Тема 3

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

 

3.1.Понятие основных принципов современного международного права

3.2.Принцип неприминения силы или угрозы силой

3.3.Принцип мирного разрешения международных споров

3.4.Принцип территориальной целостности государств

3.5.Принцип нерушимости государственных границ

3.6.Принцип суверенного равенства государств

3.7.Принцип невмешательства во внутренние дела других государств

3.8.Принцип равноправия и самоопределения наций и народов

3.9.Принцип сотрудничества государств

3.10.Принцип всеобщего уважения прав человека и основных свобод

3.11.Принцип добросовестного выполнения международных обязательств

3.1. Понятие основных принципов современного международного права

Основные принципы международного права — это его общие нор­мы, имеющие наибольшее значение для обеспечения международного мира и безопасности, международного сотрудничества, общие прави­ла поведения субъектов в международных отношениях. Определение понятия основных принципов дано в решении Международного Суда ООН 1974 г.

В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнан­ных принципов и норм международного права и международных до­говоров Российской Федерации» общепризнанные принципы между­народного права определены как «основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые сооб­ществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо», например, принципы всеобщего уважения прав человека и добросове­стного выполнения международных обязательств.

Все основные принципы имеют общий, универсальный характер и представляют собой фундамент, основу современного международно­го правопорядка. Основные принципы обязательны для всех субъек­тов международного права; они имеют когентный, сверхимператив­ный характер. Однако далеко не все основные принципы являются абсолютно (тотально) когентными, многие из них являются относи­тельно (частично) когентными.

Главный международно-правовой документ, фиксирующий основ­ные принципы современного общего международного права, — Устав ООН. Он закрепляет семь основных принципов, которые занимают в Уставе особое место как обязательства высшего порядка. Декларация Генеральной Ассамблеи ООН о принципах международного права, ка­сающихся дружественных отношений и сотрудничества между госу­дарствами в соответствии с Уставом ООН, 1970 г. содержит детализа пню, конкретизацию и толкование семи основных принципов, закре­пленных в Уставе.

Декларация принципов Хельсинкского Заключительного акта СБСЕ 1975 г. в настоящее время представляет собой основной доку­мент, содержащий наиболее полный перечень принципов современ­ного международного права, имеющих характер когентных норм ПО принципов ius cogens). Этот перечень имеет открытый, неисчер­пывающий характер. Многие нормы международного права находятся в стадии становления как его обязательные принципы — принцип свободы открытого моря, принцип охраны окружающей среды.

В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения Конституции Российской Федера­ции при осуществлении правосудия» установлено, что общепризнанные принципы международного права закреплены в международных пактах, конвенциях и иных документах (Всеобщая декларация прав человека, Международные пакты о правах человека). В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международ­ного права и международных договоров Российской Федерации» под­черкивается, что содержание таких принципов может раскрываться в до­кументах ООН и ее специализированных учреждений.

Когентные нормы общего международного права — это его обще­признанные принципы, кодифицированные в Хельсинкском Заклю­чительном акте СБСЕ 1975 г. Отступление от когентных норм невоз­можно даже по взаимному согласию государств. Договоры, противо­речащие таким нормам, с самого начала являются ничтожными. При возникновении новой когентной нормы все действующие договоры, которые ей противоречат, становятся недействительными. Когентные нормы обладают высшей юридической силой, и все другие нормы ме­ждународного права должны им соответствовать. Сверхимперативные нормы взаимообусловлены, имеют комплексный характер, — каждый принцип общего международного права должен рассматриваться в контексте со всеми остальными основными принципами.

Общепризнанные принципы международного права занимают особое место в системе его универсальных норм. Это:

1) наиболее важные, коренные нормы общего международного
права, нормативная основа всей международно-правовой системы;

2)  наиболее общие нормы международного права;

3)  общепризнанные нормы, обязательные для всех государств;

4)  нормы, обладающие высшей юридической силой. Все другие нормы международного права должны соответствовать его основным

5)  принципам; нормы, универсальные по сфере их действия. Они определяют
содержание и порядок сотрудничества между всеми государствами во
всех областях международных отношений;

5)   взаимообусловленные нормы, имеющие комплексный, взаимо­связанный и взаимозависимый характер.

