Тема 8 ПРАВО МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ

 

8.1.Понятие права международных договоров и его источники

8.2.Субъекты международных договоров

8.3.Объект, форма и структура международных договоров

8.4.Порядок и стадии заключения международных договоров

8.5.Выражение согласия на обязательность договора

8.6.Вступление международного договора в силу; срок его действия

8.7.Юридическая действительность международных договоров

8.8.Действие международного договора

8.9.Обеспечение исполнения международного договора; его толкование

8.10. Прекращение действия международного договора

 

8.1. Понятие права международных договоров и его источники

Международный договор — это письменно закрепленное соглаше­ние государств. Впервые международный договор появился в IVIII тыс. до н.э. Право международных договоров является самостоя­тельной отраслью международного права и представляет собой сово­купность международно-правовых принципов и норм (договорных и обычных), определяющих порядок заключения, условия действитель­ности, реализации и прекращения международного договора. Особое место договоров в системе международного права обусловлено тем, что договор — это явно выраженное соглашение государств. Один из парадоксов международного права заключается в том, что до 60-х гг. XX в. основным источником права международных договоров был международно-правовой обычай.

В настоящее время право международных договоров кодифициро­вано. Основные источники этой отрасли международного права — Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. и Вен­ская конвенция о праве международных договоров с участием между­народных организаций 1986 г. Обе конвенции констатируют сохране­ние международного обычая как источника права международных до­говоров. Вопросы, не урегулированные конвенционно, регулируются нормами международного обычного права. В процессе создания норм права международных договоров важное место принадлежит внутри­государственному праву. В отношении договоров, заключенных меж­дународными организациями, большую роль играют учредительные акты этих организаций и их договорная практика. Национальное пра­во также регулирует порядок заключения, вступления в силу, действи­тельности международных договоров на своей территории.

Право международных договоров распространяет свое действие на все виды международных договоров независимо от их формы, наименования, процедуры заключения, специфики субъектов. Международный договор — это явно выраженное соглашение между основными  субъектами международного права, призванное регулировать их взаимоотношения путем установления определенных прав и обязанностей (ст. 2 Венской конвенции 1969 г.). Правовая сущность и юридическая природа международного договора — это согласие, конеч­ный результат процесса согласования воль.

В старом международном праве была распространена практика за­ключения неравноправных договоров. Характерная особенность та­ких договоров — нарушение принципа суверенного равенства госу­дарств, открытая возможность вмешательства во внутренние дела дру­гого государства. Специфика неравноправного договора заключается в диспропорции в распределении прав и обязанностей между участни­ками данного договора, установление особых выгод и преимуществ для одной из сторон.

8.2. Субъекты международных договоров

Различаются договоры между государствами и договоры с участием международных организаций. Субъектами международного договора могут выступать все традиционные субъекты международного права, которые обладают международной договорной правоспособностью, хотя и в разном объеме. Участники международного договора в юри­дическом смысле — это те субъекты международного права, которые окончательно оформили свое участие в договоре и обладают правами и обязанностями, вытекающими из него, и для которых договор всту­пил в силу. Понятие международной договорной правоспособности заключается в наличии правомочия участвовать в процессе создания норм международного права. У всех нетрадиционных субъектов отсутствует международная договорная правоспособность, государства в силу своего суверенитета обладают полной (универ­сальной) договорной правоспособностью. Главное в решении вопроса

об участии конкретного государства в международном договоре — это заинтересованность данного государства в его объекте и целях. Участие в договоре основано на самостоятельном решении суверенного государства; это его право, обусловленное только его волей. Однако

эффективность многих договоров зависит именно от количества их участников (Договор о нераспространении ядерного оружия), потому договоры, объект и цели которых представляют особый интерес для всего мирового сообщества в целом, открыты для подписания всем государствам мира. Декларация о всеобщем участии в Венской конвенции 1969 г. формулирует принцип универсальности общих между народных договоров.

Нации, борющиеся за независимость, также обладают международной договорной правоспособностью (в меньшем объеме, чем государства) и могут выступать стороной международного соглашения Чаще всего это договоры о признании нации, борющейся за независи­мость, в качестве субъекта международного права, о политической поддержке, об оказании экономической помощи. Государствоподобные образования — полноправные (но только частично суверенные) субъекты права международных договоров. В основном заключают договоры с государствами об установлении дипломатических отноше­ний, об открытии своих постоянных представительств на территории государств.

