Тема 22
МЕЖДУНАРОДНОЕ АТОМНОЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО
22.2.Ядерная безопасность и радиационная защита
22.3.Сотрудничество государств по ликвидации последствий ядерных аварий
22.4.Понятие, предмет и источники международного информационного права
22.5.Концепция информационного общества; правовое регулирование электронного документооборота
В области мирного использования атомной энергии государства начали активно сотрудничать с середины 50-х гг. XX в. Выделение атомного (ядерного) права в особую отрасль международного права обусловлено обилием нормативного материала в области сотрудничества по использованию ядерной энергии. Специфика этой отрасли — регулирование отношений, связанных с повышенной опасностью для человечества.
Международное атомное право — это совокупность международно-правовых норм, регулирующих сотрудничество субъектов международного права в сфере мирного использования ядерной энергии, предотвращения ядерных катастроф и ядерной войны. Международное атомное право как самостоятельная отрасль международного права находится в стадии становления. Это сложная, комплексная отрасль - вопросы, составляющие предмет международного атомного права, одновременно входят в область действия права международной безопасности и права вооруженных конфликтов, международного экономического и международного экологического права, международного гуманитарного и международного уголовного права.
Источники международного атомного права отличаются большим предметным разнообразием и регулируют широкий круг правоотношений: Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г., Конвенция о физической защите ядерного материала 1980 г., Конвенция об оперативном оповещении о ядерной аварии 1986 г., Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний 1996 г., Международная конвенция о предупреждении ядерного терроризма 2005 г., комплекс соглашений о создании безъядерных зон. Нормативный массив не кодифицирован, и все перечисленные договоры являются источниками других отраслей международного права. Особую роль в развитии международного атомного права и его кодификации играет Международное агентство по атомной энергетике.
В 1957 г. был принят Устав Международного агентства по атомной энергетике (МАГАТЭ), в котором подчеркивалась необходимость учета ядерной опасности. МАГАТЭ является единственной международной организацией, имеющей право непосредственного обращения в Совет Безопасности ООН, если с ее точки зрения может возникнуть ядерная угроза миру. Цель МАГАТЭ — использование атомной энергии в мирных целях. Методы деятельности: обмен информацией, передача ядерных материалов, разработка мер безопасности.
Совет управляющих МАГАТЭ заключает соглашения о займах, поставках, проектах МАГАТЭ и технической помощи. Заключаемые Советом соглашения о поставках представляют собой трехсторонние контракты между МАГАТЭ, государством-поставщиком и государством — получателем помощи в области мирного использования атомной энергии. Соглашения о проектах — это двусторонние договоры между МАГАТЭ и государством — получателем помощи. Соглашения о технической помощи заключаются как с государствами — членами МАГАТЭ, так и с государствами, не входящими в эту организацию.
Совет управляющих утверждает нормы безопасности, предписывающие максимально допустимые уровни облучения и основные принципы работы с излучениями, нормы безопасности по отдельным видам атомной деятельности. Эти нормы обязательны в отношении любой атомной деятельности, проводимой МАГАТЭ. Для остальных субъектов международного атомного права нормы МАГАТЭ становятся обязательными путем включения их в качестве приложений в международные документы или отсылок к ним в международных соглашениях.
Основные задачи: использование атомной энергетики в мирных Целях; снабжение государств техническими средствами, необходимыми для осуществления мирной атомной деятельности; определение норм безопасности ядерной деятельности; содействие государствам-Участникам в производстве электроэнергии. При выполнении своих Функций МАГАТЭ не вправе руководствоваться политическими, экономическими, военными или иными требованиями, несовместимыми с его Уставом.
Устав МАГАТЭ предусматривает особую систему контроля — систему гарантий (комплекс мероприятий, препятствующих использованию в военных целях ядерных материалов, оборудования и документации). Под такой контроль ставятся все ядерные объекты, созданные По проектам, разработанным с помощью МАГАТЭ. Основная форма Контроля — анализ информации и отчетов, полученных от государств; наблюдение и инспекции силами МАГАТЭ на местах. В случае грубого нарушения правил эксплуатации ядерных объектов МАГАТЭ вправе применить «коррективные меры», вплоть до выдачи предписания о приостановке эксплуатации такого объекта.
Одна из главных функций МАГАТЭ — применение гарантий в целях обеспечения того, чтобы ядерные материалы и оборудование предназначенные для мирного использования, не применялись в военных целях. Устав МАГАТЭ определяет концепцию гарантий и полномочия в отношении их применения. Со вступлением в силу Договора о нераспространении ядерного оружия 1968 г. контроль МАГАТЭ распространяется на всю деятельность членов этого Договора в области мирного использования атомной энергии.
