Тема 21 МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО

 

21.1. Понятие и предмет международного экологического право

21.2. Источники и принципы международного экологического права

21.3. Концепция международной экологической безопасности

21.4.Международные организации в области охраны окружающей среды

21.5. Защита природной среды в различных международных пространствах

21.1. Понятие и предмет международного экологического права

Международное экологическое право представляет собой совокуп­ность международно-правовых принципов и норм, регулирующих от­ношения между субъектами международного права по поводу охраны природной среды, ее рационального использования и воспроизводст­ва, обеспечения существования благоприятной для жизни человека экосистемы.

Первое природоохранное соглашение было заключено в XIX в. — Соглашение об охране морских котиков 1897 г. Качественный скачок в развитии международного экологического права произошел после 1972 г. Этот скачок связан с работой Стокгольмской конференции ООН по проблемам окружающей человека среды.

До сих пор в науке международного права не существует единого, общепринятого термина для обозначения отрасли международного права, предметом которой является охрана окружающей среды. Кро­ме термина «международное экологическое право», употребляются названия «международное право окружающей среды», «международ­но-правовая охрана природы», «сотрудничество государств в области охраны окружающей среды».

Представляется, что термин «международное экологическое пра­во» является наиболее удобным вследствие его лаконичности и наи­более корректным с точки зрения будущего права (de lege ferenda), — в настоящее время еще нельзя говорить о наличии международного экологического права как полностью сложившейся отрасли междуна­родного права, но процесс становления и развития этой отрасли идет быстрыми темпами.

Отсутствие терминологической унификации свидетельствует о том, что структурное формирование международного экологического права еще не завершено. Некоторые принципы и нормы, касающиеся защиты окружающей среды, включены в другие отрасли международ­ного права — морское, воздушное, космическое, право международ­ной безопасности. Кроме того, специальные принципы и нормы международного экологического права еще недостаточно конкретизиро­ваны.

Международное экологическое право не кодифировано. Его нор­мы закреплены в многочисленных международно-правовых актах имеющих комплексный характер. Для окончательного формирования международного экологического права как самостоятельной отрасли международного права необходима его кодификация. Эта проблема является постоянным предметом обсуждения в рамках Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП). Принятие универсального ко­дификационного акта по международному экологическому праву (по аналогии с другими отраслями международного права) позволило бы систематизировать сложившиеся в этой сфере принципы и нормы, за­крепить принцип равноправного и взаимовыгодного сотрудничества государств в целях обеспечения экологической безопасности.

Уже довольно давно в порядке формирования международно-правового обычая происходит становление принципа охраны окру­жающей среды в качестве когентного принципа общего международ­ного права. Однако до сих пор этот принцип не получил всеобщего opinio iuris и нигде не зафиксирован в качестве сверх императивной нормы международного права.

Международное экологическое право представляет собой одну из наиболее динамично развивающихся отраслей современного между­народного права. Главные направления правового регулирования в области охраны окружающей среды:

1.   Предотвращение и ограничение вредного воздействия на окру­жающую природную среду.

2.   Обеспечение рационального (экономически целесообразного) использования природных ресурсов.

Вредное воздействие на природную среду в основном связано с различными видами ее загрязнения, которые отличаются по своей природе (химическое, радиоактивное, шумовое) и по объектам воз­действия (морская среда, пресные воды, воздушное и космическое пространство, атмосфера, почва).

При регулировании ресурсопользования необходимо стремиться как к сохранению самих ресурсов, так и предотвращению неблагопри­ятных последствий их эксплуатации для иных природных объектов.

Система международно-правового регулирования защиты окру­жающей среды хотя и находится в стадии становления, но уже облада­ет внутренней структурой, устойчивыми взаимосвязями, собственной нормативной основой, источниками права и собственными институ­тами. Это лишний раз подтверждает целесообразность и своевременность введения в международно-правовой оборот термина «междуна­родное экологическое право».

Международное экологическое право имеет единый объект регу­лирования — окружающая природная среда как комплекс материаль­ных благ, основных производных от нее материальных и нематериаль­ных благ, условий и гарантий физической и экономической жизни че­ловека. Международно-правовая охрана охватывает те элементы окружающей среды, которые непосредственно влияют на существова­ние человечества и состояние которых зависит от поведения госу­дарств. К таким элементам относятся Мировой океан и его природные ресурсы, атмосфера, флора и фауна, уникальные природные комплек­сы, околоземное воздушное пространство, пресноводные ресурсы, ге­нетический фонд Земли, т.е. те природные ресурсы и объекты, кото­рые являются достоянием всего международного сообщества или не­скольких государств.

Категории мировых природных ресурсов с точки зрения междуна­родного права можно разделить на национальные и международные.

Национальные природные ресурсы (объекты) находятся под суве­ренитетом или юрисдикцией отдельных государств. Государства обла­дают суверенитетом над национальными природными ресурсами в пределах своей территории. Принцип неотъемлемости суверенитета закреплен в резолюции Генеральной ассамблеи ООН «Неотъемле­мость естественных ресурсов» 1962 г. и в Декларации Стокгольмской конференции по проблемам окружающей среды 1972 г.: «Государства имеют суверенное право разрабатывать свои естественные ресурсы согласно своей национальной политике в области окружающей среды».

Государства обязаны рационально использовать свои природные ресурсы, учитывать их потенциальные возможности, необходимость воспроизводства, не допускать необратимого негативного воздейст­вия на природную среду. Государства не вправе изменять естественные природные ресурсы на своей территории, если это может оказать вредное воздействие на природу других государств. Это положение ос­новано на общем принципе права, — пользоваться своим так, чтобы не вредить другим (так используй свое, чтобы не причинить ущерб чу­жому — sic utere tuo ut alienum non laedas).

