Тема 22

МЕЖДУНАРОДНОЕ АТОМНОЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО

 

22.1.Понятие международного атомного (ядерного) права; роль Международного агентства по атомной энергетике

22.2.Ядерная безопасность и радиационная защита

22.3.Сотрудничество государств по ликвидации последствий ядерных аварий

22.4.Понятие, предмет и источники международного информационного права

22.5.Концепция информационного общества; правовое регулирование электронного документооборота

22.6.Защита прав человека в международном информационном праве; сотрудничество по борьбе с киберпреступностью

22.1. Понятие международного атомного (ядерного) права; роль Международного агентства по атомной энергетике

В области мирного использования атомной энергии государства начали активно сотрудничать с середины 50-х гг. XX в. Выделение атомного (ядерного) права в особую отрасль международного права обусловлено обилием нормативного материала в области сотрудниче­ства по использованию ядерной энергии. Специфика этой отрасли — регулирование отношений, связанных с повышенной опасностью для человечества.

Международное атомное право — это совокупность международно-правовых норм, регулирующих сотрудничество субъектов междуна­родного права в сфере мирного использования ядерной энергии, пре­дотвращения ядерных катастроф и ядерной войны. Международное атомное право как самостоятельная отрасль международного права находится в стадии становления. Это сложная, комплексная отрасль - вопросы, составляющие предмет международного атомного права, од­новременно входят в область действия права международной безопас­ности и права вооруженных конфликтов, международного экономи­ческого и международного экологического права, международного гу­манитарного и международного уголовного права.

Источники международного атомного права отличаются большим предметным разнообразием и регулируют широкий круг правоотно­шений: Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г., Кон­венция о физической защите ядерного материала 1980 г., Конвенция об оперативном оповещении о ядерной аварии 1986 г., Договор о все­объемлющем запрещении ядерных испытаний 1996 г., Международная конвенция о предупреждении ядерного терроризма 2005 г., ком­плекс соглашений о создании безъядерных зон. Нормативный массив не кодифицирован, и все перечисленные договоры являются источниками других отраслей международного права. Особую роль в развитии международного атомного права и его кодификации играет Меж­дународное агентство по атомной энергетике.

В 1957 г. был принят Устав Международного агентства по атомной энергетике (МАГАТЭ), в котором подчеркивалась необходимость уче­та ядерной опасности. МАГАТЭ является единственной международ­ной организацией, имеющей право непосредственного обращения в Совет Безопасности ООН, если с ее точки зрения может возникнуть ядерная угроза миру. Цель МАГАТЭ — использование атомной энер­гии в мирных целях. Методы деятельности: обмен информацией, пе­редача ядерных материалов, разработка мер безопасности.

Совет управляющих МАГАТЭ заключает соглашения о займах, по­ставках, проектах МАГАТЭ и технической помощи. Заключаемые Со­ветом соглашения о поставках представляют собой трехсторонние контракты между МАГАТЭ, государством-поставщиком и государст­вом — получателем помощи в области мирного использования атом­ной энергии. Соглашения о проектах — это двусторонние договоры между МАГАТЭ и государством — получателем помощи. Соглашения о технической помощи заключаются как с государствами — членами МАГАТЭ, так и с государствами, не входящими в эту организацию.

Совет управляющих утверждает нормы безопасности, предписы­вающие максимально допустимые уровни облучения и основные принципы работы с излучениями, нормы безопасности по отдельным видам атомной деятельности. Эти нормы обязательны в отношении любой атомной деятельности, проводимой МАГАТЭ. Для остальных субъектов международного атомного права нормы МАГАТЭ становят­ся обязательными путем включения их в качестве приложений в меж­дународные документы или отсылок к ним в международных согла­шениях.

Основные задачи: использование атомной энергетики в мирных Целях; снабжение государств техническими средствами, необходимы­ми для осуществления мирной атомной деятельности; определение норм безопасности ядерной деятельности; содействие государствам-Участникам в производстве электроэнергии. При выполнении своих Функций МАГАТЭ не вправе руководствоваться политическими, эко­номическими, военными или иными требованиями, несовместимыми с его Уставом.

Устав МАГАТЭ предусматривает особую систему контроля — сис­тему гарантий (комплекс мероприятий, препятствующих использова­нию в военных целях ядерных материалов, оборудования и докумен­тации). Под такой контроль ставятся все ядерные объекты, созданные По проектам, разработанным с помощью МАГАТЭ. Основная форма Контроля — анализ информации и отчетов, полученных от государств; наблюдение и инспекции силами МАГАТЭ на местах. В случае грубо­го нарушения правил эксплуатации ядерных объектов МАГАТЭ впра­ве применить «коррективные меры», вплоть до выдачи предписания о приостановке эксплуатации такого объекта.

