Тема 3
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
3.1.Понятие основных принципов современного международного права
3.2.Принцип неприминения силы или угрозы силой
3.3.Принцип мирного разрешения международных споров
3.4.Принцип территориальной целостности государств
3.5.Принцип нерушимости государственных границ
3.6.Принцип суверенного равенства государств
3.7.Принцип невмешательства во внутренние дела других государств
3.8.Принцип равноправия и самоопределения наций и народов
3.9.Принцип сотрудничества государств
3.10.Принцип всеобщего уважения прав человека и основных свобод
3.11.Принцип добросовестного выполнения международных обязательств
3.1. Понятие основных принципов современного международного права
Основные принципы международного права — это его общие нормы, имеющие наибольшее значение для обеспечения международного мира и безопасности, международного сотрудничества, общие правила поведения субъектов в международных отношениях. Определение понятия основных принципов дано в решении Международного Суда ООН 1974 г.
В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» общепризнанные принципы международного права определены как «основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо», например, принципы всеобщего уважения прав человека и добросовестного выполнения международных обязательств.
Все основные принципы имеют общий, универсальный характер и представляют собой фундамент, основу современного международного правопорядка. Основные принципы обязательны для всех субъектов международного права; они имеют когентный, сверхимперативный характер. Однако далеко не все основные принципы являются абсолютно (тотально) когентными, многие из них являются относительно (частично) когентными.
Главный международно-правовой документ, фиксирующий основные принципы современного общего международного права, — Устав ООН. Он закрепляет семь основных принципов, которые занимают в Уставе особое место как обязательства высшего порядка. Декларация Генеральной Ассамблеи ООН о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, 1970 г. содержит детализа пню, конкретизацию и толкование семи основных принципов, закрепленных в Уставе.
Декларация принципов Хельсинкского Заключительного акта СБСЕ 1975 г. в настоящее время представляет собой основной документ, содержащий наиболее полный перечень принципов современного международного права, имеющих характер когентных норм ПО принципов ius cogens). Этот перечень имеет открытый, неисчерпывающий характер. Многие нормы международного права находятся в стадии становления как его обязательные принципы — принцип свободы открытого моря, принцип охраны окружающей среды.
В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» установлено, что общепризнанные принципы международного права закреплены в международных пактах, конвенциях и иных документах (Всеобщая декларация прав человека, Международные пакты о правах человека). В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» подчеркивается, что содержание таких принципов может раскрываться в документах ООН и ее специализированных учреждений.
Когентные нормы общего международного права — это его общепризнанные принципы, кодифицированные в Хельсинкском Заключительном акте СБСЕ 1975 г. Отступление от когентных норм невозможно даже по взаимному согласию государств. Договоры, противоречащие таким нормам, с самого начала являются ничтожными. При возникновении новой когентной нормы все действующие договоры, которые ей противоречат, становятся недействительными. Когентные нормы обладают высшей юридической силой, и все другие нормы международного права должны им соответствовать. Сверхимперативные нормы взаимообусловлены, имеют комплексный характер, — каждый принцип общего международного права должен рассматриваться в контексте со всеми остальными основными принципами.
Общепризнанные принципы международного права занимают особое место в системе его универсальных норм. Это:
1) наиболее важные, коренные нормы общего международного
права, нормативная основа всей международно-правовой системы;
2) наиболее общие нормы международного права;
3) общепризнанные нормы, обязательные для всех государств;
4) нормы, обладающие высшей юридической силой. Все другие нормы международного права должны соответствовать его основным
5) принципам; нормы, универсальные по сфере их действия. Они определяют
содержание и порядок сотрудничества между всеми государствами во
всех областях международных отношений;
5) взаимообусловленные нормы, имеющие комплексный, взаимосвязанный и взаимозависимый характер.
