Тема 4 СУБЪЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
4.1.Понятие и виды субъектов международного права, их классификация. Международная правосубъектность
4.2.Государства как основные субъекты международного права. Признание государств
4.3.Правопреемство государств
4.4.Институт правопродолжательства в международном праве
4.5.Виды государств как субъектов международного права
4.6.Нации и народы, борющиеся за независимость, как субъекты международного права
4.7.Государствоподобные образования как субъекты международного права
4.8.Международные межправительственные организации как субъекты международного права
4.9.Индивиды как нетрадиционные субъекты междародного права
4.10.Другие нетрадиционные субъекты международного права
Субъект международного права — это носитель международных прав и обязанностей; это лицо (в собирательном смысле), поведение которого регулируется международным правом и которое может вступать в международные публичные правоотношения, защищать свои права путем непосредственного заявления претензий в международные органы. Субъект международного права должен быть непосредственно подчинен международному регулированию и обладать международным публичным статусом.
1 Традиционное представление о международном праве — это регулятор межгосударственных отношений, порождающих привязку субъекта к этим отношениям. Субъект международного права ранее понимался как самостоятельное образование, которое благодаря своим юридическим свойствам способно обладать правами и обязанностями по международному праву, участвовать в создании и реализации его норм. Понятие субъекта в старом международном праве ассоциировалось исключительно с государством.
Современное понимание международного права расширяет предмет его регулирования. Изменение структуры международных отношений и специфики международно-правового регулирования привело к трансформации понятия и видов субъектов международного права. В современном мире наблюдается тенденция к расширению круга субъектов международного права. Исходный принцип для возможности появления других субъектов — отсутствие в международном праве запрета на появление новых субъектов.
В основе классификации субъектов международного права, их lифференциации и видов лежат различные критерии. Главное деление в современном международном праве — это традиционные (основные) и нетрадиционные (неосновные) субъекты. Кроме этого, объекты международного права делятся на типичные и нетипичные, первичные и вторичные, первоначальные и производные. Субъекты международного права могут быть также суверенными, потенциально суверенными, частично суверенными и несуверенными, правосоз-дающими и правоприменяющими, универсальными и отраслевыми. Классификация субъектов международного права проводится и по оттраслевому признаку — субъекты права международных договоров международного гуманитарного права, международного экономического права и т.д.
Государства являются традиционными, первичными, основными, первоначальными, универсальными, типичными, суверенными, пра-восоздающими и правоприменяющими субъектами международного права. Государство в качестве первичного субъекта международного права никем не создается; его появление — это результат естественного исторического процесса. Государство возникает само по себе, без чьего-либо волеизъявления как самостоятельный социальный организм. Оно обладает суверенитетом и международной правосубъектностью в силу самого факта своего возникновения. Международная правосубъектность государства имеет первоначальный и всеобъемлющий характер и не обусловлена чьей-либо внешней волей. Государство — источник властной энергии в международных отношениях.
Нации, борющиеся за независимость (далее — НБН), — это традиционные, первичные, производные, основные, нетипичные, универсальные, потенциально суверенные, правосоздающие и правоприме-няющие субъекты международного права. НБН также никем не создаются, а возникают в результате исторического развития. НБН можно назвать государствами в стадии формирования, поэтому они являются потенциально суверенными субъектами. Однако НБН должны быть признаны в качестве таковых на международно-правовом уровне, поэтому их международная правосубъектность имеет производный характер. В отличие от государств, которые постоянно функционируют на международной арене, НБН далеко не всегда присутствуют в международной жизни. В истории было немало периодов, когда НБН не существовало вообще. Поэтому они являются нетипичными субъектами международного права.
Основная специфика производных субъектов международного права — они создаются первичными, порождаются волеизъявлением государств, зафиксированным в международно-правовом акте. Объем их международной правосубъектности зависит от намерений их создателей. К таким субъектам относятся государствоподобные образования и международные межправительственные организации.
Государствоподобные образования (далее — ГПО) представляют собой традиционные, вторичные, производные, основные, частично суверенные, нетипичные, универсальные, правосоздаюшие и право-применяюшие субъекты международного права. ГПО создаются госуоствами на основе международного договора, поэтому являются ооичными субъектами; объем их международной правосубъектно-определяется государствами и имеет производный характер. На снове международного соглашения ГПО частично обладают суверенитетом. Точно также, как и НБН, они не всегда в принципе существуют на международной арене, т.е. являются нетипичными субъектами' обладают (как и НБН) почти всеми элементами международной правосубъектности: правом заключать международные договоры, быть членом международных организаций, иметь своих официальных представителей в других государствах, участвовать в работе международных конференций. Могут быть субъектами всех отраслей международного права (как и НБН), поэтому являются универсальными субъектами международного права.
Международные межправительственные организации (далее — ММПО) являются традиционными, основными, типичными, вторичными, производными, отраслевыми, несуверенными, правосоздающими и правоприменяющими субъектами международного права. Они создаются государствами (вторичные субъекты) и получают качество международной правосубъектности по их прямому волеизъявлению (производные субъекты). ММПО не обладают ни территорией, ни населением, поэтому являются несуверенными субъектами, и в силу объективных причин могут обладать только отраслевой правосубъектностью. С момента своего появления в международной жизни (XIX в.) и до настоящего момента ММПО — постоянные участники международных отношений; их количество, роль и значение имеют тенденцию к возрастанию. ММПО — это типичные субъекты международного права.
Определяющим качеством субъекта международного права является наличие у него международной правосубъектности. Международная правосубъектность используется как обобщающий термин для соединения в юридическом статусе лица его право- и дееспособности. Этот термин широко применяется в различных международно-правовых актах, например, в Декларации 1970 г. и в Конвенции по морскому праву 1982 г. Международная правосубъектность представляет собой особое юридическое свойство, качественную характеристику субъекта, воплощенную в совокупности его прав и обязанностей.
Виды прав и обязанностей, порождающих международную правосубъектность:
1.Права и обязанности, свойственные всем без исключения субъектам международного права: право участвовать в международных отношениях с другими субъектами международного права, Щать свои законные права и интересы в международных органах.
2. Права и обязанности, свойственные определенным категориям субъектов международного права. Это конкретные качество и объем их международных прав и обязанностей.
Международная правосубъектность может быть полной или ограниченной. Элементы международной правосубъектности: участие в процессе создания и применения норм международного права; участие в работе международных конференций и членство в международных организациях; право на коллективную и индивидуальную самооборону; право защищать свои права в международных органах. Полной международной правосубъектностью обладают только государства — первичные и первоначальные субъекты международного права. Объем и содержание правосубъектности производных субъектов международного права зависят от намерений их создателей. Такая правосубъектность является производной- Объем и содержание правового статуса вторичных субъектов должны соответствовать их назначению и функциям.
4.2. Государства как основные субъекты международного права. Признание государств
Государства являются субъектами международного права ipso facto. Международная правосубъектность государств имеет всеобъемлющий и исключительный характер. Особенность международного права — оно создается прежде всего самими государствами и преимущественно регулирует именно межгосударственные отношения. Государства — это главные создатели международного права и гаранты соблюдения его норм.
Основным признаком государства как субъекта международного права и его основным качеством является государственный суверенитет, который возникает одновременно с появлением государства. Суверенитет государства осуществляется с учетом уважения суверенитета других государств: одно государство не может иметь власти над другим (общий принцип права — равный над равным не имеет ни власти, ни юрисдикции).
Государственный суверенитет имеет внешнюю и внутреннюю стороны. Внутренний суверенитет — это права государства на его собственной территории, его юрисдикция над всеми лицами, пребывающими на соответствующей территории, право на природные ресурсы и естественные богатства.
Внешняя сторона суверенитета — это право государства на мир. общение и сотрудничество с другими государствами, право на само борону и нейтралитет, право на участие в работе международных конференций и организаций и т.д.
Это основные суверенные права государства, которые составляют юридическую сущность государственного суверенитета. Суверенитет предполагает наличие у каждого государства его внутренней компетенции, вмешательство в которую со стороны других государств недопустимо. Государственный суверенитет служит главной предпосылкой международной правосубъектности государства.
Ранее в международном праве господствовала теория неограниченного суверенитета. Государство имело право на войну (ius in bellum), право на свободную национализацию иностранной частной собственности. Тенденция современного международного права — ограничение суверенитета государств, сужение сферы действия их «исключительно внутренней компетенции». Среди суверенных государств официально принято их деление на «непосредственно заинтересованные государства», «государства с несовпадающими интересами», «необходимые участники», «малые государства», «великие державы».
