1. Для Магадхско-Маурийской эпохи характерны
усиление монархической власти и падение
роли институтов племенного управления.
Главой государства являлся царь. При переходе власти строго соблюдался
принцип наследования - еще при жизни царь назначал одного из своих сыновей
наследником престола.
Царь стоял во главе государственного аппарата и обладал законодательной
властью - был главой фискальной администрации, верховным судьей, издавал
эдикты, назначал крупных государственных чиновников. Важное место при
дворе занимал царский жрец, принадлежавший к влиятельному брахманскому
роду. При царе существовали советы:
- паришад - совет царских сановников;
- тайный совет;
- раджа-сабха, или царский совет.
В случае крайне неотложных дел члены паришада собирались вместе с членами
тайного совета, состоявшего из особо доверенных лиц. В эпоху Маурьев паришад
приобрел функции политического совета, занимаясь проверкой всей системы
управления и выполнением приказов царя. Он состоял из военной и жреческой
знати, которая стремилась сохранить свои привилегии и ограничить абсолютную
власть правителя. В ранние периоды паришад был более широким по составу
и более демократическим по характеру органом власти, оказывал значительное
воздействие на раджу и его политику. Постепенно он сократился по количественному
составу, аристократизировался, его роль была сведена к выполнению совещательных
функций при царе. Подобные преобразования претерпела и сабха - ранее широкое
по составу собрание знати и представителей городского и сельского населения.
К эпохе Маурьев состав сабхи становится значительно уже, она тоже приобретает
характер царского совета - раджа-сабхи.
2. В эпоху Маурьев государство имело следующее административно-территоральное
деление:
- главные провинции;
- обычные провинции (джанапады);
- области (прадеши);
- округа (ахале);
- деревни.
Главных провинций было четыре, и они обладали особым статусом, в том
числе большой автономией. Ими управляли царевичи. Для проверки царевичами
действий местных чиновников существовал институт специальных инспекторов.
Во главе джанапад стояли крупные государственные чиновники - рад-жуки.
В главных городах округов имелись канцелярии. Деревня была низшей единицей
провинциального управления.
3. В Древней Индии существовали две системы судов:
- царские;
- внутриобщинные (кастовые).
Высшей судебной инстанцией был царский суд, в котором участвовал сам
царь вместе с брахманами и советниками или замещавшая его судебная коллегия
(сабха), состоявшая из назначенного царем брахмана и трех судей. Царю
как высшему судье принадлежало право ежегодно объявлять амнистии.
Толковать в суде нормы права мог брахман, в крайнем случае кшатрий или
вайший.
Начиная с десяти деревень, во всех административных единицах должна
была назначаться судебная коллегия из трех судейских чинов. Кроме того,
уголовные дела разбирали специальные судьи. Борьбой с преступлениями в
городах занимались городские власти. Большинство дел рассматривали общинные
кастовые суды.
4. Войны и грабеж других народов рассматривались
как один из главных источников процветания государства. В связи с этим
армия играла весьма важную роль в Древней
Индии. Главнокомандующим армией считался царь. Большая часть награбленного
имущества переходила царю, остальное подлежало дележу среди солдат. Армию
комплектовали из следующих источников:
- наследственные воины - кшатрии;
- наемники;
- воины, поставляемые зависимыми союзниками, вассалами.
Армия также несла функции по охране общественного порядка. Она должна
была стоять на защите государственной целостности. |