3.2. Принцип неприменения силы или угрозы силой
Становление принципа неприменения силы или угрозы силой связано с принятием Гаагских конвенций 1899 и 1907 гг. В Статуте Лиги Наций содержалась норма, ограничивающая право государства на войну. Особое значение в становлении принципа неприменения силы имеет Парижский мирный договор 1928 г. (Пакт Бриана — Келлога) — первое многостороннее международное соглашение, запретившее агрессивную войну.
Как сверхимперативная норма современного международного права, принцип неприменения силы или угрозы ее применения закреплен в Уставе ООН. Детализация, нормативное содержание и толкование этого принципа содержатся в Декларации принципов международного права 1970 г., Определении агрессии 1974 г., Хельсинкском акте СБСЕ 1975 г., Декларации ООН об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях 1987 г.
В современном международном праве расцениваются как применение силы и являются абсолютно запрещенными следующие деяния:
1. Любые действия, представляющие собой угрозу силой, прямое или косвенное применение силы против другого государства.
2. Применение силы или угрозы силой с целью изменения существующих границ другого государства или для разрешения международных споров, в том числе территориальных или касающихся границ,
или для нарушения демаркационных линий, включая линии перемирия.
3. Репрессалии с применением вооруженных сил, в том числе мирная блокада (блокирование портов другого государства, осуществляемое вооруженными силами в мирное время).
4. Организация или поощрение организации иррегулярных вооруженных сил или вооруженных банд, в том числе наемничества.
5. Организация, оказание помощи, участие в актах гражданской войны или террористических актах на территории другого государства; поощрение в пределах собственного государства деятельности, направленной на совершение таких актов на территории других государств.
6. Военная оккупация государства, являющаяся результатом применения силы в нарушение Устава ООН..
7. Приобретение участков территории другого государства в результате угрозы силой или ее применения.
8. Насильственные действия, лишающие народы права на самоопределение.
Определение агрессии 1974 г. содержит более расширенный (но не исчерпывающий) перечень запрещенных действий, являющихся наиболее опасными формами незаконного применения силы. Пропаганда войны также запрещена и расценивается как составная часть принципа неприменения силы.
Принцип неприменения силы связан с правом государства на самооборону. Право на коллективную и индивидуальную самооборону по Уставу ООН расценивается как законное применение силы. Право на самооборону является неотъемлемым правом любого государства, подвергшегося нападению, до тех пор, пока Совет Безопасности не предпримет мер, необходимых для поддержания мира и безопасности. Принцип неприменения силы не распространяется на действия, предпринятые по постановлению Совета Безопасности (nn.VII Устава).
Международный Суд ООН подтвердил, что право на индивидуальную самооборону может иметь место только тогда, когда государство стало жертвой военного нападения. В случае коллективной самообороны это условие сохраняется.
В настоящее время в рамках НАТО и среди большинства других государств развивается иное понимание законного применения силы: право на самооборону не только является «правом ответного удара», но должно применяться при существовании реальной угрозы применения силы (концепция «превентивной самообороны»). Эта концепция не соответствует положениям международно-правовых актов, но в современном мире отражает требование объективной реальности, в особенности, если речь идет о борьбе с международным терроризмом.
Принцип неприменения силы и угрозы силой имеет тотально когентный характер. Однако практика реализации этого принципа в Международных отношениях показывает, что предписания международно-правовых документов соблюдаются чрезвычайно редко, и незаконное применение силы — это насущная проблема глобального масштаба. В настоящее время одной из самых острых проблем международного права является проблема ответственности государств за санкционированное применение силы.
3.3. Принцип мирного разрешения международных споров
Принцип мирного разрешения международных споров связан с принципом неприменения силы и угрозы силой. Становление этих принципов шло параллельно и практически одновременно. Принцип мирного разрешения международных споров закреплен в Гаагских конвенциях 1899 и 1907 гг., Статуте Лиги Наций, Парижском пакте 1928 г., ст. 2 Устава ООН, ст. 5 Пакта ЛАГ, ст. 3 Хартии ОАЕ и других международно-правовых актах. Государства обязаны разрешать все международные споры только мирными средствами.
