1.2. Государственная политика борьбы с организованной преступностью
Государственную политику борьбы с организованной преступностью можно определить как комплекс правовых, организационных и иных мер, определяющих стратегию и тактику борьбы с указанным видом преступности.
Правовую основу борьбы с организованной преступностью в Кыргызстане
составляют ее Конституция, уголовное законодательство и другие соответствующие законодательные акты, нормы международного права, международные соглашения и договоры, Закон КР «Об оперативно-розыскной деятельности, Указы Президента и постановления Правительства, ведомственные нормативные документы, определяющие единую линию борьбы с организованной преступностью и коррупцией.
Следует отметить, что действующее уголовное законодательство (уголовный кодекс 1997 г.) недостаточно четко регламентирует вопросы борьбы с организованной преступностью в республике. В УК сделана попытка закрепить ему о преступных сообществах (организациях) и об особенностях чинности их участников. Кроме того, предусмотрена дифференциация ценности участников преступного сообщества в зависимости от темой ими роли.
Так, лицо, создавшее организованную группу или преступное сообщество руководившее ими, должно, прежде всего нести ответственность за организованную преступную деятельность. Помимо этого организатор либо руководитель преступного сообщества (преступной организации) должен нести ценность также за совершенные организованной группой или преступным том конкретные преступления, если они планировались под его руководством и охватывались его умыслом. Рядовые же участники преступного несут ответственность за преступления, в подготовке или совершении которых они принимали участие, а также за участие в таком сообществе.
В Особенной части УК следует, на наш взгляд, предусмотреть ряд составов,
к особо квалифицирующим признакам, которых было бы целесообразно отнести
совершение преступления преступным сообществом (преступной организацией). Действующий кодекс только в ст. 231 предусматривает ответственность за организацию преступного сообщества и участие в нем.
Организованная преступность давно уже вышла за рамки законодательной регламентации в УК института соучастия. Она связана с функционированием особого рода криминальных структур - управляемых преступных сообществ (организаций)
За последние несколько лет Кыргызстан заключил ряд как многосторонних, так и двухсторонних договоров по линии борьбы с организованной преступностью в рамках СНГ1, а в 2001 г. подписал Конвенцию ООН по борьбе с транснациональной организованной, преступностью.
Можно сказать, что организованные преступные формирования строят свою криминальную стратегию и тактику с учетом правовой и организационной неурегулированности межгосударственных отношений и связей криминалистов в сфере борьбы с организованной преступностью. При этом, чем выше уровень интернационализации преступности, тем более активным и всесторонним должно быть взаимодействие государств в борьбе с организованной преступностью.
Вполне очевидно, что запаздывание с разработкой межгосударственных соглашений и корректировкой национального законодательства, негативно сказывается на практике борьбы с организованными межгосударственными преступлениями.
В Кыргызской Республике понимание того, что организованная преступность представляет собой не мифическое, а реальное явление, складывалось уже в первые годы после провозглашения суверенитета и независимости республики. Еще 18 декабря 1992 года в республике был издан Указ Президента «О мерах по организации борьбы с коррупцией в системе государственной службы Республики Кыргызстан», где отмечалось, что экономический кризис и ухудшение жизни большинства населения республики, ослабление дисциплины и ответственности в обществе сопровождаются ростом организованной преступности и коррупции.
Этим Указом было создано Главное управление по борьбе с экономической преступностью и коррупцией (ГУБЭПК)2 в системе Министерства внутренних дел. Одновременно в государственном Комитете по национальной безопасности (ныне СНБ) было создано управление по борьбе с коррупцией и контрабандой. Еще ранее в системе МВД существовало Межрегиональное управление, в компетенцию которого входила борьба с организованной преступностью.
На повышение активности правоохранительных органов по борьбе с преступлениями в сфере экономики достаточно серьезно повлиял Указ Президента КР от 14 декабря 1998 г. «О дополнительных мерах по усилению борьбы с экономическими преступлениями, контрабандой и коррупцией».