Одна из главных функций МАГАТЭ — применение гарантий в це­лях обеспечения того, чтобы ядерные материалы и оборудование предназначенные для мирного использования, не применялись в во­енных целях. Устав МАГАТЭ определяет концепцию гарантий и пол­номочия в отношении их применения. Со вступлением в силу Догово­ра о нераспространении ядерного оружия 1968 г. контроль МАГАТЭ распространяется на всю деятельность членов этого Договора в облас­ти мирного использования атомной энергии.

В 2005 г. по инициативе Великобритании, Германии и Франции была принята резолюция Совета управляющих МАГАТЭ, которая уль­тимативно потребовала от Ирана полной приостановки обогащения урана и программ по созданию полного ядерного цикла. Резолюция должна была быть направлена в Совет Безопасности ООН с перспек­тивой введения международных санкций против Исламской Респуб­лики Иран. Однако в конце 2005 г. Совет управляющих МАГАТЭ ре­шил не передавать иранское «ядерное досье» на рассмотрение СБ ООН. МАГАТЭ призвало Тегеран к ратификации Дополнительного протокола к Соглашению о гарантиях с МАГАТЭ и возобновлению переговоров с США, Великобританией, Германией, Францией и Рос­сией. В январе 2006 г. делегации этих государств приняли решение пе­редать в марте 2006 г. иранское «ядерное досье» в СБ ООН.

Документ МАГАТЭ «Система гарантий Агентства» 1968 г. опреде­ляет технические принципы применения гарантий. Положения Доку­мента обязательны для государств после заключения и вступления в силу двустороннего соглашения о гарантиях между МАГАТЭ и дан­ным государством.

Документ МАГАТЭ «Структура и содержание соглашения между Агентством и государствами, требуемого в соответствии с Договором о нераспространении ядерного оружия» фиксирует Типовое соглаше­ние о гарантиях Агентства. В соответствии с этим Соглашением госу­дарства обязаны применять гарантии МАГАТЭ ко всем материалам в мирной атомной деятельности с целью проверки, чтобы такие мате­риалы не использовались для создания ядерного оружия.

Система гарантий МАГАТЭ основана на контроле использования ядерных материалов и установок, осуществляемом инспекторами МАГАТЭ. Заключаемые с государствами двусторонние соглашения о гарантиях должны соответствовать типовому соглашению. Соглашения о гарантиях могут заключаться и с неядерными государствами, таких соглашениях указывается, что до появления в данном государ­стве ядерных материалов большая часть соглашения не применяется.

22.2. Ядерная безопасность и радиационная защита

МАГАТЭ принимает стандарты безопасного обращения с ядерны­ми материалами, которые являются основой для национальных стан­дартов. Понятие ядерная безопасность включает в себя три группы норм и нормативно-технических стандартов:

1.  Эксплуатационная безопасность ядерных объектов.

2.  Предотвращение распространения ядерного оружия.

3.  Предотвращение угрозы  несанкционированного завладения
ядерным материалом, пресечение расширения ядерной территории.

Понятие радиационной безопасности имеет особое значение в атомной энергетике. Международное сотрудничество в сфере обеспе­чения радиационной защиты и ядерной безопасности:

1.  Принятие правил безопасности и радиационной защиты.

2.  Обеспечение безопасности эксплуатации АЭС и оказание помо­щи в случае чрезвычайной ядерной аварии.

3.  Обмен информацией о неисправностях ядерно-энергетического оборудования; проведение совместных исследований и разработок в
области ядерной безопасности.

Координация сотрудничества государств по обеспечению ядерной безопасности осуществляется в форме принятия документов, боль­шинство из которых разрабатываются в рамках МАГАТЭ: Основные нормы безопасности по радиационной защите (одобрены МАГАТЭ, МОТ, ВОЗ), Свод практических правил по радиационной защите ра­ботников рудников и предприятий по переработке радиоактивных руд (одобрены МАГАТЭ, МОТ, ВОЗ).

Основная цель ядерной безопасности — поддержание радиацион­ного облучения от ядерной установки на оптимально достижимом низком уровне как в ходе нормальной эксплуатации установки, так и в случае аварии; обеспечение защиты от ионизирующего излучения.

В МАГАТЭ создана специальная Группа по контролю, которая изу­чает опыт безопасной эксплуатации АЭС и оказывает консультатив­ную помощь развивающимся государствам, связанную с обеспечени­ем радиационной защиты и ядерной безопасности.

При обеспечении радиационной безопасности АЭС основное вни­мание уделяется техническим мероприятиям по предотвращению ава­рийных ситуаций. МАГАТЭ регулярно готовит Программы разработ­ки норм безопасности АЭС, предназначенные для государств — чле­нов МАГАТЭ. С учетом рекомендаций Международной комиссии по радиологической защите МАГАТЭ разрабатывает принципы радиационной защиты и нормы по их практическому применению.

Система радиационной защиты МАГАТЭ сочетает: а) общие правила радиационной защиты в отношении отдельного человека; б) требования защиты при эксплуатации конкретного источника ионизи­рующего излучения.