Договорная правоспособность международных межправительст­венных организаций закреплена в Венской конвенции 1986 г. и реали­зуется в соответствии с нормами, определяющими общий правовой статус организации (ст. 6). Поскольку ММПО имеют производную и специальную международную правосубъектность, то и их договорная правоспособность также имеет ограниченный характер. ММПО впра­ве заключать договоры с государствами или другими субъектами меж­дународного права в пределах своей компетенции, определенной ус­тавом.

Возможность участия ММПО в международном договоре неизме­римо меньше договорной правоспособности государств. ММПО в си­лу объективных причин могут участвовать не во всех международных соглашениях (договоры об установлении границ, об избежание двой­ного налогообложения, о двойном гражданстве). Как правило, в тек­сте договора специально устанавливается право вторичных субъектов международного права участвовать в данном соглашении (Конвенция об оперативном оповещении в случае ядерной аварии 1986 г.). В систе­ме международных соглашений с участием международных организа­ций выделено две разновидности договоров: договоры ММПО с госу­дарствами и договоры ММПО друг с другом (обладают рядом особен­ностей, закрепленных в Венской конвенции 1986 г.).

В зависимости от числа участников международные договоры де­лятся на двусторонние и многосторонние. Подавляющее большинст­во международных соглашений — двусторонние. Тенденция совре­менных международных отношений — увеличение числа многосто­ронних договоров. Виды многосторонних договоров: с ограниченным  числом участников (открытые и закрытые) и общие (универсальные, открытые для всех). Закрытые договоры: участие в этом договоре для других государств возможно только с согласия всех его участников, в первую очередь, первоначальных членов (Римский договор об учрежденнии Европейских экономических сообществ 1957 г.). Открытые говоры с ограниченным числом участников — в основном, региональные или в рамках локальных региональных организаций (Стокгольмская конвенция по примирению и арбитражу СБСЕ 1992 г., соглашения в рамках ОПЕК).

Венская декларация об универсальности 1969 г. — общие много­сторонние договоры касаются кодификации и прогрессивного разви­тия международного права. Объект и цели общего многостороннего договора представляют интерес для всего мирового сообщества в це­лом, обеспечения международного мира и безопасности (Договор 0 нераспространении ядерного оружия 1968 г., Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г., Конвенция по морскому праву 1982 г.). Общие многосторонние договоры открыты для всеобщего участия, поэтому в них не может быть норм, ограничивающих это участие. Принцип универсальности автоматически не распространяется на участие в подобных соглашениях ММПО, НБН и ГПО. Участие этих образований в многосторонних договорах должно быть специально оговорено (ст. 86 Венской конвенции 1986 г.).

8.3. Объект, форма и структура международных договоров

В зависимости от объекта различаются виды международных дого­воров — политические, экономические, административно-правовые, по специальным вопросам. Политические — это международные до­говоры о союзе, взаимопомощи, нейтралитете, разоружении, по тер­риториальным и пограничным вопросам (Вашингтонский договор по Антарктиде 1959 г., Договор об окончательном урегулировании в от­ношении Германии 1990 г.). Экономические — это торговые договоры, договоры о поставке товаров и оборудования, займах, кредитах (Вен­ская конвенция ООН о договорах международной купли-продажи то­варов 1980 г., Оттавская конвенция о международном финансовом ли­зинге 1988 г., Женевская чековая конвенция 1931 г.). Договоры по спе­циальным вопросам — это транспортные конвенции, договоры о правовой помощи, о преследовании и наказании отдельных видов преступлений (Гамбургские правила 1978 г., Конвенция о междуна­родной дорожной перевозке грузов 1956 г., Конвенция о борьбе с бом­бовым терроризмом 1997 г.).

Особое значение имеют договоры, кодифицирующие различные отрасли международного права (Венские конвенции о дипломатических 1961 г. и консульских сношениях 1963 г., Венские конвенции о праве международных договоров 1969 и 1986 гг., Женевские мирные  конвенции 1949 г., Конвенция по морскому праву 1982 г.). Объекты договоров с участием международных организаций — это договоры П° экономическим и специальным вопросам, входящим в компетенции этих организаций. Тенденция современной практики заключается в расширении круга объектов договоров с участием международных ор­ганизаций.

форма международного договора — это средства и способы, при помощи которых согласование воль субъектов международного права приобретает характер явно выраженного соглашения. Понятие фор­мы составляют язык, структура и наименование договора. Язык — это главный элемент, посредством которого воля субъектов международ­ного права получает явное проявление вовне. Двусторонние договоры заключаются на языках обеих сторон; их тексты должны быть юриди­чески равнозначны (аутентичны). Многосторонние договоры заклю­чаются на основных языках мира (прежде всего, на официальных язы­ках ООН — английском, французском, испанском, русском, китай­ском, арабском).