В Гаагских конвенциях 1899 и 1907 гг. (Конвенция о мирном решении международных столкновений) содержится рекомендация обращаться к добрым услугам и посредничеству, прежде чем прибегнуть к оружию. Положения Статута Лиги Наций фиксируют попытку обязать государства обращаться к мирным средствам разрешения споров (третейское или судебное разбирательство), однако Статут не исключает возможность военных столкновений. В Парижском пакте 1928 г. обязанность мирного разрешения международных споров закреплена уже как императивная Норма международного права, обязанность государств.
В настоящее время этот принцип имеет тотально когентный характер. Основными международными актами, закрепляющими нормативное содержание принципа мирного разрешения международных споров, являются Устав ООН, Декларация 1970 г., Хельсинкский акт 1975 г. Все эти акты устанавливают обязанность государств стремиться к скорейшему и справедливому разрешению споров путем переговоров, обследования, арбитража, посредничества, примирения, обращения к региональным организациям и иными мирными средствами.
В международном праве закреплен принцип свободы выбора мирных средств разрешения споров. Государства вправе использовать любое мирное средство по своему желанию. Перечень мирных средств всегда имеет примерный, открытый, неисчерпывающий характер. Рекомендация Совета СБСЕ 1992 г. содержит предложения по выработке комплексной системы мер урегулирования международных споров.
3.4. Принцип территориальной целостности государств
Принцип территориальной целостности (неприкосновенности) государств упоминается в Уставе ООН и Декларации 1970 г. как составная часть принципов суверенного равенства государств и неприменения силы. Хельсинкский акт 1975 г. впервые закрепил принцип территориальной целостности государств в качестве самостоятельной когентной нормы международного права, определяет содержание этого принципа и его нормативную структуру.
Государства обязаны уважать территориальную целостность других государств; воздерживаться от любых действий против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства; воздерживаться от превращения территории других государств в объект военной оккупации или территориальных приобретений с помощью силы и угрозы силой.
В Хельсинкском акте установлено непризнание любых территориальных изменений, сопряженных с незаконным применением силы. Принцип территориальной целостности государств связан с принципами нерушимости границ; равноправия и самоопределения народов. Хельсинкский акт содержит конкретизацию и толкование принципа территориальной целостности государств применительно к Европе (закрепление территориальных изменений в итоге Второй мировой войны). Этот принцип закреплен и в Декларации СНГ 1994 г. о соблюдении суверенитета, территориальной целостности, неприкосновенности границ государств — членов СНГ.
Принцип территориальной целостности государств имеет частично когентный характер. Возможно отступление от его положений по взаимному согласию государств, территориальные изменения в результате договора между государствами (если такое соглашение не затрагивает законных прав и интересов других государств).
3.5. Принцип нерушимости государственных границ
Принцип нерушимости границ прямо соотносится с принципом территориальной целостности государства и связан с принципами неприменения силы и суверенного равенства государств. В Уставе ООН и в Декларации 1970 г. принцип нерушимости границ является частью принципа неприменения силы. Хельсинкский акт закрепляет этот принцип в качестве самостоятельного когентного принципа общего международного права. Принцип нерушимости границ идет дальше принципа неприменения силы, поскольку предусматривает не только отказ от применения силы с целью изменения существующих границ, но и отказ от предъявления всяких претензий по пересмотру государственных границ.
Принцип нерушимости границ устанавливает признание существующих границ, отказ от территориальных и любых иных посягательств на эти границы. Понятие нерушимости границ сопряжено с понятием их неприкосновенности. Государства — участники СБСЕ рассматривают все границы в Европе как нерушимые и обязуются воздерживаться от любых посягательств на них. В Соглашении о создании СНГ 1991 г. закреплено признание и уважение неприкосновенности существующих границ. Принцип нерушимости границ зафиксирован и в Основополагающем акте о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и НАТО 1997 г.
