Глава 1. СИТУАЦИЯ В СФЕРЕ БОРЬБЫ С ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

1.1.   Основные направления и объекты посягательств организованной преступности

Прежде чем перейти к анализу и оценке состояния организованной

     преступности в Кыргызстане представляется целесообразным уточниться с категориальным аппаратом исследования, в частности, определение понятия
«Организованная преступность».

Согласно одному из наиболее точных, на наш взгляд, определений под организованной преступностью понимается «обладающая высокой степенью общественной опасности форма социальной патологии, выражающаяся в постоянном и относительно, массовом воспроизводстве и функционировании устойчивых преступных сообществ (преступных организаций) '.

Это явление можно охарактеризовать как сложные виды деятельности, осуществляемые в широких масштабах организациями и другими группами, имеющими внутреннюю структуру, которые получают финансовую прибыль и приобретают власть путем создания и эксплуатации рынков незаконных товаров и услуг. Под организованной преступностью обычно понимается относительно массовая группа устойчивых и управляемых сообществ преступников, занимающихся преступлениями как промыслом и создающих систему защиты от социального контроля с использованием таких противозаконных средств, как насилие, запугивание, коррупция и крупномасштабные хищения.

Следует отметить, что на законодательном уровне в нашей стране определение организованной преступности отсутствует.

В одном из комментариев к УК РФ организованная преступность определяется, как деятельность устойчивых преступных сообществ (организаций), отличающихся иерархическим организационным построением, сплоченностью на конкретной преступной платформе (бандитской, антиконституционной, контрабандно-валютной, националистической и т. д.), отработанной системой конспирации и защиты от правоохранительных органов, коррумпированностью, масштабностью преступной деятельности, включая выход за рубеж и связь с международной мафией.

Как отмечается российскими криминологами, организованная преступность имеет структурные уровни и элементы. По своей характеристике она включает следующие формы преступной организованности:

Организованная преступность в Кыргызской Республике:      

анализ и оценка состояния:

организованная преступная группа (ОПГ);

организованная преступная группировка (ОПГр);

организованное преступное сообщество (организация) (ОПС).

ОПГ - это объединение двух и более лиц, объединившихся для совершения уголовно-наказуемых деяний в целях получения постоянного дохода. Их отличает достаточно высокая организованность, наличие иерархической структуры (организаторы, непосредственные исполнители, наводчики, разведчики, скупщики, укрыватели похищенного и т.д.), жесткая дисциплина, тщательный подбор членов ОПГ, использование родственных, дружеских, этнических, земляческих связей, прежних отношений по совместному совершению преступлений и отбыванию наказания в ИТУ, наличие (нередко) связей с коррумпированными представителями органов власти и управления.

ОПГр - это объединение двух и более преступных групп одной или разной преступной направленности с наличием организующего звена.

ОПС -устойчивое, сложное, иерархическое криминальное образование. Оно является высшей по уровню организованности формой соучастия.

Приведенные определения в значительной мере являются ориентирующими в нашем исследовании.

Оценка реального состояния организованной преступности в Кыргызской Республике к 2001 году с учетом 10-кратного поправочного коэффициента латентности для таких абсолютных показателей организованной преступности как число зафиксированных на данный момент организованных групп (48) и их активных участников (около 1000 человек) достаточно условна. Состояние организованной преступности может характеризоваться следующими показателями: количеством преступных сообществ - объединений двух или более организованных преступных групп и их средней численности; наличием в составе организованных преступных групп государственных должностных лиц; территориальным масштабом деятельности; степенью вооруженности и объемом прибыли от преступной деятельности.

Как известно, показателем распространенности преступности является ее уровень. В Кыргызстане уровень организованной преступности на несколько порядков ниже, чем, например, в России. Согласно данным справки УБОП МВД КР по итогам 11 месяцев 1998 г. организованными преступными группами и сообществами было совершено 173 преступления, что составляет 0,4 преступления на 10 тысяч человек в КР. За тот же период в РФ организованной преступностью совершено 24 тысячи преступлений, т.е. показатель уровня преступности - 16,3 преступления на 10 тысяч населения. Таким образом, интенсивность регистрированной организованной преступности в Кыргызстане в 40 раз ниже, чем в России.