Особое значение в области обеспечения радиационной защиты имеет безопасная транспортировка радиоактивных веществ. В этой сфере действуют нормы международных транспортных конвенций и иных документов, регламентирующих транспортировку ядерного ору­жия и радиоактивных веществ, используемых в мирных целях (прило­жение к КОТИФ — Правила перевозки опасных грузов RID, Евро­пейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов, Международный кодекс морской перевозки опасных грузов, Правила воздушной перевозки опасных грузов ИАТА, Приложение № 18 к Чикагской конвенции о международной гражданской авиации 1944 г. «Безопасная перевозка опасных грузов по воздуху»).

Правила безопасной перевозки радиоактивных материалов регу­лярно пересматриваются МАГАТЭ. В этой области имеются серьезные проблемы, осложняющие международные перевозки: государства ис­пользуют различные редакции Правил МАГАТЭ; в некоторых странах приняты дополнительные требования к перевозке радиационных гру­зов; в других государствах требуется, чтобы страховые полисы по ра­диационным грузам были подписаны и национальными страховыми компаниями, что приводит к задержкам в пути следования.

Серьезной проблемой является необходимость принятия мер по физической защите ядерных материалов при их перевозке (охраны груза от хищения и несанкционированного перемещения). Регулиро­ванию этой проблемы посвящена Конвенция о физической защиты ядерного материала 1980 г. Конвенция принята для пресечения неза­конного завладения ядерными материалами в процессе их транспор­тировки. Конвенция устанавливает следующие требования:

1.   Время нахождения груза в пути должно быть минимальным.

2.   Временное складирование на остановочных пунктах, число пе­ревозок в пути должно быть сведено к минимуму.

3.   Необходимо отказаться от регулярности перевозок ядерных ма­териалов, менять их маршруты, остановки и т.п.

4.   Сообщения о перевозках должны передаваться секретными ка­налами связи с использованием шифров.

5.   Маркировка транспортных средств должна осуществляться с ос­торожностью и в ограниченном виде.

6. Круг лиц, осведомленных о маршруте и сроках перевозки, дол­жен быть максимально органичен.

Государства-участники обязаны не экспортировать или не разре­шать экспортировать ядерный материал, пока они не получат гаран­тий, что этот материал во время международной перевозки будет за­щищен. При отсутствии гарантий безопасности запрещены транзит­ные перевозки ядерного материала по своей территории между государствами, не участвующими в Конвенции. Государства в своем законодательстве обязаны определить уровни физической защиты ядерного материала, перевозка которого осуществляется из одной части этого государства по международным водам или воздушному пространству.

22.3. Сотрудничество государств по ликвидации последствий ядерных аварий

Правовой основой международного сотрудничества в ликвидации последствий ядерных аварий является целый комплекс универсаль­ных, региональных и двусторонних международных соглашений об обмене информацией в случае возникновения аварийной ситуации; о взаимопомощи в случае радиационных инцидентов. Международные нормы предусматривают создание аварийной команды, которая учре­ждается государствами при наступлении катастрофы или крупной аварии; компетенцию такого подразделения; условия быстрого и бес­препятственного пересечения государственных границ спасательны­ми командами; координацию действий спасательных команд.

Конвенция об оперативном оповещении о ядерной аварии 1986 г. применяется в случае аварии, связанной с любыми ядерными реакто­рами; перевозкой и хранением ядерного топлива; деятельностью госу­дарства, вследствие которой происходит выброс радиоактивных веществ и которая может привести к трансграничному выбросу, угро­жающему радиационной безопасности другого государства. Государ­ства-участники обязаны предоставлять друг другу информацию о вре­мени, месте и характере ядерной аварии; данные о ее причине; резуль­таты мониторинга окружающей среды; данные о защитных мерах; Данные о временном развитии радиоактивного выброса.

Конвенция о помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации 1986 г. устанавливает обязанность государств со­трудничать друг с другом и с МАГАТЭ в случае ядерной аварии для сведения к минимуму ее последствий, для защиты жизни, имущества и окружающей среды от воздействия радиоактивных выбросов. Если государству в случае ядерной аварии требуется помощь, оно может обратиться к любому государству-участнику непосредственно или чепе
МАГАТЭ.           Государства выделяют экспертов, оборудование и материалы, оп­ределяют условия предоставления помощи. МАГАТЭ предоставляет собственные средства; передает просьбу о помощи другим государст­вам или международным организациям. Персонал стороны, оказы­вающей помощь, пользуется привилегиями, иммунитетами и льгота­ми, необходимыми для оказания помощи.

Конвенция МОТ о защите трудящихся от ионизирующей радиа­ции 1960 г. определяет порядок установления предельно допустимых доз радиации и максимального количества радиоактивных веществ которые могут попадать в организм трудящихся. Конвенция распро­страняется на все виды деятельности, влекущие воздействие ионизи­рующей радиации в процессе трудовой деятельности.