В 2005 г. по инициативе Великобритании, Германии и Франции была принята резолюция Совета управляющих МАГАТЭ, которая ультимативно потребовала от Ирана полной приостановки обогащения урана и программ по созданию полного ядерного цикла. Резолюция должна была быть направлена в Совет Безопасности ООН с перспективой введения международных санкций против Исламской Республики Иран. Однако в конце 2005 г. Совет управляющих МАГАТЭ решил не передавать иранское «ядерное досье» на рассмотрение СБ ООН. МАГАТЭ призвало Тегеран к ратификации Дополнительного протокола к Соглашению о гарантиях с МАГАТЭ и возобновлению переговоров с США, Великобританией, Германией, Францией и Россией. В январе 2006 г. делегации этих государств приняли решение передать в марте 2006 г. иранское «ядерное досье» в СБ ООН.
Документ МАГАТЭ «Система гарантий Агентства» 1968 г. определяет технические принципы применения гарантий. Положения Документа обязательны для государств после заключения и вступления в силу двустороннего соглашения о гарантиях между МАГАТЭ и данным государством.
Документ МАГАТЭ «Структура и содержание соглашения между Агентством и государствами, требуемого в соответствии с Договором о нераспространении ядерного оружия» фиксирует Типовое соглашение о гарантиях Агентства. В соответствии с этим Соглашением государства обязаны применять гарантии МАГАТЭ ко всем материалам в мирной атомной деятельности с целью проверки, чтобы такие материалы не использовались для создания ядерного оружия.
Система гарантий МАГАТЭ основана на контроле использования ядерных материалов и установок, осуществляемом инспекторами МАГАТЭ. Заключаемые с государствами двусторонние соглашения о гарантиях должны соответствовать типовому соглашению. Соглашения о гарантиях могут заключаться и с неядерными государствами, таких соглашениях указывается, что до появления в данном государстве ядерных материалов большая часть соглашения не применяется.
22.2. Ядерная безопасность и радиационная защита
МАГАТЭ принимает стандарты безопасного обращения с ядерными материалами, которые являются основой для национальных стандартов. Понятие ядерная безопасность включает в себя три группы норм и нормативно-технических стандартов:
1. Эксплуатационная безопасность ядерных объектов.
2. Предотвращение распространения ядерного оружия.
3. Предотвращение угрозы несанкционированного завладения
ядерным материалом, пресечение расширения ядерной территории.
Понятие радиационной безопасности имеет особое значение в атомной энергетике. Международное сотрудничество в сфере обеспечения радиационной защиты и ядерной безопасности:
1. Принятие правил безопасности и радиационной защиты.
2. Обеспечение безопасности эксплуатации АЭС и оказание помощи в случае чрезвычайной ядерной аварии.
3. Обмен информацией о неисправностях ядерно-энергетического оборудования; проведение совместных исследований и разработок в
области ядерной безопасности.
Координация сотрудничества государств по обеспечению ядерной безопасности осуществляется в форме принятия документов, большинство из которых разрабатываются в рамках МАГАТЭ: Основные нормы безопасности по радиационной защите (одобрены МАГАТЭ, МОТ, ВОЗ), Свод практических правил по радиационной защите работников рудников и предприятий по переработке радиоактивных руд (одобрены МАГАТЭ, МОТ, ВОЗ).
Основная цель ядерной безопасности — поддержание радиационного облучения от ядерной установки на оптимально достижимом низком уровне как в ходе нормальной эксплуатации установки, так и в случае аварии; обеспечение защиты от ионизирующего излучения.
В МАГАТЭ создана специальная Группа по контролю, которая изучает опыт безопасной эксплуатации АЭС и оказывает консультативную помощь развивающимся государствам, связанную с обеспечением радиационной защиты и ядерной безопасности.
При обеспечении радиационной безопасности АЭС основное внимание уделяется техническим мероприятиям по предотвращению аварийных ситуаций. МАГАТЭ регулярно готовит Программы разработки норм безопасности АЭС, предназначенные для государств — членов МАГАТЭ. С учетом рекомендаций Международной комиссии по радиологической защите МАГАТЭ разрабатывает принципы радиационной защиты и нормы по их практическому применению.
Система радиационной защиты МАГАТЭ сочетает: а) общие правила радиационной защиты в отношении отдельного человека; б) требования защиты при эксплуатации конкретного источника ионизирующего излучения.
