Тема 6 МИРНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СПОРОВ.
6.1.Понятие принципа мирного разрешения споров; споры и спорные ситуации
6.2.Непосредственные переговоры как основное средство разрешения международных споров
6.3.Международная согласительная (примирительная) процедура
6.4.Международное арбитражное (третейское) разбирательство
6.5.Международное судебное разбирательство
6.6.Мирное разрешение международных споров в региональных судах
6.7.Роль международных организаций в мирном разрешении международных споров
6.8.Международная примирительная процедура в рамках региональных организаций
6.1. Понятие принципа мирного разрешения споров; споры и спорные ситуации
Принцип мирного разрешения международных споров является одним из тотально когентных принципов общего международного права. Его нормативное содержание определено в Конвенции о мирном разрешении международных столкновений 1907 г.: мирные средства представляют собой единственно правомерный путь решения споров между государствами. Перечень видов мирных средств разрешения споров закреплен в Уставе ООН (ст. 33): переговоры, обследования, посредничество, примирение, арбитражное и судебное разбирательство, обращение к региональным организациям. Перечень не имеет исчерпывающего характера — возможно применение любых иных мирных средств по выбору сторон. Единственное императивное требование к государствам — мирный характер избранного средства. Государства свободны в выборе конкретного способа разрешения споров.
С 1995 г. действуют Типовые правила ООН по примирению споров между государствами (приняты на основе резолюции Генеральной Ассамблеи ООН). Правила применяются только по письменному согласию государств. На различных стадиях примирения стороны могут просить Генерального секретаря ООН помочь им в осуществлении процедуры примирения.
В международном праве различаются спор и спорные ситуации (ст. 34, 35 Устава ООН). По определению Постоянной палаты международного правосудия спор представляет собой разногласие по поводу какой-либо нормы права или факта между государствами, сопровождающееся взаимным предъявлением претензий. Спорная ситуация — это столкновение интересов государств, не сопровождающееся предъявлением явных претензий, но порождающее напряженность в отношениях между ними. Соотношение споров и спорных ситуаций: каждый спор — это спорная ситуация, но не каждая спорная ситуация является спором. Понятие спорной ситуации шире понятия спора (соотношение — род — вид). Спорная ситуация может появиться до возникновения спора и сохраниться после его разрешения. Виды международных споров и спорных ситуаций:
1. Продолжение которых угрожает миру и безопасности.
2. Продолжение которых не влечет за собой подобной угрозы.
Споры, продолжение которых угрожает миру и безопасности, в последней трети XX в. стали обозначаться понятием «конфликт», которое заменило понятие «война». Война определяется как частный случай конфликта. По оценкам Гейдельбергского института по изучению международных конфликтов, с 1945 по 2000 г. к типу «классических» войн относилось 15% конфликтов. Самые опасные: Индия — Пакистан (возможно применение ядерного оружия); Китай — Тайвань: «Закон КНР о предотвращении раскола страны» 2005 г. предусматривает, что если Тайвань объявит о независимости, то Китай оставляет за собой право на военное вмешательство.
В современные конфликты вовлечено более 300 акторов: государства, международные организации, повстанческие группировки, криминальные банды, этнические партии, наемники. В подавляющем большинстве конфликтов участвуют развитые страны. Причины их участия: 1) гуманитарная интервенция для прекращения этнических чисток и восстановления гражданского порядка; 2) «самозащита» от «государств — пособников» терроризма; 3) предотвращение распространения оружия массового уничтожения. Современные войны в основном ведутся под эгидой защиты прав человека и распространения либерально-демократических режимов.
По состоянию на начало 2006 г., в мире насчитывалось 23 серьезных вооруженных конфликта (конфликты, в результате которых погибли 1 тыс. и более человек) и 28 конфликтов, которые потенциально могут приобрести статус «серьезных».
Декларация ООН о предотвращении и устранении споров и ситуаций, которые могут угрожать международному миру и безопасности, 1988 г. предусматривает обязанность государств не только урегулировать споры, но и предотвращать их. После Второй мировой войны Имело место более 500 споров и спорных ситуаций в мире. Различие Между спором и спорной ситуацией имеет юридическое значение: при Рассмотрении спора в Совете Безопасности ООН спорящее государство обязано воздержаться от голосования (общий принцип права — Никто не может быть судьей в собственном деле). При рассмотрении спорной ситуации воздержания от голосования не требуется.
Споры делятся на юридические и политические. Юридические споры по общему правилу должны передаваться на рассмотрение Международного Суда ООН. Юридические (правовые) споры касаются толкования международного договора, любого вопроса международного права, нарушения международных обязательств. Политические споры — в основном, территориальные, относительно границ (наиболее опасные).