Правовой режим национальных природных ресурсов в первую оче­редь определяется национальным законодательством. Многие нормы национального экологического права сформированы под воздействи­ем положений международного права либо имплементированы в на­циональное законодательство из международных соглашений данного государства.

В Стокгольмской декларации 1972 г. закреплена обязанность госу­дарств нести ответственность за деятельность в рамках своей юрис­дикции или контроля, причинившую ущерб природной среде других государств или районов, находящихся за пределами национальных юрисдикции. Этот принцип установлен также в Конвенции о запре­щении военного или любого иного враждебного воздействия на при­родную среду 1977 г. и в Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г.

За причинение экологического ущерба государство обязано нести международно-правовую ответственность. Реализация этой ответст­венности воплощена в судебных и арбитражных решениях по межго­сударственным спорам об ущербе в результате загрязнения.

С середины 70-х гг. XX в. в праве международной ответственности и в международном уголовном праве началось формирование новых составов международных преступлений — преступления против чело­веческой цивилизации. Среди этих составов: экоцид (преступные по­сягательства на окружающую природную среду), терроцид (уничтоже­ние Земли как геологического тела), биоцид (уничтожение флоры и фауны планеты). Ответственность за экоцид предусмотрена в уголов­ном законодательстве многих государств (например, ст. 358 УК РФ). Биоцид и терроцид как международные преступления находятся в стадии становления.

Международные природные ресурсы (объекты) постоянно нахо­дятся вне пределов национальной юрисдикции какого-либо государ­ства либо в процессе своего естественного цикла оказываются на тер­ритории различных государств. Универсальные природные ресурсы находятся в общем пользовании всего человечества (Антарктика, от­крытое море, морское дно за пределами континентального шельфа, космическое пространство и небесные тела; находящиеся в этих про­странствах природные ресурсы). Многонациональные природные ре­сурсы принадлежат двум и более государствам и используются этими государствами (водные ресурсы международных рек, пограничные природные комплексы или месторождения полезных ископаемых, популяции мигрирующих видов животных).

Правовой режим охраны и использования международных при­родных ресурсов регулируется международным правом. Правовой ста­тус универсальных ресурсов основан на принципе национального не­присвоения и общего пользования, который выражается в равном праве всех государств использовать такие ресурсы с учетом интересов других членов международного сообщества и требовать охраны окру­жающей среды.

21.2. Источники и принципы международного экологического права

На начальной стадии своего формирования международное эколо­гическое право регламентировалось преимущественно нормами обычного права, — например, принцип запрещения причинять ущерб территории соседних государств в результате использования собст­венной территории и ее окружающей среды. В настоящее время меж­дународное экологическое право имеет в основном договорное регу­лирование, — действуют более 300 универсальных, региональных, субрегиональных и двусторонних соглашений, непосредственно за­трагивающих проблемы охраны окружающей среды. Классификацию таких соглашений можно провести в зависимости от объекта (предме­та) регулирования: универсальные природные ресурсы, Мировой оке­ан, земная атмосфера, околоземное и космическое пространство, жи­вотный и растительный мир, экологические аспекты военной дея­тельности.

Наиболее важные универсальные международные соглашения по международному экологическому праву: Международная конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 г.; Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве места обитания водоплавающих птиц, 1971 г.; Кон­венция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г.; Соглашение об охране полярных медведей 1973 г.; Конвенция ЮНЕСКО по охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г.; Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезнове­ния, 1973 г.; Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного воздействия на природную среду 1977 г.; Боннская кон­венция об охране мигрирующих видов диких животных 1979 г.; Кон­венция ООН по морскому праву 1982 г.; Конвенция по охране мор­ских живых ресурсов Антарктики 1982 г.; Венская конвенция по защи­те озонового слоя 1985 г.; Базельская конвенция о контроле за трансграничными перевозками опасных отходов и их удалении 1989 г.; Конвенция о биологическом разнообразии 1992 г.; Рамочная конвен­ция ООН об изменении климата 1992 г., Конвенция по борьбе с опус­тыниванием 1994 г., Конвенция по трансграничным и далеко мигри­рующим рыбным запасам 1995 г.

Вопросам защиты глобальной окружающей среды от ядерного за­ражения посвящены Конвенция о физической защите ядерного мате­риала 1980 г., Конвенция об оперативном оповещении в случае ядерной аварии или радиационной катастрофы 1986 г., Конвенция о помо­щи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации 1986 г:

Большую роль в международном экологическом праве играют ло­кальные (региональные и субрегиональные) международные соглаше­ния по отдельным вопросам сотрудничества в области охраны окру­жающей среды: Договор о навигации и экономическом сотрудничест­ве между государствами бассейна реки Нигер 1963 г.; Барселонская конвенция о защите Средиземного моря от загрязнения 1976 г.; Кон­венция о защите реки Рейн от загрязнения химическими веществами 1976 г.; Договор о сотрудничестве в бассейне реки Амазонки 1978 г.; Соглашение о сотрудничестве по борьбе с загрязнением Северного моря нефтью и другими вредными веществами 1983 г.; Соглашение о планах действий по экологически рациональному использованию об­щей системы реки Замбези 1987 г.; Хельсинкская конвенция о защите морской среды района Балтийского моря 1992 г.; Парижская конвен­ция по охране морской среды северо-восточной Атлантики 1992 г.; Конвенция о сохранении запасов анадромных рыб в Северной части Тихого океана 1992 г.