Брюссельская конвенция об ответственности операторов ядерных судов 1962 г. устанавливает порядок страхования ответственности. Венская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб 1963 г. предусматривает абсолютную ответственность оператора ядер­ной установки.

В 1958 г. было создано Европейское сообщество по атомной энер­гии (Евратом), членами которого стали 14 государств Западной Евро­пы. В 1960 г. в рамках этой организации была заключена Парижская конвенция об ответственности перед третьей стороной в области ядерной энергетики. В 1967 г. функции внешнего руководства Еврато­ма были преданы ЕЭС. В настоящее время Евратом — одна из состав­ных частей ЕС.

В 1968 г. по Договору Тлателолко было создано Агентство по запре­щению ядерного оружия в Латинской Америке. В 1997 г. по Договору Пелинджаба создана Африканская комиссия по атомной энергетике и заключена Бамакская конвенция о запрещении ввоза опасных отхо­дов в Африку и контроле за их трансграничными перевозками в Аф­рику, направленная против попыток захоронения в Африке радиоак­тивных отходов.

В 1992 г. по Соглашению между США, Российской Федерацией, Японией и странами ЕС был создан Международный научно-техни­ческий центр (международная неправительственная организация) ДЛЯ финансирования и контроля научно-технических проектов по ис­пользованию ядерной энергии в мирных целях на территории Россий­ской Федерации и других государств СНГ. 22.4. Понятие, предмет и источники международного информационного права

Информационный взрыв вызвал необходимость выделения груп­пы международно-правовых норм, регулирующих использование средств массовой информации в трансграничных масштабах, в осо­бую отрасль международного права — международное информацион­ное право (международное право массовой информации, право мас­совых коммуникаций). Субъектами международного информацион­ного права могут быть как государства, субъекты федерации, органы государственной власти и местного самоуправления, так и физиче­ские и юридические лица.

Как многие новые отрасли международного права, международное информационное право еще полностью не сформировалось и нахо­дится в стадии становления. Его предмет и его источники одновре­менно входят в сферу действия других отраслей международного пра­ва: международного экономического, международного гуманитарно­го, международного уголовного. Право на информацию относится к «правам развития», т.е. к третьему поколению прав человека. Между­народное информационное право — это совокупность международно-правовых норм, регулирующих отношения между субъектами между­народного права в области использования средств массовой инфор­мации.

К средствам массовой информации относятся радиовещание, теле­вещание, распространение и тиражирование печатной, звуковой и ви­зуальной продукции (книги, газеты, журналы, плакаты, аудио- и ви­деопродукция, компакт-диски). В настоящее время к средствам мас­совой информации относится и компьютерная связь (Интернет, ФИДО). Объектами международного информационного обмена явля­ются документированная информация, информационные ресурсы, информационные продукты, информационные услуги.

Актуальность сотрудничества в области распространения массовой информации продиктована необходимостью запрещения одних и по­ощрения других средств массовой информации, координации ис­пользования радиочастот для предотвращения взаимных радиопомех, идеологическими интересами государств, коммерческими интересами производителей продукции массовой информации. В 1978 г. соз­дан Комитет ООН по информации.

На международное информационное право распространяют свое Действие все общепринятые принципы международного права. Наряду с ними в международном информационном праве действует систе­ма его собственных специфических принципов:

1.  Право государства на осуществление или санкционирование осуществления трансграничного теле и радиовещания на своей тер­ритории.

2.   Обязанность государств предотвращать и пресекать распростра­нение идей, осужденных международным сообществом.

3.   Обязанность государств обеспечить свободный доступ населе­ния к средствам массовой информации.

4.   Право государства препятствовать распространению на своей территории идей, запрещенных международным сообществом и пред­ставляющих угрозу государственной безопасности или общественно­му порядку.

5.   Право государства развивать свои информационные структуры для достижения собственных политических, экономических и куль­турных целей.

6.   Обязанность государств предотвращать и пресекать использова­ние национальных средств массовой информации для враждебной пропаганды против других государств или вмешательства в их внут­ренние дела.

Источниками международного информационного права являются многочисленные международные конвенции и не менее многочис­ленные резолюции-рекомендации международных организаций.

Международная конвенция о пресечении обращения порнографи­ческими изданиями и торговли ими 1923 г. устанавливает обязанность государств сотрудничать в пресечении ввоза и вывоза порнографиче­ских .изданий.

Женевская конвенция об использовании радиовещания в интере­сах мира 1936 г. закрепляет обязанность государств пресекать вещание со своих территорий, которое могло бы побудить иностранное населе­ние к действиям против внутреннего порядка своих государств.

Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дис­криминации 1965 г. предусматривает обязанность государств запре­тить на своей территории всякую пропаганду, основанную на теориях расового превосходства.

Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. (ст. 20) обязывает государства принять национальные законы, запре­щающие всякую пропаганду войны.

Декларация ООН о распространении среди молодежи идеалов ми­ра, взаимоуважения и взаимопонимания 1965 г. содержит положения, специально посвященные влиянию средств массовой информации на воспитание молодежи.

Декларация ЮНЕСКО об основных принципах, касающихся вклада средств массовой информации в укрепление мира и взаимопо­нимания, в развитие прав человека и в борьбу против расизма, апар­теида и подстрекательства к войне, 1978 г. посвящена использованию средств массовой информации в целях поддержания мира и нормаль­ных международных отношений.

Декларация ООН о недопустимости интервенции и вмешательства во внутренние дела государств 1982 г. закрепляет обязанность госу­дарств воздерживаться от клеветнических кампаний, враждебной или оскорбительной пропаганды с целью вмешательства во внутренние дела других государств.

В 1982 г. была также принята резолюция Генеральной Ассамблеи ООН, определяющая принципы использования государствами искус­ственных спутников Земли для непосредственного телевещания.

В международном праве действует ряд соглашений, регламенти­рующих технические и коммерческие аспекты трансграничного ис­пользования средств массовой информации: Международная конвен­ция электросвязи (ред. 1991 г.); Устав Международного союза электро­связи (МСЭ) 1994 г.; Соглашение об облегчении международного обмена визуальными и звуковыми материалами образовательного, на­учного и культурного характера 1949 г.; Конвенция о международном обмене изданиями 1958 г.; Конвенция об обмене официальными изда­ниями и правительственными документами между государствами 1958 г.; Брюссельская конвенция о распространении несущих про­грамм и сигналов, переданных через спутники, 1974 г. (запрещает не­санкционированное распространение телепрограмм через спутники, которые могут приниматься в государствах, для населения которых эти передачи не распространяются).

Документы, принятые в рамках СБСЕ — ОБСЕ, обеспечивают сво­боду доступа к информации. В Европе действует региональная между­народная организация — Европейский союз электросвязи. В 1989 г. между Советом Европы и Европейским союзом была заключена Евро­пейская конвенция о трансграничном телевидении.

Развивающиеся государства выступают за установление нового ин­формационного и коммерческого порядка, который был бы способен обеспечить сбалансированный поток информации между развитыми и развивающимися государствами. В 1973 г. был создан пул информа­ционных агентств развивающихся стран. 22.5. Концепция информационного общества; правовое регулирование электронного документооборота.

Начиная со второй половины 60-х гг. XX в. в развитых странах ста­ла развиваться концепция «информационного общества» как моди­фикация концепции постиндустриального общества. Само название «информационное общество» впервые появилось почти одновремен­но в Японии и США. В информационном обществе можно выделить несколько этапов развития:

1.   Первый этап — начало 50-х гг. XX в., когда были созданы первые компьютеры.

2.   Второй этап — появление и массовое использование персональ­ных компьютеров (80-е гг. XX в.)

3.   Третий этап «информационной революции» начался в 1990 г. созданием глобальной информационной сети Интернет — этап ин­формационных коммуникаций и сетей.

В настоящее время термин «информационное общество» занял прочное место в международной терминологии. Наиболее отчетливо это проявилось в США (национальная информационная инфраструк­тура), Совете Европы (информационное общество), Канаде, Велико­британии (информационная магистраль). В России до сих пор не при­нято официальной программы информационного общества. Сущест­вует программа 1999 г. «Концепция формирования информационного общества в России», но она представляет собой достаточно деклара­тивный документ.

Информационное общество отличается от общества, в котором до­минируют традиционная промышленность и сфера услуг, тем, что ин­формация, знания, информационные услуги и все отрасли, связанные с их производством (телекоммуникационная, компьютерная, телеви­зионная), растут более быстрыми темпами, являются источником ра­бочих мест, становятся доминирующими в экономическом развитии. Основной социальной ценностью, главным продуктом производства и основным товаром в информационном обществе является инфор­мация. В Окинавской хартии глобального информационного общест­ва 2000 г. отмечается, что информационное общество позволяет лю­дям шире использовать свой потенциал и реализовывать свои устрем­ления.

На Всемирной встрече по вопросам информационного общества (ВСИС) в 2003 г. было подтверждено, что Интернет является цен­тральным элементом инфраструктуры информационного общества. Генеральному секретарю ООН поручено учредить Рабочую группу по «правлению Интернетом (РГУИ). Декларация принципов и План действий ВСИС 2003 г. устанавливают параметры деятельности и про­грамму работы Группы.

В 2005 г. Группа представила рабочее определение: управление Ин­тернетом представляет собой разработку и применение правительст­вами, частным сектором и гражданским обществом принципов, пра­вил, процедур принятия решений и программ, регулирующих эволю­цию и применение Интернета. Это определение подкрепляет концепцию участия правительств, частного сектора и гражданского общества в управлении Интернетом.

