Общественный строй Древней Индии
 

1. Разложение первобытнообщинного строя и развитие общественного и имущественного неравенства привело к появлению сословий - варн. Все свободные стали делиться на группы, не равные по своему общественному положению, правам и обязанностям.

С оформлением рабовладельческого государства деление всех свободных на четыре варны было объявлено извечно существующим порядком и освящено религией. В соответствии с Законами Ману существовали следующие варны:

  • брахманы - члены жреческих родов;
  • кшатрии - военная аристократия;
  • вайшьи (вайшии) - свободные полноправные общинники;
  • шудры - низшая варна, неравноправные члены общества.

Образ жизни каждой варны был сформулирован в специальных законах - дхармах. В компетенцию первых двух варн входило государственное управление. Вайшьям предписывалось заниматься земледелием, скотоводством, ремеслом и торговлей. Шудры должны были находиться в услужении у трех высших варн.

С течением времени сословия становились все более замкнутыми. Этому способствовали:

  • строгая эндогамность - заключение браков между представителями одной варны;
  • определенная, наследственно закрепленная профессия;
  • поклонение одним богам.

Переход из одной варны в другую строго запрещался. Ограничивалась зозможность смешанных браков, устанавливалось разное материаль-

ное возмещение за убийство лица в зависимости от его принадлежности к определенной варне: за проступки члена высшей варны по отношению к члену низшей полагалось более мягкое наказание, и наоборот. Впоследствии, с превращением свободных общинников в зависимых крестьян, вайшьи стали по значению приближаться к шудрам, а две первые касты - касты знати - обособились от двух низших.

2. Важнейшим компонентом социального, общественного и экономического строя в Маурийский период была община, поскольку объединяла значительную часть населения - свободных земледельцев. Самой распространенной формой общины была сельская, хотя кое-где еще существовала и примитивная родовая.

В общине сохранялись черты единого коллектива и старые общинные традиции - свободные жители на собраниях решали различные вопросы управления. Со временем все большее значение приобретали главы деревни.

Вначале глава общины выбирался на собрании общинников, затем утверждался государственной властью, постепенно превращаясь в ее представителя. В общине наблюдался процесс имущественного разделения:

  • верхушка, эксплуатировавшая рабов и наемных работников;
  • общинники, которые сами работали на своих участках;
  • разорившиеся общинники, которые лишались земли и орудий труда и были вынуждены работать в качестве арендаторов.

Деревенские ремесленники также занимали различное положение:

  • ремесленники, которые работали самостоятельно и имели собственные мастерские;
  • ремесленники, которые нанимались на работу за определенную плату.

3. Рабство Древней Индии отличается своей неразвитостью - наряду с рабовладельческими отношениями продолжают сохраняться пережитки первобытнообщинного строя: индийские рабы могли иметь семьи, собственность, право на наследование, право собственности на получаемые дары. Свободный, становясь рабом, не терял своих семейных, родовых и кастовых связей.

Рабский труд не играл значительной роли в экономике Древней Индии. В праве древнеиндийского государства отсутствует отчетливое противопоставление свободных и рабов, поскольку, хотя это государство и было рабовладельческим, но варны заслоняли собой классы. Тем не менее Законы Ману указывают следующие разряды рабов:

  • захваченные под знаменем (военнопленные);
  • рабы за содержание;
  • рабы, рожденные в доме хозяина;
  • купленные;
  • подаренные;
  • доставшиеся по наследству;
  • рабы в силу наказания.

Характерной чертой древнеиндийского рабства было наличие законодательства, направленного на ограничение произвола хозяина по отношению к рабам.