Тема 9 ПРАВО ВНЕШНИХ СНОШЕНИЙ

 

9.1. Понятие права внешних сношений, его источники и органы

9.2.Дипломатическое право: общее понятие, виды и функции дипломатических представительств

9.3.Дипломатические привилегии и иммунитеты

9.4.Личные привилегии и иммунитеты сотрудников дипломатического представительства

9.5.Консульское право

9.6.Консульские иммунитеты и привилегии

9.7.Представительства государств при международных организациях; специальные миссии и делегации государств на международных конференциях

9.8.Привилегии и иммунитеты международных организаций

 

9.1. Понятие права внешних сношений, его источники и органы

Право внешних сношений — это совокупность международно-правовых и национально-правовых норм, регулирующих структуру, порядок формирования, функции и юридический статус органов го­сударства, которые обеспечивают его представительство в межгосу­дарственном общении. Основа этой отрасли — дипломатическое и консульское право. Понятие права внешних сношений шире понятия дипломатического и консульского права, поскольку право внешних сношений включает в себя нормы о представительствах государств при международных организациях (и наоборот), на международных конференциях, нормы о специальных миссиях.

До Второй мировой войны эта отрасль международного права регу­лировалась практически только нормами международных обычаев. Единственные многосторонние соглашения в этой области — Вен­ский протокол (регламент) о рангах дипломатических представителей 1815 г., дополняющий его Аахенский протокол 1818 г. (нормы этих со­глашений с течением времени стали общепризнанными на уровне ме­ждународного обычая), Гаванская конвенция 1928 г. о дипломатиче­ских чиновниках и дипломатическом убежище.

После Второй мировой войны был принят ряд многосторонних конвенций с целью кодификации права внешних сношений: Конвен­ция о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 г., Конвенция о привиле­гиях и иммунитетах специализированных учреждений ООН 1947 г., венские конвенции о дипломатических 1961 г. и консульских сноше­ниях 1963 г., Конвенция о специальных миссиях 1969 г., Венская конвенции о представительствах государств в их отношениях с междуна­родными организациями универсального характера 1975 г. Большинство государств мира не участвует в этих конвенциях, но признает их формы как нормы международного обычного права.

Основной источник права внешних сношений — двусторонние договоры между государствами об установлении дипломатических отношений и обмене дипломатическими представительствами, консульские конвенции, соглашения международных организаций с государ­ствами пребывания о привилегиях и иммунитетах.

Право внешних сношений регулируется и национальным законо­дательством. В России, например, источниками этой отрасли права являются Конституция РФ, Закон о международных договорах Рос­сийской Федерации, Положение о дипломатических и консульских представительствах на территории Российской Федерации, Консуль­ский устав РФ. Естественно, что национальное право не может яв­ляться непосредственным источником международного права, однако право внешних сношений обладает серьезной спецификой, — оно ре­гулирует в том числе и деятельность внутригосударственных органов. В этой связи можно утверждать, что в нормативную структуру данной отрасли международного права входят и нормы национального права.

Органы внешних сношений — это органы государства, осуществ­ляющие его представительство во взаимоотношениях с другими го­сударствами и иными субъектами международного права. Такие госу­дарственные органы можно разделить на две группы. — внутриго­сударственные органы внешних сношений (общей и специальной компетенции) и зарубежные органы внешних сношений. Внутригосу­дарственные органы общей компетенции представляют государство по всем вопросам (глава государства, глава правительства, министр иностранных дел). В соответствии с международным правом они осуществляют представительство своего государства ex officio (по должности), без специальных полномочий (в России — Президент, председатели обеих палат Федерального Собрания, Председатель Правительства, министр иностранных дел). Внутригосударственные органы  внешних сношений специальной компетенции представляют государ­ство только в какой-либо одной области его международных связей  (в России — федеральные министерства и ведомства, например, Ми­нистерство экономического развития и торговли).

Зарубежные органы внешних сношений — это органы государства, расположенные за его пределами и выполняющие функции защиты прав и интересов своего государства, его граждан и юридических лип на территории других государств. Постоянные зарубежные органы - дипломатические представительства, консульские учреждения, торго­вые представительства, представительства государств при международных организациях. Временные зарубежные органы — делегации государств на сессиях международных организаций, на международных конференциях, специальные миссии.