Анализ проявлений организованной преступности в Кыргызстане по указанным   показателям      и   в   сравнении   их   с   аналогичными   показателями организованной преступности зарубежных стран, находящихся на разных уровнях экономического развития, позволяет сделать вывод о том, что организованная преступности Кыргызстана пока на стадии стихийного саморазвития, характеризующейся преобладанием организованных групп малой численности (3-4 человека), локально-объектовой зоной преступного влияния с узкой специализацией1. Такие организованные группы в недалеком будущем (пять-десять лет) могут трансформироваться в преступные сообщества с относительно большой численностью (30-40 человек и более), со сложной иерархической структурой, управлением, универсальной и гибкой специализацией, имеющей региональный (межрегиональный) масштаб преступной деятельности.

На данный момент в Кыргызстане зафиксировано небольшое количество преступных сообществ (8), которые в целом специализируются на совершении преступлений в сфере экономики, наркобизнеса, а также общеуголовных корыстно-насильственных деяний. При этом необходимо иметь ввиду, что данные статистики отражают, прежде всего, степень усилий правоохранительных органов в сфере борьбы с организованной преступностью, но не реальное ее состояние.

 

Остановимся на характеристике основных направлений организованной преступности в Кыргызстане.

Комплексный анализ мнений экспертов о своевременном состоянии организованной преступности в стране приводит к выводу о том, что на ближайшую перспективу основную угрозу для общества будет представлять именно экономическая преступность, способная влиять на политическую обстановку в республике.

Нельзя не согласиться с точкой зрения, что экономическая преступность по своей природе носит почти полностью организованный характер3. Когда речь идет о хищениях, «беловоротничковой» экономической преступности это тезис находит свое полное подтверждение, поскольку здесь правоохранительные и фискальные органы нередко имеют дело с хорошо законспирированными, обладающими значительными средствами криминальными сообществами с четко определенной внутренней структурой, распределением сфер влияния и функций, с межрегиональными связями.

Даже не слишком глубокий профессиональный анализ состояния «беловоротничковой» преступности, как разновидности организованной преступности, приводит к неутешительным выводам - ущерб от ее проявлений самым непосредственным образом ставит под угрозу экономические и политические основы государства.

В Кыргызстане имеются благоприятные условия для развития «беловоротничковои» экономической преступности. Распространены факты хищений, злоупотреблений служебным положением, коррупции. Примеров тому немало: махинации в ходе приватизации, мошенничества при получении государственных кредитов, масштабы которых достаточно чувствительны и губительны для экономики небольшой страны.

Существующие недостатки системы регистрации экономических преступлений не позволяют дать четкое представление о структуре, динамике и тенденциях «беловоротничковои» преступности Кыргызстана, поскольку преступления, предусмотренные данной системой, выявляются далеко не полностью.

Исключительная латентность - особенность отечественной «беловоротничковои» преступности. Статистические показатели не могут служить надежным ориентиром состояния экономической преступности, следовательно, они не пригодны и для оценки результативности борьбы с нею. Авторитетные ученые-криминологи утверждают, что «многие экономические преступления выявляются не более чем в тысячной своей части».

Истоки «беловоротничковои» преступности Кыргызстана находятся в советском прошлом. Хищения государственного имущества, приписки, искажения отчетности, взяточничество, завуалированные формы коррупции: протекционизм, непотизм, лоббизм и т.п. способствовали становлению и развитию теневой экономики, «беловоротничковои» преступности в том числе.

С обретением независимости Кыргызстана был провозглашен курс на построение рыночной экономики, и с этого этапа «беловоротничковая» преступность вступила на новый виток своего развития. Экономическая преступность, в том числе ее «беловоротничковые» проявления, многократно возросла в связи с неразберихой, царившей в период начала переходной экономики. Можно согласиться с мнением, что «сложности переходного периода во многом связаны и с неподготовленностью значительной части общества к реформам, начавшимся сверху»3.

В обществе распространилось мнение, что беспрецедентным грабежом века отмечено участие отдельных высокопоставленных лиц в приватизации санкционированного Фондом госимущества Кыргызской Республики процесса разгосударствления,  сопровождавшегося  во  многих случаях  разворовыванием народного достояния, сочетавшегося с проявлениями коррупции. Такая точка зрения небезосновательна. Разгосударствление в указанных формах можно назвать долгосрочной криминализацией кыргызской экономики. Широко распространились факты искусственного занижения балансовой стоимости основных средств государственных объектов, подлежавших разгосударствлению и передаче во вновь образованные структуры с иной формой собственности. В целом коррумпированная криминальная приватизация в обозначенных формах в настоящее время завершается спекуляцией сотен предприятий, недвижимости и иного имущества, приобретенных за бесценок и перепродаваемых в десятки раз дороже «беловоротничковыми» дельцами. Как и в Российской Федерации, так и в Кыргызстане «создавшееся положение было обусловлено, прежде всего, отсутствием соответствующей законодательной базы, ограничивающей возможности злоупотреблений в процессе проведения приватизации»2.

