1. Законы Ману
являются так называемой дхармашастрой - сборником норм (дхарм), правил,
определявших поведение индийцев в их повседневной жизни. Данные нормы
носили религиозный характер и были этическими, а не правовыми. Понятия
права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные
отношения, в Древней Индии не было.
Всего в Законах Ману двенадцать глав, которые состоят из 2685 статей,
написанных в форме двустиший. Статьи, содержащиеся в главах VIII и IX,
имеют непосредственно правовое содержание. Прочие разъясняют и закрепляют
существующее варновое (кастовое) устройство.
2. В соответствии с Законами Ману существуют следующие
способы возникновения права собственности:
- наследование;
- получение в виде дара или находка;
- покупка;
- завоевание;
- ростовщичество;
- исполнение работы;
- получение милостыни;
- давность владения (10 лет).
Приобретать вещь можно было только у собственника. Запрещалось доказывать
право собственности ссылкой на добросовестное владение. Если у добросовестного
приобретателя обнаруживалась украденная вещь, она возвращалась прежнему
собственнику. Уже в период создания Законов Ману в Индии понимали разницу
между собственностью и владением и уделяли значительное внимание охране
частной собственности, в первую очередь собственности на землю. Земли
подразделялись на земли царские, общинные и частных лиц. Законы Ману охраняют
также движимое имущество, упоминая рабов, скот, инвентарь как наиболее
значительное.
3. В Законах Ману рассматриваются и обязательственные
отношения. В основном в Законах говорится
об обязательствах из договоров. Рассматриваются следующие виды договоров:
- договор займа;
- договор найма рабочей силы;
- договор аренды земли;
- договор купли-продажи;
- договор дарения.
Наиболее подробно описывается договор займа. Закон устанавливает нерушимость
и преемственность долговых обязательств. Если должник не мог уплатить
долга в срок, он обязан был его отработать. Допускалось получение долга
с помощью силы, хитрости, принуждения. В случае смерти должника долг мог
перейти на сына и других родственников умершего.
Вследствие применения труда свободных наемных работников (карма-каров)
Законы Ману уделяют большое внимание договору найма рабочей силы. Условия
заключения договора зависели от работодателей. Неисполнение договора влекло
штраф, а виновному не выплачивалось жалованье. Если же невыполнение работы
было вызвано болезнью и нанявшийся, выздоровев, исполнял работу, он мог
получить жалованье.
Договор аренды земли получил развитие в Древней Индии ввиду проникновения
в общину процесса имущественной дифференциации - землю были вынуждены
арендовать разорившиеся общинники, которые лишались ее.
Договор купли-продажи в соответствии с Законами Ману должен был совершаться
в присутствии свидетелей и считался действительным лишь в этом случае.
В качестве продавца мог выступать только собственник вещи. Закон устанавливал
определенные требования к предмету договора и запрещал продавать товар
плохого качества, недостаточный по весу. Сделку можно было расторгнуть
без каких-либо уважительных причин, но не позднее чем в течение 10 дней
после совершения купли-продажи.
В Законах Ману рассматриваются также обязательства из причинения вреда.
В качестве основания для возникновения такого обязательства указывались
порча имущества, вред, причиненный движением повозки по городу. Виновный
должен был возместить причиненный ущерб и уплатить штраф царю.
4. В Древней Индии брак
представлял собой имущественную сделку, в результате которой муж покупал
себе жену и она становилась его собственностью.
Главой семьи был муж. Законы Ману требовали от жены почитать своего
мужа как бога, даже если он "лишен добродетели". Женщина полностью
зависела от своего супруга и сыновей - в детстве ей полагалось быть под
властью отца, в молодости - мужа, после смерти мужа - под властью сыновей.
За неверность она подвергалась суровому наказанию вплоть до смертной казни.
В соответствии с варновым устройством жена должна была принадлежать
той же варне, что и муж. В исключительных случаях мужчинам разрешалось
вступать в брак с женщинами из более низкой варны, но женщине из высшей
варны вступать в брак с мужчиной низшей варны запрещалось.
Будучи главой семьи, отец управлял всем ее достоянием, хотя все имущество
семьи считалось общим.
Древнеиндийское право не знало наследования по завещанию, только наследование
по закону: имущество после смерти родителей либо делилось между сыновьями,
либо оставалось у старшего сына, который становился опекуном оставшихся
в доме младших братьев. Дочери от наследования устранялись, но братья
должны были выделить им для приданого по одной четверти своей доли.
5. Законам Ману известны следующие понятия уголовного
права:
- формы вины;
- рецидив;
- соучастие;
- тяжесть преступления в зависимости от принадлежности потерпевшего
и виновного к определенной варне.
Это указывает на довольно высокий уровень развития. О существовании
в то время пережитков старины свидетельствует сохранение следующих понятий:
- принцип талиона ("мера за меру");
- ордалии (суд богов);
- принцип ответственности общины за преступление, совершенное на ее
территории, если преступник неизвестен.
Виды преступлений, называемых Законами Ману:
- государственные преступления;
- преступления против собственности;
- преступления против личности;
- преступления, посягающие на семейные отношения.
На первом месте стоят государственные - служба врагам царя, поломка
городской стены, городских ворот.
Законы Ману подробно описывают преступления против собственности и против
личности.
Среди имущественных преступлений Законы выделяют кражу, давая ее градации,
как тайное похищение имущества, от грабежа, совершаемого в присутствии
потерпевшего и с насилием к нему, был ли застигнут вор на месте преступления
или нет, совершена кража днем или ночью. Наказывались также укрывательство
вора и недонесение о виденной краже.
К насилию, совершенному над личностью, Законы Ману относили и убийство,
и телесные повреждения. Насильника считали худшим злодеем, чем ругателя,
вора и ударившего палкой.
Законы Ману знают также понятие необходимой обороны, убийство, совершенное
при защите себя, охране жертвенных даров, защите женщин и брахманов, не
наказывалось.
Преступлениями, посягающими на семейные отношения, Законы считают прелюбодеяние,
посягательство на честь женщины. Существовало множество видов
наказаний, в том числе:
- смертная казнь в различных вариантах (посажение на кол, сожжение
на кровати или костре, утопление, затравливание собаками и др.);
- для брахмана приравнивавшееся к смертной казни бритье головы;
- членовредительские наказания (отрезание пальцев, рук, ног);
- штрафы;
- изгнание;
- тюремное заключение.
6. Различия в ведении процессов
по уголовным и гражданским делам не было, а сам процесс носил состязательный
характер. Для рассмотрения исков Законы Ману называют восемнадцать поводов,
в том числе неуплату долга, заклад, продажу чужого, нарушение соглашения.
Верховный суд вершил царь с брахманами. Отделения суда от администрации
не существовало. Дела рассматривались, следуя порядку варн. Законы детально
регламентируют использование свидетельских показаний, которые служили
основным источником доказательств. Ценность показаний соответствовала
принадлежности свидетеля к определенной варне. В качестве свидетеля не
могли выступать заинтересованные лица и женщины.
При отсутствии свидетелей в качестве доказательств применялись ордалии
различных видов: испытание огнем, весами, водой и т. п. |