 

9.2. Дипламатическое право: общее понятие, виды и функции дипламатических представительств

 

Дипломатическое право — это совокупность международно-пра­вовых норм, регулирующих правовой статус дипломатических пред­ставительств государства. Кодификация норм дипломатического пра­ва на универсальном уровне произведена в Венской конвенции 1961 г. о дипломатических сношениях. Дипломатическое представительство представляет собой постоянный зарубежный орган аккредитующего (направляющего) государства на территории государства пребывания. Его главная функция — поддержание дипломатических отношений между данными государствами. Виды дипломатических представи­тельств:

1) посольства — это представительства высшего уровня, возглав­ляемые чрезвычайным и полномочным послом. К ним приравнива­ются представительства Ватикана (нунциатуры) и представительства, которыми обмениваются государства — члены Британского Содруже­ства Наций;

2) миссии — это представительства более низкого ранга, возглав­ляемые посланником или поверенным в делах;

3) иные официальные представительства — например, представи­тельство Ватикана в Российской Федерации и представительство Рос­сийской Федерации в Ватикане; представительство ООП в Россий­ской Федерации.

Функции дипломатических представительств определены в Вен­ской конвенции 1961 г. (ст. 3):

1) представлять аккредитующее государство в государстве пребы­вания;

2) защищать в государстве пребывания интересы аккредитующего
государства и его граждан; 

3) вести переговоры с правительством государства пребывания;

4) выяснять всеми законными средствами условия и события в государстве пребывания и сообщать о них своему правительству («уза­коненный, или легитимный», шпионаж);

5) развивать дружеские отношения между аккредитующим государством и государством пребывания.

Конвенция 1961 г. презюмирует выполнение дипломатическим правительством и консульских функций, что особо оговаривается  Венской конвенции 1963 г. о консульских сношениях.

Глава дипломатического  представительства  (дипломатический представитель) — это единственное лицо, представляющее аккредитующее государство в государстве пребывания по всем вопроса. Классы глав дипломатических представительств установлены в Вен­ском регламенте 1815 г.:

1) чрезвычайный и полномочный посол и папский нунций;

2) чрезвычайный и полномочный посланник и папский интернун­ций;

3) поверенный в делах, аккредитиванных при министре иностранных дел.

Между дипломатическим и: представителями разных классов не должно проводиться никаких различий, кроме различий в отношении старшинства и этикета. Класс дипломатического представителя опре­деляется соглашением государств. Как правило, класс определяется рангом дипломатического представителя различие — классы определены в международном праве,  а ранг регулируется национальным законодательством).

Назначение дипломатического представителя и порядок его аккредитования регулируются нормами и международного, и национального права. Стадии назначения:

1)  запрос агремана — согласия государства пребывания на назначение данного лица в качестве главы дипломатической миссии. Отказ в выдаче агремана не требует мотивировки и не считается недружественным актом;

2)  издание после получения агремана специального внутригосударственного акта, оформляющего назначение главы дипломатиче­ского представительства;

3)  вручение верительных грамот и верительных писем, т.е. документов, удостоверяющих юридическое оформление статуса главы дипломатического представительства и аккредитацию его в этом качестве в государстве пребывания.

         Кумуляция (совмещение) функций — дипломатический представитель в одном государстве может быть одновременно назначен в таком же качестве в два и более государства, если со стороны ни одного т принимающих государств нет возражений.

Начало дипломатической миссии — либо с момента вручения ве­рительных грамот, либо с момента сообщения о прибытии и предъяв­ления копии верительных документов в МИД государства пребыва­ния. Конец дипломатической миссии — либо прекращение функций дипломатического представительства в целом (война, разрыв дипло­матических отношений, прекращение существования государства пребывания или государства аккредитования), либо прекращение функций дипломатического представителя (отзыв государством ак­кредитования, объявление правительством государства пребывания, что данный представитель является нежелательным лицом — persona non grata, — дисмисл, инсууррекция). Юридическое значение требования государства пребывания об отзыве дипломатического предста­вителя (или любого другого члена дипломатического представитель­ства) — это взятие агремана обратно. Такое действие властей государства пребывания не может оспариваться государством аккредитования, не требует мотивировки и не считается недружественным актом.

Персонал дипломатического представительства делится на дипло­матов (лиц, имеющих дипломатический ранг, который сохраняется пожизненно), административно-технических и обслуживающих ра­ботников. В принципе, все они должны быть гражданами государства аккредитования (ст. 11 Венской конвенции 1961 г.). Ранги и должно­сти дипломатических работников: послы, посланники, советники, , торговые представители и их заместители, военные атташе (военный, военно-морской, военно-воздушный) и их заместители, секретари (первый, второй, третий), специальные атташе по различным отрас­лям сотрудничества. Административно-технический персонал: заве­дующий канцелярией, работники бухгалтерии, переводчики, дело­производители. Обслуживающий персонал: шоферы, курьеры, пова­ра, швейцары, дворники, лифтеры. Численность дипломатического персонала устанавливается в соответствии с пожеланиями государства пребывания. Частные домашние работники не являются членами ди­пломатического представительства и служащими государства аккре­дитования. Как правило, это граждане государства пребывания.