В рамках СНГ принято Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей и природной среды 1992 г. с Прото­колом об обязанностях, правах и ответственности участников Согла­шения. Созданы Межгосударственный экологический совет, Межго­сударственный экологический фонд, Межгосударственный экологи­ческий банк.

Между государствами — членами Европейского союза действуют Европейское соглашение о запрещении некоторых веществ в чистя­щих и моющих средствах 1968 г.; Конвенция о защите дикой флоры и фауны и природной среды их обитания в Европе 1979 г.; Соглашение по предотвращению и оказанию помощи в случаях, приравненных к технологической катастрофе, 1987 г.

Под эгидой Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН) в 90-е гг. XX в. были приняты фундаментальные соглашения по охране окружающей среды: Конвенция об оценке воздействия на ок­ружающую среду в трансграничном контексте 1991 г.; Конвенция о трансграничном воздействии промышленной аварии 1992 г.; Конвен­ция по охране и использованию трансграничного водотока и между­народных озер 1992 г.

В рамках других региональных организаций общей компетенции также приняты комплексные акты по международному экологическо­му праву: Соглашение стран АСЕАН охране природы и природных ре­сурсов 1985 г.; Африканская конвенция по охране природы и природных комплексов 1968 г.; Вашингтонская конвенция по защите приро­ды и сохранению фауны и флоры Западного полушария 1940 г.

Одна из основных особенностей нормативного регулирования ме­ждународного экологического права заключается в большой роли ис­точников квазинормативного характера (актов международных кон­ференций и резолюций международных организаций): деклараций, стратегических руководств, руководящих принципов. Такие акты представляют собой «мягкое право» и имеют рекомендательный ха­рактер. Они составляют существенную часть международно-правово­го материала по защите окружающей среды. Их воздействие на меж­дународное экологическое право ограниченно, но играет большую позитивную роль.

Например, Стокгольмская декларация ООН по проблемам окру­жающей среды 1972 г. впервые на универсальном уровне определила глобальный подход к решению экологических проблем. Декларация 1972 г. не имеет обязательной юридической силы, но оказывает огром­ное влияние на процесс нормообразования в международном эколо­гическом праве.

Другие международно-правовые акты данного уровня: Хартия эко­номических прав и обязанностей государств 1974 г.; резолюция Гене­ральной Ассамблеи ООН «Об исторической ответственности госу­дарств за сохранение природы Земли для нынешних и будущих поко­лений» 1980 г.; Всемирная хартия природы 1982 г.

Особое значения в развитии международного экологического пра­ва сыграли документы Конференции ООН по окружающей среде и развитию, проходившей в 1992 г. в Рио-де-Жанейро. Именно на этой конференции были приняты Конвенция о биологическом разнообра­зии и Рамочная конвенция об изменении климата. Декларация Кон­ференции 1992 г. «Об окружающей среде и развитии» (Декларация Рио) развивает положения Стокгольмской декларации 1972 г.

Декларация 1992 г. представляет собой свод обновленных принци­пов сотрудничества по охране окружающей среды в свете новых форм глобального партнерства. Положения Декларации исходят из взаимо­зависимости развития и охраны экосистемы Земли, провозглашения права народов и государств на развитие. Предусмотрено создание но­вого и равноправного режима в области глобального партнерства и провозглашен принцип перехода к устойчивому развитию.

Еще один документ Конференции 1992 г. «Повестка дня XXI века» содержит всеобъемлющий свод рекомендаций государствам, прави­тельствам, международным правительственным и неправительствен­ным организациям, выполнение которого должно обеспечить защиту окружающей среды и устойчивое развитие в XXI в.

Общими принципами международного экологического права являются общепризнанные принципы международного права —. уважения государственного суверенитета, суверенного равенства го­сударств, территориальной целостности и неприкосновенности, со­трудничества, мирного разрешения международных споров, междуна­родно-правовой ответственности. Из этих принципов исходят все до­кументы по охране окружающей среды.

Специальные принципы международного экологического права можно подразделить на основополагающие и частные принципы пре­дупредительного характера. Основополагающие специальные прин­ципы:

1.   Защита окружающей среды на благо нынешнего и будущего по­колений (принцип охраны окружающей среды) устанавливает обяза­тельства государств защищать и сохранять природную среду и обеспе­чивать рациональное использование природных ресурсов. Этот прин­цип закреплен в Стокгольмской декларации 1972 г.

2.   Недопущение нанесения трансграничного ущерба (принцип не­причинения ущерба окружающей среде за пределами юрисдикции го­сударства). Это обычно-правовая норма, закрепленная в Стокгольм­
ской декларации 1972 г. и Декларации Рио 1992 г.

3.   Принцип неотъемлемого суверенитета государства над его при­родными ресурсами означает суверенное право каждого государства свободно разрабатывать свои природные ресурсы. В наибольшей сте­пени этот принцип поддерживается развивающимися государствами. Закреплен в Стокгольмской декларации 1972 г. и в резолюции Гене­ральной Ассамблеи ООН «Неотъемлемый суверенитет государств над своими природными ресурсами».

4.   Экологически обоснованное рациональное использование при­родных ресурсов. Пока определено только общее содержание этого принципа; он нуждается в конкретизации и единообразном толкова­нии. Закреплен в Стокгольмской декларации 1972 г.

5.   Недопущение радиоактивного заражения окружающей среды — касается как военного, так и мирного использования ядерной энер­гии. Формирование этого принципа идет и договорным, и обычным путем.

6.   Защита экологической системы Мирового океана — этот прин­цип закреплен в Конвенции по морскому праву 1982 г.