Следующий пик «беловоротничковой» преступности обозначился в 1992-98 гг. в сфере получения бюджетных ссуд и иностранных кредитов. В этот период хозяйствующим субъектам различных отраслей экономики выдано бюджетных ссуд на 1 млрд. 452 млн. сомов и иностранных кредитов, полученных под гарантию Правительства Кыргызской Республики, на 236,3 млн.долларов СШАЗ. Принятыми правоохранительными и фискальными органами мерами к началу 2000 года удалось вернуть бюджетных ссуд всего лишь 18 млн. сомов, иностранных кредитов - 511 тыс. сомов, т.е. мизер, по сравнению с кредитными суммами.

Причиненный за 2000 год экономическими преступлениями материальный ущерб по оконченным делам составил 903 325 640 сом, против - 60 056 436 сомов за 1999 год, т.е. отмечен рост ущерба на 50,4 процента. Возмещено за 2000 год материального ущерба 123 107 359 сомов (13,6 процента от нанесенного ущерба), против 139 977 169 сомов (23,3 процента от нанесенного ущерба) за 1999 год. Из общей суммы нанесенного материального ущерба на долю хищений приходится -730 427 734 сома (133 628 374 сома), рост на 546,6 процента; должностных преступлений -40 189 815 сомов (172 822 920 сомов).

Эти цифры подтверждают характерную особенность «беловоротничковой» преступности Кыргызстана - наносить весьма чувствительный для экономики материальный ущерб.

    Как отмечено в Указе Президента от 14 декабря 1998 г. УП № 382 «О дополнительных мерах по усилению борьбы с экономическими преступлениями, контрабандой и коррупцией» рост криминальных проявлений в сфере экономики, финансово-кредитной системе государства вызывает серьезную озабоченность. В обществе усиливается социальная напряженность, вызванная растущими масштабами контрабанды и коррупции,  представляющими реальную угрозу внешномической безопасности страны. Все это, в конечном счете, приводит к дискредитации проводимых экономических, политических и социальных реформ в республике. О масштабах коррупции в высших эшелонах власти и банковской сфере, связанной с получением бюджетных ссуд и иностранных кредитов, часто сообщают СМИ, но в силу латентности, закона круговой поруки, влияния «беловоротничковых» дельцов на должностных лиц правоохранительных, фискальных и судебных органов, учитывая труднодоказуемость отдельных фактов, соответствующие меры противодействия практически не принимались.

В постановлении Правительства КР от 21 августа 2001 года N 469 «О ходе выполнения Государственной программы по усилению борьбы с коррупцией, контрабандой и экономическими преступлениями в Кыргызской Республике на 2001-2003 годы» подчеркнуто, что в результате серьезных упущений в организации работы правоохранительных органов за истекший период 2001 года ими не разоблачена ни одна коррумпированная преступная группа в сфере экономики, крайне мало выявляются преступления по вновь введенным в Уголовный кодекс Кыргызской Республики статьям, предусматривающим ответственность за ложное и преднамеренное банкротство, лжепредпринимательство.

Примерный механизм совершения «беловоротничковых» преступлений достаточно прост и отработан, а риск угодить за решетку невелик, поскольку здесь зачастую срабатывает лотерейный принцип привлечения к ответственности. Так, бывший директор Государственного Фонда развития экономики при Минфине Кыргызской Республики гр-н И., получив взятку в сумме 45 тыс. долларов США и в подарок иномарку престижного класса стоимостью 14 тыс. долларов США от гр-на У., отпустил ему товарно-материальные ценности на сумму 9 млн. сомов по фиктивным документам на подставную фирму. Товарно-материальные ценности гр-ном У. были распроданы, а деньги присвоены. В целях сокрытия факта хищения гр-ном И. был составлен фиктивный договор с другой фирмой о погашении долга. Установлена причастность к совершению данных преступлений еще нескольких высокопоставленных чиновников Государственного фонда развития экономики. В другом случае А., работая директором МП «Тендик» г. Бишкек по предварительному сговору со своим заместителем И. с целью хищения государственных денежных средств путем обмана и подделки документов    выставили    под    залог   Токтогульский    филиал    крупнейшего    в  республике завода им  Ленина в   г. Бишкек  В результате чего злоумышленники сумели получить в АК «Кыргызэльбанк» кредит в сумме 2 миллиона сомов, деньги присвоены.

