Тема 7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ
7.1.Понятие международно-правовой ответственности государств
7.2.Основания международно-правовой ответственности
7.3.Признаки международного правонарушения
7.5.Обстоятельства, освобождающие от международно-правовой ответственности
7.6.Формы и виды международно-правовой ответственности государства
7.7.Реализация международно-правовой ответственности
7.8.Ответственность международных межправительственных организаций
7.9.Международная уголовная ответственность государства
7.1. Понятие международно-правовой ответственности государств
Международная ответственность представляет собой юридическое последствие международно-противоправного деяния, средство обеспечения соблюдения норм международного права и восстановления нарушенных прав и отношений. Это особый инструмент регулирования международных отношений и гарантия функционирования международного права. Ответственность является обязанностью, обусловленной неправомерным поведением, следствием несоблюдения договора. Общая правовая концепция (Постоянная палата международного правосудия, 1928 г.) — любое нарушение взятого на себя обязательства влечет за собой возмещение ущерба.
Ответственность государства за международно-противоправные деяния - это правоотношение, возникающее в связи с совершением международного нарушения, возлагающее на виновное государство обязанность прекратить противоправное поведение, предоставить возмещение вреда, надлежащие заверения и гарантии неповторения, а на потерпевшее государство — право требовать выполнения этих Действий. Если правонарушитель не выполняет обязанностей, вытекающих из правоотношения ответственности, пострадавшее государство имеет право применить контрмеры. Контрмеры не должны применяться, если государство-деликвент добровольно выполнит свои обязанности. Содержание международной ответственности государства - это юридические последствия международно-противоправного деяния. Комиссия международного права разработала концепцию, согласно которой ответственность охватывает новые правоотношения, возникающие в результате международно-противоправного деяния и являющиеся вторичными, «охранительными» относительно Первичных, «регулятивных», существовавших до совершения правонарушения..
Правоотношения ответственности могут быть двусторонними, возникать из многосторонних локальных обязательств и обязательство отношению к международному сообществу в целом. Обязательная ответственность за международное правонарушение — это общепризнанная норма международного обычного права. В международном праве нет деления ответственности на договорную и деликтную. Любое нарушение договора влечет за собой наступление ответственности. Международно-правовая ответственность заключается в обязанности субъекта международного права ликвидировать причиненный ущерб. Институт ответственности — это общий, сквозной институт международного права. Нормы об ответственности обеспечивают охрану правопорядка во всех сферах международного права.
Нормы, касающиеся ответственности, составляют особый международно-правовой институт, в котором преобладают нормы обычного права. Проблема кодификация института международно-правовой ответственности государств является одной из наиболее острых и актуальных. По поручению Генеральной Ассамблеи ООН Комиссия международного права с 1956 г. занималась кодификацией права международной ответственности. В 1969 г. Комиссия разработала Проект статей об ответственности государств за международно-противоправные деяния, который в 2001 г. был принят Генеральной Ассамблеей ООН. ГА ООН приняла резолюцию, в приложении к которой содержится текст Статей об ответственности государств за международно-противоправные деяния (далее - Статьи). Однако принятие Статей в форме резолюции не делает их юридически обязательными. Необходимо разработать и принять на основе Статей универсальную международную конвенцию об ответственности государств.
7.2. Основания международно-правовой ответственности
Основанием международно-правовой ответственности является совершение международного правонарушения. Юридические основания ответственности — это совокупность юридически обязательных международно-правовых актов, на основании которых определенное поведение квалифицируется как международное правонарушение (ст. 4 Статей об ответственности государств). Юридические основания содержатся в любом источнике международного права, фиксирующем обязательное для государств правило поведения. Обязанность государств может вытекать не только из источников права, но и из актов применения права (решения международных судов, арбитражей, трибуналов). Обязательства государств могут возникать и в результате односторонних актов этого государства, имеющих международно-правовой характер (установление ширины территориальных вод, свободы транзита через свою территорию). В подобных случаях государство, принявшее на себя такое обязательство, не вправе без предвари тельного уведомления других государств отказаться от выполнения одностороннего обязательства.
фактические основания ответственности — это то, за что наступает ответственность, т.е. само международное правонарушение. Элементы международного правонарушения:
1. Какое-либо поведение государства (действие или бездействие).
2. Такое поведение представляет собой нарушение международно-правового обязательства государства.
Государство в силу своей специфики может совершать любое деяние только через действия его органов или должностных лиц. Государству можно присвоить поведение только таких лиц, которые находятся с ним в определенной правовой связи, т.е. обладают качеством государственного органа или должностного лица. «Присвоение» государству поведения, являющегося нарушением международного обязательства, представляет собой «присвоение вины». Присвоение — это указание на определенную связь между лицом или группой лиц, совершивших определенное деяние, и государством, ответственным за данное деяние. Присвоение означает, что поведение физических лиц с точки зрения международного права должно рассматриваться как деяние самого государства. Презумпция — государство несет международную ответственность за действие всех своих органов независимо от их компетенции.