Особое значение в области обеспечения радиационной защиты имеет безопасная транспортировка радиоактивных веществ. В этой сфере действуют нормы международных транспортных конвенций и иных документов, регламентирующих транспортировку ядерного оружия и радиоактивных веществ, используемых в мирных целях (приложение к КОТИФ — Правила перевозки опасных грузов RID, Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов, Международный кодекс морской перевозки опасных грузов, Правила воздушной перевозки опасных грузов ИАТА, Приложение № 18 к Чикагской конвенции о международной гражданской авиации 1944 г. «Безопасная перевозка опасных грузов по воздуху»).
Правила безопасной перевозки радиоактивных материалов регулярно пересматриваются МАГАТЭ. В этой области имеются серьезные проблемы, осложняющие международные перевозки: государства используют различные редакции Правил МАГАТЭ; в некоторых странах приняты дополнительные требования к перевозке радиационных грузов; в других государствах требуется, чтобы страховые полисы по радиационным грузам были подписаны и национальными страховыми компаниями, что приводит к задержкам в пути следования.
Серьезной проблемой является необходимость принятия мер по физической защите ядерных материалов при их перевозке (охраны груза от хищения и несанкционированного перемещения). Регулированию этой проблемы посвящена Конвенция о физической защиты ядерного материала 1980 г. Конвенция принята для пресечения незаконного завладения ядерными материалами в процессе их транспортировки. Конвенция устанавливает следующие требования:
1. Время нахождения груза в пути должно быть минимальным.
2. Временное складирование на остановочных пунктах, число перевозок в пути должно быть сведено к минимуму.
3. Необходимо отказаться от регулярности перевозок ядерных материалов, менять их маршруты, остановки и т.п.
4. Сообщения о перевозках должны передаваться секретными каналами связи с использованием шифров.
5. Маркировка транспортных средств должна осуществляться с осторожностью и в ограниченном виде.
6. Круг лиц, осведомленных о маршруте и сроках перевозки, должен быть максимально органичен.
Государства-участники обязаны не экспортировать или не разрешать экспортировать ядерный материал, пока они не получат гарантий, что этот материал во время международной перевозки будет защищен. При отсутствии гарантий безопасности запрещены транзитные перевозки ядерного материала по своей территории между государствами, не участвующими в Конвенции. Государства в своем законодательстве обязаны определить уровни физической защиты ядерного материала, перевозка которого осуществляется из одной части этого государства по международным водам или воздушному пространству.
22.3. Сотрудничество государств по ликвидации последствий ядерных аварий
Правовой основой международного сотрудничества в ликвидации последствий ядерных аварий является целый комплекс универсальных, региональных и двусторонних международных соглашений об обмене информацией в случае возникновения аварийной ситуации; о взаимопомощи в случае радиационных инцидентов. Международные нормы предусматривают создание аварийной команды, которая учреждается государствами при наступлении катастрофы или крупной аварии; компетенцию такого подразделения; условия быстрого и беспрепятственного пересечения государственных границ спасательными командами; координацию действий спасательных команд.
Конвенция об оперативном оповещении о ядерной аварии 1986 г. применяется в случае аварии, связанной с любыми ядерными реакторами; перевозкой и хранением ядерного топлива; деятельностью государства, вследствие которой происходит выброс радиоактивных веществ и которая может привести к трансграничному выбросу, угрожающему радиационной безопасности другого государства. Государства-участники обязаны предоставлять друг другу информацию о времени, месте и характере ядерной аварии; данные о ее причине; результаты мониторинга окружающей среды; данные о защитных мерах; Данные о временном развитии радиоактивного выброса.
Конвенция о помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации 1986 г. устанавливает обязанность государств сотрудничать друг с другом и с МАГАТЭ в случае ядерной аварии для сведения к минимуму ее последствий, для защиты жизни, имущества и окружающей среды от воздействия радиоактивных выбросов. Если государству в случае ядерной аварии требуется помощь, оно может обратиться к любому государству-участнику непосредственно или чепе
МАГАТЭ. Государства выделяют экспертов, оборудование и материалы, определяют условия предоставления помощи. МАГАТЭ предоставляет собственные средства; передает просьбу о помощи другим государствам или международным организациям. Персонал стороны, оказывающей помощь, пользуется привилегиями, иммунитетами и льготами, необходимыми для оказания помощи.
Конвенция МОТ о защите трудящихся от ионизирующей радиации 1960 г. определяет порядок установления предельно допустимых доз радиации и максимального количества радиоактивных веществ которые могут попадать в организм трудящихся. Конвенция распространяется на все виды деятельности, влекущие воздействие ионизирующей радиации в процессе трудовой деятельности.