Дипломатический корпус — это главы всех дипломатических пред­ставительств, аккредитованных в данном государстве. Дипломатиче­ский корпус в широком смысле слова — весь дипломатический персо­нал всех дипломатических представительств, аккредитованных в дан­ном государстве, и члены их семей. Дипломатический корпус не является организацией; в целом выступает только по церемониальм вопросам. Глава дипломатического корпуса (дуайен, старшина) – дипломатический представитель, старший по классу и первый по времени аккрелитования в государстве пребывания. В католических государствах дуайеном традиционно выступает папский нунций.

 

9.3. Дипломатические привилегии и иммунитеты

 

Привилегии (преимущества) и иммунитеты (невосприимчивость к юрисдикции) предоставляются зарубежным органам внешних сноше­ний, их главам и сотрудникам. Историческая основа дипломатиче­ских привилегий и иммунитетов — институт неприкосновенности по­слов (известен в Древнем мире). Цель дипломатических привилегий и иммунитетов: для того чтобы дипломатическое представительство как орган, представляющий интересы государства, могло беспрепятствен­но осуществлять свои функции, его деятельность должна быть свобод­на от контроля со стороны властей государства пребывания. Дипло­матические иммунитеты и привилегии имеют двуединую природу: по­стоянные представительства государств пользуются привилегиями и иммунитетами, основанными на общепризнанных принципах между­народного права, регулирующих отношения между суверенными и равноправными субъектами. Дипломатическое представительство — это орган государства, а его персонал — сотрудники государственного учреждения, поэтому ди­пломатические иммунитеты и привилегии можно разделить на две ка­тегории: иммунитеты и привилегии дипломатического представительства в целом и личные иммунитеты и привилегии дипломатических работников, членов их семей, административно-технического и об­служивающего персонала.

Привилегии и иммунитеты дипломатического представительства в целом:

1) неприкосновенность помещений. Власти государства пребыва­ния ни при каких обстоятельствах не могут вступать на территорию этих помещений, если нет прямо выраженного согласия главы дипло­матического представительства (ст. 22 Венской конвенции 1961 г.) Помещения представительство, его транспортные средства, предметы обстановки, другое имущество пользуются безусловным иммунитетом от обысков, реквизиций, ареста и иных исполнительных действий. Неприкосновенность помещений не дает права использовать их в качестве убежища для граждан государства пребывания или граждан третьего государства, преследуемых властями государства пребываний (даже по политическим, расовым, религиозным мотивам). Статья 61 Венской конвенции 1961 г. — помещения дипломатических председательств не могут использоваться в целях, не совместимых с их функциями. Исключение составляют латиноамериканские государст­ва, на территории которых в соответствии с нормами Гаванской кон­венции 1928 г. принцип дипломатического убежища является обще­признанным и легитимным;

2) фискальный иммунитет — помещения дипломатического пред­ставительства, как собственные, так и арендованные, освобождены от всех государственных, муниципальных, районных сборов и пошлин, кроме платы за конкретные виды обслуживания;

3) неприкосновенность архивов и документов не может быть огра­ничена даже по судебному решению. Вся официальная корреспонден­ция дипломатического представительства неприкосновенна незави­симо от ее места нахождения и не подлежит ни вскрытию, ни задер­жанию;

4) свобода сношений представительства — для общения со своим правительством, консульствами своего государства и представитель­ствами других государств дипломатическое представительство вправе использовать любые законные средства, включая дипломатических
курьеров и отправку шифрованных депеш. Дипломатические курьеры (и обычные, и временные —
ad hoc) пользуются иммунитетом до мо­мента доставки дипломатической почты по назначению. В помеще­нии представительства может быть установлен радиопередатчик (с со­гласия государства пребывания);

5) таможенные привилегии — товарам, предназначенным для офи­циального   использования   представительством,   предоставляются льготы при ввозе и вывозе с освобождением от уплаты таможенных платежей;

6) право пользования флагами и эмблемами своего государства (предоставлено и представительству в целом, и его главе) — на поме­щении представительства, на его средствах передвижения и резиден­ции его главы устанавливается атрибутика государства аккредитова­ния. В представительстве можно специально оборудовать помещение для отправления религиозных культов.

Государство пребывания в соответствии со ст. 22 Венской конвен­ции 1961 г. несет специальную обязанность принимать все надлежа­щие меры для защиты помещений иностранных дипломатических представительств от любого вторжения или причинения ущерба, нарушения спокойствия представительства, от оскорбления его чести и Достоинства.