6.2. Непосредственные переговоры как основное средство разрешения международных споров
Непосредственные переговоры являются основным средством разрешения международных споров. В ст. 33 Устава ООН непосредственные переговоры стоят на первом месте среди всех других мирных средств разрешения споров. Причина этого — само согласие вступить в переговоры представляет собой соглашение государств, эффективное начало мирного решения проблемы. Принцип первоочередности непосредственных переговоров закреплен в Гаагских конвенциях 1899—1907 гг., Мирном договоре 1947 г., Декларации принципов международного права 1970 г., Хельсинкском акте 1975 г. Переговоры представляют собой двустороннее обсуждение спорной проблемы (многосторонние встречи, конференции, совещания — это отличный от переговоров институт международного права).
Непосредственные переговоры — основа всех остальных мирных средств разрешения споров, так как они базируются на соглашении государств и содействуют их согласию. Это самое гибкое и эффективное средство урегулирования споров. Разновидностью переговоров являются взаимные консультации. В рамках Хельсинкского процесса обязанность консультаций определена как общеобязательный метод мирного урегулирования споров между государствами — членами ОБСЕ. Парижская хартия для новой Европы 1990 г. закрепляет механизм регулярных политических консультаций (на уровне министров иностранных дел).
6.3. Международная согласительная (примирительная) процедура
По отношению к непосредственным переговорам согласительная процедура имеет вспомогательный характер. Ее назначение — содействовать вступлению в переговоры. Международная примирительная процедура — это добрые услуги и посредничество (медиация), следственные и согласительные комиссии. Добрые услуги и посредничество не представляют собой самостоятельного способа решения проблемы.
Добрые услуги как средство мирного разрешения международных споров предусмотрены в Гаагских конвенциях 1899 и 1907 гг. Это деятельность какого-либо третьего лица (в широком смысле слова) по организации проведения переговоров между спорящими государствами. Задача добрых услуг — склонить спорящие государства к установлению прямых дипломатических контактов и началу переговоров. Добрые услуги могут быть оказаны третьим лицом по своей собственной инициативе, по просьбе одной или обеих спорящих сторон. Могут быть коллективными (группа государств, несколько международных организаций, группа физических лиц) и индивидуальными (оказываются каким-либо одним лицом). Наиболее частый случай — добрые услуги оказываются Генеральным секретарем ООН, должностными лицами организаций безопасности, Папой Римским, главами государств. В любой форме добрых услуг предложения третьей стороны имеют характер совета и необязательны для государств.
Посредничество (медиация) по Гаагским конвенциям не отграничивается от добрых услуг. Это не только деятельность третьего лица (государства, международной организации, другого лица) по организации переговоров, но и непосредственное участие в них с целью оказания помощи в решении спора по существу. Посредник — активный участник переговоров, имеет право вносить предложения и рекомендации, предлагать собственные способы решения спора. Однако все действия посредника имеют только характер совета, рекомендации и ни в какой форме не обязательны для спорящих сторон. Отказ следовать рекомендациям посредника не является недружественным актом.
Права и обязанности посредника — от начала и до конца активно участвует в переговорах, иногда руководит ими. Основное отличие от добрых услуг: цель добрых услуг — привести спорящие стороны к переговорам, но не участвовать в них; цель посредничества — не только добиться начала переговоров, но и способствовать их проведению. Особенность посредничества (в отличие от добрых услуг) — приглашение посредника требует согласия обеих спорящих сторон. Задача посредника заключается в согласовании претензий сторон и стараниях их примирить. Посредник — это примиритель, но не судья. Виды Посредничества: испрашиваемое — по просьбе спорящих сторон, предлагаемое — по инициативе третьей стороны (государства, частного лица, международной организации). Тенденция международной Практики — перерастание в посредничество добрых услуг (1965— 1966 гг. — советские мирные инициативы в индо-пакистанском инциденте).
Следственные и согласительные комиссии создаются из представителей спорящих сторон на паритетных началах. Цель следственных Комиссий — установление фактов, лежащих в основе спора. Согласительные комиссии не ограничиваются расследованием фактической стороны дела, а предлагают условия разрешения спора по существу В соответствии с Актом о мирном разрешении международных споров 1985 г. постоянная согласительная комиссия состоит из пяти членов. По одному члену комиссии назначают спорящие стороны, три других избираются из числа граждан третьих стран. Назначение может быть поручено Генеральной Ассамблее ООН, третьим государствам или решено по жребию.
Выводы комиссий имеют рекомендательный характер, не обязательны для государств. Гаагские и Женевские конвенции определяют порядок создания и деятельности следственных и согласительных комиссий.
