вопросам сотрудничества в области охраны окружающей среды: Договор о навигации и экономическом сотрудничестве между государствами бассейна реки Нигер 1963 г.; Барселонская конвенция о защите Средиземного моря от загрязнения 1976 г.; Конвенция о защите реки Рейн от загрязнения химическими веществами 1976 г.; Договор о сотрудничестве в бассейне реки Амазонки 1978 г.; Соглашение о сотрудничестве по борьбе с загрязнением Северного моря нефтью и другими вредными веществами 1983 г.; Соглашение о планах действий по экологически рациональному использованию общей системы реки Замбези 1987 г.; Хельсинкская конвенция о защите морской среды района Балтийского моря 1992 г.; Парижская конвенция по охране морской среды северо-восточной Атлантики 1992 г.; Конвенция о сохранении запасов анадромных рыб в Северной части Тихого океана 1992 г.
В рамках СНГ принято Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей и природной среды 1992 г. с Протоколом об обязанностях, правах и ответственности участников Соглашения. Созданы Межгосударственный экологический совет, Межгосударственный экологический фонд, Межгосударственный экологический банк.
Между государствами — членами Европейского союза действуют Европейское соглашение о запрещении некоторых веществ в чистящих и моющих средствах 1968 г.; Конвенция о защите дикой флоры и фауны и природной среды их обитания в Европе 1979 г.; Соглашение по предотвращению и оказанию помощи в случаях, приравненных к технологической катастрофе, 1987 г.
Под эгидой Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН) в 90-е гг. XX в. были приняты фундаментальные соглашения по охране окружающей среды: Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте 1991 г.; Конвенция о трансграничном воздействии промышленной аварии 1992 г.; Конвенция по охране и использованию трансграничного водотока и международных озер 1992 г.
В рамках других региональных организаций общей компетенции также приняты комплексные акты по международному экологическому праву: Соглашение стран АСЕАН охране природы и природных ресурсов 1985 г.; Африканская конвенция по охране природы и природных комплексов 1968 г.; Вашингтонская конвенция по защите природы и сохранению фауны и флоры Западного полушария 1940 г.
Одна из основных особенностей нормативного регулирования международного экологического права заключается в большой роли источников квазинормативного характера (актов международных конференций и резолюций международных организаций): деклараций, стратегических руководств, руководящих принципов. Такие акты представляют собой «мягкое право» и имеют рекомендательный характер. Они составляют существенную часть международно-правового материала по защите окружающей среды. Их воздействие на международное экологическое право ограниченно, но играет большую позитивную роль.
Например, Стокгольмская декларация ООН по проблемам окружающей среды 1972 г. впервые на универсальном уровне определила глобальный подход к решению экологических проблем. Декларация 1972 г. не имеет обязательной юридической силы, но оказывает огромное влияние на процесс нормообразования в международном экологическом праве.
Другие международно-правовые акты данного уровня: Хартия экономических прав и обязанностей государств 1974 г.; резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Об исторической ответственности государств за сохранение природы Земли для нынешних и будущих поколений» 1980 г.; Всемирная хартия природы 1982 г.
Особое значения в развитии международного экологического права сыграли документы Конференции ООН по окружающей среде и развитию, проходившей в 1992 г. в Рио-де-Жанейро. Именно на этой конференции были приняты Конвенция о биологическом разнообразии и Рамочная конвенция об изменении климата. Декларация Конференции 1992 г. «Об окружающей среде и развитии» (Декларация Рио) развивает положения Стокгольмской декларации 1972 г.
Декларация 1992 г. представляет собой свод обновленных принципов сотрудничества по охране окружающей среды в свете новых форм глобального партнерства. Положения Декларации исходят из взаимозависимости развития и охраны экосистемы Земли, провозглашения права народов и государств на развитие. Предусмотрено создание нового и равноправного режима в области глобального партнерства и провозглашен принцип перехода к устойчивому развитию.