Структура является элементом формы договора. С точки зрения структуры, договор — это единая система взаимосвязанных норм, ко­торая всегда рассматривается как единое целое. Элементы структу­ры — преамбула, центральная часть, заключительная часть. Преамбу­ла (введение) указывает цели договора, его формальные аспекты (наименование, стороны, полномочия представителей), реже — со­держит конкретные нормы (мирные договоры — о прекращении со­стояния войны). Центральная часть фиксирует положения по сущест­ву регулируемых отношений. Заключительная часть определяет поря­док вступления договора в силу, его действия и прекращения. Деление договора — на статьи, главы, части. Широко распространены прило­жения как четвертая часть договора. Не обязательно наличие одновре­менно всех элементов структуры.

Наименование договора представляет собой часть его формы. Нет общепризнанной классификации наименований: договор, конвен­ция, пакт, соглашение, хартия; все эти понятия применительно к меж­дународным договорам — синонимы. Обмен нотами (письмами) или нотификация — это не только особое наименование, но и упрощен­ный, своеобразный способ заключения международных договоров. Обладают такой же юридической силой, что и другие международные Оглашения. Одинаково законны договоры, заключенные как в письменной, так и в устной форме; они имеют одинаковую юридическую силу. Устные договоры (джентельменские соглашения) встречаются достаточно редко (1946 г. — договоренность между Великобританией, КНР, СССР, США и Францией о принципе справедливого распреде­ляя мест при избрании непостоянных членов Совета Безопасности;

1961 г. — устная договоренность между Кеннеди и Хрущевым об урегулировании Карибского кризиса).

8.4. Порядок и стадии заключения международных договоров

Право заключать договор (договорная правоспособность) — важный элемент международной правосубъектности, необходимый атрибут основных субъектов международного права. Процесс заклю­чения международного договора состоит из нескольких последова­тельных стадий. Главные стадии — это согласование текста договора и различные способы выражения согласия сторон на его обязательность (т.е. две стадии процесса согласования воль). Стадии состоят из под-стадий (подписание, ратификация, утверждение, присоединение). Не обязательно наличие всех подстадий, обязательны только согласова­ние текста и согласие субъектов на его обязательность. Порядок за­ключения многосторонних договоров имеет специфические особен­ности, точно так же, как и порядок заключения договоров, разрабаты­ваемых и принимаемых на международных конференциях и в рамках международных организаций.

Договоры заключаются представителями государства, которым выданы специальные полномочия, уполномочивающие данных лиц на совершение определенных действий по заключению договора. Полномочия выдают те государственные органы, от имени которых заключается договор. Определенный круг лиц в силу своего должно­стного положения и в пределах своей компетенции вправе представ­лять свое государство и совершать все действия по заключению дого­вора без специальных полномочий. Венская конвенция 1969 г. содер­жит перечень таких лиц: глава государства, глава правительства, министр иностранных дел, глава дипломатического представительст­ва, представитель государства на международной конференции и при международной организации.

При заключении двусторонних договоров участники переговоров обмениваются полномочиями; при заключении многосторонних до­говоров создается специальная комиссия по проверке полномочий. Кроме полномочий, представители государства наделены специаль­ными инструкциями, определяющими поведение делегации на пере­говорах. Инструкции — это национальный проект договора, внутрен­ний договор делегации. Международный договор, заключенный представителями государства в нарушение инструкций, не теряет юридической силы.

Первая обязательная стадия заключения международного    права — выработка его согласованного текста подстадий этой стадии принятие текста и установление его аутентичности. Формы подготовки текста договора в международной практике представляют собой переговоры, работу международных конференций и международных организаций. Дипломатические переговоры, как правило, имеют место другие заключении двусторонних соглашений. Международные конфе­ренции и организации являются основными способами заключения международных многосторонних договоров. Принятие представляет собой особую процедуру голосования, посредством которой уполно­моченные лица выражают свое согласие с формулировкой текста.

После принятия необходимо удостоверение, что текст является окончательным и не подлежит изменению, т.е. процедура установле­ния аутентичности текста (аутентификация). Аутентификация произ­водится посредством голосования, парафирования, подписания. Го­лосование — это принятие текста, подготовленного на международ­ной конференции или в международной организации. Принятие оформляется актом международной конференции или резолюцией международной организации.