Принцип нерушимости границ имеет относительно когентный характер, — нерушимость границ не означает их неизменности. В международном праве предусмотрен принцип подвижности границ (как в силу природных явлений — изменение фарватера реки, так и по взаимному соглашению между государствами).
3.6. Принцип суверенного равенства государств
Принцип суверенного равенства государств представляет собой синтез традиционных правовых постулатов — уважения государственного суверенитета и равноправия государств. Принцип суверенного равенства государств является комплексным, двуединым принципом: обе его составные части могут рассматриваться как самостоятельные принципы. Соединение этих элементов породило международно-правовой феномен — суверенное равенство государств.
Начало формирования этого принципа — Великая французская революция XVIII в. В современном понимании принцип суверенного равенства государств закреплен в ст. 2 Устава ООН. Детализация, конкретизация и толкование — в Декларации 1970 г. и Хельсинкском акте 1975 г. Принцип суверенного равенства государств имеет тотально когентный характер.
Современное содержание принципа суверенного равенства государств:
1. Каждое государство обязано уважать суверенитет других государств.
2. Каждое государство обязано уважать территориальную целостность и политическую независимость других государств.
3. Каждое государство справе свободно выбирать и развивать свою экономическую, политическую, социальную и культурную систему.
4. Каждое государство является субъектом международного права с момента своего возникновения.
5. Каждое государство имеет право участвовать в разрешении международных вопросов, затрагивающих его интересы.
6. Каждое государство обладает на международных конференциях
и в международных организациях одним голосом.
7. Государства создают нормы международного права путем соглашения на равноправной основе. Никакая группа государств не может навязывать другим государствам созданные ею международно-правовые нормы.
Все государства имеют равные (одинаковые) права и обязанности, так как они юридически равны. Каждое государство обязано уважать суверенитет других государств. В современном международном праве определены понятия равносуверенности государств, скоординированного и согласованного суверенитета. Равносуверенность государств характеризуется тем, что каждое государство суверенно в пределах международного сообщества, т.е. во взаимодействии с другими государствами. Суверенитет одного государства сопряжен с суверенитетом других государств и должен быть скоординирован с ним (согласованный суверенитет).
Юридическое равенство государств не означает их фактического равенства. Особенно ярко принцип фактического неравенства и одновременно — юридического равенства — проявляется на международных конференциях и в международных организациях, где каждое государство независимо от его величины и уровня развития имеет один голос. Принцип суверенного равенства государств призван защищать интересы «малых» стран от диктата со стороны развитых государств. Одновременно этот принцип играет большую роль в охране интересов развитых государств от навязывания им позиции развивающихся государств, которые имеют значительное численное преимущество.
В настоящее время одной из тенденций современного международного права является ограничение государственного суверенитета, расширение сферы международно-правового регулирования.
3.7. Принцип невмешательства во внутренние дела других государств
Принцип невмешательства во внутренние дела появился и развивался в тесной взаимосвязи с принципом суверенного равенства государств. Их становление происходило одновременно. В старом международном праве допускались и интервенция, и другие формы вмешательства во внутренние дела других государств.
Общая формулировка принципа невмешательства во внутренние дела других государств содержится в Уставе ООН. Конкретизация, детализация и толкование — в Декларации 1970 г. и Хельсинкском акте 1975 г.: ни одно государство или группа государств не имеют права прямо или косвенно вмешиваться во внутренние дела, входящие в компетенцию другого государства. Ни одно государство не может применять какие-либо акты военного, политического или иного принуждения с целью добиться подчинения другого государства. Запрещена организация или поощрение террористических действий, направленных на насильственное изменение внутреннего порядка в другом государстве.