Ответственность за действия законодательных органов может наступать в случае издания такими органами закона или иного нормативного акта, противоречащего международным обязательствам данного государства. Непринятие закона, необходимого для выполнения международного обязательства, влечет за собой ответственность только в том случае, если произошли те противоправные события, которые должно было предотвратить издание соответствующего закона. Исполнительные органы, как правило, совершают наибольшее количество деяний, являющихся правонарушением самого государства.
Судебная власть также является органом государства. Принцип независимости судебной власти не исключает ответственности государства, так как имеется в виду независимость суда от правительства и любых иных органов, а не от государства в целом. Принимаемое судом Решение — это решение государственного органа. Если суд выносит Решение в нарушение международных обязательств государства либо Сказывается применить международный договор, то само государство в целом несет ответственность за неправомерное поведение своих судебных органов.
Действия, не связанные с осуществлением прерогатив государственной власти, не имеют отношения к политике государства. Такие действия рассматриваются как деяния частных лиц. Однако подобные деяния могут посягать на защищенные международным правом интересы других государств, поэтому государство обязано принимать меры для их предотвращения. Если подобное деяние совершено, государство обязано преследовать и наказать виновных лиц. В противном случае наступает международно-правовая ответственность государства за бездействие своих органов, которые не предотвратили противоправное поведение частных лиц, не наказали виновных.
Ответственность государства возникает и за деяния его органов или должностных лиц, совершенные вне пределов их компетенции, т.е. при превышении полномочий или нарушении законов данного государства. Действия должностных лиц с использованием их официального положения либо с использованием служебных средств, причинившие ущерб другому государству, считаются действиями данного государства и порождают его ответственность. Деяния индивидов, совершенные в связи с деятельностью государств, имеют разные последствия: поведение лица рассматривается как поведение государства и порождает его международно-правовую ответственность, если установлено, что это лицо фактически действовало от имени государства (ст. 8 Статей). Общая концепция — государство несет ответственность за действия всех своих органов и должностных лиц, осуществляющих прерогативы государственной власти, за непринятие необходимых мер против правонарушений частных лиц, находящихся под юрисдикцией данного государства.
По некоторым международным соглашениям на государство возлагается ответственность за всю его национальную деятельность — за деяния и органов, и юридических, и физических лиц: ст. 6, 7 Договора по космосу 1967 г. — государство несет ответственность за ущерб, причиненный и государственными, и частными космическими объектами. Государство не может претендовать на освобождение от ответственности, ссылаясь на положения своего внутреннего права.
Статья 12 Статей об ответственности отрицает ответственность государства за предпринятые на его территории действия должностных лиц и органов другого государства, противоречащие международному праву и направленные против интересов третьего государства. Такую позицию нельзя считать обоснованной. В подобных случаях ответственность должна иметь место: согласие государства на противозаконную деятельность на его территории представителей другого государства представляет собой соучастие в совершении международного правонарушения. Если иностранное государство предпринимает на чужой территории без согласия данного государства противоправные действия против третьего государства, то ответственность государст-ва на чьей территории имеет место правонарушение, может наступать в случае, когда его органы не приняли мер для пресечения подобных действий иностранного государства.
7.3. Признаки международного правонарушения
Признаками международного правонарушения являются реквизиты (необходимые структурные элементы) международного правонарушения: противоправность деяния и вред (ущерб). Неотъемлемый структурный элемент представляет собой причинная связь между деянием и наступившими последствиями. Противоправность — это нарушение государством международного обязательства в форме действия или бездействия. Противоправность в международном праве заключается в противоречии между правовой нормой и поведением государства (ст. 16 Проекта статей). Противоправность имеет место во всяком случае, когда государство не выполняет своих любых международных обязательств, т.е. это расхождение между любым действием и соответствующей международно-правовой нормой, а не какой-то конкретный состав, как в национальном уголовном или административном праве.
Вред (ущерб) возникает в результате любого противоправного поведения. Ущерб причиняется защищаемым международным правом законным интересам государств (всего мирового сообщества). В результате причинения ущерба государство становится потерпевшим, что и позволяет ставить вопрос об ответственности. Категории ущерба: материальный — территориальные или имущественные потери, Убытки, упущенная выгода; нематериальный — ущемление прав, чести, достоинства, престижа, суверенитета государства. Часто встречается смешанная форма ущерба.