Брюссельская конвенция об ответственности операторов ядерных судов 1962 г. устанавливает порядок страхования ответственности. Венская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб 1963 г. предусматривает абсолютную ответственность оператора ядерной установки.
В 1958 г. было создано Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом), членами которого стали 14 государств Западной Европы. В 1960 г. в рамках этой организации была заключена Парижская конвенция об ответственности перед третьей стороной в области ядерной энергетики. В 1967 г. функции внешнего руководства Евратома были преданы ЕЭС. В настоящее время Евратом — одна из составных частей ЕС.
В 1968 г. по Договору Тлателолко было создано Агентство по запрещению ядерного оружия в Латинской Америке. В 1997 г. по Договору Пелинджаба создана Африканская комиссия по атомной энергетике и заключена Бамакская конвенция о запрещении ввоза опасных отходов в Африку и контроле за их трансграничными перевозками в Африку, направленная против попыток захоронения в Африке радиоактивных отходов.
В 1992 г. по Соглашению между США, Российской Федерацией, Японией и странами ЕС был создан Международный научно-технический центр (международная неправительственная организация) ДЛЯ финансирования и контроля научно-технических проектов по использованию ядерной энергии в мирных целях на территории Российской Федерации и других государств СНГ. 22.4. Понятие, предмет и источники международного информационного права
Информационный взрыв вызвал необходимость выделения группы международно-правовых норм, регулирующих использование средств массовой информации в трансграничных масштабах, в особую отрасль международного права — международное информационное право (международное право массовой информации, право массовых коммуникаций). Субъектами международного информационного права могут быть как государства, субъекты федерации, органы государственной власти и местного самоуправления, так и физические и юридические лица.
Как многие новые отрасли международного права, международное информационное право еще полностью не сформировалось и находится в стадии становления. Его предмет и его источники одновременно входят в сферу действия других отраслей международного права: международного экономического, международного гуманитарного, международного уголовного. Право на информацию относится к «правам развития», т.е. к третьему поколению прав человека. Международное информационное право — это совокупность международно-правовых норм, регулирующих отношения между субъектами международного права в области использования средств массовой информации.
К средствам массовой информации относятся радиовещание, телевещание, распространение и тиражирование печатной, звуковой и визуальной продукции (книги, газеты, журналы, плакаты, аудио- и видеопродукция, компакт-диски). В настоящее время к средствам массовой информации относится и компьютерная связь (Интернет, ФИДО). Объектами международного информационного обмена являются документированная информация, информационные ресурсы, информационные продукты, информационные услуги.
Актуальность сотрудничества в области распространения массовой информации продиктована необходимостью запрещения одних и поощрения других средств массовой информации, координации использования радиочастот для предотвращения взаимных радиопомех, идеологическими интересами государств, коммерческими интересами производителей продукции массовой информации. В 1978 г. создан Комитет ООН по информации.
На международное информационное право распространяют свое Действие все общепринятые принципы международного права. Наряду с ними в международном информационном праве действует система его собственных специфических принципов:
1. Право государства на осуществление или санкционирование осуществления трансграничного теле и радиовещания на своей территории.
2. Обязанность государств предотвращать и пресекать распространение идей, осужденных международным сообществом.
3. Обязанность государств обеспечить свободный доступ населения к средствам массовой информации.
4. Право государства препятствовать распространению на своей территории идей, запрещенных международным сообществом и представляющих угрозу государственной безопасности или общественному порядку.
5. Право государства развивать свои информационные структуры для достижения собственных политических, экономических и культурных целей.
6. Обязанность государств предотвращать и пресекать использование национальных средств массовой информации для враждебной пропаганды против других государств или вмешательства в их внутренние дела.
Источниками международного информационного права являются многочисленные международные конвенции и не менее многочисленные резолюции-рекомендации международных организаций.
Международная конвенция о пресечении обращения порнографическими изданиями и торговли ими 1923 г. устанавливает обязанность государств сотрудничать в пресечении ввоза и вывоза порнографических .изданий.
Женевская конвенция об использовании радиовещания в интересах мира 1936 г. закрепляет обязанность государств пресекать вещание со своих территорий, которое могло бы побудить иностранное население к действиям против внутреннего порядка своих государств.
Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г. предусматривает обязанность государств запретить на своей территории всякую пропаганду, основанную на теориях расового превосходства.
Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. (ст. 20) обязывает государства принять национальные законы, запрещающие всякую пропаганду войны.
