Тема 4 СУБЪЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

 

4.1.Понятие и виды субъектов международного права, их классификация. Международная правосубъектность
4.2.Государства как основные субъекты международного права. Признание государств
4.3.Правопреемство государств
4.4.Институт правопродолжательства в международном праве
4.5.Виды государств как субъектов международного права
4.6.Нации и народы, борющиеся за независимость, как субъекты международного права
4.7.Государствоподобные образования как субъекты международного права
4.8.Международные межправительственные организации как субъекты международного права
4.9.Индивиды как нетрадиционные субъекты междародного права

4.10.Другие нетрадиционные субъекты международного права

4.1. Понятие и виды субъектов международного права, их классификация. Международная правосубъектность

Субъект международного права — это носитель международных прав и обязанностей; это лицо (в собирательном смысле), поведение которого регулируется международным правом и которое может всту­пать в международные публичные правоотношения, защищать свои права путем непосредственного заявления претензий в международ­ные органы. Субъект международного права должен быть непосредст­венно подчинен международному регулированию и обладать между­народным публичным статусом.

1 Традиционное представление о международном праве — это регу­лятор межгосударственных отношений, порождающих привязку субъ­екта к этим отношениям. Субъект международного права ранее пони­мался как самостоятельное образование, которое благодаря своим юридическим свойствам способно обладать правами и обязанностями по международному праву, участвовать в создании и реализации его норм. Понятие субъекта в старом международном праве ассоциирова­лось исключительно с государством.

Современное понимание международного права расширяет пред­мет его регулирования. Изменение структуры международных отно­шений и специфики международно-правового регулирования приве­ло к трансформации понятия и видов субъектов международного пра­ва. В современном мире наблюдается тенденция к расширению круга субъектов международного права. Исходный принцип для возможно­сти появления других субъектов — отсутствие в международном праве запрета на появление новых субъектов.

В основе классификации субъектов международного права, их lифференциации и видов лежат различные критерии. Главное деление в современном международном праве — это традиционные (основные) и нетрадиционные (неосновные) субъекты. Кроме этого, объекты международного права делятся на типичные и нетипичные, первичные и вторичные, первоначальные и производные. Субъекты международного права могут быть также суверенными, потенциально суверенными, частично суверенными и несуверенными, правосоз-дающими и правоприменяющими, универсальными и отраслевыми. Классификация субъектов международного права проводится и по оттраслевому признаку — субъекты права международных договоров международного гуманитарного права, международного экономиче­ского права и т.д.

Государства являются традиционными, первичными, основными, первоначальными, универсальными, типичными, суверенными, пра-восоздающими и правоприменяющими субъектами международного права. Государство в качестве первичного субъекта международного права никем не создается; его появление — это результат естественно­го исторического процесса. Государство возникает само по себе, без чьего-либо волеизъявления как самостоятельный социальный орга­низм. Оно обладает суверенитетом и международной правосубъектно­стью в силу самого факта своего возникновения. Международная пра­восубъектность государства имеет первоначальный и всеобъемлющий характер и не обусловлена чьей-либо внешней волей. Государство — источник властной энергии в международных отношениях.

Нации, борющиеся за независимость (далее — НБН), — это тради­ционные, первичные, производные, основные, нетипичные, универ­сальные, потенциально суверенные, правосоздающие и правоприме-няющие субъекты международного права. НБН также никем не созда­ются, а возникают в результате исторического развития. НБН можно назвать государствами в стадии формирования, поэтому они являются потенциально суверенными субъектами. Однако НБН должны быть признаны в качестве таковых на международно-правовом уровне, по­этому их международная правосубъектность имеет производный ха­рактер. В отличие от государств, которые постоянно функционируют на международной арене, НБН далеко не всегда присутствуют в меж­дународной жизни. В истории было немало периодов, когда НБН не существовало вообще. Поэтому они являются нетипичными субъек­тами международного права.

Основная специфика производных субъектов международного права — они создаются первичными, порождаются волеизъявлением государств, зафиксированным в международно-правовом акте. Объем их международной правосубъектности зависит от намерений их созда­телей. К таким субъектам относятся государствоподобные образова­ния и международные межправительственные организации.

Государствоподобные образования (далее — ГПО) представляют собой традиционные, вторичные, производные, основные, частично суверенные, нетипичные, универсальные, правосоздаюшие и право-применяюшие субъекты международного права. ГПО создаются госуоствами на основе международного договора, поэтому являются ооичными субъектами; объем их международной правосубъектно-определяется государствами и имеет производный характер. На снове международного соглашения ГПО частично обладают сувере­нитетом. Точно также, как и НБН, они не всегда в принципе сущест­вуют на международной арене, т.е. являются нетипичными субъекта­ми' обладают (как и НБН) почти всеми элементами международной правосубъектности: правом заключать международные договоры, быть членом международных организаций, иметь своих официальных представителей в других государствах, участвовать в работе междуна­родных конференций. Могут быть субъектами всех отраслей междуна­родного права (как и НБН), поэтому являются универсальными субъ­ектами международного права.

Международные межправительственные организации (далее — ММПО) являются традиционными, основными, типичными, вторич­ными, производными, отраслевыми, несуверенными,  правосоздающими и правоприменяющими субъектами международного права. Они создаются государствами (вторичные субъекты) и получают каче­ство международной правосубъектности по их прямому волеизъявле­нию (производные субъекты). ММПО не обладают ни территорией, ни населением, поэтому являются несуверенными субъектами, и в си­лу объективных причин могут обладать только отраслевой правосубъ­ектностью. С момента своего появления в международной жизни (XIX в.) и до настоящего момента ММПО — постоянные участники международных отношений; их количество, роль и значение имеют тенденцию к возрастанию. ММПО — это типичные субъекты между­народного права.

Определяющим качеством субъекта международного права является наличие у него международной правосубъектности. Международная правосубъектность используется как обобщающий термин для соеди­нения в юридическом статусе лица его право- и дееспособности. Этот термин широко применяется в различных международно-правовых ак­тах, например, в Декларации 1970 г. и в Конвенции по морскому праву 1982 г. Международная правосубъектность представляет собой особое юридическое свойство, качественную характеристику субъекта, воплощенную в совокупности его прав и обязанностей.

Виды прав и обязанностей, порождающих международную право­субъектность:

1.Права и обязанности, свойственные всем без исключения субъектам международного права: право участвовать в международных отношениях  с другими субъектами международного права, Щать свои законные права и интересы в международных органах.

2. Права и обязанности, свойственные определенным категориям субъектов международного права. Это конкретные качество и объем их международных прав и обязанностей.

Международная правосубъектность может быть полной или огра­ниченной. Элементы международной правосубъектности: участие в процессе создания и применения норм международного права; уча­стие в работе международных конференций и членство в международ­ных организациях; право на коллективную и индивидуальную са­мооборону; право защищать свои права в международных органах. Полной международной правосубъектностью обладают только госу­дарства — первичные и первоначальные субъекты международного права. Объем и содержание правосубъектности производных субъек­тов международного права зависят от намерений их создателей. Такая правосубъектность является производной- Объем и содержание пра­вового статуса вторичных субъектов должны соответствовать их на­значению и функциям.

4.2. Государства как основные субъекты международного права. Признание государств

Государства являются субъектами международного права ipso facto. Международная правосубъектность государств имеет всеобъемлющий и исключительный характер. Особенность международного права — оно создается прежде всего самими государствами и преимуществен­но регулирует именно межгосударственные отношения. Государст­ва — это главные создатели международного права и гаранты соблю­дения его норм.

Основным признаком государства как субъекта международного права и его основным качеством является государственный суверени­тет, который возникает одновременно с появлением государства. Су­веренитет государства осуществляется с учетом уважения суверените­та других государств: одно государство не может иметь власти над дру­гим (общий принцип права — равный над равным не имеет ни власти, ни юрисдикции).

Государственный суверенитет имеет внешнюю и внутреннюю сто­роны. Внутренний суверенитет — это права государства на его собст­венной территории, его юрисдикция над всеми лицами, пребываю­щими на соответствующей территории, право на природные ресурсы и естественные богатства.

Внешняя сторона суверенитета — это право государства на мир. общение и сотрудничество с другими государствами, право на само борону и нейтралитет, право на участие в работе международных конференций и организаций и т.д.

Это основные суверенные права государства, которые составляют юридическую сущность государственного суверенитета. Суверенитет предполагает наличие у каждого государства его внутренней компе­тенции, вмешательство в которую со стороны других государств недо­пустимо. Государственный суверенитет служит главной предпосылкой международной правосубъектности государства.

Ранее в международном праве господствовала теория неограни­ченного суверенитета. Государство имело право на войну (ius in bellum), право на свободную национализацию иностранной частной собственности. Тенденция современного международного права — ог­раничение суверенитета государств, сужение сферы действия их «исключительно внутренней компетенции». Среди суверенных госу­дарств официально принято их деление на «непосредственно заинте­ресованные государства», «государства с несовпадающими интереса­ми», «необходимые участники», «малые государства», «великие дер­жавы».