В связи с резким ухудшением криминальной ситуации в КР и в целях усиления борьбы с организованной преступностью Постановлением Правительства КР № 342/18с от 26.07.96 года в системе МВД КР было создано Управление по борьбе с организованной преступностью и бандитизмом (УБОПБ). Одновременно для оказания поддержки Правительству по усилению борьбы с преступностью, при тесном сотрудничестве ПРООН и Датского Правительства был подписан Проект № 96/005 от 27.12.97 г. «Crime Prevention» по «Усилению потенциала Министерства внутренних дел Кыргызстана в борьбе с организованной преступностью». На реализацию указанной программы сторонами, подписавшими, Проект: ПРООН, Правительством Дании и КР было предусмотрено выделение финансовой поддержки в размере 1 млн. долларов в течении трех лет поэтапно.
Основными задачами созданного подразделения были определены:
1) выявление, пересечение и расследование деятельности организованных преступных сообществ и банд формирований.
2)защита экономики от организованной преступности;
3 )борьба с рэкетом;
4) содействие территориальным и транспортным органам внутренних дел республики в раскрытии и расследовании деятельности преступных сообществ;
5) выявление причин и условий, способствующих возникновению организованной преступности.
Кроме того, главным и приоритетным направлением в деятельности
управления были обозначены выявление и пресечение противоправной деятельности наиболее устойчивых преступных формирований и их лидеров, оказывавших негативное влияние на нормальную жизнедеятельность населения в различных регионах республики.
Всего за период работы УБОПБ было выявлено и раскрыто более 700 преступлений, пресечена деятельность 38 наиболее устойчивых и активных преступных формирований. Выявлены и раскрыты тяжкие преступления, совершенные в республике, в том числе 11 умышленных убийств, совершенных при отягчающих обстоятельствах, 18 разбоев с применением оружия, 62 грабежа и10 изнасилований. Задержаны и привлечены к. уголовной ответственности 31 лидер и «авторитет» преступной среды, совершивших ряд тяжких преступлений в организованных групп.
В процессе реализации проекта «Crime Prevention» за 4 года (1997-2000) для
ГУБОПБ приобретено 14 скоростных автомашин, 11 компьютеров с программным обеспечением и выходом в Интернет, 35 носимых радиостанций, телефоны, уникальная милицейская спецтехника; оборудованы и оснащены учебные классы;
организованы 4 научно-практические конференции по актуальным проблемам
с организованной преступностью в Центральноазиатском регионе. Все
рудники ГУБОПБ обучались на курсах повышения квалификации в базовых
полицейский Академиях за рубежом. За счет проекта 230 сотрудников органов
внутренних дел Кыргызстана занимались на курсах по овладению английским
компьютерными технологиями, состоялись учебные туры руководителей
МВД в Германию, Англию, Данию, Италию, Голландию 19 зарубежных
специалистов в области борьбы с коррупцией, терроризмом, мафией посетили Бишкек где провели тренинги, тематические семинары с руководящими работниками правоохранительных органов, передали свои рекомендации, методические разработки для использования на практике. Реализация проекта «Crime Prevention» способствовала укреплению потенциала МВД, правопорядка и общественной безопасности в Кыргызстане1.
В ноябре 2001 г. Проект был окончен, а Управление по борьбе с организованной преступностью было преобразовано в структурное подразделение Главного управления уголовного розыска МВД Кыргызской Республики.
Между тем, УБОП не смогло выполнить в полном объеме задачи, которые на него возлагались. Выступая с докладом на заседании коллегии МВД 20 января 2001 г. заместитель министра внутренних дел генерал К. Садиев, характеризуя деятельность ГУБОП, справедливо подчеркнул: «ГУБОП не нашло пока своего четкого места в системе МВД. Кидаются во все стороны, на протяжении ряда лет так и не могут определиться, работают поверхностно. Так далее нельзя... надо перестроить работу. Это Главк, который должен иметь свое лицо, свои приоритеты»2.