Декларация ООН о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимоуважения и взаимопонимания 1965 г. содержит положения, специально посвященные влиянию средств массовой информации на воспитание молодежи.
Декларация ЮНЕСКО об основных принципах, касающихся вклада средств массовой информации в укрепление мира и взаимопонимания, в развитие прав человека и в борьбу против расизма, апартеида и подстрекательства к войне, 1978 г. посвящена использованию средств массовой информации в целях поддержания мира и нормальных международных отношений.
Декларация ООН о недопустимости интервенции и вмешательства во внутренние дела государств 1982 г. закрепляет обязанность государств воздерживаться от клеветнических кампаний, враждебной или оскорбительной пропаганды с целью вмешательства во внутренние дела других государств.
В 1982 г. была также принята резолюция Генеральной Ассамблеи ООН, определяющая принципы использования государствами искусственных спутников Земли для непосредственного телевещания.
В международном праве действует ряд соглашений, регламентирующих технические и коммерческие аспекты трансграничного использования средств массовой информации: Международная конвенция электросвязи (ред. 1991 г.); Устав Международного союза электросвязи (МСЭ) 1994 г.; Соглашение об облегчении международного обмена визуальными и звуковыми материалами образовательного, научного и культурного характера 1949 г.; Конвенция о международном обмене изданиями 1958 г.; Конвенция об обмене официальными изданиями и правительственными документами между государствами 1958 г.; Брюссельская конвенция о распространении несущих программ и сигналов, переданных через спутники, 1974 г. (запрещает несанкционированное распространение телепрограмм через спутники, которые могут приниматься в государствах, для населения которых эти передачи не распространяются).
Документы, принятые в рамках СБСЕ — ОБСЕ, обеспечивают свободу доступа к информации. В Европе действует региональная международная организация — Европейский союз электросвязи. В 1989 г. между Советом Европы и Европейским союзом была заключена Европейская конвенция о трансграничном телевидении.
Развивающиеся государства выступают за установление нового информационного и коммерческого порядка, который был бы способен обеспечить сбалансированный поток информации между развитыми и развивающимися государствами. В 1973 г. был создан пул информационных агентств развивающихся стран. 22.5. Концепция информационного общества; правовое регулирование электронного документооборота.
Начиная со второй половины 60-х гг. XX в. в развитых странах стала развиваться концепция «информационного общества» как модификация концепции постиндустриального общества. Само название «информационное общество» впервые появилось почти одновременно в Японии и США. В информационном обществе можно выделить несколько этапов развития:
1. Первый этап — начало 50-х гг. XX в., когда были созданы первые компьютеры.
2. Второй этап — появление и массовое использование персональных компьютеров (80-е гг. XX в.)
3. Третий этап «информационной революции» начался в 1990 г. созданием глобальной информационной сети Интернет — этап информационных коммуникаций и сетей.
В настоящее время термин «информационное общество» занял прочное место в международной терминологии. Наиболее отчетливо это проявилось в США (национальная информационная инфраструктура), Совете Европы (информационное общество), Канаде, Великобритании (информационная магистраль). В России до сих пор не принято официальной программы информационного общества. Существует программа 1999 г. «Концепция формирования информационного общества в России», но она представляет собой достаточно декларативный документ.
Информационное общество отличается от общества, в котором доминируют традиционная промышленность и сфера услуг, тем, что информация, знания, информационные услуги и все отрасли, связанные с их производством (телекоммуникационная, компьютерная, телевизионная), растут более быстрыми темпами, являются источником рабочих мест, становятся доминирующими в экономическом развитии. Основной социальной ценностью, главным продуктом производства и основным товаром в информационном обществе является информация. В Окинавской хартии глобального информационного общества 2000 г. отмечается, что информационное общество позволяет людям шире использовать свой потенциал и реализовывать свои устремления.
На Всемирной встрече по вопросам информационного общества (ВСИС) в 2003 г. было подтверждено, что Интернет является центральным элементом инфраструктуры информационного общества. Генеральному секретарю ООН поручено учредить Рабочую группу по «правлению Интернетом (РГУИ). Декларация принципов и План действий ВСИС 2003 г. устанавливают параметры деятельности и программу работы Группы.
В 2005 г. Группа представила рабочее определение: управление Интернетом представляет собой разработку и применение правительствами, частным сектором и гражданским обществом принципов, правил, процедур принятия решений и программ, регулирующих эволюцию и применение Интернета. Это определение подкрепляет концепцию участия правительств, частного сектора и гражданского общества в управлении Интернетом.