7.   Запрещение военного или любого иного враждебного воздейст­вия на природную среду — закреплен в соответствующей Конвенции 1977 г. и в Дополнительном протоколе № I 1977 г. в Женевским кон­венциям 1949 г.

8.   Обеспечение экологической безопасности. Этот принцип связан с общей концепцией экологической безопасности и находится в ста­дии становления.

8.   Контроль за соблюдением норм в области охраны окружающей среды предполагает создание системы международного контроля и мониторинга качества окружающей среды на глобальном, региональ­ном и национальном уровнях.

10. Международно-правовая ответственность государств за причи­нение ущерба окружающей среде — государства должны нести ответ­ственность за ущерб, нанесенный экологической системе за предела­ми национальной юрисдикции или контроля. Этот принцип находит­ся в стадии становления.

Частные принципы предупредительного характера в международ­ном экологическом праве:

1.   Оценка воздействия на окружающую среду — государства обяза­ны проверять трансграничные экологические последствия их деятель­ности.

2.   Предварительные уведомления и обмен информацией — госу­дарства обязаны заблаговременно предупреждать других членов меж­дународного сообщества в связи с проведением опасной для окру­жающей среды деятельностью.

3.   Взаимные консультации — государства обязаны консультиро­ваться друг с другом по поводу экологически опасной деятельности.

4.   Принятие мер предосторожности — государства обязаны прини­мать эффективные меры для предотвращения негативного воздейст­вия на природную среду.

21.3. Концепция международной экологической безопасности

Происходящие в современном мире экологические катастрофы и связанная с ними угроза всему международному сообществу (глобаль­ное потепление климата, загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов) породили проблему международной и нацио­нальной экологической безопасности. В Докладе Всемирной комис­сии по окружающей среде и развитию (Комиссия Брутланда) отмеча­ется, что определение безопасности в ее традиционном понимании (политическая и военная угроза национальному суверенитету) долж­но быть расширено за счет включения в него воздействия экологиче­ских стрессов на национальном, региональном, локальном и глобаль­ном уровнях.

Концепция экологической безопасности предполагает изменение традиционных подходов к охране окружающей среды; она призвана создать условия для безопасного экологического развития всех госу­дарств. Экологическая безопасность представляет собой сложную взаимосвязанную и взаимозависимую систему экологических состав­ляющих планеты, сохранения и поддержания естественного природ­ного баланса между ними.

Главное в концепции экологической безопасности — предотвра­щение экологических катастроф как условие выживания человечест­ва. Эта концепция устанавливает прямую связь между охраной окру­жающей среды и безопасностью человечества. Юридическое содержа­ние принципа экологической безопасности: обязанность государств осуществлять свою деятельность таким образом, чтобы исключить экологические стрессы на локальном, национальном, региональном и глобальном уровнях. Любая деятельность не должна принять ущерба другим государствам и всему международному сообществу в целом.

Достижение международной экологической безопасности предпо­лагает установление такого характера международных отношений, ко­торый обеспечивал бы сохранение, рациональное использование, воспроизводство и повышение безопасности окружающей среды. Экологическая безопасность невозможна без обеспечения устойчиво­го развития всех государств, внедрения экологических начал в систе­му государственной и международной политики, т.е. проведения «экологической политики».

Правовой основой концепции экологической безопасности явля­ются региональные и универсальные международные соглашения и иные международно-правовые документы, формирующие экологиче­ское правовое пространство и содержащие унифицированные право­вые нормы в области охраны окружающей среды. Концепция эколо­гической безопасности предполагает необходимость разработки и принятия универсальных императивных принципов поведения госу­дарств в сфере экологической политики.

Из концепции экологической безопасности вытекает концепция ус­тойчивого и экологически безопасного долговременного развития, ко­торая была выдвинута Международным союзом охраны природы в 1980 г. в докладе «Всемирная стратегия охраны природы». Смысл кон­цепции устойчивого и экологически безопасного долговременного раз­вития — экономически более выгодно предотвратить нанесение воз­можного ущерба, чем тратить средства на ликвидацию его последствий. В 2003 г. была создана Комиссия ООН по устойчивому развитию.

На Оттавской международной конференции по охране природы и развитию (1986 г.) была разработана система принципов устойчивого развития. В отчете Комиссии Брутланда (1987) отмечалось, что эконо­мика должна удовлетворять нуждам людей, но ее рост не должен противоречить экологическим возможностям планеты. В противном слу­чае Земле угрожает глобальная экологическая катастрофа.

Основными документами, регулирующими концепцию экологиче­ской безопасности, являются документы Конференции ООН по охра­не окружающей среды и развитию 1992 г. Рамочная конвенция ООН об изменении климата 1992 г. устанавливает контроль на равноправ­ной основе за выбросом в атмосферу газов антропогенного происхож­дения. Конечная цель, на достижение которой направлены положе­ния Конвенции, — стабилизация концентрации парниковых газов в атмосфере.

Конвенция о биологическом разнообразии 1992 г. закрепляет по­ложение, что сохранение биологического разнообразия — это общая задача всего человечества. Государства несут ответственность за сохра­нение своего биологического разнообразия и рациональное исполь­зование биологических ресурсов. Конвенция предусматривает спра­ведливое и равноправное распределение выгод от использования генетических ресурсов и передовых технологий с учетом прав всех го­сударств на ресурсы и технологии (эта норма главным образом отвеча­ет интересам развивающихся государств и принята по их настоянию).

В Заявлении Конференции по принципам для глобального кон­сенсуса по рациональному использованию, сохранению и устойчиво­му развитию всех типов лесов зафиксировано согласие государств по использованию и сохранению всех типов лесов независимо от их гео­графического положения. Ранее на международном уровне охраня­лись только тропические леса.