Международно-правовое признание государства непосредственно связано с его международной правосубъектностью. В современном международном праве отсутствует кодификация института призна­ния, поэтому он регулируется нормами международно-правовых обы­чаев. Только отдельные аспекты признания регламентируются на до­говорном уровне, в основном в двусторонних соглашениях. В 1949 г. Комиссия международного права включила вопрос о признании госу­дарств и правительств в список тем, подлежащих первоочередной ко­дификации, однако эта проблема до сих пор не разрешена.

Институт международно-правового признания регулируется в ос­новном нормами обычного права, односторонними актами признаю­щих государств, резолюциями международных организаций (например, решение Совета министров иностранных дел ЕС 1991 г. по вопро­су официального признания новых государств на территории СССР и Восточной Европы). В этом решении установлены общие критерии признания новых государств: соблюдение принципов и норм Устава  Хельсинкского акта СБСЕ 1975 г., Парижской хартии для новой Европы 1990 г.; уважение прав человека и основных свобод; признание принципа нерушимости границ; соблюдение обязательств по вооружению и нераспространению ядерного оружия. 

В доктрине международного права существуют две прямо противоположные теории признания:

1. Конституционная  теория — возникновение государства не равного возникновению субъекта международного права. Государство становится субъектом международного права только после получени признания со стороны других государств. До этого признания государство юридически не существует. Эта теория ставит международную правосубъектность государства в прямую зависимость от его признания другими государствами. Непризнанное государство находится вне международного общения, оно не имеет возможности участвовать в международных отношениях. Признание конституирует государство как субъект международного права. Эта теория была выражена в мате­риалах Парижского конгресса 1856 г., в работах немецких юристов Оппенгейма и Лаутерпахта.

2. Декларативная теория базируется на прямо противоположном постулате: государство является субъектом международного права с момента своего возникновения. Признание не наделяет государство международной правосубъектностью, а только декларирует такую правосубъектность и способствует вхождению нового государства в систему международных отношений. Признание не имеет большого юридического значения, поскольку существование государства как субъекта международного права не зависит от его признания. Эта тео­рия появилась во время правления Наполеона Бонапарта: «Француз­ская республика сама себя признала». Один из активных сторонников декларативной теории — известный русский ученый Мартене.

Конститутивная теория в принципе не отражает реальной действи­тельности, так как принижает значение государственного суверените­та как неотъемлемого свойства любого государства. Признание не мо­жет наделять государство международной правосубъектностью. Госу­дарство становится субъектом международного права с момента своего возникновения, вне зависимости от признания. В этом смысле декларативная теория представляет собой концепцию, наиболее адек­ватно отражающую объективную реальность. Однако эта теория недо­оценивает значение признания.

Признание является фактом большого юридического и политиче­ского значения. Оно позволяет новому государству эффективно реа­лизовать свою международную правосубъектность. Признание облег­чает существование нового государства, ведет к нормализации его отношений с другими государствами, выводит новое государство и3 международной изоляции. Признанное государство имеет больше возможностей реализовать свою международную правосубъектность.

В международном праве выделяется традиционное (признание го­сударства) и предварительное (признание НБН, восставшей и воюю щей стороны, организаций сопротивления, правительства в изгнании) признание. Формы признания государств:

1.    Официальные, юридические формы признания — де-юре и де- факто. Признание де-юре представляет собой признание в полном объеме, сопровождающееся установлением дипломатических отно­шений. Это обычная форма признания, которое не принято брать на­
зад. Признание де-юре предполагает установление стабильных меж­дународных отношений, носит явно выраженный характер, фиксиру­ется в официальных документах. Признание де-факто является особой формой юридического признания. Это неполное признание,
имеющее временный и переходный к де-юре характер, сопровождаю­щееся установлением консульских и торгово-экономических отноше­ний. До уровня дипломатических установленные отношения не доводятся. Может быть взято назад.

2.  Неофициальное, фактическое признание. Такое признание предполагает установление постоянных или эпизодических контактов на различных уровнях. Официальные отношения не устанавливаются. Разновидность фактического признания — это признание ad hoc (ра­зовое, на данный случай). Основная цель разового признания — за­ключение международного договора (как правило, об окончании вой­ны). Отсутствие признания не влияет на действительность договоров,
заключенных между не признающими друг друга сторонами.

Юридическое оформление признания производится актом при­знающего государства (в Российской Федерации это Указ Президен­та). Например, в 1993 г. был издан Указ Президента РФ «О признании Эритреи». В современном мире существуют несколько непризнанных государств, например, Абхазия, Приднестровская республика, Южная Осетия, Сомали, Турецкая республика Северного Кипра.

В последние годы XX в. появился институт «принудительного при­знания», которое может иметь место на основе международного дого­вора (Дейтонское соглашение 1995 г. - Союзная республика Югосла­вия и Республика Босния и Герцеговина признали друг друга в качест­ве суверенных государств) либо на основе резолюции международной организации (решение Совета Безопасности ООН 1994 г. - Ирак при­знал суверенитет и политическую независимость Кувейта). «Принуди­тельное признание» возникает в ситуации постконфликтного мирового строительства и нацелено на нормализацию международных отно­шений.

Признание государства означает одновременное признание его правительства. Одна из самых сложных проблем международного права — это признание не уже существующего государства, а его нового правительства, пришедшего к власти неконституционным путем резульльтате государственного переворота, социальной революции, гржданской войны). Существует точка зрения, что поскольку при знание государства по существу и есть признание правительства, то при смене власти в государстве (в соответствии с принципом невме­шательства во внутренние дела) нет необходимости в новом офици­альном признании, достаточно продолжать существующие междуна­родные отношения. Противоположная концепция — если в государ­стве кардинально изменилась общественно-политическая ситуация необходимо новое признание такого государства (по крайней мере учитывая проблемы правопреемства).

В современной теории международного права наиболее популярна доктрина Эстрады (министр иностранных дел Мексики в 30-х гг. XX в.): поскольку признание нового правительства можно истолко­вать как одобрение его политики, то другие государства должны воз­держаться от каких-либо официальных актов признания. Междуна­родное сообщество должно убедиться, что деятельность нового прави­тельства поддерживается большинством населения страны, новое правительство осуществляет эффективную власть на территории сво­его государства, в этом государстве установлен демократический по­литический режим и соблюдаются основные права и свободы челове­ка, при приходе нового правительства к власти отсутствовало ино­странное вмешательство.

Признание наций, борющихся за независимость, по существу, представляет собой признание органов национально-освободитель­ного движения, возглавляющих национально-освободительную борьбу. Народы, борющиеся за свою независимость, являются субъ­ектами международного права. Однако признание относится не к народу в целом, а к органам национально-освободительного движе­ния. В ходе борьбы за государственную независимость нации созда­ют органы национального сопротивления, которые могут быть при­знаны другими государствами. Признание НБН — это не констата­ция ее международной правосубъектности, а ее конституирование (создание). Только признание другими государствами делает НБН субъектом международного права. Международная правосубъект­ность НБН имеет производный характер: она зависит от прямого волеизъявления государств.

Первые акты такого признания имели место во время Первой ми­ровой войны: государства Антанты признали в качестве союзных на­ций поляков, чехов, словаков, венгров, боровшихся против Австро-Венгрии и Германии. Наиболее широкое распространение признание НБН получило в период крушения колониализма (например, призна­ние СВАПО — Народной организации Юго-Западной Африки). Признание Организации освобождения Палестины (ООП) оформлено революцией Генеральной Ассамблеи ООН, принятой в 1974 г. Признание восставшей и воюющей стороны — это признание пов­станцев в гражданской войне или национально-освободительной борьбе. Первый акт подобного признания имел место в 1823 г.: Вели­кобритания признала греков- повстанцев воюющей стороной. Между понятиями «восставшая» и «воюющая» сторона отсутствует четкое разграничение. Цель подобного признания — защита интересов при­знающего государства на территории, контролируемой повстанцами. Основное юридическое последствие признания восставшей и воюю­щей стороны заключаются в распространении на повстанцев законов и обычаев войны.

Признание организаций сопротивления представляет собой ин­ститут, аналогичный признанию восставшей и воюющей стороны, как по своим целям, так и по своим юридическим последствиям. Призна­ние правительства в изгнании имеет место при оккупации территории государства иностранными войсками. Его цель — дать правительству в изгнании возможность участвовать в международной жизни, наибо­лее эффективно руководить освободительной борьбой в своей стране. Во время Второй мировой войны такое признание со стороны госу­дарств — участников антигитлеровской коалиции получили Лондон­ское правительство Польши и Лондонское правительство Франции. В современном мире известно только одно правительство в изгна­нии — правительство Абхазии, признанное Грузией и находящееся на ее территории.

