2. Механизмы деятельности организованной преступности
2.1. Роли членов организованной преступной сети.
2.1.1. Распределение ролей между членами организованной преступной сети.
Распределение ролей между членами организованной преступной сети в основном происходит по известной схеме: организатор - пособник - исполнитель.
Однако имеются определенные особенности:
1) в группах, организованных по признаку землячества, лидером становится, правило, наиболее авторитетная личность, которая консолидирует группу и определяет задачи, назначает своих приближенных на ответственные позиции респондентов;
2) в группах по признаку клана или рода лидером является представитель
более сильного рода (клана), как правило, занимающий определенный пост в
государственном органе (80% респондентов);
3) в этнических преступных группах лидерами становятся харизматические
личности, обладающие организаторскими способностями и волей, могущие
подавить инакомыслие членов организованной преступной группы (ОПГ) (90%
респондентов);
4) в «спортивных» группах иерархия и распределение ролей устанавливается
В зависимости от лидера, обладающего наиболее развитым интеллектом и
физической силой (100% респондентов);
5) распределение ролей и задач в группах по признаку судимости происходит
по каналам криминальной субкультуры (80% респондентов);
6) в преступных группировках, образованных в результате слияния преступников СНГ, доминирующую роль играют нередко российские ОПГ, имеющие в Кыргызстане свои своеобразные филиалы, например для контроля и Обеспечения безопасности наркотрафика (70% респондентов).
2.1.2. Наличие у «лидеров» сети эксклюзивных связей, имеющих решающее значение для сети.
В организованной преступности наличествуют достаточно налаженные
эксклюзивные связи «лидеров» с должностными лицами, обладающими жизненно
нижними функциями для существования ОПГ. Так, в 1997-2000 годах службой
собственной безопасности (ССБ) МВД КР были выявлены массовые факты
тонного использования национальных паспортов и выдачи виз лицам, стремящимся незаконно эмигрировать за рубеж или укрывающимся от следствия и суда.
Задействуя механизмы коррупции, преступники могут пользоваться
государственной поддержкой и высокопоставленных лиц, в частности,
использовать государственные номера автомашин серии KG (KS), правом использования, которых обладают только члены правительства, президентского аппарата и Жогорку Кенеша КР (Парламента).
2.2. Механизмы незаконной деятельности
Механизмы наркотрафика. Преступная сеть, специализирующаяся на транспортировке наркотиков, все чаще использует северный маршрут афганского наркотрафика через территорию Центральноазиатских государств в Российскую Федерацию, страны Балтии и далее в Европу. Преступная сеть устанавливает контакты с производителями наркотиков напрямую через наркокурьеров и филиалы, расположенные как в Кыргызстане, так и на территории СНГ. Переброска наркотиков облегчается с учетом «прозрачности» границ и слабого контроля со стороны пограничных служб и служб сопредельных государств. Так, вооруженное нападение экстремистов на ряд сел Баткенской области КР летом в 1999-2000 гг., напрямую связаны с незаконной переброской наркотиков в республику. Так называемые анклавы «Сох» и «Ворух» использовались как базы транзита наркотиков.
Механизмы отмывания денег. Преступная сеть, отмывая «грязные» деньги, любыми путями стремится их легализовать. Схема весьма примитивна, например, государственные чиновники, покупают недвижимость и оформляют ее на своих родственников. В прессе имеются публикации о т.н. «Царском Селе» и замках высокопоставленных особ, занимающих ответственные посты в Правительстве, в Президентском аппарате и Жогорку Кенеше КР, которые построили эти дворцы и строят за счет, т.н. «спонсорской поддержки» предпринимателей и незаконного использования кредитов, выделенных международными финансовыми организациями на реанимацию экономики республики.
Механизмы торговли людьми. Торговля людьми осуществляется по двум направлениям:
1) с целью сексуальной эксплуатации:
2)с целью иной эксплуатации.
