Тема 5

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО И ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВА

 

5.1.Соотношение внутригосударственного и международного права

5.2.Воздействие международного права на внутригосударственное

5.3.Влияние норм внутригосударственного права на международное

5.4.Взаимодействие внутригосударственного и международного права в правоприменительном процессе

5.5.Реализация норм международного права

 

5.1. Соотношение внутригосударственного и международного права

Взаимодействие международного и внутригосударственного права обусловлено взаимосвязью внешней и внутренней политики государ­ства. Внутригосударственное и международное право — это две авто­номные по отношению друг к другу правовые системы, взаимосвязан­ные и активно взаимодействующие вплоть до проникновения норм международного права в национальное и наоборот.

Переход норм одной правовой системы в другую породил концеп­цию трансформации международного права: международный договор в результате его вступления в силу для какого-либо государства транс­формируется (преобразуется) во внутригосударственный закон. В дей­ствительности норма международного права не трансформируется во внутригосударственную, а имплементируется (вводится) в националь­ную правовую систему. Поэтому более точным является выражение: имплементация международного права в национальное (трансформа­ция — один из способов имплементации).

Государство входит в международную систему как целое, связанное с другими элементами этой системы, и может действовать в междуна­родных отношениях только через систему своих органов и должност­ных лиц. Действия государства вовне подпадают под действие между­народного права, но с этими действиями обязательно связаны какие-либо внутригосударственные акции, которые подпадают под действие национального права. Это основа взаимодействия международного и внутригосударственного права. Международное право налагает обяза­тельства на государство в целом, а национальное право регулирует, каким именно образом эти обязательства будут выполнены. Внутри государственный закон устанавливает детальную регламентацию ис­полнения международно-правовой нормы. Взаимодействие междуна­родного и национального права происходит через те общественные отношения, объект регулирования которых является общим для обеих правовых систем.

Теории соотношения международного и внутригосударственного права:

1. Дуалистическая концепция (основоположники — Оппенгейм, Анцилотти, Триппель) — внутригосударственное и международное право представляют собой два различных правопорядка, две автоном­ные, равнозначные и равноправные правовые системы, которые име­ют разный предмет регулирования. Для выполнения международным правом его функций необходимо содействие национального права. В случае коллизии международного и внутригосударственного права национальный суд применит национальное право. Даже когда внут­ригосударственное право прямо предусматривает, что международное право в целом или в какой-либо его части подлежит применению в данной стране, это всего лишь проявление главенства внутригосудар­ственного права, принятие или трансформация норм международного права.

2. Монистические концепции:

а) концепция монистическая I (основоположники — Шмидт, юри­сты фашистской Германии): внутригосударственное и международное право представляют собой части единой правовой системы, в которой примат принадлежит национальному праву. Международное право — это всего лишь сумма внешнеполитических прав различных госу­дарств, т.е. это внешнегосударственное право (у каждого государст­ва — свое собственное);

б) концепция монистическая II (автор — Кельзен): в мире сущест­вует единая система права, объединяющая и национальное, и между­народное право, и примат в этой единой правовой системе принадле­жит международному праву;

в) концепция монистическая III (автор — Лаутерпахт): междуна­родное право имеет примат даже во внутригосударственной сфере. Индивид является основным субъектом международного права. Внут­ригосударственное право играет незначительную роль; международ­ное выступает как самый лучший регулятор «человеческих дел, а так­же логическое условие правового существования государств».

3.Теория координации (Фицморис, Руссо) оспаривает и дуалисти­ческую, и монистическую концепции, отрицает общую сферу дейст­вия международного и внутригосударственного права. Международ­ное право есть право координации, не предусматривающее автомати­ческой отмены внутренних норм, противоречащих обязательствам в международном плане.

В современной теории международного права господствует кон­цепция «общего правового поля», в котором взаимодействуют, взаи­мовлияют, взаимопроникают различные правовые системы, правоположения  и правовые институты. «Общее правовое поле» резюмирует возможность изолированного развития национального права, оторванного от мирового правового развития. Новые институты международного права «накладываются» на национальное право, имеют с ними общий предмет регулирования.

В сопряженных сферах международного и национального права -исходит наиболее интенсивный обмен юридическими идеями и нормативными формулировками вплоть до взаимоперехода. Тенденциясближение международного права с национальным законода­тельством. Все большее число проблем, когда-то сугубо внутренних, переходит в международную среду, и все более характерным становит­ся непосредственное действие международных договоров на террито­рии государства.

