Тема 8 ПРАВО МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ
8.1.Понятие права международных договоров и его источники
8.2.Субъекты международных договоров
8.3.Объект, форма и структура международных договоров
8.4.Порядок и стадии заключения международных договоров
8.5.Выражение согласия на обязательность договора
8.6.Вступление международного договора в силу; срок его действия
8.7.Юридическая действительность международных договоров
8.8.Действие международного договора
8.9.Обеспечение исполнения международного договора; его толкование
8.10. Прекращение действия международного договора
8.1. Понятие права международных договоров и его источники
Международный договор — это письменно закрепленное соглашение государств. Впервые международный договор появился в IV— III тыс. до н.э. Право международных договоров является самостоятельной отраслью международного права и представляет собой совокупность международно-правовых принципов и норм (договорных и обычных), определяющих порядок заключения, условия действительности, реализации и прекращения международного договора. Особое место договоров в системе международного права обусловлено тем, что договор — это явно выраженное соглашение государств. Один из парадоксов международного права заключается в том, что до 60-х гг. XX в. основным источником права международных договоров был международно-правовой обычай.
В настоящее время право международных договоров кодифицировано. Основные источники этой отрасли международного права — Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. и Венская конвенция о праве международных договоров с участием международных организаций 1986 г. Обе конвенции констатируют сохранение международного обычая как источника права международных договоров. Вопросы, не урегулированные конвенционно, регулируются нормами международного обычного права. В процессе создания норм права международных договоров важное место принадлежит внутригосударственному праву. В отношении договоров, заключенных международными организациями, большую роль играют учредительные акты этих организаций и их договорная практика. Национальное право также регулирует порядок заключения, вступления в силу, действительности международных договоров на своей территории.
Право международных договоров распространяет свое действие на все виды международных договоров независимо от их формы, наименования, процедуры заключения, специфики субъектов. Международный договор — это явно выраженное соглашение между основными субъектами международного права, призванное регулировать их взаимоотношения путем установления определенных прав и обязанностей (ст. 2 Венской конвенции 1969 г.). Правовая сущность и юридическая природа международного договора — это согласие, конечный результат процесса согласования воль.
В старом международном праве была распространена практика заключения неравноправных договоров. Характерная особенность таких договоров — нарушение принципа суверенного равенства государств, открытая возможность вмешательства во внутренние дела другого государства. Специфика неравноправного договора заключается в диспропорции в распределении прав и обязанностей между участниками данного договора, установление особых выгод и преимуществ для одной из сторон.
8.2. Субъекты международных договоров
Различаются договоры между государствами и договоры с участием международных организаций. Субъектами международного договора могут выступать все традиционные субъекты международного права, которые обладают международной договорной правоспособностью, хотя и в разном объеме. Участники международного договора в юридическом смысле — это те субъекты международного права, которые окончательно оформили свое участие в договоре и обладают правами и обязанностями, вытекающими из него, и для которых договор вступил в силу. Понятие международной договорной правоспособности заключается в наличии правомочия участвовать в процессе создания норм международного права. У всех нетрадиционных субъектов отсутствует международная договорная правоспособность, государства в силу своего суверенитета обладают полной (универсальной) договорной правоспособностью. Главное в решении вопроса
об участии конкретного государства в международном договоре — это заинтересованность данного государства в его объекте и целях. Участие в договоре основано на самостоятельном решении суверенного государства; это его право, обусловленное только его волей. Однако
эффективность многих договоров зависит именно от количества их участников (Договор о нераспространении ядерного оружия), потому договоры, объект и цели которых представляют особый интерес для всего мирового сообщества в целом, открыты для подписания всем государствам мира. Декларация о всеобщем участии в Венской конвенции 1969 г. формулирует принцип универсальности общих между народных договоров.
Нации, борющиеся за независимость, также обладают международной договорной правоспособностью (в меньшем объеме, чем государства) и могут выступать стороной международного соглашения Чаще всего это договоры о признании нации, борющейся за независимость, в качестве субъекта международного права, о политической поддержке, об оказании экономической помощи. Государствоподобные образования — полноправные (но только частично суверенные) субъекты права международных договоров. В основном заключают договоры с государствами об установлении дипломатических отношений, об открытии своих постоянных представительств на территории государств.