С внедрением новых информационных технологий вместо бумаги в качестве материальных носителей стали использоваться машиночитаемые носители — магнитные и оптические диски, компьютерная память, электрические колебания, электромагнитные волны. На встрече в 1999 г. министры по делам телекоммуникаций стран — членов Европейского союза одобрили Директиву об электронной подписи, которая предоставляет электронно-цифровой подписи (ЭЦП) в электронном документообороте статус рукописной подписи.
Первой страной Европы, на государственном уровне поддержавшей юридическую правомочность цифровой подписи, стала Ирландия. В США закон об ЭЦП вступил в силу 1 октября 2000 г. В России Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи» вступил в силу 10 января 2002 г.
22.4. Понятие, предмет и источники международного информационного права
Информационный взрыв вызвал необходимость выделения группы международно-правовых норм, регулирующих использование средств массовой информации в трансграничных масштабах, в особую отрасль международного права — международное информационное право (международное право массовой информации, право массовых коммуникаций). Субъектами международного информационного права могут быть как государства, субъекты федерации, органы государственной власти и местного самоуправления, так и физические и юридические лица.
Как многие новые отрасли международного права, международное информационное право еще полностью не сформировалось и находится В стадии становления. Его предмет и его источники одновременно входят в сферу действия других отраслей международного права: международного экономического, международного гуманитарного, международного уголовного. Право на информацию относится к «правам развития», т.е. к третьему поколению прав человека. Международное информационное право — это совокупность международно-правовых норм, регулирующих отношения между субъектами международного права в области использования средств массовой информации.
К средствам массовой информации относятся радиовещание, телевещание, распространение и тиражирование печатной, звуковой и визуальной продукции (книги, газеты, журналы, плакаты, аудио- и видеопродукция, компакт-диски). В настоящее время к средствам массовой информации относится и компьютерная связь (Интернет, ФИДО). Объектами международного информационного обмена являются документированная информация, информационные ресурсы, информационные продукты, информационные услуги.
Актуальность сотрудничества в области распространения массовой информации продиктована необходимостью запрещения одних и поощрения других средств массовой информации, координации использования радиочастот для предотвращения взаимных радиопомех, идеологическими интересами государств, коммерческими интересами производителей продукции массовой информации. В 1978 г. создан Комитет ООН по информации.
На международное информационное право распространяют свое действие все общепринятые принципы международного права. Наряду с ними в международном информационном праве действует система его собственных специфических принципов:
1. Право государства на. осуществление или санкционирование
осуществления трансграничного теле- и радиовещания на своей территории.
2. Обязанность государств предотвращать и пресекать распространение идей, осужденных международным сообществом.
3. Обязанность государств обеспечить свободный доступ населения к средствам массовой информации.
4. Право государства препятствовать распространению на своей территории идей, запрещенных международным сообществом и представляющих угрозу государственной безопасности или общественному порядку.
5. Право государства развивать свои информационные структуры для достижения собственных политических, экономических и культурных целей.
6. Обязанность государств предотвращать и пресекать использование национальных средств массовой информации для враждебной пропаганды против других государств или вмешательства в их внутренние дела.
Источниками международного информационного права являются многочисленные международные конвенции и не менее многочисленные резолюции-рекомендации международных организаций.
Международная конвенция о пресечении обращения порнографическими изданиями и торговли ими 1923 г. устанавливает обязанность государств сотрудничать в пресечении ввоза и вывоза порнографических изданий.
Женевская конвенция об использовании радиовещания в интересах мира 1936 г. закрепляет обязанность государств пресекать вещание со своих территорий, которое могло бы побудить иностранное население к действиям против внутреннего порядка своих государств.
Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г. предусматривает обязанность государств запретить на своей территории всякую пропаганду, основанную на теориях расового превосходства.
Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. (ст. 20) обязывает государства принять национальные законы, запрещающие всякую пропаганду войны.
Декларация ООН о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимоуважения и взаимопонимания 1965 г. содержит положения, специально посвященные влиянию средств массовой информации на воспитание молодежи.
Декларация ЮНЕСКО об основных принципах, касающихся вклада средств массовой информации в укрепление мира и взаимопонимания, в развитие прав человека и в борьбу против расизма, апартеида и подстрекательства к войне, 1978 г. посвящена использованию средств массовой информации в целях поддержания мира и нормальных международных отношений.
Декларация ООН о недопустимости интервенции и вмешательства во внутренние дела государств 1982 г. закрепляет обязанность государств воздерживаться от клеветнических кампаний, враждебной или оскорбительной пропаганды с целью вмешательства во внутренние дела других государств.