Проблема признания эмигрантских правительств возникает, если в государстве власть сменяется неконституционным путем. Как прави­ло, эта проблема имеет место, когда происходит социальная револю­ция или начинается гражданская война. Данная проблема прямо свя­зана с признанием правительства, пришедшего к власти неконститу­ционным путем.

4.3. Правопреемство государств

 

Международно-правовое преемство или правопреемство госу­дарств — это переход международных прав и обязанностей от одного государства к другому. Правопреемство может иметь место и в отно­шении других субъектов международного права, — например, международных организаций (ООН — правопреемница Лиги Наций). Кодификация института правопреемства в международном праве произве­дена довольно давно — Венские конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. и о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г. В международной практике институт правопреемства регулируется в основном на уровне двусторонних соглашений и норм международных обычаев.

Объектами правопреемства государств являются государственные границы (территория), государственная собственность (в том числе и находящаяся за рубежом), государственные архивы, государственные долги, участие в международных договорах, членство в международ­ных организациях. Основу правопреемства составляет юридический факт возникновения нового государства как субъекта международно­го права.

По поводу правопреемства в доктрине международного права су­ществуют прямо противоположные теории:

1.  Теория универсального правопреемства (разработана в трудах Г. Гроция в XVIII в.): новое государство полностью наследует между­ народную личность государства-предшественника.

2.  Негативная теория правопреемства (основоположник — англий­ский  юрист  Кейтс):  государство-преемник  не  наследует меж­дународных обязательств государства-предшественника. Разновид­ность негативной теории — доктрина tabula rasa (чистой доски): новое государство начинает свое существование с «чистого листа», и для не­го не имеют никакого значения права и обязанности его предшествен­ника.

В современном мире признана практическая нежизнеспособ­ность обеих теорий. В международной практике решение конкрет­ных вопросов правопреемства в основном зависит от суверенной воли государства-преемника, которое не должно нарушать импера­тивные нормы международного права, наносить ущерб другим госу­дарствам.

Правопреемство при возникновении нового государства в результате социальной революции связано с появлением нового субъекта междуна­родного права. Франция (XVIII в.), Россия (1917 г.) объявили себя но­выми государствами и отказались считать себя связанными обязатель­ствами своих предшествующих правительств. Советская Россия отка­залась платить долги царского правительства и денонсировала все международные соглашения царской России. В доктрине существует точка зрения: поскольку социальная революция представляет собой внутреннее дело государства, то в подобных случаях вопросы внешних сношений не затрагивают проблем правопреемства. Вопросы право­преемства в результате социальной революции в Венских конвенциях не урегулированы.

Международная практика — в случае социальной революции госу­дарственные границы остаются в неприкосновенности, т.е. к государству-преемнику полностью переходит территория государства предшественника. Государственная собственность и государственные границы ( в том числе все, что находится за границей) полностью переходят к государству-преемнику.

Государственный долг — это любое финансовое обязательство государства-предшественника в отношении какого-либо другого субъекта международного права. Венская конвенция 1983 г. устанав­ливает, что правопреемство не должно затрагивать интересы кредито­ров государства. Однако в случае социальной революции этот вопрос должен решаться на основе взаимной договоренности нового государ­ства и его кредиторов. Общее правило — государство-преемник на­следует долги своего предшественника.

Участие в международных договорах: Венская конвенция 1978 г. ус­танавливает общее правило: новое государство не обязано участвовать в международных договорах своего предшественника (исключение — договоры относительно границ и договоры, устанавливающие когентные нормы международного права). Участие в международных согла­шениях полностью зависит от суверенной воли государства-преемника. Членство в международных организациях — аналогичное решение вопроса. Здесь могут возникнуть проблемы в случае наличия финансовой задолженности и отсутствия согласия других госу­дарств — членов данной организации (но только в том случае, если организация не является универсальной).

Возникновение нового государства в результате деколонизации: в со­ответствии с Венской конвенцией 1978 г. действует принцип tabula rasa (за исключением территории государства), — новое независимое государство не связано ничем, что от его имени совершено правитель­ством бывшей метрополии. Государственная собственность пол­ностью переходит в распоряжение нового государства. Государствен­ные архивы — это часть государственной собственности, и правила их правопреемства аналогичны правилам правопреемства государствен­ной собственности. Вопрос правопреемства архивов в случае деколо­низации отличается особой сложностью, — архивы, касающиеся бывшей колонии, могут принадлежать бывшей метрополии. Венская кон­венция 1983 г. устанавливает, что разделение архивов должно быть основано на принципе справедливости, с учетом равного права всех информацию. Бывшая метрополия обязана передать новому независимому государству достоверные архивные сведения. Государственный долг не переходит на бывшую колонию, так как считается, что о обязательство бывшей метрополии. Поскольку колония по определению не является членом международных организаций и участником международных договоров, то эти проблемы в данной ситуации не возникают.

Правопреемство при объединении государств имеет место тогда, ко­гда два или несколько государств объединяются и образуют одно но­вое. Государственные границы — новые в соответствии с территорией объединившихся государств. Государственная собственность и госу­дарственные архивы (в том числе и находящиеся на территории других государств) переходят новому государству. Государственные долги (Венская конвенция 1983 г.): долги всех государств-предшественни­ков переходят к государству-преемнику. Участие в международных до­говорах и членство в международных организациях — эти вопросы ре­шаются волеизъявлением нового государства (аналогично образова­нию нового государства в результате социальной революции).

Правопреемство при частичных изменениях государственной терри­тории  (продажа какой-либо территории одним государством другому, обмен территориальными единицами, безвозмездная передача части территории). Это проявление принципа подвижности границ. На пе­реданной территории начинают действовать международные догово­ры того государства, к которому она перешла (то же самое — относи­тельно членства в международных организациях). Как правило, за ка­ждым государством остаются свои собственные государственные долги. Если долг напрямую касается передаваемой территории (на­пример, кредит на ее развитие), то этот вопрос решается на основе взаимной договоренности. Особо сложные вопросы — правопреемст­во в отношении государственной собственности и государственных архивов. Недвижимость остается на передаваемой части и поступает в распоряжение того государства, которому отошла данная часть терри­тории. Движимое государственное имущество, как правило, вывозит­ся на территорию государства, которое передает территорию. Государ­ственные архивы, относящиеся к передаваемой территории, как пра­вило, отдаются государству, к которому перешла территория. Общее правило — судьба государственной собственности и государственных архивов передаваемой территории решается по взаимной договорен­ности между государствами.

Правопреемство при разделении государства и образовании на его территории двух и более независимых государств: отделение от государ­ства его части и образование нового независимого государства (выде­ление Пакистана из состава Индии; выделение из состава Пакистана Бангладеш; выделение Эритреи из состава Эфиопии). Международ­ные договоры (Венская конвенция 1978 г.) содержат общее правило когда часть территории отделяется и возникает новое независимое го­сударство, то международные договоры сохраняют свою силу и 0я нового государства, и для того, из состава которого оно выделилось (за исключением тех договоров, правопреемство в которых являете неделимым). Что касается членства в международных организациях, то этот вопрос в конвенциях не урегулирован. Международная практика показывает, что старое («материнское») государство продолжает  свое членство в организациях, а отделившееся государство вступает  в них как новый субъект международного права. Государственная соб­ственность — и движимое, и недвижимое имущество, находящееся на территории отделившейся части, — поступает в распоряжение нового государства. Проблемой является раздел государственной собствен­ности, находящийся за рубежом.

Государственные архивы, относящиеся к отделившейся части, должны быть переданы новому государству в соответствии с принци­пами справедливости и равного права всех на информацию. В этой связи возникает проблема: в чьей собственности должны оставаться архивы, относящиеся к истории единого государства. В международ­ной практике этот вопрос решается по взаимной договоренности го­сударств. Государственный долг должен быть поделен между «мате­ринским» государством и отделившейся частью в соответствующих пропорциях. Решение вопроса может быть достигнуто на основе дого­вора между государствами и соглашений с их кредиторами. По обще­му правилу на новое независимое государство не переходят долги его предшественника. Государственные границы устанавливаются новые, в соответствии со спецификой разделения государств.

Наиболее сложный вопрос — это распад империи и образование на ее территории нескольких независимых государств. В современном мире этот вопрос может иметь различное решение в зависимости от того, сохраняется ли за одним из новых государств роль «материнско­го» (т.е. возникает ли институт правопродолжательства). Если ни одно из новых государств не является правопродолжателем бывшей империи, то все вопросы правопреемства решаются только на основе взаимной Договоренности между этими государствами (раздел государственной собственности, архивов, долгов). Проблемы — судьба государствен­ной собственности, находящейся за границей, и государственных ар­хивов, относящихся к истории единой империи. Каждое новое госу­дарство вправе продолжить свое участие во всех договорах государства-предщественника, за исключением тех договоров, участие в которых является неделимым. Членство в международных организа­циях — все государства должны заново вступать в организации как новым субъекты международного права. Государственные границы уставливаются новые, в соответствии с новым территориальным деле­нием.