В Декларации об окружающей среде и развитии перечислены 27 принципов управления экономической деятельностью и поведения в области охраны окружающей среды для достижения глобального ус­тойчивого развития. Повестка дня XXI в. определила стратегию гло­бального природоохранного сотрудничества в свете сочетания эколо­гических задач с устойчивым экологическим развитием.

В документах Конференции 1992 г. определена концепция глобаль­ного партнерства в области международного экологического права, необходимость учета специфических условий и потребностей госу­дарств с переходной экономикой (к таким государствам отнесены Россия, другие независимые государства на территории бывшего СССР, государства Восточной Европы).

В 1997 г. был подписан Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Главное в Протоколе — количественные обязательства развитых стран и стран с переходной экономикой, включая Россию, по ограничению и снижению выбросов парниковых газов в атмосферу в 2008—2012 гг. Важно подчеркнуть, что сейчас речь идет только об этих годах; с 2013 г. будут новые обязательства, новая ратификация и т.п. У России разрешенный уровень выбросов парни­ковых газов на 2008—2012 гг. — 100% от уровня 1990 г. (у стран ЕС в целом - 92%, у Японии - 94%, у США - 93%).

Государства должны уделить особое внимание разработке техноло­гий, не связанных с выбросом больших объемов парникового газа. Киотский протокол призван способствовать освоению возобновляе­мых источников энергии, которые могли бы постепенно ослабить за­висимость экономики от ископаемых видов топлива.

Киотский протокол — это первый международный документ, использующий рыночный механизм для решения глобальных экологи­ческих проблем. Это так называемая торговля квотами —- разрешения­ми на выбросы. Если страна не расходует свою квоту полностью, то она может переуступить или продать «свободную» часть другой стра­не. К подобному сотрудничеству с Россией уже проявили интерес многие страны — ряд стран ЕС, Япония, Норвегия, Канада.

Другая возможность Киотского протокола — развитые страны и страны с переходной экономикой могут совместно осуществлять про­екты по снижению выбросов парниковых газов в атмосферу на терри­тории одной из стран и затем «делить» полученный в 2008—2012 гг. эффект, «передавая» друг другу полученные «единицы снижения вы­бросов». Такие проекты получили название «проектов совместного осуществления».

Однако одного лишь Протокола недостаточно для решения задачи ограничения выбросов парникового газа. Некоторые промышленно развитые страны добились заметного прогресса в деле достижения це­левых показателей, установленных в Киотском протоколе, за счет рез­кого сокращения промышленного производства. При этом США, на долю которых приходится около четверти общемирового объема вы­бросов парниковых газов, отказываются ратифицировать Протокол. Точно так же развивающиеся страны, на долю которых приходится почти половина чистого объема выбросов парниковых газов, отказа­лись признать какие-либо обязательные пределы в отношении выбро­сов, рассматривая эти пределы как препятствия для экономического роста. И что самое важное, в Протоколе не содержится никаких обяза­тельств на период после 2012 г.

В рамках ЕЭК ООН приняты Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте 1991 г. (Конвенция ОВОС) и Конвенция о доступе к информации, участии общественно­сти в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопро­сам, касающимся окружающей среды, 1998 г. (Конвенция об инфор­мации). Конвенция ОВОС закрепляет обязательства в отношении оценки воздействия на окружающую среду на ранних стадиях планирования. Она содержит обязательства государств консультироваться друг с дру­гом по всем крупным проектам, которые могли бы иметь воздействие на окружающую среду, выходящее за территориальные границы пла­нирующего такую деятельность государства.

В 2003 г. Конвенция ОВОС была дополнена Протоколом по страте­гической экологической оценке (СЭО). От сторон требуется прово­дить оценку экологических последствий своих проектов и программ. Протокол касается политики и законодательства, хотя осуществление СЭО не носит обязательного характера. СЭО проводится раньше, чем ОВОС, и рассматривается в качестве одного из ключевых инструмен­тов устойчивого развития.

Конвенция об информации 1998 г. явилась первым международ­ным соглашением, обеспечивающим право общественности на доступ к экологической информации и участие в принятии решений. Одно­временно она обязывает государства предусмотреть правовые и орга­низационные гарантии для реализации таких прав.

В 2003 г. к Конвенции 1998 г. был принят Дополнительный прото­кол о регистрах выбросов и переноса загрязнителей (РВПЗ). Цель Протокола — расширение доступа общественности к информации путем создания общенациональных РВПЗ, что должно содействовать сокращению загрязнения окружающей среды.

На Всемирном саммите по устойчивому развитию (2002) были приняты Политическая декларация по устойчивому развитию и План выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне по ус­тойчивому развитию. Эти документы посвящены решению социаль­ных проблем в целях устойчивого развития: искоренение бедности, развитие здравоохранения и санитарии, обеспечение чистой водой. Была достигнута договоренность к 2015 г. в два раза сократить количе­ство людей, не имеющих доступа к воде и живущих в антисанитарных условиях.

21.4. Международные организации в области охраны окружающей среды

Среди международных организаций в области охраны окружаю­щей среды главное место занимает ООН, ее органы и специализиро­ванные учреждения — ЭКОСОС, региональные экономические ко­миссии, ЮНИДО, ПРООН. Программа ООН по окружающей среде и использовании природных комплексов, о защите экологических прав граждан. Обращаться в суд имеют право все традиционные и не­традиционные субъекты международного права.