Договорная правоспособность международных межправительственных организаций закреплена в Венской конвенции 1986 г. и реализуется в соответствии с нормами, определяющими общий правовой статус организации (ст. 6). Поскольку ММПО имеют производную и специальную международную правосубъектность, то и их договорная правоспособность также имеет ограниченный характер. ММПО вправе заключать договоры с государствами или другими субъектами международного права в пределах своей компетенции, определенной уставом.
Возможность участия ММПО в международном договоре неизмеримо меньше договорной правоспособности государств. ММПО в силу объективных причин могут участвовать не во всех международных соглашениях (договоры об установлении границ, об избежание двойного налогообложения, о двойном гражданстве). Как правило, в тексте договора специально устанавливается право вторичных субъектов международного права участвовать в данном соглашении (Конвенция об оперативном оповещении в случае ядерной аварии 1986 г.). В системе международных соглашений с участием международных организаций выделено две разновидности договоров: договоры ММПО с государствами и договоры ММПО друг с другом (обладают рядом особенностей, закрепленных в Венской конвенции 1986 г.).
В зависимости от числа участников международные договоры делятся на двусторонние и многосторонние. Подавляющее большинство международных соглашений — двусторонние. Тенденция современных международных отношений — увеличение числа многосторонних договоров. Виды многосторонних договоров: с ограниченным числом участников (открытые и закрытые) и общие (универсальные, открытые для всех). Закрытые договоры: участие в этом договоре для других государств возможно только с согласия всех его участников, в первую очередь, первоначальных членов (Римский договор об учрежденнии Европейских экономических сообществ 1957 г.). Открытые говоры с ограниченным числом участников — в основном, региональные или в рамках локальных региональных организаций (Стокгольмская конвенция по примирению и арбитражу СБСЕ 1992 г., соглашения в рамках ОПЕК).
Венская декларация об универсальности 1969 г. — общие многосторонние договоры касаются кодификации и прогрессивного развития международного права. Объект и цели общего многостороннего договора представляют интерес для всего мирового сообщества в целом, обеспечения международного мира и безопасности (Договор 0 нераспространении ядерного оружия 1968 г., Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г., Конвенция по морскому праву 1982 г.). Общие многосторонние договоры открыты для всеобщего участия, поэтому в них не может быть норм, ограничивающих это участие. Принцип универсальности автоматически не распространяется на участие в подобных соглашениях ММПО, НБН и ГПО. Участие этих образований в многосторонних договорах должно быть специально оговорено (ст. 86 Венской конвенции 1986 г.).
8.3. Объект, форма и структура международных договоров
В зависимости от объекта различаются виды международных договоров — политические, экономические, административно-правовые, по специальным вопросам. Политические — это международные договоры о союзе, взаимопомощи, нейтралитете, разоружении, по территориальным и пограничным вопросам (Вашингтонский договор по Антарктиде 1959 г., Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии 1990 г.). Экономические — это торговые договоры, договоры о поставке товаров и оборудования, займах, кредитах (Венская конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г., Оттавская конвенция о международном финансовом лизинге 1988 г., Женевская чековая конвенция 1931 г.). Договоры по специальным вопросам — это транспортные конвенции, договоры о правовой помощи, о преследовании и наказании отдельных видов преступлений (Гамбургские правила 1978 г., Конвенция о международной дорожной перевозке грузов 1956 г., Конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом 1997 г.).
Особое значение имеют договоры, кодифицирующие различные отрасли международного права (Венские конвенции о дипломатических 1961 г. и консульских сношениях 1963 г., Венские конвенции о праве международных договоров 1969 и 1986 гг., Женевские мирные конвенции 1949 г., Конвенция по морскому праву 1982 г.). Объекты договоров с участием международных организаций — это договоры П° экономическим и специальным вопросам, входящим в компетенции этих организаций. Тенденция современной практики заключается в расширении круга объектов договоров с участием международных организаций.
форма международного договора — это средства и способы, при помощи которых согласование воль субъектов международного права приобретает характер явно выраженного соглашения. Понятие формы составляют язык, структура и наименование договора. Язык — это главный элемент, посредством которого воля субъектов международного права получает явное проявление вовне. Двусторонние договоры заключаются на языках обеих сторон; их тексты должны быть юридически равнозначны (аутентичны). Многосторонние договоры заключаются на основных языках мира (прежде всего, на официальных языках ООН — английском, французском, испанском, русском, китайском, арабском).