Международно-правовое признание государства непосредственно связано с его международной правосубъектностью. В современном международном праве отсутствует кодификация института признания, поэтому он регулируется нормами международно-правовых обычаев. Только отдельные аспекты признания регламентируются на договорном уровне, в основном в двусторонних соглашениях. В 1949 г. Комиссия международного права включила вопрос о признании государств и правительств в список тем, подлежащих первоочередной кодификации, однако эта проблема до сих пор не разрешена.
Институт международно-правового признания регулируется в основном нормами обычного права, односторонними актами признающих государств, резолюциями международных организаций (например, решение Совета министров иностранных дел ЕС 1991 г. по вопросу официального признания новых государств на территории СССР и Восточной Европы). В этом решении установлены общие критерии признания новых государств: соблюдение принципов и норм Устава Хельсинкского акта СБСЕ 1975 г., Парижской хартии для новой Европы 1990 г.; уважение прав человека и основных свобод; признание принципа нерушимости границ; соблюдение обязательств по вооружению и нераспространению ядерного оружия.
В доктрине международного права существуют две прямо противоположные теории признания:
1. Конституционная теория — возникновение государства не равного возникновению субъекта международного права. Государство становится субъектом международного права только после получени признания со стороны других государств. До этого признания государство юридически не существует. Эта теория ставит международную правосубъектность государства в прямую зависимость от его признания другими государствами. Непризнанное государство находится вне международного общения, оно не имеет возможности участвовать в международных отношениях. Признание конституирует государство как субъект международного права. Эта теория была выражена в материалах Парижского конгресса 1856 г., в работах немецких юристов Оппенгейма и Лаутерпахта.
2. Декларативная теория базируется на прямо противоположном постулате: государство является субъектом международного права с момента своего возникновения. Признание не наделяет государство международной правосубъектностью, а только декларирует такую правосубъектность и способствует вхождению нового государства в систему международных отношений. Признание не имеет большого юридического значения, поскольку существование государства как субъекта международного права не зависит от его признания. Эта теория появилась во время правления Наполеона Бонапарта: «Французская республика сама себя признала». Один из активных сторонников декларативной теории — известный русский ученый Мартене.
Конститутивная теория в принципе не отражает реальной действительности, так как принижает значение государственного суверенитета как неотъемлемого свойства любого государства. Признание не может наделять государство международной правосубъектностью. Государство становится субъектом международного права с момента своего возникновения, вне зависимости от признания. В этом смысле декларативная теория представляет собой концепцию, наиболее адекватно отражающую объективную реальность. Однако эта теория недооценивает значение признания.
Признание является фактом большого юридического и политического значения. Оно позволяет новому государству эффективно реализовать свою международную правосубъектность. Признание облегчает существование нового государства, ведет к нормализации его отношений с другими государствами, выводит новое государство и3 международной изоляции. Признанное государство имеет больше возможностей реализовать свою международную правосубъектность.
В международном праве выделяется традиционное (признание государства) и предварительное (признание НБН, восставшей и воюю щей стороны, организаций сопротивления, правительства в изгнании) признание. Формы признания государств:
1. Официальные, юридические формы признания — де-юре и де- факто. Признание де-юре представляет собой признание в полном объеме, сопровождающееся установлением дипломатических отношений. Это обычная форма признания, которое не принято брать на
зад. Признание де-юре предполагает установление стабильных международных отношений, носит явно выраженный характер, фиксируется в официальных документах. Признание де-факто является особой формой юридического признания. Это неполное признание,
имеющее временный и переходный к де-юре характер, сопровождающееся установлением консульских и торгово-экономических отношений. До уровня дипломатических установленные отношения не доводятся. Может быть взято назад.
2. Неофициальное, фактическое признание. Такое признание предполагает установление постоянных или эпизодических контактов на различных уровнях. Официальные отношения не устанавливаются. Разновидность фактического признания — это признание ad hoc (разовое, на данный случай). Основная цель разового признания — заключение международного договора (как правило, об окончании войны). Отсутствие признания не влияет на действительность договоров,
заключенных между не признающими друг друга сторонами.
Юридическое оформление признания производится актом признающего государства (в Российской Федерации это Указ Президента). Например, в 1993 г. был издан Указ Президента РФ «О признании Эритреи». В современном мире существуют несколько непризнанных государств, например, Абхазия, Приднестровская республика, Южная Осетия, Сомали, Турецкая республика Северного Кипра.
В последние годы XX в. появился институт «принудительного признания», которое может иметь место на основе международного договора (Дейтонское соглашение 1995 г. - Союзная республика Югославия и Республика Босния и Герцеговина признали друг друга в качестве суверенных государств) либо на основе резолюции международной организации (решение Совета Безопасности ООН 1994 г. - Ирак признал суверенитет и политическую независимость Кувейта). «Принудительное признание» возникает в ситуации постконфликтного мирового строительства и нацелено на нормализацию международных отношений.
Признание государства означает одновременное признание его правительства. Одна из самых сложных проблем международного права — это признание не уже существующего государства, а его нового правительства, пришедшего к власти неконституционным путем резульльтате государственного переворота, социальной революции, гржданской войны). Существует точка зрения, что поскольку при знание государства по существу и есть признание правительства, то при смене власти в государстве (в соответствии с принципом невмешательства во внутренние дела) нет необходимости в новом официальном признании, достаточно продолжать существующие международные отношения. Противоположная концепция — если в государстве кардинально изменилась общественно-политическая ситуация необходимо новое признание такого государства (по крайней мере учитывая проблемы правопреемства).
В современной теории международного права наиболее популярна доктрина Эстрады (министр иностранных дел Мексики в 30-х гг. XX в.): поскольку признание нового правительства можно истолковать как одобрение его политики, то другие государства должны воздержаться от каких-либо официальных актов признания. Международное сообщество должно убедиться, что деятельность нового правительства поддерживается большинством населения страны, новое правительство осуществляет эффективную власть на территории своего государства, в этом государстве установлен демократический политический режим и соблюдаются основные права и свободы человека, при приходе нового правительства к власти отсутствовало иностранное вмешательство.
Признание наций, борющихся за независимость, по существу, представляет собой признание органов национально-освободительного движения, возглавляющих национально-освободительную борьбу. Народы, борющиеся за свою независимость, являются субъектами международного права. Однако признание относится не к народу в целом, а к органам национально-освободительного движения. В ходе борьбы за государственную независимость нации создают органы национального сопротивления, которые могут быть признаны другими государствами. Признание НБН — это не констатация ее международной правосубъектности, а ее конституирование (создание). Только признание другими государствами делает НБН субъектом международного права. Международная правосубъектность НБН имеет производный характер: она зависит от прямого волеизъявления государств.
Первые акты такого признания имели место во время Первой мировой войны: государства Антанты признали в качестве союзных наций поляков, чехов, словаков, венгров, боровшихся против Австро-Венгрии и Германии. Наиболее широкое распространение признание НБН получило в период крушения колониализма (например, признание СВАПО — Народной организации Юго-Западной Африки). Признание Организации освобождения Палестины (ООП) оформлено революцией Генеральной Ассамблеи ООН, принятой в 1974 г. Признание восставшей и воюющей стороны — это признание повстанцев в гражданской войне или национально-освободительной борьбе. Первый акт подобного признания имел место в 1823 г.: Великобритания признала греков- повстанцев воюющей стороной. Между понятиями «восставшая» и «воюющая» сторона отсутствует четкое разграничение. Цель подобного признания — защита интересов признающего государства на территории, контролируемой повстанцами. Основное юридическое последствие признания восставшей и воюющей стороны заключаются в распространении на повстанцев законов и обычаев войны.
Признание организаций сопротивления представляет собой институт, аналогичный признанию восставшей и воюющей стороны, как по своим целям, так и по своим юридическим последствиям. Признание правительства в изгнании имеет место при оккупации территории государства иностранными войсками. Его цель — дать правительству в изгнании возможность участвовать в международной жизни, наиболее эффективно руководить освободительной борьбой в своей стране. Во время Второй мировой войны такое признание со стороны государств — участников антигитлеровской коалиции получили Лондонское правительство Польши и Лондонское правительство Франции. В современном мире известно только одно правительство в изгнании — правительство Абхазии, признанное Грузией и находящееся на ее территории.