С внедрением новых информационных технологий вместо бумаги в качестве материальных носителей стали использоваться машиночи­таемые носители — магнитные и оптические диски, компьютерная память, электрические колебания, электромагнитные волны. На встрече в 1999 г. министры по делам телекоммуникаций стран — чле­нов Европейского союза одобрили Директиву об электронной подпи­си, которая предоставляет электронно-цифровой подписи (ЭЦП) в электронном документообороте статус рукописной подписи.

Первой страной Европы, на государственном уровне поддержав­шей юридическую правомочность цифровой подписи, стала Ирлан­дия. В США закон об ЭЦП вступил в силу 1 октября 2000 г. В России Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи» вступил в силу 10 января 2002 г.

 

22.4. Понятие, предмет и источники международного информационного права

Информационный взрыв вызвал необходимость выделения груп­пы международно-правовых норм, регулирующих использование средств массовой информации в трансграничных масштабах, в осо­бую отрасль международного права — международное информацион­ное право (международное право массовой информации, право мас­совых коммуникаций). Субъектами международного информацион­ного права могут быть как государства, субъекты федерации, органы государственной власти и местного самоуправления, так и физиче­ские и юридические лица.

Как многие новые отрасли международного права, международное информационное право еще полностью не сформировалось и нахо­дится В стадии становления. Его предмет и его источники одновре­менно входят в сферу действия других отраслей международного пра­ва: международного экономического, международного гуманитарно­го, международного уголовного. Право на информацию относится к «правам развития», т.е. к третьему поколению прав человека. Между­народное информационное право — это совокупность международно-правовых норм, регулирующих отношения между субъектами между­народного права в области использования средств массовой инфор­мации.

К средствам массовой информации относятся радиовещание, теле­вещание, распространение и тиражирование печатной, звуковой и ви­зуальной продукции (книги, газеты, журналы, плакаты, аудио- и ви­деопродукция, компакт-диски). В настоящее время к средствам мас­совой информации относится и компьютерная связь (Интернет, ФИДО). Объектами международного информационного обмена явля­ются документированная информация, информационные ресурсы, информационные продукты, информационные услуги.

Актуальность сотрудничества в области распространения массовой информации продиктована необходимостью запрещения одних и по­ощрения других средств массовой информации, координации ис­пользования радиочастот для предотвращения взаимных радиопомех, идеологическими интересами государств, коммерческими интереса­ми производителей продукции массовой информации. В 1978 г. соз­дан Комитет ООН по информации.

На международное информационное право распространяют свое действие все общепринятые принципы международного права. Наряду с ними в международном информационном праве действует систе­ма его собственных специфических принципов:

1.  Право государства на. осуществление или санкционирование
осуществления трансграничного теле- и радиовещания на своей тер­ритории.

2.   Обязанность государств предотвращать и пресекать распростра­нение идей, осужденных международным сообществом.

3.   Обязанность государств обеспечить свободный доступ населе­ния к средствам массовой информации.

4.   Право государства препятствовать распространению на своей территории идей, запрещенных международным сообществом и пред­ставляющих угрозу государственной безопасности или общественно­му порядку.

5.   Право государства развивать свои информационные структуры для достижения собственных политических, экономических и куль­турных целей.

6.   Обязанность государств предотвращать и пресекать использова­ние национальных средств массовой информации для враждебной пропаганды против других государств или вмешательства в их внут­ренние дела.

Источниками международного информационного права являются многочисленные международные конвенции и не менее многочис­ленные резолюции-рекомендации международных организаций.

Международная конвенция о пресечении обращения порнографи­ческими изданиями и торговли ими 1923 г. устанавливает обязанность государств сотрудничать в пресечении ввоза и вывоза порнографиче­ских изданий.

Женевская конвенция об использовании радиовещания в интере­сах мира 1936 г. закрепляет обязанность государств пресекать вещание со своих территорий, которое могло бы побудить иностранное населе­ние к действиям против внутреннего порядка своих государств.

Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дис­криминации 1965 г. предусматривает обязанность государств запре­тить на своей территории всякую пропаганду, основанную на теориях расового превосходства.

Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. (ст. 20) обязывает государства принять национальные законы, запре­щающие всякую пропаганду войны.

Декларация ООН о распространении среди молодежи идеалов ми­ра, взаимоуважения и взаимопонимания 1965 г. содержит положения, специально посвященные влиянию средств массовой информации на воспитание молодежи.

Декларация ЮНЕСКО об основных принципах, касающихся вклада средств массовой информации в укрепление мира и взаимопо­нимания, в развитие прав человека и в борьбу против расизма, апар­теида и подстрекательства к войне, 1978 г. посвящена использованию средств массовой информации в целях поддержания мира и нормаль­ных международных отношений.