Практика показывает большее распространение согласительных комиссий. Общий акт о мирном разрешении международных споров 1928 г. (подтвержден Генеральной Ассамблеей ООН в 1949 г.) закрепляет, что согласительные комиссии могут учреждаться по просьбе одной спорящей стороны, обращенной к другой стороне. Дела в согласительных комиссиях могут рассматриваться и по инициативе обеих спорящих сторон. С точки зрения юридической силы их решения имеют рекомендательный характер. Пограничные представители (комиссары и уполномоченные) представляют собой разновидность согласительных комиссий.
6.4. Международное арбитражное (третейское) разбирательство
Международное арбитражное разбирательство — это передача разрешения спора третьей стороне (арбитру), решение которого окончательно и обязательно. Обращение в арбитраж осуществляется по добровольному соглашению государств, но решение арбитра является обязательным. Компромисс (третейская запись) — это соглашение спорящих сторон о передаче спора в арбитраж.
Организационное оформление третейский способ разрешения международных споров получил в начале XX в., после Гаагской конференции 1899 г. Была подписана Конвенция о мирном разрешении международных споров. Участники Конвенции учредили Постоянную палату третейского суда. Конвенция предусматривала составление списка из 150—200 лиц (по четыре судьи от каждого договаривающегося государства), из которых государства могли выбирать одного или более арбитров для рассмотрения спора.
На второй Гаагской конференции 1907 г. было принято решение об учреждении двух органов: Международной призовой палаты и Третейского суда. Однако попытки создания этих правоприменительных органов оказались безуспешными. Подробные правила арбитражного разбирательства содержатся в Гаагских конвенциях 1907 г., Общем акте 1928 г. (с поправками 1949 г.), в Образце правил арбитражного разбирательства (разработан Комиссией международного права и одобрен Генеральной Ассамблеей в 1958 г.). gee эти правила имеют рекомендательный характер. В основном арбитраж по рассмотрению межгосударственных споров имеет разовый характер (изолированный арбитраж или арбитраж ad hoc). Учреждается 00 соглашению сторон для рассмотрения конкретного дела. После разрешения спора прекращает свое существование. Может быть предусмотрен в качестве средства разрешения споров в международном договоре. Обязательное арбитражное разбирательство предусматривают Мирный договор 1947 г., Дунайская конвенция 1948 г., Венские конвенции о праве международных договоров 1969 и 1986 гг.
Институционный арбитраж действует постоянно, не прекращает своего существования после разрешения конкретного спора; как правило, рассматривает споры в сфере определенных международно-правовых отношений. Учреждается в соответствии с нормами конкретных международных соглашений либо в рамках общей арбитражной договоренности между отдельными государствами. Например, Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. определила создание специального постоянно действующего арбитража по некоторым вопросам морского права.
Особый вид международного арбитража — Постоянная палата третейского суда в Гааге (создана на основе Гаагских конвенций 1899 г. в 1901 г.). Состоит из двух постоянных органов: Международного бюро и Административного совета. Бюро играет роль канцелярии, Совет контролирует деятельность Бюро. Сам третейский суд — это список лиц (граждан государств — участников Гаагских конвенций), из которых спорящие стороны выбирают арбитров. Арбитры должны «быть известны своими познаниями в международном праве, пользоваться личным уважением и быть готовы выполнять обязанности третейского судьи». Палата компетентна рассматривать споры между государствами — участниками Конвенций, между государствами — неучастниками и государствами - участниками, между государствами и международными организациями.
Постоянная палата третейского суда разработала правила рассмотрения споров:
1- Факультативные правила арбитражного рассмотрения споров Между двумя государствами 1992 г.
2. Факультативные правила арбитражного рассмотрения споров Между двумя сторонами, из которых только одна является государством, 1993 г. 3. Факультативные правила арбитражного рассмотрения споров между международными организациями и частными лицами 1996 г.
4. Факультативные правила примирения 1996 г.
5. Факультативные правила арбитражного рассмотрения для следственных комиссий 1997 г.
Арбитраж в рамках Хельсинкского процесса (Итоговый документ Венской встречи 1989 г.): обязательное приглашение третьей стороны, если спор не может быть урегулирован другими мирными средствами. Между странами — членами ОБСЕ действует Стокгольмская конвенция по примирению и арбитражу 1992 г.
В международной практике и доктрине отмечаются преимущества арбитража перед судебным разбирательством: третейский суд более гибок и менее формален; стороны пользуются практически неограниченной свободой в выборе судей и установлении правил арбитражного разбирательства; спорящей стороной могут быть не только государства, но и другие субъекты международного права.