Причинная связь между противоправным поведением и ущербом представляет собой необходимый элемент для наступления ответственности. Причинная связь позволяет определить причастность государства к вредным последствиям и решить вопрос об ответственности. Вина как самостоятельный элемент международного правонарушения не является общепризнанным признаком его состава. Комиссия международного права не включила признак вины в качестве необходимого элемента в состав международного правонарушения государства.
Наличие вины в международном праве резюмируется. Предполагается, что вина имеет место при любом нарушении государством его международных обязательств. При совершении простого правонарушения (международного деликта) государство-деликвент вправе доказывать свою невиновность. При совершении международного преступления сам характер деяния предполагает исключительно виновное его совершение. Как правило, при совершении международного правонарушения всегда имеет место проявление воли, которое всегда носит виновный, т.е. неправомерный характер.
В международном праве отсутствует конкретный перечень правонарушений. На основе критерия общественной опасности международные правонарушения можно разделить на две категории: международный деликт и международное преступление.
Комиссия на основе критерия общественной опасности определила две категории международных правонарушений:
1. Международное преступление как международно-противоправное деяние, нарушающее основополагающие нормы международного права, представляющее особую общественную опасность для всего мирового сообщества в целом и угрожающее интересам всего мира.
Совершение международного преступления всегда предполагает наличие вины в форме прямого умысла. В Статьях дан примерный перечень международных преступлений:
а) тяжкое нарушение международных обязательств, имеющих основополагающее значение для обеспечения мира и безопасности (агрессия);
б) тяжкое нарушение международного обязательства, имеющего основополагающее значение для обеспечения права народов на само определение (насильственное сохранение колониального господства);
в) тяжкое нарушение международного обязательства, имеющего основополагающее значение для защиты человеческой личности (геноцид, рабство, апартеид);
г) тяжкое нарушение международного обязательства, имеющего основополагающее значение для защиты окружающей среды (массовое загрязнение атмосферы или моря).
2. Международный деликт как всякое международное правонарушение, которое не является международным преступлением в соответствии с п. 2 ст. 19 Статей.
Перечень международных преступлений не является исчерпывающим. Комиссия международного права подчеркивает возможность становления новых видов международных преступлений. В НИИ двух различных категорий международных правонарушений установлены два различных режима ответственности. При совершении международного деликта право на обращение в суд имеет только непосредственно потерпевшее государство. При совершении международного преступления право ставить вопрос об ответственности имеют любое государство, группа государств, международное сообщество в целом.
Деяния, смежные с международными правонарушениями, — это недружественный акт и преступления международного характера. Недружественный акт представляет собой такое поведение государства, которое причиняет ущерб интересам другого государства, но не нарушает норм международного права. Это ущемление таких интересов государства, которые не защищены международным правом (повышение таможенных пошлин, национализация иностранной собственности). В международном праве отсутствует запрет на совершение недружественных актов. Основная роль в разрешении подобных проблем принадлежит политическим и моральным средствам.
Преступления международного характера являются уголовно наказуемыми деяниями, совершенными физическими лицами, и имеющими международную общественную опасность. Главный отличительный признак преступлений международного характера — они совершаются вне связи с политикой государства физическими лицами, не являющимися должностными лицами государства и не действующими от его имени; такие деяния нарушают и национальное право данного государства.
7.5. Обстоятельства, освобождающие от международно-правовой ответственности
Обстоятельства, освобождающие от международно-правовой ответственности, делятся на несколько категорий:
1. Обстоятельства, исключающие возникновение ответственности, — это ситуации, когда поведение государства, в нормальной ситуации квалифицируемое как правонарушение, признается правомерным и не порождает ответственности.
2. Обстоятельства, исключающие реализацию ответственности, — то фактические ситуации, при которых правонарушение имеет место, но ответственность фактически не осуществляется. Поведение государства в обстоятельствах, освобождающих от ответственности, имеет только внешнее сходство всех его необходимых признаков.
3. Обстоятельства, исключающие противоправность, — согласие ответные меры, форс-мажор, непредвиденный случай, стихийное бедствие, самооборона. Международное право не допускает ссылки на обстоятельства, освобождающие от ответственности, если нарушена когентная норма.
Согласие, ответные меры, самооборона — это волевые действия самого государства, т.е. осуществление права. Форс-мажор, случай, бедствие, крайняя необходимость — это объективные по отношению к поведению государства обстоятельства, не зависящие от его воли. Согласие (ст. 29 Статей): одно государство дает другому государству ;свое согласие на отступление от международно-правового обязательства (нарушение двустороннего международного договора). Согласие должно быть юридически действительным.
Ответные меры (ст. 30 Статей) — это действия одного государства, вызванные противоправным поведением другого государства. Ответные меры могут сами быть международным правонарушением, но их ответный характер по отношению к государству-деликвенту исключает наступление ответственности.