Декларация ООН о недопустимости интервенции и вмешательства во внутренние дела государств 1982 г. закрепляет обязанность госу­дарств воздерживаться от клеветнических кампаний, враждебной или оскорбительной пропаганды с целью вмешательства во внутренние дела других государств.

В 1982 г. была также принята резолюция Генеральной Ассамблеи ООН, определяющая принципы использования государствами искус­ственных спутников Земли для непосредственного телевещания.

В международном праве действует ряд соглашений, регламенти­рующих технические и коммерческие аспекты трансграничного ис­пользования средств массовой информации: Международная конвен­ция электросвязи (ред. 1991 г.); Устав Международного союза электро­связи (МСЭ) 1994 г.; Соглашение об облегчении международного обмена визуальными и звуковыми материалами образовательного, на­учного и культурного характера 1949 г.; Конвенция о международном обмене изданиями 1958 г.; Конвенция об обмене официальными изда­ниями и правительственными документами между государствами 1958 г.; Брюссельская конвенция о распространении несущих про­грамм и сигналов, переданных через спутники, 1974 г. (запрещает не­санкционированное распространение телепрограмм через спутники, которые могут приниматься в государствах, для населения которых эти передачи не распространяются).

Документы, принятые в рамках СБСЕ — ОБСЕ, обеспечивают сво­боду доступа к информации. В Европе действует региональная между­народная организация — Европейский союз электросвязи. В 1989 г. между Советом Европы и Европейским союзом была заключена Евро­пейская конвенция о трансграничном телевидении.

Развивающиеся государства выступают за установление нового ин­формационного и коммерческого порядка, который был бы способен обеспечить сбалансированный поток информации между развитыми и развивающимися государствами. В 1973 г. был создан пул информа­ционных агентств развивающихся стран.

 

22.5. Концепция информационного общества; правовое регулирование электронного документооборота

Начиная со второй половины 60-х гг. XX в. в развитых странах ста­ла развиваться концепция «информационного общества» как моди­фикация концепции постиндустриального общества. Само название «информационное общество» впервые появилось почти одновремен­но в Японии и США. В информационном обществе можно выделить несколько этапов развития:

1.   Первый этап — начало 50-х гг. XX в., когда были созданы первые
компьютеры.

2.   Второй этап — появление и массовое использование персональных компьютеров (80-е гг. XX в.)

3.   Третий этап «информационной революции» начался в 1990 г. с
созданием глобальной информационной сети Интернет — этап ин­
формационных коммуникаций и сетей.

В настоящее время термин «информационное общество» занял прочное место в международной терминологии. Наиболее отчетливо это проявилось в США (национальная информационная инфраструк­тура), Совете Европы (информационное общество), Канаде, Велико­британии (информационная магистраль). В России до сих пор не при­нято официальной программы информационного общества. Сущест­вует программа 1999 г. «Концепция формирования информационного общества в России», но она представляет собой достаточно деклара­тивный документ.

Информационное общество отличается от общества, в котором до­минируют традиционная промышленность и сфера услуг, тем, что ин­формация, знания, информационные услуги и все отрасли, связанные с их производством (телекоммуникационная, компьютерная, телеви­зионная), растут более быстрыми темпами, являются источником ра­бочих мест, становятся доминирующими в экономическом развитии. Основной социальной ценностью, главным продуктом производства и основным товаром в информационном обществе является инфор­мация. В Окинавской хартии глобального информационного общест­ва 2000 г. отмечается, что информационное общество позволяет лю­дям шире использовать свой потенциал и реализовывать свои устрем­ления.

На Всемирной встрече по вопросам информационного общества (ВСИС) в 2003 г. было подтверждено, что Интернет является цен­тральным элементом инфраструктуры информационного общества. Генеральному секретарю ООН поручено учредить Рабочую группу по управлению Интернетом (РГУИ). Декларация принципов и План действий ВСИС 2003 г. устанавливают параметры деятельности и про­грамму работы Группы.

В 2005 г. Труппа представила рабочее определение: управление Ин­тернетом представляет собой разработку и применение правительст­вами, частным сектором и гражданским обществом принципов, пра­вил, процедур принятия решений и программ, регулирующих эволю­цию и применение Интернета. Это определение подкрепляет концепцию участия правительств, частного сектора и гражданского общества в управлении Интернетом.

С внедрением новых информационных технологий вместо бумаги в качестве материальных носителей стали использоваться машиночи­таемые носители — магнитные и оптические диски, компьютерная память, электрические колебания, электромагнитные волны. На встрече в 1999 г. министры по делам телекоммуникаций стран — чле­нов Европейского союза одобрили Директиву об электронной подпи­си, которая предоставляет электронно-цифровой подписи (ЭЦП) в электронном документообороте статус рукописной подписи.

Первой страной Европы, на государственном уровне поддержав­шей юридическую правомочность цифровой подписи, стала Ирлан­дия. В США закон об ЭЦП вступил в силу 1 октября 2000 г. В России Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи» вступил в силу 10 января 2002 г.