Проблема признания эмигрантских правительств возникает, если в государстве власть сменяется неконституционным путем. Как правило, эта проблема имеет место, когда происходит социальная революция или начинается гражданская война. Данная проблема прямо связана с признанием правительства, пришедшего к власти неконституционным путем.
4.3. Правопреемство государств
Международно-правовое преемство или правопреемство государств — это переход международных прав и обязанностей от одного государства к другому. Правопреемство может иметь место и в отношении других субъектов международного права, — например, международных организаций (ООН — правопреемница Лиги Наций). Кодификация института правопреемства в международном праве произведена довольно давно — Венские конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. и о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г. В международной практике институт правопреемства регулируется в основном на уровне двусторонних соглашений и норм международных обычаев.
Объектами правопреемства государств являются государственные границы (территория), государственная собственность (в том числе и находящаяся за рубежом), государственные архивы, государственные долги, участие в международных договорах, членство в международных организациях. Основу правопреемства составляет юридический факт возникновения нового государства как субъекта международного права.
По поводу правопреемства в доктрине международного права существуют прямо противоположные теории:
1. Теория универсального правопреемства (разработана в трудах Г. Гроция в XVIII в.): новое государство полностью наследует между народную личность государства-предшественника.
2. Негативная теория правопреемства (основоположник — английский юрист Кейтс): государство-преемник не наследует международных обязательств государства-предшественника. Разновидность негативной теории — доктрина tabula rasa (чистой доски): новое государство начинает свое существование с «чистого листа», и для него не имеют никакого значения права и обязанности его предшественника.
В современном мире признана практическая нежизнеспособность обеих теорий. В международной практике решение конкретных вопросов правопреемства в основном зависит от суверенной воли государства-преемника, которое не должно нарушать императивные нормы международного права, наносить ущерб другим государствам.
Правопреемство при возникновении нового государства в результате социальной революции связано с появлением нового субъекта международного права. Франция (XVIII в.), Россия (1917 г.) объявили себя новыми государствами и отказались считать себя связанными обязательствами своих предшествующих правительств. Советская Россия отказалась платить долги царского правительства и денонсировала все международные соглашения царской России. В доктрине существует точка зрения: поскольку социальная революция представляет собой внутреннее дело государства, то в подобных случаях вопросы внешних сношений не затрагивают проблем правопреемства. Вопросы правопреемства в результате социальной революции в Венских конвенциях не урегулированы.
Международная практика — в случае социальной революции государственные границы остаются в неприкосновенности, т.е. к государству-преемнику полностью переходит территория государства предшественника. Государственная собственность и государственные границы ( в том числе все, что находится за границей) полностью переходят к государству-преемнику.
Государственный долг — это любое финансовое обязательство государства-предшественника в отношении какого-либо другого субъекта международного права. Венская конвенция 1983 г. устанавливает, что правопреемство не должно затрагивать интересы кредиторов государства. Однако в случае социальной революции этот вопрос должен решаться на основе взаимной договоренности нового государства и его кредиторов. Общее правило — государство-преемник наследует долги своего предшественника.
Участие в международных договорах: Венская конвенция 1978 г. устанавливает общее правило: новое государство не обязано участвовать в международных договорах своего предшественника (исключение — договоры относительно границ и договоры, устанавливающие когентные нормы международного права). Участие в международных соглашениях полностью зависит от суверенной воли государства-преемника. Членство в международных организациях — аналогичное решение вопроса. Здесь могут возникнуть проблемы в случае наличия финансовой задолженности и отсутствия согласия других государств — членов данной организации (но только в том случае, если организация не является универсальной).
Возникновение нового государства в результате деколонизации: в соответствии с Венской конвенцией 1978 г. действует принцип tabula rasa (за исключением территории государства), — новое независимое государство не связано ничем, что от его имени совершено правительством бывшей метрополии. Государственная собственность полностью переходит в распоряжение нового государства. Государственные архивы — это часть государственной собственности, и правила их правопреемства аналогичны правилам правопреемства государственной собственности. Вопрос правопреемства архивов в случае деколонизации отличается особой сложностью, — архивы, касающиеся бывшей колонии, могут принадлежать бывшей метрополии. Венская конвенция 1983 г. устанавливает, что разделение архивов должно быть основано на принципе справедливости, с учетом равного права всех информацию. Бывшая метрополия обязана передать новому независимому государству достоверные архивные сведения. Государственный долг не переходит на бывшую колонию, так как считается, что о обязательство бывшей метрополии. Поскольку колония по определению не является членом международных организаций и участником международных договоров, то эти проблемы в данной ситуации не возникают.
Правопреемство при объединении государств имеет место тогда, когда два или несколько государств объединяются и образуют одно новое. Государственные границы — новые в соответствии с территорией объединившихся государств. Государственная собственность и государственные архивы (в том числе и находящиеся на территории других государств) переходят новому государству. Государственные долги (Венская конвенция 1983 г.): долги всех государств-предшественников переходят к государству-преемнику. Участие в международных договорах и членство в международных организациях — эти вопросы решаются волеизъявлением нового государства (аналогично образованию нового государства в результате социальной революции).
Правопреемство при частичных изменениях государственной территории (продажа какой-либо территории одним государством другому, обмен территориальными единицами, безвозмездная передача части территории). Это проявление принципа подвижности границ. На переданной территории начинают действовать международные договоры того государства, к которому она перешла (то же самое — относительно членства в международных организациях). Как правило, за каждым государством остаются свои собственные государственные долги. Если долг напрямую касается передаваемой территории (например, кредит на ее развитие), то этот вопрос решается на основе взаимной договоренности. Особо сложные вопросы — правопреемство в отношении государственной собственности и государственных архивов. Недвижимость остается на передаваемой части и поступает в распоряжение того государства, которому отошла данная часть территории. Движимое государственное имущество, как правило, вывозится на территорию государства, которое передает территорию. Государственные архивы, относящиеся к передаваемой территории, как правило, отдаются государству, к которому перешла территория. Общее правило — судьба государственной собственности и государственных архивов передаваемой территории решается по взаимной договоренности между государствами.
Правопреемство при разделении государства и образовании на его территории двух и более независимых государств: отделение от государства его части и образование нового независимого государства (выделение Пакистана из состава Индии; выделение из состава Пакистана Бангладеш; выделение Эритреи из состава Эфиопии). Международные договоры (Венская конвенция 1978 г.) содержат общее правило когда часть территории отделяется и возникает новое независимое государство, то международные договоры сохраняют свою силу и 0я нового государства, и для того, из состава которого оно выделилось (за исключением тех договоров, правопреемство в которых являете неделимым). Что касается членства в международных организациях, то этот вопрос в конвенциях не урегулирован. Международная практика показывает, что старое («материнское») государство продолжает свое членство в организациях, а отделившееся государство вступает в них как новый субъект международного права. Государственная собственность — и движимое, и недвижимое имущество, находящееся на территории отделившейся части, — поступает в распоряжение нового государства. Проблемой является раздел государственной собственности, находящийся за рубежом.
Государственные архивы, относящиеся к отделившейся части, должны быть переданы новому государству в соответствии с принципами справедливости и равного права всех на информацию. В этой связи возникает проблема: в чьей собственности должны оставаться архивы, относящиеся к истории единого государства. В международной практике этот вопрос решается по взаимной договоренности государств. Государственный долг должен быть поделен между «материнским» государством и отделившейся частью в соответствующих пропорциях. Решение вопроса может быть достигнуто на основе договора между государствами и соглашений с их кредиторами. По общему правилу на новое независимое государство не переходят долги его предшественника. Государственные границы устанавливаются новые, в соответствии со спецификой разделения государств.
Наиболее сложный вопрос — это распад империи и образование на ее территории нескольких независимых государств. В современном мире этот вопрос может иметь различное решение в зависимости от того, сохраняется ли за одним из новых государств роль «материнского» (т.е. возникает ли институт правопродолжательства). Если ни одно из новых государств не является правопродолжателем бывшей империи, то все вопросы правопреемства решаются только на основе взаимной Договоренности между этими государствами (раздел государственной собственности, архивов, долгов). Проблемы — судьба государственной собственности, находящейся за границей, и государственных архивов, относящихся к истории единой империи. Каждое новое государство вправе продолжить свое участие во всех договорах государства-предщественника, за исключением тех договоров, участие в которых является неделимым. Членство в международных организациях — все государства должны заново вступать в организации как новым субъекты международного права. Государственные границы уставливаются новые, в соответствии с новым территориальным делением.