Еще один документ Конференции 1992 г. «Повестка дня XXI века» содержит всеобъемлющий свод рекомендаций государствам, правительствам, международным правительственным и неправительственным организациям, выполнение которого должно обеспечить защиту окружающей среды и устойчивое развитие в XXI в.
Общими принципами международного экологического права являются общепризнанные принципы международного права —. уважения государственного суверенитета, суверенного равенства государств, территориальной целостности и неприкосновенности, сотрудничества, мирного разрешения международных споров, международно-правовой ответственности. Из этих принципов исходят все документы по охране окружающей среды.
Специальные принципы международного экологического права можно подразделить на основополагающие и частные принципы предупредительного характера. Основополагающие специальные принципы:
1. Защита окружающей среды на благо нынешнего и будущего поколений (принцип охраны окружающей среды) устанавливает обязательства государств защищать и сохранять природную среду и обеспечивать рациональное использование природных ресурсов. Этот принцип закреплен в Стокгольмской декларации 1972 г.
2. Недопущение нанесения трансграничного ущерба (принцип непричинения ущерба окружающей среде за пределами юрисдикции государства). Это обычно-правовая норма, закрепленная в Стокгольм
ской декларации 1972 г. и Декларации Рио 1992 г.
3. Принцип неотъемлемого суверенитета государства над его природными ресурсами означает суверенное право каждого государства свободно разрабатывать свои природные ресурсы. В наибольшей степени этот принцип поддерживается развивающимися государствами. Закреплен в Стокгольмской декларации 1972 г. и в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Неотъемлемый суверенитет государств над своими природными ресурсами».
4. Экологически обоснованное рациональное использование природных ресурсов. Пока определено только общее содержание этого принципа; он нуждается в конкретизации и единообразном толковании. Закреплен в Стокгольмской декларации 1972 г.
5. Недопущение радиоактивного заражения окружающей среды — касается как военного, так и мирного использования ядерной энергии. Формирование этого принципа идет и договорным, и обычным путем.
6. Защита экологической системы Мирового океана — этот принцип закреплен в Конвенции по морскому праву 1982 г.
7. Запрещение военного или любого иного враждебного воздействия на природную среду — закреплен в соответствующей Конвенции 1977 г. и в Дополнительном протоколе № I 1977 г. в Женевским конвенциям 1949 г.
8. Обеспечение экологической безопасности. Этот принцип связан с общей концепцией экологической безопасности и находится в стадии становления.
8. Контроль за соблюдением норм в области охраны окружающей среды предполагает создание системы международного контроля и мониторинга качества окружающей среды на глобальном, региональном и национальном уровнях.
10. Международно-правовая ответственность государств за причинение ущерба окружающей среде — государства должны нести ответственность за ущерб, нанесенный экологической системе за пределами национальной юрисдикции или контроля. Этот принцип находится в стадии становления.
Частные принципы предупредительного характера в международном экологическом праве:
1. Оценка воздействия на окружающую среду — государства обязаны проверять трансграничные экологические последствия их деятельности.
2. Предварительные уведомления и обмен информацией — государства обязаны заблаговременно предупреждать других членов международного сообщества в связи с проведением опасной для окружающей среды деятельностью.
3. Взаимные консультации — государства обязаны консультироваться друг с другом по поводу экологически опасной деятельности.
4. Принятие мер предосторожности — государства обязаны принимать эффективные меры для предотвращения негативного воздействия на природную среду.
21.3. Концепция международной экологической безопасности
Происходящие в современном мире экологические катастрофы и связанная с ними угроза всему международному сообществу (глобальное потепление климата, загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов) породили проблему международной и национальной экологической безопасности. В Докладе Всемирной комиссии по окружающей среде и развитию (Комиссия Брутланда) отмечается, что определение безопасности в ее традиционном понимании (политическая и военная угроза национальному суверенитету) должно быть расширено за счет включения в него воздействия экологических стрессов на национальном, региональном, локальном и глобальном уровнях.
Концепция экологической безопасности предполагает изменение традиционных подходов к охране окружающей среды; она призвана создать условия для безопасного экологического развития всех государств. Экологическая безопасность представляет собой сложную взаимосвязанную и взаимозависимую систему экологических составляющих планеты, сохранения и поддержания естественного природного баланса между ними.