В 1982 г. была также принята резолюция Генеральной Ассамблеи ООН, определяющая принципы использования государствами искусственных спутников Земли для непосредственного телевещания.
В международном праве действует ряд соглашений, регламентирующих технические и коммерческие аспекты трансграничного использования средств массовой информации: Международная конвенция электросвязи (ред. 1991 г.); Устав Международного союза электросвязи (МСЭ) 1994 г.; Соглашение об облегчении международного обмена визуальными и звуковыми материалами образовательного, научного и культурного характера 1949 г.; Конвенция о международном обмене изданиями 1958 г.; Конвенция об обмене официальными изданиями и правительственными документами между государствами 1958 г.; Брюссельская конвенция о распространении несущих программ и сигналов, переданных через спутники, 1974 г. (запрещает несанкционированное распространение телепрограмм через спутники, которые могут приниматься в государствах, для населения которых эти передачи не распространяются).
Документы, принятые в рамках СБСЕ — ОБСЕ, обеспечивают свободу доступа к информации. В Европе действует региональная международная организация — Европейский союз электросвязи. В 1989 г. между Советом Европы и Европейским союзом была заключена Европейская конвенция о трансграничном телевидении.
Развивающиеся государства выступают за установление нового информационного и коммерческого порядка, который был бы способен обеспечить сбалансированный поток информации между развитыми и развивающимися государствами. В 1973 г. был создан пул информационных агентств развивающихся стран.
22.5. Концепция информационного общества; правовое регулирование электронного документооборота
Начиная со второй половины 60-х гг. XX в. в развитых странах стала развиваться концепция «информационного общества» как модификация концепции постиндустриального общества. Само название «информационное общество» впервые появилось почти одновременно в Японии и США. В информационном обществе можно выделить несколько этапов развития:
1. Первый этап — начало 50-х гг. XX в., когда были созданы первые
компьютеры.
2. Второй этап — появление и массовое использование персональных компьютеров (80-е гг. XX в.)
3. Третий этап «информационной революции» начался в 1990 г. с
созданием глобальной информационной сети Интернет — этап ин
формационных коммуникаций и сетей.
В настоящее время термин «информационное общество» занял прочное место в международной терминологии. Наиболее отчетливо это проявилось в США (национальная информационная инфраструктура), Совете Европы (информационное общество), Канаде, Великобритании (информационная магистраль). В России до сих пор не принято официальной программы информационного общества. Существует программа 1999 г. «Концепция формирования информационного общества в России», но она представляет собой достаточно декларативный документ.
Информационное общество отличается от общества, в котором доминируют традиционная промышленность и сфера услуг, тем, что информация, знания, информационные услуги и все отрасли, связанные с их производством (телекоммуникационная, компьютерная, телевизионная), растут более быстрыми темпами, являются источником рабочих мест, становятся доминирующими в экономическом развитии. Основной социальной ценностью, главным продуктом производства и основным товаром в информационном обществе является информация. В Окинавской хартии глобального информационного общества 2000 г. отмечается, что информационное общество позволяет людям шире использовать свой потенциал и реализовывать свои устремления.
На Всемирной встрече по вопросам информационного общества (ВСИС) в 2003 г. было подтверждено, что Интернет является центральным элементом инфраструктуры информационного общества. Генеральному секретарю ООН поручено учредить Рабочую группу по управлению Интернетом (РГУИ). Декларация принципов и План действий ВСИС 2003 г. устанавливают параметры деятельности и программу работы Группы.
В 2005 г. Труппа представила рабочее определение: управление Интернетом представляет собой разработку и применение правительствами, частным сектором и гражданским обществом принципов, правил, процедур принятия решений и программ, регулирующих эволюцию и применение Интернета. Это определение подкрепляет концепцию участия правительств, частного сектора и гражданского общества в управлении Интернетом.
С внедрением новых информационных технологий вместо бумаги в качестве материальных носителей стали использоваться машиночитаемые носители — магнитные и оптические диски, компьютерная память, электрические колебания, электромагнитные волны. На встрече в 1999 г. министры по делам телекоммуникаций стран — членов Европейского союза одобрили Директиву об электронной подписи, которая предоставляет электронно-цифровой подписи (ЭЦП) в электронном документообороте статус рукописной подписи.
Первой страной Европы, на государственном уровне поддержавшей юридическую правомочность цифровой подписи, стала Ирландия. В США закон об ЭЦП вступил в силу 1 октября 2000 г. В России Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи» вступил в силу 10 января 2002 г.