4.4. Институт правопродолжательства в международном праве
Правопродолжательство (континуитет) представляет собой специфическую разновидность правопреемства, когда при разделении государства юридически, практически и политически возможно признание только одного из всех новых государств в качестве правопреемника прежнего государства. Распад СССР в 1991 г. породил проблему правопреемства. Минское соглашение 1991 г. закрепило, что все новые независимые государства (участники СНГ) гарантируют выполнение международных обязательств бывшего СССР. В соответствии с Венской конвенцией 1978 г. все бывшие союзные республики самостоятельно решали вопрос своего участия в договорах бывшего СССР.
Все остальные проблемы правопреемства были разрешены на основе континуитета России (признанного бывшими союзными республиками, и международным сообществом) и взаимных договоренностей между Российской Федерацией и другими независимыми государствами на территории бывшего СССР. Были установлены новые государственные границы в соответствии в существовавшими в СССР границами союзных республик.
Континуитет России обусловлен объективными факторами:
1. Неделимость статуса великой державы, ее международно-правовой ответственности как постоянного члена Совета Безопасности ООН. С согласия других правопреемников СССР Россия продолжила свое членство в ООН, в том числе и как постоянный член СБ.
Все остальные бывшие союзные республики (кроме Беларуси и Украины) вступали в ООН и другие международные организации на общих основаниях как новые субъекты международного права.
2. Неделимость статуса ядерной державы (принцип нераспространения ядерного оружия). По этому вопросу было заключено Соглашение о совместных мерах в отношении ядерного оружия 1991 г., — все ядерное оружие и ядерные технологии, находившиеся на территории Казахстана, Украины и Беларуси, должны были быть переданы России. Казахстан, Украина и Беларусь присоединились к Договору о не распространении ядерного оружия 1968 г. в качестве безъядерных государств.
3. Неприменимость норм о правопреемстве к определенной категории договоров (Венская конвенция 1978 г.). Международные договоры СССР, участие в которых неделимо, — это прежде всего мирные договоры, договоры об ограничении ядерных вооружений и т.п. Россия является единственным правопреемником СССР относительно участия в подобных соглашениях.
Международно-правовое признание континуитета России:
1. 1991 г. — специальное заявление Европейского Совета и Совета Европы, что права и обязанности бывшего СССР будет осуществлять Россия.
2. 1991—1993 гг. — серия нотификаций МИД РФ, ООН, других международных организаций и правительств иностранных государств: посольства и консульства бывшего СССР следует рассматривать как принадлежащие Правительству РФ.
3. Россия рассматривается как участник всех действующих между народных соглашений СССР. Правительство РФ выполняет функции депозитария по соответствующим договорам СССР.
Разделение государственной собственности, архивов, долгов было произведено на основе двусторонних соглашений Российской Федерации с бывшими союзными республиками 1992—1994 гг. В 1992 г. Правительство РФ сделало заявление о признании долгов царской России и СССР и подтвердило обязательства России по уплате этих долгов. В соответствии с соглашениями Российской Федерации и других постсоветстких государств вся государственная собственность СССР, находящаяся за границей, все его внешние активы поступили в распоряжение Российской Федерации в обмен на все пассивы бывшего СССР, которые тоже перешли к Российской Федерации.
Государственная собственность на территории бывшего СССР была поделена следующим образом: недвижимое имущество перешло в распоряжение государств, на чьей территории оно находилось, статус Движимого имущества определялся на основе двусторонних соглашений. Государственные архивы, относящиеся к истории Российской империи и СССР, перешли в собственность Российской Федерации; архивные документы, относящиеся непосредственно к истории соответствующих государств, — в распоряжение правительств этих государств.
При распаде СФРЮ отсутствовали объективные основания для Континуитета, поэтому не возникла ситуации правопродолжательства. В 1992 г. депутаты союзного парламента от Сербии и Черногории приняли Конституцию СРЮ и провозгласили это государство единственного правопреемником бывшей СФРЮ. Мюнхенское совещание между ведущих промышленно развитых стран мира (1992 г.) не признание в качестве правопреемника СФРЮ. Совет Безопасности и Генеральная Ассамблея заявили, что СРЮ не может автоматически продолжать свое членство в ООН и должна подать заявление о вступлении на общих основаниях. То же самое было заявлено и относительно всех других балканских государств (Хорватия, Македония, Словения Босния и Герцеговина). В 2000 г. СРЮ была принята в члены ООН.
4.5. Виды государств как субъектов международного права
Государство представляет собой сочетание трех элементов — территории, населения, суверенной власти. Простые (унитарные) государства характеризуются единой системой высшей государственной власти, которой подчиняется власть на местах. В таких государствах действуют единый основной закон, единое гражданство, единая система права. Административно-территориальные единицы в унитарных государствах не обладают политической самостоятельностью, но пользуются административной автономией. Как субъект международного права выступает только унитарное государство в целом (Великобритания, Франция, Италия, Швеция, Норвегия, Япония, большинство государств Африки и Латинской Америки).
Сложные государства могут существовать в форме федерации, конфедерации и унии. Конфедерация представляет собой международно-правовое объединение государств, предполагающее координацию их действий прежде всего во внешнеполитической и военной сферах. Это не союзное государство, а союз суверенных государств, создающих общий законосовещательный орган. Классическая конфедерация не является единым субъектом международного права. Международной правосубъектностью обладают ее члены — суверенные государства. Конфедерация имеет сходство с международной организацией. Отдельные конфедерации могут выступать как единый субъект международного права, если при создании конфедерации это установлено в ее учредительных документах. Устойчивая конфедерация имеет тенденцию трансформироваться в федерацию (США, Германия, Швейцария).
Конфедерация — это скорее форма межгосударственного объединения, а не государственного устройства. Конфедерация является международно-правовым образованием с наличием черт государственности. Типичные черты конфедерации: договорная основа образования, свобода выхода, отсутствие первичного суверенитета объединения, ограниченный круг предметов ведения общих органов. Среди признаков конфедерации также можно назвать право сецессии (свободный выход из конфедерации) и право нуллификации (отказ в признании или в применении актов союзной власти). Органы конфедераций могут принимать нормативные правовые акты, которые чаше всего носят рекомендательный характер. Общеобязательное значение и акты приобретают после того, как соответствующие органы государств — членов конфедерации их одобрят.
Некоторые исследователи рассматривают Республику Боснию и Герцовину как «уникальную боснийскую конфедерацию». Босния и Герцеговина поделена на полуавтономные образования — Республику Сербскую, Федерацию Боснии и Герцеговины (Федерация), наделений особым статусом район Брчко. Главой государства Босния и Герцеговина поочередно является один из президентов Федерации Боснии и Герцеговины и Республики Сербской.
Уния — устаревшая форма сложного государства. Реальная уния возникает в результате слияния двух или нескольких государств в одно, возникновения нового государства (сирийско-египетская уния). Появляется новый субъект международного права, а сливающиеся государства теряют международную правосубъектность. На практике давно замечена недолговечность реальной унии. Уния может иметь и унитарную, и федеративную структуру. Личная уния — это не единое сложное государство, а союз государств, основанный на единой личности главы государства. Возможна при монархической форме правления. Одно лицо может быть главой двух и более государств, которые продолжают оставаться самостоятельными субъектами международного права.
Федерация является основной, наиболее распространенной и устойчивой формой сложных государств. Это не союз государств, а союзное государство, государственно-правовое объединение, форма государственного устройства. Федерация представляет собой объединение территориальных единиц, пользующихся определенной политико-правовой самостоятельностью. Отличие от конфедерации — Центральная власть распространяется не только на органы государства, но и на всех его граждан. Акты центральной власти обязательны на территории всей федерации.
Члены (субъекты) федерации (республики, земли, кантоны, штаты принимают свои собственные конституции (которые не должны Противоречить общефедеральной), имеют свои высшие органы законодательной, исполнительной и судебной властей (которые существуют наряду с аналогичными общефедеральными). Кроме общефедерального гражданства может существовать и гражданство субъектов федерациии. Современные федеративные государства — Российская Федерация, США, ФРГ, Бельгия, Бразилия, Индия, Канада, Мексика, Австрия, Аргентина, Австралия, Пакистан, Нигер, Малайзия и др. определенных отношениях члены федерации всегда признают юридическое старшинство федерации в целом, поскольку являются ее составными частями. В социальном и экономическом отношении федерация — это единый организм. Как правило, самостоятельность членов федерации не достигает их признания как самостоятельных субъектов международного права. Субъекты федерации не обладают внешней стороной государственного суверенитета, не могут осуществлять самостоятельную и независимую внешнюю политику. В межгосударственных отношениях федеративное государство выступает как единый субъект международного права, т.е. федерация в целом, а не ее отдельные субъекты обладают международной правосубъектностью. Это общее правило, закрепленное в Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г., в Международных пактах о правах человека 1966 г., в конституциях отдельных государств (США, Индия, ФРГ, Российская Федерация).