По-прежнему правоохранительные органы республики лишь выявляют и обезвреживают не разветвленные преступные структуры и их криминальную деятельность в полном ее объеме, а лишь отдельные преступные деяния рядовых участников этих сообществ.
Несомненно, требуется качественно иное противодействие организованной преступности, принципиально новое решение вопросов уголовной политики, в том числе организации деятельности правоохранительных органов (возможно через создание новой специализированной структуры).
В связи с отсутствием необходимой правовой базы для борьбы с организованной преступностью и коррупцией правоохранительные органы находятся в сложной ситуации, нет у них и достаточного опыта борьбы с некоторыми новыми видами преступлений, особенно в сфере реформирующейся экономики, банковской системы, существуют проблемы в материально-техническом оснащении и подготовке кадров.
В настоящее время не разработан Законопроект «О борьбе с организованной преступностью». В результате отсутствует важнейший инструмент борьбы с организованной преступностью. Не отработаны механизмы декларирования доходов государственных служащих (принятый в марте 2003 г. закон «О борьбе с коррупцией» мало что изменил в этой сфере контроля). Все это приводит к тому, что коррумпированные чиновники избегают уголовной ответственности и не способствует эффективной борьбе с этим видом преступности.
Трудности с доказыванием возникают и по составам преступлений,
иных, в частности, с так называемым отмыванием «грязных» капиталов, что
требует соответствующих норм для осуществления финансового контроля и получения от банков необходимой информации о подозрительных операциях, как это введено в ряде стран.
По нашему мнению, УБОП ГУУР МВД КР с его малочисленным штатом и слабой оснащенностью, по сути, является усеченной службой, так как не может осуществлять свою деятельность в полном объеме.
Существенным пробелом законодательства является отсутствие в действующем уголовном законе нормы об ответственности: за воспрепятствование немедленному предоставлению по требованию правоохранительных органов необходимых статистических, отчетных материалов в органах государственной власти и управления и иных структурах; за собирание любым способом в правоохранительных органах сведений, содержащих служебную тайну, и т.д.
Отсутствие реального механизма физической защиты потерпевших, свидетелей, эксперта, а также подозреваемых и обвиняемых (как фактическим, как и потенциальным) также отрицательно сказывается на показателях борьбы с организованной преступностью. Свидетелям и их близким (родственникам) нередко грозит опасность в виде совершаемых в отношении их разнообразных противоправных действий, вплоть до убийства. Так, лицу, являющемуся членом преступного объединения, давшему показания, изобличающие в совершении преступления лидера или иного руководителя объединения, в соответствии с антиобщественными традициями и обычаями нередко грозит смерть. Поэтому для обеспечения эффективной борьбы с организованной преступностью необходимо, Обеспечить реальную защиту свидетелей, потерпевших, экспертов от возможных посягательств.
Вышеперечисленное - лишь часть проблем, подлежащих решению, чтобы быстрее построить эффективную систему борьбы с организованной преступностью.
Необходимо найти принципиальный и единственно правильный подход к противодействию организованной преступности и коррупции, а именно: объединить все силы и средства, привлекаемые на борьбу с этим злом Для этого необходимо разработать специальную концепцию и Закон «О борьбе с организованной преступностью», рассчитанные на ближайшую, среднесрочную и мерочную перспективы.
Как известно, свое выражение государственная политика борьбы с
преступностью получает в соответствующих Программах. В Кыргызской республике принята программа по усилению борьбы с экономической преступностью, контрабандой и коррупцией, рассчитанная на 2001-2003 гг. Имеется даже Программа мер по борьбе с незаконным вывозом и торговлей людьми в Кыргызской Республике на 2002-2005 годы. В марте 2003 г. Совет безопасности утвердил антикоррупционную стратегию государственной политики.
