Тема 9 ПРАВО ВНЕШНИХ СНОШЕНИЙ
9.1. Понятие права внешних сношений, его источники и органы
9.2.Дипломатическое право: общее понятие, виды и функции дипломатических представительств
9.3.Дипломатические привилегии и иммунитеты
9.4.Личные привилегии и иммунитеты сотрудников дипломатического представительства
9.6.Консульские иммунитеты и привилегии
9.8.Привилегии и иммунитеты международных организаций
9.1. Понятие права внешних сношений, его источники и органы
Право внешних сношений — это совокупность международно-правовых и национально-правовых норм, регулирующих структуру, порядок формирования, функции и юридический статус органов государства, которые обеспечивают его представительство в межгосударственном общении. Основа этой отрасли — дипломатическое и консульское право. Понятие права внешних сношений шире понятия дипломатического и консульского права, поскольку право внешних сношений включает в себя нормы о представительствах государств при международных организациях (и наоборот), на международных конференциях, нормы о специальных миссиях.
До Второй мировой войны эта отрасль международного права регулировалась практически только нормами международных обычаев. Единственные многосторонние соглашения в этой области — Венский протокол (регламент) о рангах дипломатических представителей 1815 г., дополняющий его Аахенский протокол 1818 г. (нормы этих соглашений с течением времени стали общепризнанными на уровне международного обычая), Гаванская конвенция 1928 г. о дипломатических чиновниках и дипломатическом убежище.
После Второй мировой войны был принят ряд многосторонних конвенций с целью кодификации права внешних сношений: Конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 г., Конвенция о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений ООН 1947 г., венские конвенции о дипломатических 1961 г. и консульских сношениях 1963 г., Конвенция о специальных миссиях 1969 г., Венская конвенции о представительствах государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г. Большинство государств мира не участвует в этих конвенциях, но признает их формы как нормы международного обычного права.
Основной источник права внешних сношений — двусторонние договоры между государствами об установлении дипломатических отношений и обмене дипломатическими представительствами, консульские конвенции, соглашения международных организаций с государствами пребывания о привилегиях и иммунитетах.
Право внешних сношений регулируется и национальным законодательством. В России, например, источниками этой отрасли права являются Конституция РФ, Закон о международных договорах Российской Федерации, Положение о дипломатических и консульских представительствах на территории Российской Федерации, Консульский устав РФ. Естественно, что национальное право не может являться непосредственным источником международного права, однако право внешних сношений обладает серьезной спецификой, — оно регулирует в том числе и деятельность внутригосударственных органов. В этой связи можно утверждать, что в нормативную структуру данной отрасли международного права входят и нормы национального права.
Органы внешних сношений — это органы государства, осуществляющие его представительство во взаимоотношениях с другими государствами и иными субъектами международного права. Такие государственные органы можно разделить на две группы. — внутригосударственные органы внешних сношений (общей и специальной компетенции) и зарубежные органы внешних сношений. Внутригосударственные органы общей компетенции представляют государство по всем вопросам (глава государства, глава правительства, министр иностранных дел). В соответствии с международным правом они осуществляют представительство своего государства ex officio (по должности), без специальных полномочий (в России — Президент, председатели обеих палат Федерального Собрания, Председатель Правительства, министр иностранных дел). Внутригосударственные органы внешних сношений специальной компетенции представляют государство только в какой-либо одной области его международных связей (в России — федеральные министерства и ведомства, например, Министерство экономического развития и торговли).
Зарубежные органы внешних сношений — это органы государства, расположенные за его пределами и выполняющие функции защиты прав и интересов своего государства, его граждан и юридических лип на территории других государств. Постоянные зарубежные органы - дипломатические представительства, консульские учреждения, торговые представительства, представительства государств при международных организациях. Временные зарубежные органы — делегации государств на сессиях международных организаций, на международных конференциях, специальные миссии.
