Тема 5
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО И ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВА
5.1.Соотношение внутригосударственного и международного права
5.2.Воздействие международного права на внутригосударственное
5.3.Влияние норм внутригосударственного права на международное
5.4.Взаимодействие внутригосударственного и международного права в правоприменительном процессе
5.5.Реализация норм международного права
5.1. Соотношение внутригосударственного и международного права
Взаимодействие международного и внутригосударственного права обусловлено взаимосвязью внешней и внутренней политики государства. Внутригосударственное и международное право — это две автономные по отношению друг к другу правовые системы, взаимосвязанные и активно взаимодействующие вплоть до проникновения норм международного права в национальное и наоборот.
Переход норм одной правовой системы в другую породил концепцию трансформации международного права: международный договор в результате его вступления в силу для какого-либо государства трансформируется (преобразуется) во внутригосударственный закон. В действительности норма международного права не трансформируется во внутригосударственную, а имплементируется (вводится) в национальную правовую систему. Поэтому более точным является выражение: имплементация международного права в национальное (трансформация — один из способов имплементации).
Государство входит в международную систему как целое, связанное с другими элементами этой системы, и может действовать в международных отношениях только через систему своих органов и должностных лиц. Действия государства вовне подпадают под действие международного права, но с этими действиями обязательно связаны какие-либо внутригосударственные акции, которые подпадают под действие национального права. Это основа взаимодействия международного и внутригосударственного права. Международное право налагает обязательства на государство в целом, а национальное право регулирует, каким именно образом эти обязательства будут выполнены. Внутри государственный закон устанавливает детальную регламентацию исполнения международно-правовой нормы. Взаимодействие международного и национального права происходит через те общественные отношения, объект регулирования которых является общим для обеих правовых систем.
Теории соотношения международного и внутригосударственного права:
1. Дуалистическая концепция (основоположники — Оппенгейм, Анцилотти, Триппель) — внутригосударственное и международное право представляют собой два различных правопорядка, две автономные, равнозначные и равноправные правовые системы, которые имеют разный предмет регулирования. Для выполнения международным правом его функций необходимо содействие национального права. В случае коллизии международного и внутригосударственного права национальный суд применит национальное право. Даже когда внутригосударственное право прямо предусматривает, что международное право в целом или в какой-либо его части подлежит применению в данной стране, это всего лишь проявление главенства внутригосударственного права, принятие или трансформация норм международного права.
2. Монистические концепции:
а) концепция монистическая I (основоположники — Шмидт, юристы фашистской Германии): внутригосударственное и международное право представляют собой части единой правовой системы, в которой примат принадлежит национальному праву. Международное право — это всего лишь сумма внешнеполитических прав различных государств, т.е. это внешнегосударственное право (у каждого государства — свое собственное);
б) концепция монистическая II (автор — Кельзен): в мире существует единая система права, объединяющая и национальное, и международное право, и примат в этой единой правовой системе принадлежит международному праву;
в) концепция монистическая III (автор — Лаутерпахт): международное право имеет примат даже во внутригосударственной сфере. Индивид является основным субъектом международного права. Внутригосударственное право играет незначительную роль; международное выступает как самый лучший регулятор «человеческих дел, а также логическое условие правового существования государств».
3.Теория координации (Фицморис, Руссо) оспаривает и дуалистическую, и монистическую концепции, отрицает общую сферу действия международного и внутригосударственного права. Международное право есть право координации, не предусматривающее автоматической отмены внутренних норм, противоречащих обязательствам в международном плане.
В современной теории международного права господствует концепция «общего правового поля», в котором взаимодействуют, взаимовлияют, взаимопроникают различные правовые системы, правоположения и правовые институты. «Общее правовое поле» резюмирует возможность изолированного развития национального права, оторванного от мирового правового развития. Новые институты международного права «накладываются» на национальное право, имеют с ними общий предмет регулирования.
В сопряженных сферах международного и национального права -исходит наиболее интенсивный обмен юридическими идеями и нормативными формулировками вплоть до взаимоперехода. Тенденция — сближение международного права с национальным законодательством. Все большее число проблем, когда-то сугубо внутренних, переходит в международную среду, и все более характерным становится непосредственное действие международных договоров на территории государства.