Внешнеполитическая самостоятельность субъектов федерации различна по объему. Как самостоятельный субъект международного права член федерации может выступать только в том случае, если это закреплено в общефедеральном законодательстве, — например, право
заключать международные договоры от собственного имени, право обмениваться межправительственными делегациями, открывать в других государствах свои официальные представительства, заключать международные договоры. Международная правосубъектность субъектов федерации не зависит от признания их суверенитета в обшефедеральной конституции. Основной момент — это право самостоятельного выхода в международную сферу. Специфика государственного устройства федерации прямо обусловливает механизм реализации международной правосубъектности ее членов. Прежде всего предполагается наличие права заключать международные соглашения, непосредственно касающиеся данного субъекта федерации.
Общее международное право не содержит конкретной нормы, регламентирующей международно-правовой статус субъектов федерации. По существу, международное право не отрицает международной правосубъектности таких образований, хотя и не провозглашает ее. Есть основания говорить о косвенном признании международно-правового статуса субъектов федерации. Исходный принцип современного международного права — презумпция разнообразия его субъектов. Не исключена возможность появления новых, нетрадиционных субъектов международных публичных правоотношений. В международной практике довольно большое распространение получила практика заключения двусторонних соглашений между Федеративными государствами, которые устанавливают право субъектов этих государств самостоятельно вступать в международные отношения (например, соглашение между СССР и Канадой о сотрудничестве между союзными республиками СССР и провинциями Канады 1989 г.)- В настоящее время действует система договоров между субъектами различных федераций, заключенных на межгосударственном уровне; отдельных договоров субъектов какой-либо федерации с другими государствами (например, Соглашение о сотрудничестве между Правительством Франции и канадской провинцией Квебек). Между странами - членами ЕС действует Европейская рамочная конвенция о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей 1980 г., которая обязывает государства поощрять приграничные связи территориальных сообществ, закрепляет возможность заключать договоры между субъектами различных федераций.
К 2002 г. субъекты Российской Федерации подписали свыше 1500 соглашений с иностранными партнерами. В основном, это договоры с равноуровневыми контрагентами — субъектами зарубежных федераций и с административными единицами унитарных государств; однако сохраняется и практика непосредственных связей с центральными органами иностранных государств. Международно-правовой статус субъектов Российской Федерации регулируется Федеральным законом 1999 г. «О координации международный внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации». Очень важное значение имеет определение Конституционного Суда РФ 2000 г., в котором установлено, что «республика (субъект Федерации) не может быть субъектом международного права в качестве суверенного государства и участником соответствующих межгосударственных отношений». Определение подтверждает ограниченный характер международной правосубъектности субъектов федерации. С 2000 г. действуют Правила государственной регистрации соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В 1945 г. Украинская ССР и Белорусская ССР получили статус самостоятельных, первоначальных членов ООН, подписавших ее Устав (это право было предоставлено Украине и Белоруссии за заслуги в борьбе с фашистской Германией). Это прецедент самостоятельного членства субъектов федерации в межправительственной международной организации. В 1990—1991 гг. имела место практическая реализация международной самостоятельности бывших союзных республик СССР: заключение договоров с различными государствами, установление дипломатических отношений. Все эти факты свидетельствуют о становлении субъектов федерации в качестве самостоятельных, нетрадиционных, неосновных, нетипичных, производных, вторичных, частично суверенных субъектов международного права. В настоящее время можно утверждать, что имеет место тенденция признания международной правосубъектности субъектов федерации. Среди государств выделяются нейтральные государства. Понятия «постоянный нейтралитет», «статус постоянно нейтрального государства» — это устойчивые категории современного международного общения. Статусом постоянно нейтральных государств обладают Швейцария, Австрия, Кампучия, Мальта, Лаос, Сан-Марино, Туркменистан. Этот статус никак не затрагивает суверенитета данных государств. Постоянно нейтральные государства — полностью полноправные субъекты международного права, имеющие особые права и обязанности. Их постоянный нейтралитет согласован и гарантирован другими членами международного сообщества.
Ранее статус постоянно нейтральных государств имели Бельгия (1831-1919 гг.) и Люксенбург (1867-1944 гг.).
Соглашение о постоянном нейтралитете Швейцарии было заключено на Венском конгрессе в 1815 г. (подписано Австрией, Пруссией, Россией, Португалией, Францией, Великобританией) и подтверждено Версальским мирным договором 1919 г. Перечисленные государства гарантировали статус нейтралитета и неприкосновенность территории Швейцарии. Это предполагает обязанность данных государств выступать в защиту статуса Швейцарии в случае его нарушения.
В 1955 г. австрийский парламент принял Федеральный конституционный закон о нейтралитете Австрии. В Законе закреплено, что Австрия добровольно заявляет о своем нейтралитете; обязуется не вступать ни в какие военные союзы; не допускать создания военных опорных пунктов других государств на своей территории. Статус Австрии признан союзными державами и другими государствами, но не гарантирован ими.
В 1981 г. Правительство Мальты утвердило Декларацию относительно нейтралитета Мальты. Мальта отказывается от участия в каких-либо военных союзах; ни один объект на Мальте не может использоваться таким образом, чтобы это привело к сосредоточению на Мальте иностранных вооруженных сил.
Статус Камбоджи (Кампучии) определен в Заключительном акте Парижской конференции по Камбодже 1991 г. В Соглашении о суверенитете, независимости, нейтралитете и национальном единстве Камбоджи зафиксирована ее обязанность закрепить постоянный нейтралитет в своей Конституции. Участники Соглашения обязались признавать и уважать этот статус.
Постоянный нейтралитет Туркменистана закреплен в его национальном законодательстве. В 1995 г. статус Туркменистана был признании поддержан Генеральной Ассамблеей ООН в резолюции «Постоянный нейтралитет Туркменистана».
Статус Республики Сан-Марино как постоянно нейтрального государства закреплен в Договоре с Италией 1939 г.
4.6. Нации и народы, борющиеся за независимость, как субъекты международного права
Особенность современного международного права заключается в возможности признания наций и народов, борющихся за независимость (НБН) в качестве его самостоятельных субъектов. Не каждая нация или народ, борющиеся за свое освобождение, вправе претендовать на такой статус. Субъектом международного права могут быть только те НБН, которые в процессе своей освободительной борьбы создают властные структуры, способные выступать от имени всей нации в межгосударственном общении.
Право наций на самоопределение — один из когентных принципов общего международного права, закрепленный в Уставе ООН, Декларации 1970 г., Хельсинкском акте 1975 г. Право на отделение и образование самостоятельного государства — непременный элемент права нации на самоопределение. Таким правом обладают население несамоуправляющихся территорий (колоний, зависимых территорий); народы, проживающие на территории, имеющей в соответствии с конституцией соответствующего государства право на отделение; народы, проживающие на территории государства, в котором имеет место нарушение принципа права наций на самоопределение. В любом случае, право на самоопределение — это именно право, а не обязанность нации. Право на самоопределение может осуществляться любыми способами, в том числе и военными; однако право на самоопределение несовместимо с национализмом и сепаратизмом.
Основная задача международной правосубъектности НБН заключается в определении правового статуса борющейся нации, в осуществлении контроля международного права над национально-освободительным движением. Международная правосубъектность НБН впервые проявилась в годы Первой мировой войны, во время распада Австро-Венгерской, Российской и Османской империй. Далее международная правосубъекность НБН была признана в период Второй мировой войны. Наибольшее число таких субъектов действовало в международном общении в период массового крушения колониальной системы. В современном мире значение международной правосубъектности НБН состоит в том, что это право каждого народа, строящее свою государственность, самостоятельно, без вмешательства извне, определять свой внутренний и внешний политический статус.