 

9.4. Личные привилегии и иммунитеты сотрудников дипломатического председательства.

Нормы Венской конвенции 1961 г. о личных привилегиях и имму­нитетах являются общими для всех дипломатов — и главы дипломати­ческого представительства, и дипломатических агентов.

1) Неприкосновенность личности: дипломаты не подлежат аресту и задержанию ни в какой форме; даже судебное решение не может быть основанием ареста, заключения или содержания под стражей. Государство пребывания обязано относиться к дипломатам с уважени­ем и принимать все надлежащие меры для предотвращения любых по­сягательств на их личность, свободу и достоинство.

Власти государства пребывания обязаны не только сами воздержи­ваться от оскорбления и насилия по отношению к дипломатам, но и ограждать их от оскорблений и насилия со стороны других лиц. Кон­кретизация этой общей нормы — Конвенция 1973 г. о предотвраще­нии и наказании преступлений против лиц, пользующихся диплома­тической защитой, в том числе дипломатических агентов.

2) Неприкосновенность жилища — частные резиденции диплома­тов пользуются той же неприкосновенностью и защитой, что и поме­щение самого дипломатического представительства. Неприкосновен­ны корреспонденция и другие бумаги дипломатов. Их транспортные средства не подлежат аресту и задержанию.

3) Иммунитет от юрисдикции. Дипломаты пользуются полным им­мунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания — ме­стные суды и правоохранительные органы не вправе принимать к производству и возбуждать уголовные дела против дипломатов. Они не обязаны давать показания в качестве свидетелей. Только государст­во аккредитования может своей волей лишить дипломата этого имму­нитета.

Дипломаты пользуются иммунитетом и от гражданской юрисдик­ции государства пребывания, за исключением:

а) вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу на территории государства пребывания, если только дипломат не владеет этой недвижимостью от имени аккредитующего государства для целей дипломатического представительства;

б) наследственных исков, в которых дипломат выступает в качестве исполнителя завещания, попечителя наследственного имущества, на­следника или отказополучателя как частное лицо, а не от имени госу­дарства аккредитования;

в) иски, относящиеся к профессиональной или коммерческой дея­тельности дипломата, осуществляемой им на территории государства пребывания за пределами своих официальных функций. В принципе, дипломатический агент не должен заниматься в государстве пребыва­ния профессиональной или коммерческой деятельностью в целях личной выгоды (ст. 42 Венской конвенции 1961 г.);

г) если дипломат сам выступает истцом в суде государства пребы­вания, либо предъявляет встречный иск, он автоматически отказыва­ется от своего судебного иммунитета.

Иммунитет от административной юрисдикции — дипломаты не могут быть подвергнуты штрафу и иным административным взыска­ниям. В случае совершения дорожно-транспортного происшествия дипломат не может быть оштрафован, против него нельзя возбудить дело о возмещении ущерба, принять какие-либо принудительные ме­ры. В подобной ситуации можно предъявить претензии через МИД государства пребывания.

4)  Фискальный иммунитет — дипломаты освобождены от уплаты налогов, сборов и пошлин, государственных, муниципальных и рай­онных, за исключением косвенных налогов, налогов на наследство и на частное недвижимое имущество, сборов за конкретные виды об­служивания. В государстве пребывания дипломат не может быть при­влечен к исполнению любых повинностей — трудовой, воинской и т.п.

5)  Таможенные привилегии — предметы, предназначенные для личных нужд дипломата и членов его семьи в государстве пребывания, при ввозе и вывозе освобождаются от таможенных пошлин. Личный багаж дипломата не может быть подвергнут таможенному досмотру, если только нет оснований полагать, что в багаже провозятся запре­щенные предметы.

Все эти привилегии и иммунитеты распространяются и на членов семьи дипломата, проживающих совместно с ним и не являющихся гражданами государства пребывания. Преамбула Венской конвенции 1961 г. — привилегии и иммунитеты предоставляются не для выгоды отдельных лиц, а для обеспечения эффективного функционирования Дипломатического представительства как органа государства. В случае совершения дипломатом серьезного правонарушения он признается Желательным лицом, и государство аккредитования обязано ото­щать его.

Административно-технический персонал дипломатического пред­ательства и члены их семей, проживающие совместно и не являются гражданами государства пребывания, пользуются личной неприкосновенностью, неприкосновенностью жилища, иммунитетом от уголовной юрисдикции, фискальным иммунитетом и таможенны­ми привилегиями. Иммунитет от гражданской и административной юрисдикции предоставляется этим лицам только в связи с выполне­нием ими своих служебных обязанностей.