Структура является элементом формы договора. С точки зрения структуры, договор — это единая система взаимосвязанных норм, которая всегда рассматривается как единое целое. Элементы структуры — преамбула, центральная часть, заключительная часть. Преамбула (введение) указывает цели договора, его формальные аспекты (наименование, стороны, полномочия представителей), реже — содержит конкретные нормы (мирные договоры — о прекращении состояния войны). Центральная часть фиксирует положения по существу регулируемых отношений. Заключительная часть определяет порядок вступления договора в силу, его действия и прекращения. Деление договора — на статьи, главы, части. Широко распространены приложения как четвертая часть договора. Не обязательно наличие одновременно всех элементов структуры.
Наименование договора представляет собой часть его формы. Нет общепризнанной классификации наименований: договор, конвенция, пакт, соглашение, хартия; все эти понятия применительно к международным договорам — синонимы. Обмен нотами (письмами) или нотификация — это не только особое наименование, но и упрощенный, своеобразный способ заключения международных договоров. Обладают такой же юридической силой, что и другие международные Оглашения. Одинаково законны договоры, заключенные как в письменной, так и в устной форме; они имеют одинаковую юридическую силу. Устные договоры (джентельменские соглашения) встречаются достаточно редко (1946 г. — договоренность между Великобританией, КНР, СССР, США и Францией о принципе справедливого распределяя мест при избрании непостоянных членов Совета Безопасности;
1961 г. — устная договоренность между Кеннеди и Хрущевым об урегулировании Карибского кризиса).
8.4. Порядок и стадии заключения международных договоров
Право заключать договор (договорная правоспособность) — важный элемент международной правосубъектности, необходимый атрибут основных субъектов международного права. Процесс заключения международного договора состоит из нескольких последовательных стадий. Главные стадии — это согласование текста договора и различные способы выражения согласия сторон на его обязательность (т.е. две стадии процесса согласования воль). Стадии состоят из под-стадий (подписание, ратификация, утверждение, присоединение). Не обязательно наличие всех подстадий, обязательны только согласование текста и согласие субъектов на его обязательность. Порядок заключения многосторонних договоров имеет специфические особенности, точно так же, как и порядок заключения договоров, разрабатываемых и принимаемых на международных конференциях и в рамках международных организаций.
Договоры заключаются представителями государства, которым выданы специальные полномочия, уполномочивающие данных лиц на совершение определенных действий по заключению договора. Полномочия выдают те государственные органы, от имени которых заключается договор. Определенный круг лиц в силу своего должностного положения и в пределах своей компетенции вправе представлять свое государство и совершать все действия по заключению договора без специальных полномочий. Венская конвенция 1969 г. содержит перечень таких лиц: глава государства, глава правительства, министр иностранных дел, глава дипломатического представительства, представитель государства на международной конференции и при международной организации.
При заключении двусторонних договоров участники переговоров обмениваются полномочиями; при заключении многосторонних договоров создается специальная комиссия по проверке полномочий. Кроме полномочий, представители государства наделены специальными инструкциями, определяющими поведение делегации на переговорах. Инструкции — это национальный проект договора, внутренний договор делегации. Международный договор, заключенный представителями государства в нарушение инструкций, не теряет юридической силы.
Первая обязательная стадия заключения международного права — выработка его согласованного текста подстадий этой стадии принятие текста и установление его аутентичности. Формы подготовки текста договора в международной практике представляют собой переговоры, работу международных конференций и международных организаций. Дипломатические переговоры, как правило, имеют место другие заключении двусторонних соглашений. Международные конференции и организации являются основными способами заключения международных многосторонних договоров. Принятие представляет собой особую процедуру голосования, посредством которой уполномоченные лица выражают свое согласие с формулировкой текста.
После принятия необходимо удостоверение, что текст является окончательным и не подлежит изменению, т.е. процедура установления аутентичности текста (аутентификация). Аутентификация производится посредством голосования, парафирования, подписания. Голосование — это принятие текста, подготовленного на международной конференции или в международной организации. Принятие оформляется актом международной конференции или резолюцией международной организации.
Парафирование —- это скрепление инициалами уполномоченных лиц каждой страницы договора в знак согласия с его текстом. Парафирование имеет место в основном при заключении двусторонних договоров или договоров с ограниченным числом участников. Подписание может быть окончательным или ad referendum (условным). Подписание ad referendum — это условное, предварительное подписание, требующее подтверждения компетентными органами государства. Различие между подписанием ad referendum и парафированием — условное подписание после подтверждения становится окончательным, а после парафирования необходимо полное (окончательное) подписание.