С 2005 г. Группа организаций Всемирного банка участвует в финан­сировании мер, направленных на решение проблем изменения кли­мата. Банк будет координировать деятельность международных бан­ков, экспортно-кредитных агентств, финансовых учреждений частно­го сектора и учреждений;, специализирующихся на перестраховании, в процессе инвестирования в те сектора экономики, в которых необхо­димо сократить использование углеводородных ресурсов.

21.5. Защита природной среды в различных международных пространствах

Мировой океан.

Международно-правовая охрана морской среды прежде всего направлена на предотвращение ее загрязнения нефтью, нефтепродуктами, радиоактивными отходами и другими вредными веществами.

Женевская конвенция об открытом море 1958 г. закрепляет обяза­тельства государств по охране морской среды обитания. Часть XII Конвенции по морскому праву 1982 г. специально посвящена охране природной среды Мирового океана. В Конвенции заложен фундамент глобального решения проблемы защиты и охраны морской среды. По­ложения Конвенции регулируют практически все аспекты охраны морской среды от любых источников загрязнения (с судов, с суши, из атмосферы, от разработки ресурсов континентального шельфа и глу­боководных ресурсов морского дна, от захоронения отходов).

Нормы Конвенции 1982 г. распространяются на все правовые ре­жимы всех районов Мирового океана. Особенность Конвенции 1982 г. — установлены только нормы общего характера, отсутствует де­тальная и конкретная регламентация охраны морской среды, нет тех­нических правил и стандартов. В Конвенции 1982 г. много отсылок к специальным международным соглашениям.

Международно-правовое регулирование охраны морской среды имеет два уровня: глобальный (участие всех заинтересованных госу­дарств) и региональный (участие прибрежных государств конкретных морских регионов). В области регионального сотрудничества под эги­дой ЮНЕП разработана Программа регионов моря, установившая 11 морских регионов. Особым правовым режимом на региональном уровне пользуются особо уязвимые морские регионы: Хельсинкская конвенция о Балтийском море 1994 г., Барселонская конвенция о Средиземном море 1976 г., Кувейтская конвенция о Персидском заливе 1978 г., Конвенция о защите Черного моря от загрязнения 1992 г.

На универсальном уровне сотрудничество в области охраны Миро­вого океана в первую очередь имеет в виду предотвращение загрязне­ние моря нефтью. Лондонская конвенция по предотвращению загряз­нения моря нефтью 1954 г. (с поправками 1969 г.) устанавливает обя­занности государств по защите морской среды. Запрещен слив нефти с судов и танкеров практически во всех акваториях Мирового океана.

Использование танкерного флота и перевозки нефти морем по­влекли за собой большое количество аварий, связанных с разливом нефти в море (в 1967 и 1978 гг. — у побережья Англии и Франции, в 1989 г. — у побережья Аляски — крупнейшая экологическая катастро­фа в США). Для ликвидации последствий таких катастроф в 1969 г. была принята Брюссельская конвенция о вмешательстве в открытом море в случае аварии, приведшей к загрязнению моря нефтью. В Кон­венции установлена объективная, не зависящая от вины ответствен­ность судовладельца и предусмотрены повышенные пределы компен­сации за ущерб.

В 1973 г. к Конвенции 1969 г. был принят Протокол о вмешательст­ве относительно загрязнения веществами иными, чем нефть, опреде­ливший право прибрежного государства принимать принудительные меры для ликвидации аварии. Если существует реальная угроза за­грязнения побережья, прибрежное государство вправе потопить ино­странное судно. Протокол 1984 г. к Конвенции 1969 г. повысил преде­лы ответственности судовладельца и распространил действие Конвен­ции на воды исключительной экономической зоны.

Вопросы гражданской ответственности за ущерб от загрязнения моря нефтью и другими вредными веществами урегулированы в уни­версальных международных соглашениях 1969 и 1971 гг. Эти конвен­ции регламентируют вопросы возмещения ущерба и создания Между­народного фонда для компенсации ущерба от загрязнения.

Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отхо­дов и другими материалами 1972 г. устанавливает правовой режим преднамеренного захоронения в море экологически вредных веществ, разделенных на три группы:

1.  Наиболее опасные (определены в Приложении I к Конвенции — хлор, ртуть, кадмий, нефть, пластмасса, радиоактивные вещества) — ни при каких обстоятельствах не подлежат захоронению в море.

2.  Другие вещества могут быть захоронены по специальному разре­шению компетентных национальных органов.

        Менее опасные подлежат захоронению на основе общего разре­шения. Конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. с Про­токолом 1978 г. и пятью приложениями (Конвенция МАРПОЛ 1973— 1978 гг.) принята с целью пресечения загрязнения моря сбросами при эксплуатации морских судов. Конвенция распространяется на все ти­пы морских судов (кроме военных судов и судов, используемых на го­сударственной некоммерческой службе) и запрещает сбрасывать в мо­ре любые загрязняющие вещества.

В Конвенции установлен единый международный стандарт по пре­дотвращению загрязнения. Прибрежные государства имеют право ин­спектировать иностранные суда. В некоторых районах предусмотрен особо строгий режим, — полностью запрещен сброс отходов опреде­ленных веществ (Черное, Средиземное и Красное моря, Персидский и Оманский заливы).

Международная конвенция по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбы с ним и сотрудничестве 1990 г. (принята в рамках ИМО) определяет механизм совместных действий госу­дарств-участников при возникновении аварийного разлива нефти.

 

Атмосфера и околоземное космическое пространство.

 

 Атмосфера Земли, как и любой другой материальный природный объект, рас­сматривается в качестве глобального природного ресурса, достояния всего человечества, имеющего жизненно важное значение.

