1. Главным источииком
права у мусульман с возникновения Халифата и до сих шариат - свод
религиозно-этических и правовых предписаний яслама. Он включает нормы
государственного, гражданского, уголовного и процессуального права и опирается
на Коран, Сунну и иджму.
Коран - главная священная книга мусульман, собрание проповедей, обоядовыХ
и юридических установлений, молитв, назидательных рассказов , содержащиеся
в нем предписания носят характер религиозно,моральных направляющих установок.
Сунна - сборники преданий (хадисов) о поступках и изречениях Мухаммеда
изложенных его сподвижниками. В значительной своей части содержат предписания
относительно семейно-наследственного и судебного права-
Иджма - согласное мнение авторитетных мусульманских правоведов, знатоков
шариата по отдельным религиозно-правовым и бытовым воп-решение которых
не может быть основано на Коране и Сунне. Кроме того, в мусульманских
странах по каждому важному вопросу обшественной жизни обязательным было
получение фетвы - юридического заключения высших религиозных авторитетов
(муфтия, шейха) о соответствии того или иного действия или явления Корану
и шариату.
По мере распространения ислама появились и другие источники права указы
и распоряжения халифов, местные обычаи, не противоречащие исламу, и др.
2. В мусульМанском праве были закреплены следующие правовые
земельные статусы:
- хиджаз - земли, где жил Мухаммед (Мекка с окрестностями; в настоящее
время провинция в Саудовской Аравии), государственная собственность-
Для них был установлен особый правовой режим; с проживающих нa этих
землях мусульман взималась десятина;
- ваку( пожертвования, земли, переданные мечетям, школам и другим организациям
на религиозные и благотворительные цели. Они освобождались от налогов
и считались неотчуждаемыми;
- икта - условные временные пожалованные феодалам за службу земли вместе
с проживавшим на них крестьянским населением типа бенефиция. Впоследствии
стали превращаться в феодальную собственность типа лена, причем ленники,
как и в Европе, приобрели со временем не только налоговый, но и судебно-административный
иммунитет;
- мульк - частная земельная собственность. В отличие от икта мульк
не был обусловлен несением государственной службы, он мог быть продан,
подарен или передан по наследству.
Шариатскому праву было известно деление вещей на движимые и недвижимые,
заменимые и незаменимые, характеризующиеся индивидуальными признаками
и не имеющие таковых. Движимое имущество тоже могло входить в категорию
вакуфа. Особую категорию составляли вещи, которые не могли или не должны
были находиться в собственности. Это воздух, море, пустыня, мечети, водные
пути. Не признавалась собственность на "нечистые вещи" - вино,
свинину, книги, противоречащие положениям ислама, и др. Практические вопросы
обязательственного права получили в шариате всестороннюю разработку.
3. Шариат рассматривает брак
как религиозную обязанность мусульманина. Для заключения брака требовалось
согласие сторон, в том числе и невесты. Волю невесты вправе были выразить
и ее родители, поэтому брак часто выступал как торговая сделка между отцом
невесты и женихом.
Коран признает за мусульманином право иметь до четырех жен одновременно.
Муж обязывается предоставить каждой жене имущество, жилище и одежду, которые
соответствовали бы его положению. Ислам закреплял зависимое положение
женщины в семье. Жена не участвовала самостоятельно в имущественном обороте,
а была обязана вести домашнее хозяйство и воспитывать детей.
Развод в мусульманском праве известен в нескольких видах. Муж имел право
развестись с женой и по точно определенным поводам, и без повода; жена
имела право потребовать развода через суд по строго определенным основаниям.
4. Наследственное право
признавало два порядка наследования: по закону и по завещанию.
При наследовании по закону из имущества умершего сначала покрывались
расходы, связанные с его погребением, затем выплачивались его долги. Оставшееся
имущество переходило к законным наследникам. В первую очередь наследство
получали дети умершего, затем его братья, дяди и т. д. Наследственная
доля женщин была вдвое меньше доли мужчин. На получение наследства не
имели права вероотступники, разведенные супруги, лица, которые вызвали
смерть наследодателя. Характерными чертами наследования по завещанию были
следующие:
- завещание не могло составляться в пользу законных наследников;
- завещание не могло затрагивать более трети имущества завещателя;
- составление завещания требовало присутствия двух свидетелей.
5. Все преступления классифицировались
мусульманским правом на три группы:
- преступления, направленные против основ религии и государства. К
этой группе относились в первую очередь отступничество от ислама, бунт,
сопротивление властям, а затем кражи, употребление спиртных напитков,
прелюбодеяние. Данные преступления не допускали прощения и часто наказывались
смертной казнью;
- преступления против отдельных лиц. Ответственность за совершение
преступлений данной группы была основана на принципах кровной мести
и возмездия;
- правонарушения, наказания по которым строго не установлены. Право
выбора наказания было предоставлено суду.
В качестве мер наказания предусматривались:
- смертная казнь в различных видах;
- членовредительские и телесные наказания;
- лишение свободы (тюремное заключение, домашний арест, помещение в
мечеть);
- имущественные санкции (конфискации, штрафы);
- ссылка и т. д.
6. Судебный процесс носил
обвинительный характер. Основными чертами судопроизводства были: непрерывность
судебного процесса, единоличное решение судебных споров, отсутствие различий
в процедуре рассмотрения гражданских и уголовных дел.
Дела возбуждались заинтересованными лицами, а не государственными органами
(кроме преступлений, относящихся к первой группе, против основ религии
и государства). Стороны должны были сами вести дело. Процесс проходил
устно, письменное делопроизводство не применялось.
Основными доказательствами были признания сторон, показания свидетелей,
клятвы. |