Полное подписание — это форма окончательного принятия текста Договора. Юридические последствия полного подписания: предоставляет подписавшему государству право утвердить данный договор; устанавливает обязанность подписавшего государства не лишать договор его объекта и целей до вступления договора в силу; удостоверяет аутентичность текста договора, если договор нуждается в ратификации или утверждении.
8.5. Выражение согласия на обязательность договора
Выражение согласия на обязательность договора (opinio iuris) — стадия заключения международного договора, необходимая для его вступления в силу. Все предыдущие стадии не выражают воли сторона обязательность для них положений договора. Формы выражения opinio iuris — подписание, обмен документами, ратификация присоединение, утверждение, принятие.
Подписание является одновременно и формой принятия текста договора, и формой выражения согласия на его обязательность форма согласия на обязательность: если договор не нуждается в последующей ратификации или утверждении. Если в договоре предусмотрена процедура его ратификации, то подписание является только формой аутентификации. Подписание двусторонних договоров производится на основе принципа альтерната (чередования подписей) — своеобразного выражения принципа суверенного равенства государств (не применяется в договорах с участием международных организаций). Суть принципа альтерната: на экземпляре договора, предназначенном для определенной стороны, ее реквизиты (подписи, печати и т.п.) помещаются на почетном месте. Многосторонние договоры подписываются в алфавитном порядке. Обычно договор открыт для подписания до определенного срока либо до вступления его в силу. После истечения указанного срока или вступления договора в силу государство может стать его участником только путем присоединения.
Ратификация представляет собой окончательное утверждение договора одним из высших органов государства в соответствии с его национальным правом. Аспекты ратификации — внутригосударственный и международно-правовой. В договорах с участием международных организаций место ратификации занимает акт официального подтверждения договора. Порядок ратификации входит во внутреннюю компетенцию государства. Как правило, международные договоры ратифицируются либо главой государства, либо его высшим представительным органом. Национальное законодательство может определять перечень договоров, подлежащих ратификации.
Статья 14 Венской конвенции 1969 г. устанавливает перечень случаев, когда согласие на обязательность договора выражается посредством его ратификации: в договоре прямо указана необходимость его ратификации; каким-либо иным образом установлено, что участвовавшие в переговорах государства договорились о необходимости ратификации договора; представители государства подписывают договор под условием его последующей ратификации; намерение государства подписать договор под условием ратификации вытекает из полномочий его представителей или было выражено во время переговоров. Отказ государства от последующей ратификации подписанного договора не является нарушением международного права и не расценивается как недружественный акт. Международное право не устанавливает, какие именно договоры подлежат обязательной ратификации. Это определяется характером договора, его условиями, национальным правом государств. Как правило, ратифицируются договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи; мирные договоры; договоры по территориальным вопросам; договоры о разоружении и режиме государственных границ; о борьбе с отдельными видами преступлений; о выдаче преступников; о правовой помощи.
Ратификационная грамота представляет собой официальный документ, подтверждающий ратификацию. Обмен и депонирование ратификационных грамот — это своеобразное совместное исполнение соглашения государств о юридической обязательности договора. Двусторонние договоры предполагают обмен ратификационными грамотами. Многосторонние договоры — депонирование ратификационных грамот (сдача их на хранение депозитарию договора, который назначается государствами, — какое-либо государство-участник договора, международная организация, главное должностное лицо международной организации). Функции депозитария определены Венской конвенцией 1969 г.
Утверждение (конфирмация) — это предусмотренная в договоре упрощенная процедура выражения согласия на его обязательность. Применяется в договорах с участием международных организаций как окончательное одобрение договора организацией или соответствующим органом государства.