 

4.4. Институт правопродолжательства в международном праве

Правопродолжательство (континуитет) представляет собой специ­фическую разновидность правопреемства, когда при разделении госу­дарства юридически, практически и политически возможно призна­ние только одного из всех новых государств в качестве правопреемни­ка прежнего государства. Распад СССР в 1991 г. породил проблему правопреемства. Минское соглашение 1991 г. закрепило, что все но­вые независимые государства (участники СНГ) гарантируют выпол­нение международных обязательств бывшего СССР. В соответствии с Венской конвенцией 1978 г. все бывшие союзные республики само­стоятельно решали вопрос своего участия в договорах бывшего СССР.

Все остальные проблемы правопреемства были разрешены на ос­нове континуитета России (признанного бывшими союзными респуб­ликами, и международным сообществом) и взаимных договоренно­стей между Российской Федерацией и другими независимыми госу­дарствами на территории бывшего СССР. Были установлены новые государственные границы в соответствии в существовавшими в СССР границами союзных республик.

Континуитет России обусловлен объективными факторами:

1.  Неделимость статуса великой державы, ее международно-правовой ответственности как постоянного члена Совета Безопасно­сти ООН. С согласия других правопреемников СССР Россия продол­жила свое членство в ООН, в том числе и как постоянный член СБ.
Все остальные бывшие союзные республики (кроме Беларуси и Ук­раины) вступали в ООН и другие международные организации на об­щих основаниях как новые субъекты международного права.

2.   Неделимость статуса ядерной державы (принцип нераспростра­нения ядерного оружия). По этому вопросу было заключено Соглаше­ние о совместных мерах в отношении ядерного оружия 1991 г., — все ядерное оружие и ядерные технологии, находившиеся на территории Казахстана, Украины и Беларуси, должны были быть переданы России. Казахстан, Украина и Беларусь присоединились к Договору о не­ распространении ядерного оружия 1968 г. в качестве безъядерных го­сударств.

3.   Неприменимость норм о правопреемстве к определенной кате­гории договоров (Венская конвенция 1978 г.). Международные договоры СССР, участие в которых неделимо, — это прежде всего мирные договоры, договоры об ограничении ядерных вооружений и т.п. Россия является единственным правопреемником СССР относительно участия в подобных соглашениях.

Международно-правовое признание континуитета России:

1.  1991 г. — специальное заявление Европейского Совета и Совета Европы, что права и обязанности бывшего СССР будет осуществлять Россия.

2.  1991—1993 гг. — серия нотификаций МИД РФ, ООН, других международных организаций и правительств иностранных государств: посольства и консульства бывшего СССР следует рассматривать как принадлежащие Правительству РФ.

3.  Россия рассматривается как участник всех действующих между­ народных соглашений СССР. Правительство РФ выполняет функции депозитария по соответствующим договорам СССР.

Разделение государственной собственности, архивов, долгов было произведено на основе двусторонних соглашений Российской Феде­рации с бывшими союзными республиками 1992—1994 гг. В 1992 г. Правительство РФ сделало заявление о признании долгов царской России и СССР и подтвердило обязательства России по уплате этих долгов. В соответствии с соглашениями Российской Федерации и дру­гих постсоветстких государств вся государственная собственность СССР, находящаяся за границей, все его внешние активы поступили в распоряжение Российской Федерации в обмен на все пассивы бывше­го СССР, которые тоже перешли к Российской Федерации.

Государственная собственность на территории бывшего СССР бы­ла поделена следующим образом: недвижимое имущество перешло в распоряжение государств, на чьей территории оно находилось, статус Движимого имущества определялся на основе двусторонних соглаше­ний. Государственные архивы, относящиеся к истории Российской империи и СССР, перешли в собственность Российской Федерации; архивные документы, относящиеся непосредственно к истории соот­ветствующих государств, — в распоряжение правительств этих госу­дарств.

При распаде СФРЮ отсутствовали объективные основания для Континуитета, поэтому не возникла ситуации правопродолжательства. В 1992 г. депутаты союзного парламента от Сербии и Черногории приняли Конституцию СРЮ и провозгласили это государство единственного правопреемником бывшей СФРЮ. Мюнхенское совещание между ведущих промышленно развитых стран мира (1992 г.) не признание в качестве правопреемника СФРЮ. Совет Безопасности и Генеральная Ассамблея заявили, что СРЮ не может автоматически продолжать свое членство в ООН и должна подать заявление о вступлении на общих основаниях. То же самое было заявлено и относительно всех других балканских государств (Хорватия, Македония, Словения Босния и Герцеговина). В 2000 г. СРЮ была принята в члены ООН.

4.5. Виды государств как субъектов международного права

Государство представляет собой сочетание трех элементов — тер­ритории, населения, суверенной власти. Простые (унитарные) госу­дарства характеризуются единой системой высшей государственной власти, которой подчиняется власть на местах. В таких государствах действуют единый основной закон, единое гражданство, единая сис­тема права. Административно-территориальные единицы в унитар­ных государствах не обладают политической самостоятельностью, но пользуются административной автономией. Как субъект международ­ного права выступает только унитарное государство в целом (Велико­британия, Франция, Италия, Швеция, Норвегия, Япония, большин­ство государств Африки и Латинской Америки).

Сложные государства могут существовать в форме федерации, конфедерации и унии. Конфедерация представляет собой международ­но-правовое объединение государств, предполагающее координацию их действий прежде всего во внешнеполитической и военной сферах. Это не союзное государство, а союз суверенных государств, создаю­щих общий законосовещательный орган. Классическая конфедерация не является единым субъектом международного права. Международ­ной правосубъектностью обладают ее члены — суверенные государст­ва. Конфедерация имеет сходство с международной организацией. Отдельные конфедерации могут выступать как единый субъект меж­дународного права, если при создании конфедерации это установлено в ее учредительных документах. Устойчивая конфедерация имеет тен­денцию трансформироваться в федерацию (США, Германия, Швей­цария).

Конфедерация — это скорее форма межгосударственного объеди­нения, а не государственного устройства. Конфедерация является международно-правовым образованием с наличием черт государст­венности. Типичные черты конфедерации: договорная основа образо­вания, свобода выхода, отсутствие первичного суверенитета объеди­нения, ограниченный круг предметов ведения общих органов. Среди признаков конфедерации также можно назвать право сецессии (сво­бодный выход из конфедерации) и право нуллификации (отказ в при­знании или в применении актов союзной власти). Органы конфедераций могут принимать нормативные правовые акты, которые чаше все­го носят рекомендательный характер. Общеобязательное значение и акты приобретают после того, как соответствующие органы государств — членов конфедерации их одобрят.

Некоторые исследователи рассматривают Республику Боснию и Герцовину как «уникальную боснийскую конфедерацию». Босния и Герцеговина поделена на полуавтономные образования — Республику Сербскую, Федерацию Боснии и Герцеговины (Федерация), наделен­ий особым статусом район Брчко. Главой государства Босния и Гер­цеговина поочередно является один из президентов Федерации Бос­нии и Герцеговины и Республики Сербской.

Уния — устаревшая форма сложного государства. Реальная уния возникает в результате слияния двух или нескольких государств в од­но, возникновения нового государства (сирийско-египетская уния). Появляется новый субъект международного права, а сливающиеся го­сударства теряют международную правосубъектность. На практике давно замечена недолговечность реальной унии. Уния может иметь и унитарную, и федеративную структуру. Личная уния — это не единое сложное государство, а союз государств, основанный на единой лич­ности главы государства. Возможна при монархической форме прав­ления. Одно лицо может быть главой двух и более государств, которые продолжают оставаться самостоятельными субъектами международ­ного права.

Федерация является основной, наиболее распространенной и ус­тойчивой формой сложных государств. Это не союз государств, а со­юзное государство, государственно-правовое объединение, форма государственного устройства. Федерация представляет собой объеди­нение территориальных единиц, пользующихся определенной поли­тико-правовой самостоятельностью. Отличие от конфедерации — Центральная власть распространяется не только на органы государст­ва, но и на всех его граждан. Акты центральной власти обязательны на территории всей федерации.

Члены (субъекты) федерации (республики, земли, кантоны, штаты принимают свои собственные конституции (которые не должны Противоречить общефедеральной), имеют свои высшие органы зако­нодательной, исполнительной и судебной властей (которые существуют наряду с аналогичными общефедеральными). Кроме общефедерального гражданства может существовать и гражданство субъектов федерациии. Современные федеративные государства — Российская Федерация, США, ФРГ, Бельгия, Бразилия, Индия, Канада, Мексика, Австрия, Аргентина, Австралия, Пакистан, Нигер, Малайзия и др. определенных отношениях члены федерации всегда признают юридическое старшинство федерации в целом, поскольку являются ее составными частями. В социальном и экономическом отношении федерация — это единый организм. Как правило, самостоятельность членов федерации не достигает их признания как самостоятельных субъектов международного права. Субъекты федерации не обладают внешней стороной государственного суверенитета, не могут осущест­влять самостоятельную и независимую внешнюю политику. В межго­сударственных отношениях федеративное государство выступает как единый субъект международного права, т.е. федерация в целом, а не ее отдельные субъекты обладают международной правосубъектностью. Это общее правило, закрепленное в Венской конвенции о праве меж­дународных договоров 1969 г., в Международных пактах о правах че­ловека 1966 г., в конституциях отдельных государств (США, Индия, ФРГ, Российская Федерация).