9.2. Дипламатическое право: общее понятие, виды и функции дипламатических представительств
Дипломатическое право — это совокупность международно-правовых норм, регулирующих правовой статус дипломатических представительств государства. Кодификация норм дипломатического права на универсальном уровне произведена в Венской конвенции 1961 г. о дипломатических сношениях. Дипломатическое представительство представляет собой постоянный зарубежный орган аккредитующего (направляющего) государства на территории государства пребывания. Его главная функция — поддержание дипломатических отношений между данными государствами. Виды дипломатических представительств:
1) посольства — это представительства высшего уровня, возглавляемые чрезвычайным и полномочным послом. К ним приравниваются представительства Ватикана (нунциатуры) и представительства, которыми обмениваются государства — члены Британского Содружества Наций;
2) миссии — это представительства более низкого ранга, возглавляемые посланником или поверенным в делах;
3) иные официальные представительства — например, представительство Ватикана в Российской Федерации и представительство Российской Федерации в Ватикане; представительство ООП в Российской Федерации.
Функции дипломатических представительств определены в Венской конвенции 1961 г. (ст. 3):
1) представлять аккредитующее государство в государстве пребывания;
2) защищать в государстве пребывания интересы аккредитующего
государства и его граждан;
3) вести переговоры с правительством государства пребывания;
4) выяснять всеми законными средствами условия и события в государстве пребывания и сообщать о них своему правительству («узаконенный, или легитимный», шпионаж);
5) развивать дружеские отношения между аккредитующим государством и государством пребывания.
Конвенция 1961 г. презюмирует выполнение дипломатическим правительством и консульских функций, что особо оговаривается Венской конвенции 1963 г. о консульских сношениях.
Глава дипломатического представительства (дипломатический представитель) — это единственное лицо, представляющее аккредитующее государство в государстве пребывания по всем вопроса. Классы глав дипломатических представительств установлены в Венском регламенте 1815 г.:
1) чрезвычайный и полномочный посол и папский нунций;
2) чрезвычайный и полномочный посланник и папский интернунций;
3) поверенный в делах, аккредитиванных при министре иностранных дел.
Между дипломатическим и: представителями разных классов не должно проводиться никаких различий, кроме различий в отношении старшинства и этикета. Класс дипломатического представителя определяется соглашением государств. Как правило, класс определяется рангом дипломатического представителя различие — классы определены в международном праве, а ранг регулируется национальным законодательством).
Назначение дипломатического представителя и порядок его аккредитования регулируются нормами и международного, и национального права. Стадии назначения:
1) запрос агремана — согласия государства пребывания на назначение данного лица в качестве главы дипломатической миссии. Отказ в выдаче агремана не требует мотивировки и не считается недружественным актом;
2) издание после получения агремана специального внутригосударственного акта, оформляющего назначение главы дипломатического представительства;
3) вручение верительных грамот и верительных писем, т.е. документов, удостоверяющих юридическое оформление статуса главы дипломатического представительства и аккредитацию его в этом качестве в государстве пребывания.
Кумуляция (совмещение) функций — дипломатический представитель в одном государстве может быть одновременно назначен в таком же качестве в два и более государства, если со стороны ни одного т принимающих государств нет возражений.
Начало дипломатической миссии — либо с момента вручения верительных грамот, либо с момента сообщения о прибытии и предъявления копии верительных документов в МИД государства пребывания. Конец дипломатической миссии — либо прекращение функций дипломатического представительства в целом (война, разрыв дипломатических отношений, прекращение существования государства пребывания или государства аккредитования), либо прекращение функций дипломатического представителя (отзыв государством аккредитования, объявление правительством государства пребывания, что данный представитель является нежелательным лицом — persona non grata, — дисмисл, инсууррекция). Юридическое значение требования государства пребывания об отзыве дипломатического представителя (или любого другого члена дипломатического представительства) — это взятие агремана обратно. Такое действие властей государства пребывания не может оспариваться государством аккредитования, не требует мотивировки и не считается недружественным актом.
Персонал дипломатического представительства делится на дипломатов (лиц, имеющих дипломатический ранг, который сохраняется пожизненно), административно-технических и обслуживающих работников. В принципе, все они должны быть гражданами государства аккредитования (ст. 11 Венской конвенции 1961 г.). Ранги и должности дипломатических работников: послы, посланники, советники, , торговые представители и их заместители, военные атташе (военный, военно-морской, военно-воздушный) и их заместители, секретари (первый, второй, третий), специальные атташе по различным отраслям сотрудничества. Административно-технический персонал: заведующий канцелярией, работники бухгалтерии, переводчики, делопроизводители. Обслуживающий персонал: шоферы, курьеры, повара, швейцары, дворники, лифтеры. Численность дипломатического персонала устанавливается в соответствии с пожеланиями государства пребывания. Частные домашние работники не являются членами дипломатического представительства и служащими государства аккредитования. Как правило, это граждане государства пребывания.