Влияние норм национального права на международное можно назвать первичным, так как международно-правовая позиция каждого государства предопределена его внутренним правом. Однако в процессе взаимодействия уже существующих норм действует принцип преимущественного значения международного права (ст. 27 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.). Современная практика признает, что примат международного права над национальным является необходимым условием нормального международного общения. Внутригосударственное право должно соответствовать международным обязательствам государства. В случае противоречия примат имеет международное право как результат согласования воль, коллективных усилий. Общечеловеческие ценности и интересы априорно имеют примат над всеми другими (национальными, этническими, государственными) интересами.
5.2. Воздействие международного права на внутригосударственное
Функционирование международного права невозможно без содействия внутригосударственного механизма. Процесс осуществления норм Международного права на территории государства — это процесс национальнонально-правовой имплементации (государство при помощи
его внутреннего права обеспечивает реализацию норм международного). Формы национально-правовой имплементации:
1.Рецепция - восприятие внутригосударственным правом норм международного права без изменения их содержания. Общая рецепция - это восприятие всего общего международного права, всех вступивших в силу для данного государства международных договоров (ст. 25 Основного закона ФРГ, ст. 6 Конституции США, ст. 55 Конституции Франции, ст.15 Конституции РФ) Специальная рецепция-это восприятие отдельных международно-правовых норм. Применяется в государствах, национальное законодательство которых придает нормам международного договора силу норм внутригосударственного права. Теоретически общая рецепция не требует издания специального закона для применения норм международного права: оно действует автоматически. На практике автоматическое применение между родного договора во внутригосударственном пространстве не всей возможно и зависит от характера норм конкретного международного соглашения. Рецепция представляет собой наиболее универсальный способ имплементации.
В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» указывается, что в соответствии с Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации» 1995 г. положения международных договоров РФ, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, соответствуют в РФ непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров РФ требуется принятие национальных правовых актов.
2. Трансформация — это преобразование нормы международного права в норму национального права посредством издания закона или иного нормативного акта, который регулирует тот же вопрос, что и соответствующая международно-правовая норма. Трансформация предполагает исчезновения одной нормы и появления другой. Tpaнсформируемая норма международного права не исчезает, не изменятся, а продолжает существовать в неизменном виде. Наряду с ней появляется новая норма внутреннего права, регулирующая тот же вопрос. При трансформации международное право служит основой для появления национальной нормы. Трансформация — это способ выполнения международного договора, позволяющий создать такую но) внутреннего права, которая не только обеспечивает выполнение государством его международных обязательств, но и отражает специфику национально-правовой системы конкретного государства. Трансформация необходима во всех случаях, когда нормы международного говора имеют несамоисполнимый характер. Способы трансформации: отмена нормы национального права, противоречащей международному договору; дополнение действующего права новой норм соответствующей международному договору; ратификация договора без изменения внутреннего закона, если соответствующие прав поведения уже закреплены в национальном праве.
3.Отсылка — государство включает в свое законодательство нормы, отсылающие к международному праву и санкционирующие применение внутри страны правил международных договоров и международно-правовых обычаев. Общая (генеральная) отсылка относятся всему международному праву и выражается в наличии в национальном праве общего правила, придающего международным нормам силу внутреннего закона. Имеет большое сходство с общей рецепций. Частичная (специальная) отсылка — определенная группа
национального права отсылается к определенной группе норм народного права (Кодекс торгового мореплавания РФ — вопросы распределения убытков при общей аварии решаются на основе Йорк - Антверпенских правил об общей аварии в редакции 1994 г.). Общая отсылка ко всему международному праву не превращает его нормы в национальное право. Отсылка санкционирует применение международного права на территории государства. Отсылка как способ выполнения международных обязательств возможна только в отношении самоисполнимых норм международного права.
