4. Использование легитимной среды

 

4.1. Защита от расследования и судебного преследования

 

Современные «воры в законе» в отличие от своих предшественников, с одной стороны, стараются тщательно маскировать ведущийся ими антиобщественный образ жизни под внешне законопослушный. Деятельность таких «воров в законе» связана преимущественно с решением организационных вопросов. В частности, «вор в законе» стремится устанавливать контакты с работниками правоохранительных органов и иных административных учреждений, он может отступать от любых неформальных норм, лишь бы это шло на пользу ему и его окружению. Часть «воров» из наиболее элитной группы особо опасных лидеров криминальной среды таковыми открыто в преступном мире не объявляются и известны довольно узкому кругу лиц «воровской» касты. Это соответствует тенденции не только дальнейшего укрепления нелегальной жизнедеятельности «воровского» сообщества, но и дальнейшего продвижения таких лиц в высшие сферы власти. Имеются факты избрания депутатами Парламента КР лиц, имеющих судимости и занимающихся нелегальным бизнесом.

Лидеры ОПГ - своеобразные генераторы преступных идей и взглядов. Они изобретательны и изощрены, общительны и умеют устанавливать контакты. В последние годы демонстрируют свою религиозность. Под маской порядочности «воры» далеко не всегда справедливы, как правило, лживы, мстительны, жестоки.

Преступная среда, основанная «ворами в законе», действует десятки лет. Она способствует формированию важнейших атрибутов маскировки преступников, таких как:

1)  тщательная  проверка сообщников по всем возможным каналама тем более  вновь появляющихся в ближайшем окружении;

2)оказание доверия только тем, кто проявил себя в совершении конкретных преступлений.    Эти    данные    воспринимаются    на    основании    свидетельств сообщников,   личных   наблюдений   и   рассказов   лиц,   заслуживших   доверие   в прошлом;

3)налаживание связи по тайным каналам для сбора и передачи информации, в том числе с арестованными, задержанными и содержащимися в изоляторах
временного содержания (ИВС),  следственных изоляторах (СИЗО),  тем более с осужденными, находящимися в исправительных учреждениях (ИУ);

4)  вербовка   для    этих   целей   сообщников   из   числа    конвоя охраны, администрации ии технического персонала мест лишения свободы;

5) создание системы «разборов» ситуаций, создающих угрозу преступной среде, в частности, входящих в преступные организации или связанных с ними.

В преступной среде постоянно формируются резервы организованной преступности респондентов).

4.2. Коррупция

 

Получили распространение не только «обычные» формы подкупа чиновников в виде денежных взяток и дорогих подарков, но и открытие для них счетов в зарубежных банках, приобретение недвижимости за границей, включение их в число соучредителей создаваемых акционерных обществ, организация выездов их за рубеж за счет различных частнопредпринимательских структур. Коррумпированные чиновники заключают контракты на поставку некачественной зарубежной продукции, реализуют невыгодные для страны инвестиционные проекты, стимулируют экономическую контрабанду сырья и стратегических материалов. В отдельных регионах государства получили развитие такие формы коррупции, при которых образуется своего рода «альянс» представителей местных властей, руководителей основных производств области или района, правоохранительных органов. В результате, как коммерческие структуры, интересы которых представляют эти должностные лица, так и организованные преступные формирования могут действовать в режиме «благоприятствования».

Наиболее пораженными коррупционными процессами оказались структуры власти и управления, связанные с рассмотрением и решением вопросов финансирования, кредитования, осуществлением банковских операций, лицензированием и квотированием, импортом и экспортом, распределением фондов, созданием и регистрацией предприятий малого и среднего бизнеса, проведением земельной реформы. Государственные чиновники получают взятки за оказание услуг приватизации государственной и муниципальной собственности, объектов народного хозяйства,

земельных участков  под строительствоза оказание услуг при  получении  на конкурсах   и   тендерах  госзаказов,   за   передачу   в   собственность   арендуемых помещений,     за      незаконное     получение     дивидендов     и     уклонение     от налогообложения.

Имеет место сращивание уголовной ии экономической преступности. Есть случаи, когда лидеры преступных групп, ощущая свою безнаказанность, претендуют на участие в обладании политической властью. Создаются политизированные преступные формирования с прямым горизонтальными и вертикальными связями, которые используют в корыстных целях участие в реализации государственных экономических программ, изымая значительную долю прибыли крупных промышленных предприятий, влияя путем насилия на распределение материальных и финансовых ресурсов, процесс приватизации и приобретение лидирующих позиций в экономике региона.

Наблюдается стойкая тенденция к распространению коррупции и иных противоправных деяний среди сотрудников правоохранительных органов. Для указанной категории лиц наиболее характерны злоупотребления служебным положением, сращивание с криминальными структурами, противоправное участие в предпринимательской деятельности. Действия или бездействие коррумпированных лиц позволяют преступникам длительное время уходить от ответственности, создают у населения мнение о неспособности властей добиться существенных результатов в борьбе с преступностью, в конечном счете приводят к перерастанию малых преступных групп в крупные межрегиональные преступные формирования.