Как правило, различные турфирмы, используя доверчивость отдельных граждан, их стремление избавиться от нужды, бедности, публикуют объявления в СМИ о предоставлении гарантированной работы за рубежом для девушек приятной внешности в качестве гувернанток, официанток или танцовщиц. Однако, за границей многих из них принуждают заниматься проституцией или тяжелым неквалифицированным и малооплачиваемым трудом. Случаи такого обмана людей, у которых при въезде в чужую страну преступники отбирают паспорта, отмечались ранее в Турции, ОАЭ, Бельгии, Южной Корее, Официальное число цин, выехавших в 1999 г. из Кыргызстана, составляет 8 тыс 367 человек ее двух третей выехало в страны СНГ, остальные - в страны дальнего .иежья Точных данных о количестве женщин, вывезенных из страны в целях пуатации, получить не удалось. По оценкам, основанным на данных МИД КР и
Государственной Таможенной инспекции, в 1999 г. было выявлено 200 случаев незаконного вывоза женщин из Кыргызстана. Однако, на основе анализа информации, полученной в ходе проведения опроса женщин - жертв, обсуждений фокус - группе, в 1999г. количество незаконно вывезенных женщин составило I1. Более четверти опрошенных женщин ездили в страны СНГ, остальные - в нее зарубежье. При этом также выявлено 7 случаев торговли юношами и 'дыми мужчинами. В Бишкеке были выявлены четыре торговца, специализировавшихся на торговле мальчиками. Большой резонанс в обществе вызвала статья, опубликованная в газете «Дело №» 26 июня 2000г., о 15-летнем мальчике из Бишкека, которого удалось освободить в аэропорту г. Алматы. Его отправляли в г. Дубай для «работы в гостинице». Мальчика похитили и держали на территории Казахстана. Этот пример свидетельствует о существовании транснациональных организованных криминальных группах, специализирующихся
на торговле людьми.
В последнее время оказались обманутыми тысячи кыргызских семей, которые
эксплуатируются на табачных плантациях Казахстана.
Механизмы ввоза нелегальных мигрантов. К категории нелегальных
мигрантов относятся лица, прибывшие в Кыргызстан самовольно и не желающие получить официальный статус беженца или лица, которым было отказано в этом усе, которые проживают в республике без соответствующего разрешения и прописки. Открытость границ и слабый иммиграционный контроль способствуют большему распространению транзитной нелегальной миграции через территорию
Кыргызстана. Установлены факты использования территории Кыргызстана для нелегального выезда граждан так называемых стран «риска» (Афганистан, Пакистан, Индия, Шри-Ланка, Бангладеш, Непал) в Российскую Федерацию, Казахстан, страны Западной Европы, США и Канаду, зачастую, с использованием подложных паспортов граждан Кыргызской Республики, а также въездных виз развитых стран. Слабая защищенность национальной визы и национального паспорта делают их доступными для подделки и использования в целях незаконного въезда в Кыргызстан. Данный процесс происходит вследствие наличия устойчивых групп преступников, включающих граждан Кыргызской Республики, оказывающих содействие в изготовлении и получении поддельных документов Кыргызской Республики, при помощи которых происходит процесс переброски нелегальных эмигрантов из стран "риска" далее в страны Запада и СНГ. Например, в 2000 г. А - гражданин Вьетнама прибыл в Кыргызскую Республику со своим национальным паспортом. В последующем, с целью выезда в Австралию он приобрел паспорт гражданина Кыргызской Республики, по которому выехал через КПП "Манас" в г. Стамбул, где при проверке паспорта нарушитель был снят с рейса и был депортирован из Турции обратно в Кыргызстан. Ориентировочно, средняя стоимость паспорта гражданина КР на «черном рынке» колеблется от 300 до 1500 долларов США. По информации ГУПК СНБ КР в 2000 и 2001 годах через границу Кыргызстана через четыре официально действующих КПП пропущено 45253 человек, в т.