6.5. Международное судебное разбирательство
Международное судебное разбирательство осуществляется постоянными судебными органами. Особенности правового положения международных судов: создаются в соответствии с нормами международного права, имеют постоянно действующий характер, функционируют на основе международного договора. Международные суды играют основную роль в разрешении споров между государствами. Первый международный универсальный судебный орган — Постоянная палата международного правосудия Лиги Наций (создана в 1920 г.). Действовала на основе самостоятельного Статута. Ее компетенция полностью зависела от согласия сторон в споре, т.е. Палата обладала факультативной юрисдикцией. Вместе с тем предусматривалась возможность наделения Палаты обязательной компетенцией. К 1939 г. обязательную юрисдикцию Палаты признавали 65 государств. За все время ее фактического существования (с 1922 г. по февраль 1940 г.) на рассмотрение Палаты было передано 79 дел. Помимо осуществления правосудия Постоянная палата была вправе высказывать свое мнение по юридическим вопросам по просьбе Совета и Ассамблеи Лиги Наций.
Международный Суд ООН — главный судебный орган ООН, наиболее авторитетный международный судебный орган. Действует на основе Статута, являющегося частью Устава ООН. Государства — члены ООН ipso facto — участники Статута Международного Суда. Участниками Статута могут быть и государства — не члены ООН (Лихтенштейн, Сан-Марино). Состав Суда — 15 судей; избираются Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности на девятилетний срок в личном качестве, т.е. не являются представителями государства. В составе Суда не может быть одновременно двух граждан одного государства, требования к составу — должны быть представлены все основные правовые системы мира. Судьи избираются из числа лиц, внесенных в список по предложению национальных групп Постоянной палаты третейского суда. Все государства — и члены, и не члены ООН — находятся в одинаковых условиях при выдвижении кандидатов в судьи и при их избрании (резолюция Генеральной Ассамблеи 1948 г.).
Компетенция Суда: основная (судебная юрисдикция) — разрешение споров между государствами. Стороной по делу может быть только государство (ст. 34). Это важное отличие Международного Суда от арбитража, где участником спора может быть любой субъект международного права. Международный Суд основан на принципе добровольной (факультативной) юрисдикции, — ни одно государство не может вынудить другое государство к рассмотрению спора в Суде, если государство этого не желает. Даже Совет Безопасности не вправе заставить государства обратиться в Международный Суд, а может только порекомендовать данный способ разрешения спора. Многие многосторонние соглашения содержат нормы об обязательной юрисдикции Международного Суда (Конвенция о борьбе с геноцидом 1948 г., Конвенция о запрете пыток 1984 г. и др.).
В 1946 г. США выступили с заявлением о признании обязательной юрисдикции Международного Суда ООН. Они сделали оговорку в отношении споров, которые по существу входят в область национальной компетенции, как она определяется самими США. С 1945 по 1987 гг. СССР не признавал обязательной юрисдикции Международного Суда и постоянно делал об этом оговорки к соответствующим конвенциям. В 1987 г. СССР выступил с инициативой: все государства, в первую очередь, постоянные члены Совета Безопасности, должны признать обязательную юрисдикцию Суда. В 1989 г. СССР снял практически все оговорки, сделанные к конвенциям, предусматривающим обязательную юрисдикцию Суда (сохранена только оговорка к ст. 66 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.). В настоящее время все постоянные члены Совета Безопасности признают обязательную юрисдикцию Суда.
Международным договором особого рода является оговорка, включенная в Заявление государств — членов Британского содружества наций (Австралия, Великобритания, Гамбия, Индия, Канада, Кения, Мальта, Новая Зеландия) о неподчинении споров, возникающих ними, юрисдикции Международного Суда Процедура в Международном Суде основана на Регламенте 1978 г. Решение Суда обязательно и окончательно для спорящих сторон. Решение не подлежит обжалованию. После вынесения решения стороны имеют право обратиться в Суд с просьбой истолковать решение или с просьбой о его пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам, которые при вынесении решения не были известны ни Суду, ни стороне, ходатайствующей о пересмотре.
Статья 59 Статута — решение обязательно только для спорящих сторон и только по данному делу, т.е. не образует судебного прецедента. Согласие государств на рассмотрение спора в Суде может быть дано заранее (по вопросам правового характера): толкование норм международного права, нарушение международного договора, наличие международного обычая (ст. 36 Статута). По желанию сторон Суд вправе решать спор не на основе международного права, а на основе справедливости и доброй совести (ст. 38 Статута).
Государство-истец должно обосновать компетенцию Суда в рассмотрении данного спора по существу. Именно на это государство возлагается обязанность доказать факт существования спора и его юридическую природу. Нарушение данного положения делает претензию беспредметной и применение юрисдикции Международного Суда невозможным.
Процедура в Международном Суде: письменная часть — сообщение спорящими сторонами своих позиций, устная — заслушивание представителей государств, свидетелей, экспертов. Невыполнение решения Суда одной стороной дает другой стороне право обратиться в Совет Безопасности, который вправе принять меры для обеспечения выполнения решения Суда (ст. 94.Устава ООН). Но Совет Безопасности не играет роли судебного исполнителя; он просто реализует свои собственные функции, если невыполнение решения Суда может привести к угрозе международному миру и безопасности.