Главное в концепции экологической безопасности — предотвращение экологических катастроф как условие выживания человечества. Эта концепция устанавливает прямую связь между охраной окружающей среды и безопасностью человечества. Юридическое содержание принципа экологической безопасности: обязанность государств осуществлять свою деятельность таким образом, чтобы исключить экологические стрессы на локальном, национальном, региональном и глобальном уровнях. Любая деятельность не должна принять ущерба другим государствам и всему международному сообществу в целом.
Достижение международной экологической безопасности предполагает установление такого характера международных отношений, который обеспечивал бы сохранение, рациональное использование, воспроизводство и повышение безопасности окружающей среды. Экологическая безопасность невозможна без обеспечения устойчивого развития всех государств, внедрения экологических начал в систему государственной и международной политики, т.е. проведения «экологической политики».
Правовой основой концепции экологической безопасности являются региональные и универсальные международные соглашения и иные международно-правовые документы, формирующие экологическое правовое пространство и содержащие унифицированные правовые нормы в области охраны окружающей среды. Концепция экологической безопасности предполагает необходимость разработки и принятия универсальных императивных принципов поведения государств в сфере экологической политики.
Из концепции экологической безопасности вытекает концепция устойчивого и экологически безопасного долговременного развития, которая была выдвинута Международным союзом охраны природы в 1980 г. в докладе «Всемирная стратегия охраны природы». Смысл концепции устойчивого и экологически безопасного долговременного развития — экономически более выгодно предотвратить нанесение возможного ущерба, чем тратить средства на ликвидацию его последствий. В 2003 г. была создана Комиссия ООН по устойчивому развитию.
На Оттавской международной конференции по охране природы и развитию (1986 г.) была разработана система принципов устойчивого развития. В отчете Комиссии Брутланда (1987) отмечалось, что экономика должна удовлетворять нуждам людей, но ее рост не должен противоречить экологическим возможностям планеты. В противном случае Земле угрожает глобальная экологическая катастрофа.
Основными документами, регулирующими концепцию экологической безопасности, являются документы Конференции ООН по охране окружающей среды и развитию 1992 г. Рамочная конвенция ООН об изменении климата 1992 г. устанавливает контроль на равноправной основе за выбросом в атмосферу газов антропогенного происхождения. Конечная цель, на достижение которой направлены положения Конвенции, — стабилизация концентрации парниковых газов в атмосфере.
Конвенция о биологическом разнообразии 1992 г. закрепляет положение, что сохранение биологического разнообразия — это общая задача всего человечества. Государства несут ответственность за сохранение своего биологического разнообразия и рациональное использование биологических ресурсов. Конвенция предусматривает справедливое и равноправное распределение выгод от использования генетических ресурсов и передовых технологий с учетом прав всех государств на ресурсы и технологии (эта норма главным образом отвечает интересам развивающихся государств и принята по их настоянию).
В Заявлении Конференции по принципам для глобального консенсуса по рациональному использованию, сохранению и устойчивому развитию всех типов лесов зафиксировано согласие государств по использованию и сохранению всех типов лесов независимо от их географического положения. Ранее на международном уровне охранялись только тропические леса.
В Декларации об окружающей среде и развитии перечислены 27 принципов управления экономической деятельностью и поведения в области охраны окружающей среды для достижения глобального устойчивого развития. Повестка дня XXI в. определила стратегию глобального природоохранного сотрудничества в свете сочетания экологических задач с устойчивым экологическим развитием.
В документах Конференции 1992 г. определена концепция глобального партнерства в области международного экологического права, необходимость учета специфических условий и потребностей государств с переходной экономикой (к таким государствам отнесены Россия, другие независимые государства на территории бывшего СССР, государства Восточной Европы).
