1. Разложение первобытнообщинного строя
и развитие общественного и имущественного неравенства привело к появлению
сословий - варн. Все свободные стали делиться
на группы, не равные по своему общественному положению, правам и обязанностям.
С оформлением рабовладельческого государства деление всех свободных
на четыре варны было объявлено извечно существующим порядком и освящено
религией. В соответствии с Законами Ману существовали следующие варны:
- брахманы - члены жреческих родов;
- кшатрии - военная аристократия;
- вайшьи (вайшии) - свободные полноправные общинники;
- шудры - низшая варна, неравноправные члены общества.
Образ жизни каждой варны был сформулирован в специальных законах - дхармах.
В компетенцию первых двух варн входило государственное управление. Вайшьям
предписывалось заниматься земледелием, скотоводством, ремеслом и торговлей.
Шудры должны были находиться в услужении у трех высших варн.
С течением времени сословия становились все более замкнутыми. Этому
способствовали:
- строгая эндогамность - заключение браков между представителями одной
варны;
- определенная, наследственно закрепленная профессия;
- поклонение одним богам.
Переход из одной варны в другую строго запрещался. Ограничивалась зозможность
смешанных браков, устанавливалось разное материаль-
ное возмещение за убийство лица в зависимости от его принадлежности
к определенной варне: за проступки члена высшей варны по отношению к члену
низшей полагалось более мягкое наказание, и наоборот. Впоследствии, с
превращением свободных общинников в зависимых крестьян, вайшьи стали по
значению приближаться к шудрам, а две первые касты - касты знати - обособились
от двух низших.
2. Важнейшим компонентом социального, общественного
и экономического строя в Маурийский период была община,
поскольку объединяла значительную часть населения - свободных земледельцев.
Самой распространенной формой общины была сельская, хотя кое-где еще существовала
и примитивная родовая.
В общине сохранялись черты единого коллектива и старые общинные традиции
- свободные жители на собраниях решали различные вопросы управления. Со
временем все большее значение приобретали главы деревни.
Вначале глава общины выбирался на собрании общинников, затем утверждался
государственной властью, постепенно превращаясь в ее представителя. В
общине наблюдался процесс имущественного разделения:
- верхушка, эксплуатировавшая рабов и наемных работников;
- общинники, которые сами работали на своих участках;
- разорившиеся общинники, которые лишались земли и орудий труда и были
вынуждены работать в качестве арендаторов.
Деревенские ремесленники также занимали различное положение:
- ремесленники, которые работали самостоятельно и имели собственные
мастерские;
- ремесленники, которые нанимались на работу за определенную плату.
3. Рабство Древней Индии
отличается своей неразвитостью - наряду с рабовладельческими отношениями
продолжают сохраняться пережитки первобытнообщинного строя: индийские
рабы могли иметь семьи, собственность, право на наследование, право собственности
на получаемые дары. Свободный, становясь рабом, не терял своих семейных,
родовых и кастовых связей.
Рабский труд не играл значительной роли в экономике Древней Индии. В
праве древнеиндийского государства отсутствует отчетливое противопоставление
свободных и рабов, поскольку, хотя это государство и было рабовладельческим,
но варны заслоняли собой классы. Тем не менее Законы Ману указывают следующие
разряды рабов:
- захваченные под знаменем (военнопленные);
- рабы за содержание;
- рабы, рожденные в доме хозяина;
- купленные;
- подаренные;
- доставшиеся по наследству;
- рабы в силу наказания.
Характерной чертой древнеиндийского рабства было наличие законодательства,
направленного на ограничение произвола хозяина по отношению к рабам. |