3.2. Принцип неприменения силы или угрозы силой

Становление принципа неприменения силы или угрозы силой свя­зано с принятием Гаагских конвенций 1899 и 1907 гг. В Статуте Лиги Наций содержалась норма, ограничивающая право государства на войну. Особое значение в становлении принципа неприменения силы имеет Парижский мирный договор 1928 г. (Пакт Бриана — Келлога) — первое многостороннее международное соглашение, запретившее аг­рессивную войну.

Как сверхимперативная норма современного международного права, принцип неприменения силы или угрозы ее применения закре­плен в Уставе ООН. Детализация, нормативное содержание и толко­вание этого принципа содержатся в Декларации принципов междуна­родного права 1970 г., Определении агрессии 1974 г., Хельсинкском акте СБСЕ 1975 г., Декларации ООН об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международ­ных отношениях 1987 г.

В современном международном праве расцениваются как приме­нение силы и являются абсолютно запрещенными следующие деяния:

1.   Любые действия, представляющие собой угрозу силой, прямое или косвенное применение силы против другого государства.

2.   Применение силы или угрозы силой с целью изменения сущест­вующих границ другого государства или для разрешения международ­ных споров, в том числе территориальных или касающихся границ,
или для нарушения демаркационных линий, включая линии пере­мирия.

3.   Репрессалии с применением вооруженных сил, в том числе мир­ная блокада (блокирование портов другого государства, осуществляе­мое вооруженными силами в мирное время).

4.   Организация или поощрение организации иррегулярных воору­женных сил или вооруженных банд, в том числе наемничества.

5.   Организация, оказание помощи, участие в актах гражданской войны или террористических актах на территории другого государст­ва; поощрение в пределах собственного государства деятельности, направленной на совершение таких актов на территории других госу­дарств.

6.   Военная оккупация государства, являющаяся результатом при­менения силы в нарушение Устава ООН..

7.   Приобретение участков территории другого государства в ре­зультате угрозы силой или ее применения.

8.   Насильственные действия, лишающие народы права на самооп­ределение.

Определение агрессии 1974 г. содержит более расширенный (но не исчерпывающий) перечень запрещенных действий, являющихся наи­более опасными формами незаконного применения силы. Пропаган­да войны также запрещена и расценивается как составная часть прин­ципа неприменения силы.

Принцип неприменения силы связан с правом государства на са­мооборону. Право на коллективную и индивидуальную самооборону по Уставу ООН расценивается как законное применение силы. Право на самооборону является неотъемлемым правом любого государства, подвергшегося нападению, до тех пор, пока Совет Безопасности не предпримет мер, необходимых для поддержания мира и безопасности. Принцип неприменения силы не распространяется на действия, предпринятые по постановлению Совета Безопасности (nn.VII Ус­тава).

Международный Суд ООН подтвердил, что право на индивидуаль­ную самооборону может иметь место только тогда, когда государство стало жертвой военного нападения. В случае коллективной самообо­роны это условие сохраняется.

В настоящее время в рамках НАТО и среди большинства других государств развивается иное понимание законного применения си­лы: право на самооборону не только является «правом ответного удара», но должно применяться при существовании реальной угрозы применения силы (концепция «превентивной самообороны»). Эта концепция не соответствует положениям международно-правовых актов, но в современном мире отражает требование объективной ре­альности, в особенности, если речь идет о борьбе с международным терроризмом.

Принцип неприменения силы и угрозы силой имеет тотально когентный характер. Однако практика реализации этого принципа в Международных отношениях показывает, что предписания международно-правовых документов соблюдаются чрезвычайно редко, и неза­конное применение силы — это насущная проблема глобального мас­штаба. В настоящее время одной из самых острых проблем междуна­родного права является проблема ответственности государств за санкционированное применение силы.