ч. иностранных граждан 19996 человек. По мнению экспертов это лишь десятая часть реально въезжающих в республику. В настоящее время границы с сопредельными странами Центральной Азии носят лишь административный характер, что с учетом сложного горного рельефа республики не позволяет создать действенную систему защиты от проникновения нелегальных мигрантов. Выявлено 169 граждан с поддельными документами, с неисправными документами - 844 человека. Проблема принятия мер по сдерживанию и предупреждению незаконной миграции в Кыргызской Республике относится к числу наиболее сложно разрешимых. Например, в 2000 году было выдворено за пределы Кыргызстана 359 иностранных граждан (в 1999гг. - 160), из них: граждан Индии - 260, КНР - 97, Пакистана - 15, Афганистан - 43, Ирана - 3, Турции - 4. Приведенные цифры показывают, что 80% правонарушений допущены гражданами так называемых стран «риска» (Афганистан, Пакистан, Индия), а также КНР, Турции, Ирана. Характер правонарушений в основном связан с невыездом из республики после определенного срока пребывания, а также пребывание в республике без виз и регистрации. Фактором, ухудшающим криминогенную обстановку , в данной области, являются коррупция среди отдельных представителей консульской службы МИД КР, паспортно-визовой службу МВДКР (о чем свидетельствуют задержания международных преступников с фальшивыми п.п. портами Кыргызской Республики за ее пределами и пр.).
2.3. Нелегальное производство
Наркотики. Синтетические наркотики в республике согласно официальным и неофициальным данным не производятся. С большей долей условности можно утверждать о производстве простейших наркотиков растительного происхождения, на пример, отдельные жители Иссык-Кульского региона приготавливают гашиш путем прессования, измельчения и т.п.
Прекурсоры (вещества, используемые при изготовлении сильнодействующих
наркотиков) в республику завозятся субъектами предпринимательства в
соответствии с разрешительными документами, выдаваемыми Агентством КР по
контролю наркотиков. Прекурсоры могут быть использованы организованными
преступными группами для производства полусинтетических наркотиков.
В 1993-94 гг. правоохранительными органами республики были выявлены факты производства эфедрона путем переработки травы - Эфедры Хвощевой, которая в изобилии произрастает в местных горах. Всего было выявлено около 40 таких фактов. При этом вряд ли можно назвать такого рода деятельность производством.
Фальшивомонетничество. В 1998 г. у преступной группы
фальшивомонетчиков были изъяты 100-сомовые фальшивые купюры на общую
сумму 100 тыс. сомов, множительная и копировальная техника, на которой
вались деньги. Группа сформировалась в сентябре 1997 г., чему
способствовало наличие специального образования у А. и Б., которые в свое время с отличием окончили политехнический институт. Используя компьютерную и множительную технику, преступники в короткие сроки наладили изготовление фальшивых денег в значительных количествах, которые по качеству исполнения не имели аналогов среди ранее изъятых денег данного достоинства. Исходным материалом, на котором печатались 100-сомовые купюры служили настоящие деньги достоинством 1 сом, с которых предварительно путем кипячения смывалась
краска. ...
Подделка спиртосодержащих напитков. Несмотря на предпринимаемые Правительством меры по снижению цен на ликероводочные изделия, бизнес по производству т.н. «самопальных» спиртосодержащих напитков не уменьшается. Например, в 1997 г.' сотрудники налоговой полиции выявили 220 фактов, подпольного производства водки, в основном в Бишкеке и районах Чуйской области.
2.4. Механизмы маркетинга
Наркотики. Вовлечение в потребление наркотиков (и одновременно их реклама) в основном осуществляется самими наркоманами. Не менее половины наркоманов сами являются мелкими сбытчиками. Весь героин и подавляющее большинство опия являются контрабандными и завозятся из Таджикистана крупными оптовыми сбытчиками. Сделки по продаже героина и опия в основном осуществляются в городах Ош или Бишкек. Часть наркотиков, не отправленных в ближнее или дальнее зарубежье, оседает в городах и продается (сдается под реализацию) сбытчиками среднего звена, которые, как правило, сдают наркотики под реализацию в пункты розничной торговли и мелким сбытчикам (барыгам). По оценкам экспертов в г. Бишкеке существуют и действуют более 200 точек розничной торговли наркотиками.