В 1997 г. был подписан Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Главное в Протоколе — количественные обязательства развитых стран и стран с переходной экономикой, включая Россию, по ограничению и снижению выбросов парниковых газов в атмосферу в 2008—2012 гг. Важно подчеркнуть, что сейчас речь идет только об этих годах; с 2013 г. будут новые обязательства, новая ратификация и т.п. У России разрешенный уровень выбросов парниковых газов на 2008—2012 гг. — 100% от уровня 1990 г. (у стран ЕС в целом - 92%, у Японии - 94%, у США - 93%).
Государства должны уделить особое внимание разработке технологий, не связанных с выбросом больших объемов парникового газа. Киотский протокол призван способствовать освоению возобновляемых источников энергии, которые могли бы постепенно ослабить зависимость экономики от ископаемых видов топлива.
Киотский протокол — это первый международный документ, использующий рыночный механизм для решения глобальных экологических проблем. Это так называемая торговля квотами —- разрешениями на выбросы. Если страна не расходует свою квоту полностью, то она может переуступить или продать «свободную» часть другой стране. К подобному сотрудничеству с Россией уже проявили интерес многие страны — ряд стран ЕС, Япония, Норвегия, Канада.
Другая возможность Киотского протокола — развитые страны и страны с переходной экономикой могут совместно осуществлять проекты по снижению выбросов парниковых газов в атмосферу на территории одной из стран и затем «делить» полученный в 2008—2012 гг. эффект, «передавая» друг другу полученные «единицы снижения выбросов». Такие проекты получили название «проектов совместного осуществления».
Однако одного лишь Протокола недостаточно для решения задачи ограничения выбросов парникового газа. Некоторые промышленно развитые страны добились заметного прогресса в деле достижения целевых показателей, установленных в Киотском протоколе, за счет резкого сокращения промышленного производства. При этом США, на долю которых приходится около четверти общемирового объема выбросов парниковых газов, отказываются ратифицировать Протокол. Точно так же развивающиеся страны, на долю которых приходится почти половина чистого объема выбросов парниковых газов, отказались признать какие-либо обязательные пределы в отношении выбросов, рассматривая эти пределы как препятствия для экономического роста. И что самое важное, в Протоколе не содержится никаких обязательств на период после 2012 г.
В рамках ЕЭК ООН приняты Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте 1991 г. (Конвенция ОВОС) и Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, 1998 г. (Конвенция об информации). Конвенция ОВОС закрепляет обязательства в отношении оценки воздействия на окружающую среду на ранних стадиях планирования. Она содержит обязательства государств консультироваться друг с другом по всем крупным проектам, которые могли бы иметь воздействие на окружающую среду, выходящее за территориальные границы планирующего такую деятельность государства.
В 2003 г. Конвенция ОВОС была дополнена Протоколом по стратегической экологической оценке (СЭО). От сторон требуется проводить оценку экологических последствий своих проектов и программ. Протокол касается политики и законодательства, хотя осуществление СЭО не носит обязательного характера. СЭО проводится раньше, чем ОВОС, и рассматривается в качестве одного из ключевых инструментов устойчивого развития.
Конвенция об информации 1998 г. явилась первым международным соглашением, обеспечивающим право общественности на доступ к экологической информации и участие в принятии решений. Одновременно она обязывает государства предусмотреть правовые и организационные гарантии для реализации таких прав.
В 2003 г. к Конвенции 1998 г. был принят Дополнительный протокол о регистрах выбросов и переноса загрязнителей (РВПЗ). Цель Протокола — расширение доступа общественности к информации путем создания общенациональных РВПЗ, что должно содействовать сокращению загрязнения окружающей среды.
На Всемирном саммите по устойчивому развитию (2002) были приняты Политическая декларация по устойчивому развитию и План выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию. Эти документы посвящены решению социальных проблем в целях устойчивого развития: искоренение бедности, развитие здравоохранения и санитарии, обеспечение чистой водой. Была достигнута договоренность к 2015 г. в два раза сократить количество людей, не имеющих доступа к воде и живущих в антисанитарных условиях.