Вторая функция Международного Суда — он дает консультативные заключения по любым юридическим вопросам. Право обращаться в Суд за консультативным заключением имеют определенные международные органы и организации, перечисленные в Уставе ООН-Консультативные заключения Суда имеют рекомендательный характер. За всю историю своего существования Международный Суд рассмотрел более 70 споров и дал более 20 консультативных заключений. Международная практика показывает, что обращение в Суд является одним из эффективных средств мирного разрешения споров и обеспечения реализации норм международного права.
На практике юрисдикция Международного Суда имеет более широкий характер. Суд может осуществлять косвенный контроль за законностью решений международных организаций, выступать в роли апелляционной инстанции и выносить заключения о пересмотре решений международных административных трибуналов. В качестве примера можно указать на решение 1991 г. по делу об арбитражном решении 1989 г. (Гвинея-Бисау против Сенегала), которым Суд отклонил утверждение истца о недействительности арбитражного решения и его необязательности для тяжущихся сторон.
Наиболее многочисленная категория дел, рассмотренных Международным Судом, — нарушения государствами своих международных обязательств, общепризнанных принципов и норм международного права: дела 1972—1974 гг. о рыбных промыслах (Великобритания против Исландии, ФРГ против Исландии); 1973—1974 гг. о ядерных испытаниях (Австралия против Франции, Новая Зеландия против Франции); 1979—1981 гг. о дипломатическом и консульском персонале США в Тегеране (США против Ирана); 1984—1991 гг. о действиях военного и полувоенного характера в Никарагуа и против этой страны (Никарагуа против США); 1986—1992 гг. о пограничных и трансграничных вооруженных действиях (Никарагуа против Гондураса).
Особую категорию составляют дела о делимитации континентального шельфа между Тунисом и Ливией (1978—1982 гг.) и между Ливией и Мальтой (1982—1985 гг.), о проведении морской границы в районе залива Мэн между Канадой и США (1981 —1984 гг.), пограничный спор между Сальвадором и Гондурасом (1986 г.) и территориальный спор между Ливией и Чадом (1990 г.).
В 2005 г. на рассмотрении Суда находилось 21 дело.
В порядке апелляционной и квазиапелляционной инстанции Международный Суд вынес решения по делам 1971 — 1972 гг. относительно компетентности Совета ИКАО (Индия против Пакистана) и 1983— 1991 гг. об арбитражном решении от 31 июля 1989 г. (Гвинея-Бисау против Сенегала); три консультативных заключения по заявлениям о пересмотре решений Административного трибунала ООН.
Международный Суд может образовывать одну или несколько камер в составе трех или более судей для разбора определенных категорий дел. Все положения о камерах базируются на п. 1 ст. 25 Статута. Суд может образовать три вида камер:
—упрощенного производства,
—для рассмотрения определенной категории дел,
— для разбора отдельного дела.
— Последний вид камер имеет некоторое сходство с арбитражем, Особенно если при создании камер применяется ст. 31 Статута, представляющая сторонам в споре право выбрать судью по собственному усмотрению, если в составе судебного присутствия нет судьи - гражданина одной или обеих сторон. Камера ad hoc может состоять из судей — граждан каждой из сторон и третьего судьи, назначенного Судом.
Впервые Камера ad hoc была утверждена в 1982 г. К настоящему времени таких камер образовано четыре. Дела, которое рассматривались Камерой ad hoc: спор о делимитации морской границы в районе залива Мэн между США и Канадой; спор о делимитации пограничной территории между Республикой Верхняя Вольта (Буркина Фасо) и Республикой Мали; дело США против Италии; спор между Сальвадором и Гондурасом в отношении сухопутных и морских границ.
Разрешение международных споров путем обращения к камерам ad hoc способствует активизации деятельности Международного Суда. В Камеру ad hoc могут передаваться любые споры, имеющие либо технический, либо региональный аспект. Камеры не нуждаются в представительстве всех главнейших форм цивилизации и основных правовых систем мира.
Камеры ad hoc не могут быть приравнены к арбитражному суду, поскольку стороны не полностью свободны в определении состава Камеры и правил судопроизводства. Камера — ответвление Суда, ее решение (ст. 27 Статута) является решением Суда. Камеры ad hoc могут действовать только на основании Статута и Регламента Суда.
В настоящее время потенциал Международного Суда ООН используется далеко не в полной мере. Более эффективное использование этого органа способствовало бы активизации процесса мирного разрешения споров. В 1995 г. Секретариат ООН рекомендовал всем государствам — членам ООН («Повестка дня для мира»):
1. До 2000 г. признать обязательную юрисдикцию Международного Суда без каких-либо оговорок (в соответствии со ст. 36 Статута).