Ещё одной особенностью «беловоротничковой» преступности Кыргызстана можно считать ее тесную связь с общеуголовной организованной преступностью, их сращивание. В ближайшие годы следует ожидать более жесткого распределения зон влияния, преступного проникновения в сферу наиболее перспективных проектов в экономике, что будет сопровождаться столкновением корыстных интересов, не исключающих привлечение преступников для урегулирования экономических разногласий в конкурентной борьбе и устранением лиц, в том числе должностных, противодействующих или затрудняющих извлечение сверхприбылей криминального характера. Таким образом, сфера экономики по существу превратилась в зону криминальных интересов.

Общественная опасность экономических преступлений растет вследствие использования в криминальных целях профессиональных знаний специалистов (экономистов, юристов), применения самой современной вычислительной и иной техники. Так, например, в апреле 1997 г. Э. и К. путем использования международной компьютерно-телексной связи похитили 147 200 долларов США, принадлежавших АКБ «Кыргызстан», послав ложное сообщение о переводе денег из банка «Америка» (г. Нью-Йорк, США) в «Казкредосоцбанк» г. Алматы, где их получили по подложным документам.

За последние годы в Кыргызстане участились факты фальшивомонетничества, посягающие на кредитно-денежную систему государства. Показательным в этом отношении является уголовное дело, возбужденное в г. Караколе Иссык-Кульской области против А. и Б., которые, использовав возможности компьютера и струйного цветного принтера, на основе сомовой купюры изготовили 100 сомовые купюры на сумму 103 тыс. сомов, часть которых сбыли, приобретая различные товары. В апреле 2003 г. разоблачена группа фальшивомонетчиков, занимавшаяся подделкой самых крупных денежных купюр Кыргызстана: у фальшивомонетчиков изъято 115 поддельных купюр достоинством 1000 сомов, 5 - в 500 и 1 - в 100 сомов, три компьютера последнего поколения, сканер и цветной принтер, служившие орудием совершения преступления.

Так называемые «заказные» убийства лиц, обладающих крупными капиталами, причастных к коммерческим структурам, кредитно-банковской системе, как пример сращивания экономической и общеуголовной насильственной преступности, могут возрасти. Так, например, летом 1995 г. обезврежена бандитская группа Т., которому один из начинающих преступных авторитетов Г. «заказал» физическое устранение «положенца» А. и лидера преступной группировки Ч  Для выполнения данного «заказа»  Т. нанял жителя Российской Федерации Ж., который застрелил А. и Ч. В ходе оперативно-следственных действий удалось установить, что на территории РФ членами этой преступной группы было совершено 5 заказных убийств и покушений на убийство «лидеров» преступного мира, а также депутата ВС РФ - Т. Киллеры совершили 38 угонов автомашин и краж личного имущества в Бишкеке и Алматы, у них изъято 3 автомата Калашникова, 2 автоматических карабина, 1 обрез, 2 гранаты Ф-1, а также множество боеприпасов.

Высокие темпы концентрации капитала и средств производства в руках частных лиц будут способствовать росту экономической организованной преступности в сфере экономики.   

Как было отмечено, коррупция тесно связана с экономической преступностью. Распространенность коррупции в Кыргызской Республике, да и во всех других государствах, еще недавно входивших в состав Союза ССР, а сегодня оказавшихся примерно в равных условиях общего кризиса, угрожает не только авторитету государства, но и действенности демократических реформ. Коррупция, как показывают результаты многих исследований, способна свести на нет любые Реформы.