Члены обслуживающего персонала освобождаются от налогов сборов и пошлин с их заработка, и пользуются иммунитетом в отно­шении действий, совершенных при исполнении служебных обязан­ностей. Во многих двусторонних соглашениях предусмотрено предос­тавление на взаимной основе полного объема дипломатических привилегий и иммунитетов административно-техническому и обслу­живающему персоналу (договоры США — Канада, США — Велико­британия, США — Россия).

Дипломатические привилегии и иммунитеты предоставляются с момента прибытия на территорию государства пребывания до момен­та выезда с этой территории (даже при начале военного конфликта). Если сотрудник дипломатического представительства при выполне­нии своих служебных функций совершил противоправное деяние, его иммунитет продолжает действовать и после окончания дипломатиче­ской службы. Бывший дипломат, приезжая на территорию государст­ва, где он ранее пользовался иммунитетами, не может быть привлечен к ответственности за даяния, совершенные им при нахождении на ди­пломатической службе. Однако бывший дипломат может быть при­влечен к ответственности за деяния, совершенные им не при выпол­нении служебных обязанностей.

Дипломаты и члены их семей, проезжающие через территорию третьего государства, пользуются неприкосновенностью и другими иммунитетами, которые требуются для беспрепятственного проезда через территорию этого государства. Третье государство не должно препятствовать беспрепятственному проезду через его территорию ад­министративно-технического и обслуживающего персонала.

9.5. Консульское право

Консульские учреждения существенно отличаются от дипломати­ческих: они функционируют не в масштабе всего государства пребы­вания, а только в пределах своего консульского округа. Консульский округ — это район деятельности консульского представительства; ус­танавливается по соглашению между государствами. Для открытия консульского округа необходимо согласие принимающего государства. Консульские отношения могут устанавливаться и между государства­ми, не поддерживающими дипломатических отношений (признание де-факто). Установление дипломатических отношений презюмирует установление и консульских. Разрыв дипломатических отношений не означает разрыва консульских отношений.

Во главе консульского учреждения стоит консул. В отличие от ди­пломатического представителя он не является полномочным представителем своего государства в государстве пребывания. Консул пред­ставляет свое государство только по определенному кругу вопросов и только в пределах консульского округа. Различаются штатные и не­штатные (почетные) консулы. Почетные консулы — это, как правило, граждане государства пребывания. Институт почетных консулов пре­дусмотрен в законодательстве многих государств (например, Консуль­ский устав РФ, Положение о почетном консуле РФ 1998 г.). Первое почетное консульство СССР было открыто в 1990 г. в Боливии. В на­стоящее время Россия имеет почетных консулов в Аргентине, Ливии, Израиле, Малайзии и многих других странах.

Консульские функции могут выполнять и специальные консуль­ские учреждения (отдельные консулы), и дипломатические предста­вительства, в составе которых сформированы консульские отделы (отдельские консулы). Вместе с тем, с согласия государства пребывания функции дипломатического представительства могут быть возложены на консульское учреждение, если в государстве нет дипломатического представительства.

В соответствии с Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 г. функции консульских представительств можно разделить на две категории:

1. Функции, аналогичные или близкие задачам дипломатических представительств (основное различие — масштабы деятельности):

а)  охрана и защита интересов своего государства, его граждан и юридических лиц в своем консульском округе;

б)  содействие развитию торговых, культурных и научных связей между своими государствами;

в)  выяснение всеми законными средствами условий и событий в государстве пребывания и сообщение о них своему правительству («легитимный» шпионаж).

2. Собственно консульские функции:

а)  выполнение административных и нотариальных функций в отношении граждан представляемого государства;

б)  оказание правовой помощи физическим и юридическим лицам своего государства, обеспечение представительства своих граждан в судах и других учреждениях государства пребывания;

в)  оказание помощи судам морского и воздушного флота своей страны, их экипажам;

г)  Наблюдение за жизнью в консульском округе.

Консул руководствуется правом своего государства, международным правом, договорами своего государства с государством пребывания, законами государства пребывания. Консульское учреждение мо­жет вступать в непосредственные сношения только с властями своего округа, а с центральной властью и с властями других округов — только через дипломатического представителя своего государства.

Виды консульских представительств — генеральное консульство, консульство и вице-консульство. Венская конвенция 1963 г. устанав­ливает следующие классы глав консульских представительств: гене­ральный консул, консул, вице-консул, консульский агент. Генераль­ный консул возглавляет генеральное консульство, консул и вице-консул — консульство и вице-консульство (могут быть помощниками или заместителями генерального консула). Вице-консул может быть заместителем консула.