Самооборона исключает противоправность деяния, если она является законной по Уставу ООН (ст. 34 Статей). Статья 51 Устава ООН определяет самооборону как неотъемлемое право государства на применение вооруженной силы в ответ на вооруженное нападение. Непременное условие законности самообороны — наличие агрессии или угрозы ее применения (превентивная самооборона).
Форс-мажор и непредвиденный случай — противоправность деяния исключена, если деяние вызвано непреодолимой силой или непредвиденным событием, которое не позволило действовать в соответствии с международными обязательствами. В ситуации непреодолимой силы государство абсолютно лишено возможности предотвратить ущерб, причиняемый другому государству, т.е. имеет место волевая непричастность (уничтожение иностранной собственности в
результате землетрясения). При непредвиденном случае государство действует в состоянии добросовестного заблуждения, не осознавая и не понимая, что нарушает международное обязательство. Государство не может ссылаться на непреодолимую силу и случай, если само содействует возникновению подобных ситуаций. Стихийное бедствие — это ситуация, когда государство под
воздействием сил природы или аварии вынужденно не соблюдает международные обязательства, не имея иной возможности спасти жизнь людей или сохранить имущество. Это фактическое отсутствие свобода выбора в экстремальной ситуации, осознанное нарушение международно-правовых норм для избежание более негативных последствий (Конвенция по предотвращению загрязнения моря 1972 г. — допускается сброс отходов в открытое море в целях спасения человеческой жизни). Состояние крайней необходимости (ст. 33 Статей) — деяние является единственным средством защиты существенных интересов государства от тяжкой и неминуемой угрозы и не причиняет серьезного ущерба интересам другого государства.
Международно-правовая ответственность наступает и за правомерную деятельность. Многие виды правомерной деятельности могут иметь непредвиденные вредные последствия. Государство, ведущее такую деятельность, обязано возместить причиненный ущерб, хотя состав правонарушения отсутствует. Основа такой ответственности — соответствующая деятельность связана с большой степенью риска, с источником повышенной опасности (освоение космоса, атомная энергетика). Сущность ответственности: объективное вменение, т.е. абсолютная, безвиновная ответственность за причиненный ущерб (Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 г. — запускающее государство несет абсолютную ответственность за любой ущерб). Пострадавшая сторона должна только доказать наличие причинной связи между деянием и ущербом.
Ответственность за правомерную деятельность по другим основаниям: право военного судна в открытом море произвести досмотр иностранного торгового судна, если есть основания полагать, что торговое судно занимается работорговлей, перевозкой наркотиков, пиратским радиовещанием (Конвенция по морскому праву 1982 г.). Если подозрения не оправдались, торговому судну полностью должен быть возмещен причиненный ущерб. Абсолютная ответственность не имеет основания в обычном праве, не является общим принципом ответственности и существует только в договорном праве, т.е. не распространяется на случаи, не урегулированные в специальных соглашениях. В международном праве закреплены специальные Договорные ограничения абсолютной ответственности. Абсолютная ответственность представляет собой разновидность материальной ответственности.
С 1980 г. Комиссия международного права занимается разработкой проекта Конвенции об ответственности за правомерную деятельность. В 2001 г. Комиссия приняла текст Преамбулы и проект 19 ст. в проекте определены виды государственной деятельности, не зарешенной международным правом, но сопряженной с риском применения трансграничного ущерба.
7.6. Формы и виды международно-правовой ответственности государства
Режимы ответственности при совершении международных делитов и международных преступлений являются принципиально раличными. Совершение международного деликта предполагает, что со ответствующие правоотношения возникают только между заинтересованными сторонами. Государство-правонарушитель обязано прекратить правонарушение и возместить причиненный ущерб. Потерпевшее государство вправе требовать выполнения этой обязанности. Если государство-правонарушитель отказывается выполнять свою обязанность по возмещению ущерба, возможно применение к нему санкций, т.е. мер давления (введение торговых и иных ограничений). Меры давления могут применяться государством самостоятельно либо международной организацией (например, государства — члены ИКАО обязаны запретить полеты над своей территорией самолетам тех авиакомпаний, которые не выполняют требования ИКАО).
Международное преступление затрагивает интересы всего мирового сообщества, поэтому любое государство вправе принимать меры против государства-правонарушителя. Ответственность за международные преступления зависит от перечня международных преступлений. В настоящее время отсутствует общепризнанный нормативный перечень таких деяний. Выработанный Комиссией международного права в Статьях об ответственности государств примерный перечень международных преступлений включает в себя различные по степени общественной опасности деяния, к которым неприменим одинаковый стандарт международной ответственности.