Если государство не участвует в подписании договора, оно вправе присоединиться к нему на установленных в договоре условиях. Присоединение осуществляется после вступления договора в силу путем Депонирования ратификационной грамоты или документа о присоединении. Например, в 2001 г. был принят Федеральный закон «О присоединении Российской Федерации к Конвенции о получении за границей доказательств по гражданским и торговым делам». Принятие Договора — это институт, практически идентичный присоединению (отсутствует какая-либо принципиальная разница). Иногда употребляется вместо присоединения. На любой стадии выражения согласия на обязательность договора государство или международная организация вправе заявить о том,
о какое-либо условие договора для них неприемлемо. Оговорка — одностороннее заявление субъекта договора о том, что он желает включить или изменить юридическое действие определенного положения договора применительно к себе. Оговорки не допускаются: если в принципе запрещены самим договором (Конвенция по морскому праву 1982 г., Дополнительная конвенция об упразднении рабства 1956 г.); если договор предусматривает право его участников только на определенные оговорки, в число которых данная оговорка входит; если оговорка противоречит объекту и целям договора. Оговорки делаются только в письменном виде.
Государство, сделавшее оговорку, предлагает новый вариант договорной нормы, поэтому отношения между ним и другими участниками договора регулируются по-разному. Отношения между данным государством и государствами, принявшими оговорку, регулируются этой новой нормой. Отношения между государством, сделавшим оговорку, и государствами, ее не принявшими, требуют дополнительного урегулирования. В противном случае образуется пробел в правовой регламентации данной проблемы, — не может применяться ни новая норма, предложенная государством — субъектом оговорки (она не признается возражающими государствами), ни норма договора (не признается государством, сделавшим оговорку).
Возражение против оговорки не препятствует вступлению договора в силу между государством — субъектом оговорки и возражающими против нее государствами. Оговорка или возражение против нее могут быть в любое время сняты соответствующими государствами (1989 г. — СССР снял свои, оговорки о непризнании обязательной юрисдикции Международного Суда ООН, сделанные при ратификации соглашений в области защиты прав человека).
От оговорок отличаются различные односторонние декларации и заявления, которые государство делает при подписании или ратификации договора (о толковании его отдельных норм, их важности и значении). Такие заявления не нацелены на изменение или исключение какого-либо положения договора. Они не подпадают под режим оговорок и поэтому могут быть сделаны в том числе и к тем договорам, нормы которых запрещают оговорки в принципе (Заявление СССР к Факультативному протоколу к Международному пакту о гражданских и политических правах человека 1966 г.).
8.6. Вступление международного договора в силу; срок его действия
Договор вступает в силу в том порядке и в те сроки, которые в не указаны. Договоры, не подлежащие ратификации или утверждению, вступают в силу:
а) с момента подписания (Соглашение между СССР и США о предотвращении ядерной войны 1973 г.);
б) по истечении определенного срока после подписания;
в) с указанной в договоре даты.
Двусторонние договоры, подлежащие ратификации, вступают в силу:
а) в день обмена ратификационными грамотами (Договор о дружбе взаимопомощи между Российской Федерации и Таджикистаном 1993 г.);
б) по истечении установленного срока со дня обмена ратификационными грамотами.
Многосторонние договоры, подлежащие ратификации, вступают в силу:
а) в день сдачи на хранение депозитарию определенной по счету ратификационной грамоты (Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972);
б) по истечении установленного срока после сдачи на хранение определенной по счету ратификационной грамоты (Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.);
в) в день сдачи на хранение определенного числа ратификационных грамот с указанием конкретных государств, чьи грамоты должны быть сданы обязательно (Устав ООН — ратификационные грамоты пяти постоянных членов Совета Безопасности и большинства других государств, подписавших Устав).
Иногда субъекты договора заинтересованы в применении его положений до официального вступления договора в силу. Возможность временного применения должна быть предусмотрена в договоре или обусловлена соглашением его сторон (ст. 25 конвенций 1969 и 1986 гг.). В настоящее время имеет место временное применение Россией и США нератифицированного Соглашения о разграничении морских пространств в Беринговом море 1990 г.
Международный договор может быть срочным; срок действия обычно фиксируется в самом договоре (5, 10, 20 лет). Большинство Договоров — срочные. Бессрочные международные договоры (регулирующие общие вопросы международного права, кодифицирующие Международное право, уставы международных организаций, мирные Договоры, договоры о территории и границах, договоры по космосу), несрочный характер либо прямо указывается в договоре (Конвенция Физической защите ядерного материала 1980 г.), либо вытекает из , содержания (Договор об обычных вооруженных силах в Европе 1990 г.) В некоторых случаях действие договора рассчитано на срок, необходимый для выполнения конкретных международных обязательств.