Местное производство наркотиков - гашиша и марихуаны характеризуется широким вовлечением жителей сел, где произрастает в изобилии конопля (Чуйская долина, Иссык-Кульская область). Местное население, как правило, неработающее, занимается сбором дикорастущей конопли и частично ее перерабатывает и употребляет, затем продает оптовым покупателям1.
Организованные преступные группы в сфере наркобизнеса в порядке конкуренции между собой нередко сотрудничают с правоохранительными органами с целью устранения конкурентов (оппонентов).
Распространение нелегальных спиртных напитков. Злоумышленники используют в большинстве случаев некачественный и дешевый технический спирт, предлагая низкосортную продукцию по низким ценам. Нелегалы продают свою некачественную продукцию на 2-3 сома дешевле и сбывают ее быстро.
2.5. Финансовые аспекты деятельности преступной сети
2.5.1. Расчеты прибыли сети
Доходы ОПГ складываются из расчета чистой прибыли за сферу деятельности на контролируемой территории, минус отчисления, на так называемые «издержки» - взятки должностным лицам, взносы в «общак» и выше стоящим по иерархии сообществам.
Пример расчета прибыли организованной проституции: у одной проститутки
в среднем в сутки бывает до 5 клиентов, которые за один час сексуальных услуг платят от 150 до 500 сомов (примерно 3-15 долл. США). Итого за сутки она срабатывает около 1000 сомов. В месяц выходит около 500 долларов. Из этой суммы она отдает 30-60 % сутенерше, которая отдает «крыше» (коррумпированным сотрудникам милиции, ОПГ) примерно 15%. По экспертным Оценкам в г. Бишкеке насчитывается более 500 проституток, которые работают на улицах.
Пример расчета прибыли наркобизнеса: обычно наркокурьер на автомашине за проезд по трассе Ош - Хорог платит до 300 долл. США, а прибыль от наркосбыта в конечном пункте назначения составляет 500-1000 долл. США от 1 кг героина.
2.5.2. Расходование преступных доходов
Около половины выручки от преступной деятельности расходуется на закупку и. ной партии «товара», на средства связи, на современные высокоскоростные машины, на подкуп (взятки) должностных лиц (70% респондентов). Другая часть идет на приобретение недвижимости (квартиры, дома). Остальное расходуется на «зарплату» членам ОПГ, на так называемую, «красивую жизнь» - ночные клубы,
отеки, кафе и т.п.
2.5.3. Инвестиции преступной сети
Инвестиции от прибыли ОПГ незначительны, как правило, вкладываются в сферу обслуживания населения (рестораны, кафе, ночные дискоклубы, бильярдные, парикмахерские и т.п.) (80% респондентов). Официально ни один шеи организованной группы не привлекался к ответственности за легализацию преступных доходов.
2.5.4. Характеристика деятельности по отмыванию денег
90 % экспертов указали, что в Кыргызстане не существует реального механизма борьбы с отмыванием денег. Не менее 30 % экономики приходится на теневой сектор, большинство сделок совершаются наличными деньгами, в связи с чем соответствующий мониторинг движения денег затруднен. Уклонение от налогов приобрело повальный характер. Согласно закону КР «О государственной службе» декларации о полученных доходах ежегодно подаются только государственными служащими, которые свое недвижимое и движимое имущество, как правило, оформляют на родственников. Также поступают и «беловоротничковые» расхитители. Урон, нанесенный экономическими преступлениями в 2000 г. составил около 9 процентов от государственного бюджета.
2.5.5. Использование подпольных банков
Как таковых подпольных банков в Кыргызской Республики до настоящего момента не обнаружено.