Развитие информационных технологий породило проблему права на неприкосновенность этической сферы, вызванную трансграничным перемещением персональных данных, обработанных с применением компьютера. Решению этой проблемы посвящена Конвенция Совета Европы о защите личности в связи с автоматической обработкой персональных данных 1981 г. В Преамбуле Конвенции подчеркивается необходимость совмещения уважения неприкосновенности личной сферы и свободного обмена информацией между народами.
Цель Конвенции — обеспечение уважения прав и основных свобод человека в связи с автоматической обработкой его персональных данных («защита данных»). Конвенция применяется к автоматизированным базам персональных данных и к их автоматической обработке в Публичном и частном секторах. Персональные данные, проходящие автоматическую обработку должны: а) быть получены и обработаны Добросовестным и законным образом; б) накапливаться для законных целей и не использоваться в противоречии с ними; в) быть адекватны ми и не быть избыточными; г) быть точными. Персональные данные национальной принадлежности, политических взглядах, религиозных или иных убеждениях: персональные данные, касающиеся здоровья сексуальной жизни или судимости, могут подвергаться автоматической обработке только в тех случаях, когда национальное право предусматривает надлежащие гарантии.
Любому лицу должно быть предоставлено право:
а) быть осведомленным о существовании автоматизированной базы персональных данных, о ее целях, контролере базы данных, его юридическом адресе
б) обращаться с запросом о том, накапливаются ли в автоматизированной базе его персональные данные, и получать информацию о таких данных;
в) требовать уточнения или уничтожения таких данных, если они обработаны с нарушением положений национального права;
г) прибегнуть к судебной защите, если запрос либо требование о предоставлении информации, уточнении или уничтожении данных не удовлетворены.
Использование Интернет, развитие электронной коммерции, внедрение новых информационных технологий требуют активизации сотрудничества государств в области обеспечения информационной безопасности. В 2000 г. в Париже состоялся саммит стран Большой восьмерки по вопросам преступности в Интернет. В том же году была проведена конференция стран Большой восьмерки по вопросам информационной безопасности.
В 2001 г. подписана Конвенция о киберпреступлениях, определившая методы борьбы с незаконным использованием Интернет. Конвенция конкретизировала уголовные и гражданско-правовые санкции за хакерство, нарушение авторских прав, детскую порнографию. Конвенция принята под влиянием событий 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке и устанавливает для государств-участников право контроля за информацией о подозреваемых в терроризме, передаваемой через Интернет.
В Преамбуле Конвенции 2001 г. подчеркивается необходимость защиты общества от компьютерных правонарушений. Цель Конвенции - сдерживание действий, направленных против конфиденциальности, целостности и работоспособности компьютерных систем, предупреждение неправомерного использования таких систем, сетей и баз данных. В Конвенции 2001 г. перечислены типы киберпреступлений: взлом компьютерных систем (незаконный доступ, незаконный перехват, искажение данных, помехи системы, нелегальные устройства), мошенничество (фальсификация данных), запрещенный контент (правонарушения, связанные с содержанием, — расистские сайты и веб-страницы с детской порнографией), нарушение авторских прав.
К Европейской конвенции о киберпреступности принят Дополнительный протокол 2002 г., который касается криминализации действий расистского и ксенофобного характера, совершаемых через компьютерные системы. Протокол предусматривает уголовную ответственность за эти преступления.
В 2003 г. Генеральная Ассамблея ООН выразила озабоченность ростом преступности в сфере информационных технологий. Особо подчеркивался трансграничный характер таких преступлений и необходимость принятия международных мер для их предотвращения. В апреле 2005 г. состоялся Третий международный конгресс по борьбе с киберпреступностью. Главная цель Конгресса — выработка стратегии борьбы с киберпреступностью и минимизация угроз в киберпространстве. На 11-м Конгрессе ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию (2005) киберпреступность была поставлена в один ряд с международным терроризмом.
В 2005 г. принята Декларация Комитета министров Совета Европы о свободе выражения мнений и информации в СМИ в контексте борьбы с терроризмом, в которой подчеркивается, что свободное и беспрепятственное распространение информации является одним из наиболее действенных средств укрепления взаимопонимания и терпимости, способных помочь предупреждению терроризма и борьбе с ним. В Рекомендации Парламентской Ассамблеи Совета Европы № 1706 (2005) «Средства массовой информации и терроризм» отмечается, что терроризм не должен посягать на свободу слова в средствах массовой информации — свободу, которая является одним из основополагающих принципов демократического общества.