Парафирование —- это скрепление инициалами уполномоченных лиц каждой страницы договора в знак согласия с его текстом. Пара­фирование имеет место в основном при заключении двусторонних до­говоров или договоров с ограниченным числом участников. Подписа­ние может быть окончательным или ad referendum (условным). Под­писание ad referendum — это условное, предварительное подписание, требующее подтверждения компетентными органами государства. Различие между подписанием ad referendum и парафированием — ус­ловное подписание после подтверждения становится окончательным, а после парафирования необходимо полное (окончательное) подпи­сание.

Полное подписание — это форма окончательного принятия текста Договора. Юридические последствия полного подписания: предостав­ляет подписавшему государству право утвердить данный договор; устанавливает обязанность подписавшего государства не лишать договор его объекта и целей до вступления договора в силу; удостоверяет аутентичность текста договора, если договор нуждается в ратификации или утверждении.

8.5. Выражение согласия на обязательность договора

Выражение согласия на обязательность договора (opinio iuris) — стадия заключения международного договора, необходимая для его вступления в силу. Все предыдущие стадии не выражают воли сторона обязательность для них положений договора. Формы выражения opinio iuris — подписание, обмен документами, ратификация присоединение, утверждение, принятие.

Подписание является одновременно и формой принятия текста договора, и формой выражения согласия на его обязательность форма согласия на обязательность: если договор не нуждается в после­дующей ратификации или утверждении. Если в договоре предусмот­рена процедура его ратификации, то подписание является только формой аутентификации. Подписание двусторонних договоров про­изводится на основе принципа альтерната (чередования подписей) — своеобразного выражения принципа суверенного равенства госу­дарств (не применяется в договорах с участием международных орга­низаций). Суть принципа альтерната: на экземпляре договора, пред­назначенном для определенной стороны, ее реквизиты (подписи, пе­чати и т.п.) помещаются на почетном месте. Многосторонние договоры подписываются в алфавитном порядке. Обычно договор от­крыт для подписания до определенного срока либо до вступления его в силу. После истечения указанного срока или вступления договора в силу государство может стать его участником только путем присоеди­нения.

Ратификация представляет собой окончательное утверждение до­говора одним из высших органов государства в соответствии с его на­циональным правом. Аспекты ратификации — внутригосударствен­ный и международно-правовой. В договорах с участием международ­ных организаций место ратификации занимает акт официального подтверждения договора. Порядок ратификации входит во внутрен­нюю компетенцию государства. Как правило, международные догово­ры ратифицируются либо главой государства, либо его высшим пред­ставительным органом. Национальное законодательство может опре­делять перечень договоров, подлежащих ратификации.

Статья 14 Венской конвенции 1969 г. устанавливает перечень слу­чаев, когда согласие на обязательность договора выражается посред­ством его ратификации: в договоре прямо указана необходимость его ратификации; каким-либо иным образом установлено, что участво­вавшие в переговорах государства договорились о необходимости ра­тификации договора; представители государства подписывают дого­вор под условием его последующей ратификации; намерение государ­ства подписать договор под условием ратификации вытекает из полномочий его представителей или было выражено во время перего­воров. Отказ государства от последующей ратификации подписанно­го договора не является нарушением международного права и не расценивается как недружественный акт. Международное право не устанавливает, какие именно договоры подлежат обязательной ратификации. Это определяется характером договора, его условиями, национальным правом государств. Как пра­вило, ратифицируются договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимо­помощи; мирные договоры; договоры по территориальным вопросам; договоры о разоружении и режиме государственных границ; о борьбе с отдельными видами преступлений; о выдаче преступников; о право­вой помощи.

Ратификационная грамота представляет собой официальный до­кумент, подтверждающий ратификацию. Обмен и депонирование ра­тификационных грамот — это своеобразное совместное исполнение соглашения государств о юридической обязательности договора. Дву­сторонние договоры предполагают обмен ратификационными грамо­тами. Многосторонние договоры — депонирование ратификацион­ных грамот (сдача их на хранение депозитарию договора, который назначается государствами, — какое-либо государство-участник до­говора, международная организация, главное должностное лицо меж­дународной организации). Функции депозитария определены Вен­ской конвенцией 1969 г.

Утверждение (конфирмация) — это предусмотренная в договоре упрощенная процедура выражения согласия на его обязательность. Применяется в договорах с участием международных организаций как окончательное одобрение договора организацией или соответствую­щим органом государства.

