1. Государство Древнего
Египта - одно из древнейших государств в мире.
Оно сложилось к III тысячелетию до н. э. в Северо-Восточной Африке.
Его расположение в долине по нижнему течению реки Нила обусловило интенсивное
развитие поливного земледелия, что способствовало социальному расслоению
и выделению управленческой верхушки во главе с первосвященниками-жрецами
уже в первой половине IV тысячелетия до н. э.
Во второй половине IV тысячелетия до н. э. в Древнем Египте складываются
первые государственные образования - номы. Они также возникли вследствие
развития поливного земледелия: сельские общины объединялись вокруг храмов
для совместного ведения ирригационных работ. Номов ко времени образования
единого египетского царства было на его территории около сорока. Они первоначально
объединились в два самостоятельных государства - Верхний (Южный) Египет
и Нижний Египет.
К концу IV тысячелетия до н. э. цари Верхнего Египта завоевали и объединили
под своей властью весь Египет.
2. История Древнего Египта делится на следующие периоды:
- период Раннего царства (3100 - 2800 гг. до н. э.);
- период Древнего царства (около 2800 - 2250 гг. до н. э.);
- период Среднего царства (около 2250 - 1700 гг. до н. э.);
- период Нового царства (около 1575 - 1087 гг. до н. э.).
В конце Нового царства Египет приходит в упадок, его завоевывают сначала
персы, затем римляне, включившие Египет в состав Римской империи.
3. Египетское государство в период
Раннего царства представляло собой древний племенной союз.
Основную массу населения составляли свободные крестьяне-общинники. Общины
владели землей на основе общинного землевладения. Государственная власть
считала себя верховным собственником всей земли и взимала в свою пользу
часть доходов свободного населения общин. В Египте раньше, чем в других
странах, сложилось классовое рабовладельческое общество. Уже в период
Раннего царства в результате ведения многочисленных войн появились пленники-рабы,
которых использовали в крупных хозяйствах.
В период Древнего царства развитие хозяйства имело высокий уровень.
Социальное и имущественное расслоение населения уже было четко определено.
Власть государства утверждалась в концентрации собственности у отдельных
лиц, начиная с фараона.
Крупная рабовладельческая знать обладала огромными земельными владениями
и стояла на верху общественной лестницы, занимая важные должности при
дворе и в государственном управлении. Крестьяне-общинники оставались основной
рабочей силой в государстве. Хотя рабский рынок в эпоху Древнего царства
уже существовал, рабов было еще мало.
Особое положение в египетском обществе заняли жрецы. Они были окружены
всеобщим почитанием ввиду того, что монопольно обладали знаниями о загробном
мире, владели искусством врачевания, возведения сложных архитектурных
сооружений, умели вычислять площади земельных участков. Жрецы служили
опорой царской власти, обожествляя и прославляя фараонов. Храмовые хозяйства
освобождались от налогов и отработок на государство. Фараон был не только
верховным правителем, но и верховным жрецом, хотя постепенно эти функции
начинают разделяться.
Эпоху расцвета Среднего царства (XVIII в. до н. э.) характеризуют следующие
важные черты общественных отношений:
- значительно растет рабовладение в частных хозяйствах и изменяется
положение землевладельцев;
- происходит расслоение сельских общин, приводя к образованию мелких
собственников - неджесов.
Слой неджесов, в свою очередь, подразделяется на бедных, или маленьких,
неджесов (мелких крестьян) и сильных неджесов - разбогатевших представителей,
которые становились писцами, торговцами и землевладельцами.
В период Нового царства продолжает развиваться рабство, чему способствуют
многочисленные войны. Рабовладельческие отношения глубоко проникают в
общество.
Труд рабов не только широко использовался в домашнем хозяйстве, из их
среды выходили ремесленники - каменотесы, перевозчики камня, кузнецы,
ткачи, строители и др.
Основная масса общинников-земледельцев беднела. Земледельцев в принудительном
порядке использовали на царских и храмовых землях. С целью наложения различных
повинностей ежегодно проводились смотры людей, скота, птицы.
Продолжается возвышение жречества. Оно превращается в замкнутую наследственную
касту. Растет богатство высшего жречества, и происходит его освобождение
от зависимости по отношению к центральной власти. |