    Коррупция не сводится к примитивному взяточничеству, особенно в условиях рыночной экономики и демократии. Лоббизм, протекционизм, взносы на политические цели, переход политических лидеров и государственных чиновников на должности почетных президентов корпораций, банков, частных фирм, кредитование коммерческих структур за счет госбюджета и т.д. являются завуалированными формами коррупции. Однако все это, за редким исключением, не находит отражения в криминальной статистике.
Невысокий авторитет государственной службы и государственных служащих среди населения определяется не только тем, что абсолютному большинству коррупционеров удается уйти от уголовной ответственности2, но и тем, что население не видит должного реагирования правоохранительных органов на появления о вымогательстве взяток со стороны чиновников. Положение дел в ной   сфере   характеризуется   результатами   опроса   населения:   доля   лиц, подвергшихся вымогательству взяток, составила 38 % опрошенных, из них обратились за помощью в правоохранительные органы 21 %, из числа тех, кто обратился за помощью, добились привлечения виновных к уголовной ответственности 14 %.
    Сегодня столь разные формы проявления преступности, как коррупция и наркобизнес, нередко связаны между собой, при этом, как правило, наркобизнес не может обходиться без элементов коррупции. Коррупция, как средство сохранения организованной преступности, и наркобизнес, как одно из средств экономического ее развития, в последние годы стали активнее использоваться мафиозными структурами республики.
Наркобизнес в Кыргызской Республике подпитывается весьма существенной сырьевой базой для производства местных наркотиков, но определяется всевозрастающими объемами контрабанды, транзитом афганского опия и героина через южный регион Кыргызстана. Так называемый "Кыргызский коридор" признан экспертами Интерпола одним из перспективных для международной наркоторговли. Так, например, в августе 1998 года полицией г. Ганновер (ФРГ) возбуждено уголовное дело в отношении неоднократного чемпиона Европы и мира по боксу гражданина Кыргызстана - К., который был задержан при попытке контрабанды 3 кг героина.
Наркоконтрабанда в современных условиях приобрела широкий международный характер и, как показывает судебная статистика, имеет стабильную тенденцию к расширению своих масштабов. Не может не вызывать тревоги то обстоятельство, что наркодельцы переходят на перевозку и сбыт более вредного для здоровья и дорогого наркотика - героина. Если за весь 1997 г. правоохранительными органами из незаконного оборота наркотиков было изъято 1 кг 035 гр. героина, то за 2002 г. изъято 271,25 кг. Самые крупные единовременные изъятия наркотиков произведены в южном регионе: в декабре 2000 г. в с. Тулейкен Ошской области изъято 834 кг опия, в той же области в октябре 2002 г. - 76 кг 829 гр. героина.
    Наркобизнес приносит огромные прибыли мафии, а соблазн получить хотя бы часть баснословной прибыли создает благоприятные предпосылки для развития коррупции в правоохранительных органах. Коррупция, как форма социальной патологии, связанная с фактами покровительства, сотрудничества с наркодельцами в значительной степени увеличивает латентность незаконного оборота наркотиков, существенно вредит делу борьбы с наркопреступностью. Нередко наркобизнесом занимаются люди, состоящие в родственных и иных связях с государственными чиновниками. Такие должностные лица могут противодействовать деятельности правоохранительных органов, ведущих борьбу с наркобизнесом. Так, например, в феврале 1996 г. сотрудники УБН МВД КР, осуществили "задержание с поличным" группы сбытчиков наркотиков в момент продажи опия весом 8 кг  300 гр. В ходе расследования было установлено, что  один из членов группы является братом депутата Жогорку Кенеша Б, другой -

племянником начальника Управления государственного комитета национальной безопасности Ошской области, депутата Жогорку Кенеша (Парламента) КР, третий -двоюродным братом заместителя начальника следственного управления .

    Получение взяток за уничтожение протокола об изъятии наркотических  становится распространенным явлением, в результате чего недобросовестному коррумпированному сотруднику правоохранительных органов остаются и деньги, и наркотики. Вместе с тем, факты преступных действий с наркотиками не регистрируются. Имеют место случаи, когда сотрудники правоохранительных органов сами или через подставных лиц сбывают наркотики. Н феврале 1997 г. в г. Токмаке Чуйской области была задержана наркокурьерша  С, перевозившая 70 гр. опия. В ходе оперативно-розыскных мероприятий было установлено, что наркотики она получала у начальника отдела борьбы с наркобизнесом (ОБН) Ошского ГОВД М., у старшего оперуполномоченного ОБН УИД Ошской области У, у паспортистки Ошского ГОВД К., которые, вступив в преступный сговор, вынудили С. заняться перевозкой опия в Российскую Федерацию. Члены этой преступной группы, состоявшей из 8 человек, осуждены к различным срокам лишения свободы.