 

3.3. Принцип мирного разрешения международных споров

Принцип мирного разрешения международных споров связан с принципом неприменения силы и угрозы силой. Становление этих принципов шло параллельно и практически одновременно. Принцип мирного разрешения международных споров закреплен в Гаагских конвенциях 1899 и 1907 гг., Статуте Лиги Наций, Парижском пакте 1928 г., ст. 2 Устава ООН, ст. 5 Пакта ЛАГ, ст. 3 Хартии ОАЕ и других международно-правовых актах. Государства обязаны разрешать все международные споры только мирными средствами.

В Гаагских конвенциях 1899 и 1907 гг. (Конвенция о мирном реше­нии международных столкновений) содержится рекомендация обра­щаться к добрым услугам и посредничеству, прежде чем прибегнуть к оружию. Положения Статута Лиги Наций фиксируют попытку обя­зать государства обращаться к мирным средствам разрешения споров (третейское или судебное разбирательство), однако Статут не исклю­чает возможность военных столкновений. В Парижском пакте 1928 г. обязанность мирного разрешения международных споров закреплена уже как императивная Норма международного права, обязанность го­сударств.

В настоящее время этот принцип имеет тотально когентный харак­тер. Основными международными актами, закрепляющими норматив­ное содержание принципа мирного разрешения международных споров, являются Устав ООН, Декларация 1970 г., Хельсинкский акт 1975 г. Все эти акты устанавливают обязанность государств стремиться к скорейше­му и справедливому разрешению споров путем переговоров, обследова­ния, арбитража, посредничества, примирения, обращения к региональ­ным организациям и иными мирными средствами.

В международном праве закреплен принцип свободы выбора мир­ных средств разрешения споров. Государства вправе использовать лю­бое мирное средство по своему желанию. Перечень мирных средств всегда имеет примерный, открытый, неисчерпывающий характер. Ре­комендация Совета СБСЕ 1992 г. содержит предложения по выработке комплексной системы мер урегулирования международных споров.

3.4. Принцип территориальной целостности государств

Принцип территориальной целостности (неприкосновенности) государств упоминается в Уставе ООН и Декларации 1970 г. как со­ставная часть принципов суверенного равенства государств и непри­менения силы. Хельсинкский акт 1975 г. впервые закрепил принцип территориальной целостности государств в качестве самостоятельной когентной нормы международного права, определяет содержание это­го принципа и его нормативную структуру.

Государства обязаны уважать территориальную целостность других государств; воздерживаться от любых действий против территориаль­ной целостности, политической независимости или единства любого государства; воздерживаться от превращения территории других госу­дарств в объект военной оккупации или территориальных приобрете­ний с помощью силы и угрозы силой.

В Хельсинкском акте установлено непризнание любых территори­альных изменений, сопряженных с незаконным применением силы. Принцип территориальной целостности государств связан с принци­пами нерушимости границ; равноправия и самоопределения народов. Хельсинкский акт содержит конкретизацию и толкование принципа территориальной целостности государств применительно к Европе (закрепление территориальных изменений в итоге Второй мировой войны). Этот принцип закреплен и в Декларации СНГ 1994 г. о соблю­дении суверенитета, территориальной целостности, неприкосновен­ности границ государств — членов СНГ.

Принцип территориальной целостности государств имеет частич­но когентный характер. Возможно отступление от его положений по взаимному согласию государств, территориальные изменения в ре­зультате договора между государствами (если такое соглашение не за­трагивает законных прав и интересов других государств).

3.5. Принцип нерушимости государственных границ

Принцип нерушимости границ прямо соотносится с принципом территориальной целостности государства и связан с принципами не­применения силы и суверенного равенства государств. В Уставе ООН и в Декларации 1970 г. принцип нерушимости границ является частью принципа неприменения силы. Хельсинкский акт закрепляет этот принцип в качестве самостоятельного когентного принципа общего международного права. Принцип нерушимости границ идет дальше принципа неприменения силы, поскольку предусматривает не только отказ от применения силы с целью изменения существующих границ, но и отказ от предъявления всяких претензий по пересмотру государ­ственных границ.

Принцип нерушимости границ устанавливает признание существующих границ, отказ от территориальных и любых иных посягательств на эти границы. Понятие нерушимости границ сопряжено с понятием их неприкосновенности. Государства — участники СБСЕ рассматривают все границы в Европе как нерушимые и обязуются воздерживаться от любых посяга­тельств на них. В Соглашении о создании СНГ 1991 г. закреплено при­знание и уважение неприкосновенности существующих границ. Принцип нерушимости границ зафиксирован и в Основополагающем акте о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и НАТО 1997 г.