2. Государствам следует снять свои оговорки относительно непризнания обязательной юрисдикции Международного Суда к положениям многосторонних договоров, касающимся урегулирования споров.
3. Если передача спора на рассмотрение Суда в полном составе затруднена, следует использовать юрисдикцию камер Суда.
4. Государства должны оказать поддержку Целевому фонду, создан ному для оказания помощи странам, которые не могут позволить себе расходы, связанные с передачей дела в Суд. Такие страны вправе пользоваться этим Фондом для разрешения своих споров.
Проект статей об ответственности государств предусматривает некоторые случаи обязательной юрисдикции: возможность вынесения спора на рассмотрение арбитража в одностороннем порядке и подтверждения Международным Судом ООН действительности арбитражного решения по просьбе одной из сторон.
6.6. Мирное разрешение международных споров в региональных судах
Суд Европейского союза учрежден в 1957 г. на основе договора об образовании Евратома и ЕЭС. Обладает функциями не только межгосударственного, но и административного, и конституционного суда. Основан на принципе обязательной юрисдикции. Все государства — члены Евросоюза обязаны признавать юрисдикцию Европейского суда — это основополагающее условие членства в ЕС. Решения Европейского суда обязательны как решения национальных судов. Решения окончательны и не подлежат обжалованию. Апелляционной инстанции не существует. Решения Суда образуют прецедент, совокупность которых составляет особую правовую систему современности — европейское право (право Европейского союза).
Европейский суд решает межгосударственные споры; аннулирует действие нормативных актов, изданных другими органами ЕС; может обязать государство выполнять его международные обязательства. Принципиальная особенность Евросуда — истцами могут выступать все субъекты европейского права: органы ЕС, государства — члены ЕС, национальные правоприменительные органы, национальные юридические и физические лица, ТНК, союзы предпринимателей через границы и т.д.
Европейский суд по правам человека (Страсбургский суд) создан в 1959 г. на основе Европейской конвенции по защите прав человека и основных свобод 1950 г. Это главный судебный орган Совета Европы. Основан на принципе обязательной юрисдикции, все государства — члены Совета Европы обязаны признавать его юрисдикцию. Подведомственность — все случаи применения и толкования Европейской конвенции о правах человека 1950 г. Решения обязательны и окончательны, обжалованию и апелляции не подлежат. Состав Суда: по одному судье от каждого государства — участника Конвенции.
Суд рассматривает жалобы государств — участников Конвенции по защите прав человека и основных свобод 1950 г., жалобы частных лиц, групп лиц, неправительственных организаций о случаях нарушения данной Конвенции. Физические лица (и группы лиц) имеют право непосредственного обращения с петициями и жалобами о нарушении прав человека соответствующими государствами.
Индивид имеет право обращаться в Европейский суд по правам человека при условии, что им исчерпаны все средства внутренней (национальной) защиты. Обязанность доказать исчерпание внутренних средств защиты лежит на заявителе при представлении жалобы. В решениях Суда неоднократно подчеркивалось, что. правило об исчерпании «должно применяться с определенной степенью гибкости и без излишнего формализма, поскольку этот принцип не является абсолютным и не может применяться автоматически». Необходимо учитывать не только личную ситуацию заявителя, но и общий политико-правовой контекст, в котором действуют государственные органы.
Суд может принимать дело к рассмотрению до истечения шести месяцев с даты вынесения национальными органами окончательного решения по делу. Жалоба подается заявителем непосредственно или через представителя. Использование процедур надзорного производства не является обязательным предварительным условием для обращения в Европейский суд. Возможно принятие жалобы и в случае неоправданной задержки, поскольку Суд ориентируется на разбирательство дела в национальных органах «в разумные сроки» (ст. 5 Конвенции).
В 1998 г. вступил в силу Протокол № 11 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., закрепивший новый раздел II Конвенции «Европейский суд по правам человека». В настоящее время Суд является единственным в рамках Совета Европы контрольным органом. В 1998 г. Суд принял Правила процедуры (Регламент).
Почти 800 млн. человек из 41 страны имеют возможность напрямую обратиться в Страсбурге кий суд с жалобами. Суд вырабатывает стандарты защиты прав человека, которые воздействует на правовые системы практически всех государств Европы. Решения Суда приводят к значительным изменениям в законодательстве и практике европейских государств.
Работа Суда основана на принципе субсидиарности. Суд не является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к национальным судам и не может отменять или изменять решения, вынесенные по делу. Главная роль в защите прав человека принадлежит национальным правоприменительным органам. Когда национальная защита оказывается неэффективной, частные лица могут обратиться в Страсбургский суд. По словам Председателя Суда (2000 г.), «право индивидуальных обращений всегда находилось в центре системы, выстроенной Конвенцией. Именно благодаря ему механизм Конвенций превратился в эффективную систему региональной защиты прав человека. Общие стандарты Конвенции были развиты в полновесный свод правил и прецедентов именно за счет частных лиц, которые жаловались на государства в Страсбургский суд».