Дипломатический корпус — это главы всех дипломатических представительств, аккредитованных в данном государстве. Дипломатический корпус в широком смысле слова — весь дипломатический персонал всех дипломатических представительств, аккредитованных в данном государстве, и члены их семей. Дипломатический корпус не является организацией; в целом выступает только по церемониальм вопросам. Глава дипломатического корпуса (дуайен, старшина) – дипломатический представитель, старший по классу и первый по времени аккрелитования в государстве пребывания. В католических государствах дуайеном традиционно выступает папский нунций.
9.3. Дипломатические привилегии и иммунитеты
Привилегии (преимущества) и иммунитеты (невосприимчивость к юрисдикции) предоставляются зарубежным органам внешних сношений, их главам и сотрудникам. Историческая основа дипломатических привилегий и иммунитетов — институт неприкосновенности послов (известен в Древнем мире). Цель дипломатических привилегий и иммунитетов: для того чтобы дипломатическое представительство как орган, представляющий интересы государства, могло беспрепятственно осуществлять свои функции, его деятельность должна быть свободна от контроля со стороны властей государства пребывания. Дипломатические иммунитеты и привилегии имеют двуединую природу: постоянные представительства государств пользуются привилегиями и иммунитетами, основанными на общепризнанных принципах международного права, регулирующих отношения между суверенными и равноправными субъектами. Дипломатическое представительство — это орган государства, а его персонал — сотрудники государственного учреждения, поэтому дипломатические иммунитеты и привилегии можно разделить на две категории: иммунитеты и привилегии дипломатического представительства в целом и личные иммунитеты и привилегии дипломатических работников, членов их семей, административно-технического и обслуживающего персонала.
Привилегии и иммунитеты дипломатического представительства в целом:
1) неприкосновенность помещений. Власти государства пребывания ни при каких обстоятельствах не могут вступать на территорию этих помещений, если нет прямо выраженного согласия главы дипломатического представительства (ст. 22 Венской конвенции 1961 г.) Помещения представительство, его транспортные средства, предметы обстановки, другое имущество пользуются безусловным иммунитетом от обысков, реквизиций, ареста и иных исполнительных действий. Неприкосновенность помещений не дает права использовать их в качестве убежища для граждан государства пребывания или граждан третьего государства, преследуемых властями государства пребываний (даже по политическим, расовым, религиозным мотивам). Статья 61 Венской конвенции 1961 г. — помещения дипломатических председательств не могут использоваться в целях, не совместимых с их функциями. Исключение составляют латиноамериканские государства, на территории которых в соответствии с нормами Гаванской конвенции 1928 г. принцип дипломатического убежища является общепризнанным и легитимным;
2) фискальный иммунитет — помещения дипломатического представительства, как собственные, так и арендованные, освобождены от всех государственных, муниципальных, районных сборов и пошлин, кроме платы за конкретные виды обслуживания;
3) неприкосновенность архивов и документов не может быть ограничена даже по судебному решению. Вся официальная корреспонденция дипломатического представительства неприкосновенна независимо от ее места нахождения и не подлежит ни вскрытию, ни задержанию;
4) свобода сношений представительства — для общения со своим правительством, консульствами своего государства и представительствами других государств дипломатическое представительство вправе использовать любые законные средства, включая дипломатических
курьеров и отправку шифрованных депеш. Дипломатические курьеры (и обычные, и временные — ad hoc) пользуются иммунитетом до момента доставки дипломатической почты по назначению. В помещении представительства может быть установлен радиопередатчик (с согласия государства пребывания);
5) таможенные привилегии — товарам, предназначенным для официального использования представительством, предоставляются льготы при ввозе и вывозе с освобождением от уплаты таможенных платежей;
6) право пользования флагами и эмблемами своего государства (предоставлено и представительству в целом, и его главе) — на помещении представительства, на его средствах передвижения и резиденции его главы устанавливается атрибутика государства аккредитования. В представительстве можно специально оборудовать помещение для отправления религиозных культов.
Государство пребывания в соответствии со ст. 22 Венской конвенции 1961 г. несет специальную обязанность принимать все надлежащие меры для защиты помещений иностранных дипломатических представительств от любого вторжения или причинения ущерба, нарушения спокойствия представительства, от оскорбления его чести и Достоинства.