Общепризнанная точка зрения: подготовка, развязывание, ведение агрессивной войны, преступления против человечности — это тягчайшие международные преступления. Совершение таких деянии предполагает особый режим международно-правовой ответственности государства, имеющий не только репарационный, но и пенитенциарный характер. Ответственность государства может включать окупацию территории государства-агрессора, отторжение части е территории. Например, в 1945 г. оккупация Германии имела место на основе права победителя, а на основе принципа международного права об ответственности государства-агрессора.
В случае совершения других международных преступлении жесть ответственности определяется их международной общественной опасностью. В современной практике пока не установлены параметры санкций за конкретные международные преступлен
осы ответственности решаются в каждом конкретном случае в зависимости от фактических обстоятельств (например, санкции Совета Безопасности против ЮАР за политику апартеида, против Ирака за вторжение в Кувейт).
Виды ответственности - это материальная и нематериальная (логическая). Возможна и только политическая, и только материальная и смешанная ответственность. Причинение материального ущерба может повлечь за собой политическую ответственность, формы материальной ответственности - реституция, компенсация, репарация. Материальная ответственность имеет репарационный характер. Формы нематериальной ответственности - сатисфакция, заверения, гарантии неповторения, экономические и другие санкции вплоть до применения вооруженной силы. Нематериальная ответственность имеет пенитенциарный характер.
Реституции в натуре (ст. 7 Статей) представляют собой восстановление положения, существовавшего до совершения противоправного деяния. Это возмещение действительного материального ущерба (прямого и косвенного): возврат неправомерно захваченных ценностей, оборудования, имущества, транспортных средств. Упущенная выгода обычно не возмещается.
Компенсация может быть последствием противоправного деяния, если возмещение ущерба не покрывается реституцией в натуре. Компенсация охватывает любой экономический ущерб, понесенный потерпевшим государством. Может включать проценты и упущенную выгоду (ст. 8 Статей). Компенсация - это репарация в форме выплаты Денег в качестве возмещения за причиненный ущерб.
Сатисфакция - это удовлетворение нематериальных требований для возмещения вреда, причиненного чести и достоинству потерпевшего государства, его политическим интересам. Чаще всего имеет место в форме официального выражения сожаления или соболезнования принесения извинений, признания неправомерности совершенных Действий, дезавуирования действий представителя государства, Дания специального закона для обеспечения выполнения своих доказательств. Заверения или гарантии неповторения - это санкция, Но близкая к сатисфакции, иногда рассматривается как ее разновидность. Реституция представляет собой восстановление прежнего правового положения и несение издержек в связи с этим (освобождение законно занятых территорий).
Ответственность за международные преступления может иметь не Репарационный характер, т.е. сводиться к возмещению материального ущерба или восстановлению нарушенных прав. Современное международное право признает незаконность военных контрибуций (дани потерпевшего победителю - положения Версальского мирного договора). Возможно наступление пенитенциарной ответственности - ограничений карательного характера (чрезвычайные сатисфакции и чрезвычайные репарации).Чрезвычайные сатисфакции — это временное ограничение суверенитета и правоспособности государства. Производятся в форме приостановления деятельности законодательных, исполнительных и судебных органов государства, реорганизации его политической системы, упразднения отдельных институтов (партий), оккупации территории, контроля за использованием промышленности, демилитаризации, привлечения к ответственности должностных лиц (например, Декларация Потсдамской конференции 1945 г. о порядке в Германии и режиме Берлина — верховная власть в Германии принадлежит Союзному контрольному совету).
Чрезвычайные репарации — это ограничение правомочий государства распоряжаться своими материальными ресурсами. Осуществляются с целью не только возмещения материального ущерба, но и исключения факторов, способствовавших совершению международных преступлений (особая форма ответственности Германии в 1945 г. — отторжение Восточной Пруссии и других территорий).
7.7. Реализация международно-правовой ответственности
Реализация ответственности является основной проблемой этого института в международном праве. Реализация ответственности и особенно применение санкций представляют собой самое слабое место в межгосударственной системе. Причины: недостаточное развитие правового регулирования института международной ответственности; недостаточно эффективный механизм реализации ответственности. Механизм реализации ответственности до сих пор находится в процессе становления.
Основные способы реализации ответственности — добровольный (согласительный) и с использованием принудительных средств. В международном праве установлен порядок реализации прав: посредством санкций и применения процессуального механизма урегулирования споров. Санкция является ответной принудительной мерой, призванной обеспечить привлечение нарушителя к ответственности. Это специальная мера обеспечения реализации ответственности в конкретной форме. Отличие санкции от ответственности-ответственность — это действия нарушителя, санкция — это действия потерпевшего государства либо международной организации. Ответственность представляет собой обязанность нарушителя; санкции "Право потерпевшего, который может их и не применять. Ответственность — это волевое действие нарушителя; санкции применяются к нарушителю вопреки его воли.