Если государство не участвует в подписании договора, оно вправе присоединиться к нему на установленных в договоре условиях. При­соединение осуществляется после вступления договора в силу путем Депонирования ратификационной грамоты или документа о присое­динении. Например, в 2001 г. был принят Федеральный закон «О при­соединении Российской Федерации к Конвенции о получении за гра­ницей доказательств по гражданским и торговым делам». Принятие Договора — это институт, практически идентичный присоединению (отсутствует какая-либо принципиальная разница). Иногда употреб­ляется вместо присоединения. На любой стадии выражения согласия на обязательность договора государство или международная организация вправе заявить о том,

о какое-либо условие договора для них неприемлемо. Оговорка — одностороннее заявление субъекта договора о том, что он желает включить или изменить юридическое действие определенного положения договора применительно к себе. Оговорки не допускаются: если в принципе запрещены самим договором (Конвенция по морскому праву 1982 г., Дополнительная конвенция об упразднении рабства 1956 г.); если договор предусматривает право его участников толь­ко на определенные оговорки, в число которых данная оговорка  входит; если оговорка противоречит объекту и целям договора. Ого­ворки делаются только в письменном виде.

Государство, сделавшее оговорку, предлагает новый вариант дого­ворной нормы, поэтому отношения между ним и другими участника­ми договора регулируются по-разному. Отношения между данным го­сударством и государствами, принявшими оговорку, регулируются этой новой нормой. Отношения между государством, сделавшим ого­ворку, и государствами, ее не принявшими, требуют дополнительного урегулирования. В противном случае образуется пробел в правовой регламентации данной проблемы, — не может применяться ни новая норма, предложенная государством — субъектом оговорки (она не признается возражающими государствами), ни норма договора (не признается государством, сделавшим оговорку).

Возражение против оговорки не препятствует вступлению догово­ра в силу между государством — субъектом оговорки и возражающими против нее государствами. Оговорка или возражение против нее могут быть в любое время сняты соответствующими государствами (1989 г. — СССР снял свои, оговорки о непризнании обязательной юрисдикции Международного Суда ООН, сделанные при ратифика­ции соглашений в области защиты прав человека).

От оговорок отличаются различные односторонние декларации и заявления, которые государство делает при подписании или ратифи­кации договора (о толковании его отдельных норм, их важности и значении). Такие заявления не нацелены на изменение или исключе­ние какого-либо положения договора. Они не подпадают под режим оговорок и поэтому могут быть сделаны в том числе и к тем догово­рам, нормы которых запрещают оговорки в принципе (Заявление СССР к Факультативному протоколу к Международному пакту о гра­жданских и политических правах человека 1966 г.).

8.6. Вступление международного договора в силу; срок его действия

Договор вступает в силу в том порядке и в те сроки, которые в не  указаны. Договоры, не подлежащие ратификации или утверждению, вступают в силу:

а) с момента подписания (Соглашение между СССР и США о предотвращении ядерной войны 1973 г.);

б) по истечении определенного срока после подписания;

в) с указанной в договоре даты.

Двусторонние договоры, подлежащие ратификации, вступают в силу:

а)  в день обмена ратификационными грамотами (Договор о дружбе взаимопомощи между Российской Федерации и Таджикистаном 1993 г.);

б) по истечении установленного срока со дня обмена ратификаци­онными грамотами.

Многосторонние договоры, подлежащие ратификации, вступают в силу:

а)  в день сдачи на хранение депозитарию определенной по счету ратификационной грамоты (Конвенция о международной ответствен­ности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972);

б)  по истечении установленного срока после сдачи на хранение оп­ределенной по счету ратификационной грамоты (Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.);

в)  в день сдачи на хранение определенного числа ратификацион­ных грамот с указанием конкретных государств, чьи грамоты должны быть сданы обязательно (Устав ООН — ратификационные грамоты пяти постоянных членов Совета Безопасности и большинства других государств, подписавших Устав).

Иногда субъекты договора заинтересованы в применении его по­ложений до официального вступления договора в силу. Возможность временного применения должна быть предусмотрена в договоре или обусловлена соглашением его сторон (ст. 25 конвенций 1969 и 1986 гг.). В настоящее время имеет место временное применение Россией и США нератифицированного Соглашения о разграничении морских пространств в Беринговом море 1990 г.

Международный договор может быть срочным; срок действия обычно фиксируется в самом договоре (5, 10, 20 лет). Большинство Договоров — срочные. Бессрочные международные договоры (регули­рующие общие вопросы международного права, кодифицирующие Международное право, уставы международных организаций, мирные Договоры, договоры о территории и границах, договоры по космосу), несрочный характер либо прямо указывается в договоре (Конвенция Физической защите ядерного материала 1980 г.), либо вытекает из , содержания (Договор об обычных вооруженных силах в Европе 1990 г.) В некоторых случаях действие договора рассчитано на срок, необходимый для выполнения конкретных международных обяза­тельств.