В практике Российской Федерации наиболее распространены ге­неральные консульства. Генеральные консульства на территории Рос­сии имеют США (Санкт - Петербург, Екатеринбург, Владивосток), Япония (Санкт - Петербург, Владивосток), Китай (Санкт - Петербург, Хабаровск), ФРГ (Санкт - Петербург).

Венская конвенция 1963 г. определяет категории персонала кон­сульских представительств:

1.    Консульские должностные лица, т.е. консульские служащие, вы­полняющие консульские функции.

2.   Консульские  служащие,  выполняющие  административно-техническую работу.

3. Обслуживающий персонал (такой же, как и у дипломатических представительств).

Консульский корпус — это совокупность всех иностранных консу­лов, находящихся в данном консульском округе. В каждом консуль­ском округе свой собственный консульский корпус. Во главе консуль­ского корпуса — старейшина (консул, старший по классу и времени получения экзекватуры).

Консульские представители назначаются направляющим государством и допускаются к исполнению своих обязанностей принимаю­щим государством. Консул назначается Министерством иностранных дел с обязательным уведомлением государства пребывания. Назна­ченному консулу выдается специальное удостоверение о его полномо­чиях (консульский патент). Выдача патента производится главой го­сударства, главой правительства или министром иностранных дел (в Российской Федерации — министром иностранных дел). В кон­сульском патенте указываются полномочия консула, его класс, кон­сульский округ (все — по соглашению с государством пребывания). Консульский патент по дипломатическим каналам направляется в государство пребывания для получения экзекватуры — специального разрешения на исполнение консульских обязанностей со стороны принимающего государства. Консульская экзекватура может пред­ставлять собой и отдельный документ, и надпись на консульском па­тенте. Консул считается приступившим к своим обязанностям с мо­мента получения консульской экзекватуры.

Основания прекращения деятельности консульского представи­тельства (Венская конвенция 1963 г.):

1. Отзыв консула государством назначения.

2. Объявление консула нежелательным лицом в государстве пре­бывания.

3. Территория, на которой расположен консульский округ, выходит из состава территории государства пребывания.

4. Закрытие консульского учреждения по инициативе государства назначения или государства пребывания.

5. Война между государствами. В данном случае консул может по­ручить охрану и защиту физических и юридических лиц своего госу­дарства консульству какого-либо третьего государства.

9.6. Консульские иммунитеты и привилегии

Для выполнения консульскими учреждениями их функций требу­ется, чтобы консульствам были созданы условия, при которых они были бы свободны от контроля со стороны государства пребывания. Венская конвенция 1963 г. устанавливает комплекс консульских при­вилегий и иммунитетов. Их классификация совпадает с классифика­цией дипломатических привилегий и иммунитетов — иммунитеты и привилегии консульского представительства в целом, личные имму­нитеты и привилегии сотрудников консульского представительства.

Иммунитеты и привилегии консульского представительства в целом::

1.Неприкосновенность помещений (ст. 31 Венской конвенции 1963 г.). Власти государства пребывания не вправе вступать на территорию консульства иначе, чем с разрешения его главы. Исключение — пожар на территории консульства или стихийное бедствие («пожарная
ог
оворка»; именно из-за наличия этой нормы СССР в 1963 г. не под­писал Венскую конвенцию о консульских сношениях).

2.Неприкосновенность служебных архивов, документов, офици­альной переписки, имущества, средств передвижения.

3.Освобождение от обысков, реквизиций, других исполнительных действий.

4.  Освобождение от всех налогов и пошлин — государственных и местных — на основе взаимности.

5.  Таможенные привилегии — предметы, предназначенные для нужд консульства (включая транспортные средства) освобождены от уплаты таможенных пошлин.

6.  Свобода сношений с правительством, дипломатическим пред­ставительством и другими консульствами своего государства — кон­сульство может использовать дипломатических и консульских курье­ров, шифрованные депеши.

7.  Связь консульства со своим правительством и дипломатическим представительством на территории государства пребывания осущест­вляется на тех же условиях и теми же средствами, что и связь диплома­тического представительства.

8.  Почетная привилегия консульства — право вывешивать флаг и герб своего государства на помещении консульства, резиденции его главы, на средствах передвижения при выполнении служебных функций.

Относительно объема и характера личные привилегий и иммуни­тетов консульских должностных лиц нет единообразной практики. Наиболее распространенное положение: ограниченное (функцио­нальное) освобождение консульских должностных лиц от юрисдик­ции государства пребывания. Консульские представители не подле­жат местной юрисдикции при осуществлении консульских функций, т.е. только в том, что касается служебной деятельности. Отдельные двусторонние консульские конвенции значительно расширяют круг привилегий и иммунитетов — консульские должностные лица при­равниваются к дипломатическим (Консульская конвенция между Ве­ликобританией и Российской Федерацией — объем консульских при­вилегий и иммунитетов определяется по нормам Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г.).

