Древний Китай. Государство Цинь
 

1. Третий период истории Древнего Китая - царство Цинь, с 221 г. до н. э. до 207 г. до н.э.

С середины VIII в. до н. э., после уничтожения монархии Западного Чжоу, страна распалась на множество самостоятельных государств. Они вели между собой завоевательные войны, в ходе которых более слабые государства поглощались более сильными.

Царство Цинь возникло примерно в X в. до н. э. Первоначально оно находилось в зависимости от династии Чжоу, а затем, в период Чжаньго, вошло в число семи могущественных "воюющих царств". В III в. до н. э. оно подчинило себе остальные китайские государства.

2. В 359 - 348 гг. до н. э. государственный деятель, главный советник императора Шан Ян провел серию реформ, которые способствовали усилению центральной власти. .

Шан Ян являлся одним из основоположников философской школы легистов, ставившей превыше всего государственный закон. При нем строгое соблюдение законов считалось первостепенным условием порядка в стране. В этот период императором были утверждены обязательные для всех законы, введены единые письменные знаки, упорядочены меры веса и длины. В результате преобразований Шан Яна:

  • узаконивалось право частной собственности на землю и была официально разрешена свободная купля-продажа земли, что нанесло удар общинному землевладению;
  • проводилось принудительное дробление больших патриархальных семей, что также ускдряло распад общины;
  • в целях централизации вся территория государства была разделена на административные уезды - новое административное деление было проведено по территориальному принципу,
  • налоги стали взиматься исходя из количества обрабатываемой земли;
  • войско было перевооружено и реорганизовано.

3. В централизованной Циньской империи главой государства являлся император - хуанди. В его руках была сосредоточена вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти.

Имелся разветвленный государственный аппарат, возглавляемый двумя министрами - левым и правым ченсянами. Заместителями ченсянов были секретари. Другими высшими государственными чиновниками являлись начальник дворцовой стражи, чиновник, ведавший культом предков императора, чиновник, ведавший вопросами внешних сношений. Большую роль в деятельности государственного аппарата играли императорские советники.

Когда царство Цинь подчинило себе остальные древнекитайские царства, реформы Шан Яна были распространены на всю страну. В империи были произведены следующие преобразования:

  • административное. Территорию разделили на 36 областей, которые, в свою очередь, делились на уезды, уезды - на волости, а волости - на тин, представлявший собой низшую административную единицу;
  • аграрное. Поощрялось земледелие;
  • финансовое,
  • военное.

Каждую область возглавляли два управителя - представители военной и гражданской власти, назначаемые и смещаемые императором. Твердо установленные единые законы, каравшие за малейшие проступки, направляли деятельность имперских чиновников. Прежние аристократические титулы были уничтожены, критерием знатности стали богатство и заслуги перед государством.

4. В Циньской империи наличествовало специальное судебное ведомство, что свидетельствует о выделении судебных функций из общеадминистративных.

В качестве высшей судебной инстанции выступал сам император, который мог непосредственно разбирать судебные дела. Судебное ведомство следило за применением уголовных законов. Все дела о наиболее тяжких преступлениях проходили через его руки, особенно дела, связанные с превышением власти чиновниками. Во главе этого ведомства стоял тинвэй.

Провинциальный судья был одновременно и начальником тюрем в округе.

5. Армия играла огромную роль в Древнем Китае, что определялось частыми войнами и крестьянскими восстаниями.

Постепенно формировалась постоянная армия, находившаяся на содержании казны. Поначалу ее составляли телохранители императора и части, охранявшие столицу. На эти части возлагались и полицейские функции.

В империи Цинь существовала воинская повинность. В армию брали мужчин от 23 до 56 лет, которые должны были пройти годичную подготовку, нести гарнизонную службу в течение года и месяц в году служить в ополчении по месту жительства. Без указания сроков службы на охрану государственных границ направлялись провинившиеся чиновники, преступники, бродячие торговцы, а также те, кто потерял свободу за долги.