9.4. Личные привилегии и иммунитеты сотрудников дипломатического председательства.
Нормы Венской конвенции 1961 г. о личных привилегиях и иммунитетах являются общими для всех дипломатов — и главы дипломатического представительства, и дипломатических агентов.
1) Неприкосновенность личности: дипломаты не подлежат аресту и задержанию ни в какой форме; даже судебное решение не может быть основанием ареста, заключения или содержания под стражей. Государство пребывания обязано относиться к дипломатам с уважением и принимать все надлежащие меры для предотвращения любых посягательств на их личность, свободу и достоинство.
Власти государства пребывания обязаны не только сами воздерживаться от оскорбления и насилия по отношению к дипломатам, но и ограждать их от оскорблений и насилия со стороны других лиц. Конкретизация этой общей нормы — Конвенция 1973 г. о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся дипломатической защитой, в том числе дипломатических агентов.
2) Неприкосновенность жилища — частные резиденции дипломатов пользуются той же неприкосновенностью и защитой, что и помещение самого дипломатического представительства. Неприкосновенны корреспонденция и другие бумаги дипломатов. Их транспортные средства не подлежат аресту и задержанию.
3) Иммунитет от юрисдикции. Дипломаты пользуются полным иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания — местные суды и правоохранительные органы не вправе принимать к производству и возбуждать уголовные дела против дипломатов. Они не обязаны давать показания в качестве свидетелей. Только государство аккредитования может своей волей лишить дипломата этого иммунитета.
Дипломаты пользуются иммунитетом и от гражданской юрисдикции государства пребывания, за исключением:
а) вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу на территории государства пребывания, если только дипломат не владеет этой недвижимостью от имени аккредитующего государства для целей дипломатического представительства;
б) наследственных исков, в которых дипломат выступает в качестве исполнителя завещания, попечителя наследственного имущества, наследника или отказополучателя как частное лицо, а не от имени государства аккредитования;
в) иски, относящиеся к профессиональной или коммерческой деятельности дипломата, осуществляемой им на территории государства пребывания за пределами своих официальных функций. В принципе, дипломатический агент не должен заниматься в государстве пребывания профессиональной или коммерческой деятельностью в целях личной выгоды (ст. 42 Венской конвенции 1961 г.);
г) если дипломат сам выступает истцом в суде государства пребывания, либо предъявляет встречный иск, он автоматически отказывается от своего судебного иммунитета.
Иммунитет от административной юрисдикции — дипломаты не могут быть подвергнуты штрафу и иным административным взысканиям. В случае совершения дорожно-транспортного происшествия дипломат не может быть оштрафован, против него нельзя возбудить дело о возмещении ущерба, принять какие-либо принудительные меры. В подобной ситуации можно предъявить претензии через МИД государства пребывания.
4) Фискальный иммунитет — дипломаты освобождены от уплаты налогов, сборов и пошлин, государственных, муниципальных и районных, за исключением косвенных налогов, налогов на наследство и на частное недвижимое имущество, сборов за конкретные виды обслуживания. В государстве пребывания дипломат не может быть привлечен к исполнению любых повинностей — трудовой, воинской и т.п.
5) Таможенные привилегии — предметы, предназначенные для личных нужд дипломата и членов его семьи в государстве пребывания, при ввозе и вывозе освобождаются от таможенных пошлин. Личный багаж дипломата не может быть подвергнут таможенному досмотру, если только нет оснований полагать, что в багаже провозятся запрещенные предметы.
Все эти привилегии и иммунитеты распространяются и на членов семьи дипломата, проживающих совместно с ним и не являющихся гражданами государства пребывания. Преамбула Венской конвенции 1961 г. — привилегии и иммунитеты предоставляются не для выгоды отдельных лиц, а для обеспечения эффективного функционирования Дипломатического представительства как органа государства. В случае совершения дипломатом серьезного правонарушения он признается Желательным лицом, и государство аккредитования обязано отощать его.
Административно-технический персонал дипломатического предательства и члены их семей, проживающие совместно и не являются гражданами государства пребывания, пользуются личной неприкосновенностью, неприкосновенностью жилища, иммунитетом от уголовной юрисдикции, фискальным иммунитетом и таможенными привилегиями. Иммунитет от гражданской и административной юрисдикции предоставляется этим лицам только в связи с выполнением ими своих служебных обязанностей.