Внешнеполитическая самостоятельность субъектов федерации различна по объему. Как самостоятельный субъект международного права член федерации может выступать только в том случае, если это закреплено в общефедеральном законодательстве, — например, право
заключать международные договоры от собственного имени, право обмениваться межправительственными делегациями, открывать в других государствах свои официальные представительства, заключать международные договоры. Международная правосубъектность субъ­ектов федерации не зависит от признания их суверенитета в обшефедеральной конституции. Основной момент — это право самостоятель­ного выхода в международную сферу. Специфика государственного устройства федерации прямо обусловливает механизм реализации международной правосубъектности ее членов. Прежде всего предполагается наличие права заключать международные соглашения, непосредственно касающиеся данного субъекта федерации.

Общее международное право не содержит конкретной нормы, рег­ламентирующей международно-правовой статус субъектов федера­ции. По существу, международное право не отрицает международной правосубъектности таких образований, хотя и не провозглашает ее. Есть основания говорить о косвенном признании международно-правового статуса субъектов федерации. Исходный принцип совре­менного международного права — презумпция разнообразия его субъ­ектов. Не исключена возможность появления новых, нетрадицион­ных субъектов международных публичных правоотношений. В международной практике довольно большое распространение     получила практика заключения двусторонних соглашений между Федеративными государствами, которые устанавливают право субъектов этих государств самостоятельно вступать в международные отношения (например, соглашение между СССР и Канадой о сотрудничест­ве между союзными республиками СССР и провинциями Канады 1989 г.)- В настоящее время действует система договоров между субъ­ектами различных федераций, заключенных на межгосударственном уровне; отдельных договоров субъектов какой-либо федерации с дру­гими государствами (например, Соглашение о сотрудничестве между Правительством Франции и канадской провинцией Квебек). Между странами - членами ЕС действует Европейская рамочная конвенция о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и вла­стей 1980 г., которая обязывает государства поощрять приграничные связи территориальных сообществ, закрепляет возможность заключать договоры между субъектами различных федераций.

К 2002 г. субъекты Российской Федерации подписали свыше 1500 соглашений с иностранными партнерами. В основном, это дого­воры с равноуровневыми контрагентами — субъектами зарубежных федераций и с административными единицами унитарных государств; однако сохраняется и практика непосредственных связей с централь­ными органами иностранных государств. Международно-правовой статус субъектов Российской Федерации регулируется Федеральным законом 1999 г. «О координации международный внешнеэкономиче­ских связей субъектов Российской Федерации». Очень важное значе­ние имеет определение Конституционного Суда РФ 2000 г., в котором установлено, что «республика (субъект Федерации) не может быть субъектом международного права в качестве суверенного государства и участником соответствующих межгосударственных отношений». Определение подтверждает ограниченный характер международной правосубъектности субъектов федерации. С 2000 г. действуют Правила государственной регистрации соглашений об осуществлении между­народных и внешнеэкономических связей, заключенных органами го­сударственной власти субъектов Российской Федерации.

В 1945 г. Украинская ССР и Белорусская ССР получили статус са­мостоятельных, первоначальных членов ООН, подписавших ее Устав (это право было предоставлено Украине и Белоруссии за заслуги в борьбе с фашистской Германией). Это прецедент самостоятельного членства субъектов федерации в межправительственной международ­ной организации. В 1990—1991 гг. имела место практическая реализа­ция международной самостоятельности бывших союзных республик СССР: заключение договоров с различными государствами, установ­ление дипломатических отношений. Все эти факты свидетельствуют о становлении субъектов федерации в качестве самостоятельных, нетрадиционных, неосновных, нетипичных, производных, вторичных, частично суверенных субъектов международного права. В настоящее время можно утверждать, что имеет место тенденция признания международной правосубъектности субъектов федерации. Среди государств выделяются нейтральные государства. Понятия «постоянный нейтралитет», «статус постоянно нейтрального государства» — это устойчивые категории современного международного общения. Статусом постоянно нейтральных государств обладают Швейцария, Австрия, Кампучия, Мальта, Лаос, Сан-Марино, Турк­менистан. Этот статус никак не затрагивает суверенитета данных госу­дарств. Постоянно нейтральные государства — полностью полноправ­ные субъекты международного права, имеющие особые права и обя­занности. Их постоянный нейтралитет согласован и гарантирован другими членами международного сообщества.

Ранее статус постоянно нейтральных государств имели Бельгия (1831-1919 гг.) и Люксенбург (1867-1944 гг.).

Соглашение о постоянном нейтралитете Швейцарии было заклю­чено на Венском конгрессе в 1815 г. (подписано Австрией, Пруссией, Россией, Португалией, Францией, Великобританией) и подтверждено Версальским мирным договором 1919 г. Перечисленные государства гарантировали статус нейтралитета и неприкосновенность террито­рии Швейцарии. Это предполагает обязанность данных государств выступать в защиту статуса Швейцарии в случае его нарушения.

В 1955 г. австрийский парламент принял Федеральный конституци­онный закон о нейтралитете Австрии. В Законе закреплено, что Австрия добровольно заявляет о своем нейтралитете; обязуется не вступать ни в какие военные союзы; не допускать создания военных опорных пунктов других государств на своей территории. Статус Австрии признан союз­ными державами и другими государствами, но не гарантирован ими.

В 1981 г. Правительство Мальты утвердило Декларацию относи­тельно нейтралитета Мальты. Мальта отказывается от участия в каких-либо военных союзах; ни один объект на Мальте не может ис­пользоваться таким образом, чтобы это привело к сосредоточению на Мальте иностранных вооруженных сил.

Статус Камбоджи (Кампучии) определен в Заключительном акте Парижской конференции по Камбодже 1991 г. В Соглашении о суве­ренитете, независимости, нейтралитете и национальном единстве Камбоджи зафиксирована ее обязанность закрепить постоянный ней­тралитет в своей Конституции. Участники Соглашения обязались признавать и уважать этот статус.

Постоянный нейтралитет Туркменистана закреплен в его нацио­нальном законодательстве. В 1995 г. статус Туркменистана был признании поддержан Генеральной Ассамблеей ООН в резолюции «Постоянный нейтралитет Туркменистана».

Статус Республики Сан-Марино как постоянно нейтрального государства закреплен в Договоре с Италией 1939 г.

4.6. Нации и народы, борющиеся за независимость, как субъекты международного права

Особенность современного международного права заключается в возможности признания наций и народов, борющихся за независи­мость (НБН) в качестве его самостоятельных субъектов. Не каждая нация или народ, борющиеся за свое освобождение, вправе претендо­вать на такой статус. Субъектом международного права могут быть только те НБН, которые в процессе своей освободительной борьбы создают властные структуры, способные выступать от имени всей на­ции в межгосударственном общении.

Право наций на самоопределение — один из когентных принципов общего международного права, закрепленный в Уставе ООН, Декла­рации 1970 г., Хельсинкском акте 1975 г. Право на отделение и образо­вание самостоятельного государства — непременный элемент права нации на самоопределение. Таким правом обладают население неса­моуправляющихся территорий (колоний, зависимых территорий); на­роды, проживающие на территории, имеющей в соответствии с кон­ституцией соответствующего государства право на отделение; народы, проживающие на территории государства, в котором имеет место на­рушение принципа права наций на самоопределение. В любом случае, право на самоопределение — это именно право, а не обязанность на­ции. Право на самоопределение может осуществляться любыми спо­собами, в том числе и военными; однако право на самоопределение несовместимо с национализмом и сепаратизмом.

Основная задача международной правосубъектности НБН заклю­чается в определении правового статуса борющейся нации, в осущест­влении контроля международного права над национально-освободи­тельным движением. Международная правосубъектность НБН впервые проявилась в годы Первой мировой войны, во время распада Австро-Венгерской, Российской и Османской империй. Далее между­народная правосубъекность НБН была признана в период Второй мировой войны. Наибольшее число таких субъектов действовало в меж­дународном общении в период массового крушения колониальной системы. В современном мире значение международной правосубъектности НБН состоит в том, что это право каждого народа, строящее свою государственность, самостоятельно, без вмешательства извне, определять свой внутренний и внешний политический статус.