1. Личная неприкосновенность — консульские должностные лица не могут быть арестованы или заключены под стражу до вступления в законную силу судебного решения. Исключение — совершение особо тяжких преступлений. Ограничение личной свободы в какой-либо форме возможно только во исполнение судебного решения, вступив­шего в законную силу (ст. 11 Венской конвенции 1963 г.; это положе­ние продублировано в большинстве двусторонних консульских кон­венций). Некоторые двусторонние консульские конвенции предусматривают особый статус главы консульского представительства  ему предоставляются иммунитеты, аналогичные иммунитетам дипло­матических агентов.

2.  Консульские должностные лица, включая главу консульского представительства, могут быть приглашены для дачи свидетельских указаний, кроме показаний по вопросам, связанным с выполнением служебных функций. В случае отказа к таким лицам могут быть при­менены меры принуждения и наказания.

3.  Освобождение от судебной и административной юрисдикции в отношении действий, совершенных при выполнении служебных функций, предоставляется всем представителям консульского персо­нала. В отношении частных действий консульские должностные лица
подлежат юрисдикции государства пребывания.

4.  Освобождение от налогов и сборов, кроме косвенных налогов и налогов за конкретные виды обслуживания (за исключением обслу­живающего персонала, который освобождается только от налогов на заработную плату).

5.  Таможенные привилегии — личное имущество консульских должностных лиц и членов их семей освобождено от таможенных по­шлин.

9.7. Представительства государств при международных организациях; специальные миссии и делегации государств на международных конференциях

Постоянные представительства государств при международных организациях — это сравнительно новый институт международного права, появившийся после Второй мировой войны. Функции посто­янных представительств: обеспечение представительства направляю­щего государства при организации; участие в деятельности организа­ции; проведение переговоров с организацией; защита в организации интересов направляющего государства; выяснение деятельности орга­низации и сообщение о ней своему правительству.

Привилегии и иммунитеты представительств государств при ООН в принципе аналогичны дипломатическим привилегиям и иммунитетам, поскольку представительства являются органами внешних сношений направляющего государства не в меньшей степени, чем диало­гические учреждения.

Привилегии и иммунитеты сотрудников представительств государств при ООН: при выполнении своих служебных обязанностей пользуются иммунитетом от личного ареста и задержания, судебным иммунитетом в отношении официальных действий, неприкосновенностью бумаг и документов, правом пользоваться курьерами и шифрами, налоговым иммунитетом и таможенными привилегиями. Члены  персонала постоянного представительства пользуются иммунитетом от уголовной юрисдикции, в некоторых случаях — от административ­ной и гражданской юрисдикции. Они не обязаны давать показания в качестве свидетелей в судах. Соглашение между ООН и Правительст­вом США — представители государств при ООН в ранге послов и по­сланников пользуются дипломатическими привилегиями и иммуни­тетами в полном объеме.

Привилегии и иммунитеты представительств государств при спе­циализированных учреждениях ООН — неприкосновенность поме­щений (обычно предусматривается на основании внутреннего права государства пребывания), переписки, архивов, документов, право пользования шифром и курьерами, налоговый иммунитет.

Привилегии и иммунитеты сотрудников представительств госу­дарств при специализированных учреждениях ООН — постоянные представители, их заместители, советники, секретари пользуются им­мунитетом от личного ареста при исполнении служебных обязанно­стей, иммунитетом от юрисдикции в отношении служебных действий, неприкосновенностью бумаг и документов, правом пользования шифром и курьерами, налоговым иммунитетом. Главы постоянных представительств (за исключением ИКАО) на основании специаль­ных соглашений с государствами пребывания пользуются дипломати­ческими привилегиями и иммунитетами.

Основной универсальный международно-правовой акт, регули­рующий статус постоянных представительств государств при между­народных организациях, — Венская конвенция о представительствах государств в их отношениях с международными организациями уни­версального характера 1975 г. Особенности Конвенции: она идет зна­чительно дальше существующей практики в отношении предоставле­ния привилегий и иммунитетов представительствам государств. По­стоянным представительствам государств и их сотрудникам предоставлен единый международно-правовой статус, аналогичный статусу дипломатических представительств и их персонала (исходный принцип — это зарубежные органы внешних сношений суверенных государств). Венская конвенция 1975 г. распространяет привилегий и иммунитеты постоянных представительств на постоянные миссии на­блюдателей при международных организациях.

