Тема 7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ

 

7.1.Понятие международно-правовой ответственности государств

7.2.Основания международно-правовой ответственности

7.3.Признаки международного правонарушения

7.4.Классификация международных правонарушений; отграничение международных правонарушений от смежных деяний

7.5.Обстоятельства, освобождающие от международно-правовой ответственности

7.6.Формы и виды международно-правовой ответственности государства

7.7.Реализация международно-правовой ответственности

7.8.Ответственность международных межправительственных организаций

7.9.Международная уголовная ответственность государства

 

7.1. Понятие международно-правовой ответственности государств

Международная ответственность представляет собой юридическое последствие международно-противоправного деяния, средство обес­печения соблюдения норм международного права и восстановления нарушенных прав и отношений. Это особый инструмент регулиро­вания международных отношений и гарантия функционирования международного права. Ответственность является обязанностью, обу­словленной неправомерным поведением, следствием несоблюдения договора. Общая правовая концепция (Постоянная палата междуна­родного правосудия, 1928 г.) — любое нарушение взятого на себя обя­зательства влечет за собой возмещение ущерба.

Ответственность государства за международно-противоправные деяния - это правоотношение, возникающее в связи с совершением международного нарушения, возлагающее на виновное государство обязанность прекратить противоправное поведение, предоставить возмещение вреда, надлежащие заверения и гарантии неповторения, а на потерпевшее государство — право требовать выполнения этих Действий. Если правонарушитель не выполняет обязанностей, выте­кающих из правоотношения ответственности, пострадавшее государ­ство имеет право применить контрмеры. Контрмеры не должны при­меняться, если государство-деликвент добровольно выполнит свои обязанности. Содержание международной ответственности государ­ства - это юридические последствия международно-противоправного деяния. Комиссия международного права разработала концепцию, согласно которой ответственность охватывает новые правоотношения, возникающие в результате международно-противоправного деяния и являющиеся вторичными, «охранительными» относительно Первичных, «регулятивных», существовавших до совершения правонарушения..

Правоотношения ответственности могут быть двусторонними, возникать из многосторонних локальных обязательств и обязательство отношению к международному сообществу в целом. Обязательная ответственность за международное правонаруше­ние — это общепризнанная норма международного обычного права. В международном праве нет деления ответственности на договорную и деликтную. Любое нарушение договора влечет за собой наступление ответственности. Международно-правовая ответственность заключает­ся в обязанности субъекта международного права ликвидировать при­чиненный ущерб. Институт ответственности — это общий, сквозной институт международного права. Нормы об ответственности обеспечи­вают охрану правопорядка во всех сферах международного права.

Нормы, касающиеся ответственности, составляют особый между­народно-правовой институт, в котором преобладают нормы обычного права. Проблема кодификация института международно-правовой ответственности государств является одной из наиболее острых и ак­туальных. По поручению Генеральной Ассамблеи ООН Комиссия международного права с 1956 г. занималась кодификацией права меж­дународной ответственности. В 1969 г. Комиссия разработала Проект статей об ответственности государств за международно-противоправ­ные деяния, который в 2001 г. был принят Генеральной Ассамблеей ООН. ГА ООН приняла резолюцию, в приложении к которой содер­жится текст Статей об ответственности государств за международно-противоправные деяния (далее - Статьи). Однако принятие Статей в форме резолюции не делает их юридически обязательными. Необхо­димо разработать и принять на основе Статей универсальную между­народную конвенцию об ответственности государств.

7.2. Основания международно-правовой ответственности

Основанием международно-правовой ответственности является совершение международного правонарушения. Юридические основа­ния ответственности — это совокупность юридически обязательных международно-правовых актов, на основании которых определенное поведение квалифицируется как международное правонарушение (ст. 4 Статей об ответственности государств). Юридические основания содержатся в любом источнике международного права, фиксирующем обязательное для государств правило поведения. Обязанность госу­дарств может вытекать не только из источников права, но и из актов применения права (решения международных судов, арбитражей, три­буналов). Обязательства государств могут возникать и в результате од­носторонних актов этого государства, имеющих международно-правовой характер (установление ширины территориальных вод, сво­боды транзита через свою территорию). В подобных случаях государ­ство, принявшее на себя такое обязательство, не вправе без предвари тельного уведомления других государств отказаться от выполнения одностороннего обязательства.

фактические основания ответственности — это то, за что наступа­ет ответственность, т.е. само международное правонарушение. Эле­менты международного правонарушения:

1.  Какое-либо поведение государства (действие или бездействие).

2.  Такое поведение представляет собой нарушение международно-правового обязательства государства.

Государство в силу своей специфики может совершать любое дея­ние только через действия его органов или должностных лиц. Государ­ству можно присвоить поведение только таких лиц, которые находят­ся с ним в определенной правовой связи, т.е. обладают качеством государственного органа или должностного лица. «Присвоение» госу­дарству поведения, являющегося нарушением международного обяза­тельства, представляет собой «присвоение вины». Присвоение — это указание на определенную связь между лицом или группой лиц, со­вершивших определенное деяние, и государством, ответственным за данное деяние. Присвоение означает, что поведение физических лиц с точки зрения международного права должно рассматриваться как дея­ние самого государства. Презумпция — государство несет междуна­родную ответственность за действие всех своих органов независимо от их компетенции.