Виды санкций — индивидуальные и коллективные. Индивидуальные санкции — это реторсии, репрессалии, непризнание, разрыв отношений, самооборона. Могут применяться и санкции, выражающиеся в ограничении суверенитета государства. Коллективные санкции — это отказ в приеме в члены международной организации, приостановление членства в организации, исключение из членов организации, коллективные вооруженные меры. Особый вид коллективных санкций представляют собой обязательные резолюции Совета Безопасности ООН по ст. 41 Устава.
Реторсии — это принудительные меры в ответ на недружественный акт, т.е. на ущемление интересов, не защищенных международным правом "(ограничение импорта, повышение таможенных пошлин, отказ в выдаче въездных виз). Репрессалии — это принудительные меры, ограничивающие законные права государства. Это меры, предпринимаемые в ответ на правонарушение. Если нет правонарушения, то подобные меры сами представляют собой противоправный акт.
Запрещены вооруженные репрессалии: бомбардировки, интервенция, мирная блокада. Этот запрет закреплен в Декларации 1970 г., в Хельсинкском акте 1975 г. Современное международное право определяет, что репрессалии возможны только как меры экономического (эмбарго, бойкот) либо политического характера (ст. 60 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. — полное прекращение договора в ответ на существенное его нарушение). На репрессалии как санкции не распространяется принцип соразмерности, поскольку это форма наказания за совершение международного преступления.
Непризнание заключается в отказе признать ситуацию, созданную Неправомерным актом (непризнание юридической силы противоправного договора или территориальных изменений, являющихся результатом агрессии). Разрыв дипломатических и консульских отношений применяется государством в ответ на неправомерное поведение государства пребывания дипломатического или консульского представительства. В рамках международных организаций это может быть Приостановление членства в организации, исключение из организации.
Самооборона является особым видом санкций, представляющих собой применение принудительных вооруженных мер. Право на самооборону в соответствии со ст. 51 Устава ООН может быть реализовано только в ответ на вооруженное нападение. В случае особо опасного посягательства на международный правопорядок должен использоваться международный механизм для применения против государства-агрессора коллективного принуждения с использованием вооруженной силы. Главное звено в этом механизме — Совет Безопасности ООН. Статья 42 Устава — право Совета Безопасности использовать любые сухопутные, воздушные и морские вооруженные силы, необходимые для поддержания или восстановления мира.
Санкции представляют собой комплекс принудительных мер, предназначенных для обеспечения безопасности государств. Современная практика показывает, что санкции — это не единственное и недостаточно эффективное средство реализации ответственности. Индивидуальные санкции в основном регулируются обычным правом и менее приспособлены для защиты права, чем закрепленные в договорах коллективные принудительные меры. Санкции сами по себе не обладают правовосстанавливающим эффектом, а только направлены на то, чтобы побудить нарушителя нести ответственность.
Современный процессуальный механизм урегулирования споров нормативно не закреплен, поэтому государства практически не имеют реальной возможности привлечь нарушителя международного права к ответственности. Возможности международных арбитражной и судебной процедуры ограничены необходимостью согласия обеих спорящих сторон на их применение. Обязательная юрисдикция Международного Суда ООН признается далеко не всеми государствами. Наиболее эффективный путь обеспечения реализации международной ответственности — это признание на универсальной договорной основе обязательной юрисдикции международной судебной процедуры.
7.8. Ответственность международных межправительственных организаций
Ответственность международных межправительственных организаций имеет специфический характер, обусловленный особенностями правосубъектности ММПО. Объем ответственности зависит от объема международной правосубъектности. Общепризнанная точка зрения — ММПО является субъектом международного права, международных претензий и международной ответственности. Основания ответственности международных организаций могут быть и политическими, и юридическими. Проблема международной ответственности ММПО возникает, как правило, при наличии правонарушения, совершенного органами этой организации (ООН несет ответственность за деяния, совершенные должностными лицами из состава Вооруженных сил ООН). Особое значение имеет ответственность ММПО за действия их должностных лиц, нарушающих учредительные акты этих организаций. В подобных случаях ММПО несет двойную ответственность — перед государствами — членами организации за нарушение заключенного ими договора и перед всем международным сообществом за нарушение норм международного права.
Ответственность международных организаций в современной практике имеет форму солидарной ответственности: ответственность международной организации с одновременной ответственностью государств-членов. Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 г. предусматривает, что за ущерб, причиненный космической деятельностью международной организации, ответственность несут и международная организация, и государства-члены. Абсолютная ответственность международной организации за правомерную деятельность, основанная на принципе объективного вменения, наступает на тех же основаниях, что и аналогичная ответственность государств. Международные договоры об использовании космического пространства закрепляют принцип безвиновной ответственности международной организации.