Пролонгация — это продление срока действия договора, осуществляемое по соглашению сторон до истечения срока его действия (Договор Дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи между СССР и Финляндией 1948 г. имеет срочный характер, несколько раз пролонгировался). Нередко в самом договоре предусмотрена возможность в автоматической пролонгации по соглашению сторон (Соглашение СНГ о сотрудничестве в области образования 1992 г. было заключено на пять лет с возможностью автоматической пролонгации). Путем об­мена нотами в 1996 г. была оформлена пролонгация Соглашения меж­ду Российской Федерацией и США по некоторым вопросам морского судоходства 1990 г. Возобновление договора представляет собой вос­становление в действии уже прекращенного договора (1955 г. — возоб­новление советско-йеменского Договора о дружбе и торговле 1928 г., прекратившего свое действие вследствие истечения срока).

Регистрация и опубликование международных договоров — это форма выражения гласности в международных отношениях. Офици­альное опубликование международных договоров осуществляется и на государственном уровне, и в рамках международных организаций. Требование регистрации договоров включено в Устав ООН: государст­ва — члены ООН должны регистрировать свои международные дого­воры в Секретариате ООН. Отсутствие регистрации не влияет на юри­дическую силу договора, но на незарегистрированные договоры сто­роны не могут ссылаться в органах ООН.

8.7. Юридическая действительность международных договоров

Юридическая действительность международных договоров — это их правомерность с точки зрения содержания и соблюдения правил заключения. Действительны те договоры, которые должным образом заключены субъектами международного права, а их содержание не противоречит императивным нормам международного права. Для то­го чтобы быть действительным, договор должен являться правомер­ным по способу заключения, содержанию, объекту и целям. Действи­тельность определяется нормами международного права — это важ­нейшая характеристика договора как источника международного права. Венские конвенции 1969 и 1986 гг. закрепляют презумпций действительности международного договора: договор считается действительным, пока не установлено иное. Действительность — это нор­мальное состояние договора, а его  недействительность нужно доказы­вать.

В зависимости от степени противоправности выделяют различны виды недействительности международного договора: абсолютная не действительность (ничтожность) и относительная недействительное (оспоримость). Ничтожность — это объективная с точки зрения  международного права характеристика, не зависящая от воли участников оговора. Ничтожные международные договоры недействительны с момента их заключения (ab initio). Абсолютно недействительные до­говоры: согласие государства на обязательность договора было выра­жено в результате применения силы или угрозы ее применения; до­говор противоречит императивным нормам общего международного права (Мюнхенское соглашение 1938 г., Договор о протекторате Гер­мании над Чехословакией 1939 г., Секретные протоколы к Пакту Молотова — Риббентропа 1939 г.). В 1989 г. СССР признал недействи­тельными все Секретные протоколы, заключенные СССР с Германи­ей в 1939—1941 гг., о разделе сфер влияния в Европе.

Относительная недействительность (оспоримость) возникает, если договор заключен под влиянием обмана, подкупа, в нарушение кон­ституционных ограничений, с превышением полномочий. В таких случаях недействительность зависит от оспаривания договора одной из его сторон. Основания оспоримости: нарушение каких-либо поло­жений национального права государства, касающихся компетенции при заключении договора, если эти нарушения были существенны и очевидны; ошибка относительно акта или ситуации, сделанная при заключении договора и предопределившая согласие государства ,на обязательность договора; обман со стороны другого участника перего­воров; прямой или косвенный подкуп представителей государства.

Договор может быть недействительным в целом или частично. Важнейшее последствие недействительности договора — нераспро­странение на него принципа pacta sunt servanda. В зависимости от вида недействительности последствия и правоотношения, вытекающие из Договора, могут полностью игнорироваться с самого начала (ничтож­ность) либо аннулироваться с момента оспаривания (оспоримость). Положения договора, признанные недействительными, не имеют юридической силы. Если на основе такого договора были совершены какие-либо действия, каждый участник вправе требовать восстановления первоначального положения, существовавшего до совершения указанных действий. Действия, добросовестно совершенные до ссылки на недействительность договора, не считаются незаконными.

Если договор недействителен из-за противоречия императивным нормам международного права, то его участники должны устранить бедствия всех действий, совершенных на основании положений этого договора. Если договор становится недействительным вследствие появления новой когентной нормы, то его участники освобождаются от всех обязательств по выполнению договора. Споры о недействительности международных договоров разрешаются в соответствии со ст. 33 Устава ООН и процедурой, установленной в Венских конвен­циях 1969 и 1986 гг.