В начале 1998 года велась оперативная разработка группы наркодельцов, пытающихся сбыть крупную партию героина. Возглавлял преступную группу командир войсковой части МВД № 7702 полковник в/с А. При задержании этой группы было изъято 1кг героина, 800 гр. опия и пистолет «Маузер».

Факт задержания в сентябре 2000 года сотрудника УБН МВД КР в г. Алматы при попытке сбыта 2 кг героина и задержание сотрудника СНБ КР в г. Бишкек в январе 2001 года с 1,6 кг героина - наглядное подтверждение коррупции в правоохранительных органах. С учетом столь высокого уровня латентности коррупции и наркобизнеса можно достаточно уверенно предположить, что шальное положение дел в сфере борьбы с указанными видами преступности не контролируется надлежащим образом, и прогноз развития ситуации позволяет сделать вывод о нарастающей угрозе и неадекватности мер противодействия.

Тревогу  также   вызывает  расширение   социальной   базы   организованной

преступности, связанной с наркотиками: в наркобизнес втягиваются наименее

 "социально-защищенные слои населения - пенсионеры, женщины и молодежь. Более 60% лиц, привлеченных к ответственности за незаконные посевы опия, старше 50 и моложе 30 лет.   К примеру, в январе 1997 г. в г. Ош к уголовной ответственности были  привлечены члены  преступной группы А.,    Т.,  Ш., Ж., средний возраст которых не превышал 20 лет.   В частности, было установлено, что другой член группы - Н. в течение 2-х лет перевез около 800 кг опия из Хорога в г. Ош и хранил автомат Калашникова со 100 патронами, а Ш., Ж. и Т. совершили убийство Б. во время разборок по поводу дележа опия

Количественный рост преступности проходит на сложном социально-психологическом фоне, для которого характерны элементы разочарования, раздражения от быстро углубляющейся пропасти между уровнями доходов различных слоев населения, между богатыми и бедными. Ведущей психологической окраской значительной части совершаемых преступлений становится агрессия, что находит свое отражение в росте насильственных преступлений.

 

Общеуголовная насильственная организованная преступность в Кыргызстане достаточно многолика и нередко не имеет определенной специализации. В марте 1999 г. была задержана и изобличена в организованной преступной деятельности группа из четырех человек, возглавляемая гр-ном О. С 1995 г. преступники занимались наркобизнесом и вооруженными разбоями с применением огнестрельного и холодного оружия. У них было изъято: автомат Калашникова, пистолет ТТ, обрез двуствольного ружья, две боевые гранаты Ф-1, значительное количество боеприпасов и холодного оружия. Арестованные дали признательные показания в вооруженном нападении на обменный пункт «Грант» по ул. Токтогула в г. Бишкек, где под угрозой автомата, пистолета и обреза завладели деньгами в сумме 72 тыс. сомов. Ими же было совершено разбойное нападение с применением автомата на автобус с коммерсантами на Кордайском перевале, нападение на бишкекский филиал фирмы «Бета - Кыргызстан», похищено 45 тыс. долларов США. Ими же было совершено нападение на обменный пункт валюты «Макс», похищено 14 тыс. долларов США. В г. Тараз (Казахстан) ими было совершено нападение на коммерсантов, в результате чего преступники завладели деньгами в сумме 98 тыс. долларов США. Вооруженная шайка О. совершила также разбойное нападение на граждан Афганистана в Бишкеке, тяжело ранив одного. В ходе расследования было установлено, что преступная группа имела широкие связи в Москве, Оренбурге, Алматы, Таразе, куда ими поставлялся героин из Душанбе.

Нередки случаи, когда в преступную группу входят бывшие или действующие сотрудники правоохранительных органов, знакомые с методами оперативно-розыскной деятельности. Так, в апреле 1996 г. была обезврежена преступная группа ранее судимого И., бывшего сотрудника милиции. Совместно с ним участвовали в убийствах бывшие сотрудники милиции Л. и П. Им инкриминировано убийство из корыстных побуждений трех коммерсантов. При задержании были изъяты: пистолет Макарова, пистолет Марголина, пистолет Шмайсер, граната РГД-5, боеприпасы к пистолетам, наркотики.

