Право Халифата
 

1. Главным источииком права у мусульман с возникновения Халифата и до сих шариат - свод религиозно-этических и правовых предписаний яслама. Он включает нормы государственного, гражданского, уголовного и процессуального права и опирается на Коран, Сунну и иджму.

Коран - главная священная книга мусульман, собрание проповедей, обоядовыХ и юридических установлений, молитв, назидательных рассказов , содержащиеся в нем предписания носят характер религиозно,моральных направляющих установок.

Сунна - сборники преданий (хадисов) о поступках и изречениях Мухаммеда изложенных его сподвижниками. В значительной своей части содержат предписания относительно семейно-наследственного и судебного права-

Иджма - согласное мнение авторитетных мусульманских правоведов, знатоков шариата по отдельным религиозно-правовым и бытовым воп-решение которых не может быть основано на Коране и Сунне. Кроме того, в мусульманских странах по каждому важному вопросу обшественной жизни обязательным было получение фетвы - юридического заключения высших религиозных авторитетов (муфтия, шейха) о соответствии того или иного действия или явления Корану и шариату.

По мере распространения ислама появились и другие источники права указы и распоряжения халифов, местные обычаи, не противоречащие исламу, и др.

2. В мусульМанском праве были закреплены следующие правовые земельные статусы:

  • хиджаз - земли, где жил Мухаммед (Мекка с окрестностями; в настоящее время провинция в Саудовской Аравии), государственная собственность- Для них был установлен особый правовой режим; с проживающих нa этих землях мусульман взималась десятина;
  • ваку( пожертвования, земли, переданные мечетям, школам и другим организациям на религиозные и благотворительные цели. Они освобождались от налогов и считались неотчуждаемыми;
  • икта - условные временные пожалованные феодалам за службу земли вместе с проживавшим на них крестьянским населением типа бенефиция. Впоследствии стали превращаться в феодальную собственность типа лена, причем ленники, как и в Европе, приобрели со временем не только налоговый, но и судебно-административный иммунитет;
  • мульк - частная земельная собственность. В отличие от икта мульк не был обусловлен несением государственной службы, он мог быть продан, подарен или передан по наследству.

Шариатскому праву было известно деление вещей на движимые и недвижимые, заменимые и незаменимые, характеризующиеся индивидуальными признаками и не имеющие таковых. Движимое имущество тоже могло входить в категорию вакуфа. Особую категорию составляли вещи, которые не могли или не должны были находиться в собственности. Это воздух, море, пустыня, мечети, водные пути. Не признавалась собственность на "нечистые вещи" - вино, свинину, книги, противоречащие положениям ислама, и др. Практические вопросы обязательственного права получили в шариате всестороннюю разработку.

3. Шариат рассматривает брак как религиозную обязанность мусульманина. Для заключения брака требовалось согласие сторон, в том числе и невесты. Волю невесты вправе были выразить и ее родители, поэтому брак часто выступал как торговая сделка между отцом невесты и женихом.

Коран признает за мусульманином право иметь до четырех жен одновременно. Муж обязывается предоставить каждой жене имущество, жилище и одежду, которые соответствовали бы его положению. Ислам закреплял зависимое положение женщины в семье. Жена не участвовала самостоятельно в имущественном обороте, а была обязана вести домашнее хозяйство и воспитывать детей.

Развод в мусульманском праве известен в нескольких видах. Муж имел право развестись с женой и по точно определенным поводам, и без повода; жена имела право потребовать развода через суд по строго определенным основаниям.

4. Наследственное право признавало два порядка наследования: по закону и по завещанию.

При наследовании по закону из имущества умершего сначала покрывались расходы, связанные с его погребением, затем выплачивались его долги. Оставшееся имущество переходило к законным наследникам. В первую очередь наследство получали дети умершего, затем его братья, дяди и т. д. Наследственная доля женщин была вдвое меньше доли мужчин. На получение наследства не имели права вероотступники, разведенные супруги, лица, которые вызвали смерть наследодателя. Характерными чертами наследования по завещанию были следующие:

  • завещание не могло составляться в пользу законных наследников;
  • завещание не могло затрагивать более трети имущества завещателя;
  • составление завещания требовало присутствия двух свидетелей.

5. Все преступления классифицировались мусульманским правом на три группы:

  • преступления, направленные против основ религии и государства. К этой группе относились в первую очередь отступничество от ислама, бунт, сопротивление властям, а затем кражи, употребление спиртных напитков, прелюбодеяние. Данные преступления не допускали прощения и часто наказывались смертной казнью;
  • преступления против отдельных лиц. Ответственность за совершение преступлений данной группы была основана на принципах кровной мести и возмездия;
  • правонарушения, наказания по которым строго не установлены. Право выбора наказания было предоставлено суду.

В качестве мер наказания предусматривались:

  • смертная казнь в различных видах;
  • членовредительские и телесные наказания;
  • лишение свободы (тюремное заключение, домашний арест, помещение в мечеть);
  • имущественные санкции (конфискации, штрафы);
  • ссылка и т. д.

6. Судебный процесс носил обвинительный характер. Основными чертами судопроизводства были: непрерывность судебного процесса, единоличное решение судебных споров, отсутствие различий в процедуре рассмотрения гражданских и уголовных дел.

Дела возбуждались заинтересованными лицами, а не государственными органами (кроме преступлений, относящихся к первой группе, против основ религии и государства). Стороны должны были сами вести дело. Процесс проходил устно, письменное делопроизводство не применялось.

Основными доказательствами были признания сторон, показания свидетелей, клятвы.