Внутренняя компетенция государства обусловлена его суверенитетом и определяется национальным правом. Понятие «внутренние дела» не является территориальным понятием, — не все, что происходит на территории государства, представляет собой его внутреннее дело (например, грубые и массовые нарушения прав человека). Вместе с тем, многие аспекты международных отношений относятся к внутренним делам, — например, нормы двусторонних договоров, если они не затрагивают права третьих государств, являются внутренним делом сторон этого договора.
Современное содержание принципа невмешательства определено в Декларации 1970 г.:
1. Запрещены вооруженная интервенция и любые формы вмешательства или его угроза, направленные против правосубъектности государства или против его политической, экономической и культурной основы.
2. Запрещена террористическая деятельность, направленная против другого государства, вмешательство во внутренние вооруженные конфликты.
3. Запрещено использование экономического, политического и информационного давления с целью подчинения государства.
4. Запрещено применение силы для лишения народа права свободно выбирать форму его национального существования.
5. Любое государство имеет право определять свою внутреннюю политическую, экономическую и культурную систему без вмешательства других государств.
В настоящее время наблюдается устойчивая тенденция сужения содержания понятия «внутренние дела». С развитием международного права не являются внутренними делами действия государства, потенциально угрожающие миру и безопасности, противоречащие основным принципам общего международного права. На основании Устава ООН к такому государству могут быть применены принудительные меры по решению Совета Безопасности. На территории государств, ситуация в которых угрожает миру и безопасности, нарушаются права человека, возможно применение Вооруженных Сил ООН.
В связи с сужением понятия «внутренние дела» и расширением сферы международно-правового регулирования возникают проблемы гуманитарной интервенции» и «превентивной самообороны». Критерии концепции невмешательства в современном мире — это обязанности государств по международному праву. Нормативное содержание принципа невмешательства во внутренние дела определяется с учетом обязанности государств соблюдать императивные нормы международного права. В случае совершения государством международного преступления вмешательство других государств будет иметь законный характер.
3.8. Принцип равноправия и самоопределения наций и народов
Принцип равноправия и самоопределения наций и народов зародился в период буржуазных революций как принцип национальности. Признание права на самоопределение на общем международно-правовом уровне произошло после Первой мировой войны.
Принцип самоопределения и равноправия народов и наций закреплен в Уставе ООН. Развернутая формулировка этого принципа зафиксирована в Декларации 1970 г., в Хельсинкском акте 1975 г., в Международных пактах о правах человека 1966 г.:
1. Все народы имеют право определять без вмешательства извне свой политический статус, осуществлять экономическое, социальное и культурное развитие.
2. Все государства обязаны уважать это право.
3. Все государства обязаны содействовать осуществлению народами их права на самоопределение.
4. Все государства обязаны воздерживаться от любых насильственных действий, лишающих народы права на самоопределение, свободу и независимость.
5. В своей борьбе за независимость колониальные народы могут использовать все необходимые средства.
6. Запрещено подчинение народов иностранному господству.
Принципиальной основой международных отношений является
Уважение права каждого народа свободно выбирать пути и формы своего развития. Признание свободы выбора каждой нации и каждого народа представляет собой обязанность всех государств. Принцип самоопределения народов связан с принципом национального суверенитета и правом на национально-культурную автономию.
Однако принцип самоопределения должен применяться с учетом других императивных принципов международного права, в первую очередь, с принципом территориальной целостности государства.
Принцип самоопределения не означает, что нации обязаны стремиться к созданию самостоятельного государства. Право на самоопределение представляет собой именно право, а не обязанность наций. В настоящее время особую актуальность имеет другая сторона принципа самоопределения, — ограждение суверенитета государства от сепаратистских движений, ориентированных на распад суверенных государств.
В Декларации 1970 г. установлено, что ничто в праве наций на самоопределение не должно толковаться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые могли бы привести к нарушению территориальной целостности и политического единства государства. Деятельность сепаратистских террористических организаций представляет собой серьезную угрозу международному миру и безопасности.