Несамоисполнимые нормы международного права — и субъект (творец), и адресат этих норм совпадают: это государства. Государства в международном договоре устанавливают и правило поведения, и свою же собственную обязанность это правило соблюдать. Государства также выражают готовность нести ответственность за свои собственные нарушении международных обязательств. Такие нормы обращены к государству в целом, они не конкретны и не завершены, не способны к непосредственному применению национальными судами и другими правоприменительным органами (ст. 2 Гаагской конвенции о борьбе с угоном воздушных судов 1970 г., ст. 36 Единой конвенции о наркотических веществах 1961 г., ст. 25 Конвенции МОТ о принудительном труде 1930 г.).
Имплементация подобных норм в национальное право может происходить посредством либо рецепции (как правило, специальной), либо трансформации. Отсылка к таким нормам неприменима. Большинство международных соглашений, регламентирующих публичные и ношения, содержит именно конгломерат несамоисполнимых норм, реализация которых в национальном праве требует обязательного издания соответствующего внутреннего нормативного акта, конкретизирующего подобную норму. Адресат таких актов — государственные органы (прежде всего, правоприменительные), управомоченные воплощать в жизнь постановления международного договора.
В самоисполнимых нормах их субъект (творец) не совпадает с их адресатом: субъект — государство в целом, адресат — конкретные государственные органы, субъекты национального права. Такие нормы конкретны и завершены, они четко формулируют права и обязанности конкретных органов и лиц. Самоисполнимые нормы вполне приспособлены для регулирования национальных общественных отношений и не нуждаются в издании каких-либо внутренних актов для их конкретизации и исполнения. Имплементация подобных норм производится посредством отсылки.
Для применения самоисполнимых норм в национальном праве достаточно только факта вступления в силу международного договора на территории данного государства. В основном такие нормы используются в международных соглашениях, посвященных регулированию частноправовых отношений (Венская конвенция о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г., Соглашение между Российской Федерацией и Финляндией о прямом железнодорожном сообщении). Статья 7 ГК РФ имеет в виду именно самоисполнимые нормы, говоря о непосредственном применении международных соглашений к гражданским правоотношениям. Судебная практика западных стран демонстрирует постоянное применение международных соглашений в национальных судах.
Наиболее сложную проблему порождают международные договоры о защите прав человека. По данному вопросу международное право наиболее глубоко вторгается в сферу, ранее относящуюся к внутренней компетенции государства. В настоящее время (Копенгагенская конференция СБСЕ по человеческому измерению) определены не только конкретные права и свободы личности, но и параметры демократии, вопросы избирательной системы, проблемы многопартийности. Индивиды имеют прямой доступ в международные организации по защите прав человека, а национальные суды при решении данной категории дел в основном ссылаются непосредственно на нормы международного права.
Однако подавляющее большинство соглашений в области прав человека формулирует именно обязанности государства в целом, т.е. такие соглашения содержат несамоисполнимые нормы. Их национально-правовая имплементация требует принятия соответствующих внутренних актов (Международный пакт о гражданских и политических правах — его положения о праве на жизнь, личную неприкосновенность и свободу требуют детализации в национальном праве, установления санкций за их нарушения). Наилучший способ выполнения государством его обязательств в области защиты прав человека — совмещение всех способов имплементации: рецепции, трансформации и отсылки. В таком случае национальный суд может прямо применять нормы международного договора, например, в случае их расхождения с национальным законом (1986 г — Верховный суд Нидерландов в 102 случаях непосредственно применял положения Европейской конвенции о правах человека 1950 г.). В Уголовно-процессуальном кодексе РФ 2002 г. (ст. 413) установлено, что вступивший в законную силу приговор суда может быть отменен и производство по уголовному делу возобновлено ввиду новых обстоятельств. Новые обстоятельства - установленное Европейским судом по правам человека нарушение Конвенции о защите прав, человека и основных свобод при рассмотрении судом РФ уголовного дела, связанное с:
а) применением федерального закона, не соответствующего положениям Конвенции о защите прав человека и основных свобод;
б) иными нарушениями положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
5.3. Влияние норм внутригосударственного права на международное
Взаимодействие внутригосударственного и международного права происходит в виде их взаимного влияния, при этом влияние внутригосударственного права имеет первичный характер. Каждое государство заинтересовано в осуществлении вовне своих собственных целей. Деятельность государства осуществляется через систему его органов и должностных лиц, компетенция которых регулируется национальным правом. В процессе создания норм международного права каждое государство исходит из принципов и норм своего национального права и не соглашается принимать на себя обязательства, противоречащие основам его политической и социальной системы. Государства также неохотно принимают на себя обязательства, требующие внесения значительных изменений в их национальные законы. Каждое государство стремится как можно полнее реализовать интересы своей внешней политики, а в международных соглашениях — основные положения своей собственной Конституции.