Принцип нерушимости границ имеет относительно когентный ха­рактер, — нерушимость границ не означает их неизменности. В меж­дународном праве предусмотрен принцип подвижности границ (как в силу природных явлений — изменение фарватера реки, так и по вза­имному соглашению между государствами).

3.6. Принцип суверенного равенства государств

Принцип суверенного равенства государств представляет собой синтез традиционных правовых постулатов — уважения государствен­ного суверенитета и равноправия государств. Принцип суверенного равенства государств является комплексным, двуединым принципом: обе его составные части могут рассматриваться как самостоятельные принципы. Соединение этих элементов породило международно-пра­вовой феномен — суверенное равенство государств.

Начало формирования этого принципа — Великая французская революция XVIII в. В современном понимании принцип суверенного равенства государств закреплен в ст. 2 Устава ООН. Детализация, кон­кретизация и толкование — в Декларации 1970 г. и Хельсинкском акте 1975 г. Принцип суверенного равенства государств имеет тотально ко­гентный характер.

Современное содержание принципа суверенного равенства госу­дарств:

1.   Каждое государство обязано уважать суверенитет других госу­дарств.

2.   Каждое государство обязано уважать территориальную целост­ность и политическую независимость других государств.

3.   Каждое государство справе свободно выбирать и развивать свою экономическую, политическую, социальную и культурную систему.

4.   Каждое государство является субъектом международного права с момента своего возникновения.     

5.   Каждое государство имеет право участвовать в разрешении меж­дународных вопросов, затрагивающих его интересы.

6.      Каждое государство обладает на международных конференциях
и в международных организациях одним голосом.

7.   Государства создают нормы международного права путем согла­шения на равноправной основе. Никакая группа государств не может навязывать другим государствам созданные  ею международно-право­вые нормы.

Все государства имеют равные (одинаковые) права и обязанности, так как они юридически равны. Каждое государство обязано уважать суверенитет других государств. В современном международном праве определены понятия равносуверенности государств, скоординиро­ванного и согласованного суверенитета. Равносуверенность госу­дарств характеризуется тем, что каждое государство суверенно в пре­делах международного сообщества, т.е. во взаимодействии с другими государствами. Суверенитет одного государства сопряжен с суверени­тетом других государств и должен быть скоординирован с ним (согла­сованный суверенитет).

Юридическое равенство государств не означает их фактического равенства. Особенно ярко принцип фактического неравенства и од­новременно — юридического равенства — проявляется на междуна­родных конференциях и в международных организациях, где каждое государство независимо от его величины и уровня развития имеет один голос. Принцип суверенного равенства государств призван за­щищать интересы «малых» стран от диктата со стороны развитых го­сударств. Одновременно этот принцип играет большую роль в охране интересов развитых государств от навязывания им позиции развиваю­щихся государств, которые имеют значительное численное преиму­щество.

В настоящее время одной из тенденций современного междуна­родного права является ограничение государственного суверенитета, расширение сферы международно-правового регулирования.

3.7. Принцип невмешательства во внутренние дела других государств

Принцип невмешательства во внутренние дела появился и разви­вался в тесной взаимосвязи с принципом суверенного равенства госу­дарств. Их становление происходило одновременно. В старом между­народном праве допускались и интервенция, и другие формы вмеша­тельства во внутренние дела других государств.

Общая формулировка принципа невмешательства во внутренние дела других государств содержится в Уставе ООН. Конкретизация, детализация и толкование — в Декларации 1970 г. и Хельсинкском акте 1975 г.: ни одно государство или группа государств не имеют права прямо или косвенно вмешиваться во внутренние дела, входящие в компетенцию другого государства. Ни одно государство не может применять какие-либо акты военного, политического или иного при­нуждения с целью добиться подчинения другого государства. Запре­щена организация или поощрение террористических действий, на­правленных на насильственное изменение внутреннего порядка в другом государстве.

