1. Третий период истории Древнего Китая
- царство Цинь, с 221 г. до н. э. до 207 г.
до н.э.
С середины VIII в. до н. э., после уничтожения монархии Западного Чжоу,
страна распалась на множество самостоятельных государств. Они вели между
собой завоевательные войны, в ходе которых более слабые государства поглощались
более сильными.
Царство Цинь возникло примерно в X в. до н. э. Первоначально оно находилось
в зависимости от династии Чжоу, а затем, в период Чжаньго, вошло в число
семи могущественных "воюющих царств". В III в. до н. э. оно
подчинило себе остальные китайские государства.
2. В 359 - 348 гг. до н. э. государственный деятель,
главный советник императора Шан Ян провел
серию реформ, которые способствовали усилению центральной власти. .
Шан Ян являлся одним из основоположников философской школы легистов,
ставившей превыше всего государственный закон. При нем строгое соблюдение
законов считалось первостепенным условием порядка в стране. В этот период
императором были утверждены обязательные для всех законы, введены единые
письменные знаки, упорядочены меры веса и длины. В результате преобразований
Шан Яна:
- узаконивалось право частной собственности на землю и была официально
разрешена свободная купля-продажа земли, что нанесло удар общинному
землевладению;
- проводилось принудительное дробление больших патриархальных семей,
что также ускдряло распад общины;
- в целях централизации вся территория государства была разделена на
административные уезды - новое административное деление было проведено
по территориальному принципу,
- налоги стали взиматься исходя из количества обрабатываемой земли;
- войско было перевооружено и реорганизовано.
3. В централизованной Циньской империи главой
государства являлся император - хуанди. В его руках была сосредоточена
вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти.
Имелся разветвленный государственный аппарат, возглавляемый двумя министрами
- левым и правым ченсянами. Заместителями ченсянов были секретари. Другими
высшими государственными чиновниками являлись начальник дворцовой стражи,
чиновник, ведавший культом предков императора, чиновник, ведавший вопросами
внешних сношений. Большую роль в деятельности государственного аппарата
играли императорские советники.
Когда царство Цинь подчинило себе остальные древнекитайские царства,
реформы Шан Яна были распространены на всю страну. В империи были произведены
следующие преобразования:
- административное. Территорию разделили на 36 областей, которые, в
свою очередь, делились на уезды, уезды - на волости, а волости - на
тин, представлявший собой низшую административную единицу;
- аграрное. Поощрялось земледелие;
- финансовое,
- военное.
Каждую область возглавляли два управителя - представители военной и
гражданской власти, назначаемые и смещаемые императором. Твердо установленные
единые законы, каравшие за малейшие проступки, направляли деятельность
имперских чиновников. Прежние аристократические титулы были уничтожены,
критерием знатности стали богатство и заслуги перед государством.
4. В Циньской империи наличествовало специальное судебное
ведомство, что свидетельствует о выделении судебных функций из
общеадминистративных.
В качестве высшей судебной инстанции выступал сам император, который
мог непосредственно разбирать судебные дела. Судебное ведомство следило
за применением уголовных законов. Все дела о наиболее тяжких преступлениях
проходили через его руки, особенно дела, связанные с превышением власти
чиновниками. Во главе этого ведомства стоял тинвэй.
Провинциальный судья был одновременно и начальником тюрем в округе.
5. Армия играла огромную
роль в Древнем Китае, что определялось частыми войнами и крестьянскими
восстаниями.
Постепенно формировалась постоянная армия, находившаяся на содержании
казны. Поначалу ее составляли телохранители императора и части, охранявшие
столицу. На эти части возлагались и полицейские функции.
В империи Цинь существовала воинская повинность. В армию брали мужчин
от 23 до 56 лет, которые должны были пройти годичную подготовку, нести
гарнизонную службу в течение года и месяц в году служить в ополчении по
месту жительства. Без указания сроков службы на охрану государственных
границ направлялись провинившиеся чиновники, преступники, бродячие торговцы,
а также те, кто потерял свободу за долги. |