Члены обслуживающего персонала освобождаются от налогов сборов и пошлин с их заработка, и пользуются иммунитетом в отношении действий, совершенных при исполнении служебных обязанностей. Во многих двусторонних соглашениях предусмотрено предоставление на взаимной основе полного объема дипломатических привилегий и иммунитетов административно-техническому и обслуживающему персоналу (договоры США — Канада, США — Великобритания, США — Россия).
Дипломатические привилегии и иммунитеты предоставляются с момента прибытия на территорию государства пребывания до момента выезда с этой территории (даже при начале военного конфликта). Если сотрудник дипломатического представительства при выполнении своих служебных функций совершил противоправное деяние, его иммунитет продолжает действовать и после окончания дипломатической службы. Бывший дипломат, приезжая на территорию государства, где он ранее пользовался иммунитетами, не может быть привлечен к ответственности за даяния, совершенные им при нахождении на дипломатической службе. Однако бывший дипломат может быть привлечен к ответственности за деяния, совершенные им не при выполнении служебных обязанностей.
Дипломаты и члены их семей, проезжающие через территорию третьего государства, пользуются неприкосновенностью и другими иммунитетами, которые требуются для беспрепятственного проезда через территорию этого государства. Третье государство не должно препятствовать беспрепятственному проезду через его территорию административно-технического и обслуживающего персонала.
Консульские учреждения существенно отличаются от дипломатических: они функционируют не в масштабе всего государства пребывания, а только в пределах своего консульского округа. Консульский округ — это район деятельности консульского представительства; устанавливается по соглашению между государствами. Для открытия консульского округа необходимо согласие принимающего государства. Консульские отношения могут устанавливаться и между государствами, не поддерживающими дипломатических отношений (признание де-факто). Установление дипломатических отношений презюмирует установление и консульских. Разрыв дипломатических отношений не означает разрыва консульских отношений.
Во главе консульского учреждения стоит консул. В отличие от дипломатического представителя он не является полномочным представителем своего государства в государстве пребывания. Консул представляет свое государство только по определенному кругу вопросов и только в пределах консульского округа. Различаются штатные и нештатные (почетные) консулы. Почетные консулы — это, как правило, граждане государства пребывания. Институт почетных консулов предусмотрен в законодательстве многих государств (например, Консульский устав РФ, Положение о почетном консуле РФ 1998 г.). Первое почетное консульство СССР было открыто в 1990 г. в Боливии. В настоящее время Россия имеет почетных консулов в Аргентине, Ливии, Израиле, Малайзии и многих других странах.
Консульские функции могут выполнять и специальные консульские учреждения (отдельные консулы), и дипломатические представительства, в составе которых сформированы консульские отделы (отдельские консулы). Вместе с тем, с согласия государства пребывания функции дипломатического представительства могут быть возложены на консульское учреждение, если в государстве нет дипломатического представительства.
В соответствии с Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 г. функции консульских представительств можно разделить на две категории:
1. Функции, аналогичные или близкие задачам дипломатических представительств (основное различие — масштабы деятельности):
а) охрана и защита интересов своего государства, его граждан и юридических лиц в своем консульском округе;
б) содействие развитию торговых, культурных и научных связей между своими государствами;
в) выяснение всеми законными средствами условий и событий в государстве пребывания и сообщение о них своему правительству («легитимный» шпионаж).
2. Собственно консульские функции:
а) выполнение административных и нотариальных функций в отношении граждан представляемого государства;
б) оказание правовой помощи физическим и юридическим лицам своего государства, обеспечение представительства своих граждан в судах и других учреждениях государства пребывания;
в) оказание помощи судам морского и воздушного флота своей страны, их экипажам;
г) Наблюдение за жизнью в консульском округе.
Консул руководствуется правом своего государства, международным правом, договорами своего государства с государством пребывания, законами государства пребывания. Консульское учреждение может вступать в непосредственные сношения только с властями своего округа, а с центральной властью и с властями других округов — только через дипломатического представителя своего государства.
Виды консульских представительств — генеральное консульство, консульство и вице-консульство. Венская конвенция 1963 г. устанавливает следующие классы глав консульских представительств: генеральный консул, консул, вице-консул, консульский агент. Генеральный консул возглавляет генеральное консульство, консул и вице-консул — консульство и вице-консульство (могут быть помощниками или заместителями генерального консула). Вице-консул может быть заместителем консула.