На основе решения Суда о нарушении прав Комитет министров стран — членов Совета Европы вправе требовать от государства принятия соответствующих мер: отмены примененного акта, отмены или пересмотра судебных решений, выплаты компенсации в пользу истца. Например, в результате ряда дел против Турции, в которых были признаны факты применения пыток к задержанным, турецкие власти были вынуждены провести реформу законодательства, обеспечить доступ общественным организациям в места лишения свободы.
Разбирательство дел в Суде делится на две стадии: решение о приемлемости и рассмотрение по существу (условия приемлемости — ст. 34 и 35 Конвенции). Порог приемлемости достаточно высок — в среднем не более 10% зарегистрированных жалоб признаются приемлемыми, т.е. могут быть рассмотрены по существу. Однако Суд в основном действует в интересах заявителей и не стремится ограничить число жалоб путем усложнения условий их приемлемости.
Первое решение о приемлемости жалобы против России было вынесено Судом в 2001 г. (дело Бурдова). По существу дело было решено в 2002 г. в пользу заявителя. С 1998 по 2003 г. из России в Суд поступило более 12 тыс. обращений. «Исчерпание всех внутренних средств защиты» применительно к Российской Федерации: заявителю необходимо пройти инстанции, обращение в которые обусловлено его собственным волеизъявлением (первую и кассационную судебные инстанции).
По данным на конец 2005 г., около одной трети решений Европейского суда по правам человека в отношении России касается нарушения права на справедливое судебное разбирательство.
В 2005 г. после почти пяти лет рассмотрения Европейский суд вынес три решения (жалобы шести граждан России были объединены в три дела) о нарушениях прав человека в Чечне. Во всех делах Правительство РФ выдвинуло возражение о неисчерпании внутренних средств правовой защиты. Заявителям предлагалось обратиться с гражданским иском в Верховный Суд РФ по первой инстанции или в Районный суд за пределами Чечни. Страсбургский суд отклонил это возражение.
Впервые Россия была осуждена за ведение военных действий в Чечне судебным органом после состязательного процесса, в котором стороны имели равные права. Все предыдущие действия осуществляюсь через политические органы (Парламентская Ассамблея Совета Европы, Комиссия ООН по правам человека). На этом фоне судебные Решения обладают особой убедительностью и являются призывом к Российским властям покончить с безнаказанностью военных преступлений в Чечне.
Межамериканский суд по правам человека действует на основе Американской конвенции по защите прав человека и основных свобод 1969 г. Аналог Европейского суда по правам человека. Правомочен рассматривать жалобы не только от государств, но и от физических лиц.
Экономический суд СНГ действует с 1994 г. на основе Устава, принятого в 1993 г. Его статус определен ст. 32 Устава СНГ и Положением об Экономическом суде. Подведомственность — разрешение межгосударственных споров, возникших при выполнении международных хозяйственных обязательств; другие споры по соглашениям между государствами — членами СНГ; споры между национальными хозяйственными организациями и предпринимателями. Суд также осуществляет толкование актов Содружества и законодательства бывшего СССР по экономическим вопросам. Государство, в отношении которого вынесено решение Суда, обязано его выполнять. Высший орган Экономического суда — Пленум — рассматривает апелляционные жалобы на решения Суда. Пленум обладает правом отмены решений и их пересмотра. Решения Пленума окончательны.
6.7. Роль международных организаций в мирном разрешении международных споров
Международными организациями используются практически все виды мирных средств разрешения споров. В рамках ООН действует международная примирительная процедура. Мирное разрешение споров осуществляется Генеральной Ассамблеей, Советом Безопасности и Международным Судом.
Компетенция Совета Безопасности: несет главную ответственность за поддержание мира и безопасности. Имеет наиболее широкие полномочия в сфере мирного урегулирования споров. Компетенция Совета ограничена только теми спорами, продолжение которых угрожает международному миру (ст. 33 Устава ООН). Вправе рекомендовать государствам надлежащую процедуру урегулирования и требовать разрешения спора мирными средствами (ст. 36). Если государства не в состоянии сами разрешить спор, Совет вправе рекомендовать конкретные способы его разрешения (ст. 37, 38). Уполномочен сам рас- следовать спор, чтобы определить степень его опасности для мира.