Пролонгация — это продление срока действия договора, осуществляемое по соглашению сторон до истечения срока его действия (Договор Дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи между СССР и Финляндией 1948 г. имеет срочный характер, несколько раз пролонгировался). Нередко в самом договоре предусмотрена возможность в автоматической пролонгации по соглашению сторон (Соглашение СНГ о сотрудничестве в области образования 1992 г. было заключено на пять лет с возможностью автоматической пролонгации). Путем обмена нотами в 1996 г. была оформлена пролонгация Соглашения между Российской Федерацией и США по некоторым вопросам морского судоходства 1990 г. Возобновление договора представляет собой восстановление в действии уже прекращенного договора (1955 г. — возобновление советско-йеменского Договора о дружбе и торговле 1928 г., прекратившего свое действие вследствие истечения срока).
Регистрация и опубликование международных договоров — это форма выражения гласности в международных отношениях. Официальное опубликование международных договоров осуществляется и на государственном уровне, и в рамках международных организаций. Требование регистрации договоров включено в Устав ООН: государства — члены ООН должны регистрировать свои международные договоры в Секретариате ООН. Отсутствие регистрации не влияет на юридическую силу договора, но на незарегистрированные договоры стороны не могут ссылаться в органах ООН.
8.7. Юридическая действительность международных договоров
Юридическая действительность международных договоров — это их правомерность с точки зрения содержания и соблюдения правил заключения. Действительны те договоры, которые должным образом заключены субъектами международного права, а их содержание не противоречит императивным нормам международного права. Для того чтобы быть действительным, договор должен являться правомерным по способу заключения, содержанию, объекту и целям. Действительность определяется нормами международного права — это важнейшая характеристика договора как источника международного права. Венские конвенции 1969 и 1986 гг. закрепляют презумпций действительности международного договора: договор считается действительным, пока не установлено иное. Действительность — это нормальное состояние договора, а его недействительность нужно доказывать.
В зависимости от степени противоправности выделяют различны виды недействительности международного договора: абсолютная не действительность (ничтожность) и относительная недействительное (оспоримость). Ничтожность — это объективная с точки зрения международного права характеристика, не зависящая от воли участников оговора. Ничтожные международные договоры недействительны с момента их заключения (ab initio). Абсолютно недействительные договоры: согласие государства на обязательность договора было выражено в результате применения силы или угрозы ее применения; договор противоречит императивным нормам общего международного права (Мюнхенское соглашение 1938 г., Договор о протекторате Германии над Чехословакией 1939 г., Секретные протоколы к Пакту Молотова — Риббентропа 1939 г.). В 1989 г. СССР признал недействительными все Секретные протоколы, заключенные СССР с Германией в 1939—1941 гг., о разделе сфер влияния в Европе.
Относительная недействительность (оспоримость) возникает, если договор заключен под влиянием обмана, подкупа, в нарушение конституционных ограничений, с превышением полномочий. В таких случаях недействительность зависит от оспаривания договора одной из его сторон. Основания оспоримости: нарушение каких-либо положений национального права государства, касающихся компетенции при заключении договора, если эти нарушения были существенны и очевидны; ошибка относительно акта или ситуации, сделанная при заключении договора и предопределившая согласие государства ,на обязательность договора; обман со стороны другого участника переговоров; прямой или косвенный подкуп представителей государства.
Договор может быть недействительным в целом или частично. Важнейшее последствие недействительности договора — нераспространение на него принципа pacta sunt servanda. В зависимости от вида недействительности последствия и правоотношения, вытекающие из Договора, могут полностью игнорироваться с самого начала (ничтожность) либо аннулироваться с момента оспаривания (оспоримость). Положения договора, признанные недействительными, не имеют юридической силы. Если на основе такого договора были совершены какие-либо действия, каждый участник вправе требовать восстановления первоначального положения, существовавшего до совершения указанных действий. Действия, добросовестно совершенные до ссылки на недействительность договора, не считаются незаконными.
Если договор недействителен из-за противоречия императивным нормам международного права, то его участники должны устранить бедствия всех действий, совершенных на основании положений этого договора. Если договор становится недействительным вследствие появления новой когентной нормы, то его участники освобождаются от всех обязательств по выполнению договора. Споры о недействительности международных договоров разрешаются в соответствии со ст. 33 Устава ООН и процедурой, установленной в Венских конвенциях 1969 и 1986 гг.