В практике Российской Федерации наиболее распространены генеральные консульства. Генеральные консульства на территории России имеют США (Санкт - Петербург, Екатеринбург, Владивосток), Япония (Санкт - Петербург, Владивосток), Китай (Санкт - Петербург, Хабаровск), ФРГ (Санкт - Петербург).
Венская конвенция 1963 г. определяет категории персонала консульских представительств:
1. Консульские должностные лица, т.е. консульские служащие, выполняющие консульские функции.
2. Консульские служащие, выполняющие административно-техническую работу.
3. Обслуживающий персонал (такой же, как и у дипломатических представительств).
Консульский корпус — это совокупность всех иностранных консулов, находящихся в данном консульском округе. В каждом консульском округе свой собственный консульский корпус. Во главе консульского корпуса — старейшина (консул, старший по классу и времени получения экзекватуры).
Консульские представители назначаются направляющим государством и допускаются к исполнению своих обязанностей принимающим государством. Консул назначается Министерством иностранных дел с обязательным уведомлением государства пребывания. Назначенному консулу выдается специальное удостоверение о его полномочиях (консульский патент). Выдача патента производится главой государства, главой правительства или министром иностранных дел (в Российской Федерации — министром иностранных дел). В консульском патенте указываются полномочия консула, его класс, консульский округ (все — по соглашению с государством пребывания). Консульский патент по дипломатическим каналам направляется в государство пребывания для получения экзекватуры — специального разрешения на исполнение консульских обязанностей со стороны принимающего государства. Консульская экзекватура может представлять собой и отдельный документ, и надпись на консульском патенте. Консул считается приступившим к своим обязанностям с момента получения консульской экзекватуры.
Основания прекращения деятельности консульского представительства (Венская конвенция 1963 г.):
1. Отзыв консула государством назначения.
2. Объявление консула нежелательным лицом в государстве пребывания.
3. Территория, на которой расположен консульский округ, выходит из состава территории государства пребывания.
4. Закрытие консульского учреждения по инициативе государства назначения или государства пребывания.
5. Война между государствами. В данном случае консул может поручить охрану и защиту физических и юридических лиц своего государства консульству какого-либо третьего государства.
9.6. Консульские иммунитеты и привилегии
Для выполнения консульскими учреждениями их функций требуется, чтобы консульствам были созданы условия, при которых они были бы свободны от контроля со стороны государства пребывания. Венская конвенция 1963 г. устанавливает комплекс консульских привилегий и иммунитетов. Их классификация совпадает с классификацией дипломатических привилегий и иммунитетов — иммунитеты и привилегии консульского представительства в целом, личные иммунитеты и привилегии сотрудников консульского представительства.
Иммунитеты и привилегии консульского представительства в целом::
1.Неприкосновенность помещений (ст. 31 Венской конвенции 1963 г.). Власти государства пребывания не вправе вступать на территорию консульства иначе, чем с разрешения его главы. Исключение — пожар на территории консульства или стихийное бедствие («пожарная
оговорка»; именно из-за наличия этой нормы СССР в 1963 г. не подписал Венскую конвенцию о консульских сношениях).
2.Неприкосновенность служебных архивов, документов, официальной переписки, имущества, средств передвижения.
3.Освобождение от обысков, реквизиций, других исполнительных действий.
4. Освобождение от всех налогов и пошлин — государственных и местных — на основе взаимности.
5. Таможенные привилегии — предметы, предназначенные для нужд консульства (включая транспортные средства) освобождены от уплаты таможенных пошлин.
6. Свобода сношений с правительством, дипломатическим представительством и другими консульствами своего государства — консульство может использовать дипломатических и консульских курьеров, шифрованные депеши.
7. Связь консульства со своим правительством и дипломатическим представительством на территории государства пребывания осуществляется на тех же условиях и теми же средствами, что и связь дипломатического представительства.
8. Почетная привилегия консульства — право вывешивать флаг и герб своего государства на помещении консульства, резиденции его главы, на средствах передвижения при выполнении служебных функций.