Способность иметь международные права и обязанности и способность их самостоятельно осуществлять органически связаны между и составляют международную правосубъектность НБН. НБН обладают всеми элементами международной правосубъектности: правом участвовать в заключении международных соглашений, быть членом международных организаций, иметь свои официальные представительства в других государствах, участвовать в работе международных конференций. Основное международное правомочие народа борющегося за создание собственного государства, — это международная договорная правоспособность. От имени нации при заключении международного договора или присоединении к нему выступают представители национально-освободительного движения.
Одно из наиболее важных правомочий НБН — это право на международную защиту и поддержку со стороны других государств, право непосредственно предъявлять претензии в международные органы. В международных организациях и на международных конференциях НБН обычно имеют статус наблюдателей.
Основная проблема международной правосубъектности НБН — необходимость признания нации в качестве субъекта международного права. В современном международном праве отсутствует нормативное международно-правовое регулирование этого вопроса. Особой сложностью отличается вопрос: сколько государств должно признать НБН, чтобы она получила статус субъекта международного права. В настоящее время эти вопросы решаются на основе международной практики и международных обычаев. Однако такое признание получают не нация или народ в целом, а конкретные органы, возглавляющие национально-освободительное движение. В документах ООН речь идет именно о признании национально-освободительного движения. Специфика признания НБН субъектом международного права предопределяется тем, что проблема признания возникает в отношении народа, и для признания необходимо наличие у этого народа определенной экономической, культурной, исторической общности, осознания своего единства. Если проблема признания возникает в отношении нации, — необходима еще и языковая общность.
Современная международная практика по вопросу признания НБН субъектами международного права основана на доктрине Эстрады, которая применима не только к признанию правительств, но и к признанию наций, борющихся за независимость. При этом необходимо должны существовать определенные объективные критерии, позволяющие признать НБН субъектом международного права.
В 1974 г. на основе резолюции Генеральной Ассамблеи ООН международной правосубъектностью была наделена Организации освобождения Палестины (ООП). Она была признана нацией, борющейся за независимость (создание суверенного Палестинского государства). Палестино-израильский конфликт длится уже более 60 лет Первый «проблеск» в его урегулировании наметился в начале 90-х гг. п 1993 г. была принята палестино-израильская Декларация принципов в которой говорилось о «стремлении жить в условиях мирного сосуществования». Однако Соглашение 1993 г. не решило ни одной из основных проблем палестино-израильского урегулирования. Единственным результатом Соглашения стала легализация власти ООП в секторе Газа и частично на Западном берегу реки Иордан.
Вторая попытка разрешить палестино-израильский конфликт была предпринята в начале 2003 г. Под давлением США, Европейского союза и России Израиль и ООП приняли так называемую дорожную карту Цель этого плана — предложить «постоянное решение палестино-израильского конфликта путем создания двух государств». Однако план не обозначил даже самого общего подхода к решению самых сложных проблем: беженцы, Восточный Иерусалим; границы и поселения.
В 2003 г. Израиль начал строительство защитного «барьера безопасности» длиной около 350 км. Он должен разделить Израиль и палестинские территории, обезопасить от террористических нападений израильские поселения. В 2004 г. Международный Суд ООН объявил строительство Израилем «барьера безопасности» незаконным. По мнению Суда, стена нарушает право палестинцев на свободу передвижения и трудоустройство.
Смерть Ясира Арафата (ноябрь, 2004 г.), бессменного лидера ООП в течение 35 лет, кардинально изменила ситуацию. После его смерти Организацию освобождения Палестины возглавил Абу Мазен, выразивший готовность возобновить переговорный процесс с Израилем. В 2005 г. Совет по национальной безопасности Израиля приступил к разработке «плана размежевания» с Палестинской автономией.
В настоящее время реально существует Палестинская автономия (фактически, независимое государство). ООП уже нельзя считать нацией, борющейся за независимость; она является одним из политических движений, действующих в Палестинской автономии и борющихся за власть в новом государстве (наряду с Хамас, ФАТХ и др.).
4.7. Государствоподобные образования как субъекты международного права
Государствоподобные образования (ГПО) — это особая политико-религиозная, историческая или политико-территориальная единица, которая на основе международного акта или международного признания имеет относительно самостоятельный международно-правовой статус. Общие термины (обобщающие понятия) для обозначения ГПО — это вольные города или вольные территории, свободные территории или зоны.
ГПО являются полноправными субъектами международного права, но свою международную правосубъектность они получают по прямому волеизъявлению государств. Это самоуправляющиеся образования, которым международно-правовой статус предоставлен на основе договора. ГПО вправе участвовать в международных публичных правоотношениях. Высший юридический акт для ГПО — это международный договор или акт международной организации, который определяет его особую международную правосубъектность.
Создание ГПО предопределено объективными факторами международного порядка. Как правило, это один из наиболее эффективных способов замораживания территориальных претензий. По существу, ГПО представляет собой своеобразное государство с ограниченной правоспособностью. Может иметь собственную конституцию, государственные органы, вооруженные силы (но исключительно оборонительного характера). Создатели ГПО обычно разрабатывают механизм контроля за соблюдением его статуса. На международном уровне ГПО представляет либо заинтересованное государство, либо международная организация. Такое представительство не является обязательным, — ГПО вправе самостоятельно участвовать в заключении международных соглашений, обмениваться официальными представительствами с другими государствами, предъявлять международные претензии. В международных организациях и на международных конференциях обычно имеют статус наблюдателей.
В старом международном праве существовало довольно большое количество вольных городов с особым международным статусом: Венеция, Новгород, Псков, Гамбург, Краков. Современное международное право демонстрирует тенденцию к сужению круга подобных субъектов. В 1918—1945 гг. статус ГПО имел вольный город Данциг (ныне — Гданьск) — спорная территория между Польшей и Германией. Данциг получил статус ГПО в целях замораживания территориальных претензий в соответствии с положениями Версальско-Вашингтонской договорной системы. В 1945 г. по итогам Второй мировой войны отошел к Польше.
В 1947—1954 гг. статус ГПО имела свободная территория Триест (предмет территориальных споров между Италией и Югославией)-Создана на основе мирного договора с Италией 1947 г. Находилась под защитой Совета Безопасности ООН. В 1954 г. мирным путем была поделена между Италией и Югославией.
В 1945—1990 гг. единственный в своем роде особый международно-правовой статус имел Западный Берлин (на основе Соглашения 3y Великобританией, СССР, США и Францией 1971 г.). Эти государства имели особые права и несли особую ответственность относительно статуса Западного Берлина. Правительство ФРГ представляло интересу Западного Берлина в международных организациях и на международных конференциях, осуществляло консульское обслуживание его граждан. В 1990 г., после объединения Германии, действие Соглашения 1971 г. было прекращено, поскольку Западный Берлин стал частью территории ФРГ.
Режим вольного города был предусмотрен для Иерусалима на основе резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1947 г. В 2005 г. Ватикан призвал мировое сообщество наделить Иерусалим специальным статусом города, находящегося под международной защитой.
В настоящее время основным ГПО со специфическим международно-правовым статусом является Ватикан (Святейший Престол). Ватикан — это город-государство, резиденция, административный центр католической церкви. В качестве города-государства и субъекта международного права признан с 1929 г. (Латеранский, конкордат, заключенный между Италией и Ватиканом). Имеет специфическую международную правосубъектность — это правосубъектность именно Святейшего Престола, а не католической церкви в целом.
Ватикан обладает почти всеми внешними атрибутами государства — территорией, населением, гражданством, имеет собственные органы власти и управления. Однако это не государство в смысле социального механизма управления обществом. Это именно административный центр католической церкви. Ватикан поддерживает дипломатические отношения более чем с 80 государствами мира (в том числе и с Российской Федерацией). В ООН имеет статус наблюдателя, является членом многих специализированных учреждений ООН (МАГАТЭ, МОТ, ВПС, ФАО, ЮНЕСКО). Участвует во многих универсальных многосторонних конвенциях и в двусторонних договорах с государствами (конкордаты — соглашения о статусе католической Церкви в каком-либо государстве).
Святой Престол активно участвует в международной жизни, в борьбе за права человека. В 1965 г. была принята Nostra Aetate — Декларация Ватикана об отказе от обвинения евреев в ответственности за Распятие Христа. В конце 2005 г. состоялся визит главы Израиля в Ватикан, в ходе которого обсуждались вопросы сотрудничества между Ватиканом и Израилем, развитие диалога между иудаизмом и католизмом. Ответный визит Папы Римского в Израиль намечен на 2006 г.