Ответственность за действия законодательных органов может на­ступать в случае издания такими органами закона или иного норма­тивного акта, противоречащего международным обязательствам дан­ного государства. Непринятие закона, необходимого для выполнения международного обязательства, влечет за собой ответственность толь­ко в том случае, если произошли те противоправные события, кото­рые должно было предотвратить издание соответствующего закона. Исполнительные органы, как правило, совершают наибольшее коли­чество деяний, являющихся правонарушением самого государства.

Судебная власть также является органом государства. Принцип не­зависимости судебной власти не исключает ответственности государ­ства, так как имеется в виду независимость суда от правительства и любых иных органов, а не от государства в целом. Принимаемое судом Решение — это решение государственного органа. Если суд выносит Решение в нарушение международных обязательств государства либо Сказывается применить международный договор, то само государство в целом несет ответственность за неправомерное поведение своих судебных органов.

Действия, не связанные с осуществлением прерогатив государственной власти, не имеют отношения к политике государства. Такие действия рассматриваются как деяния частных лиц. Однако подобные деяния могут посягать на защищенные международным правом инте­ресы других государств, поэтому государство обязано принимать ме­ры для их предотвращения. Если подобное деяние совершено, госу­дарство обязано преследовать и наказать виновных лиц. В противном случае наступает международно-правовая ответственность государст­ва за бездействие своих органов, которые не предотвратили противо­правное поведение частных лиц, не наказали виновных.

Ответственность государства возникает и за деяния его органов или должностных лиц, совершенные вне пределов их компетенции, т.е. при превышении полномочий или нарушении законов данного го­сударства. Действия должностных лиц с использованием их офици­ального положения либо с использованием служебных средств, при­чинившие ущерб другому государству, считаются действиями данного государства и порождают его ответственность. Деяния индивидов, со­вершенные в связи с деятельностью государств, имеют разные послед­ствия: поведение лица рассматривается как поведение государства и порождает его международно-правовую ответственность, если уста­новлено, что это лицо фактически действовало от имени государства (ст. 8 Статей). Общая концепция — государство несет ответственность за действия всех своих органов и должностных лиц, осуществляющих прерогативы государственной власти, за непринятие необходимых мер против правонарушений частных лиц, находящихся под юрис­дикцией данного государства.

По некоторым международным соглашениям на государство воз­лагается ответственность за всю его национальную деятельность — за деяния и органов, и юридических, и физических лиц: ст. 6, 7 Договора по космосу 1967 г. — государство несет ответственность за ущерб, причиненный и государственными, и частными космиче­скими объектами. Государство не может претендовать на освобожде­ние от ответственности, ссылаясь на положения своего внутреннего права.

Статья 12 Статей об ответственности отрицает ответственность го­сударства за предпринятые на его территории действия должностных лиц и органов другого государства, противоречащие международному праву и направленные против интересов третьего государства. Такую позицию нельзя считать обоснованной. В подобных случаях ответственность должна иметь место: согласие государства на противозаконную деятельность на его территории представителей другого государства представляет собой соучастие в совершении международного правонарушения. Если иностранное государство предпринимает на чужой территории без согласия данного государства противоправные действия против третьего государства, то ответственность государст-ва на чьей территории имеет место правонарушение, может наступать в случае, когда его органы не приняли мер для пресечения подобных действий иностранного государства.

7.3. Признаки международного правонарушения

Признаками международного правонарушения являются реквизи­ты (необходимые структурные элементы) международного правонару­шения: противоправность деяния и вред (ущерб). Неотъемлемый структурный элемент представляет собой причинная связь между дея­нием и наступившими последствиями. Противоправность — это нару­шение государством международного обязательства в форме действия или бездействия. Противоправность в международном праве заключа­ется в противоречии между правовой нормой и поведением государст­ва (ст. 16 Проекта статей). Противоправность имеет место во всяком случае, когда государство не выполняет своих любых международных обязательств, т.е. это расхождение между любым действием и соответ­ствующей международно-правовой нормой, а не какой-то конкрет­ный состав, как в национальном уголовном или административном праве.

Вред (ущерб) возникает в результате любого противоправного по­ведения. Ущерб причиняется защищаемым международным правом законным интересам государств (всего мирового сообщества). В ре­зультате причинения ущерба государство становится потерпевшим, что и позволяет ставить вопрос об ответственности. Категории ущер­ба: материальный — территориальные или имущественные потери, Убытки, упущенная выгода; нематериальный — ущемление прав, чес­ти, достоинства, престижа, суверенитета государства. Часто встреча­ется смешанная форма ущерба.