8.8. Действие международного договора

Из юридической природы договора вытекает, что его действие ог­раничено только кругом его участников. Договор не может создавать прав и обязанностей для не участвующих в нем государств без их со­гласия. Принцип нераспространения действия международного дого­вора на третьи государства (pacta tertiis пес nocent пес prosunt) -- это общепризнанный принцип международного права, основа права меж­дународных договоров. Существенный аспект этого принципа — меж­дународный договор не должен вторгаться в сферу интересов других государств. Договоры, нарушающие права третьих государств, явля­ются недействительными (соглашения о разделе третьих стран, о включении их в сферу своего влияния — Мюнхенское соглашение 1938 г., решившее судьбу Чехословакии без ее участия).

Принцип нераспространения действия международного права на третьи государства не отрицает, что многие договоры имеют значение для не участвующих в них стран. Общие многосторонние договоры непременно затрагивают интересы третьих государств, поскольку ре­гулируемые в них отношения касаются всех государств мира. Для не участвующих государств из международного договора могут вытекать и правовые, и неправовые последствия. Неправовые последствия -это выгодность или невыгодность влияния договора на не участвую­щие государства. Правовые последствия — создание прав и обязанно­стей для третьих государств.

В современной практике особое значение имеет проблема послед­ствий правового характера, возникающих из общих многосторонних договоров (о кодификации международного права, договоры по регу­лированию глобальных проблем). В этих случаях согласие с положе­ниями договора чаще всего формируется как обычная норма, возни­кающая путем применения на практике положений договора не уча­ствующими в нем государствами. Статья 38 Венской конвенции 1969 г. предусматривает возможность выражения согласия не участвуют  государства с содержанием договора посредствам возникновения обычной нормы международного права.

Статьи 34, 35, 36 Венской конвенции 1969 г. содержат общие правила, касающиеся третьих государств. Общий принцип — только согласие государства может быть основанием его прав и обязанностей чужого соглашения, когда в договоре зафиксированы намерения ее участников по отношению к третьей стороне. Если в договоре предусмотрены обязанности для третьих государств, то необходимо ясно „улаженное согласие этих государств выполнять такие обязанности согласие должно быть дано в письменной форме. Исключение (ст. 75) — договоры, касающиеся государства-агрессора, заключенные без его участия (Соглашение по Германии между Великобританией, СССР, США и Францией). Обязательность постановлений таких со­глашений для самого государства-агрессора и других не участвующих стран вытекает из когентной нормы международного права об ответ­ственности за агрессию. Если договор предусматривает права для третьих государств (ст. 36), то их согласие презюмируется до тех пор, пока не будет доказано обратное, т.е. что государство отказывается от прав, предоставленных ему по договору.

Действующие международные договоры создают для не участвую­щих в них государств обязанность уважать модель поведения, установ­ленную в договоре. Это не является обязательной силой договора для не участвующих государств, а только представляет собой их обязан­ность уважать чужие правомерные интересы, вытекающие из принци­пов общего международного права (договоры о делимитации чужих территорий, о демилитаризации и нейтрализации территорий, о ней­тралитете). Статья 36 Венской конвенции 1986 г. устанавливает, что принцип нераспространения применяется и по отношению к догово­рам с участием международных организаций. Однако международная организация не является суверенным субъектом международного пра­ва, поэтому в отличие от государств согласие международной органи­зации никак не может предполагаться (быть молчаливым). Правило о резюмируемом согласии с правами не применяется в отношении ме­ждународных организаций.

8.9. Обеспечение исполнения международного договора; его толкование

Государство обязано принимать специальные меры для выполне­ния договора (международные гарантии, международный контроль, внутригосударственные меры). Международные гарантии — одно или несколько государств обязаны в случае необходимости предпринимать определенные действия, чтобы заставить другие государства выполнить положения договора. Своеобразный вид гарантий — поручительство со стороны третьего государства или группы государств.

Особой формой международного контроля является создание специальных органов или смешанных комиссий по выполнению международных соглашений — специальные органы по Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г., по Международным пактам о правах человека 1966 г., по Единой конвенции о наркотиче­ских средствах 1961 г. Различные формы международного контроля предусмотрены в соглашениях в области разоружения и о мирном ис­пользовании атомной энергии.

Внутригосударственные меры представляют собой и мероприятия организационного характера, и принятие законов или иных норма­тивных актов. Как правило, в целях имплементации международного договора государство издает специальный закон (Конвенция о ликви­дации всех форм расовой дискриминации 1965 г. — установление обя­занности государств по изменению их национального законодатель­ства).