8.8. Действие международного договора
Из юридической природы договора вытекает, что его действие ограничено только кругом его участников. Договор не может создавать прав и обязанностей для не участвующих в нем государств без их согласия. Принцип нераспространения действия международного договора на третьи государства (pacta tertiis пес nocent пес prosunt) -- это общепризнанный принцип международного права, основа права международных договоров. Существенный аспект этого принципа — международный договор не должен вторгаться в сферу интересов других государств. Договоры, нарушающие права третьих государств, являются недействительными (соглашения о разделе третьих стран, о включении их в сферу своего влияния — Мюнхенское соглашение 1938 г., решившее судьбу Чехословакии без ее участия).
Принцип нераспространения действия международного права на третьи государства не отрицает, что многие договоры имеют значение для не участвующих в них стран. Общие многосторонние договоры непременно затрагивают интересы третьих государств, поскольку регулируемые в них отношения касаются всех государств мира. Для не участвующих государств из международного договора могут вытекать и правовые, и неправовые последствия. Неправовые последствия -это выгодность или невыгодность влияния договора на не участвующие государства. Правовые последствия — создание прав и обязанностей для третьих государств.
В современной практике особое значение имеет проблема последствий правового характера, возникающих из общих многосторонних договоров (о кодификации международного права, договоры по регулированию глобальных проблем). В этих случаях согласие с положениями договора чаще всего формируется как обычная норма, возникающая путем применения на практике положений договора не участвующими в нем государствами. Статья 38 Венской конвенции 1969 г. предусматривает возможность выражения согласия не участвуют государства с содержанием договора посредствам возникновения обычной нормы международного права.
Статьи 34, 35, 36 Венской конвенции 1969 г. содержат общие правила, касающиеся третьих государств. Общий принцип — только согласие государства может быть основанием его прав и обязанностей чужого соглашения, когда в договоре зафиксированы намерения ее участников по отношению к третьей стороне. Если в договоре предусмотрены обязанности для третьих государств, то необходимо ясно „улаженное согласие этих государств выполнять такие обязанности согласие должно быть дано в письменной форме. Исключение (ст. 75) — договоры, касающиеся государства-агрессора, заключенные без его участия (Соглашение по Германии между Великобританией, СССР, США и Францией). Обязательность постановлений таких соглашений для самого государства-агрессора и других не участвующих стран вытекает из когентной нормы международного права об ответственности за агрессию. Если договор предусматривает права для третьих государств (ст. 36), то их согласие презюмируется до тех пор, пока не будет доказано обратное, т.е. что государство отказывается от прав, предоставленных ему по договору.
Действующие международные договоры создают для не участвующих в них государств обязанность уважать модель поведения, установленную в договоре. Это не является обязательной силой договора для не участвующих государств, а только представляет собой их обязанность уважать чужие правомерные интересы, вытекающие из принципов общего международного права (договоры о делимитации чужих территорий, о демилитаризации и нейтрализации территорий, о нейтралитете). Статья 36 Венской конвенции 1986 г. устанавливает, что принцип нераспространения применяется и по отношению к договорам с участием международных организаций. Однако международная организация не является суверенным субъектом международного права, поэтому в отличие от государств согласие международной организации никак не может предполагаться (быть молчаливым). Правило о резюмируемом согласии с правами не применяется в отношении международных организаций.
8.9. Обеспечение исполнения международного договора; его толкование
Государство обязано принимать специальные меры для выполнения договора (международные гарантии, международный контроль, внутригосударственные меры). Международные гарантии — одно или несколько государств обязаны в случае необходимости предпринимать определенные действия, чтобы заставить другие государства выполнить положения договора. Своеобразный вид гарантий — поручительство со стороны третьего государства или группы государств.
Особой формой международного контроля является создание специальных органов или смешанных комиссий по выполнению международных соглашений — специальные органы по Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г., по Международным пактам о правах человека 1966 г., по Единой конвенции о наркотических средствах 1961 г. Различные формы международного контроля предусмотрены в соглашениях в области разоружения и о мирном использовании атомной энергии.
Внутригосударственные меры представляют собой и мероприятия организационного характера, и принятие законов или иных нормативных актов. Как правило, в целях имплементации международного договора государство издает специальный закон (Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г. — установление обязанности государств по изменению их национального законодательства).
Толкование договора является выяснением того, о чем достигнуто соглашение сторон, т.е. это установление результата согласования воль государств, выраженного в нормах договора. Основной принцип — договоры должны толковаться добросовестно. Для международных договоров предусмотрены специальные способы толкования с учетом особенностей языков договора, политической специфики его заключения. Результаты толкования не должны привести к бездействию договора или нарушению его смысла.