Причинная связь между противоправным поведением и ущербом представляет собой необходимый элемент для наступления ответственности. Причинная связь позволяет определить причастность государства к вредным последствиям и решить вопрос об ответствен­ности. Вина как самостоятельный элемент международного право­нарушения не является общепризнанным признаком его состава. Комиссия международного права не включила признак вины в качестве необходимого элемента в состав международного правонаруше­ния государства.

Наличие вины в международном праве резюмируется. Предполагается, что вина имеет место при любом нарушении государством его международных обязательств. При совершении простого правонарушения (международного деликта) государство-деликвент вправе до­казывать свою невиновность. При совершении международного пре­ступления сам характер деяния предполагает исключительно винов­ное его совершение. Как правило, при совершении международного правонарушения всегда имеет место проявление воли, которое всегда носит виновный, т.е. неправомерный характер.

7.4. Классификация международных правонарушений; отграничение международных правонарушений от смежных деяний

В международном праве отсутствует конкретный перечень правона­рушений. На основе критерия общественной опасности международ­ные правонарушения можно разделить на две категории: международ­ный деликт и международное преступление.

Комиссия на основе критерия общественной опасности определи­ла две категории международных правонарушений:

1. Международное преступление как международно-противоправ­ное деяние, нарушающее основополагающие нормы международного права, представляющее особую общественную опасность для всего мирового сообщества в целом и угрожающее интересам всего мира.
Совершение международного преступления всегда предполагает на­личие вины в форме прямого умысла. В Статьях дан примерный пере­чень международных преступлений:

а)  тяжкое нарушение международных обязательств, имеющих ос­новополагающее значение для обеспечения мира и безопасности (аг­рессия);

б)  тяжкое нарушение международного обязательства, имеющего основополагающее значение для обеспечения права народов на само­ определение (насильственное сохранение колониального господства);

в)  тяжкое нарушение международного обязательства, имеющего основополагающее значение для защиты человеческой личности (ге­ноцид, рабство, апартеид);

г)  тяжкое нарушение международного обязательства, имеющего основополагающее значение для защиты окружающей среды (массо­вое загрязнение атмосферы или моря).

2. Международный деликт как всякое международное правонару­шение, которое не является международным преступлением в соот­ветствии с п. 2 ст. 19 Статей.

Перечень международных преступлений не является исчерпываю­щим. Комиссия международного права подчеркивает возможность становления новых видов международных преступлений. В НИИ двух различных категорий международных правонарушений уста­новлены два различных режима ответственности. При совершении международного деликта право на обращение в суд имеет только не­посредственно потерпевшее государство. При совершении междуна­родного преступления право ставить вопрос об ответственности име­ют любое государство, группа государств, международное сообщество в целом.

Деяния, смежные с международными правонарушениями, — это недружественный акт и преступления международного характера. Не­дружественный акт представляет собой такое поведение государства, которое причиняет ущерб интересам другого государства, но не нару­шает норм международного права. Это ущемление таких интересов государства, которые не защищены международным правом (повы­шение таможенных пошлин, национализация иностранной собствен­ности). В международном праве отсутствует запрет на совершение не­дружественных актов. Основная роль в разрешении подобных про­блем принадлежит политическим и моральным средствам.

Преступления международного характера являются уголовно нака­зуемыми деяниями, совершенными физическими лицами, и имею­щими международную общественную опасность. Главный отличи­тельный признак преступлений международного характера — они со­вершаются вне связи с политикой государства физическими лицами, не являющимися должностными лицами государства и не действую­щими от его имени; такие деяния нарушают и национальное право данного государства.

7.5. Обстоятельства, освобождающие от международно-правовой ответственности

Обстоятельства, освобождающие от международно-правовой от­ветственности, делятся на несколько категорий:

1. Обстоятельства, исключающие возникновение ответственно­сти, — это ситуации, когда поведение государства, в нормальной си­туации квалифицируемое как правонарушение, признается правомер­ным и не порождает ответственности.

2. Обстоятельства, исключающие реализацию ответственности, — то фактические ситуации, при которых правонарушение имеет место, но ответственность фактически не осуществляется. Поведение государства в обстоятельствах, освобождающих от ответственности, имеет только внешнее сходство всех  его необходимых признаков.

3. Обстоятельства, исключающие противоправность, — согласие ответные меры, форс-мажор, непредвиденный случай, стихийное бед­ствие, самооборона. Международное право не допускает ссылки на обстоятельства, освобождающие от ответственности, если нарушена когентная норма.

Согласие, ответные меры, самооборона — это волевые действия самого государства, т.е. осуществление права. Форс-мажор, случай, бедствие, крайняя необходимость — это объективные по отношению к поведению государства обстоятельства, не зависящие от его воли. Согласие (ст. 29 Статей): одно государство дает другому государству ;свое согласие на отступление от международно-правового обязатель­ства (нарушение двустороннего международного договора). Согласие должно быть юридически действительным.

Ответные меры (ст. 30 Статей) — это действия одного государства, вызванные противоправным поведением другого государства. Ответ­ные меры могут сами быть международным правонарушением, но их ответный характер по отношению к государству-деликвенту исключа­ет наступление ответственности.