Принцип права наций на самоопределение порождает проблему «двойных стандартов». В связи с этим в настоящее время особой остротой отличаются проблемы Турецкого Курдистана, Чечни, Абхазии, Приднестровья, Нагорного Карабаха.
3.9. Принцип сотрудничества государств
Принцип сотрудничества государств закреплен в ст. 1 Устава ООН: сотрудничество во всех областях международной жизни — обязанность всех государств. Декларация 1970 г. устанавливает нормативное содержание обязанности сотрудничества:
1. Государства обязаны сотрудничать друг с другом в различных областях международных отношений с целью поддержания мира и безопасности, развития международного общения и прогресса.
2. Сотрудничество между государствами должно осуществляться независимо от различия в их политических, экономических и культурных системах.
3. Государства должны сотрудничать в деле содействия экономическому росту во всем мире, особенно в развивающихся странах.
Хельсинкский акт 1975 г. конкретизирует положения Декларации 1970 г. применительно к Европе.
Первостепенное значение имеет универсальное сотрудничество, выражающее глобальные интересы. Однако эффективность глобального сотрудничества представляет собой серьезную проблему современных международных отношений. В первую очередь это касается сотрудничества государств с «несовпадающими интересами». Между развитыми, менее развитыми и развивающимися государствами существуют острые, порой неразрешимые противоречия. Это связано, в частности, с концепцией нового международного экономического порядка, предусматривающего особые преференции для развивающихся государств и безвозмездную помощь им со стороны развитых.
На практике значительно более эффективно локальное и региональное сотрудничество между государствами, чьи интересы совпадают.
Принцип сотрудничества имеет относительно когентный характер нельзя заставить государство поддерживать отношения абсолютно со всеми другими государствами. Государство свободно в выборе партнеров, с которыми оно желает устанавливать политические, экономические и иные отношения. Государства безусловно обязаны сотрудничать в сфере соблюдения когентных норм международного права, в сфере борьбы с международными преступлениями, в деле поддержания мира и безопасности.
В современном международном праве имеет место деидеологизация международных отношений и сотрудничества государств. Это связано с окончанием «холодной войны», ликвидацией «железного занавеса» и противостояния Восток — Запад. Принцип мирного сосуществования предполагает развитие нормальных, дружественных отношений между государствами независимо от их социально-политических систем.
3.10. Принцип всеобщего уважения прав человека и основных свобод
Отдельные нормы, касающиеся защиты прав и свобод человека, существовали в старом международном праве: запрещение работорговли, распространения порнографии, торговли женщинами и детьми. В 1919 г. была создана Международная организация труда (МОТ), объявившая своей целью улучшение условий труда, запрет рабского и принудительного труда. В общей форме принцип всеобщего уважения прав человека и основных свобод закреплен в ст. 1, 55 Устава ООН. Права и свободы человека являются составной частью всеобъемлющей системы международной безопасности. Обязанность государств соблюдать права человека имеет универсальный характер.
Нормативное содержание принципа защиты прав и свобод человека постепенно складывалось в рамках ООН — Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международные пакты о правах человека 1966 г. и.т.д. Параллельно шел процесс регионального международно-прававого регулирования защиты прав человека: принятие конвенций о защите прав человека и основных свобод в рамках региональных организаций (Совета Европы, ОАГ, ОАЕ.)
Заключительный акт Хельсинкского СБСЕ 1975 г. впервые закрепил принцип защиты прав человека в качестве когентной нормы общего международного права. Содержание этого принципа:
1. Все государства обязаны уважать основные права и свободы людей, находящихся на их территории.
2. Государства обязаны не допускать дискриминации по признаку расы, пола, языка или религии.
3. Государства обязаны содействовать всеобщему уважению прав человека и основных свобод, сотрудничать в достижении этой цели.