Виды толкования различаются в зависимости от органов, толкующих международный договор. Внутригосударственное толкование это односторонний акт государства, необязательный для других участников договора. Такое толкование не может изменить содержание договора. Обязательное (международное) толкование должно быть строго аутентичным, т.е. произведенным с согласия всех участников договора. Споры о толковании могут передаваться государствами на рассмотрение Международного Суда ООН.
8.10. Прекращение действия международного договора
Прекращение международного договора означает, что он утратил свою силу в отношениях между участниками и перестал порождать для них права и обязанности. Все результаты договора сохраняются и после его прекращения (если они не отменены другим договором или новой когентной нормой). Если прекращение касается какого-либо участника многостороннего договора, это представляет собой выход из договора. В отношениях между остальными участниками договор остается в силе. Некоторые договоры предусматривают минимум участников, отсутствие которого ведет к полному прекращению договор (Конвенция о борьбе с геноцидом 1948 г. — 16 участников).
Способы прекращения международного договора делятся на волевые и автоматические. Волевые способы — это денонсация, отмена, новация и аннулирование. Денонсация представляет собой отказ государства от договора с предварительным предупреждением других его участников, если такой отказ прямо предусмотрен положениями договора. Основа денонсации — соглашение сторон договора. Например в 2000 г. Правительство РФ приняло постановление «О выходе Российской Федерации из Соглашения о безвизовом передвижении граждан государств Содружества Независимых Государств по территорий его участников». МИД РФ направил ноту-уведомление в Исполнительный комитет СНГ, и через 90 дней указанное Соглашение прекратило свое действие для Российской Федерации.
В договоре может быть определено: срок, когда государство вправе заявить о денонсации; срок, когда государство утрачивает право для заявления о денонсации; условия и обстоятельства, при которых возможна денонсация. Иногда право государства на денонсацию ограничено, — денонсация Женевских конвенций о защите жертв войны 1949 г. запрещена во время военных действий.
Отмена договора возможна в любой момент с общего согласия его участников (1991 г. — государства — участники Варшавского договора о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи 1955 г. подписали Протокол о прекращении действия этого договора). Новация — это пересмотр или ревизия положений договора. Осуществляется в соответствии с процедурой, предусмотренной в договоре.
Аннулирование является односторонним отказом государства от договора при наличии достаточных оснований для этого. Основания аннулирования определены Венской конвенцией 1969 г. Существенное нарушение договора другим его участником (ст. 65) — в двусторонних договорах потерпевшее от нарушения государство обязано Уведомить государство-нарушителя о своем намерении аннулировать Договор. Многосторонний договор прекращает свое действие (ст. 60), если существенное нарушение договора одним из его участников изменяет положение других участников.
Прекращение договора имеет место и в случае невозможности его исполнения вследствие коренного изменения обстоятельств (исчезновение государства, слияние двух государств в одно). Однако кореное изменение обстоятельств (clausula rebus sic stantibus) неприменимо аннулированию договоров, касающихся делимитации границ (ст. 62).
Автоматические способы прекращения: истечение срока действия договора; наступление отменительного условия; исчезновение субъектного договора; гибель объекта договора; появление новой императивной нормы международного права; военный конфликт между государствами-контрагентами. Возникновение состояния войны презюмирует прекращение действия большинства двусторонних между, народных соглашений между воюющими государствами. Многосторонние договоры приостанавливаются. Продолжают свое действие договоры, специально заключенные на случай войны, и договоры о границах.
Приостановление действия договора — это временный перерыв в действии и применении международного договора. Действие приостановленного договора может быть возобновлено. В международном праве существует понятие забытых, или угасших, договоров — формально не прекращены и не приостановлены, но фактически не применяются. Например, англо-португальский договор о торгово-политическом союзе 1353 г. был заключен на 50 лет и пролонгирован на неопределенный срок; в 1943 г. Великобритания, ссылаясь на положения этого договора, получила право военного вторжения на португальские Азорские острова. В 1953 г. Международный Суд ООН, рассматривая территориальный спор между Великобританией и Францией о некоторых островах в Ла-Манше, ссылался на положения англо-французских договоров 1259, 1360 и 1420 гг. Международное право не знает понятия давности международных договоров.