Внутренняя компетенция государства обусловлена его суверените­том и определяется национальным правом. Понятие «внутренние де­ла» не является территориальным понятием, — не все, что происходит на территории государства, представляет собой его внутреннее дело (например, грубые и массовые нарушения прав человека). Вместе с тем, многие аспекты международных отношений относятся к внут­ренним делам, — например, нормы двусторонних договоров, если они не затрагивают права третьих государств, являются внутренним делом сторон этого договора.

Современное содержание принципа невмешательства определено в Декларации 1970 г.:

1.   Запрещены вооруженная интервенция и любые формы вмеша­тельства или его угроза, направленные против правосубъектности го­сударства или против его политической, экономической и культурной основы.

2.   Запрещена террористическая деятельность, направленная про­тив другого государства, вмешательство во внутренние вооруженные конфликты.

3.   Запрещено использование экономического, политического и информационного давления с целью подчинения государства.

4.   Запрещено применение силы для лишения народа права свобод­но выбирать форму его национального существования.

5.   Любое государство имеет право определять свою внутреннюю политическую, экономическую и культурную систему без вмешатель­ства других государств.

В настоящее время наблюдается устойчивая тенденция сужения содержания понятия «внутренние дела». С развитием международно­го права не являются внутренними делами действия государства, по­тенциально угрожающие миру и безопасности, противоречащие ос­новным принципам общего международного права. На основании Устава ООН к такому государству могут быть применены принуди­тельные меры по решению Совета Безопасности. На территории госу­дарств, ситуация в которых угрожает миру и безопасности, нарушают­ся права человека, возможно применение Вооруженных Сил ООН.

В связи с сужением понятия «внутренние дела» и расширением сферы международно-правового регулирования возникают проблемы гуманитарной интервенции» и «превентивной самообороны». Кри­терии концепции невмешательства в современном мире — это обя­занности государств по международному праву. Нормативное содер­жание принципа невмешательства во внутренние дела определяется с учетом обязанности государств соблюдать императивные нормы меж­дународного права. В случае совершения государством международ­ного преступления вмешательство других государств будет иметь за­конный характер.

3.8. Принцип равноправия и самоопределения наций и народов

Принцип равноправия и самоопределения наций и народов заро­дился в период буржуазных революций как принцип национальности. Признание права на самоопределение на общем международно-правовом уровне произошло после Первой мировой войны.

Принцип самоопределения и равноправия народов и наций закре­плен в Уставе ООН. Развернутая формулировка этого принципа за­фиксирована в Декларации 1970 г., в Хельсинкском акте 1975 г., в Международных пактах о правах человека 1966 г.:

1.  Все народы имеют право определять без вмешательства извне свой политический статус, осуществлять экономическое, социальное и культурное развитие.

2.  Все государства обязаны уважать это право.

3.  Все государства обязаны содействовать осуществлению народа­ми их права на самоопределение.

4.  Все государства обязаны воздерживаться от любых насильствен­ных действий, лишающих народы права на самоопределение, свободу и независимость.

5.  В своей борьбе за независимость колониальные народы могут использовать все необходимые средства.

6. Запрещено подчинение народов иностранному господству.
Принципиальной основой международных отношений является

Уважение права каждого народа свободно выбирать пути и формы сво­его развития. Признание свободы выбора каждой нации и каждого на­рода представляет собой обязанность всех государств. Принцип само­определения народов связан с принципом национального суверенитета и правом на национально-культурную автономию.

Однако принцип самоопределения должен применяться с учетом других императивных принципов международного права, в первую очередь, с принципом территориальной целостности государства.

Принцип самоопределения не означает, что нации обязаны стремиться к созданию самостоятельного государства. Право на самоопределе­ние представляет собой именно право, а не обязанность наций. В на­стоящее время особую актуальность имеет другая сторона принципа самоопределения, — ограждение суверенитета государства от сепара­тистских движений, ориентированных на распад суверенных госу­дарств.

В Декларации 1970 г. установлено, что ничто в праве наций на са­моопределение не должно толковаться как санкционирующее или по­ощряющее любые действия, которые могли бы привести к наруше­нию территориальной целостности и политического единства госу­дарства. Деятельность сепаратистских террористических организаций представляет собой серьезную угрозу международному миру и безо­пасности.