Способность иметь международные права и обязанности и способность их самостоятельно осуществлять органически связаны между  и составляют международную правосубъектность НБН. НБН обладают всеми элементами международной правосубъектности: пра­вом участвовать в заключении международных соглашений, быть чле­ном международных организаций, иметь свои официальные предста­вительства в других государствах, участвовать в работе международ­ных конференций. Основное международное правомочие народа борющегося за создание собственного государства, — это междуна­родная договорная правоспособность. От имени нации при заключе­нии международного договора или присоединении к нему выступают представители национально-освободительного движения.

Одно из наиболее важных правомочий НБН — это право на между­народную защиту и поддержку со стороны других государств, право непосредственно предъявлять претензии в международные органы. В международных организациях и на международных конференциях НБН обычно имеют статус наблюдателей.

Основная проблема международной правосубъектности НБН — необходимость признания нации в качестве субъекта международного права. В современном международном праве отсутствует нормативное международно-правовое регулирование этого вопроса. Особой слож­ностью отличается вопрос: сколько государств должно признать НБН, чтобы она получила статус субъекта международного права. В настоя­щее время эти вопросы решаются на основе международной практики и международных обычаев. Однако такое признание получают не на­ция или народ в целом, а конкретные органы, возглавляющие нацио­нально-освободительное движение. В документах ООН речь идет именно о признании национально-освободительного движения. Спе­цифика признания НБН субъектом международного права предопре­деляется тем, что проблема признания возникает в отношении наро­да, и для признания необходимо наличие у этого народа определен­ной экономической, культурной, исторической общности, осознания своего единства. Если проблема признания возникает в отношении нации, — необходима еще и языковая общность.

Современная международная практика по вопросу признания НБН субъектами международного права основана на доктрине Эстра­ды, которая применима не только к признанию правительств, но и к признанию наций, борющихся за независимость. При этом необходи­мо должны существовать определенные объективные критерии, по­зволяющие признать НБН субъектом международного права.

В 1974 г. на основе резолюции Генеральной Ассамблеи ООН меж­дународной   правосубъектностью   была   наделена   Организации освобождения Палестины (ООП). Она была признана нацией, борющейся за независимость (создание суверенного Палестинского государства). Палестино-израильский конфликт длится уже более 60 лет Первый «проблеск» в его урегулировании наметился в начале 90-х гг. п 1993 г. была принята палестино-израильская Декларация принципов в которой говорилось о «стремлении жить в условиях мирного сосуществования». Однако Соглашение 1993 г. не решило ни одной из основных проблем палестино-израильского урегулирования. Единст­венным результатом Соглашения стала легализация власти ООП в секторе Газа и частично на Западном берегу реки Иордан.

Вторая попытка разрешить палестино-израильский конфликт бы­ла предпринята в начале 2003 г. Под давлением США, Европейского союза и России Израиль и ООП приняли так называемую дорожную карту Цель этого плана — предложить «постоянное решение палести­но-израильского конфликта путем создания двух государств». Однако план не обозначил даже самого общего подхода к решению самых сложных проблем: беженцы, Восточный Иерусалим; границы и посе­ления.

В 2003 г. Израиль начал строительство защитного «барьера без­опасности» длиной около 350 км. Он должен разделить Израиль и па­лестинские территории, обезопасить от террористических нападений израильские поселения. В 2004 г. Международный Суд ООН объявил строительство Израилем «барьера безопасности» незаконным. По мнению Суда, стена нарушает право палестинцев на свободу передви­жения и трудоустройство.

Смерть Ясира Арафата (ноябрь, 2004 г.), бессменного лидера ООП в течение 35 лет, кардинально изменила ситуацию. После его смерти Организацию освобождения Палестины возглавил Абу Мазен, выра­зивший готовность возобновить переговорный процесс с Израилем. В 2005 г. Совет по национальной безопасности Израиля приступил к разработке «плана размежевания» с Палестинской автономией.

В настоящее время реально существует Палестинская автономия (фактически, независимое государство). ООП уже нельзя считать нацией, борющейся за независимость; она является одним из политиче­ских движений, действующих в Палестинской автономии и борющихся за власть в новом государстве (наряду с Хамас, ФАТХ и др.).

4.7. Государствоподобные образования как субъекты международного права

Государствоподобные образования (ГПО) — это особая политико-религиозная, историческая или политико-территориальная единица, которая на основе международного акта или международного признания имеет относительно самостоятельный международно-правовой статус.  Общие термины (обобщающие понятия) для обозначения ГПО — это вольные города или вольные территории, свободные территории или зоны.

ГПО являются полноправными субъектами международного права, но свою международную правосубъектность они получают по прямому волеизъявлению государств. Это самоуправляющиеся образова­ния, которым международно-правовой статус предоставлен на основе договора. ГПО вправе участвовать в международных публичных пра­воотношениях. Высший юридический акт для ГПО — это междуна­родный договор или акт международной организации, который опре­деляет его особую международную правосубъектность.

Создание ГПО предопределено объективными факторами между­народного порядка. Как правило, это один из наиболее эффективных способов замораживания территориальных претензий. По существу, ГПО представляет собой своеобразное государство с ограниченной правоспособностью. Может иметь собственную конституцию, госу­дарственные органы, вооруженные силы (но исключительно оборо­нительного характера). Создатели ГПО обычно разрабатывают меха­низм контроля за соблюдением его статуса. На международном уровне ГПО представляет либо заинтересованное государство, либо между­народная организация. Такое представительство не является обяза­тельным, — ГПО вправе самостоятельно участвовать в заключении международных соглашений, обмениваться официальными предста­вительствами с другими государствами, предъявлять международные претензии. В международных организациях и на международных кон­ференциях обычно имеют статус наблюдателей.

В старом международном праве существовало довольно большое количество вольных городов с особым международным статусом: Ве­неция, Новгород, Псков, Гамбург, Краков. Современное международ­ное право демонстрирует тенденцию к сужению круга подобных субъ­ектов. В 1918—1945 гг. статус ГПО имел вольный город Данциг (ны­не — Гданьск) — спорная территория между Польшей и Германией. Данциг получил статус ГПО в целях замораживания территориальных претензий в соответствии с положениями Версальско-Вашингтонской договорной системы. В 1945 г. по итогам Второй мировой войны отошел к Польше.

В 1947—1954 гг. статус ГПО имела свободная территория Триест (предмет территориальных споров между Италией и Югославией)-Создана на основе мирного договора с Италией 1947 г. Находилась под защитой Совета Безопасности ООН. В 1954 г. мирным путем была по­делена между Италией и Югославией.

В 1945—1990 гг. единственный в своем роде особый международно-правовой статус имел Западный Берлин (на основе Соглашения 3y Великобританией, СССР, США и Францией 1971 г.). Эти государст­ва имели особые права и несли особую ответственность относительно статуса Западного Берлина. Правительство ФРГ представляло интере­су Западного Берлина в международных организациях и на междуна­родных конференциях, осуществляло консульское обслуживание его граждан. В 1990 г., после объединения Германии, действие Соглаше­ния 1971 г. было прекращено, поскольку Западный Берлин стал ча­стью территории ФРГ.

Режим вольного города был предусмотрен для Иерусалима на ос­нове резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1947 г. В 2005 г. Ватикан призвал мировое сообщество наделить Иерусалим специальным ста­тусом города, находящегося под международной защитой.

В настоящее время основным ГПО со специфическим междуна­родно-правовым статусом является Ватикан (Святейший Престол). Ватикан — это город-государство, резиденция, административный центр католической церкви. В качестве города-государства и субъекта международного права признан с 1929 г. (Латеранский, конкордат, за­ключенный между Италией и Ватиканом). Имеет специфическую ме­ждународную правосубъектность — это правосубъектность именно Святейшего Престола, а не католической церкви в целом.

Ватикан обладает почти всеми внешними атрибутами государст­ва — территорией, населением, гражданством, имеет собственные органы власти и управления. Однако это не государство в смысле со­циального механизма управления обществом. Это именно админист­ративный центр католической церкви. Ватикан поддерживает дипло­матические отношения более чем с 80 государствами мира (в том чис­ле и с Российской Федерацией). В ООН имеет статус наблюдателя, является членом многих специализированных учреждений ООН (МАГАТЭ, МОТ, ВПС, ФАО, ЮНЕСКО). Участвует во многих уни­версальных многосторонних конвенциях и в двусторонних договорах с государствами (конкордаты — соглашения о статусе католической Церкви в каком-либо государстве).

Святой Престол активно участвует в международной жизни, в борьбе за права человека. В 1965 г. была принята Nostra Aetate — Дек­ларация Ватикана об отказе от обвинения евреев в ответственности за Распятие Христа. В конце 2005 г. состоялся визит главы Израиля в Ватикан, в ходе которого обсуждались вопросы сотрудничества между Ватиканом и Израилем, развитие диалога между иудаизмом и католизмом. Ответный визит Папы Римского в Израиль намечен на 2006 г.