21.4. Международные организации в области охраны окружающей среды
Среди международных организаций в области охраны окружающей среды главное место занимает ООН, ее органы и специализированные учреждения — ЭКОСОС, региональные экономические комиссии, ЮНИДО, ПРООН. Программа ООН по окружающей среде и использовании природных комплексов, о защите экологических прав граждан. Обращаться в суд имеют право все традиционные и нетрадиционные субъекты международного права.
С 2005 г. Группа организаций Всемирного банка участвует в финансировании мер, направленных на решение проблем изменения климата. Банк будет координировать деятельность международных банков, экспортно-кредитных агентств, финансовых учреждений частного сектора и учреждений;, специализирующихся на перестраховании, в процессе инвестирования в те сектора экономики, в которых необходимо сократить использование углеводородных ресурсов.
21.5. Защита природной среды в различных международных пространствах
Мировой океан.
Международно-правовая охрана морской среды прежде всего направлена на предотвращение ее загрязнения нефтью, нефтепродуктами, радиоактивными отходами и другими вредными веществами.
Женевская конвенция об открытом море 1958 г. закрепляет обязательства государств по охране морской среды обитания. Часть XII Конвенции по морскому праву 1982 г. специально посвящена охране природной среды Мирового океана. В Конвенции заложен фундамент глобального решения проблемы защиты и охраны морской среды. Положения Конвенции регулируют практически все аспекты охраны морской среды от любых источников загрязнения (с судов, с суши, из атмосферы, от разработки ресурсов континентального шельфа и глубоководных ресурсов морского дна, от захоронения отходов).
Нормы Конвенции 1982 г. распространяются на все правовые режимы всех районов Мирового океана. Особенность Конвенции 1982 г. — установлены только нормы общего характера, отсутствует детальная и конкретная регламентация охраны морской среды, нет технических правил и стандартов. В Конвенции 1982 г. много отсылок к специальным международным соглашениям.
Международно-правовое регулирование охраны морской среды имеет два уровня: глобальный (участие всех заинтересованных государств) и региональный (участие прибрежных государств конкретных морских регионов). В области регионального сотрудничества под эгидой ЮНЕП разработана Программа регионов моря, установившая 11 морских регионов. Особым правовым режимом на региональном уровне пользуются особо уязвимые морские регионы: Хельсинкская конвенция о Балтийском море 1994 г., Барселонская конвенция о Средиземном море 1976 г., Кувейтская конвенция о Персидском заливе 1978 г., Конвенция о защите Черного моря от загрязнения 1992 г.
На универсальном уровне сотрудничество в области охраны Мирового океана в первую очередь имеет в виду предотвращение загрязнение моря нефтью. Лондонская конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 г. (с поправками 1969 г.) устанавливает обязанности государств по защите морской среды. Запрещен слив нефти с судов и танкеров практически во всех акваториях Мирового океана.
Использование танкерного флота и перевозки нефти морем повлекли за собой большое количество аварий, связанных с разливом нефти в море (в 1967 и 1978 гг. — у побережья Англии и Франции, в 1989 г. — у побережья Аляски — крупнейшая экологическая катастрофа в США). Для ликвидации последствий таких катастроф в 1969 г. была принята Брюссельская конвенция о вмешательстве в открытом море в случае аварии, приведшей к загрязнению моря нефтью. В Конвенции установлена объективная, не зависящая от вины ответственность судовладельца и предусмотрены повышенные пределы компенсации за ущерб.
В 1973 г. к Конвенции 1969 г. был принят Протокол о вмешательстве относительно загрязнения веществами иными, чем нефть, определивший право прибрежного государства принимать принудительные меры для ликвидации аварии. Если существует реальная угроза загрязнения побережья, прибрежное государство вправе потопить иностранное судно. Протокол 1984 г. к Конвенции 1969 г. повысил пределы ответственности судовладельца и распространил действие Конвенции на воды исключительной экономической зоны.
Вопросы гражданской ответственности за ущерб от загрязнения моря нефтью и другими вредными веществами урегулированы в универсальных международных соглашениях 1969 и 1971 гг. Эти конвенции регламентируют вопросы возмещения ущерба и создания Международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения.
Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и другими материалами 1972 г. устанавливает правовой режим преднамеренного захоронения в море экологически вредных веществ, разделенных на три группы:
1. Наиболее опасные (определены в Приложении I к Конвенции — хлор, ртуть, кадмий, нефть, пластмасса, радиоактивные вещества) — ни при каких обстоятельствах не подлежат захоронению в море.
2. Другие вещества могут быть захоронены по специальному разрешению компетентных национальных органов.
Менее опасные подлежат захоронению на основе общего разрешения. Конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. с Протоколом 1978 г. и пятью приложениями (Конвенция МАРПОЛ 1973— 1978 гг.) принята с целью пресечения загрязнения моря сбросами при эксплуатации морских судов. Конвенция распространяется на все типы морских судов (кроме военных судов и судов, используемых на государственной некоммерческой службе) и запрещает сбрасывать в море любые загрязняющие вещества.
В Конвенции установлен единый международный стандарт по предотвращению загрязнения. Прибрежные государства имеют право инспектировать иностранные суда. В некоторых районах предусмотрен особо строгий режим, — полностью запрещен сброс отходов определенных веществ (Черное, Средиземное и Красное моря, Персидский и Оманский заливы).
Международная конвенция по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбы с ним и сотрудничестве 1990 г. (принята в рамках ИМО) определяет механизм совместных действий государств-участников при возникновении аварийного разлива нефти.
Атмосфера и околоземное космическое пространство.
Атмосфера Земли, как и любой другой материальный природный объект, рассматривается в качестве глобального природного ресурса, достояния всего человечества, имеющего жизненно важное значение.
Первый международно-правовой спор по поводу загрязнения воздуха отходами металлургического завода имел место на рубеже 20— 30-х гг. XX в. (США — Канада). До настоящего времени отсутствует единый международно-правовой акт, который регулировал бы весь комплекс проблем использования и охраны атмосферы. Международно-правовое регулирование касается только отдельных, наиболее острых проблем.
Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г. была принята в рамках ЕЭК ООН. Это первый многосторонний международный договор, всецело посвященный защите воздушной среды. В нем установлены общие обязательства государств по ограничению и уменьшению трансграничного загрязнения воздуха. Протокол 1985 г. «О сокращении выброса серы и об ограничении выброса окиси азота» к Конвенции 1979 г. конкретизировал ее положения относительно выброса серы и окиси азота в атмосферу. Протокол 1988 г. установил контроль за выбросами окиси азота и их трансграничном распространении. Цель Протокола — уменьшить объем кислотных осадков.
Венская конвенция по защите озонового слоя 1985 г. определила задачу сохранения озонового слоя от воздействия солнечной радиации. В Конвенции содержатся нормы общего характера о проведении наблюдений, исследовании состояния озонового слоя, разработке согласительных мер. Монреальский протокол относительно веществ, приводящих к истощению озонового слоя, 1987 г. ввел ограничения на производство и потребление озоноразрушающих веществ.
Особую озабоченность мирового сообщества вызывает глобальное потепление климата вследствие накопления в атмосфере двуокиси углерода (парниковый эффект). Согласно прогнозам, это может привести к тому, что в середине XXI в. начнется таяние полярных льдов, повысится уровень Мирового океана, увеличится площадь пустынь, произойдет затопление островов и прибрежных территорий. В 1988 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию «Защита глобального климата для настоящего и будущего поколений», в которой государствам и международным организациям было рекомендовано подготовить проект соответствующей конвенции.
Рамочная конвенция ООН об изменении климата 1992 г. устанавливает принципы и нормы поведения государств, меры для предотвращения климатических изменений. Цель Колвенции —. стабилизировать концентрацию парниковых газов на минимально возможном уровне, не допустить их опасного воздействия на климатическую систему. Конвенция основана на принципе дифференциации (в зависимости от уровня экономического развития) ответственности государств с учетом особых потребностей и интересов развивающихся стран, как наиболее уязвимых в отношении последствий изменений климата.