Первый международно-правовой спор по поводу загрязнения воз­духа отходами металлургического завода имел место на рубеже 20— 30-х гг. XX в. (США — Канада). До настоящего времени отсутствует единый международно-правовой акт, который регулировал бы весь комплекс проблем использования и охраны атмосферы. Международ­но-правовое регулирование касается только отдельных, наиболее ост­рых проблем.

Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г. была принята в рамках ЕЭК ООН. Это первый мно­госторонний международный договор, всецело посвященный защите воздушной среды. В нем установлены общие обязательства государств по ограничению и уменьшению трансграничного загрязнения возду­ха. Протокол 1985 г. «О сокращении выброса серы и об ограничении выброса окиси азота» к Конвенции 1979 г. конкретизировал ее поло­жения относительно выброса серы и окиси азота в атмосферу. Прото­кол 1988 г. установил контроль за выбросами окиси азота и их транс­граничном распространении. Цель Протокола — уменьшить объем кислотных осадков.

Венская конвенция по защите озонового слоя 1985 г. определила задачу сохранения озонового слоя от воздействия солнечной радиа­ции. В Конвенции содержатся нормы общего характера о проведении наблюдений, исследовании состояния озонового слоя, разработке со­гласительных мер. Монреальский протокол относительно веществ, приводящих к истощению озонового слоя, 1987 г. ввел ограничения на производство и потребление озоноразрушающих веществ.

Особую озабоченность мирового сообщества вызывает глобальное потепление климата вследствие накопления в атмосфере двуокиси уг­лерода (парниковый эффект). Согласно прогнозам, это может привес­ти к тому, что в середине XXI в. начнется таяние полярных льдов, по­высится уровень Мирового океана, увеличится площадь пустынь, произойдет затопление островов и прибрежных территорий. В 1988 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию «Защита глобально­го климата для настоящего и будущего поколений», в которой госу­дарствам и международным организациям было рекомендовано под­готовить проект соответствующей конвенции.

Рамочная конвенция ООН об изменении климата 1992 г. устанав­ливает принципы и нормы поведения государств, меры для предот­вращения климатических изменений. Цель Колвенции —. стабилизи­ровать концентрацию парниковых газов на минимально возможном уровне, не допустить их опасного воздействия на климатическую сис­тему. Конвенция основана на принципе дифференциации (в зависи­мости от уровня экономического развития) ответственности госу­дарств с учетом особых потребностей и интересов развивающихся стран, как наиболее уязвимых в отношении последствий изменений климата.

В декабре 2005 г. состоялся саммит ООН по изменению климата. Делегаты обсудили пути достижения целей, предусмотренных Киот-ским протоколом, а также меры, которые предстоит принять после 2012 г:

В связи с освоением космического пространства и космической деятельностью появилась проблема космического мусора. В настоя­щее время отсутствует специальное соглашение о защите окружаю­щей среды от вредных последствий космической деятельности. Дого­вор о космосе 1967 г. и Соглашение о Луне 1979 г. являются правовым фундаментом охраны земной и космической природной среды от вредных последствий космической деятельности и предусматривают обязанность государств избегать загрязнения космического простран­ства.

Развитие военных технологий привело к появлению возможности влиять на погоду в военных целях — вызывать наводнения, засуху, землетрясения, извержения вулканов (во время американо-вьетнам­ской войны США искусственно вызывали ливневые дожди на терри­тории Южного Вьетнама). Для борьбы с этими явлениями в 1977 г. была принята Конвенция о запрещении военного и любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду

Государства — участники Конвенции 1977 г. обязались не использовать средства воздействия на природную среду, имеющие долговременные, устойчивые и серьезные последствия, способные разрушить или причинить ущерб природной среде. Средствами воздействия на природную среду являются любые средства ее изменения путем пред­намеренного управления природными процессами. Разрешено ис­пользовать средства воздействия на природную среду в мирных целях Такая деятельность регулируется обычными нормами международно­го права. В рекомендациях ЮНЕП и ВМО содержатся положения, ка­сающиеся сотрудничества государств в области преднамеренного воз­действия на погоду.

Цель Конвенции 1977 г. — предотвратить использование враждеб­ных средств воздействия на климат и природу для причинения вреда другим государствам (погодные войны и экоцид).

 

Растительный и животный мир Земли.

 

 Охрана флоры и фауны планеты — наиболее развитая и интенсивно развивающаяся сфера природоохранной деятельности. Начало этой деятельности связано с охраной отдельных видов животных и растений. В настоящее время особое внимание уделяется охране исчезающих, редких видов флоры и фауны, охране мигрирующих видов животных, охране природы в  конкретных регионах.

Основные направления в области охраны растительного и живот­ного мира:

         1.Охрана природных комплексов и экосистем на региональной ос­нове — охрана национальных парков, ограничения охоты и отлова, запрет вывоза животных и растений с национальных территорий: Лондонская конвенция относительно сохранения флоры и фауны в их естественном состоянии 1930 г.; Вашингтонская конвенция об охране природы и защите флоры и фауны в Западном полушарии 1940 г., Бернская конвенция о сохранении европейской флоры и фауны и естественных мест их обитания 1979 г.; Конвенция о сохранении мор­ских живых ресурсов Антарктики 1986 г.; Конвенция об охране природы в Южной части Тихого океана 1986 г.

         2.Охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения вид животного и растительного мира: Соглашение об охране белых медведей 1973 г., Конвенция о международной торговле видами дикой  
фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, 1973 г. Конвенция нацелена на предотвращение чрезмерной эксплуатации редких видов фауны и флоры; установлен строгий контроль относительно торговли ими; введена система специальных экспортно-импортных разрешений.

