2.5. Возможности превенции и борьбы с организованной преступностью

 

Возможности превенции организованного преступного поведения заложены в Уголовном кодексе, где имеются специальные нормы, предусматривающие достаточно суровые наказания за организованную преступную деятельность. Вполне    обоснованным    является    предложение    некоторых    законодателей установить  смертную казнь за особо тяжкие преступления, совершаемые организованными группами, что в конечном итоге только повысит профилактический потенциал уголовного закона (70% респондентов).

Успешное выявление и пресечение деятельности преступных групп (что само по себе является одной из форм превенции преступной деятельности) зависит от проявления инициативы со стороны самих сотрудников оперативных подразделений, их профессиональной подготовки, комплексного использования методов борьбы с преступностью и организации взаимодействия с другими службами ОВД и ГУИН.

Ниже   приводятся  оценки   экспертов   относительно  отдельных  аспектов (проблем) борьбы с организованной преступностью:

1) в целях противодействия преступной деятельности в стране в 2001 году приняты    специализированные   государственные    программы    ("О   борьбе    с преступностью",    "Об    усилении    борьбы    с    коррупцией,    контрабандой    и экономическими преступлениями"), эффект которых невысок (90% респондентов).
Однако,   вплоть  до  настоящего   времени,   не   приняты   Законы   "О  борьбе   с организованной преступностью", "О легализации преступных доходов";

2)    значительных изменений в эффективности обеспечения правопорядка и эффективности следствия, судебного преследования и вынесения приговора по делам об организованной преступности, (кроме издания ряда Указов Президента КР по усилению борьбы с коррупцией) не отмечено (90 % респондентов);

3)    крайне низок уровень технического обеспечения борьбы с организованной преступностью      (100%      респондентов).      Так,      например,      техническими возможностями электронного слежения правоохранительные органы в настоящее время практически не располагают;

4) недостаточно   используются   контролируемые   поставки,   большая   часть которых в силу специфики расположения республики на пути  наркотрафика, осуществляется в основном в рамках борьбы с наркобизнесом;

5)    по делам, связанным с расследованием транснациональной организованной
преступности
, мало практикуется участие сотрудников соответствующих органов в совместных группах и операциях (50% респондентов);

6) слабо налажен обмен оперативной  информациейкоторый в основном происходит  на  уровне  низового  звена  с  опорой  на  личные  контакты  (70% респондентов). При обмене такими сведениями основной проблемой является
неоперативность решения практических вопросов (80% респондентов);

7)  практически   не   проводятся   финансовые   расследования   в   делах   об организованной преступности (80 % респондентов). Ни одного уголовного дела по ст.  183 УК КР об отмывании денег в республике не зафиксированоЭтому способствует бездействие отчетной системы для подозрительных финансовых операций;

8)нет национальной программы защиты свидетелей. Институт переговоров, заключении   сделки   о   признании   вины   на   уровне   УПК   и   УК   КР   носит декларативный   характер   и   в   реальной    практике   не   используется   (90% респондентов);

9)в последние годы заметно активизировался институт оказания правовой помощи в рамках СНГ (90% респондентов)1. Однако информации по правовой помощи со странами дальнего зарубежья не имеется, сведения о работе по
исполнению    Минской    Конвенции    о    правовой    помощи    от    1993    года систематизированытолько   начиная   с   1999   года.   Основной   проблемой в достижении успешныхх результатов, относящихся к получению взаимной правовой помощи между Кыргызстаном и другими государствами, является затягивание в исполнении    международных   поручений,   направляемых   за   рубеж   по   линии Интерпола (80% респондентов).

Важным средством превенции организованной преступности является деятельность средств массовой информации. Однако, информирование журналистов о борьбе с организованной преступностью, как правило, происходит несистемно, после очередных громких дел, связанных с деятельностью ОПГ (заказного убийства, хищения в особо крупном размере и т.п.) (70% респондентов).

Направлениями повышения эффективности превенции и пресечения организованной преступности, по мнению абсолютного большинства экспертов, представляются:

1) разработка и применение достаточной нормативной базы (включая внесение соответствующих изменений и дополнений в уголовный, уголовно-процессуальный и уголовно-исполнительный кодексы, закон «Об оперативно-розыскной деятельности», принятие законов «О борьбе с организованной преступностью», «О борьбе с легализацией преступных доходов»);

2)  достаточное    ресурсное    обеспечение     борьбы     с    организованной преступностью;

3)     достаточная       квалификация       и       специализация  работников правоохранительных органов;

4) поддержка общественного мнения.