Первичность воздействия национального права на международное не означает, что нормы международного права в чем-то уступают национальным: ст. 27 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. — государство не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения международного договора. Влияние внутригосударственного права на международное проявляется в различных формах:
1.Материальное влияние — содержание норм национального права влияет на содержание норм международного.
2.Процессуальное влияние — нормы национального права о порядке заключения международных соглашений предопределяют действительность международного договора.
3. Социальное влияние — правосознание представителей государства, заключающих от его имени международный договор, является национальным; при определении содержания международного договора ими используются юридические категории национального права.
Современная практика показывает, что в международных судах и арбитражах постоянно используются нормы права различных государств как юридический факт и вспомогательное средство для определения действующих международно-правовых норм.
5.4. Взаимодействие внутригосударственного и международного права в правоприменительном процессе
Для возможности совместного применения норм, принадлежащих к различным правовым системам, такие нормы должны обладать юридической совместимостью. Подобная совместимость достижима, если при заключении международного договора учитывались нормы национального права, а после вступления этого договора в силу национальное право было приведено в соответствие с ним. Совместимость — это согласованность международного и национального права. В современной практике типично применение двухсоставных (нормы национального закона и международного договора) и трехсоставных (нормы собственного национального права, права другого государства и международного договора — например, двойное гражданство) юридических комплексов.
Добросовестное выполнение международных договоров представляет собой основной когентный принцип современного международного права. В соответствии с этим принципом обязанность государства — это реализация норм международного права. Государство свободно в выборе средств реализации своих международных обязательств. Формы внутригосударственной реализации норм международного права:
1. Самостоятельное применение норм международного договора без прямого участия национального закона (ст. 7 ГК РФ).
2. Совместное применение норм международного договора и родственных норм национального закона (Конвенция о помощи в случае ядерной аварии 1986 г.).
3. Приоритетное применение норм международного договора вместо норм национального закона в случае их взаимного несоответствия (ст. 15 Конституции РФ).
Наиболее функционально именно совместное применение. В некоторых случаях применение нормы национального права связано с наличием соответствующего международного договора (ст. 46 Конституции РФ — право российских граждан обращаться в межгосударственные органы по защите прав человека обусловлено наличием международного договора). Вариант отсылки — предписание нормы национального закона о ее совместном применении с родственной нормой международного договора. В подобных ситуациях могут возникнуть отсылочные проблемы законодательства — безадресность (абстрактность) отсылки: правоприменительные органы должны установить наличие или отсутствие международного договора и отыскать в нем соответствующую норму; наличие предполагаемых отсылок.
Принцип добросовестного соблюдения международных обязательств презюмирует приведение национального права в соответствие с международным. Формы приведения в соответствие национального и международного права:
1. Принятие нового правового акта, ранее не известного правовой системе данного государства (Декларация прав и свобод человека и гражданина РСФСР 1991 г.).
2. Принятие закона, заменяющего ранее действующий или существенно его изменяющего (Таможенный кодекс РФ 2004 г.).
3. Принятие нормативного акта, вносящего частичные изменения и дополнения в действующее законодательство (Федеральный закон 2001 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод»),
5.5. Реализация норм международного права
Реализация представляет собой воплощение норм международного права в деятельности государств, практическое осуществление нормативных предписаний. Формы реализации:
1. Соблюдение — касается норм-запретов, которые обязывают государства воздерживаться от совершения действий, запрещенных нормами международного права (Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г.).
2. Исполнение — касается норм-предписаний, устанавливающих конкретные обязанности, сопряженные с определенными действиями (Международные пакты о правах человека 1966 г.).