Не иначе как вызов системе МВД следует расценивать совершенное беспрецедентное   по   наглости   нападение   в   мае   2003   г.   группы   из   восьми преступников  на  ГОВД  и УВД Джалал-Абада.  Нанеся телесные  повреждения наряду дежурных частей  ГОВД и УВД, бандиты завладели 34 единицами оружия в том числе 21 автоматом Калашникова, СВД.   Руководил нападением бывший сотрудник милиции, ранее неоднократно судимый К. - лидер одной из местных ОПГ

Практически все разоблаченные   организованные преступные группы имели вооружении    различные виды оружия (пистолеты, автоматы,    гранатометы, взрывчатые вещества и т.д.), которые   поступали   из зон боевых   действий   и войсковых    частей на территории СНГ.  В январе 1995 г. была разоблачена преступная группа С, совершившая ряд разбойных нападений и убийство. Войдя в преступный сговор с военнослужащими Балыкчинского гарнизона, члены группы приобретали автоматическое оружие для использования в преступных целях.

Кроме проанализированных   традиционных   направлений   организованной

преступности,    в последние годы появились   другие виды транснациональной преступности, например, торговля людьми. В качестве явно обозначившегося факторы угрозы общественной безопасности Кыргызстана выступает деятельность транснациональных преступных групп по нелегальному "экспорту" из Кыргызстана за границу женщин и детей, иначе говоря, нелегальной торговле ими.

Особую тревогу вызывают многочисленные случаи физического, морального

и иного насилия по отношению к жертвам этого "бизнеса", приводящего в итоге к разрушению генофонда страны, и тенденция его неуклонного расширения. Не менее    опасным   явлением    выступают   факты   прямого   участия   отдельных представителей правоохранительных органов республики в этих противоправных деяниях, направленных против конкретной личности и государства в целом.

Географическое расположение Кыргызстана и других стран Центральной Азии между секс-рынком Восточной Азии и Ближнего Востока - делает их идеальным рынком для торговцев людьми. Особая привлекательность Кыргызстана в этом отношении  определяется тем, что имеются  пробелы  в законодательной базе, системе правопорядка и пограничном контроле. В настоящее время Кыргызская публика    является одним из коридоров переброски наркотиков по данному направлению,    на    её    территории    действуют    организованные    преступные группировки, которые могут быстро перестроиться на торговлю людьми.

 Расширению масштабов торговли людьми способствует сложное социально- экономические  положение, в котором находится население республики. Свыше 60% жителей республики к настоящему времени находятся за чертой бедности, их доход   не   превышает  7 долларов  США  в  месяц.  Основную  массу среди  них составляют женщины  и дети  (свыше  80%).   Это живой  товар для  сутенеров, вербовщиков.

В 2000-2001 гг. согласно данным Судебного департамента по ст. 124 УК КР «Вербовка для эксплуатации» было заведено 4 уголовных дела.

Характерной чертой организованной преступности в Кыргызстане является участие в ней нелегальных мигрантов, действующих как по этническому признаку, так и совершающих "транснациональные" преступления. К их числу можно отнести, т.н. чеченские и таджикские преступные группы, а также группировки, включающие в себя граждан России, Кыргызстана, Казахстана, Узбекистана.

Одним из направлений деятельности организованных преступных групп, состоящих из нелегальных мигрантов, является участие в незаконной легализации (отмывании) финансовых средств. В качестве вполне реальной угрозы обозначилось участие нелегальных мигрантов в контрабанде огнестрельного оружия и международном терроризме. Так, в июле 2000 г. руководством МВД было сделано сообщение в прессе о задержании большой группы террористов, входивших в состав экстремистской организации "Освобождение уйгуров". Эта группа совершила ряд тяжких преступлений весной 2000 г. в Бишкеке и его окрестностях, получивших широкий общественный резонанс. В частности, -убийство лидера уйгурской общины Б., похищение китайского бизнесмена И., расстрел группы бизнесменов у гостиницы "Достук", налет на обменный пункт "Шах" в Бишкеке.

Конец 2002 и начало 2003 г. характеризовались активизацией действий экстремистов и террористов. Так, в целях дестабилизации общественно-политической обстановки в Центрально-азиатском регионе, на территории Кыргызстана группа членов «Исламского Движения Узбекистана (ИДУ)» организовала взрывы на рынке «Оберон» г. Бишкека и в обменном пункте Ошского филиала «Бакай-банка».