3.  Защита мигрирующих видов животных, которые пересекают го­сударственные границы. Этот аспект природоохранной деятельности императивно нуждается в сотрудничестве заинтересованных госу­дарств: Боннская конвенция о защите мигрирующих видов диких жи­вотных 1979 г. устанавливает нормы поведения государств в отноше­нии животных, пересекающих их границы. В Приложении к Конвен­ции перечислены мигрирующие виды животных, находящиеся под угрозой исчезновения. Конвенция о водно-болотных угодьях, имею­щих международное значение главным образом в качестве мест обита­ния водоплавающих птиц, 1971 г. нацелена на охрану мигрирующих видов птиц, создание их заповедников, ограничение и запрет их от­лова.

4.  Добыча и промысел живых ресурсов моря с целью их рациональ­ного использования. В Женевских конвенциях о режиме различных морских пространств 1958 г. установлены общие нормы по этому по­воду. Конвенция по морскому праву 1982 г. закрепляет основные фор­
мы и методы рационального использования морских ресурсов. Фун­даментальные положения Конвенции 1982 г. — принципы свободы рыболовства, сохранения и рационального использования морских живых ресурсов. В 1995 г. было принято Соглашение к Конвенции
1982 г. о сохранении трансграничных рыбных запасов и запасов дале­ко мигрирующих рыб и управлении ими. На региональном уровне по охране отдельных видов морских живых ресурсов принят целый ряд международных соглашений: Конвенция о рыболовстве в северо­-западной части Атлантического океана 1949 г.; Конвенция о рыболов­стве и сохранении живых ресурсов в Балтийском море и Бельтах 1973 г.; Международная конвенция по регулированию китобойного промысла 1946 г.; Конвенция по сохранению тюленей в Антарктике 1972 г.; Конвенция по сохранению лососей в северной части Атланти­ческого океана 1982 г.

5.  Защита растений и растительного мира от болезней и вредите­ лей: Международная конвенция о защите растений 1951 г. содержит Нормы об обязанностях государств принимать меры по их защите. Международное соглашение о тропической древесине 1983 г. закреп­ляет нормы о рациональном использовании и восстановлении тропи­ческих лесов. Конвенция о биологическом разнообразии 1992 г. имеет Первостепенное значение для сохранения и защиты экосистемы пла­неты: сохранение биологического разнообразия, устойчивость его компонентов, совместное получение на равноправной основе выгод Использования генетических ресурсов.

                Радиоактивное заражение.

                Ядерная энергия является источником повышенной опасности, может причинить серьезный ущерб при ее использовании как в военных (Хиросима, Нагасаки), так и в мирных (Чернобыль) целях. Основные соглашения в этой области: Москов­ская конвенция о запрещении испытаний ядерного оружия в атмо­сфере, космическом пространстве и под водой 1963 г., Вашингтонский договор об Антарктике 1959 г., Договор о запрещении распростране­ния ядерного оружия 1968 г., Договор о запрещении размещения ядер­ного оружия на дне морей и океанов 1971 г., договоры о создании безъядерных зон в различных регионах, Договор о космосе 1967 г., До­говор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности в Европе 1987 г.

Вопросам снижения риска радиоактивного заражения посвящена Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г. — запрещено захоронение в море радиоак­тивных отходов.

Конвенции по охране человеческой жизни на море I960 и 1974 гг. регламентируют порядок перевозки морем радиоактивных веществ и использование атомных установок на судах.

Ответственность за ущерб, причиненный в результате ядерного ин­цидента, регламентируется в Парижской конвенции об ответственно­сти перед третьей стороной в области ядерной энергетики 1963 г., Вен­ской конвенции об ответственности за ядерный ущерб 1963 г., Кон­венции о гражданской ответственности в области морских перевозок ядерных материалов 1971 г.

Авария на Чернобыльской АЭС в 1986 г. наглядно продемонстри­ровала, насколько катастрофическими для всего человечества могут быть последствия использования атомной энергии в мирных целях даже на территории одного государства. После Чернобыльской ката­строфы были немедленно разработаны и приняты две специальные конвенции:

1.   Венская конвенция об оперативном оповещении о ядерной ава­рии 1986 г., нормы которой действуют по отношению ко всем авари­ям, связанным с ядерной деятельностью. Конвенция устанавливает порядок обмена информацией и проведения консультаций.

2.   Венская конвенция о помощи в случае ядерной аварии или ра­диационной аварийной ситуации 1986 г. закрепляет обязанность со­трудничества государств в чрезвычайных ситуациях, вызванных ядер­
ной аварией. Конвенция нацелена на сведение к минимуму последст­вий радиационных катастроф. Предусматриваются порядок и условия обращения за помощью и ее предоставления.

Военное воздействие на природную среду.

 Охрана природы от воен­ного или иного враждебного воздействия на нее в военных целях регу­лируется в основном международно-правыми актами, регламенти­рующими право вооруженных конфликтов: статья 35 Дополнитель­ного протокола II 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г. фиксирует принцип защиты окружающей среды и запрещает применение любых средств ведения военных действий, имеющих своей целью причине­ние ущерба природной среде. Точно так же запрещены причинение вреда природе в качестве репрессалий и превращение окружающей среды в объект нападения.

Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г. уста­навливает запрет использование сил природы в качестве оружия для ведения военных действий. Протокол III «О запрещении или ограни­чении применения зажигательного оружия» к Конвенции 1977 г. и Конвенция о конкретных видах обычного оружия 1980 г. запрещают превращать леса и другие виды растительного покрова в объект напа­дения с применением зажигательного оружия.