3. Использование — касается управомочивающих норм, т.е. осуществление прав, предоставленных международным договором (ст. 90 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.).
Механизм реализации норм международного права — это совокупность нормативных и организационно-правовых средств, используемых субъектами международного права на международном и национальном уровнях. Большинство норм международного права реализуется в рамках национальной юрисдикции при помощи внутреннего права. Внутригосударственный механизм реализации представляет собой совокупность нормативных средств и государственно-властных институтов, обеспечивающих осуществление норм международного права в рамках национальной юрисдикции. В национальном праве довольно много норм, фиксирующих основные гарантии добросовестного выполнения государством своих международных обязательств (ст. 15,46 Конституции РФ). Существуют и действуют нормы о полномочиях государственных органов и должностных лиц в связи с выполнением международного договора (нормы о компетенции); нормы о формах и способах реализации международных обязательств.
Международный конвенционный механизм реализации международного права представляет собой комплекс средств и институтов, используемых государствами для обеспечения реализации международно-правовых норм. Этот механизм можно назвать правообеспечительным нормотворчеством, которое имеет место в различных формах:
1. Предварительное нормотворчество — создание пробных норм международного права.
2. Конкретизация — способ реализации норм высокой степени обобщенности, практическое воплощение которых особенно затруднительно. Толкование норм международного права связано с его конкретизацией. Акты толкования являются одновременно и актами конкретизации.
3.Закрепление в нормах международного права необходимых мер для внутригосударственного нормотворчества.
4.Установление рамочного правового регулирования — в одних случаях следует руководствоваться нормами только международного права, в других — только национального.
Международный контроль представляет собой установление фактических обстоятельств и их оценку с точки зрения соответствия требованиям нормы права. Основой этого метода являются сбор и оценка информации. Сбор информации — это получение сведений о реализации норм международного права всеми законными средствами: наблюдение, аэрофотосъемка, инспектирование. Оценка информации — это сопоставление практической деятельности с требованиями нормы.
Индивидуальный контроль осуществляется с помощью национальных средств. Совместный контроль предполагает использование международного институционного механизма: международные органы, организации, комиссии, комитеты (Комитет по правам человека Комитет экспертов МОТ). Контроль является одним из наиболее действенных средств обеспечения реализации норм международного права. Современная практика показывает усиление роли контроля в международной жизни.
Правоприменение представляет собой основанную на нормах международного права индивидуальную или коллективную деятельность его субъектов по обеспечению реализации международных норм в конкретных ситуациях. Началом правоприменения является выяснение фактических обстоятельств. Получение информации о фактических обстоятельствах основано на использовании данных контроля, получении информации в международных органах, проведении расследований, судебного или арбитражного разбирательство. Расследование — это также сбор информации о конкретных фактах (эксперты ОБСЕ по человеческому измерению, Комитет против пыток, Совет Безопасности ООН). Международный Суд ООН имеет обширные возможности получения информации: сообщения самих государств, показания свидетелей и экспертов, проведение расследований и экспертиз.
Стадии правоприменительного процесса — юридическая квалификация и принятие решения. Завершение правоприменительной деятельности: принятие правоприменительного акта — решения по конкретному делу. Основное назначение правоприменения заключается в обеспечении реализации норм международного права, поэтому в правоприменительном акте должны фиксироваться меры обеспечения (помощь в разработке национального законодательства) и меры воздействия (санкции за невыполнение международных обязательств). Правоприменительные акты могут иметь как рекомендательный характер, так и содержать обязательные предписания. Например, резолюции Совета Безопасности ООН 2002 г. о замораживании средств и Других финансовых активов членов организации «Аль-Каида» и движения «Талибан», о запрещении въезда их членов на территорию других государств, о запрете поставок военной продукции, технологий Двойного назначения, оказания консультационных услуг.
Международный институционный механизм реализации — это совокупность международно-правовых средств разрешения международных споров. В настоящее время можно говорить о становлении Международного процессуального права (новой самостоятельной отрасли международного права) как совокупности норм по регулированию Международного конвенционного и институционного механизмов реализации норм международного права