Относительно объема и характера личные привилегий и иммунитетов консульских должностных лиц нет единообразной практики. Наиболее распространенное положение: ограниченное (функциональное) освобождение консульских должностных лиц от юрисдикции государства пребывания. Консульские представители не подлежат местной юрисдикции при осуществлении консульских функций, т.е. только в том, что касается служебной деятельности. Отдельные двусторонние консульские конвенции значительно расширяют круг привилегий и иммунитетов — консульские должностные лица приравниваются к дипломатическим (Консульская конвенция между Великобританией и Российской Федерацией — объем консульских привилегий и иммунитетов определяется по нормам Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г.).
1. Личная неприкосновенность — консульские должностные лица не могут быть арестованы или заключены под стражу до вступления в законную силу судебного решения. Исключение — совершение особо тяжких преступлений. Ограничение личной свободы в какой-либо форме возможно только во исполнение судебного решения, вступившего в законную силу (ст. 11 Венской конвенции 1963 г.; это положение продублировано в большинстве двусторонних консульских конвенций). Некоторые двусторонние консульские конвенции предусматривают особый статус главы консульского представительства ему предоставляются иммунитеты, аналогичные иммунитетам дипломатических агентов.
2. Консульские должностные лица, включая главу консульского представительства, могут быть приглашены для дачи свидетельских указаний, кроме показаний по вопросам, связанным с выполнением служебных функций. В случае отказа к таким лицам могут быть применены меры принуждения и наказания.
3. Освобождение от судебной и административной юрисдикции в отношении действий, совершенных при выполнении служебных функций, предоставляется всем представителям консульского персонала. В отношении частных действий консульские должностные лица
подлежат юрисдикции государства пребывания.
4. Освобождение от налогов и сборов, кроме косвенных налогов и налогов за конкретные виды обслуживания (за исключением обслуживающего персонала, который освобождается только от налогов на заработную плату).
5. Таможенные привилегии — личное имущество консульских должностных лиц и членов их семей освобождено от таможенных пошлин.
Постоянные представительства государств при международных организациях — это сравнительно новый институт международного права, появившийся после Второй мировой войны. Функции постоянных представительств: обеспечение представительства направляющего государства при организации; участие в деятельности организации; проведение переговоров с организацией; защита в организации интересов направляющего государства; выяснение деятельности организации и сообщение о ней своему правительству.
Привилегии и иммунитеты представительств государств при ООН в принципе аналогичны дипломатическим привилегиям и иммунитетам, поскольку представительства являются органами внешних сношений направляющего государства не в меньшей степени, чем диалогические учреждения.
Привилегии и иммунитеты сотрудников представительств государств при ООН: при выполнении своих служебных обязанностей пользуются иммунитетом от личного ареста и задержания, судебным иммунитетом в отношении официальных действий, неприкосновенностью бумаг и документов, правом пользоваться курьерами и шифрами, налоговым иммунитетом и таможенными привилегиями. Члены персонала постоянного представительства пользуются иммунитетом от уголовной юрисдикции, в некоторых случаях — от административной и гражданской юрисдикции. Они не обязаны давать показания в качестве свидетелей в судах. Соглашение между ООН и Правительством США — представители государств при ООН в ранге послов и посланников пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами в полном объеме.
Привилегии и иммунитеты представительств государств при специализированных учреждениях ООН — неприкосновенность помещений (обычно предусматривается на основании внутреннего права государства пребывания), переписки, архивов, документов, право пользования шифром и курьерами, налоговый иммунитет.
Привилегии и иммунитеты сотрудников представительств государств при специализированных учреждениях ООН — постоянные представители, их заместители, советники, секретари пользуются иммунитетом от личного ареста при исполнении служебных обязанностей, иммунитетом от юрисдикции в отношении служебных действий, неприкосновенностью бумаг и документов, правом пользования шифром и курьерами, налоговым иммунитетом. Главы постоянных представительств (за исключением ИКАО) на основании специальных соглашений с государствами пребывания пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами.
Основной универсальный международно-правовой акт, регулирующий статус постоянных представительств государств при международных организациях, — Венская конвенция о представительствах государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г. Особенности Конвенции: она идет значительно дальше существующей практики в отношении предоставления привилегий и иммунитетов представительствам государств. Постоянным представительствам государств и их сотрудникам предоставлен единый международно-правовой статус, аналогичный статусу дипломатических представительств и их персонала (исходный принцип — это зарубежные органы внешних сношений суверенных государств). Венская конвенция 1975 г. распространяет привилегий и иммунитеты постоянных представительств на постоянные миссии наблюдателей при международных организациях.