Международная организация может выступать субъектом международно-правовых претензий: нормативно закреплено право ММПО предъявлять претензии в случае причинения ущерба ее штаб-квартире, должностным лицам, имуществу. Консультативное заключение Международного Суда ООН 1949 г. о возмещении ущерба, понесенного на службе ООН, устанавливает, что ООН как субъект международного права и носитель международных прав и обязанностей может осуществлять свои права путем предъявления международных претензий (убийство израильскими террористами посредников ООН графа Бернадотта и полковника Серо).
С 2000 г. Комиссия международного права занимается кодификацией института ответственности международных организаций.
7.9. Международная уголовная ответственность государства
В доктрине международного права существует концепция международной уголовной ответственности государства. Цель этой концепции: обоснование специального режима ответственности государств за международные преступления, стремление выделить ее из общей Теории ответственности. подчеркиваются сугубо принудительный характер такой ответственности, исключающий согласие преступного государства на ее реализацию; важность принятия международного Уголовного кодекса как единственного источника для определения Уголовной ответственности. Основоположником теории уголовной ответственности государства принято считать румынского ученого В. Пелла (1925). С признанием этой концепции Пелла связывал эффективность международного права, возможность предупреждения международных преступлений: «Тот факт, что не только руководители, но и государство в целом может стать объектом применения уголовных мер, может способствовать развитию сопротивления преступникам». Значение уголовной ответственности государства для поддержания мира связано также с возможностью замены права победителя на право справедливости. Необходимо иметь возможность заставить государство признать себя не побежденным (что приведет к появлению реваншизма), а виновным в силу нарушения международного права.
Войну нельзя уничтожить заключением договоров, действиями Лиги Наций или ООН. Миссию поддержания мира нужно доверить международному уголовному праву. Как национальное уголовное право является одним из факторов, позволяющих обществу бороться с преступностью, так и международное уголовное право может стать средством подавления агрессивных устремлений отдельных государств.
Для реализации уголовной ответственности государств необходимо принять основные документы международного уголовного права — Международный уголовный кодекс и Статут Международного уголовного суда. В кодексе должны быть четко прописаны последствия совершения подобных деяний для виновного государства. Необходимо также создать специальный международный орган, который имел бы правомочия применять этот кодекс, т.е. привлекать государства к международной уголовной ответственности.
В проекте Международного уголовного кодекса 1953 г., который использовался в работе Международной ассоциации уголовного права, Межпарламентского союза и Ассоциации международного права, Пелла считал уголовными санкциями против государства разрыв дипломатических и консульских отношений; наложение секвестра на имущество; блокаду, эмбарго; порицание, штраф; лишение права представительства в международной организации; лишение мандата на управление подопечной территорией; оккупацию территории; лишение независимости. Кроме того, он утверждал, что законная самооборона (ст. 51 Устава ООН) — инструмент уголовного права.
Сторонником концепции уголовной ответственности государств был также Г. Доннедье де Вабр. Цель уголовной ответственности государства — предупреждение войн и вообще нарушений международного права при помощи угрозы применения к государству-агрессору серьезных наказаний. Условием реализации уголовной ответственности государств должно быть наличие реальной силы в распоряжении международной организации.
Среди современных последователей концепции уголовной ответственности государств следует назвать иранского исследователя М. Фархада (1985), который признает за государством возможность предстать перед судом за совершение международного преступления. В качестве особенностей государства как субъекта международного уголовного процесса он называет более явный характер нарушения норм международного права, большую возможность доказательства совершения международного преступления, более высокий уровень гарантий возмещения причиненного ущерба, невозможность для государства укрыться от преследования.
В рамках уголовной ответственности государства Фархад предусматривает применение санкций к самому государству и «персональных» санкций к его официальным представителям, общественным образованиям, вооруженным силам. Механизм реализации ответственности построен на обязанности всех государств участвовать в подавлении международных преступлений по требованию ООН. Невыполнение этой обязанности является правонарушением.
Невозможность только при помощи института международной уголовной ответственности индивида предупредить совершение международных преступлений приводит к тому, что идея особого режима ответственности государства за совершение международных преступлений и создания международного органа для ее реализации поддерживается влиятельными учеными. Эта идея обсуждалась при подготовке проекта Конвенции о геноциде 1948 г., во время работы над проектом Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества. Однако Комитет по уголовной юстиции в 1951 г. при обсуждении проекта Статута Международного уголовного суда ограничил его подсудность физическими лицами, отметив, что «ответственность государств за действия, составляющие международные преступления, имеет преимущественно политический характер». Комитет считал более важным закрепить принцип международной уголовной ответственности индивидов.
