1. Французский абсолютизм
достиг высшей ступени своего развития в период самостоятельного правления
Людовика XIV (1661 - 1715 гг.). Особенностью абсолютизма во Франции являлось
то, что король - наследный глава государства - обладал всей полнотой законодательной,
исполнительной, военной и судебной власти. Ему подчинялись весь централизованный
государственный механизм, административно-финансовый аппарат, армия, полиция,
суд. Все жители страны были подданными короля, обязанными ему беспрекословно
подчиняться. С XVI в. по первую половину XVII в. абсолютная монархия играла
прогрессивную роль'.
- вела борьбу против раскола страны, создавая тем самым благоприятные
условия для ее последующего социально-экономического развития;
- нуждаясь в новых дополнительных средствах, содействовала росту капиталистической
промышленности и торговли - поощряла строительство новых мануфактур,
вводила высокие таможенные пошлины на иностранные товары, вела войны
против иностранных держав - конкурентов в торговле, основывала колонии
- новые рынки сбыта.
Во второй половине XVII в., когда капитализм достиг такого уровня, что
его дальнейшее благоприятное развитие в недрах феодализма стало невозможным,
абсолютная монархия утратила все ранее присущие ей ограниченно прогрессивные
черты. Дальнейшему развитию производительных сил препятствовали сохранявшиеся
абсолютизмом:
- привилегии духовенства и дворянства;
- феодальные порядки в деревне;
- высокие вывозные пошлины на товары и т. д.
2. С укреплением абсолютизма вся государственная
власть сконцентрировалась в руках короля.
Деятельность Генеральных штатов практически прекратилась, они собирались
очень редко (последний раз в 1614 г.).
С начала XVI в. светская власть в лице короля усилила свой контроль
над Церковью.
Рос бюрократический аппарат, его "влияние усиливалось. Центральные
органы государственного управления в рассматриваемый период делились на
две категории:
- унаследованные от сословно-представительной монархии учреждения,
должности в которых продавались. Они частично контролировались знатью
и постепенно оттеснялись во второстепенную сферу государственного управления;
- учреждения, созданные абсолютизмом, в которых должности не продавались,
а замещались чиновниками, назначаемыми правительством. Они со временем
составили основу управления.
Государственный совет фактически превратился в высший совещательный
орган при короле.
В состав Государственного совета входило и "дворянство шпаги",
и "дворянство мантии" - представители и старых, и новых учреждений.
К старым органам управления, должности в которых занимала знать и которые
практически не функционировали, относились специальные советы - тайный
совет, аппарат канцлера, совет депеш и т. д. Органы, созданные во время
абсолютизма, возглавляли генеральный контролер финансов (по сути первый
министр) и четыре государственных секретаря - по военным делам, иностранным
делам, морским делам и делам двора. •
Большое значение в финансовом управлении имели откупщики косвенных налогов,
они же - государственные кредиторы.
В местном управлении, как и в центральных органах, сосуществовали две
категории:
- утратившие значительную часть своих реальных правомочий бальи, пре-во,
губернаторы, должности которых уходили своими корнями в прошлое и замещались
знатью;
- фактически руководившие местным административным управлением и судом
интенданты юстиции, полиции и финансов - особые уполномоченные королевского
правительства на местах, на посты которых обычно назначались лица незнатного
происхождения. Интендантства делились на округа, реальная власть в которых
была вручена субделегатам, назначаемым интендантом и подчиненным ему.
3. Судебную систему возглавлял король,
который мог принять к своему личному рассмотрению или поручить своему
доверенному лицу любое дело любого суда.
В судопроизводстве сосуществовали:
- королевские суды;
- сеньориальные суды;
- городские суды;
- церковные суды и др.
В период абсолютной монархии продолжалось усиление королевских судов.
В соответствии с Орлеанским ордонансом (1560 г.) и Мулинским ордонансом
(1566 г.) им стало подсудно большинство уголовных и гражданских дел.
Сеньориальным судам эдикт 1788 г. оставил в области уголовного судопроизводства
лишь функции органов предварительного дознания. В области гражданского
судопроизводства им были подсудны только дела с небольшой суммой иска,
но и эти дела могли по усмотрению сторон сразу же передаваться в королевские
суды.
Общие королевские суды состояли из трех инстанций: судов превоталь-ных,
бальяжных и судов парламентов.
Функционировали суды специальные, где рассматривались дела, затрагивавшие
ведомственные интересы: свои суды имели счетная палата, палата косвенных
налогов, управление монетного двора; были суды морские и таможенные. Особую
значимость имели военные суды.
4. Создание постоянной армии
при абсолютизме завершилось. От набора наемников-иностранцев постепенно
отказались и перешли к комплектации вооруженных сил за счет вербовки в
солдаты рекрутов из низших слоев "третьего сословия", в том
числе и уголовных элементов. Офицерские должности по-прежнему занимало
лишь дворянство, что придавало армии ярко выраженный сословный характер.
|