 

22.6. Защита прав человека в международном информационном праве; сотрудничество по борьбе с киберпреступностью

Развитие информационных технологий породило проблему права на неприкосновенность этической сферы, вызванную трансгранич­ным перемещением персональных данных, обработанных с примене­нием компьютера. Решению этой проблемы посвящена Конвенция Совета Европы о защите личности в связи с автоматической обработ­кой персональных данных 1981 г. В Преамбуле Конвенции подчерки­вается необходимость совмещения уважения неприкосновенности личной сферы и свободного обмена информацией между народами.

Цель Конвенции — обеспечение уважения прав и основных свобод человека в связи с автоматической обработкой его персональных дан­ных («защита данных»). Конвенция применяется к автоматизирован­ным базам персональных данных и к их автоматической обработке в Публичном и частном секторах. Персональные данные, проходящие автоматическую обработку должны: а) быть получены и обработаны Добросовестным и законным образом; б) накапливаться для законных целей и не использоваться в противоречии с ними; в) быть адекватны ми и не быть избыточными; г) быть точными. Персональные данные национальной принадлежности, политических взглядах, религиозных или иных убеждениях: персональные данные, касающиеся здоровья сексуальной жизни или судимости, могут подвергаться автоматической обработке только в тех случаях, когда национальное право преду­сматривает надлежащие гарантии.

Любому лицу должно быть предоставлено право:

а) быть осведом­ленным о существовании автоматизированной базы персональных данных, о ее целях, контролере базы данных, его юридическом адресе

б) обращаться с запросом о том, накапливаются ли в автоматизиро­ванной базе его персональные данные, и получать информацию о та­ких данных;

в) требовать уточнения или уничтожения таких данных, если они обработаны с нарушением положений национального права;

г) прибегнуть к судебной защите, если запрос либо требование о пре­доставлении информации, уточнении или уничтожении данных не удовлетворены.

Использование Интернет, развитие электронной коммерции, вне­дрение новых информационных технологий требуют активизации со­трудничества государств в области обеспечения информационной безопасности. В 2000 г. в Париже состоялся саммит стран Большой восьмерки по вопросам преступности в Интернет. В том же году была проведена конференция стран Большой восьмерки по вопросам ин­формационной безопасности.

В 2001 г. подписана Конвенция о киберпреступлениях, определив­шая методы борьбы с незаконным использованием Интернет. Кон­венция конкретизировала уголовные и гражданско-правовые санкции за хакерство, нарушение авторских прав, детскую порнографию. Кон­венция принята под влиянием событий 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке и устанавливает для государств-участников право контроля за информацией о подозреваемых в терроризме, передаваемой через Интернет.

В Преамбуле Конвенции 2001 г. подчеркивается необходимость за­щиты общества от компьютерных правонарушений. Цель Конвен­ции - сдерживание действий, направленных против конфиденциаль­ности, целостности и работоспособности компьютерных систем, пре­дупреждение неправомерного использования таких систем, сетей и баз данных. В Конвенции 2001 г. перечислены типы киберпреступлений: взлом компьютерных систем (незаконный доступ, незаконный перехват, искажение данных, помехи системы, нелегальные устройст­ва), мошенничество (фальсификация данных), запрещенный контент (правонарушения, связанные с содержанием, — расистские сайты и веб-страницы с детской порнографией), нарушение авторских прав.

К Европейской конвенции о киберпреступности принят Дополни­тельный протокол 2002 г., который касается криминализации дейст­вий расистского и ксенофобного характера, совершаемых через ком­пьютерные системы. Протокол предусматривает уголовную ответст­венность за эти преступления.

В 2003 г. Генеральная Ассамблея ООН выразила озабоченность рос­том преступности в сфере информационных технологий. Особо под­черкивался трансграничный характер таких преступлений и необ­ходимость принятия международных мер для их предотвращения. В апреле 2005 г. состоялся Третий международный конгресс по борьбе с киберпреступностью. Главная цель Конгресса — выработка страте­гии борьбы с киберпреступностью и минимизация угроз в киберпространстве. На 11-м Конгрессе ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию (2005) киберпреступность была поставлена в один ряд с международным терроризмом.

В 2005 г. принята Декларация Комитета министров Совета Европы о свободе выражения мнений и информации в СМИ в контексте борь­бы с терроризмом, в которой подчеркивается, что свободное и беспре­пятственное распространение информации является одним из наибо­лее действенных средств укрепления взаимопонимания и терпимости, способных помочь предупреждению терроризма и борьбе с ним. В Ре­комендации Парламентской Ассамблеи Совета Европы № 1706 (2005) «Средства массовой информации и терроризм» отмечается, что терро­ризм не должен посягать на свободу слова в средствах массовой ин­формации — свободу, которая является одним из основополагающих принципов демократического общества.