Влияние норм национального права на международное можно на­звать первичным, так как международно-правовая позиция каждого государства предопределена его внутренним правом. Однако в про­цессе взаимодействия уже существующих норм действует принцип преимущественного значения международного права (ст. 27 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.). Современная практика признает, что примат международного права над националь­ным является необходимым условием нормального международного общения. Внутригосударственное право должно соответствовать меж­дународным обязательствам государства. В случае противоречия при­мат имеет международное право как результат согласования воль, кол­лективных усилий. Общечеловеческие ценности и интересы априорно имеют примат над всеми другими (национальными, этническими, го­сударственными) интересами.

5.2. Воздействие международного права на внутригосударственное

Функционирование международного права невозможно без содействия внутригосударственного механизма. Процесс осуществления норм Международного права на территории государства — это процесс национальнонально-правовой имплементации (государство при помощи

его внутреннего права обеспечивает реализацию норм международного). Формы национально-правовой имплементации:

1.Рецепция - восприятие внутригосударственным правом норм международного права без изменения их содержания. Общая рецепция - это восприятие всего общего международного права, всех вступивших в силу для данного государства международных договоров (ст. 25 Основного закона ФРГ, ст. 6 Конституции США, ст. 55 Конституции Франции, ст.15 Конституции РФ) Специальная рецепция-это восприятие отдельных международно-правовых норм. Применяется в государствах, национальное законодательство которых придает нормам международного договора силу норм внутригосударственного права. Теоретически общая рецепция не требует издания специального закона для применения норм международного права: оно действует автоматически. На практике автоматическое применение между родного договора во внутригосударственном пространстве не всей возможно и зависит от характера норм конкретного международного соглашения. Рецепция представляет собой наиболее универсальный способ имплементации.

В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных  договоров Российской Федерации» указывается, что в соответствии с Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации» 1995 г. положения международных договоров РФ, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, соответствуют в РФ непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров РФ требуется принятие национальных правовых актов.

2. Трансформация — это преобразование нормы международного права в норму национального права посредством издания закона или иного нормативного акта, который регулирует тот же вопрос, что и соответствующая международно-правовая норма. Трансформация предполагает исчезновения одной нормы и появления другой. Tpaнсформируемая норма международного права не исчезает, не изменятся, а продолжает существовать в неизменном виде. Наряду с ней  появляется новая норма внутреннего права, регулирующая тот же вопрос. При трансформации международное право служит основой для появления национальной нормы. Трансформация — это способ выполнения международного договора, позволяющий создать такую но) внутреннего права, которая не только обеспечивает выполнение государством его международных обязательств, но и отражает специфику национально-правовой системы конкретного государства. Трансформация необходима во всех случаях, когда нормы международного говора имеют несамоисполнимый характер. Способы трансформации: отмена нормы национального права, противоречащей международному договору; дополнение действующего права новой норм соответствующей международному договору; ратификация договора без изменения внутреннего закона, если соответствующие прав поведения уже закреплены в национальном праве.

3.Отсылка — государство включает в свое законодательство нормы, отсылающие к международному праву и санкционирующие применение внутри  страны  правил  международных договоров  и международно-правовых обычаев. Общая (генеральная) отсылка относятся всему международному праву и выражается в наличии в национальном праве общего правила, придающего международным нормам силу внутреннего закона. Имеет большое сходство с общей рецепций. Частичная (специальная) отсылка — определенная группа

национального права отсылается к определенной группе норм народного права (Кодекс торгового мореплавания РФ — вопросы распределения убытков при общей аварии решаются на основе Йорк - Антверпенских правил об общей аварии в редакции 1994 г.). Общая отсылка ко всему международному праву не превращает его нор­мы в национальное право. Отсылка санкционирует применение международного права на территории государства. Отсылка как способ выполнения международных обязательств возможна только в отношении самоисполнимых норм международного права.