Принцип права наций на самоопределение порождает проблему «двойных стандартов». В связи с этим в настоящее время особой ост­ротой отличаются проблемы Турецкого Курдистана, Чечни, Абхазии, Приднестровья, Нагорного Карабаха.

3.9. Принцип сотрудничества государств

Принцип сотрудничества государств закреплен в ст. 1 Устава ООН: сотрудничество во всех областях международной жизни — обязан­ность всех государств. Декларация 1970 г. устанавливает нормативное содержание обязанности сотрудничества:

1.   Государства обязаны сотрудничать друг с другом в различных об­ластях международных отношений с целью поддержания мира и безо­пасности, развития международного общения и прогресса.

2.   Сотрудничество между государствами должно осуществляться независимо от различия в их политических, экономических и культур­ных системах.

3.   Государства должны сотрудничать в деле содействия экономиче­скому росту во всем мире, особенно в развивающихся странах.

Хельсинкский акт 1975 г. конкретизирует положения Декларации 1970 г. применительно к Европе.

Первостепенное значение имеет универсальное сотрудничество, выражающее глобальные интересы. Однако эффективность глобаль­ного сотрудничества представляет собой серьезную проблему совре­менных международных отношений. В первую очередь это касается сотрудничества государств с «несовпадающими интересами». Между развитыми, менее развитыми и развивающимися государствами су­ществуют острые, порой неразрешимые противоречия. Это связано, в частности, с концепцией нового международного экономического порядка, предусматривающего особые преференции для развиваю­щихся государств и безвозмездную помощь им со стороны развитых.

На практике значительно более эффективно локальное и регио­нальное сотрудничество между государствами, чьи интересы совпа­дают.

Принцип сотрудничества имеет относительно когентный характер нельзя заставить государство поддерживать отношения абсо­лютно со всеми другими государствами. Государство свободно в выбо­ре партнеров, с которыми оно желает устанавливать политические, экономические и иные отношения. Государства безусловно обязаны сотрудничать в сфере соблюдения когентных норм международного права, в сфере борьбы с международными преступлениями, в деле поддержания мира и безопасности.

В современном международном праве имеет место деидеологизация международных отношений и сотрудничества государств. Это связано с окончанием «холодной войны», ликвидацией «железного занавеса» и противостояния Восток — Запад. Принцип мирного сосу­ществования предполагает развитие нормальных, дружественных от­ношений между государствами независимо от их социально-полити­ческих систем.

3.10. Принцип всеобщего уважения прав человека и основных свобод

Отдельные нормы, касающиеся защиты прав и свобод человека, существовали в старом международном праве: запрещение работор­говли, распространения порнографии, торговли женщинами и деть­ми. В 1919 г. была создана Международная организация труда (МОТ), объявившая своей целью улучшение условий труда, запрет рабского и принудительного труда. В общей форме принцип всеобщего уважения прав человека и основных свобод закреплен в ст. 1, 55 Устава ООН. Права и свободы человека являются составной частью всеобъемлю­щей системы международной безопасности. Обязанность государств соблюдать права человека имеет универсальный характер.

Нормативное содержание принципа защиты прав и свобод человека постепенно складывалось в рамках ООН — Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международные пакты о правах человека 1966 г. и.т.д. Параллельно шел процесс регионального международно-прававого регулирования защиты прав человека: принятие конвенций о защите прав человека и основных свобод в рамках региональных организаций (Совета Европы, ОАГ, ОАЕ.)

Заключительный акт Хельсинкского СБСЕ 1975 г. впервые закре­пил принцип защиты прав человека в качестве когентной нормы об­щего международного права. Содержание этого принципа:

1.   Все государства обязаны уважать основные права и свободы лю­дей, находящихся на их территории.

2.   Государства обязаны не допускать дискриминации по признаку расы, пола, языка или религии.

3.   Государства обязаны содействовать всеобщему уважению прав человека и основных свобод, сотрудничать в достижении этой цели.