Специальные миссии — это временные зарубежные органы них сношений, которые аправляются в другие государства с их со­гласия для ведения переговоров, участия в церемониальных мероприятиях, решения каких-либо конкретных задач. Это делегации государств, выполняющие какие-то функции в двусторонних отношениях. Правовое положение специальных миссий регулируется норма ми международных обычаев и Конвенцией о специальных миссиях 1969 г. Иммунитеты и привилегии специальных миссий (в особенности когда они возглавляются главой государства, главой правительст­ва министром иностранных дел, другими должностными лицами вы­сокого ранга) аналогичны дипломатическим привилегиям и иммуни­тетам.

Правовой статус делегаций государств на международных конфе­ренциях — это временные зарубежные органы внешних сношений. Как официальные представительные органы государства, пользуются дипломатическими иммунитетами и привилегиями (на основе между­народного обычного права).

Каждое государство обязано принимать все необходимые меры для предотвращения нарушений дипломатических привилегий и иммуни­тетов. Конвенция ООН 1973 г. о предотвращении и наказании престу­плений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, направлена на регулирование со­трудничества государств по борьбе с подобными преступлениями. К сожалению, Конвенция 1973 г. является малоэффективной, по­скольку большинство государств не участвуют в ней и не связаны ее положениями.

9.8. Привилегии и иммунитеты международных организаций

Международные межправительственные организации универсаль­ного и регионального характера на территории государства пребыва­ния пользуются привилегиями и иммунитетами с целью беспрепятст­венного выполнения своих функций. Объем привилегий и иммуните­тов представительств государств при международных организациях установлен на основе общепризнанного принципа международного права — суверенного равенства государств — и является одинаковым для всех государств. В отличие от этого, объем привилегий и иммуни­тетов различных международных организаций различен. Различные Международные организации имеют неодинаковые привилегии и им­мунитеты. Наибольшим объемом пользуются ООН и ее специализи­рованные учреждения.

Привилегии и иммунитеты ООН практически полностью совпадают с привилегиями и  иммунитетами дипломатических представительств. Конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 г.: привилегии и иммунитеты ООН имеют функциональный характер (предоставляются для достижения целей, поставленных перед ООН). Кроме того, ООН обладает рядом дополнительных привилегий. ООН пользуется неприкосновенностью помещений, переписки, архивов, документов, собственности, имеет право пользоваться шифром и курьерами, флагом и эмблемой, освобождена от налогов и таможенных по­шлин. Юрисдикция в отношении преступлений, совершенных на территории Центральных учреждений ООН (Нью-Йорк), осуществ­ляется властями США. Однако они не могут выполнять на территории ООН никаких процессуальных действий без разрешения Генерально­го секретаря ООН. Аналогичный статус имеет на территории Швейца­рии (Женева) Европейское бюро ООН.

Генеральный секретарь ООН и его заместители пользуются пол­ным объемом дипломатических привилегий и иммунитетов. К замес­тителям приравнены исполнительные секретари региональных эко­номических комиссий, представитель Генерального секретаря на Ки­пре и члены их семей. Совет Безопасности ООН вправе лишить Генерального Секретаря его привилегий и иммунитетов.

Конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 г. предусмат­ривает функциональный иммунитет для всех остальных сотрудников ООН. Они освобождены от юрисдикции государства пребывания в от­ношении действий, совершенных при исполнении служебных обя­занностей; пользуются налоговым иммунитетом, таможенными и другими льготами. Эксперты ООН пользуются привилегиями и имму­нитетами при выполнении своих служебных функций. Привилегии и иммунитеты предоставляются сотрудникам ООН для выполнения их функций, а не для личных выгод (разд. 20 Конвенции 1946 г.). Гене­ральный секретарь может отказать в иммунитете любому должностно­му лицу ООН.

Привилегии и иммунитеты специализированных учреждений ООН и их сотрудников установлены в Конвенции о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений ООН 1947 г. В общем, это те же привилегии и иммунитеты, которыми пользуется сама ООН: неприкосновенность помещений, архивов, переписки и т.п. В полном объеме дипломатическими привилегиями и иммунитетами пользуют­ся высшие исполнительные лица каждого специализированного учре­ждения и члены их семей. Другие сотрудники, как и сотрудники ООН, обладают функциональным иммунитетом.

В 1994 г. была принята Конвенция о безопасности персонала ООН и связанного с ней персонала. Конвенция закрепила нормы об уго­ловной ответственности лиц, посягающих на персонал ООН (как на лиц, пользующихся международной защитой).