Несамоисполнимые нормы международного права — и субъект (творец), и адресат этих норм совпадают: это государства. Государства в международном договоре устанавливают и правило поведения, и свою же собственную обязанность это правило соблюдать. Государства также выражают готовность нести ответственность за свои собственные нарушении международных обязательств. Такие нормы обращены к государству в целом, они не конкретны и не завершены, не способны к непосредственному применению национальными судами и другими правоприменительным органами (ст. 2 Гаагской конвенции о борьбе с угоном воздушных  судов 1970 г., ст. 36 Единой конвенции о наркотических веществах 1961 г., ст. 25 Конвенции МОТ о принудительном труде 1930 г.).

Имплементация подобных норм в национальное право может происходить посредством либо рецепции (как правило, специальной), либо трансформации. Отсылка к таким нормам неприменима. Большинство международных соглашений, регламентирующих публичные и ношения, содержит именно конгломерат несамоисполнимых норм, реализация которых в национальном праве требует обязательного издания соответствующего внутреннего нормативного акта, конкретизирующего подобную норму. Адресат таких актов — государственные  органы (прежде всего, правоприменительные), управомоченные воплощать в жизнь постановления международного договора.

В самоисполнимых нормах их субъект (творец) не совпадает с их адресатом: субъект — государство в целом, адресат — конкретные государственные органы, субъекты национального права. Такие нормы конкретны и завершены, они четко формулируют права и обязанности конкретных органов и лиц. Самоисполнимые нормы вполне при­способлены для регулирования национальных общественных отно­шений и не нуждаются в издании каких-либо внутренних актов для их конкретизации и исполнения. Имплементация подобных норм про­изводится посредством отсылки.

Для применения самоисполнимых норм в национальном праве доста­точно только факта вступления в силу международного договора на терри­тории данного государства. В основном такие нормы используются в меж­дународных соглашениях, посвященных регулированию частноправовых отношений (Венская конвенция о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г., Соглашение между Российской Федерацией и Финляндией о прямом железнодорожном сообщении). Статья 7 ГК РФ имеет в виду именно самоисполнимые нормы, говоря о непосредствен­ном применении международных соглашений к гражданским правоотно­шениям. Судебная практика западных стран демонстрирует постоянное применение международных соглашений в национальных судах.

Наиболее сложную проблему порождают международные догово­ры о защите прав человека. По данному вопросу международное пра­во наиболее глубоко вторгается в сферу, ранее относящуюся к внут­ренней компетенции государства. В настоящее время (Копенгаген­ская конференция СБСЕ по человеческому измерению) определены не только конкретные права и свободы личности, но и параметры де­мократии, вопросы избирательной системы, проблемы многопартий­ности. Индивиды имеют прямой доступ в международные организа­ции по защите прав человека, а национальные суды при решении дан­ной категории дел в основном ссылаются непосредственно на нормы международного права.

Однако подавляющее большинство соглашений в области прав че­ловека формулирует именно обязанности государства в целом, т.е. та­кие соглашения содержат несамоисполнимые нормы. Их националь­но-правовая имплементация требует принятия соответствующих внутренних актов (Международный пакт о гражданских и политиче­ских правах — его положения о праве на жизнь, личную неприкосно­венность и свободу требуют детализации в национальном праве, уста­новления санкций за их нарушения). Наилучший способ выполнения государством его обязательств в области защиты прав человека — со­вмещение всех способов имплементации: рецепции, трансформации и отсылки. В таком случае национальный суд может прямо применять нормы международного договора, например, в случае их расхождения с национальным законом (1986 г — Верховный суд Нидерландов в 102 случаях непосредственно применял положения Европейской кон­венции о правах человека 1950 г.). В Уголовно-процессуальном кодексе РФ 2002 г. (ст. 413) установлено, что вступивший в законную силу приговор суда может быть отменен и производство по уголовному делу возобновлено ввиду новых обстоятельств. Новые обстоятельства - установленное Европейским судом по правам человека нарушение Конвенции о защите прав, человека и основных свобод при рассмотрении судом РФ уголовного дела,  связанное с:

а) применением федерального закона, не соответствующего положениям Конвенции о защите прав человека и основных свобод;

б) иными нарушениями положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

 

5.3. Влияние норм внутригосударственного права на международное

Взаимодействие внутригосударственного и международного права происходит в виде их взаимного влияния, при этом влияние внутриго­сударственного права имеет первичный характер. Каждое государство заинтересовано в осуществлении вовне своих собственных целей. Деятельность государства осуществляется через систему его органов и должностных лиц, компетенция которых регулируется национальным правом. В процессе создания норм международного права каждое го­сударство исходит из принципов и норм своего национального права и не соглашается принимать на себя обязательства, противоречащие основам его политической и социальной системы. Государства также неохотно принимают на себя обязательства, требующие внесения зна­чительных изменений в их национальные законы. Каждое государст­во стремится как можно полнее реализовать интересы своей внешней политики, а в международных соглашениях — основные положения своей собственной Конституции.