же году ожидается официальный визит понтифика в Турцию. Ни конференции по пересмотру Договора о нераспространения ядерного оружия (2005 г.) Постоянный представитель Ватикана при ООН отметил, что страны, обладающие ядерным оружием, не соблюдают своих обязательств о полном разоружении; растет подпольное производство ядерного оружия, которое рискует попасть в руки террористов.
Ватиканский паспорт приравнивается к дипломатическому. Чтобы получить его, нужно стать кардиналом или легатом Папы Римского. Граждане Ватикана либо постоянно живут и работают в самом Ватикане, или находятся за границей с дипломатической миссией по делам католической церкви. Привилегия быть гражданином зависит от прямых и постоянных отношений с папским престолом. Когда связь прерывается, ватиканское гражданство утрачиваются. Только один человек не может прервать эту связь до самой смерти — Папа Римский. У него паспорт с номером один, он абсолютный правитель в государстве Ватикан и единовластный авторитет католической церкви.
До недавнего времени отношения Ватикана и России были достаточно сложными: Папа Иоанн Павел II хотел посетить Россию, а Русская Православная Церковь этому противилась. В 2004 г было решено создать совместную рабочую группу по урегулированию проблем в отношениях между Русской православной и Римско-католической церквами.
В 2005 г. глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл был принят Папой Бенедиктом XVI в Ватикане. В конце 2005 г. состоялся визит в Россию главы внешнеполитического ведомства Ватикана архиепископа Джо ванни Лайоло. По возвращении в Рим архиепископ Лайоло заявил, что Бенедикт XVI был бы рад принять патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Ватикане, и сам «с удовольствием посетил бы патриарха Московского и всея Руси».
Мальтийский орден является еще одним действующим ГПО в современном мире. Это официальное историко-религиозное формирование с международному признанными благотворительными функциями. Мальтийский орден, сначала носивший название ордена Сан-Хуана, был создан в 1050 г. в Палестине для оказания помощи странникам, посещавшим Святую Землю. После изгнания крестоносцев в 1187 г. мальтийские рыцари вынуждены были скитаться по странам Средиземноморья, пока испанский монарх не подарил им острова Мальту. Орден был признан субъектом международного права и сувереном на конгрессах в Аахене в 1818 г., в Вероне в 1822 г., на переговорах с Грецией в 1823—1828 гг. и с Италией в 1912—1922 гг. Официальная цель Мальтийского ордена — благотворительная и историко-архивная деятельность. Имеет дипломатические отношения более чем 80 государствами мира (в том числе с Российской Федерацией). Релизация Мальтийского ордена находится в г. Риме. Итальянская Республика признает существование Мальтийского ордена на своей территории в качестве суверенного государства, с которым она поддерживает дипломатические отношения, а также экстерриториальность г0 резиденции и правовое положение Великого Магистра в качестве главы государства. .
В настоящее время Орден состоит из шести Великих приорств: в Риме, Венеции, Сицилии, Австрии, Богемии и Англии; трех суб-приорств (объединенного Силезии и Рейна-Вестфалии, Ирландии и Испании) и 54 национальных ассоциаций и орденских организаций (в том числе в России). Орден насчитывает более 10 000 членов. Несколько сотен больниц и госпиталей Ордена размещены по всему миру (Орден является одной из крупнейших госпитальерских организаций и осуществляет более 150 проектов в 35 странах мира.) При Великом магистре Ордена создана Вспомогательная комиссия по оказанию медицинской и гуманитарной помощи. В ООН имеет статус наблюдателя. Представители Ордена участвуют в работе Комиссии Европейского союза, Совета Европы, ЮНЕСКО, ФАО, ИАТА, ЮНИДО и других международных организаций.
В 2004 г. состоялось подписание договора между правительством республики Мальта и Суверенным Мальтийским орденом о предоставлении Ордену одной из крепостей на территории Мальты в качестве экстерриториальной штаб-квартиры. Получив свою собственную территорию, Мальтийский орден стал самым маленьким в мире городом-государством (после Ватикана). Папа Римский Бенедикт XVI является членом Мальтийского ордена.
Государствоподобные образования не являются типичными субъектами международного права, поскольку их число нестабильно и часто имеют место ситуации, когда такие образования отсутствуют на Международной арене. Однако это не исключает возможности появления новых ГПО в современном мире, прежде всего, в целях мирного Разрешения территориальных разногласий. Представляется, что в настоящее время существует целесообразность придания Такого статуса Крыму и Южным Курилам.
4.8. Международные межправительственные организации как субъекты международного права
Международные межправительственные организации (ММПО) — это субъекты международного права особого рода. Начало их между народной правосубъектности имело место в XX в.: первый подобный субъект - это Лига Наций (хотя ее правосубъектность не была признана официально). ООН — правопреемник Лиги Наций, в том числе и как субъект международного права. В консультативном заключении Международного Суда ООН 1949 г. закреплена возможность признания ММПО субъектом международного права.
Организации — это вторичный субъект международного права, поскольку они создаются государствами и действуют на основе международного договора (своего учредительного акта, устава). ММПО не обладают ни населением, ни территорией, поэтому являются своеобразными субъектами международного права. Они создаются для выполнения конкретных задач и могут вступать только в те правоотношения, которые определены их функциями и задачами и соответствуют их уставу. Компетенция организации ограничена теми задачами, во исполнение которых она создана. В доктрине международного права существуют концепции уставной, подразумеваемой и имманентной компетенции ММПО.
Основой международной правосубъектности государства является его суверенитет; основой международной правосубъектности ММПО — те полномочия, которыми ее наделили государства-члены. В связи с этим правосубъектность ММПО имеет ограниченный и специальный характер. Организации обладают международной договорной правоспособностью, однако право ММПО на участие в международных договорах является ограниченным, так как они вправе участвовать только в заключении международных соглашений по определенному кругу вопросов.
ММПО ограничены в выборе средств принуждения и разрешения споров. Не могут быть субъектами споров, рассматриваемых Международным Судом ООН, а вправе только запрашивать его консультативные заключения. ММПО представляют собой субъекты не только международного публичного, но и международного частного права. Организации являются международными юридическими лицами. В этом качестве ММПО обладают гражданско-правовыми правами и обязанностями и могут нести ответственность за неисполнение своих контрактных обязательств. Статус ММПО как юридических лиц закреплен во многих международных соглашениях (Конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 г.). В учредительных документах всех ММПО есть положения об их правоспособности (ст. 104 Устава ООН, ст. 12 Устава ЮНЕСКО).
Любая ММПО прекращает свое существование по волеизъявлению государств-членов. В подобном случае может возникнуть вопрос о правопреемстве международной организации. В современном международном праве нет норм общего характера, регламентирующих этот вопрос. Отдельные положения имеются в учредительных актах некоторых ММПО (ВОЗ, ВМО). Правопреемство ММПО имеет место, если ММПО - предшественница прекращает свое существование. В международной практике случаи правопреемства возникали в отношении Лиги Наций, ООН, ВМО.
ММПО является носителем определенных общих интересов и обязана их защищать. Организация обладает автономией воли в пределах, установленных в ее учредительных актах. Как субъект международного права, ММПО связана не только своим уставом, но и другими нормами права. Для ММПО обязательны любые императивные нормы международного права, в том числе и созданные без ее участия. ММПО — это орган сотрудничества государств, а не орган над государственной власти. Международная правосубъектность ММПО производна от правосубъектности государств, т.е. ограничена их волей и определена в уставе.
Международная практика показывает, что возможность ММПО участвовать в международных публичных отношениях, обладать международными привилегиями и иммунитетами свидетельствует о наличии у них международной правосубъектности в полном объеме. Тенденция современного международного права — возрастание роли международных организаций и увеличение объема их правосубъектности.
4.9. Индивиды как нетрадиционные субъекты международного права
Индивиды, национальные юридические лица, транснациональные корпорации, международные хозяйственные объединения, международные неправительственные организации, субъекты федерации являются нетрадиционными, неосновными, нетипичными, вторичными, производными, несуверенными, правоприменяющими (но не правосоздающими) субъектами международного права. Они обладают отраслевой, специальной, ограниченной международной правосубъектностью. Общая точка зрения, установившаяся в последние 15 лет, — все эти образования представляют собой субъекты международного права. Их правосубъектность ограничена, — прежде всего, они не участвуют в международном правотворческом процессе и не являются универсальными субъектами международного права.