В декабре 2005 г. состоялся саммит ООН по изменению климата. Делегаты обсудили пути достижения целей, предусмотренных Киот-ским протоколом, а также меры, которые предстоит принять после 2012 г:
В связи с освоением космического пространства и космической деятельностью появилась проблема космического мусора. В настоящее время отсутствует специальное соглашение о защите окружающей среды от вредных последствий космической деятельности. Договор о космосе 1967 г. и Соглашение о Луне 1979 г. являются правовым фундаментом охраны земной и космической природной среды от вредных последствий космической деятельности и предусматривают обязанность государств избегать загрязнения космического пространства.
Развитие военных технологий привело к появлению возможности влиять на погоду в военных целях — вызывать наводнения, засуху, землетрясения, извержения вулканов (во время американо-вьетнамской войны США искусственно вызывали ливневые дожди на территории Южного Вьетнама). Для борьбы с этими явлениями в 1977 г. была принята Конвенция о запрещении военного и любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду
Государства — участники Конвенции 1977 г. обязались не использовать средства воздействия на природную среду, имеющие долговременные, устойчивые и серьезные последствия, способные разрушить или причинить ущерб природной среде. Средствами воздействия на природную среду являются любые средства ее изменения путем преднамеренного управления природными процессами. Разрешено использовать средства воздействия на природную среду в мирных целях Такая деятельность регулируется обычными нормами международного права. В рекомендациях ЮНЕП и ВМО содержатся положения, касающиеся сотрудничества государств в области преднамеренного воздействия на погоду.
Цель Конвенции 1977 г. — предотвратить использование враждебных средств воздействия на климат и природу для причинения вреда другим государствам (погодные войны и экоцид).
Растительный и животный мир Земли.
Охрана флоры и фауны планеты — наиболее развитая и интенсивно развивающаяся сфера природоохранной деятельности. Начало этой деятельности связано с охраной отдельных видов животных и растений. В настоящее время особое внимание уделяется охране исчезающих, редких видов флоры и фауны, охране мигрирующих видов животных, охране природы в конкретных регионах.
Основные направления в области охраны растительного и животного мира:
1.Охрана природных комплексов и экосистем на региональной основе — охрана национальных парков, ограничения охоты и отлова, запрет вывоза животных и растений с национальных территорий: Лондонская конвенция относительно сохранения флоры и фауны в их естественном состоянии 1930 г.; Вашингтонская конвенция об охране природы и защите флоры и фауны в Западном полушарии 1940 г., Бернская конвенция о сохранении европейской флоры и фауны и естественных мест их обитания 1979 г.; Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1986 г.; Конвенция об охране природы в Южной части Тихого океана 1986 г.
2.Охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения вид животного и растительного мира: Соглашение об охране белых медведей 1973 г., Конвенция о международной торговле видами дикой
фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, 1973 г. Конвенция нацелена на предотвращение чрезмерной эксплуатации редких видов фауны и флоры; установлен строгий контроль относительно торговли ими; введена система специальных экспортно-импортных разрешений.
3. Защита мигрирующих видов животных, которые пересекают государственные границы. Этот аспект природоохранной деятельности императивно нуждается в сотрудничестве заинтересованных государств: Боннская конвенция о защите мигрирующих видов диких животных 1979 г. устанавливает нормы поведения государств в отношении животных, пересекающих их границы. В Приложении к Конвенции перечислены мигрирующие виды животных, находящиеся под угрозой исчезновения. Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве мест обитания водоплавающих птиц, 1971 г. нацелена на охрану мигрирующих видов птиц, создание их заповедников, ограничение и запрет их отлова.