же году ожидается официальный визит понтифика в Турцию. Ни конференции по пересмотру Договора о нераспространения ядерного оружия (2005 г.) Постоянный представитель Ватикана при ООН отметил, что страны, обладающие ядерным оружием, не соблюдают своих обязательств о полном разоружении; растет подпольное производство ядерного оружия, которое рискует попасть в руки террористов.

Ватиканский паспорт приравнивается к дипломатическому. Чтобы получить его, нужно стать кардиналом или легатом Папы Римско­го. Граждане Ватикана либо постоянно живут и работают в самом Ва­тикане, или находятся за границей с дипломатической миссией по де­лам католической церкви. Привилегия быть гражданином зависит от прямых и постоянных отношений с папским престолом. Когда связь прерывается, ватиканское гражданство утрачиваются. Только один че­ловек не может прервать эту связь до самой смерти — Папа Римский. У него паспорт с номером один, он абсолютный правитель в государ­стве Ватикан и единовластный авторитет католической церкви.

До недавнего времени отношения Ватикана и России были доста­точно сложными: Папа Иоанн Павел II хотел посетить Россию, а Рус­ская Православная Церковь этому противилась. В 2004 г было решено создать совместную рабочую группу по урегулированию проблем в от­ношениях между Русской православной и Римско-католической церквами.

В 2005 г. глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл был принят Папой Бенедиктом XVI в Ватикане. В конце 2005 г. состо­ялся визит в Россию главы внешнеполитического ведомства Ватикана архиепископа Джо ванни Лайоло. По возвращении в Рим архиепископ Лайоло заявил, что Бенедикт XVI был бы рад принять патриарха Мос­ковского и всея Руси Алексия II в Ватикане, и сам «с удовольствием посетил бы патриарха Московского и всея Руси».

Мальтийский орден является еще одним действующим ГПО в со­временном мире. Это официальное историко-религиозное формиро­вание с международному признанными благотворительными функция­ми. Мальтийский орден, сначала носивший название ордена Сан-Хуана, был создан в 1050 г. в Палестине для оказания помощи стран­никам, посещавшим Святую Землю. После изгнания крестоносцев в 1187 г. мальтийские рыцари вынуждены были скитаться по странам Средиземноморья, пока испанский монарх не подарил им острова Мальту. Орден был признан субъектом международного права и сувереном на конгрессах в Аахене в 1818 г., в Вероне в 1822 г., на перегово­рах с Грецией в 1823—1828 гг. и с Италией в 1912—1922 гг. Официаль­ная цель Мальтийского ордена — благотворительная и историко-архивная деятельность. Имеет дипломатические отношения более чем 80 государствами мира (в том числе с Российской Федерацией). Релизация Мальтийского ордена находится в г. Риме. Итальянская Республика признает существование Мальтийского ордена на своей территории в качестве суверенного государства, с которым она поддер­живает дипломатические отношения, а также экстерриториальность г0 резиденции и правовое положение Великого Магистра в качестве главы государства. .

В настоящее время Орден состоит из шести Великих приорств: в Риме, Венеции, Сицилии, Австрии, Богемии и Англии; трех суб-приорств (объединенного Силезии и Рейна-Вестфалии, Ирландии и Ис­пании) и 54 национальных ассоциаций и орденских организаций (в том числе в России). Орден насчитывает более 10 000 членов. Не­сколько сотен больниц и госпиталей Ордена размещены по всему миру (Орден является одной из крупнейших госпитальерских организаций и осуществляет более 150 проектов в 35 странах мира.) При Великом магистре Ордена создана Вспомогательная комиссия по оказанию ме­дицинской и гуманитарной помощи. В ООН имеет статус наблюдате­ля. Представители Ордена участвуют в работе Комиссии Европейско­го союза, Совета Европы, ЮНЕСКО, ФАО, ИАТА, ЮНИДО и других международных организаций.

В 2004 г. состоялось подписание договора между правительством республики Мальта и Суверенным Мальтийским орденом о предос­тавлении Ордену одной из крепостей на территории Мальты в качест­ве экстерриториальной штаб-квартиры. Получив свою собственную территорию, Мальтийский орден стал самым маленьким в мире горо­дом-государством (после Ватикана). Папа Римский Бенедикт XVI яв­ляется членом Мальтийского ордена.

Государствоподобные образования не являются типичными субъ­ектами международного права, поскольку их число нестабильно и часто имеют место ситуации, когда такие образования отсутствуют на Международной арене. Однако это не исключает возможности появле­ния новых ГПО в современном мире, прежде всего, в целях мирного Разрешения территориальных разногласий. Представляется, что в на­стоящее время существует целесообразность придания Такого статуса Крыму и Южным Курилам.

4.8. Международные межправительственные организации как субъекты международного права

Международные межправительственные организации (ММПО) — это субъекты международного права особого рода. Начало их между народной правосубъектности имело место в XX в.: первый подобный субъект - это Лига Наций (хотя ее правосубъектность не была признана официально). ООН — правопреемник Лиги Наций, в том числе и как субъект международного права. В консультативном заключении Международного Суда ООН 1949 г. закреплена возможность призна­ния ММПО субъектом международного права.

Организации — это вторичный субъект международного права, по­скольку они создаются государствами и действуют на основе между­народного договора (своего учредительного акта, устава). ММПО не обладают ни населением, ни территорией, поэтому являются своеоб­разными субъектами международного права. Они создаются для вы­полнения конкретных задач и могут вступать только в те правоотно­шения, которые определены их функциями и задачами и соответству­ют их уставу. Компетенция организации ограничена теми задачами, во исполнение которых она создана. В доктрине международного права существуют концепции уставной, подразумеваемой и имманентной компетенции ММПО.

Основой международной правосубъектности государства является его суверенитет; основой международной правосубъектности ММПО — те полномочия, которыми ее наделили государства-члены. В связи с этим правосубъектность ММПО имеет ограниченный и специальный характер. Организации обладают международной договорной право­способностью, однако право ММПО на участие в международных до­говорах является ограниченным, так как они вправе участвовать толь­ко в заключении международных соглашений по определенному кру­гу вопросов.

ММПО ограничены в выборе средств принуждения и разрешения споров. Не могут быть субъектами споров, рассматриваемых Между­народным Судом ООН, а вправе только запрашивать его консульта­тивные заключения. ММПО представляют собой субъекты не только международного публичного, но и международного частного права. Организации являются международными юридическими лицами. В этом качестве ММПО обладают гражданско-правовыми правами и обязанностями и могут нести ответственность за неисполнение своих контрактных обязательств. Статус ММПО как юридических лиц за­креплен во многих международных соглашениях (Конвенция о при­вилегиях и иммунитетах ООН 1946 г.). В учредительных документах всех ММПО есть положения об их правоспособности (ст. 104 Устава ООН, ст. 12 Устава ЮНЕСКО).

Любая ММПО прекращает свое существование по волеизъявле­нию государств-членов. В подобном случае может возникнуть вопрос о правопреемстве международной организации. В современном меж­дународном праве нет норм общего характера, регламентирующих этот вопрос. Отдельные положения имеются в учредительных актах некоторых ММПО (ВОЗ, ВМО). Правопреемство ММПО имеет ме­сто, если ММПО - предшественница прекращает свое существование. В международной практике случаи правопреемства возникали в отно­шении Лиги Наций, ООН, ВМО.

ММПО является носителем определенных общих интересов и обя­зана их защищать. Организация обладает автономией воли в пределах, установленных в ее учредительных актах. Как субъект международно­го права, ММПО связана не только своим уставом, но и другими нор­мами права. Для ММПО обязательны любые императивные нормы международного права, в том числе и созданные без ее участия. ММПО — это орган сотрудничества государств, а не орган над государственной власти. Международная правосубъектность ММПО производна от правосубъектности государств, т.е. ограничена их волей и определена в уставе.

Международная практика показывает, что возможность ММПО участвовать в международных публичных отношениях, обладать меж­дународными привилегиями и иммунитетами свидетельствует о нали­чии у них международной правосубъектности в полном объеме. Тен­денция современного международного права — возрастание роли международных организаций и увеличение объема их правосубъект­ности.

4.9. Индивиды как нетрадиционные субъекты международного права

Индивиды, национальные юридические лица, транснациональные корпорации, международные хозяйственные объединения, междуна­родные неправительственные организации, субъекты федерации яв­ляются нетрадиционными, неосновными, нетипичными, вторичны­ми, производными, несуверенными,  правоприменяющими (но не правосоздающими) субъектами международного права. Они обладают отраслевой, специальной, ограниченной международной правосубъектностью. Общая точка зрения, установившаяся в последние 15 лет, — все эти образования представляют собой субъекты междуна­родного права. Их правосубъектность ограничена, — прежде всего, они не участвуют в международном правотворческом процессе и не являются универсальными субъектами международного права.