Глава VI Устава ООН устанавливает полномочия Совета Безопасности по примирению спорящих сторон посредством использования добрых услуг, посредничества, следственных и согласительных комиссий. В подобных случаях Совет выносит решения в форме резолюций, имеющих рекомендательный характер. Вправе принимать решения, обязательные для спорящих государств, и даже создавать специальные воинские контингенты (1964 г. — резолюция Совета Безопасности ° создании Вооруженных сил ООН по поддержанию мира на Кипре) Если стороны самостоятельно уладили спор после передачи его в Совет, то Совет прекращает рассмотрение спора. Ни одна из спорящих сторон не может отказаться от рассмотрения спора в Совете Безопасности по собственной инициативе.
Споры юридического характера по общему правилу рассматриваются в Международном Суде ООН (ст. 33). Генеральная Ассамблея ООН вправе осуществлять функции примирителя (ст. 11, 12, 14, 35 Устава), если спор не передан на рассмотрение Совета Безопасности. Генеральная Ассамблея обсуждает и дает рекомендации по любому спорному вопросу по просьбе любого государства, либо Совета Безопасности. Принимает резолюции рекомендательного характера. Если спор передан на рассмотрение в Совет Безопасности, Генеральная Ассамблея не вправе давать в отношении этого спора никаких рекомендаций без разрешения Совета.
Генеральный секретарь ООН вправе информировать Совет Безопасности о любой ситуации, угрожающей миру. Генеральный секретарь вправе настаивать на рассмотрении спора в Совете Безопасности и других структурах, разрешающих споры (ст. 99). По просьбе Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности Генеральный секретарь оказывает добрые услуги и выступает в качестве посредника (1962 г. — урегулирование Карибского кризиса, 1988 г. — соглашение о политическом урегулировании в Афганистане). Декларация ООН об установлении фактов в области поддержания международного мира и безопасности 1991 г. определяет обязанности Генерального секретаря ООН в сфере поддержания мира.
В 1977 г. был организован Специальный комитет ООН по усилению эффективности принципа неприменения силы в международных отношениях. Комитет всемирного наследия, Комитет по правам человека, Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет против пыток правомочны принимать участие в мирном урегулировании споров, возникающих в результате нарушения соответствующих конвенций. Это одна из составляющих международного конвенционного Механизма мирного разрешения международных споров.
6.8. Международная примирительная процедура в рамках региональных организаций
Международная примирительная процедура в рамках региональной организаций предусматривает урегулирование споров посредством Превентивной дипломатии и предоставления международных гарантий. Обращение в региональные организации для мирного разрешения спора имеет место либо по инициативе государств — членов> этих организаций, либо по инициативе Совета Безопасности.
В Лиге арабских государств функция основного примирителя возложена на Совет Лиги. В ст. 3 Хартии Африканского Союза (АС) перечислены мирные средства разрешения споров: переговоры, примирение, арбитраж. На первом месте находятся непосредственные переговоры. Их форма — регулярные конференции глав государств и правительств африканских стран (высшего органа АС). Высший орган выступает в качестве посредника, примирителя, оказывает добрые услуги. Существует специальная Постоянная комиссия АС по посредничеству, примирению и арбитражу. В 1977 г. на конференции глав государств и правительств африканских и арабских государств была создана специальная Арбитражная комиссия для разрешения споров между государствами — членами АС и ЛАГ.
В Уставе и в Боготской декларации 1948 г. Организации американских государств перечислены мирные средства разрешения споров — добрые услуги, посредничество, расследование, примирение, арбитраж. Постоянный совет и Консультативное совещание министров иностранных дел имеют широкие полномочия в сфере мирного разрешения споров. В рамках ОАГ функционирует специальная Межамериканская комиссия по урегулированию споров мирными средствами.
Рассмотрение споров может иметь место и в нерегиональных организациях. При Организации исламской конференции (ОИК) создан Исламский суд — основной орган мирного разрешения споров в рамках этой организации (1987 г. — рассмотрение вопросов ирано-иракской войны, попытка склонить Иран и Ирак к вступлению в мирные переговоры).
Мирное урегулирование споров в рамках СБСЕ — ОБСЕ: в 1978 г. — создание специального Совета экспертов по мирному урегулированию споров; в 1991 г. — принятие специальной резолюции «Механизм СБСЕ по урегулированию споров»; в 1992 г. — окончательное утверждение системы мирного урегулирования споров. Элементы этой системы: механизм СБСЕ по урегулированию споров; Стокгольмская конвенция 1992 г. по примирению и арбитражу; создание Комиссии СБСЕ по примирению; принятие Положения о директиве примирения.
Стокгольмская конвенция по примирению и арбитражу 1992 г. предусматривает создание двухступенчатой системы урегулирования споров в Примирительной комиссии и Арбитражном трибунале. Учрежден Примирительный арбитражный суд и принято Положение о директиве примирения. Совет СБСЕ и Комитет старших должностных лиц вправе предписать государствам начать процедуру примирения либо передать спор на рассмотрение Примирительной комиссий