Очевидно, транснациональный характер носит убийство группы китайских бизнесменов, сожженных в автобусе, направлявшемся в Китай весной 2003 г.

Необходимо иметь ввиду, что характеристика современного состояния организованной преступности в Кыргызстане может быть более полной с учетом результатов обобщения общественного мнения и мнения экспертов -практических работников в сфере борьбы с организованной преступностью. Важнейшие оценки данной проблемы, зафиксированные общественным мнением, состоят в следующем: большинство населения ощущает полную или частичную незащищенность своих основных прав и свобод в связи с ростом коррумпированных связей организованной преступности в государственном аппарате.

Таким образом, приведенный выше анализ организованной преступности в Кыргызской Республике позволяет сделать вывод, что непосредственными и самыми важными объектами  посягательства являются праве и свободы граждан, общество   (материальные       и   духовные   ценности),   а   также      государство (конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность).

Объект посягательства - личность.    Реальная угроза правам и свободам личности   со  стороны   организованной   преступности   состоит  в  том,  что  они подавляются актами насилия, лоббирования и протекционизма.  В результате воздействия   организованной   преступности   основные   конституционные   права блокируются интересами мафиозных формирований.

              Объект   посягательства   -   общество.   Как   известно,   основное   поле деятельности   организованной   преступности   -   сфера   экономики.   Наиболее активная   организованная,   информационно   и   интеллектуально   обеспеченная преступная  деятельность локализуется прежде всего в жизненно важных для общества     и     государства    сферах     экономики,     позволяющих     извлекать сверхкрупные, трудновыявляемые криминальные доходы (банки, биржи, внешняя торговлявалютное обращение, торговля сырьевыми ресурсами, недвижимостью

и т.п.).    Потенциальная    угроза    проникновения    криминала    в    экономику заключается в том, что в целях достижения сверхприбылей при несовершенных механизмах   приватизации   и   разгосударствления,   мафиозные   структуры   в Кыргызстане могут стать (или уже стали) владельцами национального богатства.

В условиях кризиса духовных ценностей переходного периода происходит культивирование    мафиозных        коррумпированных    отношений    и    насилия, проводится    пропаганда    жестокости,    агрессивности,    половых    извращений, наркотизма и   алкоголизма, что способствует   расширению социальной   базы организованной преступности, делает образ  мафии и  коррупции  привычным

атрибутом   общества,    расширяет   сферу       потребителей   мафиозных   благ (наркотики, азартные игры, проституция, ростовщичество и т.п.).

Объект посягательства - государство. Угроза конституционному строю выражается  в процессе  «огосударствления мафии»,  т.е.  в проникновении в государственные      структуры      представителей   преступного   мира,   либо   их «выдвиженцев»   из   числа   коррупционеров,   расхитителей   собственности   и лжепредпринимателей, которые в целях наживы готовы на сотрудничество с мафией    и    любую    противоправную    деятельность.    При    этом    происходит политизация   организованной   преступности,     широко   используются   лоббизм, коррупция, позволяющие фактически создавать теневые структуры власти, имеет

место симбиоз экономических и общеуголовных преступников.

Транснациональная преступность - это особо коррозийная сила против небольших стран (к каким в целом относится и Кыргызстан), она может подорвать переход к демократии в новых суверенных государствах. Примеры того, каким образом могут быть нарушены суверенитет и территориальная целостность, уже имеют место (в этом смысле, чрезвычайно показательными выступают события, связанные с принявшими перманентный характер вторжениями вооруженных групп международных террористов, рекрутируемых исламскими радикалами, на территорию пограничных областей Кыргызстана в 1999-2000 гг.). Существует реальная угроза ситуации, когда национальные кланы, представители организованной преступности, руководимые сепаратистскими идеями, готовы будут пойти, опираясь, на политический, религиозный или уголовный экстремизм, на разрушение территориальной целостности и суверенитета государства.

Приведенные данные об основных особенностях организованной преступности в Кыргызстане не преследуют целей неосновательного запугивания тотальным и ни кем, не контролируемым распространением организованной преступности. Представляется, что мифологизация- некоторых явлений, в частности разгула организованной преступности, на которую приходится всего 1-1,5 % совершаемых преступлений, может вредить делу борьбы с преступностью.

Однако ситуацию усугубляет то обстоятельство, что в настоящее время не существует системы борьбы с организованной преступностью, адекватной ее масштабам и общественной опасности.