Самооборона исключает противоправность деяния, если она явля­ется законной по Уставу ООН (ст. 34 Статей). Статья 51 Устава ООН определяет самооборону как неотъемлемое право государства на при­менение вооруженной силы в ответ на вооруженное нападение. Не­пременное условие законности самообороны — наличие агрессии или          угрозы ее применения (превентивная самооборона).

  Форс-мажор и непредвиденный случай — противоправность деяния исключена, если деяние вызвано непреодолимой силой или        непредвиденным событием, которое не позволило действовать в соответствии с международными обязательствами. В ситуации непреодолимой силы государство абсолютно лишено возможности предотвратить ущерб, причиняемый другому государству, т.е. имеет место волевая непричастность (уничтожение иностранной собственности в

результате землетрясения). При непредвиденном случае государство            действует в состоянии добросовестного заблуждения, не осознавая и не понимая, что нарушает международное обязательство. Государство не может ссылаться на непреодолимую силу и случай, если само содействует возникновению подобных ситуаций. Стихийное бедствие — это ситуация, когда государство под

воздействием сил природы или аварии вынужденно не соблюдает международные обязательства, не имея иной возможности спасти жизнь людей или сохранить имущество. Это фактическое отсутствие свобода выбора в экстремальной ситуации, осознанное нарушение международно-правовых норм для избежание более негативных последствий (Конвенция по предотвращению загрязнения моря 1972 г. — допуска­ется сброс отходов в открытое море в целях спасения человеческой жизни). Состояние крайней необходимости (ст. 33 Статей) — деяние является единственным средством защиты существенных интересов государства от тяжкой и неминуемой угрозы и не причиняет серьезно­го ущерба интересам другого государства.

Международно-правовая ответственность наступает и за право­мерную деятельность. Многие виды правомерной деятельности могут иметь непредвиденные вредные последствия. Государство, ведущее такую деятельность, обязано возместить причиненный ущерб, хотя состав правонарушения отсутствует. Основа такой ответственности — соответствующая деятельность связана с большой степенью риска, с источником повышенной опасности (освоение космоса, атомная энергетика). Сущность ответственности: объективное вменение, т.е. абсолютная, безвиновная ответственность за причиненный ущерб (Конвенция о международной ответственности за ущерб, причинен­ный космическими объектами 1972 г. — запускающее государство не­сет абсолютную ответственность за любой ущерб). Пострадавшая сто­рона должна только доказать наличие причинной связи между деяни­ем и ущербом.

Ответственность за правомерную деятельность по другим основа­ниям: право военного судна в открытом море произвести досмотр иностранного торгового судна, если есть основания полагать, что торговое судно занимается работорговлей, перевозкой наркотиков, пиратским радиовещанием (Конвенция по морскому праву 1982 г.). Если подозрения не оправдались, торговому судну полностью дол­жен быть возмещен причиненный ущерб. Абсолютная ответствен­ность не имеет основания в обычном праве, не является общим принципом ответственности и существует только в договорном праве, т.е. не распространяется на случаи, не урегулированные в специаль­ных соглашениях. В международном праве закреплены специальные Договорные ограничения абсолютной ответственности. Абсолютная ответственность представляет собой разновидность материальной ответственности.

С 1980 г. Комиссия международного права занимается разработкой проекта Конвенции об ответственности за правомерную деятельность. В 2001 г. Комиссия приняла текст Преамбулы и проект 19 ст. в проекте определены виды государственной деятельности, не зарешенной международным правом, но сопряженной с риском применения трансграничного ущерба.

7.6. Формы и виды международно-правовой ответственности государства

Режимы ответственности при совершении международных делитов и международных преступлений являются принципиально раличными. Совершение международного деликта предполагает, что со ответствующие правоотношения возникают только между заинтересованными сторонами. Государство-правонарушитель обязано прекратить правонарушение и возместить причиненный ущерб. По­терпевшее государство вправе требовать выполнения этой обязанно­сти. Если государство-правонарушитель отказывается выполнять свою обязанность по возмещению ущерба, возможно применение к нему санкций, т.е. мер давления (введение торговых и иных ограниче­ний). Меры давления могут применяться государством самостоятель­но либо международной организацией (например, государства — чле­ны ИКАО обязаны запретить полеты над своей территорией самоле­там тех авиакомпаний, которые не выполняют требования ИКАО).

Международное преступление затрагивает интересы всего мирово­го сообщества, поэтому любое государство вправе принимать меры против государства-правонарушителя. Ответственность за междуна­родные преступления зависит от перечня международных преступле­ний. В настоящее время отсутствует общепризнанный нормативный перечень таких деяний. Выработанный Комиссией международного права в Статьях об ответственности государств примерный перечень международных преступлений включает в себя различные по степени общественной опасности деяния, к которым неприменим одинако­вый стандарт международной ответственности.

