1. В первых веках н. э. в Китае окончательно
утвердились и стали господствующими феодальные отношения.
Укрепила свое положение крупная феодальная собственность на землю с правом
купли-продажи, окрепло крупное землевладение "сильных домов",
получила развитие система надельного землевладения на государственных
землях. Период Троецарствия, отмеченный борьбой царств Вэй, Шу и У, закончился
в III в. на короткое время объединением страны под властью династии Западная
Цзинь. Эта империя в конце 316 г. была уничтожена вторгшимися в Северный
Китай кочевыми народами. На юге Китая была воссоздана династия Цзинь,
получившая название Восточной Цзинь (317 - 420 гг.), а на севере к IV
в. установилось господство сянь-бийского племени тоба и утвердилась власть
династии Тоба Вэй, или Северных Вэй. До конца VI в. длились войны между
северным и южным царствами, а также междоусобная феодальная борьба внутри
самих царств.
В этот период получила развитие система надельного землевладения, называвшаяся
в то время "системой равных полей"; стало расширяться церковное
(буддийское) землевладение.
Во второй половине VI в. полководец Ян Цзянь основал династию Суй, которая
в 589 г. объединила Север и Юг Китая. Представители этой династии стремились
к установлению единодержавия. Усиление центральной власти сопровождалось
закрепощением земледельцев и наступлением на древние общинные деревенские
организации. Правление династии Суй (длительные войны, сооружение Великого
канала, строительство дворцов) вызвало необычайный рост государственных
расходов и увеличение взимавшихся с народа повинностей.
Такая политика стала причиной народных восстаний, которые в 618 г. возвели
на престол новую правящую династию - Тан. Танские императоры, стремясь
подорвать влияние аристократии и создать прослойку служилых людей, всецело
зависящих от императорского двора, ввели систему государственных экзаменов,
успешная сдача которых и получение ученой степени открывали доступ к государственной
службе. Таким путем был создан хорошо налаженный бюрократический аппарат
управления.
2. В социальной структуре
Китая выделялись три сословие-классовые группы:
- благородные люди - светская и духовная знать, военное и гражданское
чиновничество. Это были привилегир.ованные лица, которые освобождались
от трудовых повинностей и телесных наказаний, а некоторые - и от налогов.
(В период правления династии Вэй был принят закон о "Восьми условиях
для благоприятного рассмотрения дел" - "Ба и", наделивший
чиновничество особым статусом и официально поставивший бюрократию в
привилегированное положение. Его действие было отменено только в конце
XIX в.) Богатые купцы, ростовщики, крупные землевладельцы пополняли
ряды "благородных" посредством покупки почетных званий и ученых
степеней;
- добрый народ, или добрые люди, - простонародье, по преимуществу мелкие
земледельцы и ремесленники, на которых лежало основное бремя налоговых
выплат и трудовых повинностей;
- дешевый народ, или подлые люди, - неполноправные свободные и рабы,
государственные и частные. К неполноправным'свободным относились безземельные
и малоземельные крестьяне-арендаторы, находившиеся на положении полукрепостных
и работавшие в "сильных домах" батраками, стражниками, слугами
и т. д.
Каждой сословно-классовой группе был присущ определенный образ жизни,
строго соблюдались определенные правила поведения, определенный тип одежды,
украшений, жилища. Запрещалось, минуя близлежащую ступень, обращаться
к людям, стоящим выше по социальному рангу. Правда, в отличие от индийских
варн переход из одной группы в другую был возможен.
3. Главой государства был император
- "Сын неба". Он обладал верховной законодательной и судебной,
а также духовной властью (был верховным жрецом), правил на основе традиций
и законов и имел неограниченные права.
При императоре существовал Государственный совет, на должности в котором
назначались члены императорского дома и влиятельные сановники. Совет возглавляли
два канцлера (цзайсяна) - левый (старший) и правый (младший), зачастую
самостоятельно решавшие государственные дела. В их подчинении находилось
шесть ведомств (министерств). Первому канцлеру подчинялись:
- ведомство чинов, занимавшееся назначением и увольнением чиновников;
- ведомство обрядов, наблюдавшее за соблюдением обрядов, этикета, нравственностью;
- ведомство финансов, осуществлявшее учет податных, занимавшееся обложением
и сбором налогов.
В ведении второго канцлера находились:
- военное ведомство, занимавшееся организацией военного дела в империи;
- ведомство наказаний, которому подчинялись суды и тюрьмы;
- ведомство общественных работ, осуществлявшее организацию трудовой
повинности податных.
Управление страной осуществлялось через три палаты: одна палата руководила
органами исполнительной власти (ведомствами), две другие готовили и публиковали
императорские указы, организовывали торжественные церемонии.
Управление на местах основывалось на территориальном принципе. Самой
крупной административно-территориальной единицей империи была провинция.
Территория страны делилась на десять провинций, которые, в свою очередь,
подразделялись на области (чжоу) и уезды. На всех уровнях руководили чиновники,
назначаемые и смещаемые из центра.
В провинции действовали три управленческие службы, во главе которых
стояли уполномоченные чиновники высоких рангов:
- административная, в обязанности которой входили учет людей и земель,
сбор налогов, наблюдение за строительными работами и распределением
воды;
- военная;
- надзорно-контрольная, находившаяся в особом положении - она должна
была контролировать весь местный управленческий аппарат, вести борьбу
с коррупцией и злоупотреблениями чиновников. Деятельность этого органа
способствовала централизации государственного аппарата.
4. В средневековом Китае, как и в других феодальных
государствах, судебные дела рассматривались не только в судебных
органах, но и в административных органах,
выполняющих судебные функции. На высшей ступени иерархической судебной
лестницы в XIV - XV вв. в Китае стоял сам император, обладавший верховной
судебной властью, на низшей - выборный старейшина деревни.
Судебные дела в основном решались в уездных управах - ямынях. В случае
недостаточности доказательств дело откладывали или передавали специальному
следственному судье по уголовным делам. В областях и провинциях действовали
особые судебно-правительствен-ные органы, которые рассматривали дела,
связанные с тяжкими преступлениями - убийством, крупным хищением, лихоимством.
Если дело не было окончательно решено в области или провинции, то оно
направлялось в столичный судебно-следственный орган, где решения выносились
от имени императора. |