Первичность воздействия национального права на международное не означает, что нормы международного права в чем-то уступают на­циональным: ст. 27 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. — государство не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения международного договора. Влияние внутригосударственного права на меж­дународное проявляется в различных формах:

        1.Материальное влияние — содержание норм национального права влияет на содержание норм международного.

        2.Процессуальное влияние — нормы национального права о порядке заключения международных соглашений предопределяют дей­ствительность международного договора.

        3. Социальное влияние — правосознание представителей государства, заключающих от его имени международный договор, является национальным; при определении содержания международного дого­вора ими используются юридические категории национального права.

Современная практика показывает, что в международных судах и арбитражах постоянно используются нормы права различных госу­дарств как юридический факт и вспомогательное средство для опреде­ления действующих международно-правовых норм.

5.4. Взаимодействие внутригосударственного и международного права в правоприменительном процессе

Для возможности совместного применения норм, принадлежащих к различным правовым системам, такие нормы должны обладать юри­дической совместимостью. Подобная совместимость достижима, если при заключении международного договора учитывались нормы национального права, а после вступления этого договора в силу на­циональное право было приведено в соответствие с ним. Совмести­мость — это согласованность международного и национального пра­ва. В современной практике типично применение двухсоставных (нормы национального закона и международного договора) и трехсоставных (нормы собственного национального права, права другого го­сударства и международного договора — например, двойное граждан­ство) юридических комплексов.

Добросовестное выполнение международных договоров представ­ляет собой основной когентный принцип современного международ­ного права. В соответствии с этим принципом обязанность государст­ва — это реализация норм международного права. Государство свобод­но в выборе средств реализации своих международных обязательств. Формы внутригосударственной реализации норм международного права:

1.   Самостоятельное применение норм международного договора без прямого участия национального закона (ст. 7 ГК РФ).

2.   Совместное применение норм международного договора и род­ственных норм национального закона (Конвенция о помощи в случае ядерной аварии 1986 г.).

3.   Приоритетное применение норм международного договора вме­сто норм национального закона в случае их взаимного несоответствия (ст. 15 Конституции РФ).

            Наиболее функционально именно совместное применение. В неко­торых случаях применение нормы национального права связано с наличием соответствующего международного договора (ст. 46 Конституции РФ — право российских граждан обращаться в межгосударствен­ные органы по защите прав человека обусловлено наличием междуна­родного договора). Вариант отсылки — предписание нормы нацио­нального закона о ее совместном применении с родственной нормой международного договора. В подобных ситуациях могут возникнуть от­сылочные проблемы законодательства — безадресность (абстракт­ность) отсылки: правоприменительные органы должны установить на­личие или отсутствие международного договора и отыскать в нем соот­ветствующую норму; наличие предполагаемых отсылок.

Принцип добросовестного соблюдения международных обяза­тельств презюмирует приведение национального права в соответствие с международным. Формы приведения в соответствие национального и международного права:

1.  Принятие нового правового акта, ранее не известного правовой системе данного государства (Декларация прав и свобод человека и гражданина РСФСР 1991 г.).

2.  Принятие закона, заменяющего ранее действующий или сущест­венно его изменяющего (Таможенный кодекс РФ 2004 г.).

3.  Принятие нормативного акта, вносящего частичные изменения и дополнения в действующее законодательство (Федеральный закон 2001 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законода­тельные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Кон­венции о защите прав человека и основных свобод»),

5.5. Реализация норм международного права

Реализация представляет собой воплощение норм международно­го права в деятельности государств, практическое осуществление нор­мативных предписаний. Формы реализации:

1.  Соблюдение — касается норм-запретов, которые обязывают го­сударства воздерживаться от совершения действий, запрещенных нормами международного права (Договор о нераспространении ядер­ного оружия 1968 г.).

2.  Исполнение — касается норм-предписаний, устанавливающих конкретные обязанности, сопряженные с определенными действиями (Международные пакты о правах человека 1966 г.).