До конца 80-х гг. XX в. отсутствовало общее признание данных образований в качестве субъектов международного права. Исходное Положение признания международной правосубъектности нетрадиционных субъектов — это презумпция многообразия субъектов в соименном международном праве. В международной практике отсутствует запрет наделять международной правосубъектностью любые образования, правомочные вступать в международные публичные правоотношения (общий принцип права цивилизованных народов — разрешено все, что не запрещено). Объем правосубъектности нетрадиционных субъектов заключается прежде всего в возможности непосредственно предъявлять претензии в международных органах, нести международно-правовую ответственность, непосредственно участвовать в определенных международных правоотношениях.
Индивид — основной нетрадиционный субъект международного права. В настоящее время имеет место практически всеобщее признание индивидов (физических лиц) в качестве субъектов международного права, обладающих ограниченной, специальной правосубъектностью. Первые концепции возможности индивидов выступать субъектами международного права появилисв после Первой мировой войны (положения Версальского мирного договора о привлечении к международной уголовной ответственности кайзера Германии Вильгельма II и других военных преступников). Приблизительно тогда же утвердилось понятие «международное уголовное право».
Одним из важнейших итогов Второй мировой войны стали Нюрнбергский и Токийский процессы над немецкими и японскими военными преступниками. На этих процессах физические лица были привлечены к ответственности по нормам международного, а не национального уголовного права. Их дела рассматривались не в национальных судах в порядке национального уголовного процесса, а в международных военных трибуналах без применения норм национального уголовно-процессуального права. Наказание было Назначено в соответствии с международным договором (Устав Нюрнбергского военного трибунала), а не по нормам национального уголовного права. Приведение в исполнение приговоров также было произведено в соответствии с международным, а не с национальным пенитенциарным правом.
В западной доктрине международного права всеобщее признание международной правосубъектности индивидов произошло в 50-х гг. XX в. В советской доктрине международного права до конца 80-х гг. XX в. существовала единственно разрешенная точка зрения: полное отрицание права индивидов выступать субъектом международного права. В конце 80-х гг. признание международной правосубъектности индивидов было открыто закреплено и в отечественной доктрине международного права.
Современное состояние международного права позволяет констатировать прямое включение в международные договоры норм, непосредственно ориентированных на индивидов. Эти нормы касаются прав, обязанностей и ответственности физических лиц. Первые в истории международного права нормы, непосредственно относящиеся к индивидам, — это нормы о международной уголовной ответственности физических лиц.
В 90-х гг. XX в. были созданы международные уголовные трибуналы (по Руанде и Югославии), в которых уже рассматривались обвинения против физических лиц, совершивших преступления против человечества на территории этих государств. В 1998 г. была принята Римская конвенция о создании Международного уголовного суда, которому подсудны именно индивиды, обвиняемые в совершении преступлений против человечества. Статут Международного уголовного суда вступил в силу в 2002 г.
Значительную роль в регулировании международных правоотношений с участием индивидов играют конвенции о защите основных прав и свобод человека, о борьбе с международными преступлениями (геноцид, апартеид) и с преступлениями международного характера (терроризм, незаконный оборот наркотиков). Статья 15 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. закрепляет возможность признания физических лиц виновными в совершении преступлений не только по внутригосударственному, но и по международному праву. Современная практика идет по пути расширения круга норм, предоставляющих индивидам юридическую возможность получить защиту в международных органах на основе норм международного права.
Международные договоры (Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.) предоставляют индивидам право непосредственно обращаться в межгосударственные органы по защите прав человека и основных свобод (Европейский и Межамериканский суды по защите прав человека). Такое право признано и во внутригосударственных актах многих государств (Конституция РФ). Женевские конвенции 1949 г. и Дополнительные протоколы к ним 1977 г. прямо говорят о применении положений этих соглашений к физическим лицам. Основополагающая мысль (ст. 6 Всеобщей декларации прав человека, ст. 16 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г.): каждый человек имеет право на признание его правосубъектности. Индивид вправе обращаться с жалобами в международные региональные суды и в международные организации (ООН).
Отрасли международного права, в которых правосубъектность индивида выражена особо рельефно, — это международное гуманитарное право, право вооруженных конфликтов, международное уголовное право. В настоящее время Международная правосубъектность индивида имеет ограниченный, специальный характер, — физические лица не обладают международной договорной правоспособностью, не вправе быть членами ММПО, не могут участвовать в создании норм международного права. Тенденция современного международного права — расширение содержания и объема международной правосубъектности индивида.
4.10. Другие нетрадиционные субъекты международного права
Основой международной правосубъектности иных нетрадиционных субъектов международного права является признание этого качества у индивидов. Национальные юридические лица признаются субъектами международного права по аналогии с индивидами: презумпция многообразия субъектов международного права и принцип «разрешено все, что не запрещено». Это специальная, ограниченная международная правосубъектность — национальные юридические лица, в первую очередь, имеют право непосредственно обращаться с претензиями в международные органы, в международные региональные суды (Европейский суд).
Однако для средних и малых компаний их международная правосубъектность не имеет большого практического значения, — у них фактически нет необходимости выступать в качестве субъектов международного права. Крупные компании более заинтересованы в реализации своей международной правосубъектности. Национальные юридические лица обладают строго отраслевой международной правосубъектностью: они выступают субъектами тех отраслей международного права, которые непосредственно связаны с экономической деятельностью (морское, экономическое, воздушное и т.п.).
Международные хозяйственные объединения и международные юридические лица создаются именно с целью проведения хозяйственной деятельности на международном уровне. Основа их создания — международное соглашение (возможно как на межведомственном, так и на межправительственном уровнях), либо законодательство двух и более государств. Несомненна практическая целесообразность и необходимость участия таких лиц в международных отношениях в качестве субъектов международного права.
Теоретически содержание и объем их международной правосубъектности такие же, как и у национальных юридических лиц, на практике — неизмеримо более высокая степень участия в международных публичных правоотношениях, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности (космическое, атомное, информационное право). Объем и содержание международной правосубъектности подобных образований, степень их участия в международных отношениях фиксируются в их учредительных документах.
Транснациональные корпорации (ТНК) в силу специфики своей организационной структуры и сферы деятельности нуждаются в особом правовом режиме и особом правовом статусе. Теоретически они являются юридическими лицами национального права, на практике находятся вне сферы действия юрисдикции какого-либо одного государства, поскольку деятельность ТНК затрагивает интересы многих государств. В доктрине права иногда еще высказывается мнение, выраженное в консультативном заключении Международного Суда ООН, — споры, вытекающие из соглашений иностранных корпораций с государствами, должны решаться на основе национального права.
В современном праве особой актуальностью отличается проблема создания для ТНК особого международного режима, поскольку их роль в развитии современного международного права чрезвычайно велика. ТНК — активные участники международных публичных правоотношений, хотя и выступают в качестве пользователей, а не создателей его норм. Необходимо учитывать серьезное влияние ТНК на формирование воли государств относительно создания норм международного права. В доктрине очень популярна концепция «квазимеждународного права», создаваемого в рамках международных организаций посредством соглашений ТНК с государствами.
В международном праве наблюдается тенденция признания международной правосубъектности ТНК в полном объеме, создания специальной правовой системы, состоящей из соглашений между ТНК и государствами. Эти соглашения выводятся из сферы действия национального права, а деятельность самих ТНК не подпадает под национальную юрисдикцию. Типовые оговорки о применимом праве в соглашениях с участием ТНК подчиняют эти соглашения «международному праву», «квазимеждународному праву», «общим принципам Права», «общим принципам международного права».
Международные неправительственные организации (МНПО) создаются с целью непосредственного участия в международных правоотношениях, решения международно-правовых проблем. В связи с этим объективно обосновано признание их субъектами международного права с ограниченной и специальной правосубъектностью. Непосредственное проявление их международной правосубъектности включается в наличии консультативного статуса в ЭКОСОС, праве Участвовать в международных конференциях (с совещательным голосом). Основное отличие МНПО от других нетрадиционных субъектов -. МНПО являются нетрадиционными универсальными субъектами, т.е. субъектами практически всех отраслей международного публичного права (в зависимости от сферы своей деятельности: Международный комитет Красного Креста — субъект права вооруженных конфликтов, ИАТА — международного воздушного права, ГРИНПИС — международного экологического права). При этом одна и та же МНПО может быть субъектом нескольких отраслей международного права (например, Международная федерация юристов-демократов).