Общепризнанная точка зрения: подготовка, развязывание, веде­ние агрессивной войны, преступления против человечности — это тягчайшие международные преступления. Совершение таких деянии предполагает особый режим международно-правовой ответственно­сти государства, имеющий не только репарационный, но и пенитенциарный характер. Ответственность государства может включать окупацию территории государства-агрессора, отторжение части е территории. Например, в 1945 г. оккупация Германии имела место  на основе права победителя, а на основе принципа международного права об ответственности государства-агрессора.

В случае совершения других международных преступлении жесть ответственности определяется их международной общественной опасностью. В современной практике пока не установлены   параметры санкций за конкретные международные преступлен

осы ответственности решаются в каждом конкретном случае в зависимости от фактических обстоятельств (например, санкции Совета Безопасности против ЮАР за политику апартеида, против Ирака за вторжение в Кувейт).

Виды ответственности - это материальная и нематериальная (логическая). Возможна и только политическая, и только материальная  и смешанная ответственность. Причинение материального ущерба может повлечь за собой политическую ответственность, формы материальной ответственности - реституция, компенсация, репарация. Материальная ответственность имеет репарационный характер. Формы нематериальной ответственности - сатисфакция, заверения, гарантии неповторения, экономические и другие санкции вплоть до применения вооруженной силы. Нематериальная ответственность имеет пенитенциарный характер.

Реституции в натуре (ст. 7 Статей) представляют собой восстановление положения, существовавшего до совершения противоправного деяния. Это возмещение действительного материального ущерба (прямого и косвенного): возврат неправомерно захваченных ценностей, оборудования, имущества, транспортных средств. Упущенная выгода обычно не возмещается.

Компенсация может быть последствием противоправного деяния, если возмещение ущерба не покрывается реституцией в натуре. Компенсация охватывает любой экономический ущерб, понесенный потерпевшим государством. Может включать проценты и упущенную выгоду (ст. 8 Статей). Компенсация - это репарация в форме выплаты Денег в качестве возмещения за причиненный ущерб.

Сатисфакция - это удовлетворение нематериальных требований для возмещения вреда, причиненного чести и достоинству потерпевшего государства, его политическим интересам. Чаще всего имеет место в форме официального выражения сожаления или соболезнования принесения извинений, признания неправомерности совершенных Действий, дезавуирования действий представителя государства, Дания специального закона для обеспечения выполнения своих доказательств. Заверения или гарантии неповторения - это санкция, Но близкая к сатисфакции, иногда рассматривается как ее разновидность.   Реституция представляет собой восстановление прежнего правового положения и несение издержек в связи с этим (освобождение законно занятых территорий).

Ответственность за международные преступления может иметь не Репарационный характер, т.е. сводиться к возмещению материального ущерба или восстановлению нарушенных прав. Современное международное право признает незаконность военных контрибуций (дани потерпевшего победителю - положения Версальского мирного договора). Возможно наступление пенитенциарной ответственности - ограничений карательного характера (чрезвычайные сатисфакции и чрезвычайные репарации).Чрезвычайные сатисфакции — это временное ограничение сувере­нитета и правоспособности государства. Производятся в форме при­остановления деятельности законодательных, исполнительных и судебных органов государства, реорганизации его политической сис­темы, упразднения отдельных институтов (партий), оккупации терри­тории, контроля за использованием промышленности, демилитариза­ции, привлечения к ответственности должностных лиц (например, Декларация Потсдамской конференции 1945 г. о порядке в Германии и режиме Берлина — верховная власть в Германии принадлежит Союз­ному контрольному совету).

Чрезвычайные репарации — это ограничение правомочий государ­ства распоряжаться своими материальными ресурсами. Осуществля­ются с целью не только возмещения материального ущерба, но и ис­ключения факторов, способствовавших совершению международных преступлений (особая форма ответственности Германии в 1945 г. — от­торжение Восточной Пруссии и других территорий).

7.7. Реализация международно-правовой ответственности

Реализация ответственности является основной проблемой этого института в международном праве. Реализация ответственности и особенно применение санкций представляют собой самое слабое ме­сто в межгосударственной системе. Причины: недостаточное развитие правового регулирования института международной ответственности; недостаточно эффективный механизм реализации ответственности. Механизм реализации ответственности до сих пор находится в про­цессе становления.

Основные способы реализации ответственности — доброволь­ный (согласительный) и с использованием принудительных средств. В международном праве установлен порядок реализации прав: посредством санкций и применения процессуального механиз­ма урегулирования споров. Санкция является ответной принудитель­ной мерой, призванной обеспечить привлечение нарушителя к ответ­ственности. Это специальная мера обеспечения реализации ответст­венности в конкретной форме. Отличие санкции от ответственности-ответственность — это действия нарушителя, санкция — это действия потерпевшего государства либо международной организации. Ответственность представляет собой обязанность нарушителя; санкции "Право потерпевшего, который может их и не применять. Ответствен­ность — это волевое действие нарушителя; санкции применяются к нарушителю вопреки его воли.