3.  Использование — касается управомочивающих норм, т.е. осуще­ствление прав, предоставленных международным договором (ст. 90 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.).

Механизм реализации норм международного права — это совокуп­ность нормативных и организационно-правовых средств, используемых субъектами международного права на международном и национальном уровнях. Большинство норм международного права реализу­ется в рамках национальной юрисдикции при помощи внутреннего права. Внутригосударственный механизм реализации представляет собой совокупность нормативных средств и государственно-властных институтов, обеспечивающих осуществление норм международного права в рамках национальной юрисдикции. В национальном праве довольно много норм, фиксирующих основные гарантии добросове­стного выполнения государством своих международных обязательств (ст. 15,46 Конституции РФ). Существуют и действуют нормы о полно­мочиях государственных органов и должностных лиц в связи с выпол­нением международного договора (нормы о компетенции); нормы о формах и способах реализации международных обязательств.

Международный конвенционный механизм реализации междуна­родного права представляет собой комплекс средств и институтов, используемых государствами для обеспечения реализации междуна­родно-правовых норм. Этот механизм можно назвать правообеспечительным нормотворчеством, которое имеет место в различных формах:

1.   Предварительное нормотворчество — создание пробных норм международного права.

2.   Конкретизация — способ реализации норм высокой степени обобщенности, практическое воплощение которых особенно затруд­нительно. Толкование норм международного права связано с его кон­кретизацией. Акты толкования являются одновременно и актами кон­кретизации.

 3.Закрепление в нормах международного права необходимых мер для внутригосударственного нормотворчества.

4.Установление рамочного правового регулирования — в одних случаях следует руководствоваться нормами только международного права, в других — только национального.

Международный контроль представляет собой установление фак­тических обстоятельств и их оценку с точки зрения соответствия тре­бованиям нормы права. Основой этого метода являются сбор и оценка информации. Сбор информации — это получение сведений о реализа­ции норм международного права всеми законными средствами: на­блюдение, аэрофотосъемка, инспектирование. Оценка информа­ции — это сопоставление практической деятельности с требованиями             нормы.

      Индивидуальный контроль осуществляется с помощью национальных средств. Совместный контроль предполагает использование             международного институционного механизма: международные органы, организации, комиссии, комитеты (Комитет по правам человека Комитет экспертов МОТ). Контроль является одним из наиболее дей­ственных средств обеспечения реализации норм международного права. Современная практика показывает усиление роли контроля в меж­дународной жизни.

Правоприменение представляет собой основанную на нормах ме­ждународного права индивидуальную или коллективную деятель­ность его субъектов по обеспечению реализации международных норм в конкретных ситуациях. Началом правоприменения является выяснение фактических обстоятельств. Получение информации о фактических обстоятельствах основано на использовании данных контроля, получении информации в международных органах, прове­дении расследований, судебного или арбитражного разбирательство. Расследование — это также сбор информации о конкретных фактах (эксперты ОБСЕ по человеческому измерению, Комитет против пы­ток, Совет Безопасности ООН). Международный Суд ООН имеет об­ширные возможности получения информации: сообщения самих го­сударств, показания свидетелей и экспертов, проведение расследова­ний и экспертиз.

Стадии правоприменительного процесса — юридическая квалифи­кация и принятие решения. Завершение правоприменительной дея­тельности: принятие правоприменительного акта — решения по кон­кретному делу. Основное назначение правоприменения заключается в обеспечении реализации норм международного права, поэтому в пра­воприменительном акте должны фиксироваться меры обеспечения (помощь в разработке национального законодательства) и меры воз­действия (санкции за невыполнение международных обязательств). Правоприменительные акты могут иметь как рекомендательный ха­рактер, так и содержать обязательные предписания. Например, резо­люции Совета Безопасности ООН 2002 г. о замораживании средств и Других финансовых активов членов организации «Аль-Каида» и дви­жения «Талибан», о запрещении въезда их членов на территорию дру­гих государств, о запрете поставок военной продукции, технологий Двойного назначения, оказания консультационных услуг.

Международный институционный механизм реализации — это со­вокупность международно-правовых средств разрешения междуна­родных споров. В настоящее время можно говорить о становлении Международного процессуального права (новой самостоятельной отрасли международного права) как совокупности норм по регулирова­нию Международного конвенционного и институционного механизмов реализации норм международного права