4. Добыча и промысел живых ресурсов моря с целью их рационального использования. В Женевских конвенциях о режиме различных морских пространств 1958 г. установлены общие нормы по этому поводу. Конвенция по морскому праву 1982 г. закрепляет основные фор
мы и методы рационального использования морских ресурсов. Фундаментальные положения Конвенции 1982 г. — принципы свободы рыболовства, сохранения и рационального использования морских живых ресурсов. В 1995 г. было принято Соглашение к Конвенции
1982 г. о сохранении трансграничных рыбных запасов и запасов далеко мигрирующих рыб и управлении ими. На региональном уровне по охране отдельных видов морских живых ресурсов принят целый ряд международных соглашений: Конвенция о рыболовстве в северо-западной части Атлантического океана 1949 г.; Конвенция о рыболовстве и сохранении живых ресурсов в Балтийском море и Бельтах 1973 г.; Международная конвенция по регулированию китобойного промысла 1946 г.; Конвенция по сохранению тюленей в Антарктике 1972 г.; Конвенция по сохранению лососей в северной части Атлантического океана 1982 г.
5. Защита растений и растительного мира от болезней и вредите лей: Международная конвенция о защите растений 1951 г. содержит Нормы об обязанностях государств принимать меры по их защите. Международное соглашение о тропической древесине 1983 г. закрепляет нормы о рациональном использовании и восстановлении тропических лесов. Конвенция о биологическом разнообразии 1992 г. имеет Первостепенное значение для сохранения и защиты экосистемы планеты: сохранение биологического разнообразия, устойчивость его компонентов, совместное получение на равноправной основе выгод Использования генетических ресурсов.
Радиоактивное заражение.
Ядерная энергия является источником повышенной опасности, может причинить серьезный ущерб при ее использовании как в военных (Хиросима, Нагасаки), так и в мирных (Чернобыль) целях. Основные соглашения в этой области: Московская конвенция о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой 1963 г., Вашингтонский договор об Антарктике 1959 г., Договор о запрещении распространения ядерного оружия 1968 г., Договор о запрещении размещения ядерного оружия на дне морей и океанов 1971 г., договоры о создании безъядерных зон в различных регионах, Договор о космосе 1967 г., Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности в Европе 1987 г.
Вопросам снижения риска радиоактивного заражения посвящена Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г. — запрещено захоронение в море радиоактивных отходов.
Конвенции по охране человеческой жизни на море I960 и 1974 гг. регламентируют порядок перевозки морем радиоактивных веществ и использование атомных установок на судах.
Ответственность за ущерб, причиненный в результате ядерного инцидента, регламентируется в Парижской конвенции об ответственности перед третьей стороной в области ядерной энергетики 1963 г., Венской конвенции об ответственности за ядерный ущерб 1963 г., Конвенции о гражданской ответственности в области морских перевозок ядерных материалов 1971 г.
Авария на Чернобыльской АЭС в 1986 г. наглядно продемонстрировала, насколько катастрофическими для всего человечества могут быть последствия использования атомной энергии в мирных целях даже на территории одного государства. После Чернобыльской катастрофы были немедленно разработаны и приняты две специальные конвенции:
1. Венская конвенция об оперативном оповещении о ядерной аварии 1986 г., нормы которой действуют по отношению ко всем авариям, связанным с ядерной деятельностью. Конвенция устанавливает порядок обмена информацией и проведения консультаций.
2. Венская конвенция о помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации 1986 г. закрепляет обязанность сотрудничества государств в чрезвычайных ситуациях, вызванных ядер
ной аварией. Конвенция нацелена на сведение к минимуму последствий радиационных катастроф. Предусматриваются порядок и условия обращения за помощью и ее предоставления.
Военное воздействие на природную среду.
Охрана природы от военного или иного враждебного воздействия на нее в военных целях регулируется в основном международно-правыми актами, регламентирующими право вооруженных конфликтов: статья 35 Дополнительного протокола II 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г. фиксирует принцип защиты окружающей среды и запрещает применение любых средств ведения военных действий, имеющих своей целью причинение ущерба природной среде. Точно так же запрещены причинение вреда природе в качестве репрессалий и превращение окружающей среды в объект нападения.
Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г. устанавливает запрет использование сил природы в качестве оружия для ведения военных действий. Протокол III «О запрещении или ограничении применения зажигательного оружия» к Конвенции 1977 г. и Конвенция о конкретных видах обычного оружия 1980 г. запрещают превращать леса и другие виды растительного покрова в объект нападения с применением зажигательного оружия.