Развитие и расширение содержания принципа защиты прав и основных свобод человека закреплено в Итоговом документе Венской встречи СБСЕ 1989 г.: все права и свободы имеют первостепенное значение и должны полностью осуществляться надлежащим образом. Парижская хартия для новой Европы 1990 г. ввела понятие человеческого измерения, установила новые стандарты прав человека и т.п. В Хартии зафиксировано, что уважение прав человека и основных свобод является первейшей обязанностью правительств; их соблюдение и полное осуществление — это основа свободы, справедливости и мира.
Принцип уважения прав человека представляет собой юридическую базу совершенствования международного гуманитарного права. Содержание этого принципа, определяет характер взаимодействия международно-правовых и внутригосударственных норм о правах человека. Утверждение принципа защиты прав человека в качестве когентной нормы международного права является безусловной заслугой западных демократий.
Принцип защиты прав и основных свобод человека имеет тотально когентный характер. Однако существуют серьезные проблемы его практического соблюдения: во многих государствах права и свободы человека не соблюдаются, имеет место их грубое и массовое нарушение. В настоящее время нет эффективного международного механизма привлечения таких государств к ответственности. Кроме того, принцип защиты прав и основных свобод человека (в связи с «двойным стандартом» его понимания) породил проблему «гуманитарной интервенции»: вмешательства во внутренние дела государства с целью защиты прав и свобод человека.
3.11. Принцип добросовестного выполнения международных обязательств
Принцип добросовестного выполнения международных обязательств является самым древним принципом международного права. Специфика этого принципа заключается в том, что он входит одновременно в систему императивных норм национального права, в систему общих принципов права цивилизованных народов и в систему общепризнанных принципов международного права. Статья 2 Устава ООН закрепляет обязанность государств по соблюдению международных обязательств. Декларация 1970 г., Хельсинкский акт 1975 г., Венские конвенции о праве международных договоров 1969 и 1986 гг. раскрывают нормативное содержание этого принципа.
Понятие добросовестности в международных отношениях — это признание всеми государствами универсальных норм, выражающих юридические обязательства государств и других субъектов международного права; соблюдение и выполнение обязательств, вытекающих из общепризнанных принципов и норм международного права. Принцип добросовестного соблюдения международных обязательств является критерием законности деятельности государств в международных отношениях.
С помощью этого принципа субъекты международного права получают законные основания на условиях взаимности требовать от других участников международного общения выполнения условий, связанных с пользованием определенными правами и несением соответствующих обязанностей. Принцип добросовестного выполнения международных обязательств имеет тотально когентный характер: именно в силу этого принципа государства в заключенных соглашениях не могут отходить от кардинальных установлений международного права.
Особенность принципа добросовестного соблюдения международных обязательств — его «сквозной», связующий характер. Именно данный принцип связывает все остальные принципы международного права в единую систему и обеспечивает их функционирование. Отмена этого принципа означала бы ликвидацию всего международного права. Все остальные когентные нормы закреплены в международных Договорах, и только добросовестное соблюдение международных обязательств обеспечивает практическую реализацию других принципов международного права.
Сущность принципа добросовестного соблюдения обязательств заключается в недопустимости произвольного одностороннего отказа государств от своих международных обязательств и в возможности наступления международной ответственности в случае отказа от их выполнения или совершения иных деяний противоправного характера. Отдельные когентные нормы международного права могут быть замело на основе соглашения между государствами, а принцип добросовестного соблюдения международных обязательств ничем нельзя заменить.
Принцип добросовестного соблюдения обязательств в международном праве играет главенствующую, определяющую роль. Международно-правовая компонента этого принципа:
1. Добросовестное и неукоснительное соблюдение именно между народных обязательств.
2. Недопустимость ссылки на положения внутреннего права в оправдание нарушений международных норм.
3. Запрет одностороннего изменения или отмены международных норм на национальном уровне.
Недопустимость принятия обязательств в противоречие с действующими обязательствами по отношению к третьим государствам.