Виды санкций — индивидуальные и коллективные. Индивидуаль­ные санкции — это реторсии, репрессалии, непризнание, разрыв от­ношений, самооборона. Могут применяться и санкции, выражаю­щиеся в ограничении суверенитета государства. Коллективные санк­ции — это отказ в приеме в члены международной организации, приостановление членства в организации, исключение из членов ор­ганизации, коллективные вооруженные меры. Особый вид коллек­тивных санкций представляют собой обязательные резолюции Совета Безопасности ООН по ст. 41 Устава.

Реторсии — это принудительные меры в ответ на недружественный акт, т.е. на ущемление интересов, не защищенных международным правом "(ограничение импорта, повышение таможенных пошлин, от­каз в выдаче въездных виз). Репрессалии — это принудительные меры, ограничивающие законные права государства. Это меры, предприни­маемые в ответ на правонарушение. Если нет правонарушения, то по­добные меры сами представляют собой противоправный акт.

Запрещены вооруженные репрессалии: бомбардировки, интервен­ция, мирная блокада. Этот запрет закреплен в Декларации 1970 г., в Хельсинкском акте 1975 г. Современное международное право опре­деляет, что репрессалии возможны только как меры экономического (эмбарго, бойкот) либо политического характера (ст. 60 Венской кон­венции о праве международных договоров 1969 г. — полное прекраще­ние договора в ответ на существенное его нарушение). На репресса­лии как санкции не распространяется принцип соразмерности, поскольку это форма наказания за совершение международного пре­ступления.

Непризнание заключается в отказе признать ситуацию, созданную Неправомерным актом (непризнание юридической силы противо­правного договора или территориальных изменений, являющихся ре­зультатом агрессии). Разрыв дипломатических и консульских отноше­ний применяется государством в ответ на неправомерное поведение государства пребывания дипломатического или консульского пред­ставительства. В рамках международных организаций это может быть Приостановление членства в организации, исключение из органи­зации.

Самооборона является особым видом санкций, представляющих собой применение принудительных вооруженных мер. Право на самооборону в соответствии со ст. 51 Устава ООН может быть реализовано только в ответ на вооруженное нападение. В случае особо опасного посягательства на международный правопорядок должен ис­пользоваться международный механизм для применения против госу­дарства-агрессора коллективного принуждения с использованием вооруженной силы. Главное звено в этом механизме — Совет Безопас­ности ООН. Статья 42 Устава — право Совета Безопасности использо­вать любые сухопутные, воздушные и морские вооруженные силы, не­обходимые для поддержания или восстановления мира.

Санкции представляют собой комплекс принудительных мер, предназначенных для обеспечения безопасности государств. Совре­менная практика показывает, что санкции — это не единственное и недостаточно эффективное средство реализации ответственности. Индивидуальные санкции в основном регулируются обычным правом и менее приспособлены для защиты права, чем закрепленные в дого­ворах коллективные принудительные меры. Санкции сами по себе не обладают правовосстанавливающим эффектом, а только направлены на то, чтобы побудить нарушителя нести ответственность.

Современный процессуальный механизм урегулирования споров нормативно не закреплен, поэтому государства практически не имеют реальной возможности привлечь нарушителя международного права к ответственности. Возможности международных арбитражной и судеб­ной процедуры ограничены необходимостью согласия обеих споря­щих сторон на их применение. Обязательная юрисдикция Междуна­родного Суда ООН признается далеко не всеми государствами. Наи­более эффективный путь обеспечения реализации международной ответственности — это признание на универсальной договорной ос­нове обязательной юрисдикции международной судебной процедуры.

7.8. Ответственность международных межправительственных организаций

Ответственность международных межправительственных органи­заций имеет специфический характер, обусловленный особенностями правосубъектности ММПО. Объем ответственности зависит от объе­ма международной правосубъектности. Общепризнанная точка зре­ния — ММПО является субъектом международного права, междуна­родных претензий и международной ответственности. Основания ответственности международных организаций могут быть и политиче­скими, и юридическими. Проблема международной ответственности ММПО возникает, как правило, при наличии правонарушения, со­вершенного органами этой организации (ООН несет ответственность за деяния, совершенные должностными лицами из состава Вооружен­ных сил ООН). Особое значение имеет ответственность ММПО за действия их должностных лиц, нарушающих учредительные акты этих организаций. В подобных случаях ММПО несет двойную ответствен­ность — перед государствами — членами организации за нарушение заключенного ими договора и перед всем международным сообщест­вом за нарушение норм международного права.

Ответственность международных организаций в современной практике имеет форму солидарной ответственности: ответственность международной организации с одновременной ответственностью государств-членов. Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 г. предусматри­вает, что за ущерб, причиненный космической деятельностью между­народной организации, ответственность несут и международная орга­низация, и государства-члены. Абсолютная ответственность междуна­родной организации за правомерную деятельность, основанная на принципе объективного вменения, наступает на тех же основаниях, что и аналогичная ответственность государств. Международные дого­воры об использовании космического пространства закрепляют принцип безвиновной ответственности международной организации.