В 1983 г. Комиссия международного права, возобновив рассмотрение проекта Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества, попросила Генеральную Ассамблею уточнить, входит ли государство в число субъектов права, которым может быть вменена международная уголовная ответственность. В 1984 г. Комиссия международного права решила ограничить проект уголовной ответственностью индивидов, что не препятствует последующему рассмотрению возможности применения к государствам понятия международной уголовной ответственности. В проект Кодекса включена ст. 4 «Ответственность государств»: «Ответственность отдельных лиц за преступления против мира и безопасности человечества не влияет на ответственность государств по международному праву».
Эта проблема возникла вновь в связи с Проектом статей об ответственности государств, который был принят Комиссией в первом чтении в 1996 г.
Комиссия отказалась от разработки специального механизма реализации ответственности государства за международные преступления. В отношении последствий международных преступлений Комиссия международного права признала, что они влекут за собой все юридические последствия международно-противоправных деяний, а также дополнительные последствия. В качестве особых последствий международных преступлений Комиссия признала, что реституция не производится лишь в случаях, когда она материально невозможна или влечет за собой нарушение нормы jus cogens, а при сатисфакции правомерно выдвижение даже таких требований, которые наносят ущерб достоинству государства-правонарушителя.
В Статьях 2001 г. содержатся обязательства для всех государств не признавать законной ситуацию, создавшуюся в результате международного преступления, не оказывать помощь или содействие государству, совершившему преступление, сотрудничать с другими государствами в осуществлении мер, направленных на ликвидацию последствий преступления. В действующих международных конвенциях, посвященных борьбе с международными преступлениями, проблема ответственности государств не решена, что справедливо считается их существенным недостатком.
Следует признать специфический характер мер, применяемых к государству в случае совершения им международного преступления. Для обозначения этих мер применяется термин «санкции». Комиссия международного права предлагает использовать термин «санкция» только для коллективных мер международных организаций. Для обозначения мер, которые потерпевшее государство может принять против правонарушителя, предлагается принять понятие «контрмера».
В силу природы международных преступлений предназначением санкций является не только возмещение ущерба, но и создание условий для недопущения совершения международных преступлений в будущем, т.е. превенция. Эта двойственность последствий совершения международных преступлений признается практически всеми. Однако несмотря на то, что санкциям присущ элемент наказания, нельзя делать вывод об уголовном характере ответственности государства. Ни содержание мер, ни их интенсивность, ни коллективный характер осуществления не могут служить критериями для их криминализации.
Международные преступления государства и международные преступления индивидов имеют единый объект посягательства — мир и безопасность человечества. Международное преступление совершает государство, но не само по себе, а посредством своих уполномоченных органов и должностных лиц, т.е. непосредственным исполнителем является именно физическое лицо. Государство играет роль организатора международных преступлений, а физическое лицо — роль исполнителя преступного замысла (автором которого в конечном счете также является физическое лицо).
За совершение международных преступлений государство как субъект международного права несет международно-правовую ответственность (экономическую и политическую), а уголовная ответственность физических лиц является составной частью международно-правовой ответственности данного государства. В силу принципиально разнородных характеристик государства и индивида нельзя говорить о соучастии индивида и государства в совершении международного преступления.
Учитывая особую опасность международных преступлений, современное международное право предусматривает индивидуальное привлечение физических лиц к международной уголовной ответственности в случае их причастности к международному преступлению, совершенному государством, и использования государства как средства достижения преступных целей. Все преступления планируются и совершаются непосредственно физическими лицами, но не любое лицо может осуществить посягательство на мир и безопасность целых народов, совершать массовые убийства и порабощения. Физическое лицо способно совершить подобные деяния, только используя государственную машину.
Непосредственными субъектами международных преступлений выступают должностные лица государственных органов. Правовое положение должностных лиц как субъектов международно-правовой Уголовной ответственности производно от международной правосубъектности государства. Государство состоит из системы органов и как субъект международного права действует в лице своих официальных представителей, все деяния которых расцениваются как действия государства в целом. Уголовная ответственность таких лиц имеет самостоятельный международно-правовой характер и проявляется как дополнительная форма ответственности государства-правонарушителя, поскольку именно государственный механизм является средством достижения преступных целей индивида. В современном международном праве концепция уголовной ответственности государства признается несостоятельной: уголовные санкции могут устанавливать только органы уголовного правосудия, а в международно-правовой системе никакой орган не обладает функциями уголовного суда в отношении государства. Безусловно, государство должно нести ответственность, но она является политической, международно-правовой, а отнюдь не уголовно-правовой.
Концепция уголовной ответственности государств существует лишь в доктрине. В настоящее время практическое осуществление уголовной ответственности государств невозможно. Проведение аналогий и толкование некоторых функций Совета Безопасности как функций уголовного суда, а гл. VII Устава ООН как уголовного кодекса не соответствует действительности.