4.3. Связи с посредниками

 

Отличительной чертой кланового организованного преступного формирования является наличие между их членами и иными причастными лицами, втянутыми в организованную преступную деятельность, практически нерасторжимых (в прошлом, настоящем и будущем) этнических, родственных или иных доверительных отношений; отношений, построенных на совместных криминальных делах (особенно если они не были в свое время раскрыты правоохранительными органами).

В этом плане ОПГ имеют, как правило, своих юристов, консультантов по налогообложению, нотариусов, адвокатов. Эти лица могут являться членами ОПГ, но в настоящее время прослеживается тенденция разового или постоянного использования их в качестве пособников и посредников. С правоохранительными, фискальными органами ОПГ сотрудничают избирательно, стремясь поставить под свой контроль, например, таможенный терминал, где осуществляется огромный товарооборот, при этом сами избегают таможенных платежей. Так, в недавнем прошлом   был   задержан   заместитель   руководителя   одной  государственной структуры, который, подделав диплом о высшем образовании, умудрился не без помощи поддержки «сверху» получить должность и благополучно использовать ее собственных интересах.>.

Адвокаты, сотрудничающие с ОПГ, как правило, хорошо знакомы с судьями того района, области (территории) где действует ОПГ. Являясь посредниками между ОПГ и судьей, они могут фактически договариваться об оплате за i > соответствующий приговор или его отмену (60 % респондентов Привлечение ОПГ к сотрудничеству бухгалтеров, консультантов по налогообложению, биржевых брокеров, в первую очередь связано с корыстно-хозяйственной деятельностью преступной сети. Если имеются недобросовестные поставки товара на предприятия, занижение или завышение его стоимости, появление различных малых предприятий, занимающихся посредническими услугами, то, как правило, прослеживается преступная цепочка: директор предприятия - его заместитель - главный бухгалтер - инспектор фискального органа (60 % респондентов).

4.4. Взаимодействие с легитимными компаниями

 

Коррумпированные связи создаются организованными преступными группами корыстно-хозяйственной ориентации чаще всего в органах хозяйственного управления, т.е. в ведомственных и межведомственных управленческих 1 структурах,   контрольно-ревизионных,   плановых,   финансовых   органах   (70   % респондентов). Эти связи обеспечивают стабильность организованной преступной деятельности.

Все чаще объектом посягательства организованной преступности и коррупционеров становится сырьевая база КР. Пользуясь несовершенством системы охраны государственной границы между бывшими союзными республиками, пробелами в уголовном и таможенном законодательстве, коммерсанты входят в преступную связь с сотрудниками таможенной службы и вывозят из КР стратегическое сырье, цветные и редкоземельные металлы, одновременно ввозя контрабандой дешевый, а зачастую просто некачественный товар, автомобили, спиртные и табачные изделия.

Более    подробнее    отдельные    аспекты    проникновения    организованной преступности в легитимную среду отражают мнения экспертов:

1)  отмечались   случаи  участия   сотрудников  правоохранительных  органов, прокуратуры,     судов     в     организованной     преступной    деятельности     (70% респондентов);

2)  имели   место   случаи   сотрудничества   пограничных   служб,   персонала таможни с лицами, осуществляющими контрабанду (80% респондентов);

3)    организованные преступные группы через свои связи в правоохранительных органов могут иметь  возможности  в сборе  информации для  «давления»  на следователя (90% респондентов););

4)  нельзя   исключать   вероятное   использование   женщин   для получения информации изиз правоохранительного органа, ведущего расследование (60% респондентов););

5)  отмечается стремление ОПГ к приобретению политического влияния (70% респондентов););

6)ОПГ могут оказывать с помощью денег влияние на госчиновников и членов парламента (80% % респондентов);

7)  вплоть   до   настоящего   времени   факты   осуждения государственных чиновников заза участие в организованной преступной деятельности отсутствуют.
Случаевев, когда представители организованной преступности лично приобретали политическое   влияниеие,   не   отмечено.   Как   правило,   происходитсращивание преступных групппп с "группами влияния" в отдельных органах государственного
управления   путем   подкупа   должностных   лиц   и   попытки,   такимобразом, воздействовать нана процесс принятия нужных решений (90% респондентов);

8)  организованные   преступные   группы   могут  оказывать   и периодически оказывают с помощью денег влияние на других лиц в тех сферахкоторые непосредственно   затрагиваютют   их   деятельность.   Это   подтверждают   факты
коррупции в среде органов государственного управленияОднако отсутствие требуемой нормативноно-правовой базы в данной области (она находится встадии доработки   и>и   усовершенствования)   приводит   к   низкой   эффективностимер, направленных на>на противодействие данным явлениям (80% респондентов).