Международная организация может выступать субъектом меж­дународно-правовых претензий: нормативно закреплено право ММПО предъявлять претензии в случае причинения ущерба ее штаб-квартире, должностным лицам, имуществу. Консультативное заклю­чение Международного Суда ООН 1949 г. о возмещении ущерба, по­несенного на службе ООН, устанавливает, что ООН как субъект меж­дународного права и носитель международных прав и обязанностей может осуществлять свои права путем предъявления международных претензий (убийство израильскими террористами посредников ООН графа Бернадотта и полковника Серо).

С 2000 г. Комиссия международного права занимается кодифика­цией института ответственности международных организаций.

7.9. Международная уголовная ответственность государства

В доктрине международного права существует концепция между­народной уголовной ответственности государства. Цель этой концеп­ции: обоснование специального режима ответственности государств за международные преступления, стремление выделить ее из общей Теории ответственности. подчеркиваются сугубо принудительный ха­рактер такой ответственности, исключающий согласие преступного государства на ее реализацию; важность принятия международного Уголовного кодекса как единственного источника для определения Уголовной ответственности. Основоположником теории уголовной ответственности государст­ва принято считать румынского ученого В. Пелла (1925). С признани­ем этой концепции Пелла связывал эффективность международного права, возможность предупреждения международных преступлений: «Тот факт, что не только руководители, но и государство в целом мо­жет стать объектом применения уголовных мер, может способствовать развитию сопротивления преступникам». Значение уголовной ответ­ственности государства для поддержания мира связано также с воз­можностью замены права победителя на право справедливости. Необ­ходимо иметь возможность заставить государство признать себя не побежденным (что приведет к появлению реваншизма), а виновным в силу нарушения международного права.

Войну нельзя уничтожить заключением договоров, действиями Лиги Наций или ООН. Миссию поддержания мира нужно доверить международному уголовному праву. Как национальное уголовное пра­во является одним из факторов, позволяющих обществу бороться с преступностью, так и международное уголовное право может стать средством подавления агрессивных устремлений отдельных госу­дарств.

Для реализации уголовной ответственности государств необходи­мо принять основные документы международного уголовного пра­ва — Международный уголовный кодекс и Статут Международного уголовного суда. В кодексе должны быть четко прописаны последст­вия совершения подобных деяний для виновного государства. Необ­ходимо также создать специальный международный орган, который имел бы правомочия применять этот кодекс, т.е. привлекать государ­ства к международной уголовной ответственности.

В проекте Международного уголовного кодекса 1953 г., который использовался в работе Международной ассоциации уголовного права, Межпарламентского союза и Ассоциации международного права, Пелла считал уголовными санкциями против государства разрыв дипломатических и консульских отношений; наложение секвестра на имущество; блокаду, эмбарго; порицание, штраф; лишение права представительства в международной организации; лишение мандата на управление подопечной территорией; оккупацию территории; лишение независимости. Кроме того, он утверждал, что законная самооборона (ст. 51 Устава ООН) — инструмент уголовного права.

      Сторонником концепции уголовной ответственности государств был также Г. Доннедье де Вабр. Цель уголовной ответственности государства — предупреждение войн и вообще нарушений международного права при помощи угрозы применения к государству-агрессору серьезных наказаний. Условием реализации уголовной ответственности государств должно быть наличие реальной силы в распоряжении международной организации.

Среди современных последователей концепции уголовной ответ­ственности государств следует назвать иранского исследователя М. Фархада (1985), который признает за государством возможность предстать перед судом за совершение международного преступления. В качестве особенностей государства как субъекта международного уголовного процесса он называет более явный характер нарушения норм международного права, большую возможность доказательства совершения международного преступления, более высокий уровень гарантий возмещения причиненного ущерба, невозможность для го­сударства укрыться от преследования.

В рамках уголовной ответственности государства Фархад преду­сматривает применение санкций к самому государству и «персональ­ных» санкций к его официальным представителям, общественным образованиям, вооруженным силам. Механизм реализации ответст­венности построен на обязанности всех государств участвовать в по­давлении международных преступлений по требованию ООН. Невы­полнение этой обязанности является правонарушением.

Невозможность только при помощи института международной уголовной ответственности индивида предупредить совершение меж­дународных преступлений приводит к тому, что идея особого режима ответственности государства за совершение международных преступ­лений и создания международного органа для ее реализации поддер­живается влиятельными учеными. Эта идея обсуждалась при под­готовке проекта Конвенции о геноциде 1948 г., во время работы над проектом Кодекса преступлений против мира и безопасности челове­чества. Однако Комитет по уголовной юстиции в 1951 г. при обсужде­нии проекта Статута Международного уголовного суда ограничил его подсудность физическими лицами, отметив, что «ответственность го­сударств за действия, составляющие международные преступления, имеет преимущественно политический характер». Комитет считал бо­лее важным закрепить принцип международной уголовной ответственности индивидов.