Толкование договора является выяснением того, о чем достигнуто соглашение сторон, т.е. это установление результата согласования воль государств, выраженного в нормах договора. Основной прин­цип — договоры должны толковаться добросовестно. Для междуна­родных договоров предусмотрены специальные способы толкования с учетом особенностей языков договора, политической специфики его заключения. Результаты толкования не должны привести к бездейст­вию договора или нарушению его смысла.

Виды толкования различаются в зависимости от органов, толкую­щих международный договор. Внутригосударственное толкование это односторонний акт государства, необязательный для других участ­ников договора. Такое толкование не может изменить содержание до­говора. Обязательное (международное) толкование должно быть стро­го аутентичным, т.е. произведенным с согласия всех участников дого­вора. Споры о толковании могут передаваться государствами на рассмотрение Международного Суда ООН.

8.10. Прекращение действия международного договора

Прекращение международного договора означает, что он утратил свою силу в отношениях между участниками и перестал порождать для них права и обязанности. Все результаты договора сохраняются и после его прекращения (если они не отменены другим договором или новой когентной нормой). Если прекращение касается какого-либо участника многостороннего договора, это представляет собой выход из договора. В отношениях между остальными участниками договор остается в силе. Некоторые договоры предусматривают минимум участников, отсутствие которого ведет к полному прекращению договор (Конвенция о борьбе с геноцидом 1948 г. — 16 участников).

Способы прекращения международного договора делятся на волевые и автоматические. Волевые способы — это денонсация, отмена, новация и аннулирование. Денонсация представляет собой отказ государства от договора с предварительным предупреждением других его участников, если такой отказ прямо предусмотрен положениями договора. Основа денонсации — соглашение сторон договора. Например в 2000 г. Правительство РФ приняло постановление «О выходе Российской Федерации из Соглашения о безвизовом передвижении граждан государств Содружества Независимых Государств по террито­рий его участников». МИД РФ направил ноту-уведомление в Испол­нительный комитет СНГ, и через 90 дней указанное Соглашение пре­кратило свое действие для Российской Федерации.

В договоре может быть определено: срок, когда государство вправе заявить о денонсации; срок, когда государство утрачивает право для заявления о денонсации; условия и обстоятельства, при которых воз­можна денонсация. Иногда право государства на денонсацию ограни­чено, — денонсация Женевских конвенций о защите жертв войны 1949 г. запрещена во время военных действий.

Отмена договора возможна в любой момент с общего согласия его участников (1991 г. — государства — участники Варшавского договора о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи 1955 г. подписали Прото­кол о прекращении действия этого договора). Новация — это пере­смотр или ревизия положений договора. Осуществляется в соответст­вии с процедурой, предусмотренной в договоре.

Аннулирование является односторонним отказом государства от договора при наличии достаточных оснований для этого. Основания аннулирования определены Венской конвенцией 1969 г. Существен­ное нарушение договора другим его участником (ст. 65) — в двусто­ронних договорах потерпевшее от нарушения государство обязано Уведомить государство-нарушителя о своем намерении аннулировать Договор. Многосторонний договор прекращает свое действие (ст. 60), если существенное нарушение договора одним из его участников из­меняет положение других участников.

Прекращение договора имеет место и в случае невозможности его исполнения вследствие коренного изменения обстоятельств (исчезновение государства, слияние двух государств в одно). Однако кореное изменение обстоятельств (clausula rebus sic stantibus) неприменимо аннулированию договоров, касающихся делимитации границ (ст. 62).

Автоматические способы прекращения: истечение срока действия договора; наступление отменительного условия; исчезновение субъектного договора; гибель объекта договора; появление новой императивной    нормы международного  права;  военный  конфликт между государствами-контрагентами. Возникновение состояния войны презюмирует  прекращение действия большинства двусторонних между, народных соглашений между воюющими государствами. Многосто­ронние договоры приостанавливаются. Продолжают свое действие договоры, специально заключенные на случай войны, и договоры о границах.

Приостановление действия договора — это временный перерыв в действии и применении международного договора. Действие приос­тановленного договора может быть возобновлено. В международном праве существует понятие забытых, или угасших, договоров — формально не прекращены и не приостановлены, но фактически не при­меняются. Например, англо-португальский договор о торгово-политическом союзе 1353 г. был заключен на 50 лет и пролонгирован на неопределенный срок; в 1943 г. Великобритания, ссылаясь на поло­жения этого договора, получила право военного вторжения на порту­гальские Азорские острова. В 1953 г. Международный Суд ООН, рас­сматривая территориальный спор между Великобританией и Франци­ей о некоторых островах в Ла-Манше, ссылался на положения англо­-французских договоров 1259, 1360 и 1420 гг. Международное право не знает понятия давности международных договоров.