Специальные миссии — это временные зарубежные органы них сношений, которые аправляются в другие государства с их согласия для ведения переговоров, участия в церемониальных мероприятиях, решения каких-либо конкретных задач. Это делегации государств, выполняющие какие-то функции в двусторонних отношениях. Правовое положение специальных миссий регулируется норма ми международных обычаев и Конвенцией о специальных миссиях 1969 г. Иммунитеты и привилегии специальных миссий (в особенности когда они возглавляются главой государства, главой правительства министром иностранных дел, другими должностными лицами высокого ранга) аналогичны дипломатическим привилегиям и иммунитетам.
Правовой статус делегаций государств на международных конференциях — это временные зарубежные органы внешних сношений. Как официальные представительные органы государства, пользуются дипломатическими иммунитетами и привилегиями (на основе международного обычного права).
Каждое государство обязано принимать все необходимые меры для предотвращения нарушений дипломатических привилегий и иммунитетов. Конвенция ООН 1973 г. о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, направлена на регулирование сотрудничества государств по борьбе с подобными преступлениями. К сожалению, Конвенция 1973 г. является малоэффективной, поскольку большинство государств не участвуют в ней и не связаны ее положениями.
9.8. Привилегии и иммунитеты международных организаций
Международные межправительственные организации универсального и регионального характера на территории государства пребывания пользуются привилегиями и иммунитетами с целью беспрепятственного выполнения своих функций. Объем привилегий и иммунитетов представительств государств при международных организациях установлен на основе общепризнанного принципа международного права — суверенного равенства государств — и является одинаковым для всех государств. В отличие от этого, объем привилегий и иммунитетов различных международных организаций различен. Различные Международные организации имеют неодинаковые привилегии и иммунитеты. Наибольшим объемом пользуются ООН и ее специализированные учреждения.
Привилегии и иммунитеты ООН практически полностью совпадают с привилегиями и иммунитетами дипломатических представительств. Конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 г.: привилегии и иммунитеты ООН имеют функциональный характер (предоставляются для достижения целей, поставленных перед ООН). Кроме того, ООН обладает рядом дополнительных привилегий. ООН пользуется неприкосновенностью помещений, переписки, архивов, документов, собственности, имеет право пользоваться шифром и курьерами, флагом и эмблемой, освобождена от налогов и таможенных пошлин. Юрисдикция в отношении преступлений, совершенных на территории Центральных учреждений ООН (Нью-Йорк), осуществляется властями США. Однако они не могут выполнять на территории ООН никаких процессуальных действий без разрешения Генерального секретаря ООН. Аналогичный статус имеет на территории Швейцарии (Женева) Европейское бюро ООН.
Генеральный секретарь ООН и его заместители пользуются полным объемом дипломатических привилегий и иммунитетов. К заместителям приравнены исполнительные секретари региональных экономических комиссий, представитель Генерального секретаря на Кипре и члены их семей. Совет Безопасности ООН вправе лишить Генерального Секретаря его привилегий и иммунитетов.
Конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 г. предусматривает функциональный иммунитет для всех остальных сотрудников ООН. Они освобождены от юрисдикции государства пребывания в отношении действий, совершенных при исполнении служебных обязанностей; пользуются налоговым иммунитетом, таможенными и другими льготами. Эксперты ООН пользуются привилегиями и иммунитетами при выполнении своих служебных функций. Привилегии и иммунитеты предоставляются сотрудникам ООН для выполнения их функций, а не для личных выгод (разд. 20 Конвенции 1946 г.). Генеральный секретарь может отказать в иммунитете любому должностному лицу ООН.
Привилегии и иммунитеты специализированных учреждений ООН и их сотрудников установлены в Конвенции о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений ООН 1947 г. В общем, это те же привилегии и иммунитеты, которыми пользуется сама ООН: неприкосновенность помещений, архивов, переписки и т.п. В полном объеме дипломатическими привилегиями и иммунитетами пользуются высшие исполнительные лица каждого специализированного учреждения и члены их семей. Другие сотрудники, как и сотрудники ООН, обладают функциональным иммунитетом.
В 1994 г. была принята Конвенция о безопасности персонала ООН и связанного с ней персонала. Конвенция закрепила нормы об уголовной ответственности лиц, посягающих на персонал ООН (как на лиц, пользующихся международной защитой).