В 1983 г. Комиссия международного права, возобновив рассмотре­ние проекта Кодекса преступлений против мира и безопасности чело­вечества, попросила Генеральную Ассамблею уточнить, входит ли государство в число субъектов права, которым может быть вменена международная уголовная ответственность. В 1984 г. Комиссия меж­дународного права решила ограничить проект уголовной ответствен­ностью индивидов, что не препятствует последующему рассмотрению возможности применения к государствам понятия международной уголовной ответственности. В проект Кодекса включена ст. 4 «Ответ­ственность государств»: «Ответственность отдельных лиц за преступ­ления против мира и безопасности человечества не влияет на ответст­венность государств по международному праву».

Эта проблема возникла вновь в связи с Проектом статей об ответ­ственности государств, который был принят Комиссией в первом чте­нии в 1996 г.

Комиссия отказалась от разработки специального механизма реа­лизации ответственности государства за международные преступле­ния. В отношении последствий международных преступлений Ко­миссия международного права признала, что они влекут за собой все юридические последствия международно-противоправных деяний, а также дополнительные последствия. В качестве особых последствий международных преступлений Комиссия признала, что реституция не производится лишь в случаях, когда она материально невозможна или влечет за собой нарушение нормы jus cogens, а при сатисфакции пра­вомерно выдвижение даже таких требований, которые наносят ущерб достоинству государства-правонарушителя.

В Статьях 2001 г. содержатся обязательства для всех государств не признавать законной ситуацию, создавшуюся в результате междуна­родного преступления, не оказывать помощь или содействие государ­ству, совершившему преступление, сотрудничать с другими государст­вами в осуществлении мер, направленных на ликвидацию последст­вий преступления. В действующих международных конвенциях, посвященных борьбе с международными преступлениями, проблема ответственности государств не решена, что справедливо считается их существенным недостатком.

Следует признать специфический характер мер, применяемых к государству в случае совершения им международного преступления. Для обозначения этих мер применяется термин «санкции». Комиссия международного права предлагает использовать термин «санкция» только для коллективных мер международных организаций. Для обо­значения мер, которые потерпевшее государство может принять про­тив правонарушителя, предлагается принять понятие «контрмера».

В силу природы международных преступлений предназначением санкций является не только возмещение ущерба, но и создание усло­вий для недопущения совершения международных преступлений в будущем, т.е. превенция. Эта двойственность последствий соверше­ния международных преступлений признается практически всеми. Однако несмотря на то, что санкциям присущ элемент наказания, нельзя делать вывод об уголовном характере ответственности государ­ства. Ни содержание мер, ни их интенсивность, ни коллективный характер осуществления не могут служить критериями для их кримина­лизации.

Международные преступления государства и международные пре­ступления индивидов имеют единый объект посягательства — мир и безопасность человечества. Международное преступление совершает государство, но не само по себе, а посредством своих уполномочен­ных органов и должностных лиц, т.е. непосредственным исполните­лем является именно физическое лицо. Государство играет роль орга­низатора международных преступлений, а физическое лицо — роль исполнителя преступного замысла (автором которого в конечном сче­те также является физическое лицо).

За совершение международных преступлений государство как субъект международного права несет международно-правовую ответ­ственность (экономическую и политическую), а уголовная ответст­венность физических лиц является составной частью международно-правовой ответственности данного государства. В силу принципиаль­но разнородных характеристик государства и индивида нельзя гово­рить о соучастии индивида и государства в совершении международ­ного преступления.

Учитывая особую опасность международных преступлений, совре­менное международное право предусматривает индивидуальное при­влечение физических лиц к международной уголовной ответственно­сти в случае их причастности к международному преступлению, со­вершенному государством, и использования государства как средства достижения преступных целей. Все преступления планируются и со­вершаются непосредственно физическими лицами, но не любое лицо может осуществить посягательство на мир и безопасность целых на­родов, совершать массовые убийства и порабощения. Физическое лицо способно совершить подобные деяния, только используя государ­ственную машину.

Непосредственными субъектами международных преступлений выступают должностные лица государственных органов. Правовое положение должностных лиц как субъектов международно-правовой Уголовной ответственности производно от международной право­субъектности государства. Государство состоит из системы органов и как субъект международного права действует в лице своих официаль­ных представителей, все деяния которых расцениваются как действия государства в целом. Уголовная ответственность таких лиц имеет са­мостоятельный международно-правовой характер и проявляется как дополнительная форма ответственности государства-правонарушите­ля, поскольку именно государственный механизм является средством достижения преступных целей индивида. В современном международном праве концепция уголовной ответ­ственности государства признается несостоятельной: уголовные санк­ции могут устанавливать только органы уголовного правосудия, а в международно-правовой системе никакой орган не обладает функ­циями уголовного суда в отношении государства. Безусловно, госу­дарство должно нести ответственность, но она является политиче­ской, международно-правовой, а отнюдь не уголовно-правовой.

Концепция уголовной ответственности государств существует лишь в доктрине. В настоящее время практическое осуществление уголовной ответственности государств невозможно. Проведение ана­логий и толкование некоторых функций Совета Безопасности как функций уголовного суда, а гл. VII Устава ООН как уголовного кодек­са не соответствует действительности.