Развитие и расширение содержания принципа защиты прав и ос­новных свобод человека закреплено в Итоговом документе Венской встречи СБСЕ 1989 г.: все права и свободы имеют первостепенное зна­чение и должны полностью осуществляться надлежащим образом. Па­рижская хартия для новой Европы 1990 г. ввела понятие человеческого измерения, установила новые стандарты прав человека и т.п. В Хартии зафиксировано, что уважение прав человека и основных свобод являет­ся первейшей обязанностью правительств; их соблюдение и полное осуществление — это основа свободы, справедливости и мира.

Принцип уважения прав человека представляет собой юридиче­скую базу совершенствования международного гуманитарного права. Содержание этого принципа, определяет характер взаимодействия международно-правовых и внутригосударственных норм о правах че­ловека. Утверждение принципа защиты прав человека в качестве ко­гентной нормы международного права является безусловной заслугой западных демократий.

Принцип защиты прав и основных свобод человека имеет тотально когентный характер. Однако существуют серьезные проблемы его практического соблюдения: во многих государствах права и свободы человека не соблюдаются, имеет место их грубое и массовое наруше­ние. В настоящее время нет эффективного международного механиз­ма привлечения таких государств к ответственности. Кроме того, принцип защиты прав и основных свобод человека (в связи с «двой­ным стандартом» его понимания) породил проблему «гуманитарной интервенции»: вмешательства во внутренние дела государства с целью защиты прав и свобод человека.

3.11. Принцип добросовестного выполнения международных обязательств

Принцип добросовестного выполнения международных обяза­тельств является самым древним принципом международного права. Специфика этого принципа заключается в том, что он входит одновременно в систему императивных норм национального права, в сис­тему общих принципов права цивилизованных народов и в систему общепризнанных принципов международного права. Статья 2 Устава ООН закрепляет обязанность государств по соблюдению международ­ных обязательств. Декларация 1970 г., Хельсинкский акт 1975 г., Вен­ские конвенции о праве международных договоров 1969 и 1986 гг. рас­крывают нормативное содержание этого принципа.

Понятие добросовестности в международных отношениях — это признание всеми государствами универсальных норм, выражающих юридические обязательства государств и других субъектов междуна­родного права; соблюдение и выполнение обязательств, вытекающих из общепризнанных принципов и норм международного права. Принцип добросовестного соблюдения международных обязательств является критерием законности деятельности государств в междуна­родных отношениях.

С помощью этого принципа субъекты международного права получают законные основания на условиях взаимности требовать от других участников международного общения выполнения условий, связанных с пользованием определенными правами и несением соот­ветствующих обязанностей. Принцип добросовестного выполнения международных обязательств имеет тотально когентный характер: именно в силу этого принципа государства в заключенных соглаше­ниях не могут отходить от кардинальных установлений международ­ного права.

Особенность принципа добросовестного соблюдения международ­ных обязательств — его «сквозной», связующий характер. Именно данный принцип связывает все остальные принципы международного права в единую систему и обеспечивает их функционирование. Отме­на этого принципа означала бы ликвидацию всего международного права. Все остальные когентные нормы закреплены в международных Договорах, и только добросовестное соблюдение международных обя­зательств обеспечивает практическую реализацию других принципов международного права.

Сущность принципа добросовестного соблюдения обязательств за­ключается в недопустимости произвольного одностороннего отказа государств от своих международных обязательств и в возможности наступления международной ответственности в случае отказа от их выполнения или совершения иных деяний противоправного характера. Отдельные когентные нормы международного права могут быть замело на основе соглашения между государствами, а принцип добросовестного соблюдения международных обязательств ничем нельзя заменить.

Принцип добросовестного соблюдения обязательств в междуна­родном праве играет главенствующую, определяющую роль. Между­народно-правовая компонента этого принципа:

1.   Добросовестное и неукоснительное соблюдение именно между­ народных обязательств.

2.   Недопустимость ссылки на положения внутреннего права в оп­равдание нарушений международных норм.

3.   Запрет одностороннего изменения или отмены международных норм на национальном уровне.

Недопустимость принятия обязательств в противоречие с дейст­вующими обязательствами по отношению к третьим государствам.