До конца 80-х гг. XX в. отсутствовало общее признание данных образований в качестве субъектов международного права. Исходное Положение признания международной правосубъектности нетради­ционных субъектов — это презумпция многообразия субъектов в со­именном международном праве. В международной практике отсутствует запрет наделять международной правосубъектностью любые образования, правомочные вступать в международные публичные правоотношения (общий принцип права цивилизованных народов — разрешено все, что не запрещено). Объем правосубъектности нетра­диционных субъектов заключается прежде всего в возможности непо­средственно предъявлять претензии в международных органах, нести международно-правовую ответственность, непосредственно участво­вать в определенных международных правоотношениях.

Индивид — основной нетрадиционный субъект международного права. В настоящее время имеет место практически всеобщее призна­ние индивидов (физических лиц) в качестве субъектов международно­го права, обладающих ограниченной, специальной правосубъектно­стью. Первые концепции возможности индивидов выступать субъек­тами международного права появилисв после Первой мировой войны (положения Версальского мирного договора о привлечении к между­народной уголовной ответственности кайзера Германии Вильгельма II и других военных преступников). Приблизительно тогда же утверди­лось понятие «международное уголовное право».

Одним из важнейших итогов Второй мировой войны стали Нюрн­бергский и Токийский процессы над немецкими и японскими воен­ными преступниками. На этих процессах физические лица были привлечены к ответственности по нормам международного, а не на­ционального уголовного права. Их дела рассматривались не в нацио­нальных судах в порядке национального уголовного процесса, а в международных военных трибуналах без применения норм нацио­нального уголовно-процессуального права. Наказание было Назначе­но в соответствии с международным договором (Устав Нюрнбергского военного трибунала), а не по нормам национального уголовного пра­ва. Приведение в исполнение приговоров также было произведено в соответствии с международным, а не с национальным пенитенциар­ным правом.

В западной доктрине международного права всеобщее признание международной правосубъектности индивидов произошло в 50-х гг. XX в. В советской доктрине международного права до конца 80-х гг. XX в. существовала единственно разрешенная точка зрения: полное отрицание права индивидов выступать субъектом международного права. В конце 80-х гг. признание международной правосубъектности индивидов было открыто закреплено и в отечественной доктрине международного права.

Современное состояние международного права позволяет конста­тировать прямое включение в международные договоры норм, непо­средственно ориентированных на индивидов. Эти нормы касаются прав, обязанностей и ответственности физических лиц. Первые в ис­тории международного права нормы, непосредственно относящиеся к индивидам, — это нормы о международной уголовной ответственно­сти физических лиц.

В 90-х гг. XX в. были созданы международные уголовные трибуна­лы (по Руанде и Югославии), в которых уже рассматривались обвине­ния против физических лиц, совершивших преступления против че­ловечества на территории этих государств. В 1998 г. была принята Римская конвенция о создании Международного уголовного суда, ко­торому подсудны именно индивиды, обвиняемые в совершении пре­ступлений против человечества. Статут Международного уголовного суда вступил в силу в 2002 г.

Значительную роль в регулировании международных правоотно­шений с участием индивидов играют конвенции о защите основных прав и свобод человека, о борьбе с международными преступлениями (геноцид, апартеид) и с преступлениями международного характера (терроризм, незаконный оборот наркотиков). Статья 15 Международ­ного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. закрепляет возможность признания физических лиц виновными в совершении преступлений не только по внутригосударственному, но и по между­народному праву. Современная практика идет по пути расширения круга норм, предоставляющих индивидам юридическую возможность получить защиту в международных органах на основе норм междуна­родного права.

Международные договоры (Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.) предоставляют индивидам право непосредственно обращаться в межгосударственные органы по защи­те прав человека и основных свобод (Европейский и Межамерикан­ский суды по защите прав человека). Такое право признано и во внут­ригосударственных актах многих государств (Конституция РФ). Же­невские конвенции 1949 г. и Дополнительные протоколы к ним 1977 г. прямо говорят о применении положений этих соглашений к физиче­ским лицам. Основополагающая мысль (ст. 6 Всеобщей декларации прав человека, ст. 16 Международного пакта о гражданских и полити­ческих правах 1966 г.): каждый человек имеет право на признание его правосубъектности. Индивид вправе обращаться с жалобами в меж­дународные региональные суды и в международные организации (ООН).

Отрасли международного права, в которых правосубъектность индивида выражена особо рельефно, — это международное гуманитарное право, право вооруженных конфликтов, международное уголов­ное право. В настоящее время Международная правосубъектность индивида имеет ограниченный, специальный характер, — физические лица не обладают международной договорной правоспособностью, не вправе быть членами ММПО, не могут участвовать в создании норм международного права. Тенденция современного международного права — расширение содержания и объема международной право­субъектности индивида.

4.10. Другие нетрадиционные субъекты международного права

Основой международной правосубъектности иных нетрадиционных субъектов международного права является признание этого каче­ства у индивидов. Национальные юридические лица признаются субъектами международного права по аналогии с индивидами: пре­зумпция многообразия субъектов международного права и принцип «разрешено все, что не запрещено». Это специальная, ограниченная международная правосубъектность — национальные юридические лица, в первую очередь, имеют право непосредственно обращаться с претензиями в международные органы, в международные региональ­ные суды (Европейский суд).

Однако для средних и малых компаний их международная право­субъектность не имеет большого практического значения, — у них фактически нет необходимости выступать в качестве субъектов меж­дународного права. Крупные компании более заинтересованы в реа­лизации своей международной правосубъектности. Национальные юридические лица обладают строго отраслевой международной пра­восубъектностью: они выступают субъектами тех отраслей междуна­родного права, которые непосредственно связаны с экономической деятельностью (морское, экономическое, воздушное и т.п.).

Международные хозяйственные объединения и международные юридические лица создаются именно с целью проведения хозяйствен­ной деятельности на международном уровне. Основа их создания — международное соглашение (возможно как на межведомственном, так и на межправительственном уровнях), либо законодательство двух и более государств. Несомненна практическая целесообразность и не­обходимость участия таких лиц в международных отношениях в каче­стве субъектов международного права.

Теоретически содержание и объем их международной правосубъ­ектности такие же, как и у национальных юридических лиц, на прак­тике — неизмеримо более высокая степень участия в международных публичных правоотношениях, связанных с осуществлением хозяйст­венной деятельности (космическое, атомное, информационное право). Объем и содержание международной правосубъектности подоб­ных образований, степень их участия в международных отношениях фиксируются в их учредительных документах.

Транснациональные корпорации (ТНК) в силу специфики своей организационной структуры и сферы деятельности нуждаются в осо­бом правовом режиме и особом правовом статусе. Теоретически они являются юридическими лицами национального права, на практике находятся вне сферы действия юрисдикции какого-либо одного госу­дарства, поскольку деятельность ТНК затрагивает интересы многих государств. В доктрине права иногда еще высказывается мнение, выраженное в консультативном заключении Международного Суда ООН, — споры, вытекающие из соглашений иностранных корпо­раций с государствами, должны решаться на основе национального права.

В современном праве особой актуальностью отличается проблема создания для ТНК особого международного режима, поскольку их роль в развитии современного международного права чрезвычайно велика. ТНК — активные участники международных публичных пра­воотношений, хотя и выступают в качестве пользователей, а не созда­телей его норм. Необходимо учитывать серьезное влияние ТНК на формирование воли государств относительно создания норм между­народного права. В доктрине очень популярна концепция «квазимеж­дународного права», создаваемого в рамках международных организа­ций посредством соглашений ТНК с государствами.

В международном праве наблюдается тенденция признания меж­дународной правосубъектности ТНК в полном объеме, создания спе­циальной правовой системы, состоящей из соглашений между ТНК и государствами. Эти соглашения выводятся из сферы действия нацио­нального права, а деятельность самих ТНК не подпадает под нацио­нальную юрисдикцию. Типовые оговорки о применимом праве в со­глашениях с участием ТНК подчиняют эти соглашения «международ­ному праву», «квазимеждународному праву», «общим принципам Права», «общим принципам международного права».

Международные неправительственные организации (МНПО) соз­даются с целью непосредственного участия в международных право­отношениях, решения международно-правовых проблем. В связи с этим объективно обосновано признание их субъектами международ­ного права с ограниченной и специальной правосубъектностью. Не­посредственное проявление их международной правосубъектности включается в наличии консультативного статуса в ЭКОСОС, праве Участвовать в международных конференциях (с совещательным го­лосом). Основное отличие МНПО от других нетрадиционных субъектов -. МНПО являются нетрадиционными универсальными субъектами, т.е. субъектами практически всех отраслей международного публичного права (в зависимости от сферы своей деятельности: Международный комитет Красного Креста — субъект права вооруженных конфликтов, ИАТА — международного воздушного права, ГРИНПИС — междуна­родного экологического права). При этом одна и та же МНПО может быть субъектом нескольких отраслей международного права (напри­мер, Международная федерация юристов-демократов).