1. В истории государства Древнего Рима
выделяют три периода:
- царский период- 753 - 510 гг. до н. э.;
- период республики - 509 - 27 гг. до н. э.;
- период империи - 27 г. до н. э. - 476 г. н. э.
Во время начального, так называемого царского, периода Римом последовательно
правили семь царей:
- Ромул;
- Нума Помпилий;
- Тулл Гостилий;
- Анк Марций;
- Тарквиний Приск;
- Сервий Туллий;
- Тарквиний Гордый.
2. Время основания города Рима
(753 г. до н. э.) характеризуется процессами разложения первобытнообщинного
строя у племен, обосновавшихся у реки Тибр. Объединение путем войн трех
племен (древних латинян, сабинян и этрусков) привело к образованию в Риме
общины. Экономической основой ранней римской общины было сельское хозяйство.
Все полноправное население Рима - римский народ, populus romanus делилось
на три племени, племена делились на роды (по сто в каждом племени, всего
триста), курии (объединение из десяти родов, всего их было тридцать) и
трибы (объединение десяти курий, всего три). Первоначально в определенные
дни роды, курии, племена, а затем и весь союз племен сходились на собрания
для рассмотрения дел о спорных наследствах и судебных спорах вообще, приговорах
к смертной казни и т. д.
Старейшины родов входили в сенат - совет старейшин, составленный, по
преданию, Ромулом из трехсот'сенаторов. В компетенцию сената входило предварительное
обсуждение всех дел, которые выносились на решение Народного собрания,
а также ведение текущими делами по управлению Римом. Постепенно он сделался
главной правительственной властью.
Главой римской общины, ее гражданским правителем и верховным военачальником
был реке - царь. Он избирался на комициях (народных собраниях, проходивших
по куриям, - куриатных комициях), участвовать в которых могли только патриции,
члены старейших римских родов. Первоначально к полноправному населению
относились лишь они. Каждый из патрициев обладал следующими правами:
- правом на земельный надел, закрепленный за ним и его семьей (будучи,
таким образом, -участником общей земельной собственности);
- правом на наследование этого надела и родового имущества вообще;
- правом на получение от рода помощи и защиты;
- правом на участие в религиозных обрядах и празднествах и т. д. Другая
часть населения, стоявшая вне родовой организации, называлась плебеями.
Плебеи были лично свободными, несли военную службу наряду с патрициями,
но получали не равную с ними долю военной добычи и должны были довольствоваться
лишь подачками.
С имущественной дифференциацией усложняется социальная структура общины.
В родах выделяются отдельные богатые аристократические семьи. Из их среды
выходят военачальники, городские магистраты. Постепенно патриции составили
господствующее сословие, владевшее крупными наделами земли и рабами, а
также обзавелись клиентами. Клиенты - обедневшие сородичи, бесправные
завоеванные или пришлые жители, - будучи лично свободными, но ограниченными
в правах, находились под покровительством патронов из патрициев, получали
от них земельные наделы, а также их родовое имя, за что должны были нести
в их пользу разные повинности, прежде всего воинскую. Плебеи этого времени
могут быть отождествлены с мелкими и средними землевладельцами, а также
ремесленниками.
С течением времени численность плебса увеличилась, и он превратился
в политическую и экономическую силу, противостоявшую патрициату. Политическая
история Рима нескольких веков отмечена борьбой плебеев за уравнение своих
прав с патрициями.
3. Традиция приписывает царю Сервию
Туллию (середина V в. до н. э.) реформу общественного устройства,
в результате которой плебеи были введены в состав populus romanus (римского
народа). Она основывалась на имущественном различии и территориальном
делении, что усилило процесс ослабления кровнородственных связей, лежавших
в основе первобытнообщинной организации.
Первая часть реформы - деление всего свободного
населения Рима на шесть имущественных разрядов и на сотни - центурии.
В основу деления был положен размер земельного надела, которым владел
человек. Позднее, с появлением в IV в. до н. э. денег, была введена денежная
оценка имущества, на ассы. Обладавшие полным наделом входили в-первый
разряд, тремя четвертями надела - во второй и т. д. Кроме того, из первого
разряда была выделена особая группа граждан -всадники, а безземельные
- пролетарии - объединялись в шестой разряд.
Общее число центурий равнялось 193. Из них 18 центурий всадников и 80
центурий первого разряда составляли больше половины всех центурий. Поскольку
каждая центурия имела один голос, то голоса богатых и самых богатых центурий
составляли большинство - 98 голосов из 193. Центурии стали не только военной,
но и политической силой. После реформ наряду с куриатными народными собраниями
стали созываться народные собрания по центуриям. Решение народного собрания
по центуриям получало силу закона, и это собрание оттесняло на вторые
роли народное собрание по куриям.
Вторая часть реформы - деление свободного
населения по территориальному принципу.
В Риме было образовано 4 городских и 17 сельских территориальных округов,
за которыми сохранили старое название племен - трибы. Триба объединяла
и патрициев, и плебеев, живших в ней. Они подчинялись старосте, в обязанности
которого входил также сбор налогов. Позднее по территориальным трибам
также стали созываться свои собрания, в которых каждая триба имела один
голос.
Реформа Сервия Туллия завершила процесс ломки основ родового строя.
Включив плебеев в состав римского народа, допустив их к участию в центуриатном
и трибутном народных собраниях, она способствовала консолидации свободных,
обеспечивала их господство над рабами. |