Однако специализированной Программы по борьбе с организованной преступностью нет. Отсутствует и соответствующая концепция, которая должна, как отмечают российские криминологи, основываться на выверенных методологических подходах и включать в себя продуктивную методику предупреждения организованной преступности и прогнозирования тенденций ее развития. Это предполагает разработку теоретической модели организованной преступности (содержащей понятия, признаки организованной преступности и составляющих ее структурных компонентов, функций, форм и видов организованной преступной деятельности и т. п.); криминологическую оценку ее состояния и тенденций 'развития; изучение причинного комплекса, обуславливающего появление и воспроизводство данного вида преступности; определение перспектив совершенствования правовых, организационных, криминалистических, оперативно-розыскных основ борьбы с организованной преступностью.
Очевидно, что проведение подобного рода исследований возможно лишь при условии их организационного и финансового обеспечения, привлечения квалифицированных научных кадров и необходимых средств.
Анализ практики осуществления оперативных мероприятий в борьбе с организованной преступностью показывает, что непременными элементами концепции должны быть:
1) методика борьбы с организованной преступностью и ее проявлением,
включающая социально-экономическую характеристику современного периода с
криминологическим описанием причин и условий роста организованной преступности, комплексным анализом преступности и ее видов, прогнозом ее развития, целями и основными направлениями борьбы с преступностью;
2) раздел, включающий совокупность мер, обеспечивающих качественное
развитие правовых, организационных, социальных основ деятельности
правоохранительных органов по борьбе с организованной преступностью;
3) раздел, содержащий меры совершенствования профессиональной
подготовки работников правоохранительных органов;
4)раздел, посвященный определению наиболее эффективных мер борьбы с
определенными видами преступлений и обусловливающими их негативными социальными явлениями;
5)раздел, содержащий статьи расходов на приобретение новейших средств
технической разведки и обеспечения ими оперативных служб;
6)раздел, включающий гарантии правового использования средств технической разведки, как в оперативных целях, так и в качестве представления их как вещественных доказательств;
7) раздел, включающий гарантии развития негосударственной системы
реагирования на преступность;
8) раздел о мерах правового информирования населения.
Данная структура не рассматривается как оптимальная, отражен лишь минимум формальных требований, исходящих из следующих основных целей:
1) обеспечение научно обоснованного социального контроля над
преступностью, препятствующего стихийному ухудшению криминальной обстановки в республике;
2) снижение числа и уровня отрицательных последствий общественно-
политического, социально-экономического, культурного, экологического,
нравственного и психологического характера, создаваемых организованной преступностью;
3) существенное увеличение эффективности системы мер по борьбе с
организованной преступностью;
4) обеспечение безопасности сотрудников, участвующих в раскрытии
особо тяжких видов преступлений;
5) повышение правовой культуры населения и работников
правоохранительных органов в борьбе с организованной преступностью.
Необходимо, чтобы государственная политика борьбы с организованной преступностью опиралась, прежде всего, на такие принципы, как:
1) приоритет общечеловеческих ценностей;
2) защита жизни и здоровья человека от преступных посягательств;
3) приоритет нравственных начал экономической целесообразностью,
когда предпочтение должно быть отдано эффективным в гуманитарном
отношении мерам борьбы с преступностью;
4) демократизм, означающий представление гражданам и их объединениям
рапных с государственными органами возможностей в выработке системы мер
борьбы с преступностью, определении ее приоритетов и расходов на реализацию соответствующих программ;
5) гласность, предполагающая комплекс гарантий всестороннего, доступного
пения состояния преступности и практики борьбы с нею;
6) приоритет профилактики по отношению к остальным мерам борьбы с
преступностью;
7) приоритет развития социальной базы правоохранительных органов над
решением вопросов интенсификации их деятельности.
Созданию такой программы должно предшествовать всестороннее изучение феномена организованной преступности, тенденций ее роста и состояния борьбы организованной преступностью в Кыргызстане на современном этапе.